Bosch микросхемы для эбу

Обновлено: 05.07.2024

Блок 7.9.7+ рабочий, после прошивки комбиком официальным, авто не завелось , а микросхема , указанная стрелкой сильно разогрелась.Повторно подключиться ни комбиком ,ни нашим не удалось.Подскажите что за микруха , чем управляет.До этого блок прошивался нашим тюненговой прошивкой и все было нормально.
Поставил на авто Я7.2 , авто завелось и уехало. Но Я 7.2 заводится только с отключенным физически иммо , а 797 должен заводиться только с подключенным иммо - это объяснил хозяин , оба блока принадлежат ему , зачем ему два не знаю.

На 10_ке с январь7.2+ отказал бензонасос. Сразу отключил сигналку, так как стояла блокировка на насос. Потом обнаружил, что сигнал на управление реле бензонасоса не идет с контроллера. При разборке в этой микросхеме оказалось две пропаленные дыры. Она подает минус на исполнительные механизмы. Я ему кинул прямой минус на реле (временно), но это как всегда оказалось постоянно (микросхему менять не хочет). Ездит так уже больше полугода.
А насчет иммо, отрежьте и соедините на разъеме иммо 9 и 18 контакт и подсоедините разъем назад, пусть вам клиент не парит мозги (если он такой любитель всего заводского).

Очень похожа на TLE6240.
Эта микросхема(Мультиплексор) управляет реле БН, клапан адс., реле вентилятора и вроде Гл.реле (по ГР неуверен)

По иммо понятно , по микросхеме спасибо.Пытаюсь понять что могло произойти. Если что то в проводке авто ,то почему вслед подключеный блок Я7.2 работает нормально? Если свалил блок прошивкой комбиком ? то на этой неделе прошил 4 Приоры с плюсовым 797 . Правда месяц назад этот же блок шил нашим загрузчиком а сейчас комбиком. Хотя какая разница? Возникла еще такая мысль - на авто стоит усилитель с буфером , так может его электролиты разрядились через блок в момент подключения блока к проводке ? -усилитель подключен постоянно , но не через замок зажигания.Если это явилось причиной , то впредь прежде чем подключать блок надо будет для безопасности отключать усилитель.
Есть у него еще коза - стартер "иногда" / с его слов/ крутил только после моргания светом .Причем это происходило когда стоял БОШ.
Блок я ему новый возьму , поскольку произошло у меня , но ставить на авто не буду. Все таки считаю проблема в авто.
Убитый попробую восстановить .Эту микруху с платы удалил, были проблемы , она приклеена , а общая шина припаяна очень тугоплавким припоем , паяльники не взяли, прищлось подрезать . Есть еще на одном блоке такая же микруха , но пока не придумал как ее оттуда изъять без повреждений. Готов выслушать подсказки.

PS: завтра напишу цифири с микрухи . остались в гараже.
"А насчет иммо, отрежьте и соедините на разъеме иммо 9 и 18 контакт и подсоедините разъем назад, пусть вам клиент не парит мозги (если он такой любитель всего заводского). "
Ему так сказали где ставили Я7.2, мол хочешь завести машину на январе- отключай иммо , хочешь сделать диагностику на Я7.2 -подключи иммо , А вот если хочешь завести на родном 797 , подключи иммо, а иначе даже стартер не работает. Машина мол с завода идет в новой конфигурации.
А поскольку его это устраивает , и он не просит иного - его право.

Комбилодер я думаю тут не виноват. Я не слышал чтоб он валил Боши. А этим загрузчиком пользуется немало специалистов. И в массе своей блоки валят не загрузчики(ели они конечно не отломанные), а неправильные действия мастера.
В данном случае, я то-же склоняюсь что проблемма скорее всего в авто. А что бы исключить "усилитель с буфером" и прочую хрень, возьмите себе за провило, отключать аккумулятор перед демонтажом блока. Некоторые ещё после отключения аккумулятора, соеденяют + и -,чтобы разрядить конденсаторы.
Теперь по пайке. Подобные микросхемы без проблем выпаивал термовоздушной станцией.
По ИММО я очень сомневаюсь в правильности информации. Сами подумайте какая разница АПСке Я7.2 или Б797 там стоит.

мотя по иммо и я о том же , что то он мутит.По выпайке у меня
Lukey 852D+ , максимум фен выдает 480 градусов, но увы ,ножки отпаиваются , а вот с двух сторон места пропайки GND лишь слегка припой становится мягким, а сама шина GND под микросхемой приклеена к плате.А какую температуру выдает Ваш фен?

на микросхеме надпись :
1 строка - 30343 0426
2 строка - VB418LTG
3 строка - 90J01

Считывание параметров из ЭБУ

3. Система управления отопителем салона. Измерение текущей температуры, релейное управление электромагнитным клапаном (открыт, закрыт) с настраиваемыми уровнями включения и выключения.

Управления отопителем салона

4. Регулировка яркости дисплея.

Регулировка яркости дисплея

5. Звуковая сигнализация превышения температуры охлаждающей жидкости и напряжения аккумулятора.

Принципиальная схема бортового компьютера:

Принципиальная схема бортового компьютера на MSP430

В качестве сердца используется микроконтроллер фирмы Texas Instruments (почему смотри ниже). Но код написан на Си и может быть легко портирован на любой другой типа mega128 от ATMEL. Контроллер любой из MSP430F1610 MSP430F1611 MSP430F1612 (Даташит).
Требования к контроллеру: не менее 20кБ flash, 4кБ ОЗУ, минимум один USART для связи с ЭБУ и еще один, если используется как у меня SPI датчик температуры.

Для связи с ЭБУ используется специализированная микросхема SN65HVDA195 от Texas Instruments (Даташит). Печатная плата также выполнена отдельно.

Датчик температуры TMP121 или TMP123 на аппаратном SPI (Даташит). Меряет температуру от -25 до +85С.

Отличие схемы включения датчика от даташита заключается в том, что я не стал подводить ногу питания к датчику. Вместо этого на плате я поставил диод Шоттки и конденсатор на 10 мкФ между ногами Vcc и Gnd. Сигнал на диод берется с вывода CS. По алгоритму работы с датчиком вывод CS всегда находится под высоким уровнем (при этом происходит непрерывное измерение температуры) и опускается вниз только для считывания измеренного значения температуры. Так как допустимое напряжение питания составляет 2,7В, а ток потребления 50 мкА то данное упрощение вполне допустимо.

И так почему были выбраны детали от техас инструмент? Да потому что бесплатно.
У техаса можно заказать сразу и контроллер и микросхему к-line интерфейса и стабилизатор на 3.3В и датчик температуры (к тому же все это можно заказать не по одному экземпляру, а по 3-5 штук и собрать соответственно не один, а несколько БК).

В чём и как программировать

Я использую IAR Workbench 5.1 который вполне легально можно скачать на сайте ИАРА. После регистрации и запроса evolution версии по ссылке, получаем полнофункциональную версию на 30 дней. А потом можно и еще заказать для продолжения.
Программатор либо по LPT, либо по COM (или переходник USB-COM, так называемый BSL).
Схема для программирования по LPT проста как две копейки (к сожаленью не так проста как 5 проводков для AVR, но уж точно порт не спалите) позволяет прошивать и отлаживать прям из IAR, что для меня большой плюс. Но требует LPT порт, а он все реже попадается.

Программатор BSL по последовательному порту. Использует вшитый в MSP bootloader. Можно шить, но нельзя отлаживать. Зато работает от COM порта и что более актуально - от переходника USB-COM используя линии TXD, RXD, DTR, RTS. У меня прекрасно работает от переходника TUSB3410 фирмы техас инструмент (тут продолжительные аплодисменты).

Переключение по экранам происходит кнопкой "MENU". Регулировка значений включения отключения клапана отопителя кнопками "ВВЕРХ" "ВНИЗ". Переключение между уставками включения отключения клапана отопителя кнопками "СМЕНА". Кнопку "ВКЛ" и "ENTER" пока не используются. Просто они есть на корпусе.

Устройство после сборки и прошивки наладки не требует. Все выполнено на отдельных печатных платах. Не то чтобы так задумывалось, но вообще получилось удобно, так как все отлаживалось отдельно. Плата для контроллера сделана в виде макетки.

Макетка для MSP

Так и расширять удобно и вообще она была раньше именно как макетка и сделана для контроллеров MSP при их освоении. Краткое отступление от темы. Вот за что мне очень нравятся техасовские процы, так за то, что разные контроллеры в одном корпусе имеют одинаковое расположение функциональных пинов. Сделал одну макетку и паяй на нее все, что нравиться - все срастется.

Регулировка яркости реализована на аппаратном ШИМ с ноги Р4.1.

Алгоритм работы БК следующий:
1. Инициализируется периферия МК, экран, SPI, USART.
2. В таймере формируются так называемые признаки событий.
- признак запроса установления связи с ЭБУ каждые 750 мс.
- признак запроса данных из ЭБУ каждые 270 мс при наличии признака положительного ответа от ЭБУ
- признак запроса температуры каждые 1,5 сек.

Признак запроса данных из ЭБУ меняется на признак запроса ошибок при нахождении в меню "Ошибки" и запрашивается соответственно каждые 270 мс.
Также в таймере ведется подсчет временного интервала с последнего положительного ответа ЭБУ на запрос данных. Если временной интервал между положительными ответами превысит 2,5с, то произойдет сброс признака запроса данных и выставится признак запроса установления связи с ЭБУ. Сброс данного таймера осуществляется в прерывании от принятого байта из USART.

В прерывании USART организован FIFO буфер на 80 байт. Данный объем выбран из условия, что длина максимального ответа от ЭБУ составляет 80 байт.
Также в прерывании USART формируются признаки положительно ответа от ЭБУ, читаются ошибки, вычисляются данные из массива переданного ЭБУ.

В основной программе происходит опрос кнопок и обработка запросов сформированных в прерывании таймеров.

Перед входом в цикл основной программы происходит чтение info сегмента ППЗУ. В ячейке 0х1000 хранится значение температуры включения клапана СУОС рассчитанное по формуле tппзу=t_вкл/5 (Данная запись позволяет регулировать температуру с точностью 0,2С используя один байт для хранения). В ячейке 0х1001 храниться значение дельты температуры включения-отключения клапана СУОС. Таким образом клапан открывается при температуре меньше уставки на величину дельты и выключается при увеличении температуры выше заданной на величину дельты. В ячейке 0х1004 храниться значение последнего экрана. Если в процессе работы сменить экран и находиться в нем более 30с, то этот экран станет основным и запишется в ППЗУ. В ячейке 0х1002 храниться значение яркости экрана. Если ячейки не заполнены, то записываются первоначальные значения 20С, 0.5С, 10,1.

Немного теории. Для тех, кому данный проект будет являться отправной точкой для создания своего БК на другой элементной базе.
Спецификация протокола KWP2000 приведена в файле kwp2000_euro2.doc. Данный документ описывает протокол общения с ЭБУ типа Motronic 1.5.4N, “Январь-5”. У меня контроллер Bosch 7.9.7+. Анализ снифа протокола обмена ЭБУ с диагностической программой на ПК показал достаточно существенные отличия от указанного выше документа.

Во первых инициализация. Мало того, что должна быть послана соответствующая последовательность команд на ЭБУ, необходимо чтобы в процессе инициализации выдерживались строгие временные интервалы выдачи команд.
Так описанный в приведенном документе процесс "быстрой инициализации" должен заключать в передаче низкого уровня по k линии в течении 25мс (с погрешностью +-1мс), затем высокий уровень на k линии в течении 25мс (с погрешностью +-1мс), затем последовательность управляющих команд. Время между посылками инициализации не менее 200мс. При попытке провести указанным образом инициализацию (так ее пытаются выполнить 4 из 5 диагностических программ), ЭБУ возвращает последовательность 0x83 0xF1 0x10 0x7F 0x81 0x11 0x95, что в соответствии с описанием протокола означает, что ЭБУ не знает такую команду.

В ЭБУ Bosch 7.9.7+ инициализация должна выполняться несколько иначе.
Передается инициализирующая последовательность высокий уровень к линии 25мс, низкий уровень к линии 25мс, последовательность 0х81 0х10 0xF1 0x81 0x03. При этом важно отметить, что интервал между инициализирующими посылками не менее 500 мс. ЭБУ сразу выходит на связь с положительным ответом.

Скорость обмена 10400 бод.
Перед запросом информации из ЭБУ его необходимо инициализировать на работу с БК.
Это делается из БК: шлется последовательность команд 0х81 0х10 0xF1 0x81 0x03. В ответ ЭБУ присылает ответ 0x83 0xF1 0x10 0xC1 0xEF 0x8F 0xC3. Это является признаком положительного ответа на запрос инициализации.

Теперь БК может запрашивать информацию.
Запрос диагностической информации осуществляется последовательностью команд 0x82 0x10 0xF1 0x21 0x01 0xA5. В ответ ЭБУ присылает 79 байт начинающихся с последовательности 0x80 0xF1 0x10 0x4A 0x61 0x01 после которой следует массив диагностической информации. Некоторые значения соответствующих данных приведены в файле анализ.xls. Настроив на ПК связку виртуальных COM портов и подключив один к гипертерминалу, а второй к программе диагностики были выявлены конкретные байты передающие диагностическую информацию и порядок преобразования их в физические величины. Если сравнить их с приведенных описанием на протокол KWP2000, то видно множество отличий, что при одинаковости управляющих команд говорит о том, что протокол обмена с Bosch 7.9.7+ является некой надстройкой над KWP2000. Из статьи видно, что указанный выше документ подходит под ЭБУ типа Январь 5 и Январь 7.2+.
Запрос ошибок выполняется последовательностью команд 0x84 0x10 0xF1 0x18 0x00 0xFF 0x00 0x9C
Ответом на запрос в случае отсутствия ошибок, является последовательность 0x82 0xF1 0x10 0x58 0x00 0xDB.
Сброс ошибок выполняется последовательностью 0x83 0x10 0xF1 0x14 0xFF 0x00 0x97

На чем проверялся БК. Точно работает на ЭБУ типа Bosch 7.9.7+ евро 2 на машине Нива 2131. Больше нигде не проверялась, так как нет в наличии других машин.

Данное назначение контактов подходит для Электронных Блоков Управления BOSCH M 7 . 9 . 7 / Январь 7 . 2, используемых на автомобилях LADA (ВАЗ) 2111, 2114, 2109 и прочие, на которые устанавливались двигатели 21114 и 21124.


Схема 21114


Электрическая схема ЭСУД а/м ВАЗ-2115, 2114 с контроллером М 7.9.7 (Январь 7.2)

  1. - контроллер;
  2. - колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
  3. - колодка диагностики;
  4. - индикатор состояния АПС;
  5. - автомобильная противоугонная система (АПС);
  6. - катушка зажигания;
  7. - свечи зажигания;
  8. - форсунки;
  9. - электробензонасос;
  10. - колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
  11. - колодка жгута электробензонасоса к жгуту системы зажигания;
  12. - колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
  13. - колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
  14. - датчик скорости автомобиля;
  15. - регулятор холостого хода;
  16. - датчик положения дроссельной заслонки;
  17. - датчик температуры охлаждающей жидкости;
  18. - датчик массового расхода воздуха;
  19. - датчик фаз;
  20. - датчик кислорода;
  21. - датчик положения коленчатого вала;
  22. - датчик детонации;
  23. - электромагнитный клапан продувки адсорбера;
  24. - колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
  25. - предохранитель цепи питания контроллера;
  26. - реле зажигания;
  27. - предохранитель реле зажигания;
  28. - предохранитель цепи питания электробензонасоса;
  29. - реле электробензонасоса;
  30. - реле электровентилятора;
  31. - колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
  32. - колодки жгута системы зажигания и жгута переднего;
  33. - электровентилятор системы охлаждения;
  34. - колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
  35. - выключатель зажигания;
  36. - комбинация приборов;
  37. - блок бортовой системы контроля;
  38. - реле стартера;
  39. - монтажный блок;

А - к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1, В2 - точки заземления жгута системы зажигания;

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки. Условное обозначение "S26" или "SА" означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 26 или обозначенному буквой А через точку соединения, не показанную на схеме.

Схема 21124


Перечень элементов схемы электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7 а/м 21104:

1 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;

2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;

3 – катушки зажигания;

4 – датчик сигнализатор иммобилизатора;

5 – блок управления иммобилизатора;

6 – свечи зажигания; 7 – форсунки; 8 – колодка диагностики;

9 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;

10 – контроллер; 11 – электробензонасос;

12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;

13 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;

14 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;

15 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;

16 – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;

17 – датчик скорости;

18 – регулятор холостого хода;

19 – датчик положения дроссельной заслонки;

20 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

21 – датчик массового расхода воздуха;

22 – датчик контрольной лампы давления масла;

24 – датчик кислорода;

25 – датчик положения коленчатого вала;

26 - датчик детонации;

27 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;

28 – датчик уровня масла;

29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

30 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;

31 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;

32 – реле зажигания;

33 – предохранитель реле зажигания;

34 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;

35 – реле электробензонасоса;

36 – реле электровентилятора;

37 – предохранитель цепи питания контроллера;

38 – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;

39 – комбинация приборов;

40 – выключатель зажигания;

41 – электровентилятор системы охлаждения;

42 – блок бортовой системы контроля;

43 – реле стартера;

45 – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;

46 – маршрутный компьютер;

47 – диагностический разъем.

A – к клемме "плюс" аккумуляторной батареи; В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания; В2 – точка заземления жгута датчика уровня топлива; В3, В4 – точки заземления жгута системы зажигания; С – к стартеру; D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя.

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки

Есть вопросы? Вы так и не решили проблему?

Приглашаю к обсуждению вашей проблемы в комментариях. Мы поможем вам решить вашу проблему с ремонтом автомобиля.

Проблема такая, прошивка m1v13r59 на этой прошивке датчик детонации должен быть резонансный, а у меня стоит широкополосный.
Мозги ругаются, и всегда выдают ошибки ДД. Вся проводка переделана под широкополосный датчик, на сервисе сказали что возможно перед продажей машины поменяли "мозг" ей.

Можно ли как ни будь перепрошить этот блок, на широкополосный ДД?

Есть прошивка, и ПАК загрузчик V.3

Но нету софта, чтоб соединиться с этим блоком!

А может проще новый блок купить?? Сколько он стоит?

И еще вопрос, а для combiloader, есть плагин какой ни будь под BOSH 1.5.4

В этом блоке стоит ПЗУ.Его выкусываеш,паяеш цанговую панельку.Новую микруху в програматор,а потом в блок.И все.

Если есть Пак загрузчик, почему бы не прочитать хелп? Там ведь написано:

Ввиду особенностей аппаратной реализации НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ работа со следующими типами ЭБУ:

· Bosch M1.5.4
· Микас-5.3
· Микас-5.4
· Январь-4.x
· GM EFI-4
· GM ISFI-2S

В качестве ПЗУ в этих системах используются микросхемы EPROM серии 27С256 (GM, Январь 4/4.1) и 27С512 (BOSCH) с УФ стиранием. Допустимо использовать практически все современные ПЗУ серий 27, со временем доступа не более 120 — 150 нс, подойдут также и однократно программируемые в пластмассовом корпусе и без окошка. Крайне желательно использовать микросхемы с расширенным температурным диапазоном. В новых блоках Bosch, с надписью "MOTRONIC" (штампованный жестяной корпус) установлены однократно программируемые ППЗУ без панельки, стереть и перезаписать их невозможно. При демонтаже их можно аккуратно выкусывать бокорезами.

Читайте также: