Что такое гейн в автозвуке

Обновлено: 05.07.2024

У меня в плеере Fiio M15 есть настройка Gain High/Low. Вроде как это просто пониженное/повышенное напряжение в наушники, но переключая эту настройку туда/сюда у меня сложилось впечатление, что эта настройка даёт панча на определенных диапазонах частот. С некоторыми наушниками слушать это устают уши.

Ответы

Gain - это коффициент усиления.

Low стандартное усиление, high для тяжелых наушников, так же в этом режиме быстрее садится батарея. Если говорить о Fiio, режим high у них добавляет "грязь" (искажения).

откуда инфа про грязь?

Ниже список плееров привел, бывших в пользовании.

Это для наушников с разным сопротивлением. Об этом же в инструкции указано. Быстрее будет разряжаться батарея только если неправильно выбрать режим, например, для наушников с низким сопротивлением выбрать High gain. Не согласен с тем, что добавляется грязь в режиме High gain с высокоомными наушниками. У меня FiiO X3 2.

Fiio X5-3, Fiio X7, M11, M15 (Fostex t60rp, Audeze lcd-2)

По идее, это просто коэффициент усиления, но ничего "просто" обычно на практике не получается - одновременно меняется и характер звука. По моим наблюдениям, если какие-нибудь тугие наушники не требуют настоятельно верхних положений этого переключателя, то лучше держать его "внизу" - звук комфортнее и .. адекватнее что ли

Ну или посередине (бывает три и больше положений) . Отслушивать и выбрать то положение, где больше понравится

Из опыта управления плеером Fiio X5 II, и, насколько помнится, изучения рекламных материалов и руководства, на момент выпуска плеера (утеряны).

Меняется ли реально при этом коэффициент усиления - неизвестно. Формально это "усиление" - низкое и высокое, для наушников с разным сопротивлением, но и для конкретных наушников не возбраняется использовать разные режимы. При этом желательно беречь свои аудафильские уши.

Что происходит в указанном у ТС плеере - мне не ведомо.
Удачи и успехов!

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Громкость и гейн: в чем разница?

Спрашивать гитаристов, чем громкость отличается от гейна, примерно то же самое, что спросить, какой город изображен на купюре 1000 рублей. Люди пользуются этими купюрами постоянно, но лишь немногие сходу вспомнят, что на ней изображено. Точно так же и гитаристы: они регулярно пользуются обеими ручками, но не всегда могут сформулировать разницу между ними.

Для новичков это не проблема, но если вы задумали покупку нового усилителя, хорошо бы разобраться в вопросе.

Расскажем немного об устройстве усилителя. Это девайс, который обрабатывает сигнал в два этапа. На первом относительно слабый сигнал подвергается обработке, затем на втором происходит усиление, после чего уходит на динамики.

Первый этап - это секция предусиления или по-другому преамп. На некоторых усилителях вы можете контролировать уровень или мощность, поступающего в секцию предусиления. Эта регулировка называется Gain или иногда Drive. Гейн можно охарактеризовать как уровень громкости перед входом на преамп. Изменения гейна косвенно влияют на общую громкость, из-за чего возникает путаница в понятиях Gain и Volume. Но в первую очередь гейн все-таки влияет на тембральную окраску, и только затем на громкость. Уровень гейна определяет, как сильно вы раскачиваете преамп усилителя, а это в свою очередь влияет на степень перегруженности.

Проще говоря, гейн влияет на то, насколько ваш звук чистый или грязный. Вы можете сделать большой уровень гейна для мощного дисторшна, при этом общую громкость оставить невысокой.

Мастер-громкость это отдельная регулировка, которая управляет сигналом на втором этапе - секции усиления (power amp section). Если преамп формирует сигнал и влияет на его окраску, то мастер-громкость отвечает непосредственно за мощность вашего звучания.

Некоторые модели обладают всего одной регулировкой, которая совмещает в себе и гейн, и громкость. В них управление происходит в секции преампа, таким образом одной ручкой контролируются оба параметра.


В этом видео ответим на такие вопросы, как:

  • gain ( гейн) на усилителе — что это такое
  • на сколько выкручивать гейн на усилителе
  • какова правильная настройка гейна на усилителе

Содержание:


Настройка усилителя | основы

Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.

На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)


Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!


Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain Level


Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic


Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его примерно на 20 Hz.

Bassboost


Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz.

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over


X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.

Регулятор фазы (Phase)


Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.

Master/Slave


Видео



Читать еще:

Полезный материал? Поделитесь, если так:



Искал достаточно простое и в тоже время точное описание процедуры настройки автомобильного усилителя и наткнулся на бортовой журнал Sutener71.

У себя в БЖ пишу для последующего использования мной же в своей машине (пришел к тому, что не могу слушать бубуканье штатной акустики и меняю на более высокий уровень + усилитель, головное устройство давно заменил). Акустика приобретена. С выбором усилителя почти закончено — есть три кандидата. О них — в отдельной ветке.

Инструкцию тупо скопировал, предварительно исправив орфографические ошибки ;). Если при настройке будут отклонения от ниже написанного, позже статью откорректирую.

Как настроить усилитель?
1. Выбор уровня чувствительности усилителя
Грубо говоря громкость (хотя это и не совсем так). Выкручивая регулятор от большего числа к меньшему мы её повышаем.

2. Фильтры
ФНЧ — отфильтровывает Низкие частоты
ФВЧ — отфильтровывает Высокие частоты

Скажем, установив регулятор ФНЧ на 50 гц, на динамик будут поступать частоты до 50 Гц.

Внимание: на разных усилителях возможны варианты — или это будет селектор с выбором типа фильтров и одним регулятором, или же отдельные регуляторы для ФВЧ и ФНЧ.
в некторых усилителях возможно включение обоих фильтров, таким образом включив ФНЧ и ФВЧ мы можем получит полосовой фильтр. Например установив ФНЧ на 200 Гц а ФВЧ на 50 Гц, акустика будет воспроизводить сигнал в диапазоне от 50 до 200 Герц соответсвенно

У некоторых старых моделей усилителей встречаются фиксированные фильтры. Выбор фильтрации производиться селектором.

3. Сабсоник.
По большей части необходим для сабвуферов (в фазоинверторном оформлении) Но его можно так же использовать и как ФВЧ.

Так же существуют сабсоники с фиксированной частотой фильтрации

4.Басс Буст
Позволяет повысить громкость на определённой частоте

Внимание: частота басс буста как правило фиксированная.Но на некоторых усилителях присутствует дополнительный регулятор позволяющий выбрать необходииую частоту.

Так же существуют басс бусты с фиксированным усилением

5.Регулятор фазы
Служит для согласования работы сабвуфера с фронтом.И в целом для его более точной настройки.
Также существуют фиксированные регуляторы фазы

6.Крутизна фильтров
Селектор позволяет выбрать крутизну спада фильтров.

Внимание не рассматривайте нижепреведённый текст как руководство пользователя. Здесь я постарался лишь в кратце и более доступным языком
объяснить "что для чего".При настройке усилителя включайте голову и будьте благоразумны! Я не отвечаю за возможный причинённый вам ущерб.
Если вы не уверены что сможете это сделать самостоятельно — обратитесь к специалистам

Если у вас компонентная или коаксиальная акустика [два динамика спереди и два сзади] 5.25" ,6.5", 6х9" и других популярных размеров то настройка заключается в следующем:
Как правило, такая акустика не способна воспроизводить сверхнизкие частоты (для этого существует Сабвуфер, поэтому выберите ФВЧ на той паре каналов где она подключена. Установите регулятор ФВЧ на 60-80 Гц. Далее выкрутите "Gain" на минимум. И выставите на головном устройстве почти максимальную громкость. Далее выкручивайте Gain до появления искажений. Будьте аккуратны. Более тонкая настройка заключается в том чтобы найти компромисс между "громкостью" и "басовитостью" динамиков, при этом главным является отсутствие искажений в звучании. С помощью гейна и ФВЧ настройте тот звук, который вам больше нравится, попеременно регулируя усиление и частоту фильтрации.

Для сабвуферов и аналогичных им басовых динамиков всё аналогично, за исключнием того, что здесь мы используем ФНЧ, т.е. цель — не дать сабвуферу воспроизводить более высокие частоты. Обычно при настройке выбирают 50-80 Гц. Если у вас ФИ корпус, то желательно воспользоваться сабсоником. Если есть регулятор фазы — не пожалейте времени, покрутите его, послушайте. Возможно, в каком либо положении сабвуфер станет играть громче и быстрее.

Смысл конечной настройки должен быть таков что: каждый динамик должен играть свой диапазон частот.
Если к примеру у вас сабвуфер и фронт, то, как правило, частоту ФВЧ для динамиков и частоту ФНЧ для сабвуфера устанавливают одинаковой. Т.е. скажем сабвуфер играет до 80 Гц, а фронт уже от тех же 80 Гц.
Это как правило, но не всегда так. Помните что звук вы выстраиваете для себя. Настраивайте так, как вам больше понравится.

Level — уровень — устанавливаешь входную чувствительность усилка. Устанавливаешь 3/4 громкость на ГУ и потихонькуу прибавляешь Level до появления искажений и крутишь немного назат пока искажения не пропадут и так и оставляешь.

BassBoost — подьем басов — если хочется "погуще бас" но я бы не трогал.

HPF — фильтр ВЧ — устанавливает нижнюю границу диапазона ВЧ. низкие частоты "срезает" — для "пищалок"

X-over — режим работы кроссовера — если усилитель питает сабвуфер- поставьте LowPass. если широкополосные динамики то full. если вч твиттеры "пищалки" то HighPass

LPF — фильтр НЧ — устанавливает верхнюю границу диапазона НЧ. высокие частоты срезает — для сабвуфера

Subsonic — фильтр инфранизких частот, то есть частот ниже 20 Гц. — мы их все равно не услышим и это создает паразитную нагрузку на динамики. Этот фильтр ее устраняет. установи на 20Гц для саба или 50гц для широкополосных динамиков

другие переключатели не свойственны классическому усилителю — установи на LOW

Если по физике, то думаю так. Что такое gain=усиление ?
Это gain=Uout/Uin - напряжение на выходе УМ (на клеммах колонки) поделить на входное (напряжение с выхода источника сигнала).
Мощность на колонке будет P=Uout*Uout/Rak, где Rak - сопротивление акустики. Более мощный УМ просто может обеспечить более больший ток=Uout/Rak при данном Rak и Uin, а более слабый УМ уйдет в ограничение по току (или по Uout, я уж не знаю конкретно, как там система защиты сработает), если величина Uout/Rak превысит его возможности.

Таким образом, в области параметров их совместной работы при одинаковом gain на одинаковой акустики мощность/громкость будет одинакова для этих УМ. Совсем забыл про детали. Речь идет о чистом синусе. На мызукальном метериале мощный УМ отработает на пиках сигнала, а слабый срежет их. При этом средняя мощность практически будет равна, при разном характере звучания устройств.

"Я вас насквозь вижу, сукины дети!"- Иоанн Грозный, первый русский рентгенолог

Цитата
Таким образом, в области параметров их совместной работы при одинаковом gain на одинаковой акустики мощность/громкость будет одинакова для этих УМ.

Не совсем так. Забыли ещё один факт, напряжение питания усилителя. При равных Кgain по напряжению, но разном напряжении питания вых.каскада, усилитель с бОльшим Uпитания соответствено будет отдавать в одну и ту же нагрузку бОльший ток, стал быть и мощность и громкость будет выше.
Таким образом, громкость(мощность), при прочих одинаковых параметрах, зависит не только от Gain, но и от напряжения питания усилителя.

С замечаниями согласен. Но речь шла только о разных мощностях УМ. Может быть так, что УМ с бОльшим Uпитания будет иметь меньшую вых. мощность (например из-за типов вых. транзисторов). А в целом вы правы.

"Я вас насквозь вижу, сукины дети!"- Иоанн Грозный, первый русский рентгенолог

Не затруднит подробнее пояснить, как влияет напряжение питания на ток в нагрузке? Что-то не доходит до меня.

На 1
А что понимается под словом GAIN?
1)Положение ручки регулятора громкости?
Тогда величина gain (уровень) показывает степень ослабления входного сигнала в дБ. Эта величина определяется только типом потенциометра и обычно бывает 40дБ (реже 60), независимо от мощности. Усилители, имеющие одинаковую чувствительность и разную мощность при одинаковом gain будут иметь разную мощность в одинаковой нагрузке. Более мощный будет отдавать бОльшую мощность.
2)Параметр (power) gain?
Этот параметр формально равен 10*Log10(P/1), где Р-мощность усилителя Вт, в знаменателе - 1Вт. В паспортах обычно указывают gain для максимальной мощности. Поэтому усилители с разной мощностью не могут иметь одинаковый power gain. Power gain, соответствующий частичной мощности, численно может совершенно не соответствовать той цифре, на которую указывает ручка уровня.

Не понимаю, какая связь может быть между напряжением питания выходного каскада и амплитудой сигнала на нагрузке. Есть сигнал - усилили во сколько-то раз по напряжению - получили соответствующую амплитуду на нагрузке. Ток на ней определяется в теории сопротивлением нагрузки и усилителя. Каким способом постоянное напряжение питания влияет на мощность сигнала на нагрузке (переменный ток-напряжение)? Торможу что-то я.

Меня интересовала строчка в параметрах усилителя, то есть не первый вариант точно. У усилителей мощности вообще ручек нет. А gain есть! Парадокс, ептыть.

Не, что-то тут не так. Берем параметры первых попавшихся мне усилителей марки Simaudio. Модель 5: gain 33 дб мощность 190 ватт, модель: 8 gain 33 дб мощность 250 ватт, модель 10: gain 33 дб мощность 750 ватт (все на 8 ом нагрузки).

У других производителей такая же песня - в ихних бумагах не наблюдается зависимости мощности от gain.

Соглашусь все-таки с мнением Анатолия, gain скорее есть усиление в децибелах по напряжению. Вижу тому две причины. Есть такой параметр чувствительность, а он задается в вольтах, и зависимость мощности от сопротивления нагрузки у транзисторников выглядит обратной пропорцией.

Тогда и громкость на приемлемых уровнях сигнала при прочих одинаковых условиях не будет зависеть от мощности усилителя. Типа запас карман не тянет - главное, не забыть лишний gain оттяпать заранее, чтобы случайно колонки не порвать на аккордеоны и баяны.

На 9
". не наблюдается зависимости мощности от gain. "

Это немного странно, первая же подвернувшаяся серия усилителей имеет такие данные (voltage gain, всё на 8 Омах):
75 W. 30 dB
125 W. 32 dB
200 W. 33 dB
Если чувствительность усилителей одинаковая (в этом примере именно так), то и коэфф. усиления по напряжению обязан быть связан с мощностью, т.к. P=U^2/Z. В нашем случае Z не меняется, поэтому мощность увеличивается только благодаря росту напряжения U, а следовательно и voltage gain'а.

Читайте также: