Что происходит с человеком во время дтп

Обновлено: 05.07.2024

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния Все­мир­ной Орга­ни­за­ции Здра­во­охра­не­ния (ВОЗ) за год в мире в ДТП поги­ба­ет око­ло 1,3 млн чело­век. По оцен­кам орга­ни­за­ции к 2030 году смерт­ность на доро­гах соста­вит до 3,6 млн чело­век. Наи­боль­шее коли­че­ство жертв заре­ги­стри­ро­ва­но в стра­нах Азии и Афри­ки. Вооб­ще для раз­ви­ва­ю­щих­ся стран смерть в резуль­та­те ДТП явля­ет­ся пятой по при­чи­нам смертности.

В Рос­сии за год в ДТП поги­ба­ет око­ло 27 000 чело­век, а сум­мар­ный ущерб от ДТП дости­га­ет 2,5 ВНП стра­ны. При этом в Рос­сии с 2009 года при­ня­то счи­тать умер­ши­ми в резуль­та­те ДТП людей, скон­чав­ши­ми­ся в тече­ние 30 дней с момен­та ДТП (ранее было 7 дней).

Дорож­но-транс­порт­ное про­ис­ше­ствие (ДТП) – это собы­тие, воз­ник­шее во вре­мя дви­же­ния транс­порт­но­го сред­ства и с его уча­сти­ем, кото­рое может повлечь за собой гибель или нане­се­ние уве­чий людям, повре­жде­ние транс­порт­но­го сред­ства (ТС) или при­чи­не­ние ино­го мате­ри­аль­но­го вреда.

В стране дей­ству­ет дорож­ная кар­та в обла­сти без­опас­но­сти дорож­но­го движения.

Фак­то­ра­ми рис­ка, спо­соб­ству­ю­щи­ми наступ­ле­нию ДТП являются:

  • нару­ше­ние ско­рост­но­го режима;
  • алко­голь­ное опьянение;
  • выезд на неис­прав­ном транс­порт­ном сред­стве (ТС);
  • пре­не­бре­же­ние рем­ня­ми без­опас­но­сти и дет­ски­ми креслами;
  • уста­лость водителя;
  • нека­че­ствен­ное дорож­ное покрытие;
  • слож­ные погод­ные условия;
  • куре­ние, еда, раз­го­вор по мобиль­но­му теле­фо­ну, гром­кая музы­ка в салоне, управ­ле­ние элек­трон­ны­ми устрой­ства­ми ТС во вре­мя его движения;
  • неудоб­ная обувь (на высо­ком каблуке);
  • наме­рен­ное созда­ние ситу­а­ции повы­шен­но­го рис­ка столкновения.

При ДТП чело­век ока­зы­ва­ет­ся в стрес­со­вой ситу­а­ции. Это свя­за­но с тем, что ДТП явля­ет­ся острой ситу­а­ци­ей, кото­рая несет угро­зу жиз­ни и здо­ро­вью чело­ве­ка. Орга­низм полу­ча­ет пси­хи­че­скую трав­му. Обыч­но он реа­ги­ру­ет на неё стан­дарт­ны­ми пове­ден­че­ски­ми реакциями.

Реак­ция пер­вая. Пси­хо­мо­тор­ное возбуждение

Эта реак­ция свой­ствен­на появ­ле­ни­ем боль­шо­го коли­че­ства быст­рых, часто лиш­них дви­же­ний, кото­рые совер­ша­ют­ся без опре­де­лен­ной цели. Появ­ля­ет­ся тахи­кар­дия, арте­ри­аль­ное дав­ле­ние повы­ша­ет­ся, вни­ма­ние чело­ве­ка нару­ше­но, его речь при­об­ре­та­ет харак­тер моно­ло­га, темп речи быстрый.

Попав­ший в ДТП ощу­ща­ет чув­ство жаж­ды и голо­да. Так­же у него воз­ни­ка­ет чув­ство стра­ха от соде­ян­но­го или про­изо­шед­ше­го. Вклю­ча­ет­ся чув­ство само­со­хра­не­ния, кото­рое часто застав­ля­ет чело­ве­ка как мож­но быст­рее поки­нуть опас­ную тер­ри­то­рию, в т.ч. скрыть­ся с места ДТП.

Реак­ция вто­рая. Апатия

Вари­ант пове­де­ния при вто­рой реак­ции пря­мо про­ти­во­по­ло­жен пове­де­нию при пер­вой реак­ции. Реак­ция про­яв­ля­ет­ся рез­кой мотор­ной затор­мо­жен­но­стью чело­ве­ка; он нахо­дит­ся в одной и той же позе. Какая-либо реак­ция на окру­жа­ю­щих отсут­ству­ет. Чело­век не отве­ча­ет на вопро­сы; если начи­на­ет гово­рить, то очень мед­лен­но и тихо. Дыха­ние ста­но­вит­ся ред­ким и поверх­ност­ным (неглу­бо­ким), чув­ства жаж­ды и голо­да при­туп­ле­ны. Внут­ри у чело­ве­ка про­ис­хо­дит мораль­ное опустошение.

Само­сто­я­тель­но спра­вить­ся с таки­ми реак­ци­я­ми невоз­мож­но, поэто­му нуж­на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная меди­цин­ская помощь.

Если у участ­ни­ка ДТП наблю­да­ет­ся одна из этих реак­ций, сле­ду­ет знать несколь­ко про­стых пра­вил, кото­рые смо­гут обес­пе­чить без­опас­ность постра­дав­ше­го и окружающих:

  • если есть воз­мож­ность, то нуж­но дать постра­дав­ше­му успокоительное;
  • обя­за­тель­но вызвать на место ДТП ско­рую помощь;
  • нуж­но по мере воз­мож­но­сти отвлечь постра­дав­ше­го от кон­цен­тра­ции на соб­ствен­ных ощу­ще­ни­ях вопро­са­ми на посто­рон­ние темы, напри­мер вопро­са­ми о его вку­сах, хоб­би и т.д.;
  • при крайне рез­ком пове­де­нии постра­дав­ше­го и неадек­ват­ных поступ­ках с его сто­ро­ны мож­но зафик­си­ро­вать его при помо­щи под­руч­ных средств;
  • после фик­са­ции постра­дав­ше­го необ­хо­ди­мо сле­дить за часто­той его сер­деч­ных сокра­ще­ний и дыханием;
  • необ­хо­ди­мо забрать у чело­ве­ка все пред­ме­ты, кото­ры­ми он может нане­сти вред себе или окру­жа­ю­щим, или огра­ни­чить чело­ве­ку доступ к таким предметам;
  • необ­хо­ди­мо ста­рать­ся дер­жать постра­дав­ше­го в поле зре­ния постоянно.

Конеч­но, наступ­ле­ние опи­сан­ных выше реак­ций совсем необя­за­тель­но. Боль­шин­ство людей справ­ля­ют­ся с полу­чен­ной пси­хи­че­ской трав­мой, и тут нуж­но пого­во­рить о том, как вести себя после ДТП.

Несмот­ря на то, что орга­низм не отве­тил крайне на полу­чен­ную пси­хи­че­скую трав­му в виде защит­ных реак­ций, опи­сан­ных выше, стрес­со­вая ситу­а­ция всё рав­но ока­зы­ва­ет влияние.

Наде­ем­ся, что эти про­стые пра­ви­ла помо­гут вам в слож­ной ситуации.

Что каса­ет­ся внут­рен­не­го состо­я­ния, то сле­ди­те за сво­им дыха­ни­ем и часто­той сер­деч­ных сокра­ще­ний (ЧСС). Поста­рай­тесь отвлечь­ся от мыс­лей о ДТП. Попро­буй­те пого­во­рить с пас­са­жи­ра­ми или свя­зать­ся по теле­фо­ну с род­ствен­ни­ка­ми, дру­зья­ми и пого­во­рить с ними на отвле­чен­ные темы. Попро­буй­те сфо­ку­си­ро­вать рабо­ту моз­га на чем-либо, напри­мер про­ду­мы­ва­нии даль­ней­ших дей­ствий после состав­ле­ния про­то­ко­ла. Най­ди­те что-нибудь хоро­шее в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, к при­ме­ру, отсут­ствие жертв или травм. Настрой­тесь на то, что все будет хоро­шо. Нуж­но пом­нить, что стресс нуж­но пере­бо­роть и мини­ми­зи­ро­вать его дей­ствие на орга­низм, и ни в коем слу­чае не под­да­вать­ся пани­ке. Будь­те вни­ма­тель­ны и помни­те о куль­ту­ре на доро­гах. Бес­куль­тур­ным води­те­лям без­опас­нее усту­пить, чем пытать­ся что-то дока­зать или тем более чему-то научить.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Дорожно-транспортное происшествие - самое страшное, что может произойти на дороге. Люди, которые ни разу не сталкивались с таким, всегда задаются вопросом - а что ощущает водитель и пассажиры в этот момент? Страх, чувство беспомощности и отчаяние - все это сливается в единую картину.

Какие эмоции испытывает водитель в момент ДТП

От дорожно-транспортного происшествия защищены только те, кто не выходит из стен собственного дома. Чтобы попасть в новостные сводки и статистику аварий, вовсе необязательно садиться за руль, ведь на дороге каждый день сбивают пешеходов. Конечно, если строго соблюдать Правила дорожного движения, можно хоть немного снизить риск попадания в ДТП, но это не исключает вероятность на 100%. Каждый раз, когда выходишь на улицу, стоит только надеяться на собственную удачу, осматриваться по сторонам и тщательно обдумывать каждое действие.

Иногда даже самые порядочные водители попадают в новостные сюжеты с громкими названиями. Они вроде бы не нарушали никаких правил, передвигались на скорости 80 км/ч, не шли на обгон и, тем более, не подрезали, но под обочину все равно улетели. На дороге может произойти все что угодно. Причин возникновения ДТП очень много - лихач, который думает, что ему все дозволено, мощный гололед, смертельная яма на дорожном покрытии или неисправность транспортного средства.

Многие полагают, что в момент аварии люди испытывают похожие эмоции. Человек понимает, что он может контролировать ситуацию, возникает страх, безысходность. Однако, те люди, которые побывали в дорожно-транспортных происшествиях и сумели выжить, заявляют о совершенно разных эмоциях. Не существует универсального ответа на вопрос - что вы ощущали, когда навстречу ехал другой автомобиль? Каждый человек по своему воспринимает реальность, поэтому ощущения в момент аварии у всех разные. Например, один человек рассказывает, что когда он понял неизбежность столкновения, просто подумал, что это конец и начал прощаться с родными. А другой даже и не думал перебирать в голове имена близких людей. Конечно, он ощущал себя беспомощным существом. Однако, он почувствовал, что приближается к чему-то новому, чего никогда не испытывал.

Какие эмоции испытывает водитель в момент ДТП 3

Третий автомобилист вспоминает, что перед глазами пронеслась вся жизнь от начала до конца. Он полагал, что такое может происходить только в фильмах, но явление произошло и с ним. В тот момент, когда его автомобиль переворачивался под обочину, у него в голове возникали воспоминания из детства, лица всех знакомых и окружающих. Он слышал голоса близких людей. Еще один пострадавший в ДТП признался, что за несколько секунд до столкновения его тело сковало - он не мог пошевелить головой, руками и ногами. Он просто смотрел вперед и не пытался уйти от аварии. Разум водителя просто отключился - он не понимал где находится и какое сейчас время.

Какие эмоции испытывает водитель в момент ДТП 4

Каждый, кто побывал в дорожно-транспортном происшествии, ощущает отдельные эмоции. Их нельзя подставить под одну линейку. Однако, многие сходятся во мнении, что за пару мгновений до столкновения, время словно замедляется. Некоторые за этот короткий промежуток успевают оценить обстановку и заметить различные посторонние детали.

Какие эмоции испытывает водитель в момент ДТП 5

Итог. Во время дорожно-транспортного происшествия каждый человек испытывает какие-либо эмоции. Кого-то охватывает паника, а кто-то просто впадает в ступор.


По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.

Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.

В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.

Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:

Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:

  • Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
  • Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
  • Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
  • Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.

Если в ДТП есть пострадавшие

  • Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
  • Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
  • По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.

Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

  • участников ДТП двое;
  • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
  • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
  • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
  • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
  • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
  • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
  • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
  • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
  • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

Что делать, если у виновника ДТП нет страховки

К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.

Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:

Первый вариант

Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:

  • наименование документа;
  • дата и место составления;
  • паспортные данные обоих участников ДТП;
  • список повреждений автомобиля пострадавшего;
  • данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
  • сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
  • подписи обеих сторон.

Второй вариант

Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба

В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.

Для суда надо подготовить:

  • справку о ДТП,
  • заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
  • все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
  • постановление об административном правонарушении,
  • экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
  • все документы на автомобиль.

Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.

организм человека во время аварии

Когда автомобиль сталкивается с каким-либо объектом – деревом, другим автомобилем, он резко останавливается, а все что не закреплено в салоне, в том числе и пассажиры – продолжает двигаться. Это происходит по инерции. Инерция – это тенденция объекта продолжать движение, когда что-либо препятствует этому движению.

Представьте, что вы двигаетесь с постоянной скоростью 80 кмч. Ваша скорость и скорость вашего автомобиля равны, и вы чувствуете, что движетесь как одно целое. Но если автомобиль врезается в столб, очевидно, что ваша инертность и инертность автомобиля начинают отличаться. Сила удара резко остановит автомобиль, а ваша скорость останется прежней. Лицо может попасть в лобовое стекло, руль или спинку сиденья (если вы сидите сзади), а грудная клетка ударится о приборную панель. Вы даже можете вылететь из автомобиля. Внутренние органы тоже будут продолжать движение. Мозг прижмется к передней части черепа, а внутренние органы могут быть повреждены друг об друга или о кости.

Звучит ужасно? Именно чтобы не допустить таких последствий, мы пристегиваемся ремнями безопасности и устанавливаем детские кресла в автомобиль. Они предназначены для того, чтобы удержать человека в машине и распределить разрушительную силу инерции на более крепкие части тела. Это позволяет снизить вероятность смертельного исхода при столкновении на 50%.

Однако ремни безопасности рассчитаны для взрослых, ведь их пристегивают через плечо и грудную клетку на уровень таза. На маленького ребенка просто невозможно правильно одеть ремень безопасности. Вместо этого необходимо использовать специально разработанное детское кресло, подходящее вашему ребенку по росту, весу и возрасту.

Читайте также: