Советский аналог мотоцикла bmw

Обновлено: 17.05.2024

Мотоциклы под маркой BMW выпускаются компанией BMW Motorrad AG, отдельным подразделением известного немецкого автопроизводителя. Концерн BMW образовался путем слияния двух небольших авиамоторных фирм, работавших в Мюнхене с 1913 года, которые были созданы Густавом Отто и Карлом Раппом. Компании процветали благодаря крупным правительственным заказам для военных целей, а их объединение произошло с целью увеличения выпускной мощности.

С приходом на предприятие талантливого инженера Макса Фрица в компании начинается новая эра. Фриц прославился еще до Первой мировой войны. В 1917 после разногласий с руководством Mercedes-Benz он устраивается на работу в BMW. В это время производитель авиационной техники был поставлен на грань выживания, ведь согласно Версальскому договору проигравшая Германия не могла строить самолеты. Нужно было перепрофилироваться на выпуск другой продукции или исчезнуть с промышленной карты. Компания начала изготавливать двигатели для мотоциклов.

Первый чертеж мотоцикла Фриц подготовил в декабре 1922 года, через четыре недели после получения заказа. Его особенностью был оппозитный двигатель и новое сочетание силовых компонентов мотоцикла.

Он расположил два цилиндра поперек направлению движения, а не продольно, как было тогда распространено. Это улучшило охлаждение мотора потоком воздуха. Коробка располагалась рядом с мотором, а привод шел напрямую от коленчатого вала, который также был расположен продольно. Такое сочетание базовых компонентов используется в мотоциклах с оппозитным двигателем до сегодняшнего дня.

Первый мотоцикл BMW был представлен на Берлинской автомобильной выставке 28 сентября 1923 года. Он назывался R 32. Со всех точек зрения новинка представляла интерес, а потому была с энтузиазмом воспринята публикой.

Модель комплектовалась 494-кубовым двигателем, развивающим 8,5 л.с. При весе в 120 кг он разгонялся до 90 км/ч.

С технической точки зрения, R 32 выделялся не только революционным мотором, расположением силового блока и использованием коленчатого вала. Удачной была система сборки рамы с двумя стальными замкнутыми параллельными контурами. Двигатель размещался в нижней части рамы, что снижало центр тяжести и облегчало управляемость. Использование легких сплавов, грязе- и маслонепроницаемых пружин и штока клапана, полностью замкнутый смазочный цикл — все это облегчало эксплуатацию мотоцикла, делало его резко выделяющимся на фоне конкурентов. Кроме того, публику подкупал тщательно продуманный дизайн со строгими, элегантными линиями и изящной цветовой гаммой.

Это был невероятный успех: несмотря на цену в 2200 марок, что было в те времена весьма недешево, мотоциклы раскупались. До 1926 года компания продала около 3 000 единиц модели.

В период с 1923 по 1929 год мотоциклы BMW были закуплены для снабжения московского ОРУД.


BMW R 32 (1923–1926)

Успех мотоцикла требовал подтверждения на гоночной трассе. Молодой инженер компании Рудольф Шляйхер мечтал о карьере гонщика и верил в R 32, который, тем не менее, требовалось немного переработать. Так появилась модель R 37 с легкосплавными головками стальных цилиндров с верхним расположением клапанов.

Мотоцикл с 500-кубовым мотором развивал 16 л.с. 2 февраля 1924 года Рудольф Шляйхер становится победителем в гонке Mittenwalder Steig Hill-Climb, показав рекордное время. После этого байк завоевывает первые места на многих важных немецких гонках, а компания BMW врывается в мотоциклетный мир с громким титулом лидера.

Однако на этом гонщики, увидевшие потенциал мотоцикла, не останавливались. В 1929 году Эрнст Хенне установил новый мировой рекорд скорости, разогнав модернизированный мотоцикл R 12 до 216 км/час.

В 1926 году на смену R 32 приходят две новые модели — R 42 и R 47. Моторы этих мотоциклов были переработаны. При неизменившейся длине хода поршня и диаметре цилиндров мотор R 42 развивал 12 л.с. и получил боковые клапаны, а R 47 — 18 л.с. и верхние клапаны.

В 1931 году появляется модель R 2 с одноцилиндровым мотором объемом 200 куб. см и карданным приводом заднего колеса.

В 1935 году компания BMW впервые использует гидравлическую телескопическую вилку переднего колеса, которая приходит на смену вилке с листовыми рессорами. Такую конструкцию получили модели R 12 и R 17.


BMW R 12 (1935–1942)

Год спустя появляется новое поколение моделей мотоциклов — R 5. Это были разработки Рудольфа Шляйхера, который оснастил машины 24-сильным мотором объемом 500 куб. см с туннельным картером, двумя распределительными валами, ножным управлением коробкой передач, трубчатой рамой из конических овальных труб, регулируемой амортизацией телескопической вилки и подножкой вместо привычных для того времени площадок.

Модель успешно конкурирует с лучшими английскими байками, превосходя их по комфортности езды. В 1938 году на рынок выходит R 51, получивший вертикальный амортизатор заднего колеса.


BMW R 51 (1938)

Известно, что в 1930 году с компанией BMW сотрудничал советский инженер П. И. Можаров. Свою признательность за плодотворную работу немецкий мотопроизводитель выразил, подарив ему именной мотоцикл BMW R16, который потом колесил по дорогам России.

В 30-е годы Германия все больше и больше милитаризировалась. Правительство становится главным покупателем мотоциклов BMW. Одноцилиндровые модели R 4 и R 35 использовались для служб связи и обучения. Оснащенные колясками R 11 и R 12 служат для поставок продовольствия и быстрой транспортировки солдат.

Командование немецкой армии устанавливает собственные требования к военным мотоциклам, ответом на которые становится производство модели R 75. Она комплектовалась мотором объемом 750 куб. см, телескопической гидравлической вилкой двойного действия и рамой, которая была сконструирована из комбинированных модулей с трубчатыми соединениями и центральным вертикальным сечением.

Поперечный вал привода коляски оснащался дифференциалом повышенного трения, что позволяло 420-килограммовым мотоциклам перевозить груз более 400 кг. В 1942 году производство BMW было перенесено в Айзенах. Там для военных нужд выпускается более 18 000 единиц R 75.


BMW R 75 (1941–1946)

В предвоенные годы СССР также был заинтересован в создании качественных мотоциклов для нужд армии. Известно, что в 1940 году Народный комиссариат общего машиностроения выдал приказ на разработку тяжелого мотоцикла на основе BMW R71.

Существует две версии того, как чертежи этой модели попали в СССР. Согласно одной из них, по согласию Сталина 5 единиц BMW R71 были завезены контрабандой, затем разобраны и скопированы. Вторая версия гласит, что немецкий концерн сам продал эскизы байка, поскольку устаревшую модель вытеснила разработанная специально для фронта R 75. Как бы там ни было, на основе BMW R71 был сконструирован ММЗ-М-72, который выпускался на Киевском и Ирбитском мотоциклетных заводах.

В послевоенные годы компанию BMW ожидал жестокий упадок. Многие предприятия были разбомблены, часть оборудования вывезена союзниками после поражения Германии. Первоначально компания ремонтировала технику американской армии и производила приборы. В 1948 году BMW возвращается к изготовлению мотоциклов.

Возрождение происходило трудно, поскольку вся проектная документация и почти все оборудование было вывезено. Компания арендует станки у других фирм и добивается разрешения на производство мотоцикла. Правда, можно было изготовить только одноцилиндровую модель с двигателем объемом не более 250 куб. см.

Модель R 24 с 12-сильным мотором с системой зажигания с центробежным регулятором оснащалась четырёхступенчатой коробкой передач с ножным переключением, который использовал храповый механизм. При весе в 130 кг мотоцикл разгонялся до 95 км/час.


BMW R 24 (1948–1950)

Производство мотоциклов вновь стремительно развивается. С 1950 года BMW возвращает на рынок двухцилиндровый двигатель, однако одноцилиндровые модели все еще остаются в приоритете.

В 1951 году выходит модель R51/2 с двигателем мощностью 24 л.с., оснащенным верхними клапанами. Вскоре появляются похожий R51/3, а также 590-кубовый 26-сильный R67. Затем выходит R 68, как истинно спортивный мотоцикл, развивающий скорость до 160 км/час.


BMW R 68 (1952–1954)

В 1960-м появляется модель R 69 S — мотоцикл, который развивал до 175 км/час и заслужил звание самого быстрого серийного немецкого мотоцикла. С ним компания BMW укрепилась не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В начале 60-х спрос на немецком моторынке падает, и большая часть производимых байков экспортируется в США.

В 1969 году BMW переезжает из Мюнхена в Берлин, где до войны выпускались авиационные двигатели, а после — станки. Начало 70-х отмечается новой волной мотоциклетного бума. BMW выходит на рынок с линейкой мотоциклов, оснащенных двигателями большого объема.

Самым ярким представителем серии новинок была модель R 75/5 с 750-кубовым мотором. Она оснащалась карбюратором постоянного давления, электрическим стартером, а также легкими подвеской и ходовой.


BMW R 75/5 (1969–1973)


BMW R 90 S (1973–1976)

В этом же году в Москве проходит первая выставка BMW в СССР. Ее окончанием стала закупка советской стороной моделей R60/6, BMW R75/6 и BMW R90/6 для патрульных служб.

Следующей заметной моделью был R 100 RS с 980-кубовым двигателем мощностью 70 л.с. Он первым среди серийных мотоциклов получил полную облицовку, которая не только улучшала аэродинамику, но и защищала водителя от ветра и дождя. Этот мотоцикл стал родоначальником класса спортивных туристических мотоциклов, в котором BMW господствует до сих пор.


BMW R 80 G/S (1980–1987)

В 1983 году мотоциклы BMW вновь производят настоящую революцию. У ее истоков стоял инженер Джосеф Фриценвенгер, который изобрел новую техническую концепцию, воплощенную в мотоциклах серии K. Они отличались тем, что мотор получил продольное расположение цилиндров и разместился сбоку рамы. Справа от него находился коленчатый вал, а слева — верхние распредвалы. Кроме того, четырехцилиндровые моторы впервые получили электронный впрыск.

Первоначально была выпущена базовая 90-сильная модель BMW K 100, которая вскоре дополнилась K100RT с туристическим обтекателем и K100RS со спортивным обтекателем. Последняя развивала скорость до 225 км/час.


BMW K 100 (1982–1992)

Серию дополнила модель с 741-кубовым трехцилиндровым двигателем, которая производилась в двух вариантах — К75 без обтекателя и K75S с маленьким обтекателем.

В 1988 году компания BMW, первой среди производителей мотоциклов, предлагает систему ABS для мотоциклов. В этом же году в России появляется первый импортер мотоциклов BMW — Gewika Autoservice GmbH. Несколько мотоциклов моделей R100RS и R80G/S было закуплено для управления ГАИ.

В 1993 году выходит новое поколение оппозитных мотоциклов, первым представителем которого стала модель R 1100 RS. Она отличалась тем, что в головке цилиндра располагалось четыре клапана, которые управлялись коротким толкателем от расположенного чуть ниже распределительного вала. Модель оснащалась системой Digital Motor Electronics, которая при объеме в 1085 куб. см обеспечивала мощность 90 л.с. Мотоцикл комплектовался контролируемым каталитическим конвертером, помогавшем сохранять чистоту воздуха.


BMW R 1100 RS (1993–2001)

Особенностью модели было то, что несущим элементом становился двигатель с трансмиссией и редуктором. BMW R 1100 RS пользовался бешеной популярностью, получил большое количество наград и еще раз подтвердил репутацию BMW как производителя надежных и инновационных мотоциклов.

1993 год ознаменован появлением серии F, которая стала результатом совместной работы BMW с итальянской Aprilia и австрийской Bombardier-Rotax. Первым ее представителем была модель BMW F 650 Funduro.

Это был первый после 1966 года одноцилиндровый байк с 650-кубовым четырехклапанным двигателем. Мотоцикл был создан, чтобы расширить круг покупателей и обратить на себя внимание женщин.


BMW F 650 Funduro (1993–2001)

В 1993 году открываются официальные дилеры BMW в России.

Летом 1996 года марка завершает производство трехцилиндровых моделей и выпускает K 1200 RS с 1171-кубовым двигателем, который помогает разогнаться до 130 л.с. Модель получила уникальную подвеску и привод, установив новые стандарты качества в классе спортивно-туристических моделей.


BMW С1 (2000–2003)

В 2007 году компания BMW покупает одного из старейших производителей мотоциклов в Европе — Husqvarna. Это помогает укрепить позиции на рынке кроссовых и внедорожных байков. Первым плодом работы с новыми мощностями является мотоцикл G450 с 449-кубовым мотором, который развивает 41 л. с. при 7000 об/мин.


BMW G450 (2007)

Сегодня BMW Motorrad производит мотоциклы в Германии, а также Австрии, Китае и Тайване. Большинство современных мотоциклов разработаны Дэвидом Роббом, который был главным дизайнером компании с 1993 по 2012 год. Мотоциклы марки представлены во всех классах, участвуют в крупнейших мировых гонках и пользуются популярностью во всем мире.

Мотоцикл BMW R75 полной комплектации.


Дай немцу гаечный ключ с отверткой, и он соберет машину, на которой захочет ездить весь мир. Впрочем, мотоциклы у них тоже получаются отменными. Именно такой оказалась судьба одного из символов нацистской оккупации, мотоцикла BMW R75, который по иронии судьбы солдаты всех союзнических фронтов ценили больше, чем сами немцы.

Ездил BMW R75 очень резво.

Мотоцикл BMW R75 - настоящая легенда Второй мировой войны и определенно один из мрачных символов этого трагичного исторического события. Германский промышленный комплекс подарил миру в те годы большое количество ужасных орудий смертоубийства и разрушения, однако это и сделало их столь любимыми среди армий союзников, сражавшихся с вермахтом, ведь подобные вещи были отличными трофеями.

Этот мотоцикл был очень дорогим.

Итак, BMW R75 – это мотоцикл повышенной проходимости, который использовался подразделениями вермахта, когда требовалась относительная незаметность и скорость. Мотоцикл часто использовался для разведки и сопровождения. В большинстве случаев на фронт поставлялся с коляской, на которую ставился пулемет. Использовали его и в качестве штабного транспортного средства для транспортировки офицеров. Наконец, BMW R75 использовался военной полицией Германии. Мотоциклисты в брезентовых плащах и касках с очками и сегодня вспоминаются как один из символов скоропостижной оккупации Западной Европы.

Любили его в качестве трофея и союзники.

Вместе с тем BMW R75 один из символом агрессии.

На мотоцикле могло поместиться 3 человека, при условии, что он был оборудован коляской. Поднимал BMW R75 до 350 кг полезного веса. Габаритные размеры транспортного средства составляли 2400х1730х1000 мм. Длина колесной базы – 1444 мм. Ездил мотоцикл на двигателе BMW Type 275/2 с объемом 736 куб.см, мощностью 26 л.с при 4400 об/мин. Снаряжённая масса мотоцикла достигала 670 кг. Разогнать на шоссе такой можно было до 95 км/ч, а расход топлива составлял 9 литров на 100 км.

80-е были замечательным временем, не потому, что тогда был СССР, а потому, что нам тогда было по 16 лет. Первый секс, первая водка, первый заработанный рубль и.. первый мотоцикл. Давайте вспомним – запах чьих выхлопных газов сводил нас с сума, а наших подруг делал такими сговорчивыми, а вот родителей и гаишников наоборот.

М-72. Самый боевой

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

Ленинград стал колыбелью советского мотостроения. Здесь выпускались мотоциклы Л-300, Л-8 и Л-600. Среди них первый серийный советский мотоцикл — Л-300.

Л-300 ранней Тремассовской серии. 1931 год выпуска.

Л-300 ранней Тремассовской серии. 1931 год выпуска.

Л-300 поздних выпусков - уже с завода Красный Октябрь.

Л-300 поздних выпусков - уже с завода Красный Октябрь.

В итоге объёмы производства резко подскочили до нескольких тысяч в год. Всего с 1930 по 1939 год выпущено 18985 штук Л-300, из них 663 на Тремассе. Первенец оказался самым массовым и самым долгоживущим на конвейере в довоенном СССР. Примерно с 1936-37 года Л-300 продавался населению по цене 3360 довоенных рублей. До этого шёл в армию, милицию и прочие учреждения. А ещё широко применялся в гонках и кроссе. Кстати, именно на Л-300 рассекает Тимур в фильме Тимур и его команда. На нём же ездит старший лейтенант Колчин в фильме Сердца четырёх.

К концу 30-х Л-300 сильно устарел. На смену ему пришёл новый мотоцикл Л-8 с четырёхтактным двигателем вроде бы собственной ленинградской разработки (или всё же скопированный с чего-то английского). Объём двигателя составлял уже 350 кубов, мощность — 14 л.с., макимальная скорость 105 км/ч. В общем-то характеристики сравнимы с немецким одноклассником той поры DKW NZ-350.

Л-8. 1939-1941гг. 350 кубов, 14 л.с. 105 км/ч.

Л-8. 1939-1941гг. 350 кубов, 14 л.с. 105 км/ч.

Л-8 в отличие от Л-300 в личное пользование не продавался. Его производство продлилось недолго: с 1939 по 1941 год. Причём помимо Ленинграда небольшое количество Л-8 (180 штук) выпустили в Серпухове перед самой войной. Мотоциклов Л-8 выпустили немного. По некоторым данным около 1200 штук, включая серпуховские.

В 1934 году на заводе Промет началось производство пожарного мотоцикла Л-600. Это фактически первый в СССР мотоцикл с коляской, первый мотоцикл с карданным валом, и первый пожарный мотоцикл.

Л-600. 1934-1939гг

Л-600. 1934-1939гг

Мотоцикл создан на базе Л-300 и мотопомпы МП-2, выпускаемой здесь же с 1931 года. Мотоциклов выпустили несколько жалких сотен с 1934 по 1939 год. Помимо пожарной модели была версия осветительной установки с прожектором и бензогенератором. Ни один мотоцикл не сохранился.

В 1941 году производство мотоциклов в Ленинграде прекратилось и больше не возродилось.

Часть 2. Иж.

Серийное производство на Иже началось в 1934 году стараниями того же П. В. Можарова. И первым серийным мотоциклом стал Иж-7, созданный на базе Л-300, но ещё более упрощённый (лишился багажника, грязевых щитков). В 1933 году была выпущена предсерийная партия из 12 штук, а серийное производство шло с 1934 по 1938 год. Выпущено 5779 штук.

Иж-7. 1934-1938гг. Ижевский двойник Л-300.

Иж-7. 1934-1938гг. Ижевский двойник Л-300.

Ижак по качеству сильно уступал Л-300, и потому в довоенном спорте садились за руль Ижа, если не было Л-300. И тем не менее, в 1936 году состоялся женский (!) мотопробег Ижевск-Москва на Ижах-7. Мотоциклистки — жёны ИТР завода. Единственный мужчина — 15-летний сын директора Андрей Чекмарёв. Из 1675 километров большая часть пути была по грунтовкам. И ведь справились! Все 16 мотоциклов благополучно доехали до Москвы.

Встреча с колхозниками в одном из сёл во время мотопробега 1936 года.

Встреча с колхозниками в одном из сёл во время мотопробега 1936 года.

В 1938 году появилась следующая модель — Иж-8.

Изменения коснулись двигателя и светотехники. Мощность возросла до 8 л.с. при том же объёме в 300 кубиков, а максимальная скорость увеличилась до 105 км/час. Появился стоп-сигнал, багажник, более мощная фара, электрический сигнал. А вот спидометра всё равно не было. Иж-8 выпускался до весны 1940 года. Их выпустили 5600 штук. Затем его сменил Иж-9.

Иж-9. Скороход 40-х.

Иж-9. Скороход 40-х.

Перед самой войной появился Иж-12: тот же Иж-9, но с четырёхтактным двигателем от Л-8. Их выпустили всего 49 штук в июне 1941 года.

Иж-12, 1941г.

Иж-12, 1941г.

Всего в Ижевске с 1933 по 1941г выпустили 17862 мотоцикла. Они, как и Л-300, продавались населению, но в последнюю очередь. В первую очередь они шли в армию, милицию, почту. После войны производство в Ижевске начали заново, вывезя из Германии оборудование с завода DKW и начав выпуск модели DKW NZ-350. Развивать довоенные наработки не стали.

Часть 3. Попробуй меня заведи.

Третьим крупным довоенным мотозаводом в СССР был Подольский механический. До этого он выпускал швейные машинки. В 1933 году тот же Можаров спроектировал тяжёлый мотоцикл с коляской НАТИ-А750. Серийное производство началось в Подольске. В 1934 году выпустили несколько предсерийных образцов, а с марта 1935 года мотоцикл встал на конвейер под маркой ПМЗ-А-750.

ПМЗ-А-750, 1935-1939гг

ПМЗ-А-750, 1935-1939гг

Марина Ладынина на мотоцикле ПМЗ-А750. Фильм Трактористы, 1939 год.

Марина Ладынина на мотоцикле ПМЗ-А750. Фильм Трактористы, 1939 год.

Есть свидетельство, что он продавался и в личное пользование.

Также на ПМЗ в 1936-37 годах выпускались мотовелосипеды Стрела. Это копия немецкого Wanderer 11AS. Стокубовый двигатель, копия Fichtel&Sachs. Всего Стрел выпустили 356 штук.

Стрела, 1936-1937гг. Выпущено 356 штук.

Стрела, 1936-1937гг. Выпущено 356 штук.

Часть 4. ТИЗ.

ТИЗ — это Таганрогский инструментальный завод. До войны здесь тоже делали мотоциклы. Единственной серийной моделью стал ТИЗ-АМ600, выпускаемый с 1935 по 1943 год.

ТИЗ-АМ600, 1935-1943гг

ТИЗ-АМ600, 1935-1943гг

ТИЗ-АМ600 с коляской

ТИЗ-АМ600 с коляской

Парад 1936 года. ТИЗы с пулемётами.

Парад 1936 года. ТИЗы с пулемётами.

В отличие даже от ПМЗ в личное пользования ТИЗ не продавался и предназначался только для армии. Выпускался ТИЗ до 1941 года в Таганроге, затем производство было эвакуировано в Тюмень, где продолжалось до 1943 года. Сколько выпустили ТИЗов неизвестно. Но до 1941 года включительно выпустили 12342 штуки.

Часть 5. Прочие.

Помимо четырёх крупных мотозаводов, были и мелкие, занимающиеся мелкосерийным производством. Это Харьковский и Серпуховский мотозаводы.

ХМЗ-1М,1931-1933гг

ХМЗ-1М,1931-1933гг

Фар у ХМЗ было две!

Фар у ХМЗ было две!

В Харькове мелкосерийно выпускался мотоцикл ХМЗ-1М с 1931 по 1933 год. Их выпустили около 300 штук и почти все они пошли в армию. Объём двигателя 350 кубов, 4 такта, 8 л.с., максималка 90 км/час. Ни один экземпляр не сохранился.

Ещё один небольшой завод находился в подмосковном Серпухове. Здесь в 1939-1940 годах выпускался мотоцикл МЛ-3.

МЛ-3, 1939-1940гг

МЛ-3, 1939-1940гг

Единственный сохранившийся МЛ-3 в Московском Политехническом музее.

Единственный сохранившийся МЛ-3 в Московском Политехническом музее.

В Серпухове завод был создан на скорую руку в помещениях бывшей богадельни. Оборудования не хватало, а партия давила, требуя наращивать производство. В планах значились цифры 3000 штук в 1940 году и 15000 в 1941-м. Но реально сумели с горем пополам выпустить несколько жалких сотен мотоциклов МЛ-3 (по некоторым данным — 120 штук в Серпухове и 18 штук в Подольске), и в 1940 году плюнули на это дело. Так что народным МЛ-3 не стал. А жаль! Ведь он по характеристикам был ничуть не хуже немецкого DKW RT125, появившегося как раз в 1939 году. В 1940-41гг в Серпухове выпустили 180 мотоциклов Л-8, но нарастить производство помешала война. До наших дней дожил всего один МЛ-3. Он находится в Московском Политехническом музее.

Вот и весь наш довоенный мотопром. После войны решили не развивать довоенные наработки, а наладить выпуск немецких моделей в счёт репараций, но это уже другая история.

Читайте также: