Самый первый автомобиль рено

Обновлено: 04.07.2024

Это вторая и заключительная часть статьи об автомобилях-пионерах. Как и в первом выпуске, в материал попали 20 автомобилей — от Land Rover до Volvo. Компании представлены в алфавитном порядке.

Land Rover Mk.1 (1948)

Lexus LS400 (1989)

Maserati type 26 (1926)

Альфьери Мазерати за рулем машины имени себя примчался на финиш первым в классе и девятым в абсолюте. Для начала — неплохо.

Mazda R360 (1960)

Mazda R360, помимо очаровательной внешности и двухместного салона, была любопытна заднемоторной компоновкой и 356-кубовым двухцилиндровым двигателем мощностью 16 лошадиных сил. Да, это не MX-5 — на таком не подрифтишь.

Mercedes 35 h.p. (1901)

Mini — Austin Mini (1959)

В качестве самостоятельного бренда MINI появился лишь в 2000-м — на сорок лет позже оригинального автомобильчика, созданного британцем греческого происхождения Алеком Иссигонисом. Задумывавшийся как ответ европейским бабл-карам — ультрабюджетным машинками середины 1950-х, — MINI стал настоящим символом британского автопрома.

Сотканный в равной степени как из гениальных, так и противоречивых решений, он стал легендой при жизни, с минимальными изменениями продержавшись на конвейере свыше четырех десятков лет.

Mitsubishi Model A (1917)

Для огромного промышленного конгломерата Mitsubishi автомобили всегда были побочным бизнесом. В далеком 1917-м кораблестроительная фирмы Mitsubishi Kobe Dockyard Works выпустила копию FIAT Tipo 3 скорее из любопытства.

Коммерческого успеха машина в любом случае не имела. За следующие четыре года было собрано около 20 экземпляров, покупать которые никто особо не стремился. Ведь импортируемые в Японию из США и Европы машины были дешевле.

Nissan Model 70 (1937)

Opel Lutzmann (1899)

Продлевать договор с Лутцманом Опели не стали, а через несколько лет выпустили автомобиль уже собственной конструкции. Более удачный, кстати.

Peugeot Type 2 (1890)

Porsche 356/1 (1948)

Первый (он же единственный) экземпляр Porsche 356/1 оснащался кузовом родстер, изготовленным из алюминия, имел пространственную раму и сложную среднемоторную компоновку. В серию же пошла менее заковыристая в техническом плане Porsche 356/2, по компоновке и конструкции гораздо более близкая к VW type 1.

Renault Voiturette Type A (1898)

Rolls Royce 10 hp (1904)

Когда Генри Ройсу, богатому промышленнику из Манчестера, сколотившему состояние на производстве портовых кранов, надоели поломки своего французского автомобиля марки Decauville, он решил действовать. Не может же самобеглая карета быть сложнее портового крана?!

SAAB 92 (1949)

Автомобилями известная авиационная компания занялась не от хорошей жизни. После Второй мировой заказы на военные самолеты сошли на нет, и фирма из Тролльхеттана переключилась на более приземленные механизмы.

Получилось не быстро, но весело. Взяв за основу довоенный DKW, шведы добавили к творчески переосмысленному переднеприводному шасси шедевральный аэродинамический кузов работы промышленного дизайнера Сикстена Сасона. Итогом стало появление изящного и прогрессивного SAAB 92.

Skoda 25/100 (1925)

Subaru 1500 (1954)

Suzuki Suzulight (1955)

Ткацкие станки, мотоциклы, автомобили — история Suzuki развивалась именно по такому направлению. Первая легковушка компании — Suzulight — это копия немецкого Lloyd LP400. Причем сходство не только внешнее, но и компоновочно-конструктивное: передний привод, поперечное расположение мотора, хребтовая рама.

Toyota A1 (1935)

Toyota тоже начинала с ткацких станков, а первый легковой автомобиль — четырехдверный седан А1 — разработала в 1936-м. И в его конструкции не было ровным счетом ничего революционного.

Дизайном машина напоминала Chrysler Airflow, а шасси и силовой агрегат были аккуратно скопированы с Chevrolet. Надо же было с чего-то начинать.

Volkswagen Type 1 (1938)

Мечту о создании массового автомобиля для простых трудяг Фердинанд Порше смог осуществить лишь с помощью нацистов, санкционировавших разработку народной машины и строительство завода.

Volvo OV4 (1927)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

мблема в виде ромба, по которой безошибочно узнаются автомобили Renault, не сразу стала отличительной чертой французской марки. Названия моделей за более чем столетнюю историю компании поражают разнообразием — индексы, цифры, красивые имена.

Фирма братьев Renault была основана в 1899 г., а спустя год появился первый логотип — две буквы R, одна из которых повернута зеркально. Эта эмблема использовалась только во внутренних документах. В 1906 г. в честь победы на Гран-при Франции автомобили Renault украсил первый настоящий логотип — спортивная машина внутри шестеренки. В 1919 г. французский производитель украсил логотип танком FT-17, который самостоятельно разработал и выпускал.

После Второй мировой войны компания была национализирована, и на логотипе появилась надпись Regie Nationale (Народное управление). В документах внутренняя часть логотипа стала желтой — этот цвет стал официальным для французского автопроизводителя. В конце 1950-х появился новый, более узкий, логотип, названный алмазным наконечником. В 1970-х художник Виктор Вазарели нарисовал новый логотип, основанный на параллельных линиях, просуществовавший 20 лет, пока ему на смену не пришел более простой трехмерный алмаз.

Первый автомобиль Луи Рено назывался незамысловато — Voiturette Type A. Сам изобретатель с трудом помещался за рулем этой вуатюретки — так когда-то называли легкие микролитражные машины. Зато у Type A были все признаки современного автомобиля: карданная передача, трансмиссия, переднее расположение мотора. Не хватало разве что закрытого кузова, что было исправлено на следующей модели Type B.

Начав с буквы A, Луи Рено продолжил называть свои модели в алфавитном порядке и спустя три года добрался до буквы G. Далее он использовал букву S. Такими темпами алфавит закончился очень быстро, тем более что Луи Рено каждый год представлял несколько моделей, а продажи перевалили за 1000 штук.

Первая литера менялась от года к году, индексы автомобилей, представленных в 1909 г., начинались с буквы B, в 1911-м — с буквы C, в 1913-м — с D. Выпуск отдельных моделей предыдущих годов сохранялся, что вносило путаницу. Например, популярная KZ выпускалась с 1923 по 1931 годы.

К середине 1930-х все модели Renault носили имена собственные вместо индексов, но первый послевоенный новый автомобиль получил имя 4CV. В названии подчеркивалось, что заднемоторная микролитражка не разорит владельца налогами и бензином — всего четыре налоговые лошадиные силы. Для пережившей войну Европы это было важно.

Знаковая для Renault модель середины 1960-х, сделавшая хэтчбеки популярными в Европе, носила индекс 16. В дальнейшем имена и цифры мирно сосуществовали в модельном ряду Renault. Выбор имени зависел и от рынка: рестайлинговый седан Renault 9, выпускавшийся для США в альянсе с американской корпорацией AMC, был переименован в Alliance. Цифры сохранялись в модельном ряду французской компании вплоть до середины 1990-х, а после остались только романтические имена: Clio, Megane, Safrane.

Европейский хэтчбек Captur в России превратился в кроссовер Kaptur. Внешне Renault Kaptur выполнен в той же стилистике, что и модель для Европы, но технически это совершенно другой автомобиль. Renault Kaptur был создан российскими инженерами специально для России: модель поставили на новую платформу Global Access, у него огромный дорожный просвет и несколько полезных опций для нашего климата (система дистанционного запуска двигателя, обогрев лобового стекла по всей поверхности и другие).

Кроме того, компания анонсировала новый кроссовер С-класса специально для России. О том, как он будет называться, узнаем на Московском автосалоне в конце августа.

Renault Group — крупный французский автопроизводитель со штаб-квартирой в городе Булонь-Бийанкур, близ Парижа. Компания выпускает авто под маркой Renault, а также бюджетной Dacia, контролирует корейскую Samsung Motors, французскую Bugatti Automobiles. Ей принадлежит 43,4% акций Nissan Motor, контрольный пакет акций российского АВТОВАЗа, 20,5% шведской Volvo. Занимается выпуском легковых и коммерческих автомобилей, моторов и автокомплектующих.

Первый экземпляр модели комплектовался одноцилиндровым мотором мощностью 0,75 л.с., который разгонял машину до 32 км/час. Он был продан другу отца Луи. Затем конструктор на спор поднялся на своей машине по крутой улице Лепик в Париже, угол подъема которой составляет 13 градусов. В тот же вечер Луи получил заказ на изготовление 24 автомобилей Voiturette.

Первоначально это была небольшая самоходная повозка. После 1899 года к конструкции прибавили две двери и крышу. Дальнейшее усовершенствование появилось в 1900 году, когда автомобиль повезли на дебютную для марки выставку в Париже.



Renault Voiturette (1898–1903)

Луи не только использовал сам разработанную им коробку передач, но и получал дивиденды от применения запатентованного изобретения другими автопроизводителями. Это, а также множественные победы в гонках Париж-Остенд, Париж-Трувиль и Париж-Рамбуйе, одержанные братьями, способствовало популяризации марки.



Renault AG (1905–1910)

В 1908 году компания произвела 3 575 автомобилей, став крупнейшим в стране автопроизводителем.

В 1909 году умирает Фернан Рено, и Луи остается единственным собственником компании, которую переименовывает в Société des Automobiles Renault (Автомобильная компания Рено). За фирмой закрепляется репутация инновационной автокомпании. С 1905 года Renault использует новые методы массового производства, а с 1913 — тейлоризм, позволивший организовать крупное производство.

В предвоенные годы Renault производит автобусы и коммерческие автомобили. Кроме того, Луи Рено начинает использовать шестицилиндровый двигатель и создает 45- и 100-сильные моторы для самолетов.

В 1913 году полноприводные грузовики марки получают высокую оценку военного ведомства. Фирме поступает заказ на изготовление партии грузовиков для армии. Во время Первой мировой войны компания усиленно работает над выпуском продукции для нужд фронта. Это разнообразная военная техника, в том числе танки, комплектующие для боевых машин, авиадвигатели и даже носилки. Военное участие Renault было настолько впечатляющим, что Луи наградили Орденом Почетного легиона.

С 1922 года на заводах Renault используется конвейер. Автомобили, выпускаемые компанией, представлены как маленькими, так и огромными моделями. В 1928 году вышло 45 809 автомобилей марки.

В 1928 году представлен легендарный Vivasix. Это был один из самых крупных автомобилей, производимых компанией в тот период. Он комплектовался шестицилиндровым рядным мотором объемом 3180 куб. см, который работал в паре с трехступенчатой механической коробкой передач. Колесная база равнялась 3 260 мм. Максимальная скорость составляла 130 км/час.


Renault Vivasix (1926–1930)

До Первой мировой войны форма передней части кузова автомобиля была обусловлена размещением радиатора позади двигателя. В 1930-х годах автопроизводитель начал размещать радиатор впереди, что обусловило изменение формы кузова.

Автомобили Renault изготавливались с использованием большого количества алюминия, из которого делались двигатели, тормоза, коробки передач, напольные и все внешние кузовные панели.

В 1931 году компания представляет для коммерческих автомобилей дизельные двигатели. После окончания войны Renault продолжает работать над созданием авиационных моторов и танков.

В начале 1930-х годов Renault уступила Citroën лидерство по объемам выпускаемых автомобилей. Модели конкурента на то время считались более инновационными и популярными. Однако в середине десятилетия французские автопроизводители серьезно пострадали от Великой депрессии. Компания Renault выстояла, поскольку могла компенсировать потери, выпуская сельскохозяйственную, железнодорожную и военную продукцию, а Citroën был вынужден признать себя банкротом. Так Renault стал крупнейшим производителем автомобилей Франции, удерживая эту позицию до 1980-х.

После капитуляции Франции в 1940 году Луи Рено отказался производить танки для нацистской Германии, которая взяла под контроль его заводы. В 1942 году предприятия Renault сильно пострадали в результате бомбардировок британцами. Тогда Луи Рено решил восстановить их как можно быстрее, однако этого не удавалось сделать до освобождения Франции.

Возобновление производства началось в 1944-м, однако шло медленно, в атмосфере подозрений и конкуренции. Тогда во Франции обострились отношения между противниками и сторонниками коммунизма. Это привело к тому, что на заводах была введена временная администрация, и компания Renault перешла под контроль государства.

Временное правительство обвинило Луи Рено в сотрудничестве с немцами. Основатель компании был арестован 23 сентября 1944 года и умер в тюрьме 24 октября 1944 в ожидании суда.

16 января 1945 года компания была национализирована. В последующие годы семья Рено пыталась через суд добиться отмены национализации или компенсации. Состоялось два судебных заседания, в 1945 и 1961 годах. В обоих случаях судьи настояли на том, что у них нет полномочий для пересмотра действий правительства.

Тем временем марка начинала свое послевоенное возрождение. Еще во время войны Луи Рено разработал новый мотор 4CV, который впоследствии дебютировал на флагманской модели Frégate. Впрочем, вскоре автопроизводитель отказался от заднерасположенного 4CV и стал оснащать модель обычным четырехцилиндровым двигателем объемом 1996 куб. см. Позднее, в 1956 году он был заменен новым мотором объемом 2141 куб. см и мощностью 77 л.с. Продажи Frégate достигли своего пика в 1955 году, когда было реализовано 37 717 единиц. Однако уже в 1957 году они рухнули до 9 772 единиц.



Renault Frégate (1951–1960)

Положение компании было незавидным. Смерть Луи Рено при невыясненных обстоятельствах в тюрьме, усиливающиеся конкуренты и неблагосклонное отношение правительства Франции, которое было собственником предприятия, — все это пошатнуло стабильную компанию. Однако фирму спас выпуск нескольких успешных моделей — Renault 4, конкурировавшего с Citroën 2CV и Renault 8. Далее появился Renault 10 с задним расположением двигателя и престижный новаторский хэтчбек Renault 16. Компания продолжала развиваться. Уже в 1970 году было изготовлено 1 055 803 автомобиля.

В 1960-х годах французский автопроизводитель открывает официальное представительство в России. В 1970 году между СССР и французским концерном было заключено соглашение о развитии автомобильной промышленности. В Советском Союзе к 1980 году около четверти всех автомобилей производились по технологии Renault.

В январе 1972 года появляется модель Renault 5, компактный и экономичный автомобиль, успех которого только усиливался энергетическим кризисом 1973 года. R5 комплектовался продольно установленным двигателем, вращавшим передние колеса, а также торсионной подвеской. Объем мотора мог быть 782 или 956 куб. см. Кузов-монокок помог снизить производственные затраты при сборке модели. Версия с кузовом четырехдверного седана получила название Renault 7 и собиралась на заводе с Испании. В 1979 году линейку пополнил пятидверный R5, став одним из первых автомобилей в классе, получившим четыре пассажирских двери.



Renault 5 (1972–1996)

В конце 1960-х и 1970-х годах Renault создала дочерние компании в Восточной Европе и Южной Америке, а также подписала соглашения о техническом сотрудничестве с Volvo и Peugeot.

В 1979 году марка начинает полномасштабное наступление на американский рынок. Для этого было заключено соглашение с American Motors, согласно которому компания продвигала автомобили Jeep в Европе. При этом некоторые ранние проекты моделей американской марки разрабатывались совместно с Renault. Кроме того, Jeep использовал колеса и сиденья Renault.

Первоначально модель представляла собой четырехдверный седан. В 1983 году появилась ее версия с кузовом трех- и пятидверного хэтчбека, которую именовали Renault 11.

При выпуске обе версии комплектовались 1,1- или 1,4-литровым двигателем. Позднее появились варианты 9 Turbo и 11 Turbo, использовавшие турбированный мотор от Renault 5. Мощность силового агрегата составляла 113 л.с., а двигатель раллийной версии выдавал 220 л.с.



Renault 9 (1981–2000)

В 1982 году марка стала вторым по объемам продаж европейским автопроизводителем в США после Volkswagen. В 1980-х годах компания выпускает Renault Espace, один из первых микроавтобусов, который оставался самым известным в Европе минивэном в течение следующих двух десятилетий. Однако от клиентов все больше и больше приходили жалобы на качество машин. В итоге это привело к огромным убыткам и необходимости жесткой экономии и продаже нескольких непрофильных активов компании.

В начале 1986 года Renault 18 был заменен на Renault 21, прибавив в модельную линейку семиместный универсал, именовавшийся в зависимости от рынка Nevada или Savanna.

В 1990 году Renault укрепила свое сотрудничество с Volvo, подписав соглашение, которое позволило обеим компаниям сократить расходы на исследования рынка. В начале 90-х Renault запустила ряд успешных новых автомобилей, а также изменила свою маркетинговую стратегию, сделав ее более агрессивной.



Renault Clio (1990)

В 2005 году завершилось строительство завода полного цикла, который выпускает Renault Logan, уже в 2006-м ставший самым продаваемым иностранным автомобилем в России.


Renault Logan (2004)

В 1994-м было объявлено, что французское правительство намерено продавать свои акции, поскольку статус государственной компании вредил имиджу и эффективному управлению. В 1996 году процесс приватизации был завершен. Компания начинает выходить на рынки Восточной Европы и Южной Америки, а кроме того, строит завод в Бразилии.

Также новое руководство пересмотрело статьи расходов, модернизировало производственные процессы, провело работы по стандартизации деталей. Компания ищет нового партнера после отказа от работы с Volvo. Рассматриваются BMW, Mitsubishi, Daimler и Nissan, с которым в итоге и было подписано соглашение. 27 марта 1999 года появился первый в мире французско-японский автомобильный альянс. В том же году Renault выкупила 51% пакет акций румынской компании Dacia. В 2000 году Renault приобрела контрольный пакет акций автомобильного подразделения южнокорейской Samsung Group.

В XXI веке Renault заработала репутацию новатора благодаря своеобразной, диковинной конструкции некоторых автомобилей. Второе поколение Laguna и Mégane отличалось амбициозными, угловатыми линиями, которые были весьма популярны. Laguna стала вторым европейским автомобилем, использовавшим систему открытия двери и запуска двигателя без ключа.

В апреле 2010 года Renault-Nissan объявила о союзе с Daimler. Renault поставляет для Mercedes-Benz новый 1,6-литровый турбодизельный двигатель, а немецкая марка предоставляет свой 2,0-литровый бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами.

Французский автопроизводитель ведет разработки в области создания экономичных двигателей, гибридных и электрических трансмиссий, дружественных к окружающей среде, а также расширяет географию продаж. Сейчас автомобили марки представлены в 200 странах мира.

1950-1960-е годы в истории Renault отмечены выходом на международные рынки. Тогда были открыты заводы компании в Испании, Англии, ЮАР и Японии.

С 1999 года марка Renault входит в одноименную группу компаний, в которой также состоят марки Dacia и Renault Samsung Motors. Также с 1999 года французский автопроизводитель сотрудничает с японской компанией Nissan. Благодаря уникальному альянсу с этой компанией Renault Group стала пятым по величине производителем автомобилей в мире.

В настоящее время Renault является одной из самых популярных и продаваемых автомобильных марок в России. В 2014 году дилерская сеть Renault стала крупнейшей среди иностранных брендов: свыше 180 автосалонов от Калининграда до Владивостока.

Читайте также: