Bl что это автозвук

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос этот отнюдь не праздный. Автомобильная аудиосистема строится совсем иначе, нежели домашняя. Тут играет роль и ограниченность пространства салона, и особенности установки акустических систем. Потому и подход к решению задачи выглядит для многих непривычно.

Причина, по которой я хотел бы начать именно с этой темы, очень проста. Как показывает практика, далеко не каждый автомобилист захочет перестраивать штатную аудиосистему полностью. Поэтому многие ограничиваются лишь ее легким апгрейдом для более уверенного звучания низкочастотного диапазона. В большинстве штатных систем бас — это действительно одно из самых слабых мест. Акустические оформления динамиков зачастую оставляют желать лучшего, а штатный сабвуфер, если он вообще есть, редко в какой системе может похвастать достойным звуком.

Акустические условия

В этот момент звуковые волны в обычном представлении прекращают свое существование, и диффузор динамика начинает создавать равномерное чередование сжатий-разряжений воздушной массы по всему объему. Подобно поршню в цилиндре. И здесь не в последнюю очередь многое будет зависеть от амплитуды колебаний диффузора. Ниже частота — выше амплитуда. В замкнутом объеме салона автомобиля это создает эффект акустического усиления низких частот: ниже частота — больше ход диффузора — выше акустическое усиление.


Акустическое усиление в салоне автомобиля (дБ/Гц)


Разные акустические условия при закрытом и открытом верхе делают кабриолеты и родстеры одними из самых сложных при построении аудиосистем высокого уровня

А нужен ли сабвуфер?

Домашняя колонка — это цельный законченный узел, спроектированный и изготовленный так, чтобы создать для динамиков наилучшее акустическое оформление. А самое главное — прочный корпус, лишенный вибраций. В машине, к сожалению, о таком чаще всего приходится только мечтать. Корпусами для динамиков в большинстве случаев становятся двери или какие-нибудь ниши и пространства в кузовных элементах. Получить в таких условиях нормальное воспроизведение низких частот? Ой, да не смешите.

Так установлены динамики в Burmester 3D High End Sound System за 8000 Евро. Мягко говоря, не самое лучшее акустическое оформление:


В любом случае попытки создать низкоиграющую акустическую систему сводятся к радикальному вмешательству в конструкцию автомобиля, а для этого нужно быть совсем уж фанатиком. А посему получается, что сабвуфер — самый рациональный способ решить автомобильную проблему низких частот. Другое дело, каким именно он должен быть и как его бесшовно срастить с остальной акустикой, чтобы он не бубнил в багажнике сам по себе, а являлся полноценной частью звуковой системы.


Изготовление корпусов в дверях — не такой экзотический, но тоже весьма радикальный и затратный способ создания нужного акустического оформления для динамика. На фото — работа Александра Лысенко

Выбор сабвуферного звена

Думаю, нет смысла подробно останавливаться на выборе конкретной концепции сабвуфера, для человека, знакомого с домашней техникой, многие вещи очевидны. Но кое в чем автомобильная специфика все же отличается от домашней.

Для домашней техники объем корпуса хоть и играет определенную роль, но не такую значимую, как в автомобиле. Здесь желательно уместить всю конструкцию в как можно меньших объемах. Задача эта весьма противоречивая, и ее решение — сплошные компромиссы. Как только зажимаешь динамик в тесный объем, сразу же возрастает нижняя граничная частота и сабвуфер превращается просто в вуфер. Чтобы восстановить статус-кво, производителям приходится утяжелять подвижную систему, а это влечет за собой снижение чувствительности, а значит, требует более мощного усилителя. Поэтому не стоит удивляться автомобильным басовым моноблокам с мощностью в сотни Ватт — им обычно приходится тягать достаточно тугие драйверы.


Сабвуфер совсем не обязательно должен быть большим и занимать половину багажника. Это может быть и небольшая аккуратная конструкция, не съедающая в багажнике полезное место

Продолжая тему сращивания звучания сабвуфера с АС, должен затронуть еще один важный вопрос — локализация саба. Казалось бы, наши уши не определяют положение источника звука в том частотном спектре, в котором работает сабвуфер. Вот почему никто особо не стремится разместить его в передней части салона, а классикой считается установка в багажнике.


Не хотите ставить саб в багажнике? Да пожалуйста, хоть в торпедо встраивайте… Можно и в буквальном смысле

Однако на практике в очень многих случаях бас все равно воспринимается как бы идущим сзади, когда основная звуковая картина формируется впереди слушателя, а низкие частоты живут своей жизнью. Причин этому может быть несколько.

Причина первая: вибрации

Причина вторая: неудачный корпус

Выход — делать нормальный корпус с толстыми стенками, усиливать его внутренними распорками или применять многослойную конструкцию с использованием вибродемпфирующих материалов в качестве промежуточных слоев. Недостаток — трудоемко, да и корпус слишком тяжелый получается. Легкость конструкции с достаточной жесткостью сочетают в стеклопластиковых корпусах. Сантиметровой толщины для стеклопластиковых стенок сложной формы вполне хватает, чтобы сделать конструкцию достаточно монолитной.


Криволинейные поверхности стеклопластикового корпуса даже при толщине около 1 см имеют достаточную жесткость

Здесь же отмечу и проблему, связанную с возможной некачественной сборкой. Неплотно посаженный динамик или даже небольшая негерметичность — и паразитные призвуки обеспечены. Многие почему-то думают, что это важно только для закрытого акустического оформления. Отнюдь, фазоинверторное к этому еще больше чувствительно — там перепады давления внутри корпуса выше, чем в закрытом корпусе.

Причина третья: завихрения воздуха


Если используется корпус фазоинверторного типа, то еще одним потенциальным источником может стать сам порт. Особенно, если он имеет слишком маленькое сечение или острые края.

Причина четвертая: неправильная настройка фильтров усилителя

Очень важно в сабвуферном канале правильно ограничивать частотный диапазон сверху. Подобрать срез фильтра нижних частот можно только опытным путем, отталкиваясь, опять же, от потенциала фронтальной акустики. В самом простейшем случае такая возможность обычно есть в сабвуферном усилителе, для более сложных систем с процессорами можно выбирать не только частоту среза, но и, например, крутизну фильтра, а иногда даже и его добротность. В custom-системах топового уровня такие возможности процессоров оказываются востребованными. Естественно, если настройщик имеет достаточный опыт и имеет представление о том, что именно он настраивает.


Цифровые процессоры дают практически неограниченные возможности настройки аудиосистемы. Настройка, как правило, производится с компьютера через специальный софт

В отличие от домашних систем, в автомобилях частота настройки ФНЧ в сабвуферном канале обычно лежит в пределах 50-100 Гц. Что касается крутизны фильтра, то принято считать, что чем она выше, тем лучше, но я бы с этим утверждением поспорил. Настройка — дело творческое и сугубо индивидуальное, шаблонный подход не всегда приносит нужный результат.

Заканчивая этот материал, хотелось бы отметить следующее. Принимая любое решение — простой ли апгрейд штатной системы или построение сложной custom-системы на топовых компонентах, всегда держите в голове, чего именно вы хотите добиться. Автозвук — это средство повысить комфорт вашего личного пространства, конкретно — вашего автомобиля. Звучание должно быть аккуратным, точным и, главное, приносящим удовольствие.

SPL (Sound Pressure Level) — соревнования по звуковому давлению. Задача — воспроизвести максимум звука/децибел (дБ, чувствительность) из автомобиля. Замеры количества дБ производятся специальным устройством — цифровым анализатором, используемом в конкретном формате. Качество, оформление, эргономика — не играет особой роли. Главное — громкость, децибелы.

Перевод Sound Pressure Level (SPL) — уровень звукового давления.

На соревнованиях SPL не редкость встретить дребезжащих машин от звука, шевелящиеся волосы участников, подпрыгивающие предметы в авто, звук вибрации дверей салона.

SPL — важные моменты

  1. Замеры производятся внутри машины или вблизи, зависит от типа соревнований. Кроме уровня дБ судьи проверяют остальные требования участника.
  2. Существует несколько классов соревнования, отличающихся количеством динамиков, диаметром/типом (высокие, средние, низкие частоты).
  3. В качестве источника аудио выступает обычная магнитола поддерживающая CD/DVD.
  4. Любые генераторы аудио-сигналов, низкой частоты, самодельные звуковые устройства — запрещены. При обнаружении судьи дисквалифицируют участника.
  5. Весь звук должен воспроизводиться через динамики — допускаются разных частотных категорий (высокие, средние, низкие), но запрещаются всевозможные вибро-динамики либо устройства, имитирующие вибрацию.
  6. Используемое оборудование располагается только внутри салона/кузова автомобиля.
  7. Питание аудиосистемы должно использоваться только от автомобиля (никаких 220v).
  8. Отверстия в полу/кузове запрещены.
  9. Фазоинверторы динамиков не должны выводиться наружу/в пространство вне салона.
  10. Один автомобиль может участвовать только в одном классе состязаний.
  11. Спорные вопросы решаются судьями.

Помимо SPL существует обозначение SQ, которое предположительно расшифровывается Sound Quality — также вид состязаний, где ставка сделана на качество воспроизведения.

Значительные низкие частоты на высокой громкости — задача непростая. Необходимо подобрать правильные усилители/компоненты/нч-динамики, проверить их совместимость, поведение на пиковых нагрузках.

Например повышение звукового давления на 3 дБ требует увеличение мощности усилителя в 2 раза. Граница 150 дБ труднопреодолима, после которой каждый децибел будет на вес золота.


Превращение машины в SPL-систему для будущих состязаний. Требуется не только установить мощную аудиосистему, но и укрепить кузов/стыки дверей/капота для будущих вибраций низкочастотных динамиков. PS на фото выше кажется Лада Приора.


SPL-вариант. Нереальная мощность низкочастотных динамиков. Вряд ли безопасно для здоровья находится человеку внутри такой машины при воспроизведении музыки.

SQ и SPL — два разных лагеря

Важно понимать — SQ и SPL-системы будут разные по цене, а также по предназначению:

Словарь автозвука. Для FAQ. Оценяйте.

Акустические провода, акустические кабели – кабель для соединения выходов усилителя с входами динамиков либо кроссоверов.

Активный кроссовер, процессор, DSP – электронное устройство, либо внешнее, либо встроенное в головное устройство, позволяющее обрабатывать звуковой сигнал в цифровом виде. Делить по полосам, имея возможность менять частоту и крутизну спада. Может обладать функцией коррекции звуковых задержек, эквалайзером и т.д.

ГУ, башка, балалайка, голова, шарманка, магнитола, мафон и т.д. – головное устройство, источник сигнала.

Диммер – приглушение подсветки ГУ в темное время суток или при включении габаритов\фар.

Земля, масса – минусовой провод питания системы.

КГ, кэгэшка – сварочный кабель производства России, иногда используется для монтажа силовой проводки в аудиосистемах.

Китай, кетай, китайщина – продукция неизвестных брендов китайского производства.

Коннектор, штекер – наконечник межблочного провода.

Мануал – инструкция к устройству.

Межблочный кабель, межблочник, межблок, линейник – кабель для соединения линейных выходов головного устройства(с низким уровнем сигнала) со входами усилителя.

Мид, мидбас – динамик для воспроизведения низких и средних частот.

Наводка, фон – посторонние шумы в громкоговорителях аудиосистемы вызванные электромагнитными помехами.

Одно - двух-трех-четырехполосный фронт – определяется количеством динамиков для одного (правого или левого) канала акустики в передней части салона.

Одно - двух-трех-четырехполосная система – определяется количеством динамиков для одного (правого или левого) канала акустической системы.

Параметры Тиля-Смолла – параметры громкоговорителей, позволяющие моделировать их поведение в различных видах акустического оформления. Применяются для расчета и проектирования оформлений.

Поканалка, поканальное усиление – схема подключения акустических систем, при которой на каждый излучатель работает отдельный канал усилителя.

Сабвуфер, саб – динамик для воспроизведения низких частот.

Сабвуфер активный - готовый комплект из сабвуферного динамика в оформлении и усилителя.

Сабвуфер корпусной - сабвуферный динамик в оформлении (ЗЯ, ФИ или БП)

Серединка, мидрейндж – динамик для воспроизведения средних частот в системах с трехполосным фронтом.

SPL, ESPL, dB – звуковое давление. Соревнования на величину звукового давления.

Твитер, свисток, пищалка, цыкалка – динамик для воспроизведения высоких частот.

Транспорт – механическая часть проигрывателя CD или DVD дисков.
Тюнер – радио(теле)приемник.

Усилитель, усь – усилитель звукового сигнала. Устройство усиливающее сигнал головного устройства для вывода на динамики.

ФВЧ, HPF – фильтр высокой частоты. Устройство, на выходе которого неизменным остается сигнал выше определенной частоты. Сигнал ниже этой частоты спадает с заданной крутизной.

ФНЧ, LPF - фильтр низкой частоты. Устройство, на выходе которого неизменным остается сигнал ниже определенной частоты. Сигнал выше этой частоты спадает с заданной крутизной.

Фронт – громкоговорители системы расположенные перед слушателем или вокруг слушателя. Призваны формировать правильную звуковую сцену.

FSQ, SQ, Эску – качество звучания. Соревнования на качество звучания.

ЦАП, DAC – цифрово-аналоговый преобразователь. Преобразует цифровой сигнал (с диска, flash и т.д.) в аналоговый, электрический.

Широкополосник – динамик, предназначенный для воспроизведения всей полосы частот звукового сигнала.

Шнурки – акустические или межблочные провода.

Собственно так. Может есть пожелания-дополнения-критика.. Все приветствуется.

Доброго времени суток, друзья! Сейчас будет много буков)
Хочу рассказать о своём муже, он у меня контуженый, а точнее в SPL-щик (Sound Pressure Level). Некоторые, наверное слышали о соревнованиях по автозвуку, их несколько форматов - EMMA, DB-Drag и ещё какая-то муть. Короче это такие соревнования, где мужики не письками меряются, а давлением звука. Жесть ещё та, мои уши вянут от количества децибелл. На таких соревнованиях лопаются стекла и рвётся металл. Как правило, машины, которые участвуют в таких соревнованиях - реальные корчи. Бывают экземпляры, где от машины остаётся родным только кузов, а все внутренности подвергаются изменениям.
Вот, собственно, хочу вам рассказать об одном из проектов мужа.
Итак, дано:
Toyota Caldina 1998 г.

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Были сняты дверные карты для последующей переделки и припертв домой. Ну, не могут же они просто дома же лежать? Их надо было обезжирить и заклеить малчрным скотчем, чтобы сделать первоначальные щиты из полиэфирной смолы и стекловолокна

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Затем были куплены и расположены деревянные кольца под крепление динамиков. Было решено лепить в карту 6 динамиков и две пищалки. Сначала кольца были премерены к самой карте, необходимо было их расположить так, чтобы функциональность двери была сохранена (некоторые проекты делаются так, что даже, например, стекло опустить невозможно или ручку открывания двери выводят на кнопку и тому подобное). А затем кольца были закреплены на щитах и обтянуты лайкрой, поверх короторой наносится стекло волокно и полиэфирная смола.

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Далее после высыхания все было отшлифовано и нанесён шпакля для выравнивания поверхности. Затем щиты были закреплены на дверные карту и задуты в раптор.

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Что касаемо компонентов, был приобретён саб на 18 дюймов, вот такая дура

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

И вот такая ещё куча всякого железа: динамики, пищалки, усилители

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Под саб был собран короб, по всем расчётам и параметрам, с трубой с раскрывом и т.д. Из-за трубы пришлось ставить саб катушкой наружу. Вот, собственно, весь результат месяцев сборки, пилежки, вони, бессонных ночей. Весь инстал в сборе

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

А вот и сам контуженый)

Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1. Автозвук, Соревнование по автозвуку, Муж, Авто, Видео, Длиннопост

Вот такой проект у нас получился, да, я тоже немного помогала (в основном гундела, конечно). К сожалению, с этим инсталлом и этой машиной удалось поучаствовать только в двух этапах ЕММА и DB-Battle из-за серьёзной болезни.
В ээтом году новый проект, новый формат, про который я расскажу во второй части, если пост зайдет.
Муж мой, тег моё.
P.s. Эх, лучше бы с мужиками на рыбалку ездил!)


Автозвук

17 постов 279 подписчиков

Правила сообщества

Не используйте возможности сообщества для графической или текстовой рекламы чего-либо, не размещайте рекламные ссылки на сторонние ресурсы.

Пост не по теме тоже бан!

Машина классно сделана) А до SQ дошли?

Решил посмотреть, что про автозвук есть на пикабу - наткнулся только на этот пост. К автору: не помните, что по характеристикам было? Прайд я так понял на 1.5-2квт? И какие результаты выдала Калдина?) Не обращайте внимания на людей, живущих стереотипами. Есть у меня знакомых парочка, любители автозвука. Оба наваливают во всю только за городом, в пустыре. Чтобы не мешать окружающим. По городу ставят на 15-16 из 100, да и шумка обычно в таких проектах хорошая, и на улицу не особо слышно это всё дело)

Всегда желаю скорейшей смерти всем представителям семейства упопотых ублюдков, врубающих свои шарманки на колёсах среди ночи.


Эх, вы, любитель "хорошего звука". Были бы вы настоящим аудиофилом, вы бы знали, что подстроенная под определенную форму помещения аудиосистема перестает быть такой уж хорошей как только в этом помещении меняется хоть что-нибудь. Чего уж говорить про настройку звука для авто и открытие окон и дверей. За пределами машины в лучшем случае не будет какафонии от:

1) эха вашего же звука от соседних автомобилей, стен и дорожных построек(отбойников/заборов/знаков)

2) смена помещения с закрытого на открытое сильно меняет импеданс помещения, что ОЧЕНЬ сильно меняет кривую поглощения звуковых волн, что очень сильно меняет характерную кривую частот, спрямления которой так вы добивались, но которую так знатно похерили как только открыли дверь

3) ВСЕ автомобильные динамики спроектированы на работу на короткой дистанции (это вам не уличные системы, которых отлично слышно и в 10 и в 100 метрах, я сейчас не про громкость), уже на дистанции в десяток метров звук меняется очень сильно

Я уж даже не говорю про то, что ваши личные музыкальные предпочтения могут не совпадать с предпочтениями окружающих. Если вам кажется, что ваша личная аудиосистема этому всему не подвержена - флаг вам в жо руки , но вокруг могут находиться люди с музыкальным образованием или просто хорошим слухом, которые на самом деле разбираются в звуке и прекрасно слышат все (ну или многие) косяки вашей перделки. Не портьте людям настроение! Делайте шумку в машину, да потолще, и ездите с закрытыми наглухо окнами (а лучше - со стеклопакетами) - ваш личный звук станет лучше, а окружающие перестанут посылать вам бобров в днище

Оправдание, что это болезнь смехотворно. Я, например, скалеотик, и чо? Могу дать пощупать горб, если очень интересно, но сам никогда его в лицо людям тыкать не буду, ибо это, как минимум, неприлично

Понятия не имею, зачем отвечаю постом, мб привлечет внимание мамкиных автозвукарей

Дико извиняюсь, если кого то оскорбил. С большим уважением отношусь к хорошим автомобильным аудиосистемам, но ездить с ними на всю катушку под, прости господи, "кадиллак" а) небезопасно б) по-дебильному

Читайте также: