Боевое применение танков центурион

Обновлено: 07.07.2024

Centurion был основной британской армии основной боевой танк в пост- Второй мировой войны период. Представленный в 1945 году, он широко считается одним из самых успешных послевоенных танков, производился он до 1960-х годов и участвовал в боях на передовой до 1980-х годов. Шасси была также адаптирована для ряда других ролей, и они остались на службе и по сей день. Это был очень популярный танк с хорошей броней, маневренностью и пушкой.

Разработка Centurion началась в 1943 году, производство началось в январе 1945 года. Шесть прототипов прибыли в Бельгию менее чем через месяц после окончания войны в Европе в мае 1945 года. Впервые он вступил в бой с британской армией во время Корейской войны в 1950 году в качестве поддержки. сил ООН. Позже Centurion участвовал в индо-пакистанской войне 1965 года , где он сражался с поставленными США танками M47 и M48 Patton и служил в Королевском австралийском бронетанковом корпусе во Вьетнаме .

Армия Израиля использовала центурионы в Шестидневной войне 1967 года, войне Судного дня 1973 года , во время конфликта в Южном Ливане 1978 года и войны в Ливане 1982 года . Центурионы, модифицированные как бронетранспортеры, использовались в Газе , на Западном берегу и на ливанской границе. Иорданский Land Force Royal используется Centurions, первым в 1970 году , чтобы парировать сирийское вторжение в пределах своих границ во время событий Черного сентября , а затем в Голанских высотах в 1973 году Южная Африка развернула свою Centurions в Анголе во время Южной Африки пограничной войны .

Центурион стал одним из наиболее широко используемых танков, которым оснащались десятки армий по всему миру, некоторые из которых все еще находились на вооружении до 1990-х годов. В последнее время как израильско-ливанского конфликта 2006 в Армии обороны Израиля занятых сильно измененными Centurions в бронетранспортерах и боевых инженерных машин .

В Силах национальной обороны ЮАР до сих пор работает более 200 центурионов, которые в 1980-х и 2000-х годах были модернизированы в Olifant (слон).

Между 1946 и 1962 годами было произведено 4423 Centurion, состоящих из 13 основных марок и многочисленных вариантов. В британской армии он был заменен на Chieftain .

СОДЕРЖАНИЕ

Разработка

Департамент произвел более крупный корпус, адаптировав пятиколесную подвеску Christie с большим ходом, используемую на Comet, с добавлением шестого колеса и увеличив расстояние между вторым и третьим колесами. Подвеска Christie с вертикальными витками пружины между боковыми бронеплитами была заменена подвеской Хорстманна с тремя горизонтально подрессоренными внешне установленными двухколесными тележками с каждой стороны. Конструкция Хорстманна не обеспечивала такое же качество езды, как система Christie, но занимала меньше места и была проще в обслуживании. В случае повреждения на минах отдельная подвеска и колесные агрегаты заменялись сравнительно легко. Корпус был переработан с использованием сварной наклонной брони и частично литой башни с широко известной 17-фунтовой (76,2 мм / 3 дюйма) пушкой в ​​качестве основного орудия и 20-мм пушкой Polsten в независимой установке слева от нее. С двигателем Rolls-Royce Meteor производства Rover , который используется на Comet и Cromwell , новая конструкция будет иметь отличные характеристики.


Вскоре после появления Centurion Royal Ordnance завершила работу над 20-фунтовой пушкой Ordnance QF калибра 84 мм . К этому моменту полезность 20-мм пулемета Polsten была поставлена ​​под сомнение, поскольку он был излишне большим для использования против войск, поэтому его заменили пулеметом Besa в полностью литой башне. Новый Centurion Mark III также отличался полностью автоматической системой стабилизации орудия , позволяющей вести точный огонь в движении, значительно улучшая боевые характеристики. Производство Mk 3 началось в 1948 году. Mk 3 был настолько мощнее, чем Mk 1 и Mk 2, что более ранние конструкции были сняты с вооружения, как только прибыли новые Mk 3, а старые танки были затем преобразованы в бронированная эвакуационная машина Centurion Mark 1 для использования инженерами-электриками и механиками Royal или модернизированная до стандартов Mk 3. Усовершенствования, внесенные в Mk 3, включали более мощную версию двигателя, а также новый прицел и стабилизатор орудия.

20-фунтовая пушка использовалась до тех пор, пока Royal Ordnance Factory не представила 105-мм пушку L7 в 1959 году. Все более поздние варианты Centurion, начиная с Mark 5/2, использовали L7.


История обслуживания

Корейская война

Развертывание в Западной Европе

К началу 1952 года, когда холодная война накалилась, НАТО потребовались современные тяжелые танки, чтобы соответствовать версиям Т-34 со странами Варшавского договора и сдерживать советские войска, размещая их с BAOR в Западной Германии, где у французов было только легкий AMX-13 , а у немцев его не было. Америка очень хотела, чтобы Центурионы были поставлены в Данию и Нидерланды в рамках Программы взаимной оборонной помощи, поскольку производство M48 Patton началось только в апреле 1952 года. Стоимость Mk 3 с боеприпасами составила 31 000 фунтов стерлингов или 44 000 фунтов стерлингов. Королевский канадский танковый корпус развернут полк центурионов в Германию , чтобы поддержать канадскую бригаду.

Суэцкий кризис

Египтяне разрушили внутреннюю гавань Порт-Саида, что вынудило британцев импровизировать и использовать Рыбацкую гавань для высадки своих войск. 2-я бригада парашютно-десантного полка высадилась на корабле в гавани. Центурионы 6-го британского Королевского танкового полка высадились и к 12:00 достигли французских десантников. Пока англичане высадились в Порт-Саиде, бойцы 2-го КРП в Расве отбивали контратаки Египта с использованием истребителей танков СУ-100 .

Заняв позицию в центре Порт-Саида, 42 коммандос направились по Шари Мухаммад Али, главной дороге с севера на юг, чтобы соединиться с французскими войсками у моста Расва и шлюза Внутреннего бассейна. При этом морские пехотинцы захватили газовый завод Порт-Саида. Тем временем 40 коммандос при поддержке Королевского танкового полка продолжали очищать центр города от египетских снайперов. Подполковник Норман Тайлиур организовал доставку дополнительных подкреплений с помощью вертолета.

война во Вьетнаме


Экипаж австралийского Centurion разговаривает с солдатами во время операции в Южном Вьетнаме в 1968 году.


Экипажи Centurion, проработав несколько недель в сельской местности, вскоре научились снимать защитные бронированные боковые юбки с обеих сторон танка, чтобы предотвратить скопление растительности и грязи между гусеницей и брызговиками. Каждый центурион во Вьетнаме обычно имел базовый снаряд из 62 выстрелов из 20-фунтовых снарядов, 4000 патронов калибра .50 калибра и 9000 патронов для пулемета калибра .30 калибра для пулемета командира танка, а также два спаренных пулемета. Они были оснащены бензиновыми двигателями, что потребовало использования дополнительного установленного снаружи топливного бака на 100 британских галлонов (450 л), который был прикреплен к задней части машины.

Индо-пакистанские войны

В 1965 году основную часть танкового парка Индии составляли старые танки M4 Sherman, но у Индии также были танки Centurion Mk.7 с 20-фунтовой пушкой, а также легкие танки AMX-13 и M3 Stuart . Centurion Mk.7 на тот момент был одним из самых современных западных танков.

Средний Восток




Все танки Sho't были модернизированы более производительным дизельным двигателем Continental AVDS-1790-2A (также использовавшимся на танках M48 и M60 ) и трансмиссией Allison CD850-6 с 1970 по 1974 год. Модернизированная версия получила название Sho't. Kal Alef, а за ними последовали три дополнительных подварианта под названием Bet, Gimel и Dalet в соответствии с добавленными обновлениями. Обновления включали более толстую броню, новый механизм поворота башни, новый стабилизатор орудия, улучшенную компоновку боеприпасов с большим количеством выстрелов и увеличенный запас топлива. Модернизация завершилась современной системой управления огнем , улучшенной системой пожаротушения , улучшенной электрической системой и тормозами, а также возможностью установки реактивной брони. У них были американские радиостанции и либо оригинальный пулемет калибра 7,62 мм на командирской башенке, либо пулемет калибра 12,7 мм . Sho't Kal можно было отличить от Centurion по приподнятой задней палубе, позволяющей разместить более крупный двигатель.

Танки Sho't Kal с пакетом реактивной брони Blazer использовались во время вторжения в Ливан в 1982 году . За время войны был подбит 21 танк Centurion, 8 из них были уничтожены.

1991 Операция "Буря в пустыне"

Иордания

После войны 1967 года армия была перевооружена и закуплены еще танки Centurion.

В 1972 году танки Centurion были перевооружены 105-мм орудиями. Во время войны Судного дня иорданская 40-я бронетанковая бригада была развернута на Голанском фронте для поддержки сирийских войск и демонстрации заботы короля Хусейна об арабской солидарности. 40-я бронетанковая бригада двинулась на север в сторону шейха Мескина, но ее контратака была нескоординированной и в значительной степени неэффективной, поскольку израильтяне находились на подготовленных оборонительных позициях.

В 1982–1985 годах 293 уцелевших центуриона иорданской армии были переоборудованы дизельным двигателем и трансмиссией танка M60A1 вместо оригинального бензинового двигателя Meteor, бельгийской компьютеризированной системой управления огнем SABCA, которая включала лазерный дальномер и пассивный ночной прицел наводчика, электрогидравлический привод башни Cadillac Gage и система стабилизации и новая гидропневматическая подвеска Teledyne Continental взамен агрегатов Horstmann. Эти модернизированные машины получили название Tariq . После увольнения со службы с прибытием в конце 1990-х бывших британских танков Challenger несколько Тариков были переоборудованы в тяжелые БТР.

Южная Африка


Южная Африка заказала в Соединенном Королевстве 203 танка Centurion Mk 3 в 1953 году. Южноафриканские Centurion поступили на вооружение между 1955 и 1958 годами и включали около 17 бронированных эвакуационных машин. Основные стратегические приоритеты Южной Африки в то время вращались вокруг помощи британским вооруженным силам и другим государствам-членам Содружества Наций во время обычной войны на Ближнем Востоке или в англоязычной Африке. Центурионы были закуплены специально потому, что они были совместимы с тактикой танков Содружества и ранее существовавшими британскими бронетанковыми формированиями.

После выхода Южной Африки из Содружества в 1961 году ее приоритеты сместились в сторону внутренней безопасности и диверсификации национальных закупок оружия за пределами традиционных поставщиков, таких как Соединенное Королевство. С этой целью 100 Centurion Mk 3s и 10 эвакуационных машин на базе Centurion были проданы в Швейцарию в 1961 году. Остальные Centurion были в основном переведены в резерв из-за проблем с техническим обслуживанием, усугубляемых нехваткой запчастей и склонностью к перегреву в жаркую погоду. Африканский климат. В 1972 году южноафриканская армия модернизировала некоторые из своих Centurion двигателями и трансмиссией американских танков M48 Patton в попытке улучшить технические характеристики. Модернизированные Centurion получили обозначение Skokiaan и оказались непопулярными из-за высокого расхода топлива и малого рабочего диапазона.



В начале 1990-х годов Olifant Mk1A был заменен Olifant Mk1B, который включал значительные улучшения в броневой защите, немного более мощный двигатель, двойной бронированный пол для защиты от мин и торсионную подвеску.

Швеция


В конце Второй мировой войны стало ясно, что набор танков, стоящих на вооружении шведских вооруженных сил, не только устарел, но и представляет собой большую логистическую проблему. Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning (KAFT, оружейное бюро армейской административной службы) провела исследование, которое пришло к выводу, что наиболее рентабельной альтернативой будет покупка недавно разработанного Centurion Mk 3, который, хотя и был достаточно современным, также был признан имеющим модернизацию. потенциал для будущих требований. Запрос на закупку был отправлен в Великобританию, но был получен ответ, что поставки не могут быть осуществлены до тех пор, пока потребности британской армии не будут удовлетворены, что, как считается, займет от пяти до 15 лет. Таким образом, в 1951 году, автомобиль бюро KAFT было установлено разработать шведский альтернативный проект, E M I L . Параллельно с этим начались переговоры с Францией о покупке AMX-13 .

Позиция Великобритании изменилась в начале декабря 1952 года из-за экономической необходимости увеличения экспорта для получения дефицитной иностранной валюты. Британия предложила немедленно продать желанные центурионы. Министр обороны Торстен Нильссон произвольно разместил заказ на 80 Mk 3 с обозначением Stridsvagn 81 (strv 81) в шведской армии примерно в новом 1952/1953 году с первой поставкой в ​​апреле 1953 года. В 1955 году Швеция заказала партию 160 Centurion. Mk 5 (также обозначаемый strv 81), за которым последовала партия 110 Centurion Mk 10 около 1960 года (обозначается strv 101). Центурионы вместе со Stridsvagn 103 в течение нескольких десятилетий составляли основу шведских бронетанковых бригад. Mk 3 и Mk 5 были модернизированы 105-мм пушкой в ​​1960-х годах, став Strv 102.

Между 1983 и 1987 годами Centurions прошли модернизацию и модификацию среднего возраста (REMO), которые включали, среди прочего, оборудование ночного видения, системы наведения, лазерные дальномеры, улучшенную стабилизацию орудия, тепловые муфты на стволе и выхлопных трубах, а также разработали реактивную броню. шведской FFV Ordnance. Около 80 strv 102 были модернизированы дизельными двигателями Continental и коробками передач Allison в начале 1980-х годов, став strv 104.

Шведская армия постепенно отказалась от своих Centurion и Strv 103 в течение 1990-х годов в результате сравнительных испытаний T-72, Leclerc, M1A1 и Leopard 2. Они были заменены на Stridsvagn 121 и Stridsvagn 122 .

Ядерные испытания


Австралийской армии Mk 3 Центурион типа K, Army Регистрационный номер 169041, принимал участие в небольшом ядерном испытании на Эму поле в Австралии в 1953 году в рамках операции Тотем 1 . Построенный под номером 39/190 на заводе Royal Ordnance Factory в Барнбоу в 1951 году, ему был присвоен номер британской армии 06 BA 16, и он был поставлен правительству Австралийского Содружества по контракту 2843 в 1952 году.

Он был размещен менее чем в 500 ярдах (460 м) от взрыва мощностью 9,1 уз, его башня была обращена к эпицентру, оставлено с работающим двигателем и полным боекомплектом. Обследование после взрыва показало, что его оттолкнули от точки взрыва примерно на 5 футов (1,5 м), слегка отодвинули влево и что его двигатель остановился, но только потому, что в нем закончилось топливо. Антенны отсутствовали, фары и перископы подверглись сильной пескоструйной обработке, тканевое покрытие маски было сожжено, а бронированные боковые пластины были сорваны и вынесены на расстояние до 200 ярдов (180 м) от танка. Его еще можно было загнать с сайта. Будь танк пилотируемым, экипаж, скорее всего, погиб бы от ударной волны .

Атомный танк теперь находится в казармах Робертсона в Палмерстоне, Северная территория . Хотя другие танки подвергались ядерным испытаниям, 169041 - единственный, который, как известно, выдержал взрыв и впоследствии участвовал в войне.

танк т-55ам, система управления огнем, система мерида

танк tr-85, румынский танк, модернизация танка

Производство и модернизации Т-54/55 в СССР

В 70-х годах (серийное производство танков Т-55А велось на Омском танковом заводе до 1977 года) отставание боевых характеристик Т-55 достигло критического уровня. В связи с этим, в СССР были осуществлены широкомасштабные программы по модернизации Т-54/55 уже находящихся в войсках. Эти работы выполняли танкостроительные заводы Министерства обороны, по технической документации головных конструкторских бюро. Целью самой масштабной из них, осуществленной в середине 80-х годов, было доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных боевых танков первого поколения — Т-64 и Т-72. Об ее эффективности может свидетельствовать тот факт, что по данным, представленным СССР на венских переговорах об ограничении обычных вооружений в Европе в 1990 году, на долю Т-54/55 приходилась пятая часть советского танкового парка размещенного на европейской территории СССР. В советских частях, дислоцированных в Восточной Европе (Т-54 — 1379 штук, Т-55 — 3140 штук).

Производство и модернизации Т-54/55 за пределами Советского Союза.

Польша

Чехословакия

Чехословакия получила лицензию на производство Т-54А в 1958 году. Производство танков наладили на заводе ZTS (Zavod Trucanske Strojarne) в городе Мартине, Словакия. Здесь Т-54А выпускался серийно до 1964 года, после чего завод перешел на выпуск Т-55, а позднее и Т-55А. В течение серийного производства текущая модернизация чехословацких Т-54/55 проводилась аналогично советским машинам.

В 80-х годах, когда боевые и технические характеристики Т-55А перестали отвечать современным требованиям, в Чехословакии также была принята программа по их модернизации конечным итогом которой, должен был стать оригинальный чешский Т-55АМ2. Модернизацию предполагалось проводить в два этапа.

танк м48а3, американский танк, война во вьетнаме

Т-55АМ2 состояли на вооружении чешской армии, словацкой армии, венгерской армии и армии бывшей ГДР.

Румыния

Румыния хотя и входила в организацию Варшавского Договора, однако держалась особняком. Такая политика находила отражение и в вопросах строительства вооруженных сил. Получив из Советского Союза Т-54 и Т-55, румыны, основываясь на их агрегатах, сконструировали свой собственный танк TR-580, а затем ТR-85. Установка на нем немецкого 800-сильного дизеля привела к необходимости увеличению длины корпуса, что, в свою очередь, потребовало применения подвески с шестью катками (вместо пяти — на оригинальном Т-55). Производство танков велось на заводе в городе Брашеве. Развитием румынских TR-580 и TR-85 стал танк ТМ-800.

Китай

Ирак

Египет

танк мк12, английский танк, центурион

Установка нового двигателя и вспомогательного оборудования потребовала радикального изменения задней части корпуса Т-54, в результате длина танка увеличилась на 60 см.

100-мм пушку Д -10Т заменили на американскую 105-мм нарезную пушку М68. Огонь из нового орудия можно вести всеми типами боеприпасов НАТО. Все радиосвязное и переговорное оборудование было так же заменено на НАТОвское.

Израиль

После войны 1967 года Израилю достались богатейшие трофеи, в числе которых было и несколько сотен танков. Испытывая постоянную потребность в пополнении танкового парка израильтяне решили включить Т-54, Т-55 и ПТ-76 в состав своей армии. Однако эксплуатировать их в первозданном виде было затруднительно.

танк т-55, египетский танк, танк рамсес

После войны в Ливане была сформулирована концепция тяжелого бронетранспортера для действий в городских условиях, по броневой защите как минимум не уступающего танку. Проектные работы по такой машине начались в 1982 году, однако опытный образец был изготовлен лишь в 1987 году. В качестве базы для бронетранспортера выбрали трофейные танки Т-54.

В боевом отделении БТРа могут разместиться 10 человек, включая механика-водителя, место которого находится в левой части боевого отделения. Справа от сидения механика-водителя расположено место командира; сзади, по оси БТР, — место стрелка. Вооружен БТР дистанционно — управляемым пулеметом М-240 калибра 7,62 мм, смонтированным на турели рядом с люком стрелка. Возможна установка еще трех пулеметов винтовочного калибра на крыше боевого отделения рядом с люками командира и десанта.

Массовое переоборудование танков в бронетранспортеры началось в 1988 году, а всего Армия обороны получила примерно 250 БТР на базе Т-54/55.

Аргентина

У модернизированной машины была установлена дополнительная броня на башне (по типу Т-55М), над маской пушки — лазерный дальномер. На крыше башни имелась мачта с метеодатчиками, что свидетельствовало о наличии у танка системы управления огнем на основе электронного баллистического вычислителя. Ходовая часть прикрыта резиновыми экранами.

Танки Т-54/55 в боях

В период боевых действий в Афганистане 1979-1989 годы, танки Т-55 различных модификаций имели на вооружении танковые подразделения и части 40-й армии. Использование здесь относительно старых танков, объясняется несколькими факторами. Во-первых, наиболее современные танки направлялись в дивизии Западной группы войск, а части дислоцированные на южной границе СССР в этот период были укомплектованы Т-55 и Т-62. Во-вторых, моджахеды на протяжении всей войны не имели танков и располагали ограниченным числом противотанковых средств, главным образом РПГ и безоткатными орудиями.

В Афганистане танки использовались небольшими подразделениями (взводы, реже роты), которые придавались для усиления мотострелковым, парашютно-десантным, десантно-штурмовым батальонам. На наиболее важных участках танки включались в состав сторожевых застав, охранявших коммуникации. Здесь они использовались в качестве дальнобойных, маневренных огневых средств. В начальный период войны, учитывая отсутствие у моджахедов средств ночного видения, танки использовались для захвата важных объектов внезапным ночным ударом. Так, в декабре 1982 года танковая рота, совершив ночной марш, с ходу атаковала сильно укрепленную переправу через реку Панджшер на входе в Пандшерское ущелье. Бой велся с применением только приборов ночного видения. Моджахеды не имея представления о силах атакующих, бежали. Танки захватили переправу и обеспечили проход в ущелье мотострелковых подразделений.

танк т-54, изральский танк, танк тиран

В целом Т-55 подтвердил свои боевые качества, хотя в Афганистане проявились и некоторые его недостатки. В условиях высокогорья и сильной запыленности возникли проблемы с работой силовой установки, трансмиссии и ходовой части. Выявилась низкая стойкость к воздействию мин различного типа. Боевые потери танков Т-55 в Афганистане были сравнительно низкими. Соотношение выхода из строя по техническим причинам и боевым повреждениям бронетехники составляло 20/1. Боевые потери случались в основном от подрыва на минах, при этом более 50% поврежденных танков требовало капитального ремонта или вообще не подлежало восстановлению. Опыт боевых действий в Афганистане был использован при модернизации Т-55. Принятые на вооружение танки Т-55М имели улучшенную противоминную стойкость и усиленную броневую защиту. Они тут же стали поступать в 40-ю армию.

Достаточно широко применялись Т-55 в ходе вооруженного конфликта в Абхазии. Грузинская армия располагала большим количеством танков Т-55. Только от 10-й дивизии Закавказского военного округа в Ахалцихе грузинской армии было передано 108 танков Т-55М. Российская сторона передала боевую технику Грузии с условием, что она не будет использоваться во внутриполитических конфликтах, однако об этом забыли уже на следующий день. Абхазская сторона так же применяла Т-55, правда в очень ограниченных количествах — спустя четыре месяца после начала вооруженного конфликта абхазские формирования располагали только 8 танками (вероятно захваченных у грузин).

бронетранспортер ахзарит, изральский бронетранспортер, танк т-54

Индия-Пакистан

танк энигма, иракский танк, бронирование танка

Вьетнам

В Северный Вьетнам (ДРВ) первые танки Т-54 прибыли из СССР в 1964 году. Они поступили на вооружение 202-го бронетанкового полка (первой и единственной на то время вьетнамской танковой части). В нем уже имелись танки Т-34/85 и ПТ-76. По западным данным к 1969 году бронетанковые войска ДРВ имели 60 Т-54, 50 Т-34/85 и 300 ПТ-76.

танк т-55, война в югославии, советский танк

Боевые действия в 1975 году начались с наступления северо-вьетнамских войск на города Гуе и Да-Нанг, в котором участвовали 273-й и 574-й бронетанковые полки (имевшие по одному батальону укомплектованному Т-54). После падения Да-Нанга — 30 марта, было принято решение взять Сайгон до наступления сезона дождей. Бронетанковые силы ДРВ начали стремительное наступление на юг вдоль приморского шоссе, проходя до 50 км в день. В середине апреля 202-я бронетанковая бригада уже развернулась около Сайгона, с востока и юго-востока подходили другие отдельные танковые части. В концу апреля количество северо-вьетнамских танков вокруг Сайгона достигло четырех сотен. Штурм столицы завершился 30 апреля, когда танк Т-54 №843 из 203- й бронетанковой бригады прорвался к Президентскому дворцу.

Африка

танк 69, лазерный дальномер, ирано-иракская война

Европа

Жизнь продолжается…

танк т-55агм,украинский танк, танк третьего поколения

Харьковский Т-55АГМ с 125-мм гладкоствольной пушкой по комплексу боевых свойств приближается к танкам третьего поколения

Омские проекты еще более радикальны. Танк Т-55М(5) оснащен новой СУО с комплексом управляемого вооружения, модернизированным прибором командира ТНК-1СМ современным радиооборудованием, встроенной динамической защитой корпуса и башни. Бортовые экраны со стальными элементами повышают защищенность от кумулятивных боеприпасов. Усилена противоминная стойкость днища. Ствол орудия снабжен термоизоляционным кожухом, который уменьшает изгиб ствола из-за неравномерного нагрева при стрельбе. Для компенсации возросшей массы, на танк устанавливаются облегченные опорные катки из алюминиевого сплава и более мощный двигатель В-55У. В результате динамические и огневые возможности нового танка существенно возросли. В проекте Т-55М(6) вообще трудно узнать бывший Т-55. На танк устанавливается башня с вооружением от Т-72Б, но вместо стандартного механизма заряжания (размещавшегося в корпусе), новый механизм заряжания расположен в специальном контейнере позади башни. Система управления огнем опционная — или такая же, как на Т-72Б или аналогичная Т-80У. Для компенсации возросших нагрузок на шасси, в подвеску добавлен шестой (передний) каток Для облегчения танка катки изготавливаются из алюминиевого сплава (возможно также использование катков Т-80).

Правда многие эксперты ставят под сомнение целесообразность подобных модернизаций, так как по стоимости они приближаются к постройке нового танка, а по характеристикам и ресурсу эксплуатации модернизированная машина может ему уступать. А тем временем, бесчисленные Т-54 и Т-55 продолжают нести службу в армиях многих государств и им наверняка найдется место в будущих конфликтах. Эти танки навсегда останутся на страницах истории военного дела — как самые массовые танки ХХ века, как символ таланта отечественной конструкторской мысли и как зримое воплощение былой непобедимости советских танковых армий.

Ещё в 2009 году у нас на сайте была выложена обзорная статья про южноафриканский танк Олифант , однако, на Дзене попалась на много более подробная статья, посвящённая этой машине. Её я и представляю вашему вниманию.

 Centrion Mk5

Centrion Mk5

Содержание:

Предыстория

 Olifant Mk.2

Разработка нового танка в общих чертах была завершена к весне 1945 года. Но повоевать в Европе он не успел. Не довелось ему воевать и против Японии. Первой его войной была война в Корее. В ней он сделал первые выстрелы по армейским частям Китая и Северной Кореи в самом конце 1950 года. Далее были, не считая мелких конфликтов и стычек, арабо-израильские войны, Индо-Пакистанский конфликт, война во Вьетнаме, пограничные конфликты ЮАР. И везде он очень неплохо проявил.

Его относят к средним танкам, хотя по весу и размерам он ближе к советским тяжелым танкам. Подводит его пушка, слишком слабая для тяжелого танка, на всех его модификациях. Что ж, это фирменная черта британской танковой школы – большая масса и защищенность при низкой подвижности и средней огневой мощи.

 Olifant Mk1.A

Olifant Mk1.A

 Olifant Mk.1B

Olifant Mk.1B

 Olifant Mk.2

Olifant Mk.2

 Olifant Mk.2

Olifant Mk.2

Итоги:

uk_centurion_mk_5_avre_era.jpg

Живучесть танка на поле боя заметно улучшилась ещё и благодаря пополнению команды пятым членом экипажа, а также переносу боеукладки из передней части корпуса. Centurion AVRE оснащён короткой нарезной пушкой L9 калибра 165 мм с низким импульсом выстрела. Масса взрывчатки в бронебойно-фугасных снарядах танка составляет 15 килограмм 870 грамм, что в более чем в пять раз больше, чем в 120-мм HESH-снарядах других танков.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть


Centurion AVRE показывает гораздо более серьёзный уровень бронирования на фоне обычных Центурионов, доводя его местами практически до уровня тяжёлых танков. Композитная (бока корпуса) и динамическая броня (лоб корпуса и башни) приравнивает Centurion AVRE к основным боевым танкам. Танк демонстрирует за счёт всей дополнительной брони отличную защиту от кумулятивных боеприпасов с пробитием 300-350 мм. Основная броня аналогична Центуриону Mk.3 (76 мм катанной брони лба корпуса при 56 градусов наклона, и 152 мм литой брони лба башни).

Бульдозерный отвал состоит из конструкционной стали (прочность 50% от катанной брони) толщиной 70 мм, и помогает в защите от всех типов снарядов. Местами отвал расположен на приличном расстоянии от основной брони, и может взводить взрыватели каморных снарядов и рассеивать струю кумулятивных снарядов, работая как экран. Динамическая защита лба башни расположена на 10 мм листе дополнительной катанной брони.

Самая защищённая часть танка: верхний бронелист лба корпуса (трёхслойная защита). Самая уязвимая часть: погон башни, а также НЛД. А также уязвим сам большой ствол гаубицы. Моторно-трансмиссионное отделение в корме танка. Членов экипажа: 5 — что даёт танку хороший запас живучести. При пробитиях в башню в основном нет риска подрыва боеукладки — т.к она расположена на полу корпуса.

Подвижность


Подвижность танка посредственная (в режимах боя РБ и СБ), за счёт дополнительной брони танк прибавил + 1400 кг веса, по сравнению с Центурионом Мк.3 (имеют схожее бронирование и мощность двигателя). Удельная мощность двигателя: около 13,5 л/с на тонну (при 650 л/с на 52,2 тонны веса).

Центурион AVRE едет примерно как тяжёлый танк. Максимальная скорость вперёд: 35 км/ч, назад: 12 км/ч. В АБ (аркадных боях) с подвижностью всё в порядке — установлен двигатель на 1240 л.с.

Есть специальный ковш который может делать укрытия себе или союзникам.

Модификации и экономика

Обучение экипажа 10 000

Эксперты 510 000

Исследование АСов 1 440 000

Talisman.jpg
2 × 90 / 140 / 160 %

Talisman.jpg
2 × 196 / 196 / 196 %

Вооружение

Основное орудие


Гаубица ORD BL 6.5in L9A1, калибра 165-мм. Типичная фугасница с плохой баллистикой. Начальная скорость снаряда: 259 м/с. Перезарядка долгая: 27,7 секунд на стоковом экипаже, с топовым будет 21,3 сек. Скорость поворота башни одинаковая со всеми Центурионами: 20 градусов в секунду при топовом экипаже, около 18 при экспертах.

Для стрельбы используется только 1 тип снарядов: противотанковые бронебойно-фугасные (HESH) — пробивают почти любую броню, кроме слишком толстой, комбинированной и динамической защиты — но всегда есть шанс пробить в крышу или под днище. Снаряды наносят сильный урон внешним и навесным модулям танков. Также ХЭШи очень не любят попадания в гусеницы или ствол.

Пулемётное вооружение

Пулемётное вооружение слабое: 2 х 7,62-мм пулемёта (спаренный с пушкой и зенитный) L3A1. Пулемётами можно стрелять по самолётам и другой небронированной технике, указывать союзникам на врага, мешать прицелиться врагу — стреляя по нему или перед ним.

Применение в бою

Centurion Mk.5 AVRE. Применение в бою.jpg

Стихия применения этого танка — ближний бой (и редко бой на средней дистанции), из за неточного орудия и хорошего бронирования. Медленная перезарядка и подвижность может осложнить применение в бою. Для наиболее эффективного применения желательно держаться рядом с союзниками, чтобы они прикрыли в трудный момент, при этом нужно также стараться помогать им своим огнём. Лучше применять танк из за укрытий (углов, возвышенностей, камней) — по тактике выстрелил-откатился назад (на перезарядку) — хорошая задняя скорость и броня помогают в этом.

Достоинства и недостатки

Centurion Mk.5 AVRE. Достоинства и недостатки.jpg

Танк для ближнего боя с мощной гаубицей, плохой баллистикой снарядов, долгой перезарядкой, плохой подвижностью, и хорошим бронированием

Достоинства:

  • Мощные и хорошо пробивающие бронебойно-фугасные снаряды
  • Отличное бронирование (с учётом всей дополнительной брони)
  • Хорошая скорость заднего хода (12 км/ч)
  • Посредственная подвижность
  • Медленная перезарядка
  • Очень плохая баллистика снарядов
  • Уязвимые зоны в лобовой броне

Историческая справка


Centurion AVRE стал стандартной инженерной машиной британской армии и успел поучаствовать в нескольких вооружённых конфликтах, в том числе и в войне в Персидском заливе. В 80-х годах Centurion AVRE прошли модернизацию и получили дополнительное бронирование, включая блоки динамической защиты ROMOR — именно в таком виде машина участвовала в операции “Буря в пустыне”. На пенсию машина была списана в 1993 году.

Читайте также: