Авария и дтп в чем разница

Обновлено: 18.05.2024

Дорога — довольно непредсказуемое и опасное место для всех участников дорожного движения. В ходе нарушений ПДД какой-либо из сторон существует огромная вероятность возникновения ДТП. Такое событие может нести последствия различной сложности и тяжести.

Определение ДТП в ПДДВиды ДТПОпрокидываниеСтолкновениеНаезд на препятствиеНаезд на велосипедистаНаезд на животноеСхема ДТПУчастники ДТППравила поведения участников: куда звонить и что делатьЧто грозит виновнику ДТП при наличии пострадавшихvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Определение ДТП в ПДД

Рассматриваемое событие можно рассматривать согласно базовой и особой классификациям, что может дать возможность корректно подобрать способы устранения последствий определённой ситуации.

К основной классификации относятся такие виды:

опрокидывание;столкновение;наезд (на препятствие, велосипедиста, животное).

Типологию особых видов ДТП можно рассматривать как событие с более опасными факторами. Их можно распределить таким образом:

Падение груза при перевозке. Событие, в ходе которого грузовой объект, выпавший из ТС, наносит материальный или физический ущерб.

Падение ТС в воду. Событие, в ходе которого ТС попадает в воду. В результате данного ДТП необходима помощь спасательных служб с использованием особого водолазного оборудования.

ДТП на железнодорожных путях. Событие, которое происходит при столкновении двух ТС или средства передвижения с железнодорожным составом на ж/д путях.

ТС под завалом. Происшествие, которое возникло, когда ТС вместе с людьми из-за различного рода внешних факторов попадает под завал.

ДТП в туннелях или путепроводах. Событие с повышенным уровнем ограничения в пространстве, что затрудняет свободный доступ специальных служб к месту аварии. Данный вид может повлиять на возникновение вторичных последствий, например, пожаров.

ДТП со средствами передвижения, которые перевозят грузы высокой опасности. События, в ходе которых происходит утечка или возгорание различного рода опасных веществ.

ДТП с участием трамвая или троллейбуса. Ситуация, которая возникла при столкновении трамвая (троллейбуса) с ТС или когда происходит обрыв и падение силовых проводов на машины, или если трамвай сходит с рельсов с дальнейшими последствиями.

Опрокидывание стоит понимать, как падение ТС на боковую или верхнюю (крышу) часть вследствие различных причин, например, резких поворотов или столкновений. Степень осложнения данного вида ДТП увеличивается, когда крыша машины деформирована. В таком случае доступ к пострадавшим будет полностью или частично перекрыт, что значительно замедлит процесс проведения спасательных работ.

Знаете ли вы? Первый в истории арест за превышение скорости произошёл в 1899 году в Нью-Йорке. Штраф наложили на таксиста, который превысил скорость до 19 км/ч.

Рассматриваемый вид ДТП имеет такие разновидности:

вследствие столкновения;в результате заноса;при неисправности ТС.

По сравнению с другими видами, основной чертой опрокидывания является значительное повреждение ТС.

Рассматривают следующие 3 вида столкновения:

Фронтальное (лобовое). Рассматриваемая разновидность происходит при столкновении средств передвижения во время встречного движения. От такого столкновения кузов машины значительно деформируется, что может привести к многочисленным травмам тяжёлой степени как у автомобилиста, так и у пассажиров.

Боковое. Событие, в ходе которого произошло столкновение передней части одного автомобиля или другого ТС с боковой стороной другого. Обычно данный вид столкновения считается наиболее опасным, что связано с короткой дистанцией между боковыми поверхностями корпуса транспортных средств и внутри сидящих людей. Специальным службам приходится проводить очень сложную роботу для спасения пострадавших, ведь чаще всего при деформации кузова остаётся критически мало места для выполнения неотложных работ.

Касательное. Ситуация, которая возникла при столкновении ТС, движущихся в одном направлении.

Наезд на препятствие

Наезд на препятствие называют разновидностью ДТП, когда ТС врезается в строения или преграды, не являющиеся участниками дорожного движения. Вследствие данного типа наезда работа специальных спасательных служб строится согласно определённых стратегий в конкретных случаях. Важно также учитывать количество людей, которые пострадали, и уровень возможной угрозы вследствие аварии. Среди второстепенных факторов, несущих опасность во время проведения спасательных работ, можно выделить такие:

падение обломков повреждённых преград;обрыв раскалённых электропроводов;пожары.

Наезд на велосипедиста

Наезд на велосипедиста — разновидность ДТП, возникшая вследствие невнимательности или несоблюдения необходимых правил на дороге одной из сторон. Вследствие такой ситуации, согласно ПДД, автомобилиста ожидает больше последствий, поскольку авто считается средством повышенной опасности, по сравнению с рассматриваемым двухколёсным транспортом.

Важно! В отличие от велосипедиста, автомобилист получает права и сдаёт экзамены по ПДД, поэтому чаще всего ответственность в большей мере падает на автомобилиста.

Автовладельцу в данной ситуации следует выполнить такой порядок действий:

Определить состояние пострадавшего.Вызвать службу неотложной помощи и сотрудников ГАИ.Разместить знак аварийной остановки, а ТС — с включённой аварийной сигнализацией.Зафиксировать место ДТП.

Наезд на животное

Возникновение рассматриваемого вида довольно часто случается не по вине автомобилиста, поскольку такая авария является непредсказуемой, ведь невозможно предусмотреть поведение животного. Согласно законодательным нормам, данную разновидность наезда можно рассматривать таким образом:

Важно! В связи с тем, что причинение вреда питомцу можно рассматривать как нанесение материального ущерба, соответственно, такую разновидность наезда необходимо понимать как ДТП.

Когда автомобилист является виновником наезда с нанесением вреда животному, то он производит материальные выплаты хозяину или привлекается к ответственности (наехав на дикого зверя). Когда автовладелец не виноват в наезде, а питомец оказался на дороге по вине его собственника, тогда в рассматриваемой ситуации есть огромный шанс получить финансовое возмещение ущерба транспортному средству.

Схема ДТП — графически-изобразительное обозначение места аварийной ситуации, которое представлено в виде чертежа с обозначением всех необходимых деталей и факторов. Рассматриваемое изображение влияет на определение степени виновности сторон, возможных причин и последствий ДТП в ходе расследования.

Данная схема должна быть построена с включением таких пунктов:

указание дорожных разметок;указание всех дорожных знаков;размещение ТС и других авто на проезжей части;указание направления движения ТС;место удара;указание месторасположения с названием улиц;определение света на светофоре;обозначение преград.

Рекомендуем для прочтения:

Ремень безопасности в автомобиле по ПДД

Регулировка дорожного движения: сигналы и жесты регулировщика

Безопасность манёвра по ПДД и виды маневрирования

Порядок проведения экспертизы после ДТП

Схему ДТП рекомендуется подписывать всеми сторонами аварии и возможными свидетелями, особенно, если представители ГИБДД приезжают на место события с опозданием.

Для составления схемы необходимо придерживаться таких рекомендаций:

Каждое лицо, имеющее связь с рассматриваемым событием, можно с уверенностью назвать участником ДТП.

Согласно стандартной классификации, участниками ДТП могут выступать:

Участвовавшие стороны также можно рассматривать и согласно такой типологии (по степени вовлечённости в ДТП):

виновная сторона;пострадавшая сторона.

В каждой определённой ситуации все стороны и участники события имеют различные права и обязанности. Согласно вышеуказанных данных, выделяют 6 основных типов участников аварии:

автомобилист-виновник;автомобилист-пострадавший;пассажир без полученных увечий;пассажир с нанесённым физическим вредом;пострадавший пешеход;пешеход-виновник ДТП.

Правила поведения участников: куда звонить и что делать

В том случае, если участники получили какие-либо травмы, то обязательно нужно вызвать неотложную помощь. До момента приезда инспекторов ГАИ участники вправе сделать фотосъёмку, а также взять показания у свидетелей. Не будет лишним в это время изобразить схему ДТП. Основное правило для всех сторон аварии — это соблюдать спокойствие и не паниковать, ведь необдуманные и скоропостижные действия могут привести к непредсказуемым последствиям.

Что грозит виновнику ДТП при наличии пострадавших

Любой автовладелец не сможет предсказать, что на дороге не случится непредвиденная ситуация, являющаяся результатом ДТП. Несмотря на это, если человек считается виновником данного события, то ему может грозить ответственность:

Гражданская. Рассматриваемая разновидность подразумевает материальную компенсацию за ущерб ТС, финансовое возмещение ущерба пострадавшей стороне на время его нетрудоспособности, а также компенсация за моральный ущерб. Виновная сторона сможет возместить ущерб с помощью полиса (ОСАГО или КАСКО), а также за личные средства (по решению судебных органов).

Административная. Эта разновидность применяется в случае нанесения физического вреда (лёгкой и средней степени тяжести) участнику ДТП. Штраф за лёгкую степень травматизма — 2000–5000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1–1,5 года), за среднюю степень — 10000–25000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1,5–2 года). Административная ответственность может быть представлена в виде предупреждения, административного штрафа или лишения прав.

Уголовная. Рассматриваемая разновидность (в ходе которой будет открыто уголовное дело) подразумевает смертельный исход ДТП или причинение высшей степени вреда здоровью человека. Смягчающая или отягощающая степень ответственности назначается виновнику по решению суда с учётом всех обстоятельств согласно конкретной ситуации. Летальный исход — это главное основание в ужесточении наказания. Один погибший — водителю грозит до 4 лет исправительных работ или до 5 лет лишения свободы (если водитель был в состоянии опьянения, то до 7 лет). Несколько погибших — до 5 лет исправительных работ или до 7 лет тюрьмы (при опьянении — 9 лет).

Сегодня у автомобилистов появилась возможность разобраться на месте события без участия инспекторов ГИБДД и обращения к страховщику.

Такой способ возможен, если:

есть минимальные повреждения ТС;нет лиц, которые физически пострадали;обе стороны солидарны в принятом решении.

Таким образом, ДТП возникает как по вине какой-либо из сторон аварийной ситуации, так и из-за различных неблагоприятных факторов. Человек, признанный виновным в ходе расследования, привлекается к ответственности. Данный факт призывает всех участников дорожного движения соблюдать необходимые правила на дороге.

Виды ДТП и способы их предотвращения на дорогах

Отправляясь в дорогу, каждый водитель рискует попасть в ДТП. Способствовать ему могут дорожные условия, возникшие неисправности в машине, поведение прочих участников движения. Виды ДТП, разнообразны.

Не секрет, что аварию могут спровоцировать злоумышленники, стремящиеся выманить деньги у доверчивого автомобилиста. Поэтому полезно знать, что такое ДТП? Механизм ДТП включает в себя несколько составляющих. Главными из них являются количество пострадавших, вид и степень причиненного ущерба.

Кроме того следует определить основного виновника в происшествии. Данный материал предоставит ценную информацию для автолюбителей. Отдельную выгоду извлекут из предложенного текста люди, которые только планируют сесть за руль.

По нормативным предписаниям ДТП это событие, возникшее при движении автомобиля, вследствие которого пострадали люди, другой транспорт, а также имущество (груз, дорожные конструкции, деревья, недвижимость).

Если же говорить о норме в ПДД, можно выделить следующие признаки ДТП:

  • инцидент произошел во время движения;
  • в ходе него есть пострадавшие;
  • в результате ДТП причинен вред имуществу, здоровью людей.

Ключевым моментом является то, что происшествие неразрывно связано с движущимся транспортным средством, включая его остановку на короткое время (не более 5 минут). Если ущерб будет нанесен стоящей машине (падение дерева, поджог, проявление хулиганских действий), такие действия считаться ДТП не будут. Такого мнения придерживается не только законодательство, но и судебная практика.

У многих возникает вопрос, чем отличается авария от ДТП. Есть два варианта ответа. При аварии не наступило ущерба. Например, две машины столкнулись, практически не повредив друг друга (мелкие царапины не в счет). С позиции же законодательства аварией считается чрезвычайное событие, случившееся на промышленном объекте.

Что относится к аварии на дороге

У ДТП классификация существует своя. Она зависит от типа повреждения транспортного средства, состава участников события, дорожной обстановки. Дальше мы более детально разберемся, что считается ДТП.

Например, к таковым можно отнести наезд на препятствие. В качестве преграды можно отнести фонарный столб, опору моста или забор вокруг дома, предприятия.

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Виды ДТП

В правовом поле имеется градация, по которой распределены виды ДТП на автомобильном транспорте. Определение типа аварии влияет на процесс оформления материалов по ней. Разберемся более подробно с тем, какими же бывают ДТП.

Столкновение

Под ним подразумевается физический контакт автомобиля в процессе движения с другими перемещающимися транспортными средствами. В столкновении может быть задействовано сразу несколько машин, что часто происходит на скользкой дороги.

Столкновение имеет место при контакте автомобиля с поездом. Происходит это в случае нарушения правил пересечения железнодорожного переезда.

Опрокидывание

Это переворот движущейся машины на бок или на крышу. Опрокидывание часто происходит в случае резкого поворота или тогда, когда водитель по разным причинам теряет контроль над управлением транспортом.

Автомобиль может перевернуться в том случае, когда в него на большой скорости въезжает другая машина. Чаще всего это происходит при боковом столкновении. В результате машину может выбросить на встречную полосу или даже тротуар. Нередко это оборачивается травмами для людей.

Наезд на стоящее транспортное средство

Это столкновение с припаркованным автомобилем, включая и прицеп к нему. При этом не имеет значения, где остановилась пострадавшая машина.

Часто данный тип ДТП случается на стоянках открытого типа. Например, въезжающий или выезжающий автомобиль сталкивается с транспортом других владельцев.

Наезд на препятствие

Такое ДТП представляет собой столкновение машины со стационарным объектом. Примером является светофор, закрепленный на дороге рекламный щит, фонарный столб.

При этом неважно, наехал ли водитель на объект или столкнулся с ним. В любом случае авария станет поводом для оформления требуемых материалов.

Наезд на пешехода

Это случай, когда автомобиль сбивает человека на переходе, другом участке дороги. Сказанное касается и ситуаций, когда сам пешеход своими действиями стремится попасть под колеса.

Если гражданин был травмирован упавшим с машины грузом, это также квалифицируется как наезд. Степень нанесенных лицу телесных повреждений в такой ситуации значения не имеет.

Наезд на велосипедиста

Ситуация во многом напоминает предыдущую. Разница только в том, что пострадавшим будет лицо, сидевшее на велосипеде.

Велосипедист может сам спровоцировать контакт с автомобилем. Такие действия также квалифицируются, как наезд.

Наезд на гужевой транспорт

Это столкновение с повозками, телегами, прочими средствами передвижения, управляемых с помощью животных. Вероятность ДТП повышается в пределах сельской местности. Даже если такой транспорт сам столкнулся с автомобилем, это также будет считаться наездом.

Как мы уже отмечали, машина может сбить на дороге животное. Это тоже ДТП рассматриваемого нами вида.

Падение пассажира

Человек может упасть с движущегося транспорта. В качестве примера можно привести выпадение лица из кузова открытого фургона или из двери маршрутного автобуса.

Это происходит часто при изменении траектории передвижения. Если человек совершил падение из стоящего автомобиля, данный случай не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

Тройное ДТП

Это ситуация, когда столкнулись несколько автомобилей. То же самое касается случаев, когда пострадало несколько пешеходов. При таком типе происшествия особое внимание уделяется порядку возмещения причиненного ущерба всем сторонам.

В процесс вовлекаются сразу несколько страховых компаний, решающие вопрос с выплатами по ОСАГО. Не исключены и судебные разбирательства между участниками происшествия, пострадавшими в части получения денежных компенсаций.

Бесконтактное ДТП

В рамках дорожного движения существует ряд ситуаций, когда дорожно-транспортное происшествие считается таковым без физического соприкосновения с автомобилем, пешеходом. Однако при этом машине потерпевшей стороны все равно наносится определенный урон.

Падение груза на автомобиль с машины, следующей впереди, также относится к данному типу аварий. Кстати если впереди идущий транспорт зацепил дерево, дорожный знак, иной объект, что привело к его падению на другие машины – это тоже бесконтактное ДТП.

Отличительной чертой данного вида происшествий является то, что к ответственности привлекается водитель, спровоцировавший ДТП.

Иной вид ДТП

Многие водители не соблюдают правила проезда перекрестков. В результате часто случается ДТП при повороте налево. В рамках него происходит столкновение с транспортом, едущим в другом направлении.

Когда составляются документы по данному событию, важно правильно составить схему по ДТП. Она поможет определить виновника дорожного инцидента.

Порядок действий при аварии

Его общая схема описана в ПДД. Участники ДТП должны остановить свои транспортные средства и ждать приезда органов полиции (если речь не идет о европротоколе). При наличии пострадавших им до прибытия медиков оказывается первая необходимая помощь.

Правила также предписывают выставление знака аварийной остановки. Он должен находиться в багажнике каждого автомобиля. Знак должен быть расположен на проезжей части на видном для других водителей месте. Убрать его можно при окончании оформления всех материалов по ДТП.

Человек должен четко знать, что нужно делать при ДТП. От соблюдения всех процедур зависит эффективное отстаивание своих прав в будущем. В первую очередь следует проследить за тем, чтобы правильно составлялись административный протокол, схема аварии.

Не следует сразу же уезжать с места происшествия. К штрафу за это добавится судебное решение о лишении водительских прав. Следует остаться и зафиксировать состояние автомобиля на камеру мобильного телефона. А также полезно собрать контактные данные об очевидцах. Их свидетельства помогут при административном разбирательстве или уголовном деле.

Ответственность виновника

Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.

Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.

Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Рекомендации автовладельцам

Несмотря на то, что в России правовое поле постоянно меняется в сторону усиления ответственности водителей, количество ДТП с годами не уменьшается. Множество аварий возникает из-за людей, принявших алкоголь.

Чтобы уменьшить для себя риск попадания в ДТП, необходимо следовать букве правил дорожного движения. Кроме того, рекомендуется поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Если же происшествие все же произошло, в первую очередь не следует паниковать. Нужно оставаться на месте события и принимать четкие, взвешенные действия. Стоит также уравновешено вести себя с противоположной стороной. Таким способом будет проще впоследствии отстоять собственные права.

Поэтому, подводя итог можно сказать, что в некоторых случаях ДТП получается предупредить или свести его риск к минимуму.

Бывают дорожные происшествия, которые кажутся автомобилистам пустяками. Они не вызывают ГИБДД, не оформляют документы и уезжают. Однако через несколько дней при проверке на посту ГИБДД выясняется, что против водителя ведется расследование по статье 12.27 КоАП РФ. Суд лишает автомобилиста прав, и ему приходится выплачивать немалый ущерб неизвестно откуда взявшимся пострадавшим. Как понять, является ли мелкое столкновение полноценным ДТП?

Причинен ущерб

Многие не различают аварию и дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и нередко путаются в юридических терминах. В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения (ПДД РФ), дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, когда сталкиваются автомобили и наносится вред здоровью и технике, юридически такие случаи описываются как ДТП. Они требуют соответствующего законного оформления.

Чем авария отличается от ДТП?

Если ущерб незначительный и не превышает 100 тыс. рублей, а пострадавших нет, то закон допускает оформление так называемого европротокола без участия инспекторов ГИБДД.

Кроме того, полноценным ДТП считается любое столкновение, причинившее ущерб другим собственникам. К примеру, если машину занесло на дороге и она врезалась в столб, дорожный знак или барьер ограждения, такое происшествие тоже требует оформления и вызова инспекторов ГИБДД. Объекты дорожной инфраструктуры состоят на балансе муниципальных или государственных предприятий, которые обслуживают выделенные им участки дорог. Стоимость знаков или металлических барьеров немаленькая. При скоростных столкновениях нанесенный дорожной инфраструктуре ущерб может колебаться в пределах 50-700 тысяч рублей.

Кроме того, столкновение со столбом освещения в городе, удар бампером по выставленным шлагбаумам или наезд на принадлежащие дачникам декоративные кустарники или плодово-ягодные насаждения тоже считается ДТП, так как налицо факт нанесения ущерба. Если водитель оставит место происшествия, то его ждет наказание.

В соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения (ПДД РФ) места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чем авария отличается от ДТП?

Нет ущерба

Однако не всякое столкновение автомобиля с другим объектом можно считать ДТП. Это может быть простая авария, которую оформлять документально в некоторых случаях не нужно.

Если водитель не справился с управлением и вылетел с трассы, протаранил сугроб и оказался в поле или в придорожной канаве, то он не причинил никому ущерба, кроме как себе лично. Поэтому такую аварию можно не оформлять и вызывать эвакуатор.

Статистика утверждает: разговор по мобильному увеличивает вероятность ДТП в 4 раза.

Если машина разбилась о каменную скалу или съехала в воду с оврага по вине самого водителя и не причинила никому ущерба, то такое происшествие тоже не считается ДТП, хотя и является полноценной аварией. Оформляться в этих случаях может лишь страховка КАСКО.

Кроме того, ДТП не считается ситуация, когда автомобиль был поврежден на паркинге какими-то неустановленными лицами. В этих случаях вступают в силу иные статьи закона, не относящиеся к автомобильным статьям КоАП РФ.

Оставить комментарий (0)

Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия

Что значит ДТП по закону 2021 года?

Итак, первое, что вспоминает большинство водителей при значении этого термина — Правила дорожного движения. Однако, он упоминается также в другом нормативном акте, который по приоритету стоит значительно выше — Федеральный закон О безопасности дорожного движения. К счастью, в судебной и иной практике о приоритетах говорить не приходится — определения абсолютно идентичны в обоих документах.

Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2021 год:

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:

  1. ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
  2. при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
  3. в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).

Определение в ПДД

Примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.

  • Согласно ПДД, дорога — это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
  • Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто — тоже участник этой же аварии.
  • Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина — вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.

Тонкости отдельных видов происшествий

Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

Бесконтактные ДТП

Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

  • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто — причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
  • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

Пример бесконтактного ДТП

Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2021 года.

Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу…

Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

Стоящий автомобиль на парковке

Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация — это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

Считается ли ДТП, если произошло на парковке?

С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП… Но считается, и вот почему!

Дело в том, что судебная практика 2021 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации … установлено, что дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2021 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Спросить у юриста

или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8 (800) 301-61-89.

Столкновение с предметами

Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

  • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
  • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

Определение происшествия при столкновении с забором

Какие штрафы за ДТП?

Многие водители зачастую путают административную ответственность и гражданскую. Между тем, эти 2 понятия необходимо различать:

  • административное наказание — это, собственно, наказание — штраф, лишение прав, арест и другие меры в целях пресечения нарушений данным лицом в будущем, назначается полицией или судом,
  • гражданская ответственность — это возмещение вреда при его причинении тому, кому он был нанесён, возмещается добровольно, страховой компанией по ОСАГО либо через суд.

За сам факт происшествия ни для виновника, ни, тем более, для потерпевшего никакого административного наказания нет. Но есть санкции за последствия аварии в виде вреда здоровью и за гибель людей. Давайте рассмотрим их все!

Таблица штрафов за ДТП

либо принудительные работы до 2 лет,

либо арест до полугода,

Обратите внимание, что за вред здоровью или жизни наказывается только виновник ДТП. При этом, такой вред может быть нанесён не только пешеходу (например, когда водитель сбивает на переходе), а в том числе потерпевшему водителю-участнику аварии и даже пассажиру, находящемуся в авто водителя.

Более подробно о сроках лишения прав при ДТП мы рассказали в специальной статье об этом.

В чем отличие обычной аварии от ДТП

Иногда возникают дорожные происшествия, которые автомобилисты расценивают как несерьезные. Многие полагают, что в таких случаях не нужно вызывать сотрудников ГИБДД, оформлять документы — просто поехал дальше по своим делам. Однако, через пару дней после этого на посту ГИБДД вдруг появляется информация, что в отношении автомобилиста рассматривается дело по статье 12.27 КоАП РФ. Результат не самый положительный — водителя лишают в/у и принуждают выплачивать компенсацию непонятным пострадавшим, которых не было. Как понять, является ли мелкая авария дорожно-транспортным происшествием?

Многие люди за рулем до сих пор не могут различать аварию и ДТП, именно отсюда и возникает путаница в терминах. В пункте 1.2 ПДД говорится, что дорожно-транспортное происшествие — это событие, которое возникает в момент движения транспортного средства и с его участием. В ходе ДТП может наноситься вред людям, сооружениям, грузам и иным предметам. Если происходит столкновение ТС, наносится вред здоровью и машинам, то с точки зрения закона такие ситуации расцениваются как ДТП. И они требуют определенной регистрации юридически.

Если ущерб незначительный и не переходит отметку в 100 000 рублей, а также отсутствуют пострадавшие, то по закону оформить ДТП можно по европротоколу, без вызова инспекторов ГИБДД.

Заметим, что в качестве полноценного дорожно-транспортного происшествия можно расценивать столкновение, при котором ущерб причинен другим собственникам. Например, если автомобиль ушел в занос на дороге и врезался в столб, знак или забор, то такая ситуация обязательно должна сопровождаться вызовом сотрудников ГИБДД. Все объекты инфраструктуры, расположенные на дороге, числятся среди имущества государственных или местных предприятий, которые занимаются обслуживанием выделенных участков. При этом, стоит знак или ограждение немало. Если речь идет о столкновении на высокой скорости, то сумма порой может доходить и до 700 000 рублей. Если автомобилист просто оставит место ДТП, то его ждет наказание в виде лишения водительского удостоверения на срок до 1.5 лет или административный арест до 15 суток.

Многих водителей интересует вопрос — считается ли

ДТП ситуация, когда на парковке люди или тележки повреждают транспортное средство? Согласно закону, данное событие нельзя расценивать как дорожно-транспортное происшествие. Нужно будет требовать компенсацию у того, кто нанес повреждения.

Итог . ДТП и авария — разные термины, которые отличаются процедурой оформления. Их стоит различать, чтобы не лишиться в/у и не получить приличный штраф.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно . Спасибо!

Само по себе столкновение двух автомобилей - еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

На автомобилях нет повреждений? Значит, не было и аварии. Производство по делу прекратить! Фото: Сергей Михеев/РГ

На автомобилях нет повреждений? Значит, не было и аварии. Производство по делу прекратить! Фото: Сергей Михеев/РГ

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Фото: iStock

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный "ВАЗ". Медведева осмотрела свою машину и "ВАЗ", повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного "ВАЗа" и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле "ВАЗа".

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий "ВАЗ", после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Фото: Александр Корольков/РГ

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на "ВАЗ". В объяснении владельца "ВАЗа" нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Фото: iStock

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Читайте также: