Как патриарх на мерседесе призвал брать пример с иисуса ездящего на ослике

Обновлено: 18.05.2024

Наверное, все православные знают, как надо праздновать Вербное воскресенье: нарвать вербы и поставить в вазы. Но далеко не все знают, чему это событие посвящено. Изложу версию официальную, хотя большинство официальных версий вызывают сомнения у людей с пытливым умом.

Католики, лютеране и православные – они же все христиане, так почему же мало кто задумывается, что католики и лютеране в одно время празднуют Пасху, а православные в другое? Ведь Иисус-то у них один.

Многие считают, что это из-за того, что у нас сохранился в церкви православный календарь. Но это не так. Тогда бы разница была в 13 дней, а не в неделю. Тем более, что греки ведь тоже православные, а у них этого сбоя на 13 дней не существует.

Заметьте, он на осле въехал в Иерусалим, а не на Мерседесе и не на Бентли… А сегодня нам проповедуют те, кто ездит на Бентли, а не на осле. Надо было бы пересадить на ослов… Хотя если такая директива выйдет, они создадут себе пятисотых ослов:).

Ещё у меня вопрос – почему большинство святых отцов к концу поста не худеют?

Казалось бы, я пошучиваю, но серьёзная проблема вот в чём: большинство людей не знают самого главного – чему учил Иисус. Но знают, как праздновать связанные с ним праздники. А это и приводит к тем бедам, которые сейчас так обозначились вокруг нас.

Я часто говорил, что нет настоящих учёных-историков. Я не прав. Есть. Просто они далеки от научных грантов, они независимы. И им не позволяют писать официальные учебники. Один из таких учёных - Лев Прозоров. Какие интересные у него книги о Древней Руси! Я люблю их читать, потому что узнаю много нового, и они делают меня умнее. И не на фантазиях основаны, а на серьёзных исторических данных, как летописных, так и археологических. Вот такими должны быть настоящие учёные. Конечно, создавая документальный фильм, я не мог не попросить высказаться Льва Прозорова. Мне жаль, что в фильм войдут лишь цитаты из тех интервью, что я брал у уважаемых людей. А потому хочу предложить посмотреть интервью с Прозоровым полностью. Это поможет развить пытливость ума, чтобы не жить со слепой верой, которую нам преподнесли пиарщики от политики и от церкви.

И правильно, что устроители не стали гнаться за прибылью и сделали билеты очень недорогими, ведь поэзия не для богатых и зажравшихся.


1 июня 2017 Ахилла

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

Человек неправ, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом – а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, — обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать.

Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину – тем более, если ее используют в миссионерских целях. Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней — тогда умножится и количество прихожан.

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным – если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов.

Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника — помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания.

Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль – просто способ выполнить свое служения.

Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? — Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея.

Я уже читал об этой истории в СМИ – как выяснилось, информация о письме епископа оказалась провокацией.

Конечно, показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание – в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно.

Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

На мой взгляд вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся.

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно.

Но епископ – это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ – он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу.

Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты.

Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка – митрополит Тверской и Кашинский Виктор – ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки.

И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен – найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение.

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ – особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию – никаких миллионов у отца Иоанна не было.

Я не берусь судить иерархов нашей Церкви — для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем – не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви.

Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно – это противозаконное вторжение в личное пространство.

Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения — иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно.

И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется.

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, — кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят.

Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет.

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Люди почему-то вбили себе в головы, что священник или мулла должен влачить жалкое существование. А тех, кто ездит на дорогих иномарках, считают хапугами, спекулянтами и паразитами общества.

Что такого в том, что священнику подарили дорогой джип и он ездит на нем? Если это честный подарок, ничего криминального нет. А людям, которые упрекают за дорогие подарки, невозможно что-то объяснить. У них нет чувства уважения, они всегда найдут, к чему придраться, так что с ними даже спорить не надо.

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Наш пророк Мухаммед был скромным, и ислам приветствует скромность. Самый большой ответ на Судном дне будет держать самый богатый человек, если он не помогал нуждающимся и обездоленным. Поэтому вопрос не только в машине. Тут важно, как человек в жизни себя ведет.

Это дело не журналистов, а управления митрополии. Тем более, что мы не знаем точно, как все происходило в действительности.

Не могу сказать, что люди сейчас у нас живут очень хорошо, хотя наша страна развивается, и, дай Бог, все получится. Нужно время.

На Западе богатый человек вызывает уважение, на него стремятся быть похожим. У нас еще с коммунистических времен на богатого человека смотрят с неодобрением – значит, он украл или совершил неблаговидный поступок. Поэтому к нему такое отношение.

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Да, это компрометирует Церковь. Зная, как реагирует народ, как пресса охотится за подобными случаями, не надо никого дразнить такими заявлениями.

Я понимаю, что это подарок, что на такой машине удобно передвигаться. Но для поездок необязательно иметь очень дорогой джип, — вполне достаточно удобной машины, которая стоит несколько сотен тысяч рублей. За такие деньги можно купить хорошую иномарку, да и российские машины сейчас вполне комфортны. Так что это не очень умный ход.

��� �������� �� ��������� ������� ����� ������ � ������, �������� �� ������ ���, �������, ����, ���������, �������, ��������, ������, �����, ����, ����� �������, �������


����� ������


��� ������ ��������, ����������� �� ������, ���, ������, ������


����� � ������� �������, ������� 90-�, Nes, Dendy





Boc�����acc���a �� �pa�c�a y�ep�a o� ��cy���a

Ma�a �e�o��� 4 pa�a (�ET�PE, KAP�) ��o���a � c�opy�, �o ��c�e��ep y�op�o (c�opee y�opo�o) �a�����a, ��o �e��a �poc�o �a�e�e�a �y ��� o��o��a�ac�.

Ko��a o�� �ce-�a�� co���o���� o��pa���� �ape�y c�opo� �o�o��, y �e��o��� y�e �a�a�ac� p�o�a � cy�opo��. Ko��a ee �p��e��� � �o�����y - �e�y��a ���a y�e ���a�a�, �y�� �o��e o�a ��a�a � �o�y, a �epe� �apy �e�e�� y�ep�a.

Протоиерей Максим Козлов во время вечерни с выносом Плащаницы в домовом храме святой мученицы Татианы

"В истории бывают интересные перемены – кто знает, не доживем ли мы и в наше время до интересных исторических возвращений, увидим нечто подобное нашими глазами… Я не беру на себя роль предсказателя и пророка, и тем более не имею никакой инсайдерской информации по этому вопросу – просто выражаю предположение, в основательности которого многие из нас смогут убедиться в ближайшие годы", — сказал священник после своей лекции в МИА "Россия сегодня".

Отец Максим подчеркнул, что выражает свое частное мнение. "Такие события имели место быть в другой традиции церковно-государственных отношений. Думаю, что вектор сегодняшнего их развития можно считать направленным в ту же сторону, и на некоем этапе этого развития можно будет надеяться на возрождение подобного рода чинопоследования", — добавил он.

Священник так же отметил, что возрождение патриаршего крестного хода на ослике стало бы замечательной реконструкцией исторических событий и большим подарком для церковных ученых, занимающихся литургическими исследованиями. Он специально подчеркнул, что дистанцируется от любых возможных политических аллюзий, и только ратует за "возрождение старой действительности в новых формах".

Прихожанка в церкви Спаса Преображения в селе Бронница Новгородской области

Шествие на осляти совершалось не только в Москве – по царскому указу с 1669 года чин проводился в Астрахани, Рязани, Казани, Тобольске, Новгороде и Ростове, а в процессии участвовали архиерей и воевода. Этот красивый древний обычай упразднили в период правления Петра I, так как император считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх – после 1693 года документов о проведении шествия не сохранилось.

Читайте также: