Действие приборов освещения и световой сигнализации необходимо проверять при

Обновлено: 04.07.2024

Система освещения и световой сигнализации исправна, если все световые приборы нормально функционируют, обеспечивая заданные выходные характеристики. Она считается частично исправной, если передает полную информацию об автомобиле другим участникам движения, но не обеспечивает получения водителем необходимой информации о дороге.

О частичной неисправности системы свидетельствует увеличение угла наклона фары к дороге или выход из строя (перегорание) лампы в одной из фар дальнего света. В обоих случаях фары не мешают другим участникам дорожного движения, но заставляют водителя автомобиля для обеспечения необходимого уровня безопасности уменьшить скорость движения.

Система освещения неисправна, когда она не передает участникам дорожного движения весь предусмотренный объем информации. Неисправности фар являются признаком опасности только при ухудшении допустимого светораспределения. Любая неисправность, изменяющая функциональные свойства обязательного для применения светосигнального прибора, делает автомобиль опасным по отношению к другим участникам дорожного движения.

Чаще всего выходят из строя (перегорают) лампы. Формально эта неисправность считается незначительной, поэтому некоторые автомобили эксплуатируют с одним из двух парных световых приборов. Это является серьезным нарушением правил дорожного движения.

В процессе эксплуатации эффективность светового прибора снижается из-за уменьшения коэффициента пропускания колб обычных ламп накаливания. Не следует касаться пальцами стеклянной колбы галогенной лампы при ее установке в фару. При высокой температуре колбы жировые следы от пальцев вызывают потемнение кварцевого стекла.

Техническое обслуживание световых приборов.

При длительной эксплуатации, даже в случае точного выполнения правил технического обслуживания, изменяются оптические свойства рассеивателей. Они подвергаются воздействию твердых частиц и солнечных лучей. Относительно мягкие рассеиватели из пластмассы покрываются микровпадинами и сетью царапин, красители выцветают, у рассеивателя изменяется цвет и увеличивается коэффициент пропускания. Рассеиватель может потерять форму при перегреве, если лампа большой мощности (21 Вт) длительное время работает во время стоянки автомобиля. При наличии на цветном рассеивателе сколов или трещин сигнал светового прибора воспринимается двухцветным, белый цвет может подавить основной цвет сигнала, исказить передаваемую информацию и усилить слепящее действие светового прибора. Поврежденные рассеиватели следует заменить.

Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фары. Рассеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного места под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях, поэтому заменяют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения силы света при номинальном напряжении на лампах и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 85 кд (кандела).

У отражателей световых приборов обычно нарушаются оптические свойства рабочей поверхности из-за коррозии при недостаточной вентиляции. Нельзя протирать рабочую поверхность. Это приводит к образованию царапин и искажению структуры светового пучка. Светораспределение прибора изменяется также при нарушении формы отражателя, отслоении алюминиевого покрытия от его рабочей поверхности.

Обрыв в цепях электроснабжения источников света вследствие перегорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Эти неисправности могут быть обнаружены внешним осмотром световых приборов. Ухудшение светотехнических характеристик отдельных световых приборов в процессе эксплуатации приводит к постепенному отказу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только при использовании специальных измерительных приборов.

Внешний осмотр световых приборов автомобиля необходимо проводить ежедневно. Он позволяет выявить внезапный отказ светового прибора или его механическое повреждение. При ежедневном техническом обслуживании следует проверять состояние рассеивателей, работу всех световых приборов в различных положениях выключателей и переключателей света, исправность контрольных ламп. Особое внимание нужно обратить на цвет передних и задних фонарей во включенном состоянии, на правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота. Сигналы торможения должны быть красного цвета равной интенсивности. Частоту проблеска указателей поворота можно проверить с помощью наручных часов с секундной стрелкой (10 световых импульсов в течение 5-10 с). Обнаруженная неисправность должна быть немедленно устранена. Эксплуатация автомобиля с неисправным световым прибором из обязательного комплекта не допускается.

При ТО-1 выполняют операции ежедневного обслуживания, проверяют крепление фар, передних и задних фонарей, работу всех выключателей и переключателей, надежность соединений в цепях электроснабжения световых приборов. При ТО-2 проводятся операции ТО-1, а также проверяют светораспределение, измеряют силу света фар и определяют необходимость их регулирования. При ТО-1 и ТО-2 систему освещения и световой сигнализации проверяют с помощью приборов.

Контроль работоспособности световых приборов, непосредственно влияющих на безопасность движения, целесообразно проводить при выполнении транспортной работы на линии. Исправность фонарей во время движения автомобиля можно оценить по свету, отраженному от объектов дорожной обстановки. Если при движении автомобиля включен ближний свет, а водителю часто сигнализируют о необходимости переключения света, то нарушена регулировка фар и неисправность нужно немедленно устранить.

В систему освещения и световой сигнализации входят фары, подфарники, задние фонари, указатели поворотов, фонари заднего хода, фонари сигнализации открытых дверей, лампы освещения щитка приборов и вещевого ящика, плафоны освещения салона, лампы освещения багажника, контрольные лампы.

Как правило, неисправности системы освещения и световой сигнализации возникают из-за износа ламп или нарушения контактов в электрической цепи. Из-за обрыва провода в электрической цепи может не работать вся система освещения или могут не гореть отдельные лампы, перегорать нити накала или ослабляться их свечение.

Проводку и электроприборы от сгорания в случае короткого замыкания защищают предохранители. Заменять перегоревший предохранитель следует только после того, как будет выявлена причина короткого замыкания.

Способы обнаружения и устранения неисправностей во всех цепях освещения и световой сигнализации аналогичны. Причину отсутствия света в отдельных лампах определяют при помощи переносной контрольной лампы по схемам электрооборудования. Они представлены в руководстве по эксплуатации. Обычно эта неисправность бывает вызвана перегоранием нити лампы, плохим контактом в патроне, ненадежным соединением проводов в переключателях, соединительных проводах.

Если фара или подфарник светит тускло, следует проверить надежность контакта в цепи, очистить и подтянуть соединения, крепления лампы, определить, не загрязнены ли рассеиватели и отражатели, не попала ли вода в полость фары, не покрылась ли стеклянная колба лампы темным налетом. После осмотра и выявления причины неисправность удаляют.

Если свет фар или подфарников слабый при неработающем или работающем на малой частоте вращения коленчатого вала двигателе, то причиной может быть разрядка аккумуляторной батареи. Для устранения неисправности нужно зарядить аккумулятор.

При отсутствии света в фарах или подфарниках причиной может быть перегорание предохранителей или неисправность переключателя света. Следует заменить неисправные переключатель и предохранители.

Неисправность стоп-сигналов обнаруживают нажатием на тормозную педаль. Если во время торможения света в стоп-сигнале нет, а остальные потребители прибора щитка действуют нормально, то причиной неисправности стоп-сигнала может быть нарушение соединения проводов с выключателем или неисправность выключателя. В этом случае необходимо очистить от пыли и грязи поверхность и зажигание выключателя стоп-сигнала, проверить крепление проводов к зажимам и крепление самого выключателя. Если необходимо, следует заменить неисправный выключатель, обжать наконечники проводов, идущих к выключателю стоп-сигнала.

Стоп-сигналы не включаются при нажатии на педаль тормоза, и при этом не работают все приборы щитка. Возможно, перегорел предохранитель. Причина устраняется заменой предохранителя.

В случае, когда при включении освещения приборов не горят лампы, причин неисправности могут быть две: либо вышел из строя выключатель освещения, либо перегорели лампы. Для проверки выключатель необходимо вынуть из гнезда в панели приборов и при включенных габаритных огнях соединить между собой клеммы выключателя. Если свет появится, значит, неисправен выключатель. Его нужно заменить. Если перегорела лампа, заменяют ее, вынув щиток приборов из панели.

Проверка указателей поворотов

Если при включении сигнала поворота лампы фонарей не горят и не работают контрольно-измерительные приборы, то причиной неисправности может быть выход из строя предохранителей. Перегоревшие предохранители заменяют.

Если при включении сигнала поворотов указатели поворотов не мигают, а горят непрерывно, то причиной неисправности является повреждение реле-прерывателя. При измененной частоте мигания контрольной лампы при работающих указателях поворота причиной может быть перегорание лампы в одном из фонарей либо повреждения электрической цепи реле-прерывателя, расположенного за щитком приборов.

Регулировка света фар

Направление световых пучков фар должно быть таким, чтобы дорога была хорошо освещена, а водителей встречного транспорта не ослеплял ближний свет.

Существуют несколько способов регулировки фар.

Способ первый.

Для выполнения регулировки фар необходимо выполнить следующее: разметить экран, как покачано на рис. 43. При этом линию центров фар необходимо наносить на экране на расстоянии h, которое должно быть равно высоте расположения центров фар над уровнем пола. Расстояние h измеряют на снаряженном автомобиле, располагая груз в 75 кг на месте водителя; затем устанавливают автомобиль на горизонтальной площадке перпендикулярно экрану. Расстояние от автомобиля до экрана должно быть равно 5 м. При этом продольная плоскость симметрии автомобиля должна проходить по линии 0 экрана; направление светового пятна фары регулируют отдельно для каждой фары (вторую фару на время регулировки закрывают куском непрозрачного материала; если расположение световых пятен на экране при включенном ближнем свете не соответствует показанному на рис. 43, их регулируют винтами ручной регулировки пучка света в горизонтальной и вертикальной плоскостях положения светового пятна каждой фары на экране.


Рис. 43.
Регулировка света фар

Отрегулированной фара считается тогда, когда верхняя граница левой части ее светового пятна совпадает с линией 2 на рис. 43, а вертикальная линия А или В проходят через точку Е пересечения горизонтального и наклонного участков светового пятна.

Проверяют правильность регулировки каждой фары в отдельности, а затем и совместно, по положению световых пятен при включенном дальнем свете. Центры световых пятен при включенном дальнем свете должны лежать на вертикальных линиях А и В, но на 25 мм ниже линии 1.

Конструкция фар позволяет производить дополнительный наклон вниз светового пучка фары в зависимости от нагрузки в кузове автомобиля, для чего необходимо повернуть вправо до упора дополнительный винт корректора, расположенный на корпусе фары. Если автомобиль укомплектован гидрокорректором, дополнительный наклон вниз светового пучка фары можно осуществлять с места водителя, пользуясь ручкой управления гидрокорректором, расположенной на панели приборов с левой стороны.

Способ второй.

Для регулировки света фар необходимо поставить автомобиль на ровной площадке точно в 10 м от гладкой стены. Закрывая одну из фар куском непрозрачного материала, необходимо отрегулировать световые пучки. Для правильной регулировки фар нужна большая подготовительная работа. Шины следует накачать до оптимального давления, топливный бак должен быть полным. В незагруженном автомобиле на сиденье водителя должен сидеть человек, веса, масса тела которого равна массе тела водителя. Вначале необходимо приблизиться к стене-экрану на 12—13 м и многократно покачивать автомобиль сбоку, чтобы подвески заняли правильное положение. После этого автомобиль нужно прокатить несколько метров. Если нужно, устанавливаем на ноль регулятор ширины освещения. Проверяем, нет ли дефектных стекол, отражателей, почерневших ламп накаливания.

Стену-экран для правильной установки световых пятен следует предварительно разметить. Регулировку выполняем на ближнем свете фар, для чего делаем разметку следующим образом: отмечаем две точки, соответствующие центрам фар на такой же высоте от пола и на таком же расстоянии одна от другой, как центры фар; проводим между ними линию 1. Линию 2 проводим параллельно линии 1 на 12 см ниже. Линию 3 проводим параллельно линии 1 на 22 см ниже. Верхняя граница световых пятен основных фар на стене должна совпадать с линией 2. Верхняя граница световых пятен противотуманных фар должна совпадать с линией 3. Точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен должны находиться на 12 и 22 см ниже точек, соответствующих центрам фар.

Замена ламп. При замене ламп работать нужно в перчатках, так как жировые следы от пальцев испаряются при разогреве лампы с колбы и вызывают помутнение отражателя. Перед заменой ламп необходимо выключить напряжение соответствующего потребителя. При замене габаритной лампочки проверяем патрон. Через неплотный патрон в фару может попадать разрушающая ее влага.

Красный цвет рассеивателей задних фонарей автомобиля со временем выцветает. Чтобы окраска стала вновь интенсивной, следует, тщательно очистив внутреннюю поверхность фонарей, нанести на нее красный креп-лак. Этот лак применяют в радиотехнике для защиты мест пайки.

Техническое обслуживание системы освещения и сигнализации.

При контрольном осмотре проверяют исправность и действие при­боров освещения, световой и звуковой изоляции, при необходимости очи­щают стекла фар, передних и задних фонарей.

При ТО-1 проверяют крепление и работу приборов освещения и сигнализации, состояние штекерных соединений и наконечников проводов.

При ТО-2, кроме того, проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.


Рис. 95. Регулировка света фар

Регулировку светового потока фар американского типа производят по дальнему свету с помощью экрана, нанесенного на вертикальную стенку (рис. 95). На экране горизонтальная линия 1 соответствует высоте центров фар; вертикальная линия III совпадает с осевой линией автомобиля; вертикальные линии I и II нанесены симметрично линии III, расстояние между ними равно расстоянию между центрами фар. Автомобиль устанавливается на расстоянии 10 м от экрана. Регулировка производится с помощью винтов вертикальной и горизонтальной регулировки 4 (см. рис 85 в предыдущих материалах). Световой пучок должен располагаться, как показано на рис.95.

Неисправности системы освещения и сигнализации

К характерным неисправностям системы освещения можно отнести:

1. полный или частичный отказ в работе отдельных ламп освещения

2. частое перегорание нитей ламп, отказ в работе всех приборов освещения

3. нарушение регулировки света фар.

Причинами отказа могут быть:

1. обрыв в цепи, окисление или плохой контакт в соединениях цепи,

2. короткое замыкание проводов на массу.

Неисправный участок цепи может быть обнаружен с помощью контрольной лампы.

Сгоревшие лампы заменяются на новые. Нарушение контакта восстанавливают зачисткой и подтяжкой клемм, оборванный провод сращивают или заменяют на новый. Частое перегорание нитей ламп обычно вызывается повышенным напряжением генератора. Поэтому следует проверить или заменить регулятор напряжения. Отказ в работе всех приборов может быть вызван срабатыванием предохранителей из-за короткого замыкания в цепях. Следует проверить состояние предохранителей и устранить короткое замыкание.

Для световой сигнализации характерны те же неисправности, что и для приборов освещения. Кроме того, может быть неисправен переключатель или прерыватель указателей поворота, а также включатель сигнала торможения. Эти приборы подлежат ремонту в мастерской или замене на новые.

Состояние электропроводов проверяют осмотром их изоляции и мест присоединения к приборам. Провода рекомендуется осматривать в направлении от потребителей к включателю и от включателя к аккумуляторной батарее. Если заведомо исправная лампа не горит, это указывает на обрыв или отсоединение провода.

Для проверки зажимов конец одного из проводов контрольной лампы присоединяют к массе автомобиля, а острием наконечника, присоединенного к второму проводу лампочки, прикасаются поочередно к зажимам. Накал лампы свидетельствует об исправности цепи на участке от испытуемой точки до аккумуляторной батареи. Если лампа не накаливается, это значит, что неисправный участок находится между двумя последующими проверяемыми точками.

Замыкание между проводами, заключенными в одну защитную оплетку, определяют так: отрицательную клемму аккумуляторной батареи соединяют с одним из проводов, а свободный конец одного из проводов контрольной лампочки — с положительной клеммой батареи. Другим концом провода контрольной лампы с наконечником поочередно прикасаются к остальным проводам. Появление накала лампы указывает на наличие замыкания между двумя проверяемыми проводами.

Характерным признаком короткого замыкания цепи фар на автомобилях, снабженных термоконтактными биметаллическими предохранителями, является появление щелчков.

Если лампы горят с очень сильным накалом и часто перегорают, то это показывает на повышение напряжения в сети, нарушение регулировки реле-регулятора.

Если лампы горят тускло, имея слабый накал в результате понижения напряжения в сети, то возможной причиной является нарушение регулировки реле-регулятора или повреждение изоляции проводов, которые замыкают на массу.

Свет мигать в лампах может из-за плохого контакта в патронах, периодического разрыва провода и его соединения, вследствие вибрации автомобиля при движении, плохого контакта проводов на зажимах включателей, предохранителей и соединительных панелей.

Система звуковой сигнализации. У автобусов система состоит из электрических тональных и дополнительных для обгона сигналов. Электрические сигналы представляют собой двухтональный комплекс из двух звуковых сигналов с рупорами (резонаторами) различной длины, имеющими форму улитки. Сигналы включаются через вспомогательное реле РС503 и специальный биметаллический предохранитель на 20 А. Вспомогательное реле предохраняет контакты кнопки сигналов от подгорания.

Уход за системой сигнализации заключается в содержании приборов в чистоте, проверке их креплений, правильности регулировки и состояния контактов.

Признаки неисправностей электрических сигналов и их причины

При нажатии на кнопку сигнал не звучит, возможно, из-за обрыва провода, подходящего к кнопке в рулевой колонке, короткого замыкания в цепи (срабатывание плавкого предохранителя), отпайки выводов катушки сигнала от пластины прерывателя или выводных зажимов, подгорания контактов реле сигналов

Если сигнал звучит тихо и хрипло или совсем не звучит при неработающем двигателе, а при работающем двигателе (на средних частотах вращения коленчатого вала) звучит нормально, то это показывает на окисление клемм или разряженность аккумуляторной батареи.

Предохранители служат для зашиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов возникающих при коротких замыканиях.

Электрические цепи потребителей тока автомобилей КамАЗ защищены предохранителями: ПР310 (биметаллические, на 10А, 4 шт.) в цепях фар головного света, фонарей заднего хода, электродвигателя отопителя, сигналов торможения и противотуманных фар, стоп-сигналов, штепсельной розетки на раме, электрического сигнала, электромагнитного включателя моторного тормоза; ПР510А (биметаллические блоки, 3 шт., в каждом блоке два предохранителя по 7А) в цепях выключателя массы, задних фонарей и фонарей автопоезда, аварийной световой сигнализации, подфарников и ламп освещения шкал приборов, питания приборов контрольных ламп и зуммера, штепсельной розетки переносной лампы, электрического сигнала, подкапотной лампы, плафонов кабины.


В систему освещения и световой сигнализации входят фары, подфарники, задние фонари, указатели поворотов, фонари заднего хода, фонари сигнализации открытых дверей, лампы освещения щитка приборов и вещевого ящика, плафоны освещения салона, лампы освещения багажника, контрольные лампы.

Как правило, неисправности системы освещения и световой сигнализации возникают из-за износа ламп или нарушения контактов в электрической цепи. Из-за обрыва провода в электрической цепи может не работать вся система освещения или могут не гореть отдельные лампы, перегорать нити накала или ослабляться их свечение.

Проводку и электроприборы от сгорания в случае короткого замыкания защищают предохранители. Заменять перегоревший предохранитель следует только после того, как будет выявлена причина короткого замыкания.

Способы обнаружения и устранения неисправностей во всех цепях освещения и световой сигнализации аналогичны. Причину отсутствия света в отдельных лампах определяют при: помощи переносной контрольной лампы по схемам электрооборудования. Они представлены в руководстве по эксплуатации. Обычно эта неисправность бывает вызвана перегоранием нити лампы, плохим контактом в патроне, ненадежным; соединением проводов в переключателях, соединительных проводах.

Если фара или подфарник светит тускло, следует проверить надежность контакта в цепи, очистить и подтянуть соединения, крепления лампы, определить, не загрязнены ли рассеиватели и отражатели, не попала ли вода в полость фары, не покрылась ли стеклянная колба лампы темным налетом. После осмотра и выявления причины неисправность удаляют.

Если свет фар или подфарников слабый при неработающем или работающем на малой частоте вращения коленчатого вала двигателе, то причиной может быть разрядка аккумуляторной батареи. Для устранения неисправности нужно зарядить аккумулятор.

При отсутствии света в фарах или подфарниках причиной может быть перегорание предохранителей или неисправность переключателя света. Следует заменить неисправные переключатель и предохранители.

Неисправность стоп-сигналов обнаруживают нажатием на тормозную педаль. Если во время торможения света в стоп-сигнале нет, а остальные потребители прибора щитка действуют нормально, то причиной неисправности стоп-сигнала может быть нарушение соединения проводов с выключателем или неисправность выключателя. В этом случае необходимо очистить от пыли и грязи поверхность и зажигание выключателя стоп-сигнала, проверить крепление проводов к зажимам и крепление самого выключателя. Если необходимо, следует заменить неисправный выключатель, обжать наконечники проводов, идущих к выключателю стоп-сигнала.

Стоп-сигналы не включаются при нажатии на педаль тормоза, и при этом не работают все приборы щитка. Возможно, перегорел предохранитель. Причина устраняется заменой предохранителя. В случае, когда при включении освещения приборов не горят лампы, причин неисправности могут быть две: либо вышел из строя выключатель освещения, либо перегорели лампы. Для проверки выключатель необходимо вынуть из гнезда в панели приборов и при включенных габаритных огнях соединить между собой клеммы выключателя. Если свет появится, значит, неисправен выключатель. Его нужно заменить. Если перегорела лампа, заменяют ее, вынув щиток приборов из панели.

Проверка указателей поворотов

Если при включении сигнала поворота лампы фонарей не горят и не работают контрольно-измерительные приборы, то причиной неисправности может быть выход из строя предохранителей. Перегоревшие предохранители заменяют.

Если при включении сигнала поворотов указатели поворотов не мигают, а горят непрерывно, то причиной неисправности является повреждение реле-прерывателя. При измененной частоте мигания контрольной лампы при работающих указателях поворота причиной может быть перегорание лампы в одном из фонарей либо повреждения электрической цепи реле-прерывателя, расположенного за щитком приборов.

1 комментарий на статью “Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации”

Читайте также: