Демультипликатор маз схема кпп

Обновлено: 02.07.2024

Коробки передач (КП) ZF9SXXXXTO – девятиступенчатые, полностью синхронизированные, состоящие из пятиступенчатой основной коробки, двухступенчатого демультипликатора. В результате весь диапазон передаточных чисел КП составляет 9 точно включаемых ступеней, которые могут включаться последовательно по мере надобности.

Понижающая передача (С) в основной КП на высшем диапазоне демультипликатора не используется.

Переключение основной КП и демультипликатора осуществляется по схеме двойного Н рычагом переключения передач 1 (далее рычаг).

Схема переключения передач А (далее схема) наклеена на щитке приборов рядом с рычагом 1.

Устройство, правила эксплуатации и обслуживания КП приведены в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации КП изготовителя КП.

Управление основной КП.

Передачи в основной КП переключаются механически, от воздействия на рычаг 1.

  • Исходное состояние – рычаг 1 находится в нейтральном положении светится индикатор нейтрали 3 на панели приборов.

Включение передач.

  • Нажать до упора на педаль сцепления.
  • Включить нужную передачу (схема А).
  • Плавно отпустить педаль сцепления.

Выключение передач.

  • Нажать до упора на педаль сцепления 4.
  • Перевести рычаг 1 в исходное состояние. При выключении передачи рычаг автоматически устанавливается в одно из двух положений, обозначенных буквами N (схема А), в зависимости от того, какой диапазон включен в демультипликаторе.
  • Плавно отпустить педаль сцепления.

Запрещается!

Включение передачи в основной коробке, пока не закончен процесс переключения в демультипликаторе (контроль по индикатору 2).

Внимание!

Для облегчения включения понижающей (С) и задней (R) передач в основной КП следует после включения сцепления сделать паузу до остановки вращения первичного вала КП и только после этого включить передачу.

Управление демультипликатором.

Передачи демультипликатора (схема А, переключаются пневматически).

Переключение диапазонов.

  • Переход с медленного диапазона на быстрый – резким движением, преодолевая усилие фиксатора, перевести рычаг 1 из нейтрального положения в направлении от себя. На панели приборов (тахометре) загорается индикатор 2.
  • Переход с быстрого на медленный – в обратной последовательности. Индикатор 2 выключается.
  • Медленный диапазон в демультипликаторе следует включать при скорости движения ниже 28 км/ч.

Внимание!

Для избежания превышения максимально допустимой частоты вращения двигателя при переключении передач с высших на нижние переключения следует производить последовательно согласно схеме А (с 8 на 7, с 7 на 6, и т.д.). Переключение вниз через одну или несколько передач допускается только при условии соответствия действительной скорости автомобиля допустимой скорости на включаемой передаче.

Задний ход.

  • Передача заднего хода включается только при неподвижном автомобиле на частоте холостого хода двигателя (схема А, передача R).
  • Для предотвращения ошибочного включения водителем задней передачи, данная передача предохраняется фиксатором-упором. Поэтому для ее включения следует приложить гораздо большее усилие, чем для включения других передач переднего хода (кроме понижающей).

Блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.

Внимание!

  • Блокировки межколесных и межосевых дифференциалов следует включать/выключать для прохождения труднопроходимых участков дорог при остановленном автомобиле.
  • Выключение блокировок должно происходить сразу после прохождения труднопроходимых (скользких) участков дорог.

Запрещается!

  • Поворот автомобиля с заблокированным межколесным дифференциалом запрещен. При движении на участках дороги с крутыми поворотами блокировка межколесного дифференциала должна быть выключена.
  • Включение блокировок в режиме буксования колес запрещается Запрещается эксплуатация автомобиля с включенной блокировкой дифференциалов при нормальном сцеплении колес с дорогой.

При трогании с места и движении на скользком участке дороги рекомендуется кратковременное включение блокировок межмостового и межколесного дифференциалов. Блокировку следует включать непосредственно перед скользким участком дороги. В этом случае нужно выключить сцепление и включение блокировки производить после полной остановки автомобиля.

Включение/выключение.

  • Остановить автомобиль.
  • Включить блокировки межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов нажав на нижнюю клавишу переключателя 3. Включение происходит независимо от блокировки межосевого дифференциала. О включении блокировок сигнализирует индикатор 1.
  • Включить блокировку межосевого дифференциала нажав на нижнюю клавишу переключателя 4. При включении загорается индикатор 2.
  • После включения нужных блокировок продолжить движение.
  • При превышении скорости движения свыше 15 км/ч начинает работать зуммер и мигать индикаторы 1 и 2.
  • Выключения блокировок производятся на остановленном автомобиле нажатиями на верхние половины клавиш переключателей 3 и 4, индикаторы 1 и 2 при этом отключаются.

При включенной блокировке дифференциала управляемость автомобиля ухудшается. Контролируемое управление автомобилем на поворотах невозможно. Кроме того, следствием включения блокировок дифференциалов могут быть повреждения колес и дифференциалов.

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Еще по теме

Схема передач МАЗ

Как происходит переключение

схема переключения передач

При этом АКПП тоже имеют четко обозначенные реакции, а работа большегруза часто связана с умением быстрого, иногда даже неожиданного варьирования скорости-момента работы приводных валов. Особенно, если ехать приходится по дороге, состояние которой далекое от идеального. А так как управление МКПП выполняется дистанционно, посредством рычага-переключателя, то должно и знать, какие его положения какому моменту-скорости соответствуют.

КАК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ

Стандартный вариант-схема управления для примера, присутствует на 500-ых МАЗах, Для тех, кто способен забывать в какой очередности все происходит, на рукоятках главного рабочего орудия изменения скорости-передачи нанесен рисунок. Выглядит он так:

• Чтобы устранить подобную неприятность нужно отметить положение тяги к ее наконечнику, отпустить стяжные болты и провернуть наконечник по часовой стрелке примерно на 4-5 градусов (около 1 мм между метками). Затем болты затягиваются и проверяются функционал. Если проблема присутствует дальше, то повторяем операцию, то есть, смещаем наконечник еще немного.

2. При работающих остальных не срабатывают 4-я и 5-я.

• Делаем все то же, что и в предыдущем случае, но на этот раз наконечник нужно поворачивать против часовой стрелки.

3. Сама система работает нормально, но переключение затрудняется неправильным положением рычага (например, рычаг упирается в панель).

Кстати, после частичной разборки привода его регулировка проводится по такому же принципу.

Схема переключения

КПП: устройство, характеристики, принцип работы

КПП МАЗа оборудована пятью диапазонами, агрегирует с дизельным мотором ЯМЗ-236. Она имеет ускоряющий диапазон и дистанционное управление. Существует также несколько других модификаций этого узла. Для активации второй и третьей скорости задействуется синхронизатор. Рассмотрим устройство данного автомобильного блока и его особенности.

маз кпп

Основные элементы

КПП МАЗ включает в себя первичный вал с шестеренкой, монтируемый на картере с подшипниками шарикового типа. Кроме того, имеется промежуточный вал. Спереди это выглядит как устройство на цилиндрическом роликовом подшипнике, а сзади – как шариковый аналог. Отсек заднего элемента защищен крышкой из чугуна, шестерня первой и задней передачи нарезана прямо на валу, а остальные диапазоны и отбор мощности осуществляются через приводные шестерни, установленные на шпонках.

КПП МАЗа с демультипликатором оснащена приводной шестерней промежуточного вала с демпферным гасителем. Это позволяет уменьшить колебания, трансформируемые от силового агрегата к передающей коробке. Кроме того, такое решение дает возможность снизить шум функционирования шестерни на холостых оборотах. Необходимость монтажа гасителя обусловлена недостаточной равномерностью работы мотора типа ЯМЗ-236.

Зубец шестеренки изготовлен отдельно от ступицы. Отсоединяется он при помощи шести пружин цилиндрического типа. Остаточные колебания гасятся посредством деформации пружинных элементов и трения в демпферном узле.

Устройство

Между промежуточным и вторичным валом сбоку установлена ось с парой роликовых подшипников и шестеренкой заднего хода. Передний зубчатый элемент агрегирует с аналогом первой скорости при помощи дополнительного вала, а задняя шестерня зацепляется посредством активации задней передачи.

полуприцеп маз

На полуприцепе МАЗ фронтальная часть вторичного вала смонтирована на роликовом подшипнике, а задний элемент установлен в ванне шарикоподшипника. На выступающей части имеется шестеренка привода спидометра, сзади деталь защищена крышкой, в которой находятся сальник и привод скоростемера. На шлицевой задней части вала установлен механизм переключения первой и задней передачи. Стоит отметить, что данная шестерня оснащена прямыми зубцами.

Особенности

На вторичном валу КПП МАЗ на стальных подшипниках свободно установлена конструкция скольжения шестеренок. Сюда входит регулировка второй, третьей и пятой скорости. От продольного смещения элементы защищены посредством косых зубцов и упорных колец. Три шестеренки имеют постоянное зацепление с промежуточным валом. Шестерни выполнены с конусным основанием и внутренней зубчатой поверхностью.

Синхронизаторы расположены между шестеренчатыми элементами второй и третьей скорости. Они обеспечивают бесшумное включение работы передач. Сам синхронизатор состоит из муфты, которая находится на шлицах задней втулки, а также корпуса с бронзовыми уплотнительными кольцами. Остов агрегирует с муфтой посредством фиксаторов шарикового типа. На муфте предусмотрены зубчатые венцы. Ее пальцы проходят через специальные гнезда, снаружи на них крепятся кольца со штифтами и переключающей вилкой.

схема кпп маз

При работе данного узла корпусное кольцо корпуса прижимается к конусу шестерней. В связи с этим трение между соприкасающимися поверхностями вызывает проворачивание и установку впадины на прорезь с пальцем муфты, при этом производится блокировка элемента корпусом.

Затем остов взаимодействует с шестеренчатым конусом из-за получаемого усилия, приложенного к переключателю передач. После того как возникает эффект трения между конусами учета оборотов и шестерни с муфтой, силы нагрузки нивелируются и блокирующее приспособление освобождает муфту от основания синхронизатора. Далее муфта движется посредством выдавливания шариков фиксирующего устройства, которое сдвигается в сторону. Затем зубчатый венец узла входит в зацепление с внутренними зубьями механизма, что влечет включение той или иной передачи.

Схема функционирования

В приливочных гнездах крышки картера имеются три регулировочных стержня. Их вилки агрегируют с кареткой управления первой и задней передачи, а также с парой муфтовых синхронизаторов. Переключатели оснащены шариковыми фиксаторами и замками.

кпп маз зубренок

Схема КПП МАЗ, представленная ниже, подтверждает, что наиболее нагруженные подшипники получают смазку под создающимся рабочим давлением. Масло поступает из ванны через отъемный фильтрующий элемент. Он оборудован магнитом, который позволяет поступить жидкости путем засасывания шестеренчатого насоса. Этот агрегат приводится в действие благодаря переднему краю промежуточного вала. Далее смесь нагнетается по канавке в картере, поступает через канал первичного и вторичного вала в подшипники шестеренок механизма. Остальные элементы смазываются посредством разбрызгивания поступающего масла.

Масляный насос

КПП МАЗ-4370 оборудована масляным насосом, который имеет шариковый клапан, служащий для ограничения давления масла в системе передаточной коробки. Картер узла оснащен внутренней перегородкой, что обуславливает выпуск отработанного масла через два отверстия, блокируемые специальными пробками.

Контроль передач осуществляется посредством рычага, который размещен в кабине. Принцип действия схемы заключается в механическом переключении дистанционного привода, расположенного над силовым агрегатом. В кронштейне крышки картера передающего узла предусмотрена пара опорных валиков, служащих для переключения скоростей при помощи пазов и горловин, размещенных на регулировочных стержнях.

В средней позиции рычаг располагается штифтом с фиксатором и пружиной вверх. В это время нижний аналог предохранителя активируется вместе с пружиной. Штифт снаружи монтируется в качающемся отсеке первой и задней передачи. Поводок устанавливается на шарнирном пальце, установленном в передней части крышки коробки.

кпп маз 4370

Прочие детали

Полуприцеп МАЗ в системе коробки передач оснащен передним валиком, который управляет вторым рычагом, вставленным в головку подвижного штока кронштейна. Внешняя часть подвижного штока соединяется с промежуточным механизмом управления при помощи карданной удлиненной тяги. Фиксирующий кронштейн крепится на раме автомобиля.

С этим же узлом соединен нижний край рычага переключения. Способ крепления – аналогичный указанному выше методу. Часть рычага проходит через пол кабины, обеспечивая целостность всех остальных соединений. Подобная конструкция дает возможность откидывать кабину без необходимости разделения и деформации имеющихся элементов и узлов.

кпп маз с демультипликатором

В завершение

Подробнее хотелось бы остановиться на особенностях коробки передач машины MA3-2G0. Этот блок практически идентичен устройству на 500-м МАЗе. Шестерня привода не имеет гасителя, но вторая, третья и пятая скорости включаются при помощи вторичного вала на подшипниках игольчатого типа. Переключающий рычаг размещен на шаровой опоре, корпус которой зафиксирован на крышке переключающей коробки. На нем имеется предохранитель активации заднего хода, а также штифт с пружиной, установленный в гнездо рулевого кронштейна. Рассматриваемый узел отлично проявил себя как прямой конкурент отечественных и зарубежных аналогов, в соответствии с сочетанием параметров цены и качества.

Схема переключения передач МАЗ, устройство, ремонт, характеристики .

Вряд ли кто-то станет спорить, что для понимания принцип и последовательность работы коробки передач значительно легче, чем та же

Устройство коробки передач МАЗ: разновидности и принцип работы

В этой статье мы расскажем, какие функции выполняет КПП в двигателе МАЗ, сделаем несколько рекомендаций по ремонту и также будет обозначена схема переключения передач МАЗ с делителем, которую вы сможете подробно рассмотреть и изучить.

Назначение КПП

В КПП находиться такой элемент, как шестерёнка, обычно их несколько, они соединены с рычагом управления передачами и именно за счёт их происходят переключения передач. С переключением передач регулируется скорость автомобиля.

То есть, иными словами, шестерёнки и есть передачи. У них разные размеры и разная скорость вращения. В процессе работы, одна цепляет другую. Система такой работы обусловлена тем, что большая шестерёнка цепляет меньшую по размеру, вращение увеличивается, а заодно и скорость автомобиля МАЗ. В случаях, когда малая шестерёнка цепляет большую, скорость, наоборот, падает. Коробка состоит из 4 скоростей плюс задняя. Первая считается самой низкой и с прибавлением каждой передачи автомобиль начинает двигаться быстрее.

Расположена коробка в автомобиле МАЗ между коленчатым валом и карданным. Первый напрямую идёт от двигателя. Второй напрямую связан с колёсами и приводит их работу в действие. Перечень работ, которые приводят к регулировки скоростей:

  1. Мотор задаёт движение приводному и коленчатому валу.
  2. Шестерёнки КПП получают сигнал и приходят в движение.
  3. Используя рычаг переключения передач, водитель выбирают необходимую скорость.
  4. Выбранная водителем скорость передаётся на карданный вал, который приводит колёса в действие.
  5. Автомобиль продолжает своё движение на выбранной скорости.

Схема устройства

Схема устройства переключения передач КПП с делителем на МАЗе непростая, но она очень поможет вам при совершении ремонтных работ. Ступенчатая коробка переключения передач на МАЗе состоит из таких элементов, как картер, валы, ступка, синхронизаторы, шестерёнки и другие не менее важные элементы.

9 ступенчатая

Такой агрегат устанавливают, в большинстве случаев, на грузовики или автомобили, которые будут подвергаться высокой проходимости.

9 ступенчатая КПП



8 ступенчатая

Этот агрегат, как и его предшественник, пользуется популярность среди машин с высокой грузоподъёмностью.

8 ступенчатая КПП



5 ступенчатая

Наиболее популярная, среди легковых автомобилей.

5 ступенчатая КПП



Рекомендации по ремонту

Хотите, чтобы ваша коробка с делителем сохранялась в хорошем состоянии долгие годы? Тогда за ней нужен уход и элементарные проверки. Необходимо следить за работой таких элементов, как шестерёнки, ступка, сам рычаг управления и так далее. Случилось так, что поломки уже не избежать? Мы дадим вам следующие рекомендации для самостоятельного ремонта:

Если вы не уверены в своих силах, не имеете определённых навыков и знаний, обратитесь в сервисный центр. Нет такой возможности? Что же, никогда не поздно научиться новым и полезным вещам. Задавайте вопросы в комментариях, дадим вам раскрытые и подробные ответы.

В этой статье была рассмотрена схема переключения передач для МАЗ всех видов. Надеемся, что информация вам пригодилась в ремонте. Пускай ваша коробка служит вам долгие годы!

Вы сможете увидеть принцип работы механической коробки в данном видео.

Как правильно переключать передачи на мазе с делителем

КПП от иномарки на МАЗ 543202 | Автор темы: Fridmar

народ подскажите от какой иномарки подойдет кпп на МАЗ 543202 (2003) ЯМЗовской 8?

Sergey (Tifara) зачем именно от иномарки?

с ямз и камазами сто лет уже комплуектуют 16-ступенчатой ZF

Sergey (Tifara) и как она?

Sergey (Tifara) Ништяк.

у нас на МАЗе-6312 такая стоит в паре с ЯМЗ-650

да и вообще, хвалят

Sergey (Tifara) так-то даже камазовские старые коробки получше ЯМЗ будут

Sergey (Tifara) а мне переделывать ничего не придется?

Vladimir (Rayann) Сергей, ещё ямз 202 хорошая кпп, 9 ступка, уже 3 года проблем незнаем!

Sergey (Tifara) не особо показатель. на МАЗы не от нечего делать ставят 152 и 141ые коробки

Vladimir (Rayann) Сергей, камазовская коробка по сравнению с ямз 202 отстой полный, в том числе и его делитель!

Sergey (Tifara) херню не неси. Камазовская, как раз таки эталон неубиваемости. а ЯМЗ всегда славились своей ненадёжностью, хотя и рождались оба типа коробок в Ярославле.

на том же Урале с ЯМЗ при возможности меняют 236ую на 141.

короче.не знаешь-не свисти

Evgeny (Maidie) Можно рассмотреть КПП Praga или Raba

Vladimir (Rayann) Сергей, ага, знаток бля нашелсЯ) ты хоть 202 и152 при 50-60 тоннах экспатировал на ямз? )

Sergey (Tifara) "экспатировал"

и ты нашёл, блядь, чего сравнивать. ты вот сравни 152ую или 141ую КПП с ЯМЗ того же уровня. будь то 236.

с 202ой корректней сравнивать 144ую или 161ую

Sergey (Tifara) На МАЗы ставили камазовскую. 50 тонн полной массы вполне потянет.

Vladimir (Rayann) Сергей, ну не знаю, спорить не буду, но лично видел как на ямз 7511 коробка разлеталась

Sergey (Tifara) Vladimir, какая модель?

Sergey (Tifara) с 7511 вообще лучше ничего, кроме цанрада не компоновать

Vladimir (Rayann) Сергей, 152 новая с магази на 3й рейс разлетелась, а при 202 проблем никогда не знали

Sergey (Tifara) с магазина можно купить какую-то левую хуету.

да и 152 для движков попроще расчитана. с обычными турбовыми 238 камазовских точно хватает.

а вот с 7511 я бы уже 154ую ставил. так что, изначально неудачно выбрали

Vladimir (Rayann) Сергей, да фирма, бабла много, головой не думают

Технически грамотные специалисты, современное оборудование и постоянное наличие запасных частей для грузовых коробок передач позволяет делать ремонт КПП грузовиков наиболее оперативно.

Ремонт КПП выполняется с соблюдением всех технических условий необходимых для качественного сервиса грузовой коробки передач.

Маз Лобатый. Беларуская Коробка Передач из Ада. Рабочие Будни . Как переключать механическую коробку передач 13 скоростей .

Кпп ямз 236: устройство, схема и ремонт коробки передач

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.


Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Состав коробки передач ЯМЗ

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.


Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.


В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.


Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Подробная сборка КПП14 Камаз Часть 1.

кпп ямз 236: устройство, схема и ремонт коробки передач

Вопрос-ответ

Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала


В рейсе начала выскакивать первая передача на КПП ЯМЗ-236. Вторичный вал мне пообещали и как раз приближалась суббота. Дело за немногим — снять, разобрать и перебрать коробку.

Придя в выходной на стоянку, принялся снимать коробку. В связи с тем, что работа заставляла это делать минимум дважды в год, я сильно не расстроился. КПП была демонтирована, вытащена из под машины и разобрана.

Проводя дефектовку КПП, сразу же бросилось в глаза, что зубья на промежуточном валу большей частью были выкрошены, а кое где вообще отсутствовали в месте соприкосновения с большой шестерней первой передачи. Сама же шестерня первой передачи на первичном валу не требовала замены. Одним словом, разборка КПП только подтвердила мои догадки — нужно было ехать за валом.


Приехав за промежуточным валом к моему старому знакомому, я нисколько не удивился, что он отдает его вместе с набором шестерен. Он сказал, что у запчастей есть один недостаток — нужно перепрессовывать шестерню постоянного зацепления с первичным валом, так как 2/3 зуба выломано и ставить соответственно ее сразу нельзя.

На первых порах, я приуныл. Перебросить вал в сборе пара пустяков, а вот возиться с перепрессовкой шестерни нужно под прессом, а в выходные к прессу доступа нет. Пару раз мне в автобазе перепрессовывали вторичный вал и я сам видел и слышал, как со страшным писком слазят шестерни с вала под усилием старенького пресса.

Хорошо понимал, что из под домкрата такую работу не сделаешь. Терять еще и понедельник, мне никак не хотелось, поэтому стал размышлять, стараясь найти хоть какое то решение для выхода из ситуации.

Бракованную шестерню, резаком или сваркой, я мог срезать или сбить, а вот как снять целой шестерню с вала для меня оставалось непонятно. Ведь греть ее нельзя, т.к. можно загубить. Одним словом, что сделаешь, если из инструмента: резак, сварка и кувалда.

Решил почистить фильтр КПП с магнитом. Пока занимался чисткой магнита и постановкой на место, меня не покидало чувство, что решение где то совсем рядом.

Через некоторое время, меня осенило. Надо сначала с моего промежуточного вала снять подшипники и замочное кольцо, а затем постараться выдуть вал из нужной мне шестерни.

Начал потихоньку исполнять задуманное. Снял подшипники и замочное кольцо, положил на верстаке вал таким образом, чтобы расплав выдуваемого металла легко стекал из вала и принялся за работу.

Надо отметить, что выдувание металла из вала — это не такая уж и сложная работа, но бесспорно, это сложнее, чем просто резать металл. Не быстро, конечно, но работа продвигалась и через некоторое время, мне удалось выдуть вал на ¾ длины шестерни.

После нескольких ударов, шестерня сошла. Для меня, это была победа профессионального плана. Пришла очередь приниматься за обрезку негодной шестерни с нового вала. Эта работа была намного проще предыдущей и я просто начал резать шестерню так, чтобы расплавленный метал не летел на блок шестерен.

Таким образом, я прорезал негодную шестерню практически до вала и потому с ее снятием с вала никаких трудностей не возникло. Однако, пришлось ждать, чтобы комплект моих деталей окончательно остыл, особенно промежуточный вал.

Для запрессовки подшипников, шестерен втулок и так далее, можно применять нагрев, но не выше 200 градусов, иначе меняется структура металла. Сам раньше при запрессовке подшипников, клал их на электроплитку, закрытую железной пластиной, а на нее сверху ложил подшипники.

Проверял температуру, периодически прыская на них водой. Если вода начинала кипеть, значит пора набивать подшипник на вал. Брал подшипник войлочными рукавицами, надевал его на вал и легкими постукиваниями молотка ставил на место.

В этот раз, под рукой такой плитки у меня не было. Поэтому, положив шестерню на треногу, стал горелкой прогревать ее снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню, между делом присмотрел место, где я буду забивать вал в шестерню. Такое место нашлось и я сразу же приготовил металлическую полосу и кувалду.

После того, как вода на шестерне начала закипать, переложил ее на место сборки и легонько стукнув по валу, направил шпонку в шестерню. Затем, несколько раз стукнул через пластину кувалдой по валу и судя по звуку, вал сел на место. Тогда, не теряя времени, я стопорным кольцом окончательно проверил посадку шестерни на вал и защелкнул кольцо на место. Вот таким образом, мне удалось перепрессовать шестерню на промежуточном валу.

Поставить остальные подшипники на вал и собрать КПП, большой проблемы для меня не составило. Затем, пришло время установить КПП на место. На все это у меня ушел целый день, но в понедельник машина была уже на линии.

Также, хотелось бы рассказать о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в рейсе пропали все передачи, за исключением 7-ой. Он позвонил мне и поинтересовался, что это может быть. Скорее всего, полетел передний подшипник первичного вала.

Коллега с 30-ю тоннами на 3 и 7 передачах, проехал около 40 км и разгрузился, а затем пустым вернулся домой, проехав еще 70 км. На стоянке снял КПП, а там промежуточный вал разбил передний подшипник. Гнездо в КПП осталось целое, а вот внутреннюю обойму подшипника разбило полностью и заострило вал.

Что можно сделать в такой ситуации? Подумали и пришли к выводу, что покупать вал и перепрессовывать шестерни — это долгая история. Поэтому, пошли другим путем. Сняли замочное кольцо держащее шестерню и купили новый подшипник, а также сальник на первичный вал. Промежуточный вал наварили и отвезли к токарю.

Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет центр, вот за него в конус и зажал в патрон токарь вал, вместе с набором шестерен. Проточил передний конец вала под подшипник и нарезал канавку под замочное кольцо. КПП после такого ремонта, ходила у него несколько лет.

Сборка вторичного вала КПП ЯМЗ-238. Бонус-разборка. (Перезалито).

кпп ямз 236: устройство, схема и ремонт коробки передач

Подробно о коробке передач ЯМЗ 2361

Общая сборка коробки передач

Общую сборку коробки передач выполняют в такой последовательности:

  • устанавливают сетку заборника с прокладкой в сборе в нижний люк картера 18 (см. рис. 236) коробки передач;
  • на сетку помещают крышку заборника 20 с магнитом в сборе и в совмещенные отверстия ввертывают болты с пружинными шайбами, затянув их равномерно;
  • устанавливают на боковые люки картера коробки прокладки и крышки и в совмещенные отверстия ввертывают болты. Прокладки крышек люков и резьбовые отверстия под болты смазывают перед установкой герметизирующей пастой;
  • продувают масляные каналы и внутреннюю полость картера коробки сжатым воздухом;
  • ввертывают в картер маслосливные пробки и пробку контроля уровня масла, предварительно смазав резьбовые отверстия герметизирующей пастой;
  • устанавливают промежуточный вал 17 в сборе в картер коробки передач подшипником в переднее гнездо;
  • устанавливают стопорное кольцо в канавку наружной обоймы шарикового подшипника;
  • напрессовывают задний шариковый подшипник на конец промежуточного вала и в отверстие картера одновременно;
  • устанавливают на торец промежуточного вала упорную шайбу;
  • ввертывают в совмещенные отверстия болты, затянув их до отказа;
  • собирают блок 27 шестерен заднего хода с роликовыми подшипниками и промежуточной втулкой, предварительно смазав роликовые подшипники консистентной смазкой ЦИАТИМ-201;
  • устанавливают блок шестерен заднего хода в картер 18 коробки передач малым зубчатым венцом к заднему торцу картера, запрессовывают ось 26 блока шестерен в отверстия картера номинального или ремонтного размера (см. табл. 53) таким образом, чтобы лыска на торце оси была обращена к заднему подшипнику промежуточного вала;

ЯМЗ 238 – это дизельный двигатель с 8 цилиндрами. Вариант ЯМЗ 238б встречается на таких мощных машинах как МАЗ, Урал, строительной транспортной технике. Данные автомашины отличаются большим запасом производительности.

Все про КПП ЯМЗ 238

Все про КПП ЯМЗ 238

Устройство ЯМЗВерсия ЯМЗ-238А снята с производства. Отличной альтернативой ей являются модели 238ВМ4 (5)(7).

Здесь присутствуют синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Синхронизаторы обеспечивают не только плавность хода, но и бесшумность включения передач.

Составляющей частью на КПП ЯМЗ 238б является воздухораспределитель. Данное устройство обеспечивает непосредственное переключение воздушных потоков. Механизм надежно зафиксирован в верхней крышке картера.

Все про КПП ЯМЗ 238

Артикул картера КПП на ЯМЗ 238 – 1701015. Данный элемент имеет прочную основу, входит в состав системы трансмиссии. Основная его функция – это обеспечение защиты деталей КПП от воздействия грязи, воды, пыли. На продолжительный рабочий срок рассчитаны валы, втулки, блоки шестерен, муфты, гайки.

Уход за трансмиссией

Водитель транспортного средства, где присутствует такая коробка передач, как ЯМЗ 238 должен своевременно посещать ТО, где работники сервиса с помощью компьютерного оборудования могут полностью проверить автомобильную систему. Самостоятельный уход за КПП может заключаться в том, что хозяин автомобиля может осуществить замену масла, промыть картер. Для промывки картера целесообразно использовать специальные жидкие индустриальные масла, которые соответствуют ГОСТу.

Периодичность того, когда следует менять масло, напрямую зависит от того, какого стиля езды придерживается автовладелец.

О замене отдельных комплектующих деталей на коробке передач ЯМЗ 236, 238, 2381, 239 может говорить то, что масло, залитое в картер, перегревается, появились характерные шумы со стороны КПП. Ремонт может заключаться в установке новых валов, подшипников, манжет и иных расходников, которые относятся к коробке передач.

Читайте также: