Боязнь ездить на машине за рулем как называется

Обновлено: 05.07.2024

Каждый уже состоявшийся или будущий автомобилист не задумываясь расскажет о плюсах управления автомобилем. Но не каждый признается окружающим, что испытывает страх перед вождением.

как победить страх вождения авто

Каждый уже состоявшийся или будущий автомобилист не задумываясь расскажет о плюсах управления автомобилем. Но не каждый признается окружающим, что испытывает страх перед вождением. Чаще тревожность и страхи возникают у новичков, недавно получивших водительское удостоверение, но и опытные автолюбители сталкиваются с подобной проблемой.

Почему возникает страх управления автомобилем

Как бороться с боязнью вождения автомобиля

Постановка целей и определение мотивации

Проговорите или запишите цели, ради которых пошли на курсы вождения. Подумайте, какие плюсы и минусы ожидают вас и ваших близких в случае согласия или отказа от управления транспортом. Разберите по пунктам вашу мотивацию к данному вопросу. Если ваши цели, плюсы и мотивация перевешивают минусы, останется намного меньше возможностей отказаться от важного навыка.

Изучение внутреннего устройства автомобиля

На курсах вождения не всегда хорошо усваиваются азы управления, не достаточно уделяется внимания внутреннему устройству. Изучите самостоятельно или пообщайтесь с опытными водителями о механизмах и деталях авто. Изучив устройство и тонкости управления, вы почувствуете больше уверенности на дорогах.

Повторение ПДД

Сдача теоретического экзамена на знания правил дорожного движения предполагает, что ученик все изучил, запомнил и готов к соблюдению правил. Но есть страх не вспомнить нужное правило в определенной ситуации, учитывая, что для новичка любая ситуация может оказаться стрессовой. Ежедневно повторяйте как минимум несколько правил или проходите онлайн тесты ПДД в интернете. Этот метод поможет вам постепенно идеально запомнить все правила и проработать их на практике.

Дополнительные уроки

Возьмите дополнительные платные уроки у опытного инструктора или попросите близких и знакомых помочь попрактиковаться вождению. Несколько дополнительных уроков на незнакомых дорогах помогут лучше освоить вождение, побороть неуверенность и тревогу. Если помощник неадекватно оценивает степень вашего мастерства, повышает тон, не может понятно ответить на вопрос и быстро среагировать на стрессовые для вас ситуации, найдите другого помощника.

Выбор простых маршрутов

Инспектор тоже человек

Некоторые водители, и не только новые, мандражируют при встрече с сотрудником ДПС. В первую очередь, инспектор — просто человек, который выполняет свою работу. Не стоит бояться его как ученик директора школы или сын отца с ремнем. Сотрудник ДПС останавливает не с целью наказания, а для того, чтобы проверить документы или выписать штраф за нарушение правила дорожного движения. Ну что же, штраф так штраф, постарайтесь в следующий раз не нарушать. Если вам кажется, что инспектор превышает полномочия, запишите его ФИО и звание. Возможно, это изменит отношение сотрудника или информация пригодится для дальнейшего разбора ситуации.

Перечисленные методы помогут так же преодолеть боязнь столкновения со встречным автотранспортом, с велосипедистами. Помогут не бояться пешеходов, в особенности на узких улочках, где люди идут параллельно автотранспорту.

Только с опытом приходит уверенность. Садитесь за руль так часто, как этого требует ситуация. Не стремитесь переложить свою ответственность на таксиста или близкого человека. Только регулярные самостоятельные выезды помогут набраться опыта и преодолеть все страхи.

женщина за рулем

Женщина за рулем

Отдельно стоит отметить ситуацию, если водитель женщина. К сожалению, в обществе сложился стереотип, что женщина значительно хуже управляет машиной, чаще попадает в ДТП, и нарушает правила. Но это всего лишь предрассудки, не несущие за собой никаких обоснований.

Обучаясь у непрофессионального инструктора, набираясь опыта у нервного мужа, женщины разочаровываются в себе и считают, что не способны хорошо водить. Они опасаются насмешек и оскорблений и в некоторых случаях отказываются от затеи с вождением.

В такой ситуации лучше отказаться от услуг неподходящего помощника. Понять, что все, в том числе и мужчины, совершали и совершают ошибки. Как ни странно, аварии чаще случаются с участием мужчин, так как женщина более сосредоточена, ответственна и осторожна на дороге, реже нарушает правила. А оскорбления ежедневно льются потоками в сторону друг друга от каждого второго водителя. Однако не забываем, что отвлекаться во время движения нельзя, даже стоя на светофорах. Разговор по телефону, макияж, активное общение с пассажирами, особенно выяснение отношений или другие эмоционально окрашенные разговоры — могут привести к рассредоточению внимания и непоправимым последствиям.

Как преодолеть страх ДТП

Боязнь стать участником ДТП существует не только у новичков, но и у опытных водителей. Особенно велик страх у тех, кто уже попадал в аварию, стал свидетелем серьезного происшествия или слишком восприимчив к рассказам окружающих и СМИ о страшных аварийных случаях. Пожалуй, это один из самых серьезных страхов, но способы преодоления существуют и в этом случае.

Самая частая отговорка людей, которые боятся попасть в ДТП — предпочтение пользования услугами такси или другим общественным транспортом, объясняемое тем, что это безопаснее. Мнение, что в общественном транспорте работают более опытные и ответственные водители, часто не всегда оказывается верным. Нет никаких доказательств того, что водитель имеет большой стаж, соблюдает все правила дорожного движения и не будет сильно превышать скорость, чтобы быстрее проехать маршрут и больше заработать.

Если же вы садитесь за руль самостоятельно, соблюдаете все ПДД, в том числе ограничение по скорости, внимательное перестроение, соблюдение дистанции, то постепенно у вас появится уверенность, что самостоятельное вождение более безопасно.

Опять же обратимся к методу преодоления страха через проработку целей и мотиваций. Еще раз вернитесь к тому, какие преимущества вы получите от того, что будете водить машину, почему для вас это важно.

Так ли опасно ДТП, как о нем рассказывают. Случаются серьезные ДТП с пострадавшими, с сильными повреждениями транспорта. Но если изучить статистику или вспомнить какие аварии вы наблюдаете вокруг, то окажется, что аварий с небольшим повреждением автомобиля и без травм пассажиров во много раз больше. Ремонт автомобиля может стоить дорого, но это ничто по сравнению с человеческой жизнью. Не всегда небольшое ДТП стоит воспринимать как что-то ужасное.

Как перебороть страх вождения после ДТП

В большинстве случаев, небольшое ДТП заставляет задуматься и учит человека управлять машиной еще более внимательно, не отвлекаться, соблюдать все правила. Это можно рассматривать как небольшой урок или важный опыт.

Еще один современный и интересный метод работы со страхом аварийных ситуаций — запись на курсы контраварийного вождения. Пройдя курсы человек становится более уверенным и опытным — он понимает, что в случае непредвиденной ситуации сможет применить полученные навыки.

наклейки на авто

Наклейки в помощь

Итоги

Перебороть страх вождения автомобиля вполне возможно. Для этого попробуйте разобраться в первую очередь откуда идут ваши страхи. Разберите каждый страх отдельно, расскажите себе о том, что вас волнует больше всего. Дайте себе совет о том, как не бояться — воспользуйтесь информацией из этой статьи, советами психолога или близких людей. Не думайте о плохом, настройтесь на позитивное мышление. Если вы решили, что навык вождения необходим, что очень важно применять его в своей жизни, то отбросьте все страхи. Садитесь в автомобиль и начинайте движение!

боязнь машин и другого транспорта называется амаксофобией

Амаксофобия – это боязнь чего? Боязнь транспорта. Причем речь идет как о страхе вождения или передвижения на машине, общественном транспорте, так и о боязни быть сбитым машиной. Однако, чаще всего, встречается не все сразу, а что-то одно. И еще чаще амаксофобией называют фобию боязнь машин, а не любой техники.

Что такое амаксофобия

Амаксофобия бывает разных видов:

  • страх перед конкретным видом транспорта;
  • боязнь любых машин;
  • боязнь ездить на машине, особенно на большой скорости;
  • страх, что собьет машина;
  • боязнь водить машину;
  • боязнь ездить на машине пассажиром;
  • боязнь парковать машину;
  • боязнь сбить кого-то.

Некоторые амаксофобы избегают встречи с машинами конкретной марки, размера или цвета (многие испытывают боязнь больших машин). Кого-то пугает личный транспорт, других – общественный. Причем некоторых амаксофобов пугает не столько общественный транспорт, сколько вероятность испортить себе имидж (мешает убеждение, что только бедные ездят на общественном транспорте) или стать заложником опасной ситуации (теракт, нападение).

Важно! Тревога и страх появляется в ответ на фантазии амаксофоба. Он придумывает негативные сценарии, это и вызывает стресс и беспокойство в тех ситуациях, которые связаны с транспортом.

Причины боязни машин

Психологи считают, что основная причина развития амаксофобии – психотравма, полученная в детском или во взрослом возрасте. Авария, в которой оказался человек, или чья-то смерть под колесами транспорта, которую он увидел, шокирующий репортаж по ТВ – это и подобное может стать причиной травмы и развития фобии.

В некоторых случаях амаксофобия сочетается с гиперответственностью и желанием контролировать все и всех. Возможно, человек боится, что случится что-то плохое с кем-то из пассажиров, и он не сможет ему помочь.

Что касается страха попасть в ДТП, то он связан с неуверенностью водителя в своих силах (боится, что не справится с управлением) или с недоверием к другим участникам дорожного движения. Последнее справедливо и в тех случаях, когда человек боится попасть под колеса автомобиля.

Таким образом, к причинам амаксофобии относится:

  • недоверие к себе и другим людям;
  • травмирующие воспоминания;
  • бурная фантазия и внушаемость;
  • чрезмерное чувство ответственности.

Чего конкретно боится человек при амаксофобии? В целом, в зависимости от причин можно выделить такие подвиды боязни транспорта:

  • страх водить автомобиль (сбить кого-то, попасть в аварию);
  • боязнь, что транспорт сломается (свою машину можно проверить и убедиться в ее исправности, а что с чужим транспортом?);
  • боязнь ехать в качестве пассажира (человек не чувствует, что контролирует ситуацию, в то время как, сидя за рулем, он чувствует себя уверенно);
  • страх попасть в неловкую или глупую ситуацию (часто с этим сталкиваются женщины и новички в вождении);
  • боязнь неизвестности (а вдруг другие водители купили права или сели пьяными за руль, или случайный прохожий решит броситься под машину первого встречного);
  • страх потерять контроль над собой или потерять сознание за рулем (это беспокоит людей с какими-то заболеваниями, проблемами со здоровьем).

Интересно! Согласно одной из теорий, боязнь транспорта имеет генетическую предрасположенность. Фобии подвержены дети, которые унаследовали от своих родителей тревожность и мнительность.

Группы риска

В группу риска входят все люди любого возраста и пола, социального статуса и региона проживания. Никто не застрахован от стрессов и травм, но люди с низкой стрессоутойчивостью, пугливостью и нерешительностью составляют особую группу риска.

Признаки и симптомы боязни машин

Главный симптом и признак – паническая боязнь транспорта и избегание потенциально опасных ситуаций. Если же не удается избежать встречи с предметом страха, то человека охватывает паника. В такие моменты он не управляет собой, не контролирует свои действия и реакции.

Паническая атака сопровождается рядом соматических изменений:

  • тошнота,
  • головная боль,
  • головокружение,
  • озноб,
  • тремор,
  • боль в груди,
  • одышка,
  • тахикардия,
  • аритмия,
  • чувство удушья,
  • холодный пот,
  • обморок.

Диагностика боязни машин

Диагностикой занимается психолог. Важно отличить амаксофобию от других расстройств, например, боязни людей (если больного пугает общественный транспорт). А также необходимо убедиться, что это иррациональный, навязчивый страх, а не нормальная реакция. Например, боязнь в самом начале обучения вождению – нормальная реакция. В этом случае человеку нужно научиться саморегуляции и постепенно набираться опыта, тогда страх пройдет. Если же недавно больной попал в ДТП и теперь боится машин, то на лицо ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Лечение боязни машин

Специалисты утверждают, что приступать к лечению амаксофобии нужно только в том случае, если она мешает человеку полноценно жить. В остальных случаях, по заверению специалистов, этот страх может быть полезен. Он заставляет человека быть избирательным и внимательным.

Если же лечение показано, то применяют групповую психотерапию и индивидуальные консультации. Важно выявить первопричину страха и разобраться с ней. Если речь идет о ПТСР и других серьезных причинах, то назначают вспомогательное медицинское лечение: прием антидепрессантов, нейролептиков, седативных средств. В некоторых случаях назначают сеансы гипноза.

Если человек боится управлять транспортом, но все-таки хочет преодолеть это и водить машину, то ему нельзя назначать психоактивные препараты. По крайней мере, на период лечения лучше отказаться от вождения транспорта.

Это важно! Сложность лечения амаксофобии в том, что нужно не совсем устранить страх, а нормализовать его уровень.

Как самостоятельно побороть боязнь езды на машине? Вы должны убедить себя, что машина – это просто механизм. У нее нет души и разума. Вы управляете автомобилем и никак иначе. Тренируйтесь сначала на безлюдных улицах, в полях. Постепенно выезжайте в город. Почувствуйте, как вы обретаете контроль на транспортом.

Что еще сделать? Составить список того, чего вы лишаетесь из-за страха водить машину или ездить в качестве пассажира. Опоздания, огромные затраты времени на дорогу, шумный и потный общественный транспорт, отказ от каких-то планов из-за того, что не на чем доехать или страшно вызывать такси – малая часть того, что связано со страхом ездить в транспорте.

Если боитесь ездить в такси и на попутках, то возьмите за правило всегда записывать номер авто и скидывать его кому-то из друзей. Не ездите в одиночку.

Еще больше практических советов вы найдете в следующих видео.

Чем опасна боязнь машин

На запущенных стадиях амаксофоб может и вовсе отказаться выходить из дома. При менее тяжелом течении амаксофобии он всего лишь отказывается от конкретного вида транспорта или от передвижения транспортом, меняет маршруты. Стоит отметить, что отказ от транспорта в крупных городах заметно усложняет жизнь. Соответственно, вне зависимости от стадии заболевания, страдает качество жизни амаксофоба. А постоянное напряжение и стресс приводят к появлению вторичных психических расстройств и соматических заболеваний.

Видео о боязни машин

Если вас беспокоит боязнь водить машину, то посмотрите следующее видео:

А это видео о боязни машин пригодится тем, кто боится ездить в транспорте в качестве пассажира:


Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ Татьяна Шевеленкова сказала самиздату, что фобии можно разделить на две большие группы. Первая группа — агорафобии, страхи, связанные с выходом в широкое незамкнутое пространство. Вторая группа — социальные фобии: это боязнь покраснеть на людях, боязнь интимного общения, взглядов. Страхи, которые не входят в эти группы, называют специфическими фобиями: человек боится вполне конкретного предмета или ситуации — и всеми силами старается избежать встречи с ними. Как, например, амаксофобы, которые практически полностью исключают из своей жизни общественный, а иногда и личный транспорт.

Первые признаки боязни метрополитена тридцатичетырёхлетняя Нина из Санкт-Петербурга заметила у себя примерно четыре года назад.

— Когда мы с моим знакомым сели в вагон и закрылись двери, мне стало плохо. Было очень тяжело дышать, заболело сердце, к горлу подкатывала тошнота. Мне казалось, что я умираю. На следующей же станции мы вышли, я купила валидол, вроде бы стало легче. Однако возле метро снова накатил неконтролируемый страх. Кое-как мы проехали ещё несколько станций, а потом я не выдержала. Остаток пути пришлось ехать на наземном транспорте.

После этого случая Нина узнала из новостей, что в тот вечер как раз там, где ей стало плохо, на рельсы упал человек. Такие странности в её жизни, говорит сама Нина, — обычное дело. Себе приступ она объяснила тем, что почувствовала тяжёлую энергию смерти. Однако через несколько месяцев приступ в метро повторился. Нина поняла, что предсказать следующее обострение фобии невозможно, и начала избегать подземки.

— Примерно два года назад я просто физически не могла войти в метро. Стояла перед дверьми и не решалась сделать шаг. Мне тогда нужно было спешить на лекции, а я поехала в маршрутке, чтобы не спускаться под землю. Дико опоздала. Метро я избегаю до сих пор.

Сейчас Нина думает, что на возникновение фобии повлияло сильное нервное напряжение, в котором она находилась четыре года назад:

— Когда случился первый приступ, я работала под руководством начальницы-самодурки. Даже после увольнения я ещё очень долго приходила в себя. На фобию повлияли и мысли о покойном брате, который умер от тромба лёгочной артерии. Он всегда боялся задохнуться.

Родные и знакомые Нины относятся с сочувствием к её страху. Только один из друзей, говорит Нина, сначала не понимал боязни метро и пытался объяснить, что в подземке нет ничего страшного.

— Мне очень неприятна эта фобия. Я полностью исключила метро из жизни, и это сильно влияет на мою мобильность. Сейчас я выучила весь питерский наземный транспорт. Постоянные пробки, дальность поездок отнимают драгоценное время. Туда, куда на метро ехать двадцать минут, я добираюсь где-то полтора часа на двух маршрутках. Много денег трачу на такси. Это просто ужасно! Раньше я любила метро, а сейчас не рискну даже спуститься туда. Пару месяцев назад заставила себя проехать одну станцию — это был опыт, который я не хочу повторять.

С психологом Нина не говорила — пыталась решить проблему с помощью эзотерики: обращалась к тарологам, работала со снами, читала книги по теме. Однако помочь ей никто не смог. Бесполезным оказалось и специальное мобильное приложение, созданное для людей с паническими атаками.

— Сейчас я поняла, что вообще боюсь закрытых помещений, откуда не могу выбраться в любой момент. Поезда, самолёты, даже пещеры стали для меня запретными местами. Но я не отчаиваюсь. Значит, это испытание мне для чего-то необходимо.


Как рассказывает Анна, после случившегося она какое-то время продолжала спокойно относиться к подземке. Первый приступ паники случился только летом.

— Я возвращалась после прогулки с друзьями. Как обычно, зашла в метро, но вскоре почувствовала что-то очень странное. Всё перед глазами стало ужасно ярким, у меня похолодели руки, показалось, что все в вагоне смотрят только на меня. Потом стало очень жарко, не хватало воздуха, будто меня со всех сторон что-то сдавило. Мне захотелось поскорее выбежать из метро. Я тогда сильно испугалась и решила, что умираю, что у меня просто остановится сердце. Хотя какие проблемы с сердцем могут быть в четырнадцать лет?

Домой Анна вернулась на грани истерики, но никого там не застала: все уехали на дачу. Тогда она позвонила своему лучшему другу, и тот полтора часа пытался её успокоить. Однако на следующий день паника стихла, а новый приступ случился лишь осенью.

— Если бы я ещё в четырнадцать лет начала это лечить, то сейчас всё было бы по-другому. Тогда же я ограничилась обыкновенным успокоительным. Увидела по телевизору рекламу, купила и пропила курс. Приступы прекратились, я бросила лечение. Несколько лет страх не давал о себе знать.

К моменту поступления в вуз приступы возобновились. Анна вспоминает, что однажды ехала от подруги, и поезд сделал остановку между станциями. Какое-то время ничего не происходило, состав не трогался, и Анну захлестнул животный страх.

— Я думала, что закричу, начну хватать за руки сидящих рядом людей. Меня едва не трясло от страха. На следующей станции я вышла из вагона. Мне ужасно захотелось выйти наружу, на поверхность. Я понимала, что нахожусь далеко от дома и не доберусь до него без метро. Поэтому я села в следующий поезд и с закрытыми от страха глазами доехала до своей станции.

Анна говорит, что родные и друзья не отнеслись всерьёз к её проблеме. Никто не понимал девушку, и из-за этого она чувствовала себя ужасно неловко.

— Мама советовала мне просто закрыть глаза и зайти в вагон. Ей нельзя было доказать, что для меня всё это — не детский аттракцион, в котором весело на три минуты. Бабушка думала, что меня укачивает. Старший брат посмеивался, пока месяц назад у него самого в метро не случился приступ. Тогда он позвонил мне и попросил прощения.

В конце первого курса Анна перестала ездить в метро, передвигалась на маршрутках, трамваях или пешком. Занимало всё это немало времени. Однако вскоре приступы стали случаться в любом транспорте, в лифтах или университетских аудиториях.

— В какой-то момент я поняла, что не хочу больше так жить. Я обратилась к психологу из МЧС, но помощи, в которой нуждалась, не получила. Были только разговоры, фобию же нужно лечить по-другому. Я около месяца ходила на приёмы, но потом поняла, что впустую трачу деньги. Никаких улучшений не было.

— От проблемы больше нельзя было отворачиваться. Я понимала, что избегать метро вечно не получится. Я решила ездить в университет на метро. Затем, после нескольких поездок, поняла, что в состоянии и обратно добраться на подземке. Сейчас я почти справилась со своим страхом. Езжу в метро и надеюсь, что лет через пять полностью избавлюсь от дискомфорта.

Восемнадцатилетняя Мария из Екатеринбурга вспоминает, как ей впервые стало плохо в автомобиле:

— Ночью мы с отцом возвращались домой на машине. Ехали по трассе сначала не очень быстро, а потом пошли на обгон. Машина двигалась всё быстрее, и мне стало не по себе. Сначала это был просто страх, а потом он перерос в настоящую панику. Я стала просить отца ехать помедленнее, мне тогда захотелось просто выскочить из машины.

Чуть позже приступы стали повторяться не только при обгоне. Мария говорит, что она начала бояться любого транспорта.

— Я понимала, что для паники нет причин. Однако каждый раз в транспорте мне становилось трудно дышать, голова шла кругом, в глазах темнело. Тогда я и поняла, что это фобия — иррациональный страх.

Мария рассказывает, что уже три года наблюдается у психолога. Вместе с врачом они проводят техники нейролингвистического программирования. Суть процедуры — в мысленном переносе состояния спокойствия в ту ситуацию, где ты напряжён или боишься. Мария говорит, что, когда ей страшно, она прогоняет из головы неприятную картинку и заменяет её приятной.

— Сначала техник хватало на одну или две поездки, а сейчас сеансы помогают достаточно сильно. Теперь в поездках я веду себя спокойно. Я впадаю в лёгкий транс, мне начинает казаться, что машина едет медленнее, накатывает сонливость. Ещё отвлечься помогает музыка. Однако при обгонах всё равно становится страшно, и начинается приступ.

Не все родственники понимают Марию. Поддерживает её только мама, а отец и сестра часто раздражаются.

— Папа просто не понимает моих заморочек, мама в этом плане более внимательна. Сестра же часто начинает ругаться: мол, чего ты боишься-то. Особенно тяжело в последнее время. Я паранойю, а сестра нервничает и жалуется на меня. Бывает, обижает неаккуратным словом. Но мы всё равно друг друга любим.

Мария говорит, что в большинстве случаев единственный выход для неё — просто терпеть приступы страха, которые случаются в транспорте. Она думает, что это отразилось на её психическом здоровье в целом: сейчас Мария стала гораздо более нервной.

История двадцатишестилетней Елены из Казани отличается от предыдущих. Приступы паники случались у неё лишь тогда, когда она садилась в водительское кресло:

— До двадцати четырёх лет я ни разу не сидела за рулём и не представляла, как машина ведёт себя на дороге. Уже на первом занятии по вождению я почувствовала дискомфорт. Да, с катанием по кругу на скорости пять километров в час я худо-бедно справилась. Однако когда пришла пора выехать в город, у меня началась настоящая паника. Меня всю затрясло, в горле пересохло, подскочила температура. Хотелось всё бросить и никогда не въезжать в этот страшный поток машин, которые вот-вот меня собьют!

Елена рассказывает, что в таком состоянии пребывала на каждом занятии. Она пыталась перебороть себя, поэтому снова и снова садилась за руль. Елене казалось, что фобия вскоре должна отступить.

— Анализируя свои поездки, я всегда понимала, что не могло случиться ничего страшного. Я не создавала аварийных ситуаций, не теряла управление, даже водители вокруг не злились на меня и не подрезали. Но страх не уходил. Сама мысль о том, что скоро опять придётся сесть за руль, превратилась в пытку.

Елена не могла объяснить себе и окружающим, чего же именно она боится. По её словам, страх был абсолютно иррациональным.

Сегодня Елена абсолютно спокойно относится к машине.

— Я поняла, что бояться — нормально. Страх — это просто защитная функция организма, гипертрофированный инстинкт самосохранения. Но я и мой страх — не одно целое. Я смогла отойти от своей фобии, рассмотреть её со стороны. Поняла, что бояться действительно нечего. Тогда я и пошла на поправку.

Елена говорит, что сама по себе — очень эмоциональный человек. Близкие знают эту её особенность, поэтому с пониманием отнеслись к фобии:

— После занятий по вождению я всегда приходила домой в слезах. Родные предлагали мне бросить учёбу, но без настойчивости. Друзья тоже старались помочь советом, но мне казалось, что они меня не понимают. Когда вспоминаю тот период, кажется, что мы говорили на разных языках. Я очень благодарна всем за поддержку. Наверное, тогда я была абсолютно невыносима.

Как преодолеть страх вождения автомобиля

В чем истоки страха вождения?

Многие девушки (и не только) боятся садиться за руль в силу непонимания того, как устроен автомобиль, что с ним делать в случае неполадки и как с ним обращаться в принципе. Но погодите, ведь вы не думаете, что каждый водитель имеет совершенно четкую картину того, как работает этот механизм, в чем его сущность и где нужно подкрутить или завинтить, чтобы наладить работу. Многие водители с опытом зачастую не имеют ясного понимания механики того, как автомобиль трогается с места, поэтому откиньте эту мысль сразу же.

Зачастую страх появляется уже после того как человек отправился в автошколу, и это становится причиной того, что ее бросают, так и не окончив. Как правило, это связано с плохим инструктором, нервным и любящим кричать, держащим в напряжении ученика и наводящим панику. Бывает и так, что коллектив автошколы подходит к процессу обучения формально, без особого энтузиазма. Конечно, ученик от этого страдает, у него возникает нежелание учиться вождению и даже отчуждение.

Некоторые люди страдают плохой пространственной ориентацией или топографической дезориентацией, что также становится еще одной причиной страха. Ведь знание поворотов, основных перекрестков, окольных путей, обходных дорог – залог быстрой и рациональной езды.

Автошкола, инструктор, автомобиль

Одной из причин появления страха или даже отторжения от вождения является неправильно подобранная автошкола с непрофессиональными работниками. Зачастую парень или девушка не могут вынести психологического давления со стороны инструктора, кричащего и нетерпеливого, либо просто не понимают преподавателей. Поэтому перед выбором автошколы обязательно проконсультируйтесь у знакомых, поспрашивайте друзей, родственников, приятелей, в какой школе им понравилось более всего, посмотрите отзывы в Интернете о том, что людей устраивало, а что – нет.

Даже если вы уже приняли решение о посещении той или иной автошколы на основании отзывов и комментариев, но, посетив ее, разочаровались, не откажитесь от идеи ее поменять и найти то, что по вам. Главное – не бросайте, ведь это такой нужный навык, освоив который ваша жизнь заметно упростится.

Что же еще важно при освоении вождения?

Требуйте по максимуму

Коль вы уж нашли учебное заведение по нраву, будьте активным студентом – спрашивайте все, что непонятно, у преподавателей, интересуйтесь дополнительными материалами. Изучите подробно все правила дорожного движения, ведь знания – это сила, придающая уверенность и уничтожающая страх. На YouTube, между прочим, очень много обучающих видеороликов, показывающих устройство автомобиля. Потратив немного времени, вы обязательно подыщете что-то толковое.

Эти каналы позволят вам сориентироваться в мире авто, их строения и работы. Также не забывайте о ряде мобильных приложений о правилах дорожного движения. Даже перед автошколой вы уже можете натренироваться по этом пункту и прийти подготовленным.

И еще не забывайте, что инструктор – это наставник, человек сопровождающий вас на пути освоения весьма опасного и ответственного занятия, поэтому позаботьтесь о том, чтобы это был терпеливый, грамотно работающий профессионал, готовый помочь в нужный момент и, что не менее важно, эмоционально вам соответствующий.

Психологические приемы

Медитации, релаксации, расслабления, и все это в машине! Да-да, не бойтесь показаться странным. Сядьте за руль машины, посидите, изучите в спокойном состоянии все кнопочки, привыкните к рулю, потрогайте поверхность машины. Повесьте ароматизатор, подберите чехлы для сидений, создайте атмосферу уюта и комфорта, придвиньте кресло, как вам удобно, настройте зеркала, руль и т.д.

Когда вы полностью убедились в своей гармонии с автомобилем, представьте закрытыми глазами, как вы едете, и будьте уверенны – вам сразу захочется это ощутить в реальности. Но, конечно, психология – это хорошо, однако главное – практика. Поэтому незамедлительно приступаем к следующему пункту.

Выбирайте время и место

Прежде чем поехать, тщательно изучите желательные для новичков маршруты. Спросите у своих знакомых, по каким дорогам следует ездить на первых порах, какие маршруты самые простые. Можно взять карту городских и пригородных дорог, самостоятельно посмотреть, что удобнее для вас. Многие новички выезжают на поля, в деревни.

Выбирайте утренние часы, выходные дни, когда дороги более разгруженные. Садитесь в машину с другом или подругой, не бойтесь прокатиться по городу, ведь автомобилей будет минимальное количество.

Не обращайте внимания на посторонних

Закономерно, что пока вы будете учиться, вы будете медлительны, вероятность совершить погрешности будет высока, что неминуемо будет раздражать других водителей. Наверняка вы услышите звук гудка и даже нелицеприятные высказывания в свой адрес. Однако здесь нужно проявить стойкость и уверенность в себе.

Во-первых, адекватные водители прекрасно будут понимать, что вы учитесь и только в начале своего водительского пути, поэтому смысла вас раздражать или задевать ваши нервы нет. Во-вторых, да, будут и неадекватные, но что поделать, если люди не имеют терпения и воспитания? Отвечать им тем же? Вряд ли оно того стоит. Будьте спокойны и рассудительны, медленно попытайтесь выйти из затруднительного положения (заглохли на светофоре, забыли включить поворотник, встали в не свой ряд и т.д.) Со временем такие случаи будут сводиться к минимуму – все это дело практики.

Замечательно будет, если вы возьмете с собой друга или подругу, имеющих опыт вождения. Принципиально важно, чтобы они были позитивными и мягкими людьми, не склонными к агрессии и паническим атакам. Они будут вас подбадривать и вселять уверенность на дороге.

Однако прежде всего важна работа личности с собой.

Разберитесь в своем страхе

Поймите, что страх – это всего лишь неугасаемый инстинкт самосохранения. Конечно, он присутствует у всех (кстати, чем взрослее человек, тем больше у него страхов), но именно в ваших силах предпринять меры, побороться с ним и осознать, что не так страшен черт, как его малюют. В конце концов, на дорогах можно встретить самые разные категории водителей – по возрасту, полу, темпераменту, физической комплекции и т.д. Поэтому смело беритесь за дело, забывая о надуманных барьерах.

Если же страх все же остается, советуем нанять инструктора, учившего вас ездить в автошколе (либо другого) и попросить его поездить с вами первое время. Так вы обретете больше уверенности. Тем не менее в какой-то момент придется с ним расстаться и остаться один на один с дорогами.

А в этом видеоролике собраны отличные советы по преодолению страха вождения на случай, если он у вас остался даже после прочтения статьи:

В завершение

На самом деле существует очень большое количество разнообразных форм страха при вождении автомобиля:

  • кто-то боится больших машин, габариты которых, казалось бы, ужасно неудобны и слишком громоздки;
  • кто-то не переносит пробок из-за иллюзии закрытого пространства;
  • кто-то не понимает, как можно контролировать все происходящее вокруг: следить и за детьми, перебегающими дорогу, и за знаками, и за окружающими машинами, и при этом еще слушать, что говорит пассажир на соседнем сидении.

Все эти формы страха продиктованы выходом из зоны комфорта. Но поймите: вождение станет комфортным только с повышенным объемом его практики, с превращением его в привычку. Единственное средство, способное уничтожить боязнь в данном случае, – это непосредственное вождение. Только подходите к этому с умом, облегчайте себе процесс вождения автомобиля, создавайте уют и настраивайтесь позитивно – тогда все страхи исчезнут сами собой.

Читайте также: