Должен ли водитель иметь при себе паспорт

Обновлено: 05.07.2024

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

С 30 августа получить полис ОСАГО можно будет без диагностической карты со станции технического осмотра. Но это ещё не значит, что сам технический осмотр проходить не нужно. Это обязательство также осталось за водителями. В ближайшее время принцип технического осмотра для личного автотранспорта вернётся к той же системе, что была несколько лет назад.

В своей сути, изменения касаются только отмены принудительной привязки прохождения технического осмотра к получению полиса ОСАГО. В дальнейшем на автоинспекторов вновь возложат функции по контролю за наличием диагностических карт у водителей.

Регрессное требование или штраф

На данный момент для тех, кто получит полис ОСАГО и решит, что техосмотр можно не проходить, никакого наказания не предусмотрено. Но в ближайшее время эту брешь в законе исправят.

— С марта 2022 года вносятся поправки в КоАП, где будет введена ответственность — штраф в размере две тысячи рублей, статья 12.5.1 прим. 1. На данный момент такая ответственность есть только у автобусов, автомобилей, перевозящих опасные грузы, а также легковых такси, — рассказал госинспектор УГИБДД по Тверской области Сергей Скорода.

В целом, возить с собой диагностическую карту, как это делали ещё какие-то лет десять назад, уже не потребуется. Вся информация о прохождении технического осмотра будет в единой базе ГИБДД, и автоинспектор может проверить эти данные прямо в патрульном автомобиле. Но это будет только в следующем году. Однако не стоит себя обнадёживать, что это время можно кататься без техосмотра.

Страховая компания всегда может истребовать с виновника ДТП так называемое регрессное требование. То есть, взыскать через суд ту сумму денег, которую выплатила пострадавшей в автомобильной аварии стороне. И отсутствие прохождения технического осмотра может быть одной из причин для регресса.

Но есть одна оговорка. Это может произойти в том случае, если эксперты установят, что ДТП произошло по причине технической неисправности автомобиля. И хотя установление этой причины — случай крайне редкий, тем не менее он возможен.

Где, кому и сколько стоит

Требование к прохождению технического осмотра в целом остаются прежними. Новая машина без пробега, купленная в автосалоне, должна будет заехать первый раз на станцию техосмотра только спустя четыре года эксплуатации. Далее до наступления десятилетнего возраста проходить техосмотр необходимо каждые два года. Для машин старше десяти лет — обязательное ежегодное прохождение ТО.

Чтобы пройти техосмотр, владельцу необходимо прибыть на СТО с определённым пакетом документов. При себе нужно иметь паспорт, ПТС автомобиля, Свидетельство о регистрации автомобиля и конечно же водительское удостоверение. Если же у самого владельца нет времени доехать до станции, то он может поручить это, например, своему приятелю. Для этого необходимо составить рукописную доверенность с подписью владельца авто, заверять нотариально её не нужно.

Кстати, сертифицированных станций на всю Тверь — 19, ещё две — в Калининском районе, а в остальных районах области их всего восемь. Поэтому затягивать с прохождением ТО не стоит.

— Советуем проходить технический осмотр на данный момент в связи с тем, что когда поправки вступят в силу, на станциях технического осмотра начнётся большой ажиотаж, - обратился к автомобилистам госинспектор УГИБДД по Тверской области Сергей Скорода.

Полный перечень сертифицированных СТО можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. За исключением областного центра в муниципалитетах восемь станций разбросаны в районе наиболее крупных населённых пунктов. Например, чтобы пройти ТО жителю посёлка Лесное, ему придётся ехать для этого в Максатиху.

Стоимость прохождения — 350 рублей для легковых автомобилей и 400 — для грузовых. Но стоит помнить, что помимо технически исправного автомобиля водитель должен предоставить на техосмотре знак аварийной остановки нового образца со светоотражающими вставками и огнетушитель объемом не менее двух литров. Наличие аптечки по действующим требованиям необязательно.

Перечень документов для водителя на авто с 30 августа 2021: изменения в КОАП и новая ответственность

Знать перечень документов, которые необходимо возить с собой в машине простому водителю, нужно каждому, кто садится за руль. Ведь если необходимые документы при встрече с инспектором ДПС будут отсутствовать, можно получить серьезный штраф, даже в том случае, если инспектор проверит наличие у нас этих документов по электронной базе и убедится, что они у нас действительно имеются, но по нашему нерадению отсутствуют в с собой в машине.

Какие документы надо возить с собой в машине - полный список

Штрафы за отсутсвие указанных выше документов в машине, в момент проверки игспектором ДПС:

  • Отстутвующие при себе водительские права — 500 рублей;
  • Отстутвующий при себе паспорт технического средства — 500 рублей и задержание ТС;
  • Отстутвующее при себе свидетелство о регистрации транспортного средства — 500 рублей и задержание ТС;
  • Отстутвующая при себе страховка ОСАГО — 500 рублей;
  • Отсутсвие документов подтверждающих инвалидность, при парковке на местах, отведенных для инвалидов — 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Согласно действующему законодательству, СР является основным документом, свидетельствующем о том, что вы являетесь законным владельцем данного транспортного средства. По факту регистрационное свидетельство указывает на то, что после приобретения машины вы провели процедуру её регистрации, получив на руки соответствующую бумагу. В свидетельстве указывается практически вся подноготная вашего авто: марка/модель, год выпуска, идентификационные параметры (номера шасси/кузова и ВИН-код), данные о водителе, включая его место постоянного проживания/прописки. Отметим, что номер силового агрегата, согласно последним изменениям законодательной базы, в СР не указывается. Отметим, что водителю нужно возить с собой данный документ постоянно. Поскольку он представляет собой ламинированную пластиковую карточку стандартных размеров, то много места в автомобиле не займёт.

В принципе данную функцию выполняет паспорт автотранспортного средства, но иногда может потребоваться предъявление и других бумаг, свидетельствующих о законности владения автомобилем и наличии прав полноценного его использования. В качестве таких документов может выступать:

  • таможенная декларация (если автомобиль был ввезён из-за рубежа);
  • договор купли-продажи (при приобретении машины на вторичном рынке).

Если автотранспортное средство приобретается через официального дилера, обязанности таможенного оформления ложатся на плечи продавца в момент ввоза машина на территорию нашей страны. Напоминаем, что эти документы водитель не обязан предоставлять сотруднику ГИБДД, они потребуются только в случае продажи машины или для осуществления зарубежных поездок. Так что брать их в машину нужно только в конкретных случаях.

  • загранпаспорт (его наличие не требуется при пересечении российско-белорусской границы, достаточно гражданского паспорта);
  • таможенная декларация (при въезде в Россию как доказательство легальности владения автомобилем, и только при самостоятельной покупке машины за рубежом).

Кроме завершения срока действия, существует еще несколько причин, по которым водителю приходится менять водительское удостоверение:

Многие водители задумываются о том, чтобы менять документ еще до того, как наступит последний день его действия. Так, разрешается менять права за полгода до окончания их действия. Использование имеющейся страховки разрешено в том случае, если замена осуществляется по причине завершения срока. Также нужно знать, все иностранные водители, которые работают в РФ, обязаны получить документ российского образца.

Вы уже прошли обучение в автошколе, сдали экзамен в ГИБДД, теперь готовитесь получить долгожданное водительское удостоверение. В этой статье мы расскажем, какие документы нужны для получения водительских прав в 2022 году.

Содержание

Общие перечень документов для получения водительских прав

Перечень документов на получение водительского удостоверения небольшой:

  • паспорт;
  • заявление на выдачу водительского удостоверения;
  • свидетельство об окончании автошколы;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • медицинское заключение (форма N 083/У-89).

Далее поговорим о каждом документе поподробнее.

Заявление на выдачу водительского удостоверения

Заявление на выдачу ВУ содержит персональные данные заявителя. В нем указано, какая именно процедура требуется: первичная выдача водительских прав или замена старых. Также перечислены документы, которые прилагаются к заявлению.

Образец заявления:

заявление на права

Свидетельство об окончании автошколы

Свидетельство об окончании автошколы выдается учебным заведением после успешной сдачи внутреннего экзамена. В нем содержатся сведения об автошколе, количестве часов теории и практики, а также номер лицензии образовательного учреждения. Важно, чтобы на внутренней стороне документа стояла печать автошколы и подпись ее директора. Иначе документ будет считаться недействительным.

свидетельство

Квитанция об оплате госпошлины

Медицинское заключение (форма N 083/У-89)

Справка действует два года. Чтобы оформить водительскую медицинскую справку, необходимо посетить следующих врачей:

  • психиатра;
  • офтальмолога;
  • нарколога;
  • терапевта.

Независимо от того, отправились вы получать справку по направлению или же сами выбрали себе медучреждение, для прохождения медкомиссии потребуются:

  • гражданский паспорт;
  • военный билет или приписное свидетельство для мужчин;
  • две фотографии 3х4 не старше 1 месяца;
  • водительское удостоверение (для тех, кто проходит комиссию не для первичного получения).

мед

Автошкола имеет договоренности с конкретным медицинским учреждением. Там можно пройти комиссию дешевле – от тысячи рублей, но придется сидеть в очередях. Поэтому процедура займет около двух часов. Вы вправе выбрать частную клинику самостоятельно. Заплатить придется от двух тысяч рублей, зато всех врачей пройдете за 30 минут.

Все документы необходимо подать в ГИБДД. Как подать документы на получение водительского удостоверения, читайте в нашей отдельной статье.

Как подобрать первый автомобиль

Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.

Перед заключением договора купли-продажи советуем также проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Что делать, если инспектор ДПС просит показать паспорт?

Просьба инспектора ДПС показать паспорт может восприниматься совершенно естественно, если этот документ имеется при себе. Однако большинство автовладельцев не знают, входит ли общегражданский паспорт в обязательный перечень бланков, которые должен иметь водитель при эксплуатации транспорта. В этом материале разберем, насколько законным является требование предъявить паспорт при остановке на дороге, и что грозит за его отсутствие.

Нужен ли паспорт при вождении

Гражданин, управляющий машиной, непременно возьмет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС. Наличие иных документов может быть обусловлено условиями владения и сферой деятельности водителя. Например, для подтверждения законности владения машиной потребуется предъявить доверенность, договор аренды, путевой или маршрутный лист, иные бланки и формы.

Относительно паспорта мнение водителей могут диаметрально различаться. Одни убеждены, что общегражданский паспорт не входит в перечень документов, которые обязан возить с собой водитель. Другие уверены, что паспорт призван удостоверять личность граждан РФ, а, следовательно, должен всегда находиться при себе. Вот как трактует эту ситуацию закон:

  1. паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ – его должен иметь каждый гражданин, достигший возраста 14 лет;
  2. ни одна норма закона не обязывает граждан носить паспорт при себе, в том числе при управлении автотранспортом;
  3. сотрудники МВД имеют право проверять личность граждан, однако при отсутствии паспорта обязаны сделать это иными способами – через базы данных миграционного отдела, и т.д.

Законодательство РФ не предусматривает штрафных санкций за отсутствие паспорта при себе, равно как и за отказ представить его для установления личности. Однако при остановке на улице, при наличии подозрений в совершении противоправных действий, гражданин может быть задержан на срок до 2 часов для проверки личности.

При остановке автотранспорта ситуация отличается. Хотя в России водительское удостоверение не является документом, позволяющим однозначно идентифицировать личность человека. Однако при отсутствии паспорта, инспектор ГИБДД не вправе требовать его представления (за исключением случаев, когда проверяется причастность к совершению преступных деяний). Предъявление бланка водительского удостоверения будет достаточным основанием, чтобы подтвердить законность управления автотранспортом.

Что делать если требуют паспорт

  • при управлении машиной на основании нотариальной доверенности, если транспортное средство проверяется на предмет угона или хищения;
  • если автомашина принадлежит предприятию, а управляет ей работник – в этом случаев личность сотрудника подтверждается доверенностью, путевым листом и паспортом; – при оформлении процессуальных протоколов должны заполняться паспортные данные участников ДТП.

Как себя вести, ели в процессе управления вас остановил инспектор ГИБДД, и попросил предъявить не только стандартный комплект документов водителя, но и паспорт? Если не возникает сомнений, что перед вами сотрудник правоохранительных органов (он представился, предъявил удостоверение), имеет смысл показать паспорт, и избежать затягивания проверки.

Если паспорт отсутствует, а инспектор ГИБДД настаивает на своем требовании, вы можете предпринять следующие действия:

  1. запросить полные личные данные сотрудника ДПС, его регистрационные данные, номер жетона и т.д.;
  2. попросить объяснить причины и основание для затребования паспорта, со ссылкой на норму закона или Правил дорожного движения;
  3. потребовать разъяснения о санкциях, которые грозят за отсутствие паспорта – при таком вопросе инспектор неизбежно не найдет ответа, поскольку штраф за подобное деяние отсутствует.

При отказе представить паспорт не возникает оснований и для составления процессуальных протоколов, если сотрудник ДПС не выявил иных нарушений.

Как инспектор проверит личность владельца машины, если ему будет предъявлено только водительское удостоверение? Если сотрудника ДПС не удовлетворили сведения удостоверения, он может прямо на месте остановки проверить всю необходимую информацию через базу данных ГИБДД. При выдаче водительских удостоверений в указанный реестр вносятся паспортные данные водителя. Аналогичным образом, при выдаче свидетельства о регистрации ТС фиксируются паспортные данные собственника машины.


В первые 10 дней после покупки автомобиля закон позволяет новому хозяину ездить без регистрации в ГИБДД. Как правило, на руках у него имеется договор купли-продажи, паспорт транспортного средства (ПТС) и старое свидетельство о регистрации (если машина приобретена с рук).

Нередко, остановив такой автомобиль, инспекторы ДПС просят показать перечисленные документы. Законно ли это требование? Нужно ли показывать договор или ПТС? Что делать если новый владелец не вписан в ПТС? Попробуем разобраться.

Нужно ли возить с собой ПТС?

Сразу ответим: нет. Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, не содержат такого требования в действующей редакции. Исчерпывающий перечень документов, которые должен предъявлять водитель, четко прописан в пункте 2.1.1.

К ним относятся:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид";
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

При этом, единственным регистрационным документом на транспортное средство является карточка СТС:

Можно ли ездить по договору купли-продажи без ПТС?

ПТС не является ни регистрационным ни правоустанавливающим документом. По своей сути это паспорт на машину, который служит для других, информационно-технических целей.

Инспектор требует предъявить паспорт ТС – обязан ли водитель?

Как мы уже писали выше, правилами дорожного движения такой обязанности для водителя не установлено. Вместе с тем, на практике, сотрудники ГИБДД зачастую просят показать ПТС вместе с договором купли-продажи, чтобы проверить действительность факта приобретения транспортного средства, а также обоснованность отсутствия полиса ОСАГО, без которого можно ездить в течении трех дней после покупки (в ДКП и ПТС как раз прописана дата приобретения автомобиля).

ПДД содержат исчерпывающий перечень документов, которые должен иметь при себе водитель и предъявлять для проверки. При этом, паспорт транспортного средства в данный перечень не входит.

Договор купли-продажи по закону предъявлять также не нужно

Если вы внимательно прочитали пункт 2.1.1 ПДД, то вы с уверенностью можете сказать, что требование инспектора показать договор купли-продажи автомобиля также не является обоснованным, поскольку этого документа нет в списке для передачи сотруднику ГИБДД.

Получается, что согласно правил дорожного движения, в первые 10 дней с момента покупки автомобиля и до момента его регистрации, новый владелец обязаны предъявлять инспектору ДПС только свидетельство о регистрации ТС на старого хозяина и свое водительское удостоверение.

Соответственно, вы можете отклонить просьбу инспектора в предъявлении договора. Никакого наказания за это последовать не может. Требовать предоставить ДКП при проверке документов инспектор ДПС не имеет права.

Заметим, что инспектор ДПС может выписать водителю штрафы в размере 800 рублей как за отсутствие полиса обязательного страхования, так и за несвоевременную регистрацию транспортного средства. А чтобы обжаловать их автовладельцу придется самостоятельно предъявлять в качестве доказательств своей невиновности и подтверждения даты покупки автомобиля как договор купли-продажи, так и ПТС.

Водитель все же передал ПТС, но не вписан в него

Если водитель для подтверждения правомерности пользования транспортным средством (либо езды без полиса ОСАГО) добровольно передал сотруднику ГИБДД свой ПТС, то последний при проверке документа обязательно обратит внимание на отсутствие записи о новом владельце. Собственно, для этого он данный документ и проверяет.

Здесь, в зависимости от ситуации:

  1. Сотрудник потребует вписать нового владельца в ПТС и указать дату продажи (передачи) автомобиля
  2. Сотрудник посчитает договор купли-продажи фиктивным и составит постановление по делу об административном правонарушении.

В последнем случае останется только обжаловать такое постановление в установленный законом срок (10 дней). Для этого к жалобе нужно будет прикладывать доказательства – копии ПТС и ДКП.

Выводы

Заключив договор купли-продажи автомобиля новый владелец вправе ездить на нем не возя с собою ПТС. При себе нужно иметь права и СТС на старого хозяина.

Если у инспекторов возникает вопрос по поводу отсутствия страховки - вот здесь ПТС и ДКП могут пригодится, но только если с момента продажи прошло не более трех дней.

Читайте также: