1 проект сервисного центра по установке и обслуживанию контрольных устройств тахографов

Обновлено: 25.04.2024

Тахограф, как и любая другая деталь автомобиля, может выйти из строя. Для описания случаев поломки тахографа или случаев некорректной работы тахографа следует разделить все тахографы, на две основные категории. Первая это тахографы ЕСТР, а вторая тахографы с блоком СКЗИ.

В европейских требованиях, тахографом является не только привычное нам устройство, формата 1DIN. Тахограф по ЕСТР включат в себя:

  • Головное устройство
  • Датчик скорости
  • Кабель от датчика скорости до тахографа.
  • Иногда тахограф содержит внешнее устройство обеспечивающее дублирование сигнала датчика скорости. Принцип работы этого устройства основан на преобразовании сигналов GPS/ГНСС в воспринимаемые тахографом, как сигналы датчика скорости.

Большинство тахографов с блоком СКЗИ в отличии от тахографов ЕСТР являются вполне пригодными ремонта устройствами.

Многие заводы-изготовители аккредитовали мастерские по ремонту и установке тахографов, как свои гарантийные сервисные центры. На одном таком примере можно остановиться подробнее. Одну из самых больших на территории России сеть сервисных гарантийных центров сформировала компания выпускающая тахографы марки Штрих ТАХО RUS. Гарантийная сервисная сеть компании насчитывает более 400 организаций производящих квалифицированный ремонт тахографов Штрих на территории России. Ремонт тахографа марки Штрих не занимает продолжительное время. В среднем от 30 минут до 3-х часов. Данное обстоятельство минимизирует время простоя автотранспорта по причине неисправного тахографа. В случае проведения работ по негарантийному ремонту стоимость запасных деталей существенно ниже, чем в случае с тахографами ЕСТР, при выходе из строя которых требуется замена всего устройства.

Наша компания является гарантийным сервисным центром тахографов VDO, Штрих, ТЦА. Является сертифицированным гарантийным сервисным центром осуществляющим ремонт тахографов марки VDO DTCO 3283 и аккредитованной мастерской по установке проверке цифровых тахографов торговой марки VDO.

Как установить тахограф?

Согласно действующим нормативам, установить тахограф нужно для того чтобы эксплуатировать грузовое или пассажирское ТС без риска получить штраф. Бортовые контрольные приборы ставятся на грузовики, автобусы, микроавтобусы или другую технику для контроля времени, проведенного водителем за рулем, а также для фиксации других параметров движения.

Ранее автомобили оснащались механическими устройствами (шайбовыми тахографами). Сегодня в РФ допускается эксплуатация только цифровых моделей, которые должны быть оснащены системой шифрования информации. Кроме того, конструкция прибора должна допускать идентификация водителя с помощью личной карты.

Функции тахографа

Установка тахографа рассматривается государством как мера, позволяющая снизить аварийность в коммерческом секторе перевозок. Значительная часть аварий происходит из-за переработки водителей автобусов и грузовиков — и именно бортовые тахографы призваны фиксировать время, проведенное в пути, а также другие параметры движения ТС.

Тахограф — это бортовое самопишущее устройство, которое размещается в кабине транспортного средства. При этом:

  • Датчики, подключённые к прибору, собирают информацию о движении транспортного средства — запуске двигателя, пробеге, скорости.
  • Встроенный хронограф точно фиксирует время, в течение которого автомобиль двигался.
  • Для идентификации водителя, а также для доступа к основным функциям прибора используется личная карта с электронным чипом. Это позволяет быстро установить, кто находился за рулем грузовика или автобуса в тот или иной момент времени.

Информация хранится в памяти прибора в зашифрованном, защищенном от удаления виде. За шифрование отвечает либо отдельный модуль, который встраивается в устройство (криптографический модуль НКМ), либо модифицированный датчик скорости, в зависимости от типа прибора (СКЗИ или ЕСТР).

Функции тахографа

Данные, которые бортовой самописец фиксирует при движении ТС по маршруту, могут проверять сотрудники ДПС ГИБДД или Ространснадзора. Для проверки используется карта контроллера, которая работает по принципу, аналогичному принципу работы карты водителя. Также сотрудник надзорных органов может попросить у водителя распечатку данных с помощью встроенного термопринтера.

Требования к оснащению автомобилей тахографами

Для большинства категорий грузовых автомобилей, автобусов или микроавтобусов, которые используются для перевозки пассажиров, установка цифровых устройств будет обязательной. При этом процедура установки, а также процесс эксплуатации контрольных устройств строго регламентированы действующими законами.

Кто может устанавливать тахографы?

По действующим нормативам установку контрольных устройств проводят только сертифицированные организации. Причин несколько:

  • Тахографы с блоком СКЗИ относятся к криптографическому оборудованию, конструкция которого защищена законами о государственной тайне. Для любых манипуляций с устройствами такого типа нужна лицензия ФСБ РФ.
  • Активация тахографов производится только с помощью специальной аппаратуры — автоматизированных рабочих мест. Такая техника не представлена в свободной продаже, а есть она только у компаний, оформивших лицензию.

Обратите внимание! Перед тем, как обратиться в сервисный центр для установки, ремонта, поверки или настройки цифрового тахографа нужно проверить наличие разрешительных документов. Операции, выполненные несертифицированными мастерскими, не имеют юридической силы — потому экономия станет причиной получения штрафных санкций.

Лицензия на установку тахографа

Какие тахографы разрешено устанавливать в РФ?

В Российской Федерации к применению разрешены приборы двух типов:

  • Для рейсов внутри страны — тахографы с блоком СКЗИ.
  • Для международных поездок — устройства ЕСТР.

Обратите внимание! Нельзя на одной машине устанавливать технику обоих типов, потому что вывоз оборудования с модулями СКЗИ за рубеж запрещен.

Большую часть устройств, которые сегодня эксплуатируются на дорогах Российской Федерации, составляют самописцы с модулями СКЗИ. Это такие модели как дующие модели: АТОЛ Drive 5/Drive Smart, ТЦА-02НК, Штрих Taxo Rus, Меркурий ТА-001, VDO DTCO, КАСБИ и некоторые другие. Ассортимент устройств международного стандарта — ЕСТР — несколько меньше: VDO DTCO, Stoneridge, EFKON.

Эксплуатационные расходы для автомобиля с тахографом

Помимо покупки и установки бортового контрольного прибора, владельцу ТС стоит запланировать также другие расходы. Так, в бюджет включают:

  • Изготовление или замену карту водителя, а также карту предприятия (если она не была изготовлена ранее). Стоимость — от 3800 рублей.
  • Замену криптографического модуля СКЗИ (плановая — раз в 3 года, внеплановая — при поломке) — от 21 тыс. рублей.
  • Калибровку устройства — от 3,5 тыс. рублей.
  • Выгрузку данных — от 400 до 600 рублей в зависимости от операции.

Большая часть расходов будет относится к графе обязательных трат, потому что самостоятельно менять модуль СКЗИ или калибровать прибор нельзя. Исключение составляет разве что выгрузка информации, но и ее обычно поручают специалистам для экономии времени и гарантированной сохранности всех данных.

Риски при оснащении ТС тахографом

Современный цифровой тахограф — это сложное устройство. При этом наличие криптографического модуля повышает сложность оборудования и усложняет монтаж. Последствия неправильного выбора комплектующих или неаккуратного подключения могут быть различными:

  • Некорректная фиксация параметров движения ТС.
  • Периодическое возникновение ошибок, которые отражаются в отчете и могут стать причиной претензий со стороны контрольных органов.
  • Сбои в работе — отключение устройства, некорректное чтение личной карты водителя.
  • Выход из строя самого самописца или криптографического модуля.

Все это приводит к потребности в более частых ремонтах, которые обязательно сопровождаются калибровкой аппаратуры.

Уменьшить вероятность поломок и свести к минимуму остальные риски поможет только покупка тахографа у проверенного продавца и установка в сертифицированной мастерской. Обязательное условие сотрудничества — документального зафиксированные договорные обязательства компании, которая будет проводить монтажные или сервисные работы.

Этапы монтажа тахографа

Выше мы отмечали, что тахограф монтируют на ТС только в сертифицированном сервисном центре. Перед началом работ мастер изучает документации к оборудованию и осматривает автомобиль. При этом оценивается объем подготовительных операций — при оснащении контрольной техникой машин старого образца может потребоваться замена датчика скорости либо спидометра современными моделями.

  • Если нужно, датчик скорости и спидометр меняют.
  • Прибор подключают к бортовой сети.
  • К разъемам тахографа присоединяют датчики, которые будут передавать информацию о периметрах движения транспортного средства.
  • Мастера устанавливают вспомогательные датчики, дополнительное оборудование.
  • До фиксации устройства в нише или на кронштейнах проводится контрольное включение для проверки работоспособности.
  • С помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) и карты мастерской проводится активация блока СКЗИ. С помощью карты мастерской в память устройства переносят уникальный цифровой ключ, без которого оборудование не будет работать.

Активация с последующей настройкой и калибровкой — завершающие этапы установочных работ. Настроенный прибор пломбируют, отдельно фиксируя пломбами места присоединения всех датчиков. Это делается для защиты от попыток вмешательства в конструкцию системы.

Самостоятельная установка

В целях экономии некоторые владельцы транспортных средств пытаются устанавливать тахографы своими силами. Часть работ по установке действительно можно выполнить самостоятельно, но экономия при этом будет не настолько большой:

  • Во-первых, такие операции как активация и пломбирование невозможно провести без участи сотрудников сертифицированной мастерской.
  • Во-вторых, самостоятельное подключение оборудования может стать поводом для отзыва гарантии производителя.

Кроме того, сертифицированные сервисные центры очень неохотно активируют устройства, которые устанавливали сторонние специалисты. Это связано с дополнительной ответственностью за установленное третьими лицами оборудование.

Сроки установки тахографов на различные транспортные средства

При принятии законов об обязательном оснащении ТС бортовыми самописцами для разных категорий транспортных средств были установлены различные сроки. Все нормативы изначально касались категорий М1/М2 и N1/N2 — то есть грузовиков и автобусов.

Так, переоснащение должно было проводиться по графику:

  • Для грузовиков, которые перевозят опасные грузы — до 1 апреля 2014.
  • Для автобусов (кроме городских/пригородных) — до 1 июня того же года.
  • Для грузовиков более 12 тонн и более 3,5 тонн — до 1 сентября 2014, а также до 1 апреля 2015 соответственно.
  • Для техники, на которой стояли приборы устаревшего образца — до 1 июня 2016.
  • Для техники, на которой стояли цифровые тахографы без модулей НКМ — до 1 января 2018.
  • Для пригородных и городских автобусов — до 1 июня 2018 и до 1 июля 2021 соответственно.

Анализ сроков показывает — сегодня на всех указанных категориях ТС должны стоять цифровые контрольные устройства с модулем СКЗИ либо аппаратура стандарта ЕСТР. Окончание всех прописанных в законах сроков стало поводом для усиления контроля соблюдения нормативов.

Штрафы, которые могут получить водители или предприниматели

За отсутствие тахографа на ТС, его неисправность, несоответствие типа и нарушение правил эксплуатации проверяющие из ДПС или Ространснадзора имеют право накладывать штрафы по ст. 11.23 КоАП:

  • На физическое лицо (водителя ТС) до 5000 рублей.
  • На ответственного за оснащение техники контрольным устройством сотрудника — до 10 000.
  • На ИП — до 25 тысяч.
  • На юридическое лицо — до 50 тысяч.

Чтобы избежать штрафных санкций, нужно вовремя позаботиться о переоснащении техники, а также о выпуске индивидуальных карт тахографа для водителей.

Список исключений: кому тахограф не нужен?

Сроки и штрафы, указанные выше, не касаются определённых категорий ТС. В нормативной базе прописан ряд исключений — и если в вашем ведении находится такая техника, то ее переоборудовать не надо. Это в первую очередь:

  1. Машины ВС РФ и Росгвардии.
  2. Автомобили ФСБ РФ и МВД РФ.
  3. Медицинская техника (не только автомобили скорой помощи, но и передвижные лаборатории).
  4. Автомобили пожарной охраны и МЧС.
  5. Строительная техника.
  6. Дорожная техника.
  7. Самоходные транспортные средства и трактора.
  8. Автомобили, с момента выпуска которых прошло не менее 50 лет.
  9. Учебные автомобили.

Кроме того, требования об установке бортовых контрольных устройств не распространяется на ТС, которые эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Во всех остальных случаях ставить тахографы на транспортные средства нужно. И делать это стоит в специализированном сервисном центре, у которого есть все лицензии на работу с криптографическими устройствами.

Обучение по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Программы обучения специалистов по эксплуатации и обслуживанию тахографов разработаны в соответствии с действующими нормативными актами с учетом специфики должностных обязанностей специалистов, а именно с:

  • Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

Повышение квалификации по эксплуатации и обслуживанию тахографов, стоимость

Эксплуатация и обслуживание тахографов

Установка, проверка, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Осуществление контроля использования контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Осуществление организации работы организации по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Осуществление эксплуатации контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Форма обучения: дистанционная

Длительность обучения: 72 часа

Цель обучения: Приобретение необходимых знаний для их применения в практической деятельности при установке, проверке, техническом обслуживании и ремонте контрольных устройств и тахографов, а также их эксплуатации

Обучение по установке и активации блоков СКЗИ тахографа

Установка и активация блоков СКЗИ тахографа применительно к тахографам

Категория слушателей по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Кто проходит курс обучения по тахографам?

  • Персонал сервисных центров (мастерских), осуществляющих установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • Специалисты, осуществляющие контроль использования тахометров, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • Специалисты, осуществляющие в организации контроль за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • Водители, осуществляющие эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

Программы повышения квалификации по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Программы направлены на совершенствование специальных профессиональных знаний и получение новых компетенций в области обслуживания тахографов.

  • Нормативно-правовое регулирование деятельности по организации контроля режимов труда и отдыха водителей. Организация и контроль режимов труда и отдыха водителей с применением технических устройств.
  • Техническое обеспечение контроля режимов труда и отдыха водителей ТС.
  • Аналоговые/Цифровые тахографы. История, общие сведения, конструкция, функциональное назначение, производители, перспективы развития контрольных устройств различных типов.
  • Общий порядок и технологии выполнения работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах. Оборудование и программное обеспечение для работы мастерской.
  • Характеристики и функции контрольных устройств. Общие сведения об контрольных устройствах, функции, основные тенденции в производстве контрольных устройств. Технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики контрольных устройств.
  • Организация и проведение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств на базе действующего сервисного центра (мастерской).
  • Организация работы сервисного центра (мастерской), осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.
  • Требования к сервисному центру (мастерской), процедуры организации деятельности.
  • Допуск сервисного центра (мастерской) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

Пример удостоверения о повышении квалификации по курсу Эксплуатация и обслуживание тахографов

По окончании курса учащиеся получают документы установленного образца с классом защиты уровня Б!


Мы имеем все необходимые лицензии и аккредитации:

  • Проведение обязательной специальной оценки условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) (Реестровый номер № 700)
  • Осуществление аудита охраны труда (Реестровый номер № 2336)
  • Обучение работников по охране труда (Реестровый номер № 3408)
  • Образовательная деятельность (Лицензия № 0898 от 09 апреля 2014 года)
  • Сертификация систем менеджмента качества (Номер аккредитации № РОСС RU.31109.04ЖКТ0)

Как пройти обучение?

1. Заполните заявку

Заполняйте заявку и присылайте нам

2. Заключите договор

Договор высылаем по электронной почте, в конце обучения обмениваемся оригинальными документами

3. Вносите оплату

Оплата по безналичному расчету от юрлица или через Банк-клиент

4. Проходите обучение

После оплаты на электронную почту вы получите доступ в личный кабинет. После изучения материалов вы сдадите итоговое тестирование

5. Получаете документы

Документы можно получить лично или бесплатно заказным письмом через Почту России.

Подать заявку на обучение

Заявка подается в свободной форме (с полным указанием должностей и ФИО обучаемых, а также названием программы и реквизитами предприятия).

Обучение по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Получить консультацию

Шаблон заявки:


Юридические лица


Физические лица

Программы обучения специалистов по эксплуатации и обслуживанию тахографов разработаны в соответствии с действующими нормативными актами с учетом специфики должностных обязанностей специалистов, а именно с:

  • Постановлением Правительства от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы"
  • Приказом № 440 от 28.10.2020 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

Характеристика квалификации, содержащаяся в профессиональных стандартах, применяется работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом выполняемых работниками трудовых функций.

Повышение квалификации по эксплуатации и обслуживанию тахографов, стоимость

Цель обучения: Приобретение необходимых знаний для их применения в практической деятельности при эксплуатации тахографов.

Эксплуатация и обслуживание тахографов

Установка, проверка, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Осуществление контроля использования контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Осуществление организации работы организации по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Осуществление эксплуатации контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах

Форма обучения: дистанционная или очная

Длительность обучения: 72 часа

Категория слушателей по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Кто проходит курс обучения по тахографам

  • Персонал сервисных центров (мастерских), осуществляющих установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • Специалисты, осуществляющие контроль использования тахометров, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • Специалисты, осуществляющие в организации контроль за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • Водители, осуществляющие эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

Программы повышения квалификации по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Программы направлены на совершенствование специальных профессиональных знаний и получение новых компетенций в области обслуживания тахографов

  • Нормативно-правовое регулирование деятельности по организации контроля режимов труда и отдыха водителей. Организация и контроль режимов труда и отдыха водителей с применением технических устройств.
  • Техническое обеспечение контроля режимов труда и отдыха водителей ТС.
  • Аналоговые/Цифровые тахографы. История, общие сведения, конструкция, функциональное назначение, производители, перспективы развития контрольных устройств различных типов.
  • Общий порядок и технологии выполнения работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах. Оборудование и программное обеспечение для работы мастерской.
  • Характеристики и функции контрольных устройств. Общие сведения об контрольных устройствах, функции, основные тенденции в производстве контрольных устройств. Технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики контрольных устройств.
  • Организация и проведение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств на базе действующего сервисного центра (мастерской).
  • Организация работы сервисного центра (мастерской), осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.
  • Требования к сервисному центру (мастерской), процедуры организации деятельности.
  • Допуск сервисного центра (мастерской) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

Штрафы за нарушения эксплуатации и обслуживания тахографов

Согласно ст. 11.23 КоАП, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа предусмотрены административные штрафы:

  • на должностное лицо — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на водителя – от 1 000 до 3 000 рублей;

Закажите услугу Обучение по эксплуатации и обслуживанию тахографов

Пример удостоверения о повышении квалификации

Бланк удостоверения с классом защиты Б является документом строгой отчетности и изготавливается только в лицензированных типографиях!

Читайте также: