Что значит кованые диски

Обновлено: 03.07.2024

Самыми последними разработками в этой области стали кованые модели. Они намного превосходят другие аналоги. Но покупают их довольно редко, так как всех останавливает не самая доступная цена. Тем не менее немалый ассортимент ставит водителей перед дилеммой: какие диски лучше, кованые или литые? Приходится делать выбор.

Пока еще ни одной компании не удалось изготовить диск, отвечающий всем запросам автолюбителей. Каждый вид имеет определенные положительные и отрицательные качества, поэтому приходится решать, что лучше – ездить на литых дисках или заменить их коваными?

Литые диски

Литые диски – изделия с оригинальной конструкцией. Технология изготовления литых автомобильных дисков считается достаточно популярной среди компаний-производителей. На подготовительном этапе проводятся необходимые измерения, а также разрабатывается дизайн готового изделия. Для создания дисков методом литья необходимо иметь специальные формы, в которые заливается раскаленный металлический сплав. На этом этапе очень важно избежать появления в структуре изделия микропор, так как это обязательно приведет к деформации диска при больших механических нагрузках.

Литые диски


Литые диски

Прочность важных автомобильных деталей зависит от толщины стенок. Заготовки, изъятые из литейных фор, проходят термическую обработку. Такая процедура заключается в сильном нагревании изделий и моментальном охлаждении. На завершающем этапе диски обтачивают и покрывают специальной антикоррозионной краской. Литые диски имеют много преимуществ перед аналогичными деталями, изготовленными другими методами:

  1. Небольшой вес, который дает возможность экономить расход автомобильного топлива.
  2. Рабочие узлы, принимающие участие в торможении транспортного средства, отличаются высоким уровнем износостойкости.
  3. При разгоне машины наблюдаются повышенные параметры плавности.
  4. Изделия обладают способностью к самоочищению от различных инородных предметов или веществ.

Как определить кованый диск?

Несмотря на всё вышеперечисленное, вопрос о том, как определить кованый диск или литой, остаётся актуальным. Итак: на какие параметры нужно обратить внимание для того, чтобы не попасть впросак и не переплатить за литой диск вместо кованого?

К сожалению, цена далеко не всегда является определяющим фактором того, литой перед Вами диск или кованый. Обусловлено это непорядочностью продавцов, которые, зная об этой особенности, нередко искусственно завышают стоимость литых дисков. Для того чтобы гарантированно приобрести кованые диски, обращайтесь в !

Штампованные автомобильные диски

Штампованные автомобильные диски – сочетание простоты изготовления и доступной стоимости. Автолюбителям, предпочитающим покупать более дешевые аксессуары для транспортных средств, специалисты советуют приобретать диски, изготовленные методом штамповки. Процедура их изготовления достаточно простая: из металлических листов вырезаются обода и сердцевины, которые соединяются с помощью сварочных аппаратов. Диски, произведенные таким способом, представляют собой группу наиболее дешевых колесных атрибутов. Доступная стоимость – это наиболее весомое преимущество штампованных изделий.

Штампованные автомобильные диски


Штампованные диски

Кроме этого, диски отличаются хорошей ремонтопригодностью. Деформированные изделия легко прокатываются в шиномонтажных мастерских на специальных станках. Однако такие аксессуары больше подходят для простых автомобилей, не отличающихся большой мощностью. Это объясняется тем, что колеса с такими дисками не обеспечивают достаточного уровня охлаждения тормозной системы, и не могут гарантировать безопасность передвижения автомобилей с мощными моторами.

Одним из недостатков штампованных дисков считается их вес. Он значительно превышает автомобильных аксессуаров, изготовленных методом литья. Большой вес колес всегда негативно отражается на комфортабельности средства передвижения. Кроме этого, он способствует сокращению срока службы элементов подвески.

Как отличить кованые диски от литых

Сегодня на ваш автомобиль можно приобрести совершенно разные колеса. Это касается не только их великолепного дизайна, но технологии производства. Помимо штампованных и литых, в продаже все чаще стали появляться кованые диски. Создаются они методом горячей штамповки, но не из стали, как старые добрые колеса Жигулей, а уже из того же сплава, что и литые колеса.

И тут возникает одна интересная проблема – иногда при попытке купить кованые диски вы можете получить в свои руки обычное литье. Надо в общих чертах понимать, как отличить кованые диски от литых. Это действительно очень сложно, почти нереально без применения специализированного оборудования и сложных исследований. Остается только рассчитывать на компетентность продавца, а также на его честность, разумеется.

Но в народе есть свои способы различия литых и кованых дисков. Маркировка – наиболее популярный из них. Итак, служебная маркировка в дисках кованых серийного производства является вдавленной, а в литых – выпуклой. Причиной, как вы догадались, являются технологии – штамповка и литье соответственно.

Тем не менее, из данного правила есть многочисленные исключения, причем в обе, так сказать, стороны. Так что не рассчитывайте особо на то, что диск с вдавленной маркировкой будет гарантированно кованым, а не просто отлитым из алюминиевого сплава. Чаще всего исключениями становятся диски, выпущенные под заказ различными тюнинговыми ателье, а также серьезными автопроизводителями.

Если заглянуть в спецификации производителя, то можно увидеть, что литые диски там обозначаются латинским словом FORGED, а кованые – CAST. Правда, на самих дисках такие слова встречаются крайне редко, а дешевое литье из КНР либо других стран может вообще иметь на себе слово, присущее по праву кованым дискам. Однако, тут уловка рассчитана, прежде всего на ваш разум: кованые диски никогда дешевыми не бывают и дешевле высококачественного литья уж точно не стоят.

Отличие кованых дисков от литых

Можно отличить хотя бы косвенно кованые диски от литых по форме, массе и внешности изделий. Кованые диски всегда обрабатываются на фрезерных и токарных станках, отчего их формы всегда более ровные – точеные, скажем так. Правда, сегодня это различие уже очень трудно зафиксировать. Зато вес и поныне у кованых колес легче на добрую четверть (20-30%), нежели у литых, но и это правило работает лишь для высококачественных дисков, произведенных точно не в РФ или том же Китае.

И, наконец, качественные кованые диски стоят сравнительно много – литые на их фоне выглядят примерно как штамповка из стали на фоне литья.

Главные отличия литых и штампованных автомобильных дисков

Сегодня на рынке автомобильных аксессуаров представлены многочисленные модели дисков. Все они отличаются хорошим уровнем прочности, долговечностью эксплуатации и высоким качеством. Однако более перспективными считаются литые изделия, так как они значительно улучшают динамику машины и создают привлекательный внешний вид. Диски, изготовленные методом штамповки, специалисты рекомендуют использовать в комплекте с зимней резиной. Это помогает экономить расходы на обслуживание транспортного средства.

Автомобильные аксессуары, для производства которых используются разные методы, отличаются многими параметрами:

  1. Вес литых дисков намного меньше штампованных.
  2. Металлические сплавы, которые используются для литья, более устойчиво переносят воздействие агрессивной среды, чем сталь для штамповки.
  3. Штампованные аксессуары отличаются высоким уровнем пластичности. Это помогает избежать расколов при нанесении сильных механических ударов.

При сравнении литых и штампованных дисков видны явные отличия использованных технологий и материалов для процесса производства. Изделия, изготовленные методом штамповки, значительно уступают литым в дизайнерском плане. Владельцы автомобилей предпочитают их закрывать пластиковыми или металлическими колпаками.

Авто и мотоКомментировать

Кованые диски

В принципе, эти конструкции имеют много общего. Они изготавливаются из одинаковых сплавов, однако их обработка проходит по-разному. Кованое изделие становится намного прочнее и легче в сравнении с литым.

Они способны гнуться, почти никогда не трескаются. Однако стоят очень дорого – это связано с технологией изготовления, которая отличается сложностью и длительностью. Производство кованых дисков состоит из специально разработанных технологических операций:

  • Горячее штампование,
  • Химическая обработка.

Такая технология не дает возможности производителям создать большой ассортимент дисков, отличающихся своим дизайном.

Кованые модели легко переносят сильные морозы, нейтральны к большой влажности, а также атмосферным явлениям. Никогда не ржавеют, поэтому их не обрабатывают специальными защитными растворами.

Чтобы произошла деформация кованого диска, потребуется приложить большие усилия. Он будет только гнуться.

Преимущества

  • Надежность.
  • Повышенная прочность.
  • Долговечность.
  • Небольшая масса.
  • Уменьшает расход топлива.
  • Облегчает управление автомобилем.

Кованые обода получаются методом прессования с последующей закалкой. Поэтому в них отсутствуют скрытые раковины. В результате повышается прочность изделия, оно никогда не трескается.

Такая технология позволяет придать спицам оригинальный вид, сделать колесо более легким и красивым.

В чём преимущество кованых дисков?

Эксперты отмечают, что кованые диски несколько легче литых и при этом обладают более высокой ударопрочностью, они редко гнутся и разламываются.

Однако ударопрочность одновременно является и недостатком таких дисков, отмечают некоторые автопорталы. При ударе о большую яму на большой скорости кованый диск, скорее всего, уцелеет. Но при этом вся сила удара перейдет на автомобильную подвеску. Поэтому при использовании кованых дисков подвеску стоит усилить.

Чем они отличаются от литых?

Техникой производства. Как и литые диски, кованые изготавливают из металлических сплавов. Чаще всего используется алюминиевая основа. Отличие же заключается в технологии производства.

Литые диски делают методом заливки расплавленного металла в готовые формы. При этом сразу же формируется структура обода вместе со спицами. После того, как заготовка застыла, её извлекают из формы, удаляют лишний материал и отправляют на механическую обработку. На последнем этапе производства готовые диски тестируют при определённых скоростных и ударных нагрузках.

Кованые диски производятся путем промышленной горячей штамповки. Из расплавленного металла изготавливают заготовки цилиндрической формы, затем они проходят несколько этапов прессования. Первый пресс содержит усилие в 10 тонн, а второй уже в 20 тонн. Так формируется сплошной колёсный обод без спиц и отверстий. После прессовки диски отправляются на металлорежущий аппарат, где в них формируются спицы и необходимые отверстия, а также обрабатываются края. На завершающей стадии производства, как и литые диски, кованые проходят процесс тестирования на специальном оборудовании.


Даже старый непривлекательный автомобиль может стать симпатичным, если на него установить красивые колёса. Наибольший эффект машине придают кованые диски. Если 25-30 лет назад достать такие обода было сложно, то в наше время рынок изобилует различными моделями колёс. Дополняет эстетичный внешний вид машины, практичность — от эксплуатации кованых дисков с целым рядом преимуществ.


Колёсный диск – это один из основных элементов конструкции автомобильного колеса. Основная функция диска, это передача крутящего момента от приводного вала, через покрышку, на дорожное полотно. Колесный диск состоит из двух элементов: сердцевины и обода. На легкосплавных моделях, эти компоненты составляют единое целое.

Обычный, стальной диск, изготавливается из двух частей, которые соединяются между собой сварными швами.


В конструкции могут быть использованы различные металлы: сталь, алюминий, титан, магний и медь. В основном, автомобили комплектуются стальными и алюминиевыми дисками. В недавнем прошлом, легкосплавные обода изготавливались из магния. Но на смену устаревшим технологиям и более дорогому металлу пришёл сплав из алюминия и титана.

Кованные колесные диски – особенности и преимущества



При повреждении, кованый диск достойно переносит рихтовку, правку или прокатку. При меньшей концентрации магния в сплаве, на поверхности не появляется окисление.

Из чего изготавливают кованые диски


Кованые диски изготавливают из 97% алюминиевого сплава. Изначально, металл плавится при t 700°С и проходит насыщение аргоновым газом. Таким образом из металла удаляется водород и повышается его прочность. Затем, к расплавленному алюминию добавляется титан и магний, которые также необходимы для прочности изделия. В процессе, образуется оксид алюминия, словно пена на бульоне. Образовавшийся оксид удаляется. После этого, готовая смесь отправляется в матрицу, которая формует металл в столбы. Это и есть сырьё для производства кованых дисков.

Технология изготовления кованых дисков

Процесс изготовления кованных дисков происходит при помощи прессовальных станков, напоминающих наковальню. Изначально, алюминиевые столбы нарезаются на части (заготовки, болванки). Можно сравнить это действие с распиловкой брёвен на чурбаки. Одна болванка, это один будущий диск. От 12 до 14 заготовок помещаются на подвижный стеллаж, который отправляется в печь. Там болванки нагреваются до t 500°С. Это придаёт структуре металла мягкость, для ковки.


Как подобрать колесные диски к автомобилю


Если вы решили приобрести для своего автомобиля кованые диски, то следует их выбирать по типоразмеру. Например, для ВАЗ-2110, параметры обода такие: 5Jx14/H2/ЕT35/4×98/DIA 58.6. Расшифровываются они таким образом:

  • 5 – ширина диска в дюймах между закраинами;
  • J – форма закраины борта (практически у всех одна и таже);
  • 14 – диаметр обода для покрышки;
  • Н2 – наличие 2 хампов (Hump), это посадочные борта для шины;
  • ЕT 35 – вылет диска положительный, равный 35 мм;
  • 4×98 – разболтовка: диск крепится на 4 болта, а 98 – это диаметр всех 4 крепёжных отверстий по центрам;
  • DIA 58.6 – диаметр центрального отверстия составляет 58.6 мм.


  • в перчаточном ящике (бардачке);
  • на обратной стороне лючка бензобака;
  • на стойке дверного проёма с водительской стороны.

В конечном счёте, маркировка есть и на самих дисках. У штамповок снаружи обода. На литье, на внутренних полостях спиц.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться


Treadwear — индекс износостойкости шин: что это, на что влияет


Сборные диски — что это? Как устроены? Особенности. Как подобрать?


Ошиповка зимних шин — что это? Способы дошиповки? Как сделать своими руками?


Чтобы взбодрить внешний вид любого автомобиля, достаточно поставить на него красивые колёса. Эталонными считаются кованые диски. Современный рынок предлагает широкие модельные и размерные ряды ободьев данного типа. Помимо красоты, диски из алюминия очень практичны: снижается расход топлива, и повышаются динамические характеристики. Далее расскажем, в чём особенности кованых дисков, и какие параметры необходимо учитывать при подборе.

Что такое колесный диск


Колесо для легкового автомобиля, как правило, состоит из двух деталей: шина и диск. Иногда присутствует третий элемент – пневматическая камера. Любой обод является посредником. Он выполняет задачу по передаче вращающего момента с приводного вала на покрышку, которая соединяет машину с дорогой. Легковые диски изготавливаются из стали и алюминия. Последняя категория делится на две группы: литые и кованые. Они различаются по технологии производства, поэтому эксплуатационные характеристики у них тоже разные.

В чем особенность кованных дисков



  • Недостатки:
    • Высокая стоимость.
    • Сложно купить поштучно.

    Среди российских производителей дисков, эксперты особенно выделяют компанию К&К. Её продукция использовалась в первичной комплектации автомобилей многих моделей: ВАЗ, UAZ Patriot, Ford Focus, Kia Spectra, а также Renault Logan и Duster. На свои колёса изготовитель даёт пожизненную гарантию. С такими характеристиками средняя цена комплекта дисков стоит от 20 тыс., руб. Дороговато, но диски себя окупают, благодаря повышенному сроку службы.

    Из чего изготавливают кованные диски


    Для производства кованых ободьёв используется лёгкий парамагнитный металл, который на 97% состоит из алюминия, а на оставшиеся 3% — из магния и титана. Как правило, сырьё поступает на завод в виде стрежней или столбов (форма бар 6061). Некоторые предприятия используют исключительно авиационный алюминий марки 6061-Т6.

    Технология изготовления

    Изначально столбы нарезают поперёк, на ровные шайбы. Средний вес одной заготовки достигает 12-14 кг. Затем шайбы размещают на специальном стенде по 12 шт., после чего отправляют в печь. Здесь болванки нагревают до температуры 500°C, что делает их мягкими. Затем, горячие заготовки устанавливаются в ротационных станках, где в процессе вращения и давления прессом им придаётся форма обечайки. С виду они становятся похожи на большие, толстостенные кастрюли.


    Какие параметры нужно учитывать при подборе дисков

    Все колёсные ободья имеют определённый типоразмер. Таким образом, одну и ту же модель продукта, но разного размера, например R13 – R18, можно использовать на автомобилях различных классов. Чтобы информировать покупателя о параметрах изделия, изготовитель наносит маркировку размеров на обод. На легкосплавных дисках, как правило, сведения с внутренней стороны. Рассмотрим на примере диск для Lada X-ray – 6J R15 ET40 PCD4x100 DIA60.1:

    Кованые диски черного цвета

    • 6 – ширина обода в дюймах;
    • J – тип закраины обода;
    • R 15 – монтажный диаметр для шины в дюймах;
    • ET 40 – вылет диска в мм;
    • PCD 4×100 – сверловка: 4 монтажных отверстия, с общим диаметром по центрам 100 мм;
    • DIA 1 – центральное отверстие под ступичный цилиндр в мм.


    Если колёса установлены на машину, то найти маркировку на внутренней стороне обода очень сложно. Поэтому автопроизводитель дублирует информацию на кузове машины. Сведения указаны на шильдиках и таблицах, которые традиционно размещены:

    • на стойке дверного проёма с водительской стороны;
    • в перчаточном ящике (бардачке);
    • на обратной стороне лючка бензобака.

    Кованые синие диски

    В некоторых случаях автопроизводители позволяют поиграть размерами, например вместо ободьёв R15 поставить R16 или R17. Только в этом случае придётся купить низкопрофильную резину.

    Кованые диски – это легкосплавные колёса премиум сегмента. Улучшают динамические характеристики машины и позволяют экономить личный бюджет на топливе. Отличаются повышенной прочностью и длительным сроком службы. Подходят для эксплуатации в разных условиях ландшафта.

    Есть несколько основных видов колесных дисков, которые различаются по технологии производства и по используемым материалам. Все водители задумывались над вопросами – в чем разница между различными видами дисков, какие из них самые лучшие, а какие покупать не стоит.

    Какие есть основные виды дисков:

    • штампованные;
    • литые;
    • кованные.

    Штампованные диски являются самыми доступными, но в то же время и наименее надежными. Технология их производства понятна из самого названия – их штампуют из пластичной стали. Причем обод и внутреннюю часть диска штампуют по отдельности, а потом просто сваривают.

    Кованые диски1

    Литые диски полностью отливают из различных сплавов стали и алюминия. Раскаленный метал заливают в заготовки и получают готовый продукт. Такие диски отличаются легкостью из-за чего управлять автомобилем становится легче.

    Наиболее престижными и дорогими являются кованые диски. Они производятся из тех же материалов, что и литые, но вот сама технология отличается – диски сначала штампуют, а потом закаляют при определенной температуре.

    Данные диски отличаются высокой прочностью, в них практически нет пустот, они могут прослужить очень долгий срок. Для элитных автомобилей диски проходят через ручную обработку, когда отдельные элементы производятся вручную, например спицы.

    Стоит также заметить, что отличить хороший литой диск от кованного невозможно на глаз.

    Преимущества и недостатки

    Если говорить о преимуществах кованных дисков, то они на лицо:

    • легкий вес;
    • ударопрочность;
    • длительный срок службы;
    • имеют хорошую демпфирующую способность – то есть хорошо поглощают вибрации;
    • долго сохраняют свой внешний вид, легко переносят воздействие агрессивных сред.

    Соответственно, если вы никак не можете решить, какие приобрести диски, то кованные будут наилучшим вариантом. Не зря именно их используют для “обувки” грузовых машин и внедорожников.

    Кованые диски4

    Однако, как всегда найдутся и недостатки, поскольку на Земле ничего идеального пока еще не изобретено. Так вот, выбирать диски нужно не только исходя из их престижности, но и из условий дорожного покрытия в вашем регионе. Штампованными дисками обычно оснащают все отечественные легковые автомобили, по той простой причине, что они:

    • самые дешевые;
    • технология их производства наименее трудоемкая;
    • производятся из пластичных металлов и сплавов.

    Обратите внимание на последний пункт. Кованные диски хоть и отличаются умением поглощать вибрации, но их ударопрочность играет с ними злую шутку. Если водитель пропустит яму, то весь удар и вся вибрация передадутся на подвеску, хотя кованый диск при этом не пострадает. После длительной езды по таким дорогам, подвеску автомобиля ждут серьезные проблемы.

    Если же въехать в ту же яму автомобилю на штампованных дисках, то самое страшное, что случится, – диск погнется, потому что примет весь удар на себя.

    Очень интересный фильм о том как производят кованые диски (рекомендуем!)

    Читайте также: