Обучение по ремонту автомобилей мерседес

Обновлено: 18.05.2024


Всем доброго времени суток! Многие из нас, айтишников, являются обладателями того или иного автомобиля – ведь работа в айтишке это слава, богатство и любовь женщин. В своей статье я хотел бы рассказать и показать, как технологии помогают в решении проблем с нашими тачками. Если вы пока джун и серфите с мобилки в метро, то осторожно, очень много скриншотов и фоток.

Так сложилось, что я являюсь поклонником автомобилей Mercedes, 10 лет езжу на них и столько же занимаюсь их диагностикой и ремонтом. Сейчас уже можно спуститься в комментарии и написать едкий пассаж. Если вы, конечно же, не обладатель BMW.

Однако шутки в сторону, друзья. Дальше будет информативно и без подколов – ну, почти. Поэтому если вы уже успели настроиться на их сплошной поток – пардоньте, несколько вас разочарую.

Близкое знакомство с начинкой моего железного коня случилось у меня весьма рандомно. Когда у меня появился первый старенький Мерседес, мне никто не мог помочь с его ремонтом по электронике. А если нет помощи со стороны, тогда что? Правильно, было решено заниматься всем самому.

Пару лет назад я приобрел дилерский сканер Star Diagnosis Part D3, и тут жизнь заиграла новыми красками. Началось познание блоков управления, такой себе курс молодого бойца по кодированию и программированию, которому вас не научат в Skillbox. Подопытным стал мой W220 S320. Здесь, пожалуй, полезно будет добавить, что несмотря на не самый свежий год выпуска – 1999, внутри спрятано около 40 блоков управления и ~ 700 датчиков. Немцы.

В этом посте я сделаю обзор своего оборудования, софта и покажу пример практического использования всего этого добра. Пристегивайтесь, поехали!

Дилерский диагностический комплекс MB Star Diagnosis (D3, C4)

Решающий аргумент в пользу дилера – поддержка online SCN-кодирования. Всем остальным в 2020 году Mercedes по доброте души заблокировал online, а offline на новых машинах не работает.

Итак, мой диагностический набор N1: Star Diagnosis Part D3 original.


Этот прибор поддерживает максимальную версию софта 2014 года. Он отлично справляется с любыми машинами, выпущенными до 2014 года. Использую его для всех старых машин, начиная с 1993 года выпуска (ЭБУ PMS, HFM).

Имеется комплект шнуров для подключения по OBD2, кругляк 38 pin и тюльпаны. Софт разворачивается на старом ноутбуке Dell Latitude D630 на SSD 240Gb под дремучей Windows XP. В софт входит Xentry, Das, HHTWin, StarFinder, WIS/ASRA, EPC, Vediamo 4.



Следующим был куплен сканер Star Diagnosis C4, он используется для самых новых автомобилей. Это уже не оригинал, а китайский клон, но доработанный по элементной базе и прошивке до оригинала. Софт 2020 года, поддержка всех свежайших автомобилей, но нельзя работать со старыми. Например, на моем W220 не понимает кодировок ЭБУ, а отсутствие HHTWin заставляет вообще забыть о кузовах W124, W202, W210, W140 и т.д.


Софт развернут на Lenovo Thinkpad X220 на SSD 480Gb, под Windows 7 Pro X64. Шнурок только под OBD2, другой тут не требуется.


На этом с hardware всё, рассмотрим используемый софт.

Xentry

Xentry – самый свежий софт для работы с Мерседесами и не только. После запуска ПО предлагается выбрать марку автомобиля. Это не мультимарочный сканер, поэтому помимо Мерседеса в списке есть лишь те, с которыми Мерседес так или иначе сотрудничал.

После выбора марки авто переходим к уточнению кузова автомобиля.


Как видно на скриншоте, здесь есть поиск сразу по VIN-коду, а также ручной выбор кузова, причем доступны все легковые, грузовые, автобусы, спецтехника.

Когда машина будет выбрана, мультиплексор начнет опрашивать Gateway для сверки VIN-кода и комплектации автомобиля. Если всё проходит успешно, устанавливается связь со всеми блоками управления. Недавно у меня был на диагностике GLK300. Ниже я покажу, как выглядят результаты короткого теста:


Дальше можно зайти в каждый блок и выполнить подробные проверки, активации, кодирование.

Xentry работает с автомобилями старше 2008 года. Если машина старее, ПО автоматом запускает DAS или HHTWin, о них я расскажу ниже.

DAS (Diagnosis ASsistent)

DAS – более старый ассистент, используется для авто 2000-2008 года. Все тоже самое по аналогии с Xentry, но старый интерфейс. DAS более понятен и не перегружен опциями, в отличии от Xentry. Но это мое имхо.



Также выполняется диагностика всех блоков управления, кодирование, активации, сброс адаптаций, а также просмотр всех действительных значений в режиме реального времени.

Примеры:

W220 S320 Long, разбираюсь с АКПП:


W203 C230 Kompressor, просмотр версии блока управления АКПП для дальнейшего включения скрытого режима Agility:


W203 C230 Kompressor: кодирование приборной панели, отключение лимита скорости в 120 км/ч, отключение зуммера ремня, включение информации остатка бензина в литрах:


Кодирования в блоках производится в инженерном меню, где все доступные опции на немецком техническом языке с аббревиатурами Daimler.

HHT (Hand Held Tester)

Самый старый диагностический софт HHTWin для машин с 1993 года по 2000 год. Интерфейс примитивный, но для старых автомобилей его более чем достаточно. Также можно посмотреть действительные значения параметров, сбросить адаптации и закодировать ЭБУ.

Кодирование HFM на авто W202 C36 AMG:




Кодировка блока была заменена с 000051131 (Euro0) на 000051139 (Euro1).
Особо рассказывать про HHTWin больше нечего. Можно лишь добавить, что владельцев старых подключений и соображающих в HHTWin все меньше и меньше. При этом даже старый Мерседес требует того же сброса адаптаций смеси и обучения дроссельной заслонки после замены ДМРВ.

Vediamo



Vediamo имеет базу .cbf файлов – для чтения блоков, и .cff файлов – для флеширования блоков.

Пора перейти к вспомогательному софту, без которого тоже тяжко жить.

StarFinder

Программа позволяет находить электрические схемы на то или иное оборудование в Мерседесе. Схемы подробные с легендой, а также с расположением блока. Программа работает в браузере. Например, я выберу W220, потом электрическую группу элементов и выберу передний левый блок SAM. Открою схему подключения блока к другим элементам и посмотрю его расположение.






Без схем порой нереально разобраться с неисправностью автомобиля, и Starfinder здесь очень выручает.

WIS/ASRA

WIS/ASRA – мощнейший софт для автосервисов, здесь есть абсолютно вся информация в технических документах. Диагностика, снятие, установка, нормы безопасности, электрические схемы, ремонт, расчет выполненных работ по норма-часам и прочее.









EPC – программа для поиска запчастей автомобилей Мерседес. Выборка по VIN-коду, поиск по номеру детали, иллюстрации компонентов, сноски на кодировки эбу.





С EPC можно с уверенностью сказать, какие номера деталей ставились на данный авто, а какие ему не подходят.

А теперь практика!

W220 – привязка нового блока управления двигателем ME2.0

Пришло время для практической задачи. Существуют системы санкционированного доступа FBS3, FBS4.


Подключается ЭБУ и замок к машине, вставляется ключ и включается зажигание. Так как блок обнуленный, двигатель он не заведет, будет раскручивать вентилятор охлаждения двигателя на 100%. Фишку с вентилятора необходимо сдернуть, иначе есть большой шанс высадить аккумулятор и просадками превратить блок или ключ в кирпичи.



Далее подключается Star Diagnosis, выбирается авто, проводится короткий тест всех блоков и переход в блок управления двигателем.





Ввод в эксплуатацию – это есть не что иное, как привязка блока. Дальше DAS предлагает интерактивные шаги.


По F2 запускаем процесс и вводим VIN от автомобиля:



Дальше провожу инициализацию FBS3.



Сбрасываю адаптации в ноль.


Следующий шаг – выполнение жесткой привязки и блокировки ЭБУ.



И Финиш. Теперь автомобиль можно заводить. Получился комплект запуска для W220 из ключа, замка и моторного блока.


Но в ЭБУ будут всегда присутствовать ошибки по подогреву задних кислородных датчиков и продувке катализаторов, потому что кодировка третьих стран не исключает их из диагностики. Вот тут мне поможет Vediamo.

Для запуска Vediamo необходимо закрыть DAS. Выбираю из списка .cfb файлов ME2.0, подключаюсь к блоку.


Далее запускаю функцию для разрешения записи в блок. Теперь можно переходить в вариантное кодирование.



В ручном кодировании меняю определенный байт на определенное значение и записываю результат в блок. Увы, конкретный пример здесь не покажу, ибо замена одной циферки стоит 5000 руб, и данное знание было мною получено не бесплатно от заграничных спецов.

Контрольной суммы в ME2.0 нет, поэтому считать не придется. На этом финиш.

Диагностика подогрева задних кислородных датчиков и продувки катализаторов больше беспокоить не будет.

В качестве заключения

Аплодирую стоя тем, кто дочитал мой пост до конца. Статья зайдет далеко не всем, но может найдутся люди, кому это будет интересно. Помидоры кидайте в комментарии, за сим откланиваюсь.


Сообщество любителей, почитателей, приверженцев, либо интересующихся автомобилями Mercedes-Benz.
Наши партнеры Mercedes-Benz Life Style.

Основные цели сообщества:
— освещение ремонта своими силами автомобилей Мерседес с фотографиями процесса, включая хитрые способы, а так же нетрадиционные методы ремонта,
— впечатления от владения,
— советы по выбору автомобилей марки Мерседес, с описанием "узких" мест — куда смотреть при покупке (фото очень желательно),
— обсуждение запчастей (какие лучше покупать),
— практика использования различных марок запчастей.

А так же любые другие темы, касающиеся автомобилей Мерседес.

Призываю всех членов сообщества так же выкладывать свои ремонты (желательно фото), практику использования различных запчастей и их заменителей (желательно фото).


Курс диагностики по системам управления автомобилей Mercedes - Benz рассчитан на подготовку опытных специалистов. Систематизирует базовые знания диагноста и позволяет ему получить более углубленную специализацию для качественного обслуживания, диагностики и ремонта автомобилей Mercedes - Benz .

Если Вы не имеете подготовку в области базовой диагностики или обладаете опытом работы менее 2 лет, то рекомендуем Вам пройти повышение квалификации по базовым тематикам.

В объеме курса проводятся индивидуальные занятия с преподавателем на автомобиле Mercedes - Benz с применением дилерских и альтернативных методик диагностики. Изучаются принципы работы с диагностическим и информационным разделами Star Diagnosis Compact ¾. Методики работы с WIS (Информационная система мастерской) и EPC (Электронный каталог запасных частей).

После получения обучаемым навыков работы с диагностическим комплексом и сопутствующими программами проводятся практические занятия на автомобилях в условиях СТО для закрепления теоретического материала. Последовательно обучаемый получает знания об особенностях в диагностике систем управления двигателем, автоматической трансмиссии (АКПП), кузовной электроники, систем тормозов и т.д.

Мастер-класс индивидуальной подготовки по диагностике современных автомобилей Mercedes-Benz с применением диагностического оборудования может быть проведен для группы специалистов одной сервисной станции по отдельному плану обучения, составленному нашим преподавателем. Программа будет зависить от уровня начальной подготовки каждого обучаемого.

Отдельное внимание уделяется базе уже накопленных неисправностей и способам их выявления и устранения. Такая информация позволяет в дальнейшем сократить время на диагностику и позволит эффективно использовать свое рабочее время.

Всем прошедшим обучение в дальнейшем предоставляется техническая поддержка, как в области диагностики, так и по обслуживанию диагностического комплекса с актуальным программным обеспечением.

Семь человек на место. Именно такой конкурс был в прошлом году в клинском колледже "Подмосковье". Для сравнения: на одно бюджетное место на журфаке МГУ ежегодно претендуют 5-6 человек. Почему вчерашние школьники рвутся в Клин? Да все просто: здесь готовят специалистов для завода "Мерседес".

Студенты учатся не на муляжах или списанных моделях, а на настоящих машинах. Фото: Константин Завражин/РГ

Студенты учатся не на муляжах или списанных моделях, а на настоящих машинах. Фото: Константин Завражин/РГ

Когда немецкий автомобилестроительный концерн "Даймлер" впервые заявил о том, что построит в Солнечногорском районе области завод по сборке "Мерседесов" на тысячу с лишним рабочих мест, скептики говорили: половина из них достанется самим немцам. Так, мол, обычно и бывает - мыть полы и чистить станки будут местные жители, а высоких специалистов зарубежный инвестор привезет своих. "И специалисты у нас действительно были - из Германии и из Франции, - рассказывает директор колледжа "Подмосковье" Антонина Юдина, организовавшая для журналистов "РГ" экскурсию по учебным лабораториям. - Но приезжали они не на ярмарку вакансий, а чтобы помочь наладить учебный процесс для клинских и солнечногорских ребят, которые вот-вот встанут на конвейеры нового завода".

Фото: www.autocar.co.uk

Под "Мерседес" колледж пришлось реконструировать. Внутри учебного заведения построили просторные лаборатории, где можно освоить любой процесс автомобилестроения. "Прежде чем начать обучение, мы ездили в Штутгарт, где работает такой же колледж при заводе "Мерседес", посмотрели, как готовят специалистов там", - продолжает Антонина Юдина. Многое взяли за основу, но программу обучения решили все же модифицировать под российский менталитет. В Германии каждый студент учится чему-то одному - только кузовным работам или только сборке-разборке двигателя. И на заводе потом работает лишь на одном участке. А в Клину решили учить студентов так, чтобы они могли пригодиться в любом заводском цехе - и колеса менять, и красить, и кондиционер заправлять, и двигатели чинить. "Может, зря вы так? - говорю. - Может, пусть, как в Германии, штамповал бы рабочий одну заклепку всю жизнь. Говорят же, что немецкая сборка лучше российской, не потому ли, что там каждый - виртуоз своей заклепки, а у нас - на все руки от скуки?" "Сейчас рассуждать о том, чья сборка лучше, нет смысла, - пожимает плечами мастер производственного обучения Роман Марзеев. - Все оборудование на завод везут из Германии, наладкой занимаются немецкие специалисты. Служба контроля качества тоже работает по немецким стандартам. В таких условиях нет разницы, на земле какой страны построен завод".

За спиной у мастера стоит агрегат, похожий на медицинский кувез, где выхаживают тяжелых новорожденных. Только вместо младенца в нем лежит автомобильный двигатель и студенты изучают его не по картинкам или на списанной статичной модели, как раньше, а в движении. Эти живые модели, среди которых есть и грузовые, и легковые, и бензиновые, и дизельные экземпляры, в колледж тоже привезли из-за рубежа. Как и 3D-модуль для покраски автомобилей. Надеваешь очки виртуальной реальности, берешь в руки невесомый покрасочный пистолет, нажимаешь на кнопку - и словно оказываешься в настоящем покрасочном цеху. Пистолет вдруг приобретает вес, а струи краски - давление, из-за чего первые покрасочные опыты почти у всех похожи на песни, спетые заикой. А оценку работе ставит компьютер - и ты ее не получишь, пока не вылечишь свое художественное "заикание". Аналогичный тренажер есть и в сварочном цехе. А в зоне техобслуживания стоит "Мерседес" последней модели и ребята изучают ходовую часть, элементы трансмиссии и подвески на настоящем автомобиле.

Программу обучения решили не копировать с немецких аналогов, а модифицировать под российский менталитет

Фото: www.media.daimler.com

В цехе кузовного ремонта студенты под руководством мастера производственного обучения Павла Трофимченко рихтуют кузов с вмятинами. Мелкие дефекты, по легенде образовавшиеся от града, нагревают и осторожно выстукивают молотком. Крупные выправляют с помощью крючков, к которым цепляется молоток, работающий в непривычную обратную сторону. Здесь понимаешь, почему в сервисах за кузовной ремонт просят так дорого - работа трудоемкая, одну вмятину можно выправлять несколько часов. "Машины сегодня у всех есть, уметь их чинить должен каждый мужчина", - не отрываясь от вмятин, рассказывает студент Олег Сафин. "К тому же появляются новые технологии и уже не все люди старшего поколения знают, как грамотно обращаться с современным автомобилем", - подхватывает его однокурсник Азат Хлебников. Ребятам по 17 лет, и они точно знают, что после окончания колледжа их с руками оторвут не только на заводе "Мерседес", но и в любом специализированном автосервисе. Немцы ведь не только обеспечили колледж учебными тренажерами, но и приезжали потом тестировать качество обучения. Претензий к нему у педантичных германских специалистов не возникло. В прошлом учебном году они заказали целевое обучение в колледже 185 студентов. В этом - 225.

Напоследок мы заглянули в лабораторию автоэлектрики и электроники. И встретили там Александру Корсакову. Она - единственная девушка на всем потоке, но, как говорят педагоги, любому парню даст фору. "Хотелось во взрослой жизни заниматься тем, что нравится. А нравятся автомобили, поэтому поступила сюда", - объясняет Саша. "Но ведь если ты будешь копаться в машинах, у тебя никогда не будет красивых ногтей. " - начала было я. А потом осеклась. Ну и не будет ногтей. Зато "Мерседес" - будет.

Ольга Забралова, первый зампред правительства - министр образования Московской области:

- Не меньшей популярностью у наших выпускников пользуется филиал колледжа "Подмосковье" в Лобне, где готовят специалистов для работы в аэропорту Шереметьево. Конкурс туда достигает 6-6,5 человека на место. Ребята проходят очень жесткий отбор - обязательны вступительные испытания по английскому языку и географии. Традиционно высокий конкурс - 4,5-5 человек на место - на профессию спасателя. Их готовят в колледже "Московия" в Ленинском районе. С большой охотой идут ребята и на специальность "логистика". Это связано с тем, что подмосковные колледжи взаимодействуют с крупной транспортной компанией "ФМ Ложистик Восток". Кадры для нее готовят в учебных заведениях Егорьевска, Реутова, Долгопрудного, Ногинска и Ступина.

Читайте также: