Автопарк учет автомобилей за кем закреплен километраж гараж подразделение водители путевки

Обновлено: 07.07.2024

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ разъяснили, что трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от трудовой функции, которую он выполняет. При этом само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2013 г. № 33-9894).

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением водителей, управляющих ТС, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ).

При этом эксперты отметили, что в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем ТС признается любое лицо, управляющее ТС и имеющее на это специальное право, что означает обязанность юрлица и ИП, эксплуатирующих на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т. п.) транспортные средства, организовывать проведение предрейсовых медосмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

В свою очередь, трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса). Условие о трудовой функции подлежит включению в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В этой связи эксперты полагают, что в случае если управление автомобилем является обязанностью работника, работодатель обязан организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров, и работника следует считать водителем для целей Закона № 196-ФЗ.

Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению предрейсового медицинского осмотра у работодателя не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июня 2015 г. № 15АП-6441/15, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2017 г. № Ф09-3915/17.

Кроме того, как отметили эксперты, существует и такая практика, когда суд признал правомерным привлечение работодателя к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, которому автомобиль был предоставлен лишь в качестве средства передвижения (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22 декабря 2016 г. № 12-309/2016).

Эксперты также напомнили, что факт перевозки пассажиров, а также опасных грузов является основанием для проведения и послерейсового медицинского осмотра (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Верховный суд подтвердил требование к автошколам при обучении кандидатов в водители на дорогах заполнять путевой лист.

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

До октября прошлого года такой обязанности у автошкол не было. Но 30 октября приказом минтранса утвержден новый порядок заполнения путевых листов. Если раньше эта обязанность возлагалась на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, то теперь просто на всех юрлиц и ИП. В том числе которые перевозочной деятельностью не занимаются.

Тогда некий Союз "Центр поддержки и развития автошкол" обратился в Верховный суд с заявлением о признании не действующим этого пункта нового порядка для организаций, осуществляющих подготовку водителей. Но ВС отказал в удовлетворении иска. Тогда союз подал апелляцию.

Апелляционная коллегия Верховного суда напомнила, что в соответствии с законом о безопасности дорожного движения,индивидуальные предприниматели, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Закон устанавливает обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров, а также перемещение лиц, кроме водителя, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Также закон предусматривает обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Порядок, установленный приказом минтранса, определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Таким образом, путевой лист - это документ, в том числе подтверждающий прохождение медосмотра водителем и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Именно обучающий вождению является водителем, и у него должен быть путевой лист, который подтверждает прохождение предрейсового медосмотра

Согласно закону о безопасности дорожного движения, лицо, обучающее управлению транспортным средством, является водителем. А кто бы с ним в машине ни находился - пассажиром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вне зависимости от вида и особенностей перевозок обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая наряду с прочим соблюдение порядка заполнения путевых листов; указывать в них обязательные реквизиты и осуществлять контроль технического состояния транспорта, отметила Апелляционная коллегия ВС и жалобу не удовлетворила.

Напомним, что ранее МВД давало разъяснения на эту тему. В них также поясняется, что водители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, данные которого вносятся в путевой лист. И этот документ водитель обязан предъявлять сотруднику ГИБДД на дороге.

В официальном разъяснении МВД также подчеркнуло, что именно обучающий вождению является водителем, а не его ученик, хотя именно ученик сидит за рулем.

Но как быть тогда с каршерингом и другими арендованными машинами? Ведь их арендуют также у юридических лиц.

На аренду машин требование об оформлении путевого листа не распространяется, если арендатор - физическое лицо. Он управляет автомобилем на основании договора аренды. Владельцем машины на время аренды стало именно физическое лицо. А на него требования о путевом листе не распространяются.

В расчетах не все

Мы исключили из расчетов стоимости владения расходы на топливо, мойку, парковку и штрафы. Сложно предугадать, как часто вы будете мыть машину, где будете парковаться и сколько раз ваши сотрудники будут нарушать ПДД. Расходы на топливо можно сократить за счет топливной программы, но все это не зависит от того, купили вы автомобиль или взяли в аренду.

На всякий случай приведем расчет исходя из розничных цен на АИ–95 и среднего расхода 12 л/100 км: за 90 тыс. км придется залить топлива на 518 тыс. рублей.

Не будем заострять внимание на особенностях возмещения НДС и списания средств в расходы. Об этом мы напишем отдельную статью.

photo

Расходы на автомобили в собственности

Эта глава должна обосновать ценность плюсов операционного лизинга, ведь в ней мы подробно распишем расходы и расскажем о действиях, которые должны предпринимать ваши сотрудники. Начнем с того, что с баланса предприятия единовременно должно уйти 6 702 000 рублей за автомобили и 40 тыс. рублей на страховки, и это только начало.

Автопарк в собственности. Расходы на один автомобиль за три года:

Большинство собственников экономит на каско: оформляют страховку только на первый год или вовсе не делают этого. Редко задумываются о покупке полиса ДСАГО. Есть, конечно, вариант сэкономить на противоугонном комплексе и резине, уйти от официального дилера в какой-нибудь гараж. Так получится существенно снизить расходы, зато появится много рисков.

Автопарк из трех таких автомобилей за три года потребует 4 155 165 рублей — и это только расходы на эксплуатацию. Стоит напомнить, что автомобили выкуплены в собственность за 6 702 000 рублей: вернуть можно будет только часть этих денег. И чем больше времени пройдет, тем эта часть меньше.

Плюсы

Это ваша машина. Ее можно поставить под окнами и не ездить на ней или наоборот: ездить сколько угодно без штрафов за перепробег. Можно вносить изменения в конструкцию, уезжать за границу, красить, обтягивать винилом и делать что угодно без спроса.

Никаких штрафов и санкций. Ни перед кем не нужно отчитываться, не получится просрочить ежемесячный платеж, потому что никакого платежа нет.

Минусы

Огромный первый платеж — 7 416 786 рублей. Это общая сумма стоимости трех автомобилей, страховок и противоугонных комплексов.

За машиной нужно следить: покупать запчасти, записываться на техобслуживание и в шиномонтаж, тратить на это деньги и время сотрудников. Или вовсе нанимать специального человека, который должен за всем этим следить.

Экономия на страховке может закончиться угоном, гибелью или серьезным повреждением автомобиля — все это потребует расходов. С ущербом для других еще обиднее: экономия 1350 рублей на ДСАГО может повлечь большие расходы, если сотрудник будет виноват в ДТП с участием дорогого автомобиля.

Сложности в прогнозе поломок и расходов на ремонт. Машина оформлена на юридическое лицо, закон о защите прав потребителя не работает. Даже если дилер будет признавать поломки гарантийными, есть риск надолго остаться без машины, потратить много времени и нервов.

Операционный лизинг

Вот что есть в стандартном контракте операционного лизинга:

  1. Регистрационные действия. Сотрудникам предприятия не нужно будет ехать в МРЭО, платить пошлины и тратить на это рабочий день.
  2. Транспортный налог. Юридически владелец автомобиля — лизингодатель, а значит и налоги платить ему.
  3. Пакет страхования: открытый полис ОСАГО, каско без франшизы и ДСАГО с лимитом 1,5 млн рублей. Владелец предприятия застрахован от непредвиденных расходов.
  4. Техобслуживание, внеплановый ремонт, шинный сервис и помощь на дороге 24/7. Сотрудники предприятия не должны заключать договоры с официальным дилером, не нужно покупать моторное масло, тормозные колодки и автомобильную резину. Все хлопоты по техобслуживанию на нас.
  5. Контракт на три года, предполагаемый пробег — 90 тыс. км или 30 тыс. км в год. При желании его можно увеличить или уменьшить.

Стандартный операционный лизинг, стоимость владения автомобилем. Все так просто, что даже таблицу верстать не пришлось. Ежемесячный платеж — 49 462 рублей, расходы на эксплуатацию и обслуживание за три года — 1 780 632 рублей.

Плюсы

Маленький первый платеж: 148 386 рублей за три машины — это сумма ежемесячных платежей по 49 462 рублей за автомобиль, первого взноса нет. Нагрузка на бюджет организации минимальна, средства можно пустить на что-нибудь более полезное. Кто знает: может быть, в трудное время они позволят выплатить сотрудникам зарплаты и дотянуть до конца кризиса.

Машины застрахованы по ОСАГО, каско и ДСАГО, стоят на учете. Машины обслуживаем мы. Все что нужно — приехать в авторизованный автосервис или шиномонтаж. Бухгалтер ежемесячно закрывает всего один счет. Расходы на операционный лизинг сопоставимы со стоимостью владения обычным автомобилем. Круглосуточная помощь на дороге — неотъемлемая часть контракта.

Автопарк не отнимает время сотрудников организации, не нужно нанимать отдельного человека, который за ним следит.

Минусы

Автомобиль — собственность лизингодателя, им нельзя распоряжаться по своему усмотрению: без согласования нельзя вносить изменения в конструкцию, менять колесные диски, красить или обклеивать винилом. Нельзя без специального разрешения выезжать за границу.

От многих преимуществ можно отказаться ради возможности выкупа автомобиля. В контракт не будут включены техническое обслуживание и шинный сервис — все остальные преимущества сохраняются. Ежемесячный платеж — 53 312 рублей. Как только контракт закончится, у покупателя есть возможность выкупить автомобиль за 50% стоимости — 1 067 000 рублей.

Операционный лизинг с выкупом, расходы на один автомобиль:

Статья расхода Расход (в рублях)
Потеря на амортизации 448 140
Расходы на страховки, налоги и лизинг 852 232
Плановое ТО 209 119
Резина и шиномонтаж 65 160
Итого 1 574 651

Если брать автомобили в финансовый лизинг

Получатель лизинга в первый месяц платит аванс и первый ежемесячный платеж. В нашем случае аванс — 15% от рыночной цены или 335 100 рублей. Ежемесячный платёж — 63 371 рублей. Техническое обслуживание, шинный сервис и эвакуатор — за счет организации, которая получила автомобили в лизинг.

Финансовый лизинг, расходы на один автомобиль за три года

Статья расхода Расход (в рублях)
Потеря на амортизации 448 140
Плата за лизинг 459 819
Плата за каско и ОСАГО (часть ежемесячного платежа) 480 тыс.
Плановое ТО 209 119
Резина и шиномонтаж 65 160
Транспортный налог 27 150
Итого: 1 698 388

Плюсы

Посильный первый платеж — 1 235 414 рублей за три автомобиля. В нем: 1 003 300 рублей — взносы 15%, 190 114 рублей — ежемесячные платежи, 40 тыс. рублей — платежи за страховки. Автомобиль выкупается в течение трех лет равными платежами и переходит в собственность лизингополучателя. Каско, ОСАГО, транспортный налог включены в ежемесячный платеж.

Минусы

Обслуживание, шинный сервис, управление автопарком — на лизингополучателе и его сотрудниках. Никакой помощи на дороге. Эвакуатор, службы помощи на дороге — за счет лизингополучателя.

Пока контракт не будет закрыт, автомобиль в собственности лизингодателя. Нельзя изменять конструкцию, перекрашивать и дооснащать. Штрафы и санкции за невыполнение обязательств, в том числе за несвоевременное техобслуживание.

photo

Что выбрать

Таблицу со стоимостью владения автопарком мы показали в самом начале, осталось сделать выводы.

Операционный лизинг и финлизинг. Разница в стоимости владения — 175 162 рублей, финансовый лизинг дороже. При этом в контракт операционного лизинга с выкупом включена круглосуточная помощь на дорогах и вызов эвакуатора.

Есть разница в платежах. Финансовый лизинг в первый месяц потребует 1 235 414 рублей, операционный с выкупом — 159 936 рублей. Половину стоимости автомобиля — 1 067 000 рублей — нужно будет выплатить спустя три года, когда контракт будет закрыт.

Стандартный операционный лизинг и покупка автомобиля в собственность. Кажется, что стоимость владения автопарком выше на целых 1 236 939 рублей, но и тут есть выгода. Чтобы ее рассчитать, нужно эту сумму разделить на 36 — по числу месяцев действия контракта. Получится 34 360 рублей. Можно считать это зарплатой флит-менеджера — человека, который следит за автопарком, только организации не нужно оформлять его в штат и платить за него налоги.

У бухгалтера один счет на оплату. Никто из сотрудников лизингополучателя не закупает запчасти, не тратит время в МРЭО и не оформляет страховки, не разбирается в заказ-нарядах на работу, не закупает резину. Автопарком управляет внешний подрядчик.


Работодатели все чаще отказываются от содержания штата водителей. Транспортировать груз и персонал можно, пользуясь услугами посторонней транспортной компании или компенсируя расходы работников на транспорт. Есть еще один способ – ​предоставить работникам право пользоваться служебным автомобилем. В статье рассмотрим, какие обязанности должен выполнить работодатель при использовании такого способа. Перечень обязанностей отличается у разных категорий работодателей.


Документальное оформление допуска

А втомобиль является источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ), поэтому допуск сотрудника к его управлению должен быть надлежащим образом оформлен. При крупном ДТП компетентные органы могут запросить у работодателя бумаги, оформленные для предоставления автомобиля сотруднику. Кроме этого, правильно составленные документы помогут взыскать с работника нанесенный транспортному средству ущерб.

Посмотрим, что работодателю необходимо подготовить.

1. Издать приказ о допуске к управлению автомобилем. Перечень сотрудников, имеющих допуск к управлению автомобилями компании, можно закрепить в приказе.

С таким приказом следует ознакомить работников, допущенных к управлению, под личную подпись (Пример 1).

Пример 1. Приказ о предоставлении права управления транспортными средствами


Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее: что должен знать кадрови.

Пример 2. Форма акта приема-передачи автомобиля работнику


Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

4 главных изменения для работодателей, у которых в штате есть водители

Сотрудники на служебных автомобилях всегда были в центре внимания ГИТ. Причем инспекторы традиционно проверяют не только транспортные организации и их документы на водителей, а всех работодателей, у кого есть корпоративный автопарк. Речь идет о безопасности, охране здоровья, и наказание за нарушения может быть очень серьезным. Рассказываем об основных изменениях, которые произошли за последнее время, в частности как изменились требования к работникам-водителям, режиму их труда и отдыха, а также охране труда.


Необязательные журналы и книги учета в отделе кадров

В предыдущих статьях, посвященных ведению реестров и журналов в кадровом делопроизводстве, мы рассматривали те формы, которые обязательны для ведения у всех или у отдельно взятых работодателей. Но в процессе работы отдела персонала образуется, как правило, такое количество документов, что возникает необходимость их упорядочить тем или иным образом. И в этом нам помогают специальные журналы. Как правило, большая часть крупных компаний в настоящий момент перешла на системы электронного внутреннего документооборота и им не требуется вести в бумажном виде, например, журналы учета входящей и исходящей корреспонденции, приказов и трудовых договоров. Однако даже в таких организациях до сих пор часто используются бумажные реестры должностных инструкций, журналы учета выданных доверенностей и т. п., в которых требуется проставлять личные подписи сотрудников для подтверждения фактов ознакомления с документами и получения их на руки. Остановимся на наиболее популярных в работе кадровых служб.

Верховный суд подтвердил требование к автошколам при обучении кандидатов в водители на дорогах заполнять путевой лист.

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

До октября прошлого года такой обязанности у автошкол не было. Но 30 октября приказом минтранса утвержден новый порядок заполнения путевых листов. Если раньше эта обязанность возлагалась на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, то теперь просто на всех юрлиц и ИП. В том числе которые перевозочной деятельностью не занимаются.

Тогда некий Союз "Центр поддержки и развития автошкол" обратился в Верховный суд с заявлением о признании не действующим этого пункта нового порядка для организаций, осуществляющих подготовку водителей. Но ВС отказал в удовлетворении иска. Тогда союз подал апелляцию.

Апелляционная коллегия Верховного суда напомнила, что в соответствии с законом о безопасности дорожного движения,индивидуальные предприниматели, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Закон устанавливает обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров, а также перемещение лиц, кроме водителя, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Также закон предусматривает обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Порядок, установленный приказом минтранса, определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Таким образом, путевой лист - это документ, в том числе подтверждающий прохождение медосмотра водителем и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Именно обучающий вождению является водителем, и у него должен быть путевой лист, который подтверждает прохождение предрейсового медосмотра

Согласно закону о безопасности дорожного движения, лицо, обучающее управлению транспортным средством, является водителем. А кто бы с ним в машине ни находился - пассажиром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вне зависимости от вида и особенностей перевозок обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая наряду с прочим соблюдение порядка заполнения путевых листов; указывать в них обязательные реквизиты и осуществлять контроль технического состояния транспорта, отметила Апелляционная коллегия ВС и жалобу не удовлетворила.

Напомним, что ранее МВД давало разъяснения на эту тему. В них также поясняется, что водители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, данные которого вносятся в путевой лист. И этот документ водитель обязан предъявлять сотруднику ГИБДД на дороге.

В официальном разъяснении МВД также подчеркнуло, что именно обучающий вождению является водителем, а не его ученик, хотя именно ученик сидит за рулем.

Но как быть тогда с каршерингом и другими арендованными машинами? Ведь их арендуют также у юридических лиц.

На аренду машин требование об оформлении путевого листа не распространяется, если арендатор - физическое лицо. Он управляет автомобилем на основании договора аренды. Владельцем машины на время аренды стало именно физическое лицо. А на него требования о путевом листе не распространяются.

Читайте также: