Автомобиль в сутки выбрасывает в воздух примерно 20 кг выхлопных газов

Обновлено: 05.07.2024

Анастасия Мальцева


Анастасия Мальцева ответила Сообществу

Большая перемена, может, ответы на ежедневные задачки будем отправлять Вам в личку? Так интереснее! А то ведь все могут просто списать друг у друга в комментариях :(

Большая перемена

Мария Головачёва

Ирина Рейман


Ирина Рейман

Если автомобиль будет ездить каждый день- то в обычный год будет 365*3=1095кг выхлопных газов, а в високосный 1098кг
Раз 60кг макулатуры спасут дерево, то 300кг/60=5, то есть спасут 5 деревьев.

Ирина Рейман


Ирина Рейман

🌿

Это одна из причин, почему раздельный сбор мусора, использование втор. сырья и переход на вело-транспорт так важен
.
Ну и фоточки по классике:)

Кристина Балакина

Ксения Гольцова


Ксения Гольцова

Ксения Гольцова


Ксения Гольцова

Ксения Авдонина

Спасибо за задачки!
Ответы на вопросы:
1) 1095 кг в год или 1,095 тонн; в високосный 1098 кг или 1,098 тонн
2) 5 деревьев

Адель Галиуллина


Адель Галиуллина

Никита Новиков

Очень интересные задачи! Ответы: 1. 1095 кг или 1 тонна 95 кг ( если машина каждый день будет работать и выбрасывать в воздух 3 кг выхлопных газов )
2. 5 деревьев ( 300 : 60 )

Вероника Левизова


Вероника Левизова

Применив свойства математики мы получим:
1-ый вопрос
Если в 1 день автомобиль выбрасывает 3 кг выхлопных газов, то в обычный год, в котором 365 дней, он будет выбрасывать
365х3=1095 (кг),
а в високосный год (366 дней) машина будет производить
Показать полностью.
366х3=1098 (кг)
или можно написать по-другому
1095+3=1098 (кг).

На 2-ой вопрос можно ответить так:
Если 60 кг макулатуры спасает 1 дерево, то 300 кг макулатуры спасёт 300:60=5 (деревьев)

И тогда ответ на эту задачу будет таков: 1095 кг автомобиль выбросит в обычный год, а в високосный 1098 кг и при накоплении 300 кг макулатуры мы можем спасти 5 деревьев.

Математические задачи и экология

Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23 га леса и 9 биологических видов.

Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Сегодня общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость.

Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. Поэтому, мы считаем, одной из важных задач в школе является формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

В своей работе, решая и составляя задачи, мы попытались раскрыть вопросы по экологическим проблемам на примере нашего поселка. В заданиях содержится информация, которая помогает увидеть ценность природы для общества и для человека: красоту, богатство её кладовых, незащищённость перед человеком. В работе содержатся задачи экологического характера, которые можно использовать на уроках математики. Решение экологических задач способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять. Целью нашей работы является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Считаем, что решение задач экологического содержания будет способствовать получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, развитию интереса к окружающей среде и воспитание патриотизма.

Проблема загрязнения окружающей среды

Одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы. Поэтому мы решили более подробно познакомиться с этой проблемой.

Виды загрязнений многообразны. Это и выбросы вредных веществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально – бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня ионизирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере; усиление шумовых и электромагнитных воздействий.

Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. Уже в середине XX века резко обострились проблемы, связанные с загрязнениями окружающей среды. Загрязнение биосферы связано с нанесением ущерба атмосферному воздуху, природным водам, почвенному покрову, лесам, животному миру. Загрязняющие вещества поступают в биосферу с выбросами промышленных предприятий, выхлопных газов от транспорта, с бытовыми отходами производственной сферы [ВГ1] .

В последние годы напряжённость экологической обстановки возрастает с каждым днём. Высоким остаётся уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Из-за загрязнения токсичными веществами атмосферы, воды, продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека. Какие же распространённые проблемы экологии существуют в России и конкретно в нашем районе?

Задача 1. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 20 автомобилей, припаркованных возле школьного двора, за 10 суток?

Решение. 20∙20∙10=4000(кг)=4 тонны

Задача 2. Каждый год на человека приходится 300 кг вредных веществ. Сколько кг вредных веществ приходится на 8500 человек, живущих в поселке ММС?

Решение. 8500∙300= 2550000 (кг)=2550т≈2,5тысяч тонн

Задача 3. Один тополь за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г. сернистого газа. Тополь живёт 200 лет. Сколько сернистого газа уничтожает тополь за свою жизнь?

Решение. 120*200 = 24000 г = 24 кг сернистого газа.
Ответ: 24 кг.

Задача 4. Около нашей школы растут 85 тополей. Сколько сернистого газа они поглощают за сезон?

Леса − легкие планеты

Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты.

Ø Так, 1 гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5-5 тонн кислорода.

Ø Лес выделяет фитонциды, которые убивают многие болезнетворные микробы. Благодаря действию фитонцидов 1 метр кубический воздуха в лесу содержит 200-300 бактерий, а в крупных городах — в 200-500 раз больше [ВГ2] .
Очевидный факт: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 7-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км 2 леса.

Люди берут от леса многое: материалы для строительства, пищу, лекарства, сырье для бумажной промышленности. Древесина, хвоя и кора деревьев служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Около половины добываемой древесины поступает на топливные нужды, а треть идет на строительство. Четверть всех используемых медикаментов получают из растений тропических лесов. Благодаря фотосинтезу леса дарят нам кислород для дыхания, поглощая при этом углекислый газ. Деревья защищают воздух от ядовитых газов, копоти и других загрязнений, шума. Фитонциды, вырабатываемые большинством хвойных растений, уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Леса являются местами обитания многих животных, это самые настоящие кладовые биологического разнообразия. Они участвуют в создании благоприятного для сельскохозяйственных растений микроклимата. Лесные территории защищают почву от процессов эрозии, предотвращая поверхностный сток осадков. Лес представляет собой подобие губки, которая сначала накапливает, а затем отдает воду ручьям и рекам, регулирует стоки вод с гор на равнины, предотвращает наводнения. Несмотря на то что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. Тропические леса, в которых обитает более 50 % существующих на Земле видов, раньше покрывали 14 % планеты, а теперь только 6 %. Лесные массивы Индии сократились по площади с 22 до 10 % за последние полвека. Уничтожаются хвойные леса центральных районов России, массивы лесов на Дальнем Востоке и в Сибири, а на месте вырубок возникают болота. Вырубают ценные сосновые и кедровые леса. Исчезновение лесов является мировой экологической проблемой. Обезлесивание планеты приводит к резким температурным перепадам, изменениям в количестве выпадающих осадков и скорости ветров. Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха окисью углерода, его выбрасывается больше, чем поглощается. Также при сведении лесов поступает в воздух углерод, скапливающийся в почве под деревьями. Это вносит примерно четвертую часть в процесс создания парникового эффекта на Земле. Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней, так как утрата деревьев приводит к тому, что тонкий плодородный слой почвы с легкостью вымывается осадками. Опустынивание вызывает огромное число экологических беженцев – этнических групп, для которых лес являлся главным или единственным источником существования. Множество обитателей лесных территорий исчезает вместе со своим домом. Разрушаются целые экосистемы, уничтожаются растения незаменимых видов, используемых для получения лекарств, и многие ценные для человечества биоресурсы. Больше миллиона биологических видов, живущих в тропических лесах, находится под угрозой исчезновения. Эрозия почвы, развивающаяся после вырубки, приводит к наводнениям, так как ничто не может задержать потоки воды. К потопам приводит нарушение уровня подземных вод, так как гибнут корни деревьев, питающиеся ими.

В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зелёной зоны. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной проблема обезлесенья Сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится разбалансированным.

Ø 42% ныне заготавливаемой древесины расходуется на производство бумаги;

Ø Выбросы парниковых газов, связанные с производством бумаги, втрое превышают выбросы от всех авиаперевозок;

Ø Всего 10% населения планеты (жители Западной Европы и Северной Америки) потребляют более половины всей бумажной продукции.

Ø Рост численности населения и развитие мирового хозяйства обуславливают растущий глобальный спрос на лесную продукцию.

Ø За последние 300 лет уничтожено 66-68% лесной площади планеты, и лесистость сократилась до 30%.

Учёные мирового сообщества признают исчезновение лесов одной из самых серьёзных экологических проблем.

Примерно 10 тысяч лет назад на земном шаре шумели дремучие леса. Их площадь составляла более 60 миллионов квадратных километров. Человек в это время только начинал осваивать земледелие и животноводство. Вначале незаметная, эта деятельность привела к постепенному уничтожению лесов на огромных территориях. Быстрое разрушение лесных экосистем наблюдалось и в России. Некогда обширные лесные пространства, занимавшие более половины площади европейской части России, заметно поредели. Территория, занятая лесными массивами, на сегодняшний день составляет лишь чуть более 30 процентов. В ряде районов юга России леса вырублены полностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование требует инновационных технологий. КВЕСТ- как новая технология во внеурочной деятельности по предмету. В России 2017год - год экологии. Представленная игра по решению математических задач с экологическим содержанием.В игровой ситуации, преодолевая экологический маршрут: "Виды загрязнений"; "Леса-лёгкие планеты"; " Производство бумаги";"Проблема бытовых отходов"; "Проблема пыли"; "Проблема загрязнения и использования воды"; "Проблема шумовых воздействий"- переносятся теоретические знания по математике в практическую жизнедеятельность, которые могут быть применены в реальных жизненных ситуациях.

Математический эко-квест.

обучение переносу теоретических знаний по математике в практическую жизнедеятельность учащихся

применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

подготовка учащихся к реальной жизни

формирование способности решать личностно-значимые проблемы

формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования

формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.

получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

Решая задачи, раскрыть вопросы загрязнения окружающей среды, сохранения ресурсов биосферы, нерационального природопользования. Через содержание задач донести информацию, которая поможет увидеть ценность природы для общества и для человека: красоту, богатство её кладовых, незащищённость перед человеком. Решение экологических задач способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять, формирует позитивное отношение к окружающей среде, способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, развитию интереса к окружающей среде и воспитание патриотического духа учащихся.

Решая задачи экологического содержания, объединяются эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Экологические задачи воспитывают уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время решения и придумывания задач, ориентированы на развитие у учащихся экологической культуры и экологического сознания, воспитывают умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству

Смысл –2017 год объявлен годом экологии в России, проверить и получить дополнительные знания по экологическому воспитанию, расширить кругозор, развлечься.

найти код/ключ, который поможет перейти к другому заданию

выполнить задание, чтобы получить баллы и выиграть время для суммированной победы.

Задача – играть честно, соблюдая правила, выполняя все задания.

Команды до 10 учеников 7 классов.

Выбрать составы команд, капитана

Подготовить задания и организаторов для работы на станциях.

Определить кабинеты, место для вступительной части, призы.

Вступительная часть:

КАБИНЕТ (зашифрован в математическом ребусе)

СПРАВКА( информация добывается учащимися с помощью интернета)

Виды загрязнений многообразны. Это и выбросы вредных веществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально – бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня ионизирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере; усиление шумовых и электромагнитных воздействий.

Задача 1. Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько кг вредных веществ приходится на 71181 человек?Выразите в тоннах?

Задача 2. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 20 автомобилей , за 10 суток?

Задача 3. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г. сернистого газа. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

Задача 4. Говорят, леса – лёгкие городов. 1 га леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек. В парке 26000га леса. Сколько человек за каждый час может выдыхать углекислого газа?

Задача 5. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода, а вырубается каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

Задача 6. Вырубается 2 га леса в минуту. Сколько леса человек уничтожает за час? За сутки? За год?

КАБИНЕТ (зашифрован в математическом ребусе)

СПРАВКА( информация добывается учащимися с помощью интернета)

Леса – лёгкие планеты.

Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты.

Роль лесов в жизни нашей планеты:

Леса содействуют задержанию и очистке воды, производству кислорода;

формируют и защищают почвы;

снижают угрозу глобального потепления климата;

создают условия для обитания диких животных.

Так, 1 гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5-5 тонн кислорода.

Лес выделяет фитонциды, которые убивают многие болезнетворные микробы. Благодаря действию фитонцидов 1 метр кубический воздуха в лесу содержит 200-300 бактерий, а в крупных городах — в 200-500 раз больше.


Очевидный факт: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 7-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время : ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км 2 леса.

Задача 1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
(Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

Задача2. Если в населенном пункте живёт около 81800 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.

КАБИНЕТ (зашифрован в математическом ребусе)

СПРАВКА( информация добывается учащимися с помощью интернета)

Проблема бытовых отходов.

Проблема экологии городов – это в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей.

Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу.

Анастасия Мальцева


Анастасия Мальцева ответила Сообществу

Большая перемена, может, ответы на ежедневные задачки будем отправлять Вам в личку? Так интереснее! А то ведь все могут просто списать друг у друга в комментариях :(

Большая перемена

Мария Головачёва

Ирина Рейман


Ирина Рейман

Если автомобиль будет ездить каждый день- то в обычный год будет 365*3=1095кг выхлопных газов, а в високосный 1098кг
Раз 60кг макулатуры спасут дерево, то 300кг/60=5, то есть спасут 5 деревьев.

Ирина Рейман


Ирина Рейман

🌿

Это одна из причин, почему раздельный сбор мусора, использование втор. сырья и переход на вело-транспорт так важен
.
Ну и фоточки по классике:)

Кристина Балакина

Ксения Гольцова


Ксения Гольцова

Ксения Гольцова


Ксения Гольцова

Ксения Авдонина

Спасибо за задачки!
Ответы на вопросы:
1) 1095 кг в год или 1,095 тонн; в високосный 1098 кг или 1,098 тонн
2) 5 деревьев

Адель Галиуллина


Адель Галиуллина

Никита Новиков

Очень интересные задачи! Ответы: 1. 1095 кг или 1 тонна 95 кг ( если машина каждый день будет работать и выбрасывать в воздух 3 кг выхлопных газов )
2. 5 деревьев ( 300 : 60 )

Вероника Левизова


Вероника Левизова

Применив свойства математики мы получим:
1-ый вопрос
Если в 1 день автомобиль выбрасывает 3 кг выхлопных газов, то в обычный год, в котором 365 дней, он будет выбрасывать
365х3=1095 (кг),
а в високосный год (366 дней) машина будет производить
Показать полностью.
366х3=1098 (кг)
или можно написать по-другому
1095+3=1098 (кг).

На 2-ой вопрос можно ответить так:
Если 60 кг макулатуры спасает 1 дерево, то 300 кг макулатуры спасёт 300:60=5 (деревьев)

И тогда ответ на эту задачу будет таков: 1095 кг автомобиль выбросит в обычный год, а в високосный 1098 кг и при накоплении 300 кг макулатуры мы можем спасти 5 деревьев.

Чем мы дышим в пробках?

Забавно получается: мы стремимся жить в экологически чистом районе, подальше от заводов и с правильной розой ветров. А еще лучше – за городом.

А потом садимся в машину и едем в городской офис, дыша смесью выхлопных газов. Не получается ли, что вред от сорокаминутной поездки по городу больше, чем от проживания в самом городе? Ведь автомобиль – это своеобразный микрокосмос, который находится в эпицентре источника выхлопных газов.

В последнее время чаще простужаетесь? Появились признаки аллергии? Бывает, кашляете? За рулем – чувство усталости? Все это может быть симптомом отравления в автомобиле.

Совместно с аккредитованной лабораторией мы проверили качество воздуха вдоль дорог.

Итак, чем пахнет автомобильный поток, а главное, есть ли способ защититься? Забегая вперед, скажем, что есть.

Объективно

Измерения проводили в девяти точках города-миллионника около дорог, а также близ лесопарковой зоны и во дворе. Замеры делали либо во время утреннего часа пик (с 8:00 до 9:00) либо вечером (в районе 17:00-18:00).

Чем мы дышим в пробках?

Содержание SO2, сажи, керосина и бензина почти во всех пробах были ниже пределов измерения приборов, говоря народным языком – ноль.

Единственное исключение: в одном случае был зафиксировали 0,13 мг/куб. м сажи при норме не более 0,15 мг/куб. м.

Несколько хуже обстояли дела с пресловутым СО и оксидами азота.

Они присутствовали практически во всех пробах. В двух содержание СО было выше предельно допустимых концентраций (ПДК), один раз – практически на грани.

Одна проба дала превышение ПДК по окислам азота NO, две – едва уложились в значения по NO2.

Самый чистый воздух, как и предполагалось, оказался во дворе жилого дома, на втором месте – тихая улица, которая идет вдоль забора парка.

Содержание вредных веществ в воздухе около дорог с разной интенсивностью движения

Адрес

СО

NO2

NO

SO2

Сажа

Керосин

Бензин

Значение ПДК, мгновенные, мг/куб.м

Значения ПДК, суточные, мг/куб.м

Магистраль, сильная пробка.
Время: 05.05.2012, 08:18.

Дышать или воздержаться?

Из семи проб, сделанных вдоль оживленных магистралей, только две показали превышение концентрации вредных веществ.

Получается, в автомобильном потоке можно дышать без особой опаски? Если разобраться в вопросе – не совсем.

Приборы осредняли значения за 20 минут – этого требуют стандарты. Однако мгновенные концентрации угарного газа СО иной раз показывали четырехкратное превышение ПДК.

Эти облачка разбавляются свежим воздухом, сдуваются ветром, поэтому средние значения зачастую ниже мгновенных.

Но представьте, что система вентиляции вашего автомобиля засосала такое облачко в салон: в этом случае опасная концентрация может сохраняться значительно дольше.

Этот факт подтверждают многие исследования по всему миру: салон автомобиля, словно лупа, усугубляет проблему загрязнения воздуха.

Во время исследования нам удалось поймать лишь одну полноценную пробку, кроме того, мы измеряли значения рядом с потоком, а не в его эпицентре.

Так что есть основания считать полученные результаты заниженными.

Чем мы дышим в пробках?

А по данным Роспотребнадзора, за последние десять лет доля неудовлетворительных проб воздуха вблизи магистралей колебалась от 12 до 19%, то есть каждая пятая-восьмая проба не удовлетворяла нормам.

А что это вообще значит? Мы сравнивали измеренные значения с мгновенной разовой ПДК (ПДК м.р.).

Считается, что уровень ПДК м.р. безопасен для вдыхания в течение 20-30 минут. Но чем дольше вы едете, тем ниже допустимые значения концентрации вредных веществ.

К примеру, если мгновенная разовая ПДК для окисла азота NO составляет 0,2 мг/куб. м, то среднесуточная – в пять раз меньше.

Практически все исследования качества воздуха в пробках несут печать условности. Понятно, что вред для здоровья зависит от множества параметров: состояния локального автопарка, метеорологических условий, маршрута движения, организма самого человека.

Более того, какой-то четкой зависимости риска возникновения опасных заболеваний от количества часов, проведенных в пробках, вы не найдете – слишком многофакторное уравнение получается.

Однако наше исследование пришло как минимум к двум выводам: концентрация вредных веществ вблизи магистралей повышенная, и уровень в ряде случаев – больше предельно допустимого. Значит, влияние на здоровье людей неизбежно.

Чем опасны выхлопные газы?

Некоторые вредные составляющие в выхлопных газах

Название

Причина образования

Класс опасности

Физиологическое действие

Неполное сгорание топлива

Кислородное голодание организма, сердечно-сосудистые заболевания

Оксиды азота NOx

Высокотемпературное окисление азота

Поражение органов дыхания

Неполное сгорание топлива

Канцерогенен, накапливается в организме

Реакция серы с водородом в нейтрализаторе

Судороги, кома, при вдыхании больших концентраций – летальный исход

Неполное сгорание топлива

Неполное сгорание (в основном, в дизелях)

Действие СО комментирует начальник отдела надзора по коммунальной гигиене управления регионального отделения Роспотребнадзора Галина Романова:

«Кратковременное воздействие угарного газа таково, что в крови образуется карбоксигемоглобин, и перенос кислорода к тканям затруднен, как следствие – сердечно-сосудистая система работает с повышенной нагрузкой, а ткани испытывают кислородное голодание.

Угарный газ относится к четвертому классу опасности (умеренно опасен), но именно он повинен в большинстве смертей от отравления выхлопными газами, ведь его содержание может быть очень высоким

Этот газ нельзя учуять или увидеть, а при сильных отравлениях в первую очередь наступает сильная слабость, которая не позволяет выбраться на свежий воздух: человек теряет сознание и умирает.

Случались прецеденты, когда люди травились угарным газом от выхлопа собственных автомобилей, ночуя в них.

Конечно, при обычной езде содержание СО недостаточно для сильных отравлений: к примеру, если пересчитать ПДК м.р. в проценты, получится 0,0004%, тогда как смерть наступит при вдыхании в течение часа-двух воздуха с содержанием СО на уровне 0,1%.

А окислы азота еще хуже: NO относится к третьему классу опасности, NO2 – ко второму (высокоопасные вещества).

На воздухе они могут превращаться друг в друга, но сумма остается постоянной, поэтому иногда говорят о суммарном содержании окислов азота, обозначая их NOx.

Окислы азота несут прямой вред здоровью, влияя на органы дыхания. Но кроме прочего, они участвуют в образовании других вредных веществ: азотной кислоты (а с ней появляются кислотные дожди и нитраты в почвах), токсичного фотохимического смога, и главное – озона. Последний газ известен нам, как защитник планеты от от ультрафиолета, и в тропосфере он действительно необходим.

А вот при непосредственном вдыхании озон является газом первого класса опасности (чрезвычайно опасные вещества).

Он выводит из строя дыхательную систему и вызывает ряд сердечно-сосудистых заболеваний.

Мы исследовали далеко не все опасные вещества. Выхлопные газы могут содержать огромное количество углеводородных соединений, к примеру, формальдегид и бензапирен, который относится к первому классу опасности и является типичным канцерогеном, склонный к биоаккумляции (накоплению в организме).

Практические советы

Наверное, единственный радикальный способ снизить воздействие выхлопных газов на обитателей салона – вовремя включать режим рециркуляции воздуха.

В этом случае система вентиляции гоняет воздух внутри салона, не используя забор извне.

Чем мы дышим в пробках?

Объем салона автомобиля – 3-5 кубометров, и этого достаточно для дыхания двух человек в течение как минимум часа.

Так, по данным американской организации OSHA (аналог нашего Минздрава), содержание кислорода в воздухе менее 19,5% представляет опасность для водителей из-за снижения концентрации внимания и зрительно-моторной координации.

Скажем, для машины с объемом салона 3000 л (автомобиль В-класса) при двух обитателях салона такое падение кислородосодержание будет достигнуто через 1,5 часа поездки.

В этом смысле кондиционер – не только средство комфорта, но и способ оградить себя от загрязненного воздуха в пробках.

Спасают ли салонные фильтры, которые стоят на большинстве иномарок?

Спасают, но не все. Бумажные фильтры улавливают частицы размером 1-5 микрон, и борются с пылью, аллергенами и бактериями, однако свободно пропускают в салон вредные газы.

А вот угольные фильтры эффективно борются с окислами азота, углеводородами, парами спиртов, частично – с формальдегидом.

Главный минус активированного угля в том, что он не улавливает угарный газ СО, и порой создает обманчивое впечатление чистого воздуха, ведь СО не имеет запаха. Тем не менее качественные угольные фильтры – большое подспорье в борьбе за качество салонного воздуха, хотя включать рециркуляцию в пробках мы рекомендуем все равно. Стоимость угольного фильтра – 600 – 1300 рублей.

Чем мы дышим в пробках?

Эффективность угольных фильтров падает по мере загрязнения, так что менять их нужно регулярно: обычно раз в год или через 10-15 тысяч километров.

Некоторые дорогие иномарки имеют системы автоматического включения рециркуляции по сигналу от встроенного датчика, анализирующего состав забортного воздуха.

В этом случае на кнопке рециркуляции обычно нанесена литера А.

Пара слов о пешеходах: специалисты рекомендуют не ходить в непосредственной близости от дорог.

А бег или езда на велосипеде вдоль обочины – это медленное самоубийство.

Дети более чувствительны к воздействую вредных веществ и находятся в зоне риска из-за малого роста: вредные вещества накапливаются в приземном слое.

Поэтому, переходя дорогу, берите ребенка на руки.

Когда воздух на дорогах хуже?

Например, в летний солнечный день, когда солнечное излучение преобразует окислы азота и другие компоненты выхлопа в крайне опасный озон и фотохимический смог.

Вы и сами ощущаете, что в жаркий день гарь от автомобильной пробки кажется особенно ядовитой.

Разбавлению выхлопных газов способствует ветер, поэтому наиболее вредны пробки в штиль.

Чем мы дышим в пробках?

Автомобиль выбрасывает тем больше выхлопных газов, чем больше его скорость или ускорение. Но выхлопные газы в основном состоят из безвредных паров воды, углекислого газа, азота. А вот если говорить об опасных компонентах, то их выбросы тем больше, чем медленнее движется поток – такой вот странный парадокс.

Например, концентрация угарного газа достигает пика при работе автомобиля на холостом ходу, что особенно характерно для машин без каталитических нейтрализаторов.

Ведь холостой ход сопряжен с нестабильным смесеобразованием и горением топлива в цилиндрах даже отрегулированного мотора, а отсюда – выбросы продуктов неполного сгорания.

Аналогичные зависимости действуют для выбросов углеводородов.

С окислами азота, правда, наоборот: их количество тем больше, чем сильнее нагружен мотор.

Увеличению выбросов NOx способствует даже включение кондиционера на стоящей машине. Так что плотный и быстрый поток также таит в себе угрозу.

И все же именно пробках воздух отравлен сильнее всего: помимо прочего, сказывается высокая концентрация автомобилей на единицу площади, а также слабое перемешивание воздуха из-за недостаточной скорости потока.

К примеру, по данным Мосэкомониторинга, строительство многоуровневой развязки, связывающей Нахимовский проспект, Варшавское и Каширское шоссе способно снизить площадь дорог, на которых достигается 10-кратное превышение ПДК, в 41 раз.

Поток автомобилей в этом случае только вырастет, и казалось бы, экология должна пострадать, но положительный эффект достигается за счет того, что эти автомобили будут работать на менее грязных режимах. Так что большой вклад в экологию мегаполиса могут внести дорожные строители: виадуки и широкие улицы – это еще и здоровье.

Прогрев двигателя

Самый опасный выхлоп автомобили извергают в первые 5-10 минут после стоянки, причем касается это и старых экземпляров, и современных, с нейтрализаторами.

Более того, прогрев автомобиля на холостом ходу обычно происходит дольше, чем в движении, и вокруг него образуется ядовитое облако.

Из экологических соображений в Европе запрещен прогрев машины на холостом ходу.

Для России с ее суровыми зимами подобных требований нет, но, по крайней мере, делать это нужно не вплотную к жилым домам.

Перспективы?

Интересные данные нам предоставили в Роспотребнадзоре, который проводит регулярные исследования качества воздуха как в промзонах, так и на автомобильных магистралях крупного мегаполиса.

Доля проб воздуха с превышением ПДК в разные годы

Год

В промышленных зонах

На автомагистралях в зоне жилой застройки

С превышением ПДК

С превышением 5 ПДК

С превышением ПДК

С превышением 5 ПДК

Если уровень загрязнения близ предприятий за последние 11 лет снизился, то ситуация на автомагистралях осталась застойной. Правда, и это можно охарактеризовать как некоторый прогресс, ведь за последние десять лет автопарк России вырос примерно в полтора раза, а если брать только крупные города – еще сильнее.

По моим грубым прикидкам, в автомобиле стоимостью 500 тысяч рублей установлено экологических систем примерно на 50-80 тысяч рублей: это трехкомпонентные нейтрализаторы, кислородные датчики, сложные системы управления, системы рециркуляции выхлопных газов и т.д.

Многие хай-тек новинки, вроде компактных турбомоторов с прямым впрыском, не появилось бы на свет без экологического давления. А конечным плательщиком за экологические удовольствия является потребитель.

Посему единственный способ озеленить автопарк – ввести государственное нормирование. Россия в этом вопросе идет по стопам Европы, но с отставанием примерно в 10 лет.

Нормы

Европа

Россия

2013*
(по плану – 01.2010, перенесено на 2012, повторно перенесено на 2013)

2016*
(по плану – 2014 год, перенесено на 2016)

Нормы

СО

Углеводороды

Летучие углеводороды (VOC)

NOx

Углеводороды + NOx

Твердые частицы

А для экологичных моторов качество топлива важно. К примеру, проходя через нейтрализатор сера вступает в реакцию с водородом, образуя ядовитый сероводород.

По оценкам, примерно половина или 15 млн легковушек имеют возраст более 10 лет, ситуация с грузовиками и автобусами даже хуже.

Формально, экологичность автопарка должен контролировать техосмотр.

Чем мы дышим в пробках?
Сотрудник ГИБДД не может проверить экологичность автомобиля

Те же правила техосмотра для машин с трехкомпонентными нейтрализаторами оговаривают уровень СО не более 0,5% (на холостых) или 0,3% (на повышенных оборотах), то есть в 9 – 15 раз ниже, чем для старых машин. Так что никакого единого стандарта экологичности для подержанных машин нет, да и быть не может.

Сейчас автомобильная экология России – это баланс двух противоборствующих явлений.

Интересные факты про автомобильную экологию

В Европе большое внимание уделяют выбросам углекислого газа СО2. Зачем? Он ведь безвреден для человека? СО2 относится к парниковым газам, то есть преобразует солнечный свет в тепло и способствует глобальному потеплению. В большинстве европейских стран налоги на автомобиль зависят от выбросов СО2 (косвенно они учитывают и расход топлива автомобилем).

Также между европейскими автоконцернами есть соглашение о ежегодном сокращении выбросов СО2 по всему модельному ряду.

Вот почему некоторые производители спорткаров, вроде Aston Martin и Porsche, увлеклись строительством малолитражек (Cygnet) и гибридов (Porsche 918).

Сначала они были двухкомпонентными (окислительными), превращая CO в СО2, а углеводороды – в воду и СО2.

Потом появилась третья ступень, восстанавливающая окислы азота NОx – такие катализаторы называются трехкомпонентными. Поскольку процессы окисления и восстановления противоположны, возник ряд сложностей. К примеру, окисление СО идет эффективнее в присутствие кислорода, но для восстановления NОx избыточный кислород только во вред.

Характерный запах тухлых яиц, который вы иногда ощущаете при движении задним ходом или около работающего автомобиля – это сероводород, ядовитый газ, который образуется в нейтрализаторе при наличии в топливе серы. Впрочем, это не обязательно означает, что топливо некачественное – стандарты допускают определенное содержание серы.

Внесло ли это существенный вклад в экологичность автопарка? Вряд ли. Во-первых, 500 тысяч – это примерно 3% от общего числа машин в возрасте старше 10 лет.

Во-вторых, по неофициальным данным, многие якобы утилизированные автомобили вернулись в оборот или были распроданы на запчасти.

Чем мы дышим в пробках?

Помимо выхлопных газов есть еще три способа отравиться в автомобиле.

Опасность для здоровья представляет курение в замкнутом пространстве, бактерии на испарителе кондиционера (от них идет неприятный запах) и использование некачественной омывайки при включенном заборе воздуха: ее пары могут быть весьма вредны.

В начале 60-х допустимые выбросы углеводородов, СО и NOx в США составляли 5,7 г/км, 58 г/км, 2,2 г/км соответственно.

Федеральный стандарт 2007 года ограничивает их на уровне 0,05 г/км, 2,1 г/км, 0,03 г/км. За сорок лет достигнуто снижение в десятки раз.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: