Что такое штатки в автозвуке

Обновлено: 25.06.2024

Центр города, ранний вечер пятницы. Толпы людей идут по своим делам, когда в потоке машин появляется автомобиль, из окон которого доносится громкая музыка. Прохожие на нового участника движения реагируют по-разному. Кто-то, уже уставший за день от раздражителей, увидев такое, закатывает глаза и поглубже втыкает наушники в уши, лишь бы не слышать надоедливые биты. Некоторые из жителей соседних домов закрывает окна, чтобы музыка не мешала наслаждаться тишиной. Довольные жизнью прохожие начинают радостно танцевать или подпевать.

Как дойти до жизни такой?

– Я с детства любил громко слушать музыку и всегда интересовался машинами. Подростком на одной интернет-площадке читал про то, как люди дорабатывают свои автомобили. Когда появился YouTube, начал смотреть разные каналы. В какой-то момент там и наткнулся на блог про автозвук. Тогда это было ещё не так популярно. Моя любовь к громкой музыке и желание напихать кучу динамиков в машину сделали своё дело.

Автозвук – совокупность устройств для качественного и чёткого воспроизведения музыки в автомобиле. Часто автолюбителям мало заводской магнитолы с маленькими колонками для полного погружения в музыку и максимально комфортной поездки. Качество штатных динамиков неприятно хромает, звук оставляет желать лучшего, не хватает низких частот – и все характеристики не дотягивают до идеала. Подобное неудовлетворение знакомо и понятно, например, музыкальным фанатам. Побывав на выступлении любимой группы, они садятся переслушивать концертные записи и замечают различия.

Те, кто не хотят довольствоваться заводским и малым, совершенствуют систему устройств. К магнитоле в качестве основы присоединяются колонки разного сорта, сабвуфер, усилители. Улучшать эти составные части можно бесконечно.

Станислав Петренко также ведёт видеоблог, снимая реакции прохожих на работу усовершенствованных аудиосистем и репортажи с мероприятий по автозвуку. Он попал в окружение автозвука совершенно случайно.

– Я просто хотел сделать свою машину такой, какой я её вижу. Дошло дело до музыки, и тут понеслось. Потом как-то в обычный пятничный вечер августа мы с приятелем решили поехать в центр города поснимать видео с реакциями прохожих на автозвук. Нам понравилось. Так и закрутилось. Решили, почему бы и нет.

У кого сабвуфер больше

Первые соревнования по автозвуку прошли в США в начале 80-х годов – несколько молодых людей собрались и сравнили громкость своих аудиосистем. Звук музыки не ограничивался территорией автостоянки, поэтому вскоре появилась необходимость контролировать такие соревнования. Разработали специальные регламентирующие правила. Состязания по автозвуку в США быстро стали популярными, выйдя далеко за пределы американского континента. В конце восьмидесятых и начале девяностых соревнования впервые состоялись в Японии и Великобритании. История турниров по автозвуку в России насчитывает всего пару десятилетий.

– В автозвуке проводится множество форматов соревнований, многие из них международные. Для некоторых автозвук – спорт, где важны цифры, азарт. Многие покупают отдельные автомобили и переделывают их только под соревнования.

Не обходится на соревнованиях и без обидных промашек.

Машины новы, предрассудки стары

Неотъемлемая часть любого сообщества людей, объединённых общим хобби – наличие определённых клише о представителях этого сообщества.

– Стереотип один и тот же – люди спрашивают, как я не оглох еще, или интересуются, когда уже оглохну. Хотя научно доказано, что прослушивание громкой музыки кратковременно не влияет на слух. Я на своём опыте это проверил.

Иногда прохожие по каким-то своим причинам недовольны громкой музыкой. Тот же Пикабу полон злых комментариев и постов на тему автозвука:

– Их понять можно, но опять же – закон для всех один. Одному мешает, другим нравится. На улице и без автозвука много других громких звуков. Мотоциклисты с громким выхлопом, наружная голосовая реклама и подобное, но почему-то к ним претензий нет. Я, к примеру, дома, чтобы не слышать плач ребёнка и другие посторонние звуки от соседей, сделал в квартире шумоизоляцию. Но кому-то проще выливать грязь в интернете или выяснять отношения с окружающими. Может, им жена утром не дала или на работе начальник настроение испортил, вот и пытаются на ком-то спустить свою злость.

По внутренним правилам после 22:00 автозвукеры не шумят. В последнее время увеличилось количество автомобилей с громким звуком, поэтому полиция уже не так лояльно относится к нарушению общественного порядка. В первый раз предупреждают, во второй могут и забрать в отдел.

Правил кодекса всего шесть. Большинство из них относятся только к соревнованиям, например, сделать всё возможное, чтобы о соревнованиях было положительное мнение как о спорте, или вести себя профессионально. Но два нужны для того, чтобы поддерживать репутацию сообщества – не использовать свою систему таким образом, чтобы она причиняла неудобства окружающим или могла привести к травмам.

Новички, окрылённые громким звучанием музыки, не всегда сразу начинают понимать ценность кодекса и правил. Именно из-за них, по мнению Ростислава, о движении формируется не самое лучшее мнение в обществе. Те, кто занимаются автозвуком профессионально, не нарушают правила кодекса. Даже крупные встречи автозвукеров обычно проходят в том месте, где громкая музыка никого не разбудит и не потревожит – в Петербурге, например, таким местом стала стрелка Васильевского острова, где возле Невы совсем нет жилых домов и тех, кому звуки могут помешать.

– В семье, конечно, не без урода. Находятся индивиды, которые включают музыку по ночам в жилых районах, а то и во дворах. Портят мнение сразу обо всех.

Автозвук – только часть большой субкультуры тюнинга, но часть яркая и довольно масштабная. Большое количество людей увлечены совершенствованием аудиосистем своего автомобиля. Например, аудитория канала Ростислава – 675 тысяч подписчиков, самое популярное видео посмотрело почти три миллиона человек.

Текст: Полина Колосова
Фото из архива героя

Posted in Общество and Tagged популярное

Posted by: Развилка

Новое медиа про людей, которые создают и исследуют современный мир. Развилка не выбирает хороших или плохих героев, лёгкую или сложную дорогу – свой правильный путь прокладываете вы.

В основе заблуждения – смешение понятий номинальной и максимальной мощности. Производители аудиоаппаратуры (причем не только автомобильной) любят указывать цифры пиковой мощности, не поясняя, что значения эти можно получить только при испытании акустики на специальных стендах. Потребитель же двести ватт не получит по определению. Вместо этого можно поискать параметры номинальной, то есть реально достижимой мощности – если найдете хотя бы надпись "4х15 Вт", уже есть повод для радости – ваша магнитола не самая плохая.

Откуда же берется такая значительная разница показаний? Говоря о пиковой мощности, следует иметь в виду, что это – некий предел, по достижении которого для аппаратуры наступает конец. В прямом смысле слова это испытание техники на прочность.

Красивых цифр пиковой мощности можно достичь по-разному. Один из способов заключается в охлаждении аппаратуры жидким азотом. Перегревшаяся, на грани выхода из строя техника немного остынет, и вот тут-то из нее выжмут последние соки, что даст повод прилепить потом на серийный образец яркую наклейку с обещанием тех самых двух-трех сотен ватт. Дешевые азиатские бренды, впрочем, не столь щепетильны. Без каких-либо испытаний они заявляют высокую мощность, цифры которой взяты с потолка. Риск нулевой: у потребителя почти никогда нет возможности эти цифры проверить.

Миф 2. "У меня хороший дорогой автомобиль, следовательно, и "музыка" в нем отличная"

В этом очерке мы отталкиваемся от понятия "качественный автозвук", что подразумевает собой первоклассные компоненты, грамотно подобранные друг к другу и установленные на автомобиль профессионалами. Развенчать этот миф поможет экономика: за все хорошее надо платить. В конечном счете – потребителю, но сперва – все же производителю. Ему это невыгодно: не факт, что машина с приличным довеском в цене будет хорошо продаваться. Да и оценят классную аудиосистему только профессионалы, которые все равно всегда стремятся что-либо доработать самостоятельно. По мнению специалистов, автомобилей с хорошей штатной аудиосистемой – единицы.


Миф 3. "В моей машине 12 динамиков, вот это звук так звук!"

Качество звука в машине достигается не количеством динамиков. Если аппаратура посредственная, то эффект будет даже обратный: шумы и хрипы обрушатся на вас из всех 10 (12, 18 и т.д.) динамиков. Зачастую достаточно мощного "фронта", сабвуфера и 4-канального усилителя, чтобы машина "зазвучала" красиво и сильно. Количество штатных динамиков в автомобиле определяется не инженерами, а маркетологами. В премиум-сегменте счет идет уже на добрых два десятка (аудиосистема Mark Levinson в Lexus включает в себя 19 колонок, разбросанных по всему салону), однако основная функция таких систем, за редким исключением, имиджевая. Нередко размер, форма и место установки динамиков зависит от прихоти дизайнера. Ты увидишь красивую колоночку где-нибудь у линии обреза лобового стекла и никогда не догадаешься, насколько она "пустая".

Миф 4. "Активный сабвуфер заменит мне целую кучу других компонентов"

От обычного сабвуфера активный отличается тем, что в одном корпусе с ним размещен также и усилитель. Между тем, тесное соседство этих компонентов признается спорным с точки зрения эффективности. Вариант, когда сабвуфер размещен в багажнике, а усилитель – в салоне (например, под сиденьем), предпочтительней. Разумеется, активный сабвуфер больше по размеру – у отдавших ему предпочтение в багажнике ездит этакий дюжий "бочонок". Как же тогда родился миф? Ответ лежит в области психологии: ну, как "активный" может быть хуже "пассивного".

Миф 5. "Больше функций, хороших и разных"

Погоня за дополнительными функциями в тех или иных приборах – своего рода мания как у производителей, так и у потребителей. Телефон без интернета – не телефон, аудиосистема без телевизора и навигации – третий сорт вчерашнего дня. Хорошо, пусть будет день сегодняшний и выбор между двумя "или": или все это будет работать, но вполсилы, или что-то будет работать хорошо, а что-то неважно. Смешивать все в одну кучу имеют обыкновение фирмы, борющиеся за покупателя в нижнем ценовом сегменте. Солидные бренды, наоборот, стремятся "отделять мух от котлет"; так, например в головных устройствах Pioneer радио существует совершенно обособленно от проигрывателя дисков.

Миф 6. "Все компоненты должны быть одной марки"

Понять логику этих людей можно легко. Человек открывает специализированный журнал, читает сравнительный тест головных устройств и видит, что победителем вышло изделие фирмы N. Дойдя до этого места, человек закрывает журнал и отправляется покупать магнитолу N, колонки N, N-сабвуфер и усилитель. Собрав весь этот N-набор, он, пожалуй, даже останется доволен результатом (если не собственно звуком, то хотя бы – морально, что все сделал правильно). А между тем, фирмы, производящие лучшие головные устройства, оказываются слабы в изготовлении прочей акустики, и наоборот.

Производят же ее единственно для того, чтобы линейка компонентов была представлена по максимуму. Чем объяснить парадокс? Разберите магнитолу и динамик и посмотрите, что находится внутри того и другого. Грубо говоря, в первом случае используется микроэлектроника и соответствующие технологии, во втором случае – макроэлектроника. Грамотный продавец обязан ввести покупателя в курс дела, а неграмотный (либо безынициативный) продаст тот самый N-набор. В фирменном N-мешке.

Миф 7. "К моему "Форду" лучше всего подойдет "фордовская" акустика"

Такое заключение не выдерживает всякой критики, однако само по себе заблуждение простительно. К автомобилю действительно нужно подбирать только родные детали – свечи, лампочки, тормозные колодки. Однако "музыка" в этот список не входит. Впрочем, полно, разве кто-то из автопроизводителей делает одноименную акустику? Делают, хотя и немногие. Существуют, к примеру, головные устройства Daewoo и Hyundai. Но гораздо чаще автофирмы просто заказывают "музыку" на стороне, а потом ставят свой логотип. В этом случае мнение, составляющее седьмой миф, можно понимать так: "штатная аудиосистема моего автомобиля – лучший для него вариант". Мы уже говорили, что классные аудиосистемы штатно не устанавливаются.

Тем, кто считает себя искушенным аудиофилом, при покупке машины лучше сразу отказываться от базовой аудиосистемы, если это возможно. Помимо чистой выгоды вы облегчите жизнь и установщикам, избавив их от лишней работы. Здесь же коснемся и другого близкого по смыслу мифа: дескать, штатная аппаратура у меня, может, и не совсем хороша, а вот куплю-ка я сабвуфер подороже и этим поправлю дело. Не удастся – хорошая техника работает только с хорошей техникой, а с посредственной и сама халтурит.

Миф 8. "Акустика N – победитель соревнований по автозвуку, поэтому я выбираю ее"

Соревнования соревнованиям рознь. О состязаниях "эс-пи-эльщиков" (SPL – Sound Pressure Level, уровень звукового давления) мы слышим гораздо чаще, нежели о состязаниях, определяющих самую качественную аудиосистему. Со звуковым давлением все понятно: автомобиль начиняют всевозможными "бухалками" до предела, усиляют стекла, чтобы те не повылетали, а чтобы не оглохнуть, на соревнованиях запускают все это добро с пульта, находясь в отдалении.

Качество же определяется вовсе не громкостью. Здесь исследуют общий состав музыкального фона и влияние его составляющих (тонов и полутонов, инструментальных партий отдельно от вокальных и т.д.) друг на друга. Для этого специально подбираются записи различных музыкальных стилей. Качественный звук, если говорить по-простому, позволяет услышать все музыкальные "фишки" как вместе, так и по отдельности. И какой же аспект вам ближе?

Миф 9. "Лучший кузов для установки аудиоаппаратуры – седан"

Древнее мнение, относительно которого, впрочем, сейчас почти не заблуждаются. Суждение являлось справедливым еще лет десять назад, когда под аудиосистемой подразумевали только магнитолу с колонками, а о сабвуферах слышали немногие. Аргумент выдвигался такой: только в седане полка позади задних сидений закреплена жестко, в хэтчбеках и универсалах она подвижная. Следовательно, в последних двух кузовах задние динамики будут испытывать тряску, что отразится на качестве звука.

Миф 10. "Я куплю себе конденсатор и буду часами слушать музыку, не опасаясь за аккумулятор"

Роль конденсатора в акустической системе – накапливать энергию, быть энергетическим буфером, готовым при первой необходимости эту энергию отдать. Но смысл конденсатора не в том, чтобы заменить аккумулятор. Конденсатор в любом случае питается от аккумулятора; он просто включен в электрическую цепь как дополнительное звено. Опять же, производительность конденсатора оценивают не в длительности прослушивания музыки при неработающем моторе. У конденсатора очень узкая специализация: в случае, если заряда аккумулятора может просто не хватить (к примеру, включены иные потребители энергии), отдать часть своей энергии для обеспечения нормального звучания. Конденсатор нужен далеко не каждой аудиосистеме, а лишь наиболее мощным из них (выдающим несколько сотен Вт фактической мощности).

Миф 11. "Вообще-то я в электрике разбираюсь. Свою аудиосистему я установлю сам"

Тяжелое наследие прежних десятилетий, когда автовладелец обязан был быть сам себе маляр, моторист, токарь и электрик. Необходимость быть ремонтником широкого профиля сошла на нет, мы ездим на современных машинах, но отголоски эпохи иногда еще возникают. Чаще всего – во имя экономии, конечно.

Никто не будет спорить, что врезать в приборную панель магнитолу несложно. Но это обывательский уровень, а мы сегодня ведем разговор о профессиональном автозвуке. Десятки компонентов, выбранные из сотен комбинаций, соединяются метрами проводки, на что уходят не одни сутки (соединить компоненты – полдела, надо еще кропотливо "выслушивать" "сцену", добиваясь идеальности). Чтобы наслаждаться музыкой в салоне автомобиля, надо помнить о том, что помимо сборки компонентов в одно целое, системе предстоит еще и настройка. Ведь, как было упомянуто выше, хороший звук отличается от обычного нюансами.

И здесь слабую подготовку показывают не только гаражные умельцы, но и – возьмите на заметку – мастера-установщики дилерских центров. Штатной единицы "мастер по автозвуку" нет, есть – "мастер по дополнительному оборудованию". Сегодня это сабвуфер и усилитель, завтра – пластиковый обвес и ксенон, послезавтра – защита картера двигателя. Понятно, что некачественная работа не даст в полной мере раскрыть потенциал даже дорогого оборудования.

Миф 12. "Ерунда все это. Классную "музыку" можно купить за пять тысяч – места надо знать"

За пять тысяч – однозначно нельзя. Нельзя и за десять, либо – вы все же ищете какой-то средний вариант. Скупой все равно платит дважды – помните об этом, вступая в погоню за звуком. Определившись со своими желаниями, покажите свой автомобиль специалистам. Для любой машины есть стандартный алгоритм переоборудования; можно последовать ему, можно сообща разработать индивидуальный путь. Главное – заниматься автозвуком должны специалисты по автозвуку. Как гласит английская поговорка, The shoemaker makes good shoes because he makes shoes and nothing more – "сапожник делает хорошую обувь потому, что он делает обувь и ничего кроме этого"


Если вы начали увлекаться автозвуком, то этот материал будет вам полезен. И наверняка поможет не совершить фундаментальные ошибки на старте вашего увлечения. Это позволит сэкономить финансы, нервы и время.

1. Отсутствие направления

Часто бывает так, что человек познакомился с автозвуком, побывл на соревнованиях или увидел видео в сети или услышал музыку, валящую из проезжающей машины и загорелся. Но вот что именно ему нужно не представляет.

Планирование автозвука


Тут важно понять в какого характера система вам нужна: исключительное качество звучания, без компромиссная громкость, что-то среднее между этим, звуковое давление или ветер от баса. Дело в том, что все это разные направления в автозвуке и построение аудиосистемы под желаемый результат будет сильно отличаться. И может оказаться так, что на середине создания вашего проекта, вы вдруг поймете, что делаете не совсем то, чего на самом то деле хотите и неизбежно придется менять концепцию и компоненты. По этому сначала изучите подробнее особенности каждого вида и определитесь хотя бы с общим направлением, что бы сразу двигаться в нужную вам сторону.

2. Отсутствие шумоизоляции

Одна из самых распространенных ошибок, в большинстве случаев касающаяся казуальных любителей, которые только решили проапгрейдить штатную аудиосистему — это ситуация когда человек покупает новые динамики или магнитолу (головное устройство) для улучшения качества звучания, но не занимается подготовкой хотя бы дверей или попросту шумоизоляцией.

Шумоизоляция дверей

В таком случае упускается очень большой положительный эффект. Скажу больше, если в балансируете на грани улучшения звучания вашей системы, то начните не с покупки динамиков, а сделайте шумоизоляцию дверей, хотя бы только передних. Это сильно улучшит качество, а так же добавит общего комфорта в пользование автомобилем. Зачастую, многие бывают полностью удовлетворены улучшением звучания, без замены компонентов. Но конечно и много тех, для кого это становится первым шагом к плотному увлечению автозвуком.

3. Покупка сабвуфера без оценки свободного места

Частая ошибка это покупка или выбор сабвуфера без предварительной оценки свободного пространства в автомобиле. Бывает так, что сабвуфер или сабвуферы уже приобретены, а хороший корпус для них не входит в автомобиль или в пространство, которое можно для этого выделить. Ситуация получается патовая.

Большой сабвуфер

Поэтому, обязательно сначала измерьте ваше свободное пространство, прикиньте объем который сможете выделить под сабвуфер, и уже исходя из этого выбирайте размер и количество сабвуферов. Помните одну важную деталь, что в некоторых седанах корпус, который может свободно поместиться в багажнике, не всегда пройдет через его проем. Это нужно учитывать.

4. Вкладывание бюджета во что-то одно

Распространенная ошибка новичков в автозвуке, это вкладывание большинства денег в какой-то один компонент системы.

огромный сабвуфер

5. Не правильное питание

Отсутствие хорошего или, другим совами, достаточного питания для аудиосистемы — очень частая ошибка или упущение, которое приводит к целому букету проблем. Это и возможный выход из строя компонентов, моргание фар, различные перегревы, просады и т.п.

Обычно люди просто покупают набор для подключения, не обращая внимание на необходимость согласования сечения проводки с потреблением или мощностью системы. Либо же делают апгрейд системы без замены питания.

Как ни крути, но питание это фундамент автозвуковой системы и именно с него нужно начинать постройку и проектирование. Поэтому, если вы решили увлечься автозвуком, то начните с изучения данного вопроса. Подробнее об этом можно прочитать в статье — Как подключать усилители.

конденсатор

Сюда же можно отнести покупку конденсатора. В большинстве случаев это пустая трата средств и лучше их вложить в хорошую проводку. Подробнее о конденсаторах можно прочитать тут — Для чего нужны конденсаторы.

6. Акцент на тыловой акустике

Еще одно заблуждение — это вкладывание основного бюджета в тыловую акустику. Распространенное желание поставить побольше овалы, да по мощнее колонки в заднюю полку, чтобы оттуда долбило.

Овалы в полку

Но дело в том, что хорошее звучание достигается, в том числе, за счет правильного расположения акустики перед слушателем. И обычно, если люди, послушавшие правильную систему с грамотным расположением фронтальных динамиков, к концепции тылового звучания уже не возвращаются.

Тыловые динамики лучше использовать как легкую поддержку основного звучания, иногда это может добавить целостности к общей звуковой картине.

7. Покупка мощных динамиков

Частой ошибкой является покупка слишком мощных динамиков для аудио системы. Не редко, начинающие думают, что чем больше Вт указано на динамике, тем громче он будет играть. Но на самом деле эти цифры говорят о том, сколько динамик выдержит. И чем он будет мощнее, как правило, тем труднее усилителю или магнитоле (которые остались прежними) будет его двигать, от этого может не хватать громкости и пользователь вынужден выкручивать уровень или гейн до упора, что загоняет динамик в клиппинг, от чего этот динамик или сабвуфер может выйти из строя.

Если такое происходит, то человек может подумать, что динамики сгорели, потому что были слабыми и покупает новые с еще более высокими значениями, а этим только усугубляет ситуацию.

8. Ориентация на максимальные значения мощности

Да, к сожалению в магнитоле и близко нет заявленных 50 Ватт на канал, но это не катастрофа, а просто реалии рынка, просто это нужно знать. Так же вы не получите 1000 Ватт с усилителей на коробке которых ярко красуется такая цифра с гордой припиской MAX. И обычно чем она больше и красочней, тем меньше в этой информации правды. Но нужно сказать, что в основном это касается бюджетного сегмента.

активный сабвуфер


Просто при выборе ориентируйтесь на мощность, которая обозначается RMS, а не на максимальную. Да RMS это не совсем долговременная мощность (это тема для отдельного материала), но, тем не менее, она будет для вас наиболее надежным ориентиром. Подробнее о подборе компонентов читайте в статье — Как выбрать усилитель.

9. Минус с кузова — это плохо

И напоследок — еще одно очень распространенное заблуждение, которое больше относится к людям уже как-то знакомым с автозвуком.

минус с кузова

Бытует мнение, что минус с кузова хуже для питания чем отдельная протяжка и вообще это не по фен-шуй. На самом деле в большинстве случаев минус с кузова даст лучшие результаты по общей проводимости питания системы чем отдельная протяжка, а так же сэкономит вам часть средств, которые вы могли на нее потратить.
Так что минус с кузова это нормально, главное правильно организовать подключение! Подробнее читайте в статье — Как правильно подключить усилитель.


Так как аудиосистема напрямую не влияет ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, музыка традиционно становится тем местом, где автопроизводители стараются сэкономить. Как правило, они не ставят в свои машины китайский ноунейм, который будет портить статистику поломок, а сотрудничают с именитыми производителями. Однако надо понимать, что почти у любого производителя есть бюджетные и простые решения, которые и идут в ход.

Если не брать во внимание премиум марки типа Lexus, BMW, Range Rover, Mercedes, то штатная музыка с завода — это ерунда на постном масле, годная разве что для прослушивания радио или колыбельных для детей.

И даже покупка Мерседеса не гарантирует хорошего звучания. Как правило, в машинах премиум класса по умолчанию ставится музыка среднего качества, а вот за доплату в 200+ тысяч рублей уже предлагают действительно хорошую музыку типа Mark Levinson, Harman Kardon, Bang&Olufsen, Focal и так далее.

В общем, если хочется в дороге наслаждаться не только радио, но и слушать музыку разных жанров, надо менять штатную акустику на новую.

Многие, кто никогда не слышал, как звучит хорошая акустика, считают, что им то с музыкой в машине повезло, но, повторюсь, в 99% случаев (если не брать в расчет премиум автомобили) это не так.

Я не буду вдаваться в сильные дебри по поводу того, как сделать, чтобы машина заиграла по-новому и качественно, не буду говорить о настройках, материалах, проводах, контактах, технологии производства и так далее. Расскажу лишь, что нужно сделать обязательно, так сказать, для чайников. Чтобы далекий от автозвука человек примерно понимал стоимость. А тем, кому нужно, чтобы было лучше всех и кого бюджет неограничен, лучше обратиться в профессиональную студию автозвука с хорошими отзывами и победами в конкурсах.

Что делать

Многое зависит от головного устройства. Если магнитола умеет читать все форматы, имеет блютус, usb, слот для SD-карт и так далее — это не говорит, что она будет выдавать качественный звук. Одной только заменой головного устройства можно улучшить качество звука. Но улучшение это будет не радикальным, поэтому идем дальше.

И вот ещё одно важное замечание. Производители прекрасно понимают, что большая часть потребителей смотрит на то, что видно и не особо понимает в том, что спрятано от глаз. Поэтому делают большой монитор, красивую подсветку, большую встроенную память, дизайн, много бесполезных функций, но технические характеристики и используемые детали оставляют желать лучшего.

Так что не ведитесь на китайские ноунейм-магнитолы с сенсорными экранами, Android Auto и огромной памятью, лучше купите качественную японскую или европейскую 1DIN магнитолу с качественными компонентами и жестким контролем-качества. Она будет не такой крутой внешне, зато играть будет лучше.

Практически у всех головных устройств есть встроенный усилитель. Но он скорее для галочки, нежели для серьезных целей. Встроенный усилитель реализует возможности только самых бюджетных динамиков.

Лучше купить динамики и головное устройство попроще, но не экономить на усилителе. В итоге будет громче и качественнее, потому что динамики будут отыгрывать на 100%, а вы будете слышать разницу и понимать, на что потратили деньги.

У динамиков очень много характеристик. Часто смотрят на максимальную мощность и количество. Но это чисто маркетинговые характеристики, которые любят выносить на упаковку. Они не играют вообще никакой роли. Максимальная мощность — это вообще какая-то абстрактная величина, которую вы никогда не получите. Число полос не так важно, как материал из которого сделаны диффузоры и все остальное. Не имеет никакого значения размер магнита, на который так часто смотрят.

Не стоит покупать акустику от неизвестных производителей. Это, как и с любой техникой и автомобилями. Нельзя просто так взять и сделать хороший продукт класса Hi-Fi или Hi-End, если нет опыта. Даже если поставить самые дорогие компоненты и использовать дорогие материалы. К тому же дешевая акустика служит обычно не дольше нескольких лет.

Если вы решили подключать динамики напрямую к головному устройству (чтобы было максимально бюджетно), то надо покупать динамики с сопротивлением не менее 4 Ом и чувствительностью порядка 92 дБ.

И не надо думать, что чем дороже, тем лучше. Не всегда так — это раз. А два — зачастую от более дешевых динамиков можно добиться лучшего звука за счет правильной установки. Например, звук от динамиков за 3000 рублей, которые установлены в дверь на деревянный подиум с шумо-и виброизоляцией будут звучать лучше в 90% случаев, чем динамики за 6000 рублей, установленные на металл.

Количество динамиков в машине не играет решающего значения. Мощность и громкость — это не самые важные параметры. Гораздо важнее, чтобы акустика была компонентной.

Высокочастотники лучше ставить на уровне ушей или хотя бы груди (в стойках). Если они будут играть в ноги, вы их не услышите. Направлять их нужно в сторону слушателей. Ещё лучше, если будет отдельный канал для баса (саб). Саб можно размещать в любой части салона или даже багажнике. Тогда будет максимально качественно и глубоко.

Все это не удастся сделать без кроссовера, главное предназначение которого, разделение частот и отправка их на нужный канал. То есть басы кроссовер отправляет на саб, высокие частоты (флейты и всякое такое — на твитеры), а все остальное — на среднечастотники.

Установка

Про установку я уже местами говорил. Она не менее важна, чем выбор компонентов. Если кратко подытоживать, то важно обеспечить жесткое крепление к массивной детали. Если это не штатный пластиковый подиум, или вы крепите динамики большего размера, чем штатные, важно сделать подиумы или кольца-проставки из толстой фанеры или дерева.

Ещё сильно улучшит звучание даже локальная шумо- и виброизоляция. Если нет денег на полную шумку, то хорошо хоть как-то проклеить хотя бы двери. Если и на двери нет денег, то крайне желательно проклеить хотя бы места напротив тыльной части динамика. Для этого нужен лоскут поглощающего материала. Это будет совсем недорого и сделать можно самому. Уже это в значительной мере устранит нежелательные резонансы и призвуки от вибрирующего металла.

Строго говоря, не всем нужен в машине хороший звук. Так же, как и не всем нужен смартфон с хорошей камерой и топовыми характеристиками. Если вы день и ночь гоняете на машине по разбитым дорогам с пассажирами и слушаете радио, хорошая акустика вам не нужна.

Цена вопроса

Теперь о стоимости. В принципе сильно улучшить звук можно и полумерами. Например, поставив хорошую голову вместо штатной. Или установкой усилителя. Да даже проклейка дверей или локальная виброизоляция улучшит звучание даже штатной акустики. Всё зависит от бюджета.

Я на модернизацию звука в своей машине потратил примерно 48 000 рублей. У меня надо сказать получилось звучание хорошего уровня. Это не топ, но и далеко не бюджетный уровень. Я бы сказал, средне-продвинутый уровень. Не для конкурсов, а для уха.

Играет моя машина теперь намного лучше того, что было штатно, примерно на уровне тех систем, которые ставятся в недорогой премиум (типа Мерседеса А-класса без опционального музыкального пакета, Mazda с акустикой Bose и так далее). Можно было бы улучшить звук и за в два раза меньшие деньги. А если есть 100 тысяч, то можно было бы сделать ещё лучше и качественнее.

Читайте также: