Что лучше заливать в волгу антифриз или тосол

Обновлено: 25.06.2024

И так, определились, тосол – это тоже антифриз и для большинства систем охлаждения современных автомобилей он, мягко говоря, не подходит. Разница между тосолом и антифризом — отсутствует, тосол — это лишь отдельная формула антифризов, получившая народное название.

Охладитель для новых автомобилей

Если у вас, дай Бог каждому гражданину нашей страны, новый автомобиль, вопрос решается просто — посмотрел в руководство по эксплуатации и ясно, какой марки охлаждающую жидкость заливать в систему. Также там указан регламентный промежуток замены, но и это не константа т.к. в процессе эксплуатации могут возникнуть некоторые нюансы, о чем мы поговорим ниже.

Охлаждающая жидкость для подержанных авто

Можно ли доливать антифриз?

Вывод прост — отдайте авто в руки профессионалов, которые подберут, зальют, починят, а вы обретете уверенность в работе системы охлаждения вашего железного друга, а это, согласитесь, не мало.

Что лучше тосол или антифриз

Для поддержания температуры двигателя в заданных пределах и отвода излишков тепла используется специальная жидкость, некристаллизующаяся в мороз до -40°С и ниже. При обслуживании системы охлаждения перед владельцем автомобиля встает вопрос, что лучше — ТОСОЛ или антифриз и какому материалу отдать предпочтение. При подборе учитывают рекомендации изготовителя машины, при ошибочной заправке существует риск перегрева мотора.

Важность охлаждающих жидкостей в автомобиле

При сгорании топлива и работе двигателя часть тепловой энергии затрачивается на нагрев блока и головки цилиндров. Интенсивность теплоотдачи зависит от режима работы и температуры окружающей среды.

Чрезмерный перегрев вызывает нарушение работы системы зажигания и изменение зазоров между подвижными деталями, что приводит к заклиниванию силовой установки авто.

Для отвода излишков тепла используют жидкостный контур охлаждения с отдельным радиатором, центробежной помпой, термостатом и вентилятором с механическим или электрическим приводом.

Описание тосола

Описание тосола

Разновидности

Стандарт ГОСТ 28084-89 предусматривает выпуск нескольких разновидностей материала:

  • концентрата ОЖ-К, или А, предназначенного для разведения дистиллированной водой в требуемой пропорции;
  • раствора ОЖ-40, или А40 (температура кристаллизации -40°С);
  • модификации ОЖ-65, или А65, для регионов Крайнего Севера (отличается сниженной до -65°С температурой замерзания);
  • версия ОИЗ, применяемая для смазки рабочей зоны в металлорежущем оборудовании (не имеет ничего общего по составу и свойствам с автомобильными материалами).

Состав и свойства

В состав раствора входят этиленгликоль, дистиллированная вода и комплекс присадок для снижения скорости коррозии и предотвращения образования в материале пены (для ускорения процедуры заправки в конвейерном режиме). Мелкие компании часто производят материал по собственным техническим условиям, вводя корректировки в оригинальную рецептуру (снижающие себестоимость и характеристики).

Состав и свойства

Характеристики и особенности

Особенностью материала является способность находиться в жидком состоянии в широком диапазоне температур.

Раствор отличается повышенной теплоемкостью, позволяющей отводить излишки тепла от деталей двигателя.

Дополнительным преимуществом является низкий коэффициент объемного расширения при кристаллизации (около 1,5%), затвердевшая жидкость не разрушает патрубки, радиатор и корпуса головки и блока цилиндров.

Характерный цвет

Краситель голубого цвета позволяет определять герметичность контура, а при деградации присадок оттенок меняется на зеленый, а затем на желтый, указывая на необходимость замены (средний срок службы составляет 2 года). Появление зеленого оттенка не является признаком деградации материала (наблюдается при прогреве до +95°С на протяжении 500-600 часов эксплуатации). Встречаются растворы низкого качества, в которых пигмент не меняет окраску в течение всего периода применения.

Характерный цвет

Какова температура замерзания и закипания тосола

Температура кипения жидкости около +110°С, а кристаллизация происходит при охлаждении до -40 или -65°С. При усиленном нагреве наблюдается быстрая деградация присадок, сопровождающаяся изменением цвета. При температуре +170°С материал теряет свойства за 4 часа (при нормальных условиях эксплуатации ресурс составляет от 600 до 1000 часов).

Описание антифриза

Тосол является разновидностью антифриза, поэтому материалы обладают рядом общих характеристик (устойчивостью к замерзанию, способностью выдерживать температуру более +100°С). Вещества отличаются низким коэффициентом температурного расширения, обеспечивающим сохранность охлаждающего контура при замерзании. В состав раствора входит этиленгликоль (изредка применяется пропиленгликоль), дистиллированная вода и присадки (для замедления процессов коррозии, противодействия вспениванию и кавитационному влиянию).

В состав растворов не вводятся специальные смазывающие присадки, повышенная текучесть обеспечивается гликолевой основой (правило верно как для антифризов, так и для тосолов).

Не предусмотрено разделение на зимние или летние сорта, температура кристаллизации зависит от соотношения спирта и воды. Поскольку этиленгликоль обладает повышенным удельным весом, то плотность раствора выше, чем у чистой воды.

Антифриз

Обязательные требования, предъявляемые к незамерзающим жидкостям для контуров охлаждения:

  • температура кипения — не менее +110°С при атмосферном давлении;
  • температура кристаллизации — не ниже -36°С для стандартных растворов и от -60°С для арктических;
  • сниженная вязкость и устойчивость к образованию пены в процессе автоматизированной заливки и подачи под давлением насосом;
  • химическая инертность по отношению к деталям силовых установок, изготовленным из серого чугуна или алюминиевых сплавов;
  • увеличенный срок эксплуатации (минимум 3 года или 60 тыс. км пробега).

Материалы принято разделять на категории по химическому составу присадок:

  • стандартные или традиционные, базирующиеся на солях неорганических кислот (например боратов или силикатов);
  • карбосиликатные, отличающиеся применением солей органических кислот;
  • гибридные, содержащие соли органических кислот с добавкой неорганических ингредиентов (силикатов и фосфатов).

Виды

Классификация

Единой мировой классификации антифриза не существует. Автомобильные концерны разрабатывают собственные рецептуры, которые могут иметь оригинальный состав или пересекаться с растворами других производителей. Кроме того, существуют национальные требования к характеристикам, которые могут не соответствовать нормативам изготовителей техники. Например, на территории РФ действует советский стандарт ГОСТ 28084-89, который не учитывается при сборке машин Volkswagen, Toyota или Hyundai на российских заводах.

Характеристики жидкостей по нормативам концерна VAG приведены в таблице.

КатегорияСостав присадокОсобенностиСрок эксплуатации
G11Силикатные соли неорганических кислотПри работе присадки оседают на стенках контура, обеспечивая защиту от коррозии, но ухудшая теплообмен.2 года
G12Карбоновые соли органических кислотОтличаются высокой теплоемкостью и способны устранять образовавшиеся очаги коррозии.до 5 лет
G12+ или 12++Гибридная (или лобридная) композицияПредотвращают формирование коррозии.до 5 лет
G13Аналогично G12+ или 12++Вместо ядовитого этиленгликоля в состав введен экологически безопасный пропиленгликоль.до 5 лет

Нормативы официально не публикуются, допуск на право использования антифриза в системе охлаждения дает автомобильный концерн.

Сторонние производители могут выпускать концентраты или готовые жидкости, соответствующие стандартам и получившие сертификат от лаборатории (информация указывается на этикетке).

Базовая смесь этиленгликоля с дистиллированной водой и присадками не имеет цвета, но для определения уровня раствора в компенсационном бачке и поиска места течи в состав вводят пигменты (желтый, зеленый или фиолетовый). Некоторые производители применяют добавки, флуоресцирующие при подсветке ультрафиолетовой лампой (позволяет обнаружить трещины на шлангах или трубках радиатора). Цвет не указывает ни на состав смеси, ни на ее физические характеристики.

Цвет

Температура

Температура кипения антифриза, зависящая от состава и концентрации присадок, находится в пределах +110…+115°С (в герметичных контурах с паровым клапаном значение может увеличиваться). Кристаллизация происходит при остывании до -40…-36°С (предлагаются специальные растворы для эксплуатации в арктических условиях, выдерживающие мороз до -65°С).

Где применяются жидкости и сроки использования

Растворы применяются в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, установленных на гусеничной или колесной технике, а также на летательных аппаратах.

Рекомендации по типу и составу жидкости указываются производителем в технической документации.

Срок эксплуатации зависит от степени нагрева материала, при стандартных условиях применения замена производится через 2-3 года для силикатных составов и через 5 лет для карбоновых или лобридных. Информация о периодичности обслуживания указывается на этикетке или в инструкции к автомобилю.

Каким авто подойдет больше антифриз, а каким тосол

ВАЗ

Можно ли смешивать

В процессе эксплуатации автомобиля владелец может столкнуться с проблемой падения уровня (например из-за повреждения патрубка или сальников помпы). В этом случае необходимо долить жидкость с учетом химического состава, поскольку смешивание разнородных материалов приводит к образованию осадка, засоряющего трубки радиатора и ухудшающего теплообмен.

Допустимо ли смешивание антифриза одного цвета

При смешивании материалов одного цвета необходимо учитывать производителя и состав растворов. Бездумная доливка приводит к падению характеристик полученной смеси и риску образования нерастворимого осадка, вызывающего локальные перегревы и ухудшение условий циркуляции.

Смешивание антифриза

Допустимо ли смешивание жидкости разных цветов

Цветовая окраска раствора не влияет на химический состав, допускается смешивание материалов в соответствии с ним. Даже соединение раствора стандарта G-11 с российским тосолом может привести к падению температуры кипения и образованию взвесей или твердого осадка.

Допустимо ли смешивание антифриза с водой

Используемый в контурах раствор состоит из смеси антифриза и очищенной от солей воды (например, некоторые производители поставляют концентрат, который разводится в требуемой пропорции перед заливкой). Допускается введение дополнительной порции дистиллированной воды вместо испарившейся, но следует учитывать риск изменения характеристик материала. Категорически запрещено использовать водопроводную воду, содержащую примеси, негативно влияющие на присадки.

Смешивание антифриза с водой

Особенности перехода с тосола на антифриз

При переходе на новый тип жидкости необходимо слить имеющийся раствор и промыть контур дистиллированной водой. Для удаления отложений можно воспользоваться специальным препаратом (например очистителем Hi-Gear). Некоторые владельцы повторяют процедуру 2-3 раза или подключают к контуру шланг с водопроводной водой (с последующей промывкой дистиллированной). После окончания очистки закрывают сливные краны и заполняют рубашку и радиатор новой жидкостью (контролируя уровень по отметке на корпусе компенсационного бачка).

Ключевые отличия охлаждающих жидкостей

Основные отличия незамерзающих составов для систем охлаждения автомобильных двигателей от воды:

Отличия охлаждающих жидкостей

Как отличить подделку

Для тестирования купленного материала в бытовых условиях необходимо:

  1. Налить порцию жидкости в металлическую тару и поставить на электрическую плиту, одновременно контролируя температуру по термометру или с помощью термопары, подключенной к мультиметру. Качественный материал закипит при нагреве до +105°С (чем выше параметр, тем лучше раствор). Если в распоряжении имеется холодильная установка, то можно поместить жидкость в морозильное отделение и максимально снизить температуру.
  2. Довести раствор до кипения и аккуратно поднести источник открытого огня к поверхности. Периодические вспышки или стабильное горение паров указывают на наличие в антифризе следов органических спиртов, что недопустимо по стандартам.

Достоинства и недостатки

  • устойчивость к перегреву и падению температуры окружающей среды;
  • повышенная теплоемкость раствора;
  • защита металлических поверхностей от кавитационного разрушения и коррозии.
  • повышенная цена, которая оправдывается длительным сроком эксплуатации и снижением затрат на обслуживание системы;
  • сложности при подборе материала для доливки (при условии, что владелец машины не знает тип раствора в теплообменнике силовой установки).

Критерии выбора

При подборе охлаждающей жидкости необходимо учитывать:

  • соответствие категории рекомендациям изготовителя — например, при использовании материала G-11 вместо G-12 возможна ускоренная деградация раствора и ухудшение условий теплоотвода;
  • диапазон рабочих температур — например, заливка в условиях Крайнего Севера материалов, застывающих при -40°С, чревата повреждением ротора водяной помпы или разрывом резиновых патрубков;
  • дату выпуска раствора или концентрата — при хранении на протяжении 3-4 лет происходит естественная деградация присадок, приводящая к снижению характеристик охлаждающей жидкости.

Рекомендуется приобретать материалы в крупных торговых точках, что снижает риск выбора контрафактной продукции. Производители используют оригинальную тару и вводят специальные метки для усложнения подделки. Перед покупкой необходимо ознакомиться с перечнем меток, применяемых изготовителем для защиты продукции. Например, заводы используют голографические этикетки с порядковым номером или специальный светоотражающий слой на них.

Какие еще различия существуют между российским тосолом и импортными материалами и какой раствор лучше залить в радиатор автомобиля, эксплуатируемого в умеренной климатической зоне или в северных регионах?


Фирма Arteco, которая производит охлаждающие жидкости, утверждает, что около сорока процентов поломок автомобиля зависят от охлаждающей жидкости, залитой в машину. И чтобы не совершать ошибки, разберемся, что выбрать тосол или антифриз и в чем у них отличия.

Разделение охлаждающих жидкостей (ОЖ)

Основа охлаждающих жидкостей – смеси этиленгликоля, воды и добавки, защищающие металл от коррозии. У производителей хладагентов свой уникальный состав, который отличается технологией производства присадок. Присадки являются обязательным компонентом ОЖ.

Подбирая для авто Тосол или другой антифриз, нужно обратить внимание на инструкцию по использованию и ознакомиться с рекомендациями производителя. В руководстве прописан список тестов и экспериментов с жидкостью, наименования охлаждающих жидкостей и их классовая принадлежность.

Технология производства сводится к:

  • классической, когда в основе состава находятся присадки из солей неорганических кислот;
  • карбоксилатной: основа этой технологии – защита от коррозии на основе органических кислот, то есть карбонатов;
  • гибридная технология производства – ответвление от второго способа, где присадки образовываются при помощи солей карбоновых кислот с примесью силикатов и фосфатов.

О размышлениях опытных автомобилистов на эту тему смотрим видео от Александра Скрипченко.

Антифриз

Автомобиль от перегрева убережет антифриз. Температура его кипения достигает ста пятидесяти градусов Цельсия. В мороз держится до тридцати восьми градусов. Помимо прочего, ключевые элементы антифриза, такие как различные присадки, помогают сохранить детали машины от коррозии металла.

Если бы у антифриза не было присадок, его достаточно агрессивные составляющие работали бы на разрушение стенок радиатора. Вода, смешанная с этиленгликолем без присадок, за считанные месяцы съест патрубки, резиновые трубки и даже двигатель. В настоящее время ведутся активные эксперименты с целью улучшения присадок. Чтобы на автомобильном рынке показать их различия, охлаждающие жидкости стали выпускать разных цветов: синий, красный и зеленый.

Тосол


Разница между антифризом и тосолом

Раньше, когда машины были оснащены чугунными непробиваемыми двигателями, жидкость на основе этиленгликоля и воды не приносила никакого вреда. Сейчас же (в современных автомобилях), раскаленный антифриз, протекая по системе, угрожает блокам цилиндров и радиаторам. Чтобы защитить систему был создан Тосол и именно тогда эта ОЖ стала ассоциироваться с отечественными машинами.

По сути между Тосолом и антифризом никакой разницы. Тосол – это тот же самый антифриз, только нашего производства. Он может продаваться на рынке и синего, и красного цвета.

Отличие заключается в следующих параметрах:

  • температура закипания и замерзания ОЖ;
  • свойства, защищающие от коррозии;
  • параметры смазки.

Чем отличается Тосол от антифриза, и что лучше залить – видео от канала АВТОСАЛОН.

Что лучше заливать?

Чтобы понять, что лучше греет и охлаждает, нужно разобраться в составляющих радиатора автомобиля.

Тосол

На автомобильном рынке он может встретиться и синего цвета, и красного – все зависит от температуры. Срок службы ОЖ – от двух до трех лет. Закипает при температуре от 110 до 115 градусов Цельсия. Красный Тосол или красный антифриз – выбирать лучше в зависимости от радиатора. Важно помнить: красный Тосол держится до 60 градусов, а синий (стандартный) до 40.

Зеленый антифриз

Красный антифриз

Защитные присадки почти всегда органические, где в огромных дозах применяется карбоновая кислота. Технология изготовления защищает патрубки от пленок и увеличивает отдачу тепла. Пленка, которая покрывает места коррозии, не осыпается и не забивает систему охлаждения. Красный антифриз долгосрочен, его можно менять через пять или шесть лет.

Подводя итог, какой антифриз лучше, обращаем внимание:

  1. Тосол рекомендуется использовать в том случае, если ваш автомобиль отечественного производства, а движок в нем старого образца.
  2. Покупать антифриз зеленого цвета можно в том случае, если в системе охлаждения избыток алюминия.
  3. Если радиатор желтого цвета, это говорит о том, что в нем избыток латуни и меди, и в таком случае можно использовать красный антифриз.

Тосол или антифриз: делаем правильный выбор в ролике от канала AutoFlit.

Можно ли смешивать разные охлаждающие жидкости?

Хладагент, будь то Тосол или антифриз, по государственному стандарту не должен содержать механических примесей (пыль и зола, грязь и микроскопические кусочки материалов). Он должен быть однородной и прозрачной.

  1. Если у антифризов одинаковый цвет, но они будут разных классов, смешивать их нельзя, потому что может случиться замес твердых частиц.
  2. Если смешать разные виды антифриза – минеральный и органический – это гарантирует появление мутного осадка. Этот осадок осядет на дно охладительной системы, не обещая ничего хорошего: спустя некоторое время он забьет радиатор, заблокирует помпу и в итоге спровоцирует закипание двигателя.
  3. Если соединить между собой разные охлаждающие жидкости, которые относятся к одной группе, их характеристики не изменятся, но после нагревания антифриза в жидкости может появиться взвесь из крошечных, но тяжелых частиц.

Так как никто не знает, как поведет себя охлаждающая жидкость в радиаторе, нельзя дать определенный ответ и сказать, чего именно стоит опасаться.


Фирма Arteco, которая производит охлаждающие жидкости, утверждает, что около сорока процентов поломок автомобиля зависят от охлаждающей жидкости, залитой в машину. И чтобы не совершать ошибки, разберемся, что выбрать тосол или антифриз и в чем у них отличия.

Разделение охлаждающих жидкостей (ОЖ)

Основа охлаждающих жидкостей – смеси этиленгликоля, воды и добавки, защищающие металл от коррозии. У производителей хладагентов свой уникальный состав, который отличается технологией производства присадок. Присадки являются обязательным компонентом ОЖ.

Подбирая для авто Тосол или другой антифриз, нужно обратить внимание на инструкцию по использованию и ознакомиться с рекомендациями производителя. В руководстве прописан список тестов и экспериментов с жидкостью, наименования охлаждающих жидкостей и их классовая принадлежность.

Технология производства сводится к:

  • классической, когда в основе состава находятся присадки из солей неорганических кислот;
  • карбоксилатной: основа этой технологии – защита от коррозии на основе органических кислот, то есть карбонатов;
  • гибридная технология производства – ответвление от второго способа, где присадки образовываются при помощи солей карбоновых кислот с примесью силикатов и фосфатов.

О размышлениях опытных автомобилистов на эту тему смотрим видео от Александра Скрипченко.

Антифриз

Автомобиль от перегрева убережет антифриз. Температура его кипения достигает ста пятидесяти градусов Цельсия. В мороз держится до тридцати восьми градусов. Помимо прочего, ключевые элементы антифриза, такие как различные присадки, помогают сохранить детали машины от коррозии металла.

Если бы у антифриза не было присадок, его достаточно агрессивные составляющие работали бы на разрушение стенок радиатора. Вода, смешанная с этиленгликолем без присадок, за считанные месяцы съест патрубки, резиновые трубки и даже двигатель. В настоящее время ведутся активные эксперименты с целью улучшения присадок. Чтобы на автомобильном рынке показать их различия, охлаждающие жидкости стали выпускать разных цветов: синий, красный и зеленый.

Тосол


Разница между антифризом и тосолом

Раньше, когда машины были оснащены чугунными непробиваемыми двигателями, жидкость на основе этиленгликоля и воды не приносила никакого вреда. Сейчас же (в современных автомобилях), раскаленный антифриз, протекая по системе, угрожает блокам цилиндров и радиаторам. Чтобы защитить систему был создан Тосол и именно тогда эта ОЖ стала ассоциироваться с отечественными машинами.

По сути между Тосолом и антифризом никакой разницы. Тосол – это тот же самый антифриз, только нашего производства. Он может продаваться на рынке и синего, и красного цвета.

Отличие заключается в следующих параметрах:

  • температура закипания и замерзания ОЖ;
  • свойства, защищающие от коррозии;
  • параметры смазки.

Чем отличается Тосол от антифриза, и что лучше залить – видео от канала АВТОСАЛОН.

Что лучше заливать?

Чтобы понять, что лучше греет и охлаждает, нужно разобраться в составляющих радиатора автомобиля.

Тосол

На автомобильном рынке он может встретиться и синего цвета, и красного – все зависит от температуры. Срок службы ОЖ – от двух до трех лет. Закипает при температуре от 110 до 115 градусов Цельсия. Красный Тосол или красный антифриз – выбирать лучше в зависимости от радиатора. Важно помнить: красный Тосол держится до 60 градусов, а синий (стандартный) до 40.

Зеленый антифриз

Красный антифриз

Защитные присадки почти всегда органические, где в огромных дозах применяется карбоновая кислота. Технология изготовления защищает патрубки от пленок и увеличивает отдачу тепла. Пленка, которая покрывает места коррозии, не осыпается и не забивает систему охлаждения. Красный антифриз долгосрочен, его можно менять через пять или шесть лет.

Подводя итог, какой антифриз лучше, обращаем внимание:

  1. Тосол рекомендуется использовать в том случае, если ваш автомобиль отечественного производства, а движок в нем старого образца.
  2. Покупать антифриз зеленого цвета можно в том случае, если в системе охлаждения избыток алюминия.
  3. Если радиатор желтого цвета, это говорит о том, что в нем избыток латуни и меди, и в таком случае можно использовать красный антифриз.

Тосол или антифриз: делаем правильный выбор в ролике от канала AutoFlit.

Можно ли смешивать разные охлаждающие жидкости?

Хладагент, будь то Тосол или антифриз, по государственному стандарту не должен содержать механических примесей (пыль и зола, грязь и микроскопические кусочки материалов). Он должен быть однородной и прозрачной.

  1. Если у антифризов одинаковый цвет, но они будут разных классов, смешивать их нельзя, потому что может случиться замес твердых частиц.
  2. Если смешать разные виды антифриза – минеральный и органический – это гарантирует появление мутного осадка. Этот осадок осядет на дно охладительной системы, не обещая ничего хорошего: спустя некоторое время он забьет радиатор, заблокирует помпу и в итоге спровоцирует закипание двигателя.
  3. Если соединить между собой разные охлаждающие жидкости, которые относятся к одной группе, их характеристики не изменятся, но после нагревания антифриза в жидкости может появиться взвесь из крошечных, но тяжелых частиц.

Так как никто не знает, как поведет себя охлаждающая жидкость в радиаторе, нельзя дать определенный ответ и сказать, чего именно стоит опасаться.

Читайте также: