Целевая программа возрождение волги ее назначение и основные положения

Обновлено: 05.07.2024

Ситуацию изучали аудиторы Счетной палаты РФ Алексей Каульбарс и Светлана Орлова совместно с председателями контрольно-счетных палат трех регионов — Нижегородской, Астраханской и Ярославской областей.

«Анализ аукционной документации, процедур осуществления закупок и исполнения контрактных обязательств по выполнению федерального проекта выявил ряд нарушений законодательства о контрактной системе на общую сумму 215,1 млн рублей, в том числе ответственными исполнителями региональных проектов (или заказчиками в лице муниципальных образований) <> Ярославской области — 99,4 миллиона рублей, — указано в отчете аудиторов.

Напомним, мероприятия проекта направлены на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, на что уйдет 72,6% финансирования программы. Однако, по данным Счётной палаты, заложенные проектом решения не смогут хоть как-то повлиять на ситуацию — программа составлена неполно, без чего все мероприятия окажутся бессмысленными.

Кроме того, согласно схемам проекта, бассейн Волги расположен на территории 38 субъектов, а в федеральном проекте участвуют только 16.

Счётная палата формулирует это деликатнее, но суть от этого не слишком меняется.

При осуществлении природоохранной деятельности и природопользования в таком крупном регионе, как Волжский бассейн, необходимо использовать систематизированную объективную информацию и данные, охватывающие все природные сферы, а также те объекты народного хозяйства, которые негативно влияют на природную среду. Подобная задача разрешима при условии создания устойчивой структуры бассейновой автоматизированной системы экологического мониторинга (БАСЭМ). Она позволит исключить многочисленные факты неполноценных или даже ошибочных экспертных заключений по различным проектам новых производств, энергетических и гидротехнических комплексов. В основу мониторинга обычно закладывают объективные и систематизированные в должном объеме данные диагностики состояния всех контролирующих экосистем. При реализации Программы "Возрождение Волги" нельзя вести работу без единого механизма, обеспечивающего вскрытие реальных взаимосвязей источников деформации компонентов окружающей среды, условий проживания, состояния здоровья населения. Обеспечить широкий круг абонентов - пользователей объективной информацией о состоянии экосистем, существующей антропогенной нагрузке для выбора оптимальных административно-хозяйственных, экономических и социальных решений возможно лишь при условии функционирования комплексной системы БАСЭМ.

Концепция БАСЭМ разработана с учетом: имеющихся в Российской Федерации достижений по организации контроля окружающей природной среды космическими, авиационными и наземными средствами; разработки математических моделей распространения загрязнений в поверхностных и подземных водах, атмосфере и почве; создания геоинформационных систем (ГИС), включая картографическое обеспечение, базы нормативных данных, данных о состоянии окружающей среды и об источниках ее загрязнения (промышленность, коммунальное хозяйство, энергетика, сельское хозяйство).

Программа "Возрождение Волги" должна включать широкое системное использование съемок территорий республик и областей, расположенных в Волжском бассейне, с помощью космических аппаратов и специализированной авиационной техники, наземные измерения, осуществляемые мобильными и стационарными лабораториями. Посредством интегрированной технологии обработки данных на всех этапах мониторинга вырабатываются практические рекомендации для принятия решений по экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов.

Важнейшее направление организации мониторинга окружающей среды - создание технических средств наземного контроля качеств воды, атмосферного воздуха и почвы. За последние годы в Российской Федерации разработаны и серийно освоены аналитические комплексы, отвечающие международным требованиям по точности измерений и надежности эксплуатации.

Аналитические комплексы - принципиально новый вид продукции отечественной промышленности. Наряду с лучшими образцами аналитической и вычислительной техники в их состав входят rocyдарственно аттестованное методическое обеспечение, программный продукт интеллектуальной поддержки пользователя, а также полно номенклатура вспомогательных устройств и расходных материалов, обеспечивающих бесперебойную работу комплекса. Обязательные позиции в этой номенклатуре - государственно аттестованные автоматизированные пробоотборные устройства и средства метрологического обеспечения измерений. С учетом дефицита современной контрольно-измерительной аппаратуры для создания систем экологического мониторинга необходимо предусмотреть широкое использование существующих аналитических лабораторий научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Выполнение работ должно осуществляться на договорной основе с систематическим представлением через компьютерную сеть результатов анализов поверхностных и грунтовых вод, питьевой воды, хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, ливневых стоков, газовых выбросов промышленных и энергетических установок, атмосферного воздуха, промышленных отходов и почвы в местах, предусмотренных системой мониторинга. Привлечение научно-исследовательских лабораторий к контролю за состоянием окружающей среды позволяет безотлагательно приступить к реализации важнейшего направления ФЦП "Возрождение Волги" - созданию бассейновой системы экологического мониторинга. Для этого предлагается организовать сеть стационаров и станций наблюдения, ведущих работы по единой программе. Результаты наблюдений сосредоточиваются и обрабатываются в ВЦ.

Станции наблюдения следует создать в ключевых участках - ниже крупных промышленных узлов, в устье крупных притоков - для интегральной оценки состояния последних, суммарной оценки влияния промышленных центров на качество воды и гидробионтов. Основная цель каждого наблюдения - проведение гидробиологического и гндрохимического мониторинга. Последний организовывается совместно с управлениями государственной службы мониторинга (УГСМ) и местными комитетами Минприроды. Кроме того, станции наблюдения используются и как полевые базы учреждений, исследующих экологию Волги.

Стационары должны быть организованы в крупных промышленных центрах с максимальным использованием имеющихся химико- аналитических и гидробиологических лабораторий. Основные направления работы стационаров: региональный химический и гндробиологический мониторинг; координация работ по экологии в регионе, сбор, обобщение информации; проведение исследовательских работ по урбоэкологии конкретных промышленных центров; обеспечение работ станций наблюдения в зоне влияния стационара. Дополнительная задача стационаров — изучение устойчивости экосистем и особенностей их антропогенных изменений в основных при- родно-климатических зонах (таежная, лесостепная, полупустынная, пустынная), что потребует организации на их базе специализированных научно-исследовательских отделов.

Предлагается следующая сеть стационаров и станций наблюдения:

стационар - г.Тверь; станция наблюдения — в начальном течении Волги и ниже Твери;

стационар - г.Ярославль (г.Кострома); станция наблюдения: г.Углич (Калязин) -Угличское водохранилище, контрольная станция к промышленному узлу Рыбинск - Кострома; работы на Рыбинском водохранилище обеспечиваются ИБВВ РАН;

стационар — г. Нижний Новгород; станции наблюдения: г.Юрьевец- верховье Горьковского водохранилища, пос.Бабино - устье Оки, г.Козьмодемьянск- оценка влияния Н.Новгорода;

стационар - г.Казань (при Казанском институте биологии РАН).

Для подготовки экологического мониторинга крупного региона имеется достаточно разработанная методология, математико-стастистические методы корреляционного анализа временных и пространственных наблюдений.

Выполнение поставленной задачи - создание единой системы экологического мониторинга - возможно путем поэтапной реализации с определением конкретных целей и последовательности предусмотренных работ.

Цели первого уровня: выполнение эскизно- системного проекта создания областных автоматизированных систем мониторинга (АСМ), систематизация картографированных статистических данных наблюдений и контроля при возможности экспертирования местных условий с целью формирования исходной базы знаний для проектирования первой очереди АСМ и оценки задач второй очереди; построение структуры подсистем АСМ; согласование протоколов сопряжения и взаимодействия; формирование технико-экономических расчетов и технических заданий на практическое создание первой очереди; разработка и утверждение целевых программ региона по заданию базового ряда научно-методических и аппаратно-программных средств для АСМ, технической базы координационного центра первой очереди.

Цели второго уровня: создание областных АСМ первой очереди (опытная эксплуатация, отработка межобластного взаимодействия); создание второй очереди областных АСМ (опытная эксплуатация, переход к регулярному интегральному применению сети БАСЭМ).

Цели третьего уровня: реализация программы обеспечения всех областей и республик Поволжья базовым рядом технических, научно-методических и программных средств БАСЭМ; реализация программы создания служб эксплуатации, ремонта и технического перевооружения БАСЭМ.

Создание единой БАСЭМ в Поволжье призвано обеспечить образование устойчивых обратных связей в структуре различных уровней экологического управления. При этом каждый участок контролируемой территории должен рассматриваться как поставщик информации, так и ее пользователь.

БАСЭМ, представляющая собой целостность методов, технологий и инженерных средств, должна решать следующие задачи:

получение и сбор данных о характеристиках фактического состояния и процессах в компонентах экосистемы Волжского бассейна;

формирование (агрегатирование) на основе полученных данных установленной совокупности картографированных текущих оценок, ретроспективных и прогностических заключений о состоянии экосистемы, а также комплектование информационного банка данных и знаний о характеристиках природной среды, угнетающих ее факторах и взаимозависимости этих субстанций;

поставка абонентам-потребителям информационной продукции, в том числе аргументированных рекомендаций, необходимых для оптимального выбора и осуществления административно-хозяйственными инстанциями различных уровней детерминированных по критериям экологической безопасности производственно-технологических, экономических и социальных мероприятий.

Исходя из принципа целостности, единства элементов экосистем, экологический мониторинг должен охватывать абиотические факторы (геологические, морфологические, гидрологические, метеорологические, климатологические и другие компоненты) и биоту (биоценозы, агроценозы). В ходе создания и развития БАСЭМ расстановку акцентов следует производить с учетом изначального приоритета в последнем компоненте ее центрального звена — антропоценоза (населенные и промышленные агломерации, коммуникации, энергосистемы).

Формирование бассейнового мониторинга как единой контрольно - аналитической системы имеет принципиальное достоинство - возможность осуществления максимальной интеграции территориальной экологической информации.

Исходя из опыта создания крупных информационно-измерительных систем, к которым относятся и системы экологического мониторинга, важнейший этап формирования единой БАСЭМ - создание в регионах Волжского бассейна базовых, открытого типа АСМ с территориальными границами областей и автономных республик. АСМ являются структурными элементами БАСЭМ и на последующем этапе работ должны осуществить линейно-горизонтальную интеграцию в региональные объединения. Представляется целесообразным второй этап - региональную интеграцию - осуществлять в пределах функционально-территориальных границ соответствующих региональных управлений Роскомгидромета. Задача третьего этапа - бассейновая интеграция - должна решаться под эгидой вновь создаваемого бассейнового научно-технического координационного органа - бассейнового центра мониторинга Волжского бассейна.

В результате создания БАСЭМ как единой системы межрегионального уровня достигаются следующие цели:

обеспечение органов власти (включая центральные правительственные инстанции, административно-управляющие органы здравоохранения, рационального природопользования, комиссии по чрезвычайным ситуациям, управляющие структуры в хозяйственно-производственных комплексах), общественных организаций и населения достоверной аналитической информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии уровня загрязнения окружающей среды и его источниках, о результатах моделирования последствий изменения антропогенной экологической нагрузки в различных регионах Волжского бассейна; формирование обобщающих оценок экологической ситуации и рекомендаций по принятию оптимальных природоохранных решений;

объединение и развитие существующих систем и служб экологического контроля и экологической безопасности на базе единой системы экологического мониторинга территорий областей, республик Волжского бассейна в целом и непосредственного участия этих служб в формировании и эксплуатации БАСЭМ;

обеспечение методически и метрологически обоснованной корреляции факторов антропогенного воздействия на экосистему и состояние здоровья населения с целью выработки оптимальных условий для экологической безопасности человека во всех регионах бассейна.

Принципиальное условие оптимального инженерно-технического воплощения БАСЭМ - создание в 1994 - 1996 гг. опытного района, Формирование такого объекта как научно-экспериментального полигона для отработки структурной архитектуры, системных алгоритмов, базовых аппаратно-программных средств и аналитических моделей должно осуществляться на базе одной-двух уже создаваемых областных АМ с высокой степенью общетехнической готовности. К таким системам следует прежде всего отнести АСМ Нижегородской области, первая очередь которой создана в 1993 г.

Создание БАСЭМ нереально без использования надежной системы контроля качества воды, воздуха, почв. В Программе "Возрождение Волги" приводится перечень приборов, которые рекомендуются к использованию при разработке областных и республиканских АСМ, указаны также перспективные технические средства, рекомендуемые для освоения приборостроительными предприятиями РФ.

Коллективные стационарные посты автоматического анализа атмосферы и передвижные лаборатории "Атмон" рекомендуются исследователями НПП "Полет" в качестве базовых технических решений. Они более других отечественных аналогов соответствуют метрологическим, методическим и другим требованиям, в том числе требованиям ГГО им. А.И. Воейкова - основной организации по формированию мониторинга окружающей среды. Посты и передвижные лаборатории "Атмон" прошли достаточную апробацию в реальных условиях эксплуатации, обеспечивают оперативность для поиска самостоятельных технических решений, довольно просты для обслуживания (поставляются в комплекте).

Неотъемлемая часть БАСЭМ - картографическое обеспечение необходимой информацией об уровнях экологического загрязнения территории Волжского бассейна, поступлении различных ингредиентов от отдельных объектов, промышленных комплексов.

В процессе работы над проектом Программы "Возрождение Волги" глубоко проанализированы все существующие в мире методы и средства организации автоматизированных систем экологического мониторинга, оценены отечественные средства контроля, передачи и обработки данных о состоянии окружающей среды, определены возможности систематических авиационных исследований. Установлено, что в Волжском бассейне имеется прекрасная производственная база для создания технических средств мониторинга и учебных заведений по подготовке кадров соответствующих специальностей.

 Фото: Николай Нестеренко/РГ

Об этом и многом другом в интервью "РГ" рассказал ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), научный руководитель конгресса форума "Великие реки" Андрей Лапшин.

Андрей Александрович, форум "Великие реки" в этом году отметил совершеннолетие. На чем сделан акцент в научной программе, работе конгресса на этот раз?

Фото: Николай Нестеренко / РГ

Андрей Лапшин: Основная повестка "Великих рек" сформировалась в период зарождения форума в 1999 году. Тогда он служил площадкой для обсуждения вопросов, связанных с реализацией федеральной целевой программы (ФЦП) "Возрождение Волги", принятой в 1996 году, а ее главным исполнителем был ННГАСУ во главе с ректором того времени академиком Валентином Васильевичем Найденко.

Говоря о повестке сегодняшнего дня, я могу отметить, что она по-прежнему актуальна. Мы не можем решить экологические проблемы за один-два-три года. Чем больше период бездействия, тем больше накопленный экологический ущерб, и тем сложнее решить вопросы устойчивого развития в бассейнах великих рек.

Наиболее важные из них - это рациональное использование водных ресурсов, развитие водных путей, экологическая и техносферная безопасность урбанизированных территорий, сохранение историко-культурного наследия в бассейнах великих рек.

Проблемы у Волги существуют, как и у других рек. Эти проблемы носят федеральный масштаб. На примере Нижегородской области можно сказать, что это маловодье, судоходство, что отражается на всех регионах, через которые пролегает река. В низовьях Волги остро стоит вопрос обеспечения водой аграрного сектора, поднимавшийся, в том числе, в ходе недавней прямой линии с президентом страны. В Волжском бассейне проживает около 50 миллионов человек - треть населения России, поэтому актуальность этих вопросов очевидна. Надеюсь, что их обсуждение продолжится на самом высоком уровне в августе 2016 года, когда планируется проведение заседания Госсовета РФ.

Готовят ли участники форума к этому заседанию свои предложения по решению актуальных экологических проблем?

Фото: Николай Нестеренко / РГ

Андрей Лапшин: Как раз сегодня в ходе открытия секции по экологической и техносферной безопасности урбанизированных территорий я отметил ряд актуальных вопросов, которые нам не просто надо обсудить и решить, но и сформулировать свои предложения для рабочей группы по подготовке заседания Госсовета. Мы считаем, что должна быть принята новая ФЦП, такая же, как "Возрождение Волги", закончившая свое действие в 2001 году. С тех пор вопросы обеспечения экологической безопасности бассейна Волги решались в рамках региональных программ. Из федеральных мероприятий сейчас можно отметить программу развития водохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года. Ее реализация позволяет по крайней мере не допустить ухудшения ситуации по ряду проблем.

В связи с непростой экономической ситуацией в стране ощущается ли нехватка средств на экологические мероприятия?

Андрей Лапшин: Экологические программы имеют финансовое обеспечение, хотя небольшое сокращение действительно есть, но оно не критичное. К тому же следующий год объявлен в России Годом экологии, сейчас Министерством природных ресурсов и экологии РФ формируется перечень мероприятий, которые будут проведены. Предусмотрено строительство и модернизация большого количества очистных сооружений, утилизация несанкционированных свалок, строительство новых полигонов как под ТБО, так и отходов промпредприятий, защита береговых линий. Впрочем, работа ведется постоянно, не только в назначенный год.

В прошлом году была успешно проведена акция "Плавучий университет Волжского бассейна", получит ли она продолжение?

Андрей Лапшин: Действительно, в прошлом году мы расширили площадку молодежных экологических инициатив форума и привлекли ребят не просто к обсуждению проблемных вопросов, но и перевели эту работу в практическое русло. ННГАСУ совместно с Департаментом Росгидромета по ПФО, Университетом водного транспорта и ННГУ был предложен и реализован междисциплинарный научно-образовательный проект "Плавучий университета Волжского бассейна".

Проведен широкий комплекс исследований, выполнена оценка загрязненности Волги на участке от устья Оки до Горьковского водохранилища с заходом на его акваторию, сделаны замеры русла, оценка видового состава зоопланктона и многое другое. Результаты работы легли в основу проекта этого года. Он не просто получил продолжение, а вышел на новый уровень - получил грант Русского географического общества (РГО). Уже запланированы более масштабные и продолжительные по времени исследования.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Вчера состоялась молодежная конференция, где участники прошлогодней экспедиции рассказали о полученных результатах и представили план исследований на этот год. Этот проект включен в перечень федеральных мероприятий в рамках Года экологии. В перспективе нам хотелось бы, чтобы он не ограничивался только нашим регионом, он должен быть межрегиональным.

В дополнение к этому проекту ННГАСУ при поддержке Департамента Росгидромета по ПФО организовал еще одну экспедицию на территории Керженского заповедника, она прошла с 25 по 30 апреля. Проект позволяет комплексно оценивать влияние антропогенного воздействия на экосистему биосферного резервата. Любопытно, что в экспедиции принял участие известный нижегородский путешественник Валентин Ефремов, который первым совершил путешествие на Северный полюс на воздушном шаре. Ребята совместно с ним проводили исследования, в том числе съемку с воздушного шара. Это символически с точки зрения того, что природа изучалась таким бережным, бесшумным способом. Это не просто формирование компетенций, но и формирование у ребят чувства ответственности к природе.

Основные задачи, которые должен решить Федеральный проект:

  • Сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в Волгу;
  • Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
  • Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
  • Снижение негативного воздействия затонувших судов.

В рамках реализации Федерального проекта запланирована реализация следующих ключевых мероприятий:

  • Строительство, реконструкция (модернизация) комплексов очистных сооружений расположенных на берегах р. Волги предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 15 субъектах Российской Федерации и в г. Москве как крупнейшем загрязнителе р. Волги, что позволит снизить загрязнение реки Волги и значительно улучшить её экологическое состояние, ускорить темпы инвестиций в сфере очистки сточных вод, повысить качество и надёжность предоставления населению коммунальных услуг в сфере водоотведения, улучшить качество и комфортность проживания населения;
  • ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде р. Волги, что позволит снизить угрозу загрязнения реки от объектов накопленного экологического вреда, улучшить условия проживания населения вблизи таких объектов и снизить риски масштабных экологических катастроф для более чем 44 млн человек, проживающих в бассейне р. Волги;
  • комплекс мероприятий по экологической реабилитации и расчистке водных объектов Нижней Волги, в том числе каналов рыбоходов, нерестовых массивов, мелиоративных каналов, а также строительство водопропускных сооружений на территории Астраханской и Волгоградской областей с целью улучшения экологической обстановки Нижней Волги и восстановления её природных ландшафтов, гарантированного обеспечения населения водой в зоне западных подстепных ильменей, а также двукратного увеличения рыбопродуктивности;
  • строительство комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы позволит восстановить экосистему Волго-Ахтубинской поймы и предотвратить её обмеление, за счёт гарантированного обеспечения заполнения реки Ахтубы в меженный период;
  • подъём и утилизация затонувших судов на акватории реки Волги.

В ходе реализации федерального проекта также запланировано регулярное проведение контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора по выявлению фактов несанкционированных источников загрязнений реки Волги, по результатам которых будут приниматься меры привлечения виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности (такие как вынесение предостережений о недопустимости нарушений закона, представление об устранении выявленных нарушений, возбуждение административных дел), а также действенные меры по устранению выявленных источников загрязнения.

По результатам проведения оценки загрязнения водных объектов с естественных ландшафтов селебитных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронения и свалок, объектов транспортной инфраструктуры Минобрнауки России к концу 2019 года будет разработана Концепция по снижению загрязняющих веществ диффузного стока.

Основные показатели федерального проекта:

  • Снижение объёма отводимых в Волгу загрязнённых сточных вод с 3,17 до 1,05 км 3 /год;
  • Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в Волгу загрязнённых сточных вод до 2,12 км 3 /год;
  • Протяжённость восстановленных водных объектов Нижней Волги – 600 км;
  • Протяжённость расчищенных мелиоративных каналов Нижней Волги – 175 км;
  • Строительство и реконструкция 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги;
  • Обеспечение дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период в объёме 100 м 3 /с;
  • Ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
  • Гарантированное водообеспечение населения и хозяйств (в т.ч. в зоне западных подстепных ильменей) общей площадью 19,1 тыс. га;
  • Извлечение и утилизация 95 затонувших судов.

Руководителем Федерального проекта является заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Н. Ястребов.

Читайте также: