Что означает знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами

Обновлено: 25.06.2024

МДК 02.01 Устройство, управление и техническое обслуживание крана.

Тип урока п/о: Урок практикум. Формирование новых профессиональных компетенций.

Группа: МК-23

Преподаватель: Савченко Андрей Владимирович

Цель урока п/о: Создание условий для освоения приемов знаковой сигнализации для безопасной работы на автомобильном кране в условиях производства.

1. Дидактическая:

5.2.1. Транспортировка грузов.

ПК 1.1. Управлять автомобилями категории "С".

ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

5.2.2. Эксплуатация крана при производстве работ (по видам).

ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана.

ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.

ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.

2. Развивающая : Развить правильность и точность своих движений, умения анализировать свои действия, формировать нравственные, поведенческие и другие качества личности учащегося.

3. Воспитательная:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Форма обучения: индивидуальная, работа в парах, бригадная.

Методы обучения: практико-ориентированное обучение, словесный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.

Межпредметные связи: оборудование, охрана труда, основы правоведения, спецтехнология, самопознание.

Место проведения: КГБ ПОУ КЛПТ

Продолжительность проведения урока: 6 часов.

УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного материала

Организационный(в мин. или в % от общего времени) 1-2 %. 5 минут

Приветствие преподавателя и обучающихся проведение осмотра внешнего вида учащихся, соответствие одежды безопасным условиям работы и требованиям эстетики труда

Готовность группы к уроку

Вводный инструктаж (в мин. или в % от общего времени) 15 %. 45 минут

Мотивационно - целевой компонент

Эмоционально-психологический настрой, выявления базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

Готовность к предстоящей деятельности, организация коллективной деятельности, оценка.

Начальная положительная мотивация

Формулировка темы, цели и задач занятия

Студентам предлагается отрывок из кинофильма где нарушены правила работы с автокраном. Из-за чего происходить несчастный случай на производстве.

Преподаватель задает вопрос:

-Как вы думаете почему это смогло случиться? Кто в этом виноват? Что нужно сделать чтобы это предотвратить.

Цель нашего занятия : Освоить приемы знаковой сигнализации для безопасной работы на автомобильном кране в условиях производства.

1. Изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу.

2. Рассмотреть основные приемы знаковой сигнализации.

3. Изучить правила техники безопасности при использовании знаковой сигнализации.

Использование средств ИКТ (презентация, видефрагмент).

Элементы проблемного обучения.

В процессе прохождения данного этапа у учащихся выстроиться мотивационная картина для

изучения данного материала.

Подготовка к активному сознательному усвоению

Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос по правилам безопасности труда в процессе работы на автомобильном кране.

1) Кто имеет допуск к строповке груза?

(лица, достигшие 18 лет и имеющие удостоверение на право производства работ

по обвязке грузов; сигнальщики.)

2) Как правильно производить включение и остановку механизмов крана?

(плавно, без рывков).

3) Сколько должно оставаться витков каната на барабане при самом нижнем положении

(не менее 1,5 витков каната)

4) На какую высоту следует предварительно поднять груз для проверки тормозов и

(на высоту не более 300 мм)

5) На каком расстоянии перемещают груз над встречающимися на пути предметами?

(на высоте не менее 500 мм)

6) Разрешается ли поднимать груз, превышающий грузоподъемность крана?

7) Разрешается ли подъем и перемещение людей краном?

8) Разрешается ли оставлять груз в подвешенном состоянии?

Элементы проблемного обучения, ИКТ.

Готовность обучающихся к познавательной деятельности

Основной этап урока п/о (текущий инструктаж) (в мин. или в % от общего времени) 70%.

Этап изучения нового материала (содержательный компонент)

Подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.

Представление о действий первичный опыт. Приобретение знаний о способе выполнения действий.

Этап усвоения новых знаний

Освоение нового материала.

Для согласованной работы между стропальщиком и крановщиком применяется несколько видов сигнализации и связи. Основным видом сигнализации, применяемой на производстве при перемещении грузов кранами, является знаковая сигнализация. Иногда допускается сигнализация голосом, если расстояние между крановщиком и стропальщиком не превышает 10 метров, а также применение двусторонней телефонной и радиотелефонной связи.

Знаковая сигнализация подается стропальщиком, прошедшим надлежащее обучение, аттестацию и имеющим удостоверение на право производства работ по зацепке грузов. Во время работы стропальщик должен иметь отличительную нарукавную повязку или жетон.

При строповке грузов, которые находятся вне поля зрения, между машинистом крана и стропальщиком должна быть установлена телефонная или радиотелефонная связь. В случае ее отсутствия необходимо назначить сигнальщиков из числа обученных и квалифицированных стропальщиков. Для сигнализации пользуются хорошо заметными издали красными или желтыми флажками.

Совместно со стропальщиком машинист обязан проверить состояние грузовой площадки, а также исправность и маркировку съемных грузозахватных приспособлений и тары.

При обслуживании крана стропальщик обязан следить за тем:

чтобы в зоне перемещения груза отсутствовали посторонние люди;

грузовые канаты перед подъемом груза находились в вертикальном положении;

грузовая площадка была достаточной (по размерам) для укладки груза при соблюдении требуемых размеров проходов;

при перемещении груза краном стропальщик должен следовать за грузом, находясь при этом в стороне от груза в безопасной зоне.

При работе совместно со стропальщиком машинист должен:

не допускать к строповке груза случайных лиц, не обученных, не аттестованных и не допущенных к самостоятельной работе;

проверить наличие удостоверения у стропальщика;

перед началом передвижения крана, при подъеме, опускании и перемещении груза машинист должен давать предупредительный звуковой сигнал;

запрещать стропальщику оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания; для разворота длинномерных грузов, во время подъема и перемещения должны применяться специальные оттяжки соответствующей длины;

запрещать кому-либо выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственной массой;

не допускать подъем людей вместе с грузом;

прекратить работу при недостаточной освещенности рабочей площадки, сильном снегопаде или тумане, а также во всех случаях, когда, машинист плохо различает сигналы стропальщика;

требовать назначения сигнальщика в тех случаях, когда рабочая площадка полностью не обозревается из кабины крана и в случае отсутствия между машинистом и стропальщиком радио- или телефонной связи.

На предприятии установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и крановщиком (машинистом).

Коллективная работа, ИКТ (презентация)

Усвоение новых знаний

Наглядная демонстрация сигналов подачи знаков:

1. Операция: передвинуть мост крана.

Сигнал: движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону

требуемого движения (при этом стропальщик стоит лицом к машинисту крана)

2. Операция: передвинуть тележку крана.

Сигнал: движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в

сторону требуемого движения тележки (при этом

стропальщик стоит боком к машинисту крана)

3. Операция: поднять груз или крюк.

Сигнал: прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте (при этом стропальщик стоит лицом к машинисту крана)

4. Операция: опустить груз или крюк.

Сигнал: прерывистое движение рукой вниз на уровне пояса, ладонь

обращена вниз, рука согнута в локте

(при этом стропальщик стоит лицом к машинисту крана)

5. Операция: осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения).

Сигнал: кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом

расстоянии, руки при этом подняты вверх (при этом стропальщик стоит лицом к машинисту крана)

6) Операция: стоп (прекратить подъем или перемещение).

Сигнал: резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз.

Первичное закрепление темы

Под команду мастера производственного обучения студенты выполняют различные комбинации сигналов:

1. Операция: передвинуть мост крана.

2. Операция: передвинуть тележку крана.

3. Операция: поднять груз или крюк .

4. Операция: опустить груз или крюк.

5. Операция: осторожно

6. Операция: стоп.

Коллективная работа. Первичная отработка сигналов в процессе работы на мышечном уровне.

Способность обучающихся к выполнению заданий.

Студенты на практике освоят сигналы обмена команд между стропольщиком и крановщиком.

Текущий инструктаж (5 час.)

Задача: отработка приемов совместной работы машиниста крана и стропальщика по выполнению знаковой сигнализации на рабочем месте.

Этап применения (операциональный компонент)

Заставить учащихся действовать: в виде интеллектуального, игрового и эмоционального характера.

Контроль правильности применения нового знания и установление его связи с имеющимися знаниями.

Закрепление полученных знаний и практических навыков на практике

Работа бригадами на полигоне, в условиях приближенных к производственным. Проверка технической готовности крана к работе, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

Мастер производственного обучения, реализуя здоровье сберегающую технологию, предупреждает, что по технике безопасности в рабочей зоне крана не должны находиться посторонние люди, и контролирует чтобы обучающиеся отошли на безопасное расстояние.

- Перечислить знаки сигнализации, которые были использованы в ходе работы, а также допущенные ошибки стропальщика и машиниста крана.

Отработка сигналов в процессе работы на мышечном уровне в условиях приближенных к производственным

Студенты на практике освоят сигналы обмена команд между стропольщиком и крановщиком. И будут готовы использовать их на предприятии в условиях производства.

Задача: проверка усвоения умений выполнять знаки сигнализации.

Выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Чувство эмоционального удовлетворения от сделанного. Радость победы над преодоленными трудностями. Счастья познания нового, интересного

Обобщение и систематизация полученных знаний

Студентам предлагается карточка с заданием на сопоставление знаков сигнализации их описания. За каждый правильный ответ начисляется балл:

Какие условные знаки использует стропальщик для перемещения грузов?

передвинуть кабину крана, выдвинуть телескопическую секцию стрелы крана, поднять груз, опустить груз, осторожно, стоп.

В каких случаях назначается сигнальщик?

сигнальщик назначается в том случае, когда рабочая площадка полностью не обозревается из кабины крана и в случае отсутствия между машинистом и стропальщиком радио- или телефонной связи .

Какие правила безопасности труда используются при перемещении груза?

перед началом поворота кабины крана, при подъеме, опускании и перемещении груза машинист должен давать предупредительный звуковой сигнал;

запрещается стропальщику оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания;

запрещается кому-либо выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственной массой;

при перемещении груза краном стропальщик должен следовать за грузом, находясь при этом в стороне от груза в безопасной зоне.

Работа в мини группах.

Метод сопоставления единиц информации. Синтез.

Подведение итогов за день.

Анализ работы каждого уч-ся

Организация рабочего места +5 баллов

Соблюдение т ехнологического процесса +5 баллов

Правильность выполнения задания +5 баллов

Выполнение норм времени +5 баллов

Соблюдение правил ОТ и ТБ +5 баллов

За каждое нарушение вышеуказанных пунктов – 1 балл

Отметка тех уч-ся, кто добился отличного качества работы

Набравшие 25 баллов

Разбор наиболее характерных недочетов в работе уч-ся

Соблюдение технологического процесса и безопасность труда._

Домашнее задание, объявление следующей темы урока п/о: повторение пройденной темы.

Виды сигнализации, применяемой между крановщиком и стропальщиком при перемещении грузов кранами

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 18. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

Знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС (кроме подъемников (вышек)

Поднять груз или крюк

Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк

Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть кран (мост)

Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

Движение рукой, согнутой в локте,. ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опушенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)

Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)

Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

* Рекомендуемая форма стропальщика: жилет и каска -- желтого цвета, рубашка -- голубого, повязка -- красного.

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами *1

* 1 Рекомендуемая форма стропальщика: жилет и каска - желтого цвета, рубашка - голубого, повязка - красного.

Поднять груз или крюк


Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк


Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть кран (мост)


Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения


Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки


Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы


Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта


Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)


Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)


Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Вопрос 2 Выбор грузозахватного приспособления для строповки груза.

Выбор грузозахватного приспособления определяется свойствами, размерами, формой и массой перемещаемых грузов, а также характером производственного процесса.

Канатные стропы имеют грузоподъемность до 40т. Их эксплуатация возможна при температуре от -60 до 100-150 °С ( в зависимости от исполнения).

Стропы изготовляют следующих типов: одно-, двух-, трех- и четырехветвевые; а также универсальные. Универсальный строп - это канатная петля. Концы каната в ней соединены с помощью сплетки или сжимов. Универсальный облегченный строп выполнен в виде отрезка каната, на концах которого закреплены крюки, скобы, серьги или карабины.

Цепные стропы предназначены для подъема и перемещения различных грузов в самом широком диапазоне температур: от -60 до 400 °С. Цепные стропы по сравнению с канатными обладают значительно большей долговечностью, ремонтопригодностью, безопасностью в работе, обеспечивают широту и удобство применения. Благодаря гибкой конструкции цепных стропов возможны любые способы строповки, их используют при наличии открытого огня, в кислой среде, с их помощью можно без специальной защиты перемещать грузы с острыми кромками. По желанию заказчика цепные стропы комплектуются ограничителями длины ветви.

Текстильные стропы (круглопрядные и ленточные), выполненные из синтетических материалов, в последнее время получают все большее распространение при выполнении работ по перемещению самых различных грузов. Расширение сфер применения текстильных стропов обусловлено тем, что они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными канатными и цепными стропами, например легкостью, гибкостью, устойчивостью к агрессивным средам. Стропы изготавливаются из высококачественных полиэфирных химических волокон, которые кроме прочности и высокой устойчивости к истиранию, имеют целый комплекс уникальных свойств: - допустимая рабочая температура от -80 до 100 °С; - стойкость к воздействию нефти, органических и неорганических растворителей, большинства кислот, щелочных растворов, морской воды, плесени; - высокое электрическое сопротивление; - относительное удлинение при максимальной нагрузке составляет не более 4% от первоначального размера; - нечувствительность к влаге (впитываемость не более 4% при температуре +20 °С). Эксплуатация текстильных стропов позволяет защитить перемещаемый груз от механических повреждений. Кроме того, текстильные стропы значительно безопаснее в работе по сравнению с канатными за счет отсутствия торчащих металлических проволочек каната и благодаря тому что продольно расположенные основные несущие волокна при разрыве разрушаются в направлении приложения усилия. Для защиты текстильные стропы комплектуются дополнительными защитными рукавами и предохранительными накладками.

Ленточные стропы изготавливаются из термофиксированной ленты. Термофиксация позволяет получить плотную структуру несущей ленты и препятствует проникновению в нее в процессе эксплуатации инородных тел, что увеличивает срок службы стропов. Лента с одной стороны имеет тканую основу с дополнительной защитой от истирания, с другой - полиуретановый слой для предохранения от острых кромок. Часто полиуретановый слой снабжается дренажными канавками для мокрых и маслянистых поверхностей, а еще один слой имеет стальные пластины, создающие гибкую армированную поверхность. Кромки ленты укреплены от износа Hi-Tech-волокнами, предотвращающими разрыв ленты. Грузоподъемность ленточных стропов достигает 100т. Круглопрядные стропы имеют форму кольца, состоящего из несущего сердечника и защитного кожуха, который не только позволяет защитить внутренние волокна сердечника от повреждения, но и сохраняет их в параллельном положении. Высокая устойчивость к истиранию и хорошие теплоизоляционные свойства защитного рукава устраняют тепловой эффект трения, возникающий в месте затяжки петли стропа при подъеме груза. Форма в виде замкнутой петли гарантирует длительный срок службы стропа, поскольку равномерность износа происходит из-за изменения постоянного места контакта стропа с грузом и крюком крана.

В процессе работы крановой техники машинист крана получает подробные инструкции и указания от стропальщика посредствам различных видов сигнализации. Наиболее распространенной и востребованной на сегодняшний день является знаковая сигнализация (рис. 9), которая используется в большинстве случаев при работе грузоподъемной техники. Данный вид сигнализации осуществляется либо с применением флажков, либо без них.

сигналы стропальщиков

Использование флажков оправдано в тех случаях, когда стропальщик и машинист крана могут хорошо видеть друг друга. Если видимость является недостаточной для качественной передачи сигнала флажками, то необходимо использовать средства телефонной или радиосвязи. Если телефонная или радиосвязь является недоступной по тем или иным причинам, то обеспечения сигнализации возлагается на специально подготовленного сигнальщика. На должность специального сигнальщика может быть назначен только стропальщик, обладающий высоким уровнем квалификации.

За назначение сигнальщика отвечает должностное лицо, которое обеспечивает безопасность проведения грузоподъемных работ на объекте. В целях повышения узнаваемости, стропальщики облачаются в униформу, состоящую из желтой каски, желтого жилета, голубой рубашки, а также красной нарукавной повязки.

© 2012-2019 МосКран. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено правообладателем.

Читайте также: