Дтп с пострадавшими средней тяжести мировая

Обновлено: 02.07.2024

Во многих случаях, когда вина подзащитного по уголовным делам о ДТП очевидна, защите целесообразно с самого начала взять курс на примирение с потерпевшими. Плюсы такого решения для подзащитного очевидны: примирение с потерпевшим не предполагает назначение наказания и даже не влечет судимость. В то же время, потерпевшие в таких случаях реально получают устраивающее их возмещение, чего, к сожалению, далеко не всегда удается добиться в случае вынесения судом обвинительного приговора и удовлетворения гражданского иска.

И если по делам о ДТП, где нет погибших, а только пострадавшие (часть 1 статьи 264 УК РФ), адвокаты достаточно часто стремятся к прекращению уголовного дела по рассматриваемому основанию, то по более тяжелым случаям такая возможность часто даже не рассматривается и безосновательно упускается, что представляется в корне неверным. В то же время, как показывает практика, даже в самых тяжелых случаях возможность примирения с потерпевшим заслуживает более внимательного рассмотрения.

Всегда ли можно прекратить дело в связи с примирением с потерпевшим?

С формальной точки зрения, примирение с потерпевшим возможно по всем без исключения составам статьи 264 УК РФ, ведь все они являются преступлениями неосторожными, а значит, согласно части 3 статьи 15 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой (часть 1) и средней (части со 2 по 6) тяжести. Это справедливо и по отношению к делам, где в результате ДТП погибли люди, либо если виновник ДТП при этом находился в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения: формальных препятствий прекращению уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим здесь нет.

Так, на то, что гибель потерпевшего в ДТП не является препятствием к примирению с потерпевшим, прямо указал Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении №19 от 27.06.2013 г., поскольку в соответствии с частью 8 статьи 42 УПК РФ права потерпевшего в таких случаях переходят к одному из близких родственников погибшего, а уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо ограничений в процессуальных правах лиц, признанных потерпевшими в порядке, установленном частью 8 статьи 42 УПК РФ. Многочисленные примеры прекращения уголовных дел о ДТП с погибшими подтверждают, что суды данное разъяснение готовы применять на практике (см. Апелляционное постановление СК по уголовным делам Верховного суда Республики Крым № 1-130/2018 22-1070/2018 от 8 мая 2018 г. по делу № 1-130/2018 по части 3 статьи 264 УК РФ, Постановление Новосергиевского районного суд Оренбургской области № 1-140/2017 от 29 декабря 2017 г. по делу № 1-140/2017 по части 3 статьи 264 УК РФ).

Примирение возможно даже по делам о ДТП, совершенным в состоянии опьянения, либо повлекшим гибель нескольких человек.

Мотивы, по которым суды порой прекращают дела по составам с квалифицирующим признаком совершения преступления в состоянии опьянения, достаточно просты и сводятся к тому, что ни уголовный, ни уголовно-процессуальный закон прямо не запрещают прекращение таких уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим. Значит, совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения не является непреодолимым препятствием при наличии всей совокупности юридических фактов, предусмотренных статьей 76 УК РФ. Яркий пример – уголовное дело, рассмотренное по апелляционной инстанции Краснодарским краевым судом. Отменяя приговор суда первой инстанции по части 4 статьи 264 УК РФ, суд апелляционной инстанции сослался на наличие общих оснований для прекращения уголовного дела, предусмотренных статьями 76 УК РФ, 25 УПК РФ, а состояние опьянения подсудимого фактически проигнорировал как обстоятельство, не имеющее в данном случае юридического значения (см. Апелляционное постановление № 22-3618/2018 от 28 июня 2018 г. по делу № 22-3618/2018).

Имелись случаи прекращения в связи с примирением с потерпевшим уголовного дела по части 5 статьи 264 УК РФ (Постановление Невского районного суда г. Санкт-Петербурга № 1-395/2018 от 14 февраля 2018 г. по делу № 1-395/2018, Апелляционное постановление Приморского краевого суда № 22-2282/2018 от 7 мая 2018 г. по делу № 22-2282/2018).

«При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.).

Указанная аргументация может использоваться защитой и по другим делам, поскольку прокуроры достаточно часто ссылаются на публичный интересы, мотивируя свое несогласие с прекращением уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 76 УК РФ, 25 УПК РФ.

Наконец, несмотря на то, что это кажется невероятным, встречались факты прекращения уголовного дела по данному основанию по части 6 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель двух и более лиц, совершенное в состоянии опьянения), хотя подобные решения являются скорее исключением, чем правилом (примеры прекращенных дел по части 6 статьи 264 УК РФ: Постановление № 1-118/2013 Бийского районного суд Алтайского края от 23 сентября 2013 г., Постановление Артемовского городского суда Свердловской области № 1-59/2013 от 24 июля 2013 г. по делу № 1-59/2013). Само по себе содержание указанных постановлений крайне формально, и не дает достаточно полного представления об обстоятельствах, которые сформировали внутреннее убеждение судьи о допустимости прекращения дела по столь тяжелому случаю в связи с примирение с потерпевшими, однако, сам факт наличия таких постановлений (пусть и в качестве исключений) говорит о том, что даже в самой тяжелой ситуации надежда на примирение и прекращение дела есть.
Исходя из вышеизложенного, следует признать, что адвокат, берясь за защиту по уголовному делу по статье 264 УК РФ, где вина подзащитного очевидна, должен в обязательном порядке обсудить с доверителем возможность компенсации потерпевшим вреда и заявления ими ходатайства о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 76 УК РФ и 25 УПК РФ. Это необходимо сделать даже по самым тяжелым случаям, ведь существует реальная возможность помочь подзащитному, а также максимально сгладить негативные последствия совершенного им деяния.

А если суд откажется прекратить дело?

Отказ суда в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела, к сожалению, является вполне вероятным, ведь прекращать дело или нет в связи с примирением с потерпевшим – право, а не обязанность суда, и наличие всей совокупности формальных оснований для прекращения уголовного дела, предусмотренных статьями 76 УК РФ и 25 УПК РФ. Разумеется, тяжесть последствий ДТП, факт совершения ДТП в состоянии опьянения, увеличивают вероятность негативного для защиты исхода: если по части 1 и 2 статьи 264 УК РФ вероятность удовлетворения ходатайства и прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим максимально высока, то по части 6 статьи 264 УК РФ она стремится к нулю. Однако, и в этом случае, во-первых, вероятность прекращения дела все же есть, а, во-вторых, необходимо помнить о следующем немаловажном обстоятельстве.

Кроме того, наличие оснований для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон дает защите возможность в случае отказа суда в примирении просить о дополнительных послаблениях, таких как назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (статья 64 УК РФ). Для подзащитных (особенно водителей-профессионалов) в данном случае может оказаться ценным возможность не назначать дополнительное наказание, предусмотренное в качестве обязательного (часть 1 статьи 64 УК РФ), поскольку статья 264 УК РФ предусматривает в качестве такового лишение права управления транспортным средством на длительные сроки.

Вывод.

Итак, примирение с потерпевшим и прекращение уголовного дела по основанию, предусмотренному статьями 76 УК РФ и 25 УПК РФ, является одной из самых благоприятных для защиты возможностей по делам о ДТП с тяжкими последствиями. Даже ДТП, совершенные в состоянии опьянения, либо повлекшие гибель нескольких лиц, не исключают возможность примирения и прекращения уголовного дела, хотя, разумеется, чем тяжелее состав, тем меньше вероятность того, что суд сочтет возможным дело прекратить.

Игнорирование защитой данной возможной позиции, а тем паче, не разъяснение адвокатом своему подзащитному возможности примирения, видится фатальной ошибкой. При этом, не является оправданием тот факт, что примирение с потерпевшими (особенно в случае гибели потерпевших) порой чрезвычайно затратно в материальном отношении. Ведь только доверитель может решать, способен он понести такие расходы, или нет[3]. Будучи не осведомленным о самой возможности прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, он лишается такого выбора.

[2] Предполагается само собой разумеющимся, что по делам, где взят курс на примирение, защитой будет заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке главы 40 УПК РФ.

[3] Практика показывает, что в большинстве случаев необходимые возможности так, или иначе, находятся.

Россия — один из мировых лидеров по количеству раненных и погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Только за 2018 год аварии на дорогах унесли 18 тысяч жизней. Это население небольшого городка. Число пострадавших без смертельного исхода 215 тысяч. Проблема усугубляется тем, что большинство погибших и раненных — это молодые и здоровые до аварии люди.

Виновные в ДТП несут несколько видов ответственности — административную, гражданскую, уголовную. Для водителей и владельцев транспортных средств предусмотрены самые разные наказания — от небольших штрафов за причинение ущерба здоровью до длительной изоляции от общества при наличии тяжких последствий.

Виды ответственности

Причинение вреда здоровью при ДТП

На законодательном уровне установлено 3 вида ответственности при ДТП с причинением вреда здоровью и жизни:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданская ответственность заключается в возмещении вреда пострадавшим лицам и возлагается на владельцев транспортных средств. Она наступает при любых обстоятельствах, вне зависимости от того, виновен ли водитель в совершении ДТП или нет, в силу того, что автомобиль определен Гражданским кодексом, как источник повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Административная и уголовная ответственность зависит от вида правонарушения (преступления), совершенного виновным лицом. Одновременно эти виды ответственности не применяются. Степень вины и вид наказания определяется с учетом последствий аварии.

Эти виды ответственности несут непосредственные участники ДТП, а также лица, отвечающие за обстоятельства, приведшие к совершению дорожного происшествия. Чаще всего за аварии с ранеными и погибшими отвечают водители транспортных средств.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Это одна из наиболее серьезных ситуаций. Тяжкий вред здоровью при аварии — причина для уголовного преследования виновника ДТП. Дело возбуждается на основании результатов судебно-медицинской экспертизы. По степени тяжести вред подразделяется на:

Последняя степень — самая опасная для человека. Тяжкий вред — это высокая вероятность смерти во время аварии или спустя некоторое время после нее, утрата жизненно важных функций организма.

Разбитое лобовое стекло при ДТП

Квалифицирующими признаками тяжкого вреда, согласно п. 4 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522, являются:

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности…

Для отнесения вреда здоровью к тяжкому достаточно наличия хотя бы одной из травм, угрожающих жизни человека или ведущей к опасному состоянию, в том числе:

  • кома;
  • шок 3—4 степени;
  • обильная потеря крови;
  • сердечная, почечная, дыхательная недостаточность;
  • проникающая в череп рана головы или внутричерепная рана;
  • повреждения шейного отдела;
  • перелом позвоночника;
  • открытые и закрытые повреждения грудной клетки;
  • множественные переломы ребер;
  • проникновения в брюшную полость;
  • потеря зрения, речи, слуха;
  • утрата какого-либо органа и др.

Полный список медицинских критериев тяжкого вреда содержится в п. 6 Приложения Приказу Минздравсоцразвития от 24.04.2008 № 194н.

Что грозит водителю за ДТП с тяжкими телесными повреждениями

За такое правонарушение может грозить до 15 лет. Наказание за причинение тяжкого вреда при ДТП установлено УК РФ.

Вид санкции определяется судом индивидуально и зависит:

Меры ответственности за тяжкий вред здоровью по неосторожности (ст. 264 УК РФ) представлены в таблице. Выбор конкретного наказания производится судьей.

Виды санкций
Ограничение свободыПринудительные работыАрестЛишение свободы
ч. 1 ст. 264 УК РФ: Нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение тяжкого вреда
до 3 летдо 2 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет или без таковогодо 6 месяцевдо 2 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет или без такового
ч. 2 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное в состоянии опьянения или сопряжёное с оставлением места ДТП
до 5 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет от 3 до 7 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 3 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, повлекшее смерть человека
до 4 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет до 5 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 4 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное в состоянии опьянения или или сопряжёное с оставлением места ДТП и повлекшее смерть человека
от 5 до 12 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 5 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, повлекшее смерть 2-х или более лиц
до 5 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет до 7 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 6 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное в состоянии опьянения или сопряжёное с оставлением места ДТП и повлекшее смерть 2-х или более лиц
от 8 до 15 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
Дорожно-транспортное происшествие повлекшее тяжкие повреждения

Наличие умысла усугубляет положение виновника. Умышленное дорожно-транспортное происшествие, повлекшее тяжкие повреждения здоровью, рассматривается по 111 статье УК. Максимальное наказание по данной статье — 15 лет лишения свободы с ограничением свободы до двух лет либо без такового.

Судебная практика показывает, что при вынесении решения с определением наказания для виновника большое влияние оказывает позиция обвиняемого. Искреннее раскаяние и добровольное возмещение вреда потерпевшему, отсутствие претензий со стороны пострадавших лиц дают возможность изменить меру ответственности на более щадящую и смягчить наказание.

Пример из судебной практики

Водитель К. при управлении транспортным средством нарушил Правила дорожного движения, что привело к аварии, в результате которой погиб гражданин Ф. В судебном заседании нарушитель вину не признал. По ч. 3 ст. 264 УК РФ суд приговорил водителя транспортного средства, нарушившего ПДД, к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на 2 года.

Гражданин К. подал апелляционную жалобу в вышестоящий суд. В ходе заседания он отказался от части своих возражений и полностью признал себя виновным в ДТП. Апелляционный суд удовлетворил жалобу обвиняемого частично, учтя признание вины, возмещение морального вреда, отсутствие судимостей и положительные характеристики. Лишение свободы назначено условно с установлением испытательного срока.

Причинение легкого вреда здоровью

Машина скорой помощи

Медицинские критерии легкого вреда — кратковременное расстройство здоровья (до 3 недель) и незначительная стойкая утрата трудоспособности (меньше 10%). Под расстройством здоровья понимается временное нарушение функций органов и систем человека.

Не все травмы считаются легким вредом здоровью. Поверхностные повреждения кожи — синяки, ссадины, ушибы, если они не приводят к утрате трудоспособности и расстройству здоровья, не расцениваются, как причинение вреда.

В связи с тем, что оценить на месте телесные повреждения врачи скорой помощи и сотрудники дорожной инспекции не могут, поначалу к авариям легкой степени тяжести автоматически относят все дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими людьми. После этого по факту обращения пострадавшего в медицинское учреждение врачи оценивают степень нанесенного вреда.

Что будет за легкий ущерб при ДТП в 2022 году

Наказание за причинение легкого вреда здоровью после ДТП назначается по статье 12.24 КоАП РФ. Степень вины участников устанавливается в результате административного расследования.

Минимальные санкции — административный штраф от 2500 до 5000 рублей. Его могут наложить должностные лица дорожной инспекции — начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка ДПС и его зам. (ст. 23.3 КоАП РФ). В судебном порядке водитель может быть лишен прав на срок от 1 года до 1,5 лет.

Уголовная ответственность может наступить при наличии умысла причинить легкий вред (ч. 1 ст. 115 УК РФ). Возможные санкции:

При наличии отягчающих обстоятельств (совершение преступления из хулиганских побуждений, в составе организованной группы, с применением оружия и др.) максимальное наказание — лишение свободы до 2 лет. Однако в силу сложности получения доказательств виновности по указанной статье она применяется очень редко.

Средняя тяжесть вреда здоровью

В подобном случае наказание может ограничиться штрафом или оказаться более суровым — виновника приговорят к лишению свободы. Все зависит от обстоятельств. Причинение травм средней тяжести — это неопасная для жизни утрата здоровья и трудоспособности, сроки реабилитации по которой превышают 3 недели. Характеризуется следующими медицинскими критериями (п. 7 Приказа Минздравсоцразвития 194н):

  1. Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня)…
  2. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть — стойкая утрата общей трудоспособности от 10 до 30 процентов включительно.

Определить повреждения средней тяжести можно только после проведения судмедэкспертизы, которая зачастую возможна только после прохождения курса лечения.

Наказание за повреждения средней тяжести

При нанесении травм такого характера дальнейшая судьба виновного во многом зависит, были ли при ДТП отягчающие обстоятельства. За средний вред здоровью водитель отвечает по той же 12.24 статье КоАП, варианты следующие:

За умышленное причинение вреда наступает уголовная ответственность. Наказание при средней тяжести при ДТП установлено по статье 112 УК РФ. Оно назначается судом в одном из следующих вариантов:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 3 лет.

При наличии отягчающих обстоятельств максимальные сроки наказания возрастают. Обвиняемый может лишиться свободы на срок до 5 лет.

Как определить степень тяжести

Оценочные мероприятия могут проводиться только ограниченным кругом лиц. Установлением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимаются медицинские учреждения или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию, включающую работы на проведение судебно-медицинской экспертизы.

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522. Медицинские критерии, которыми руководствуются эксперты при вынесении решения, утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 24.04.2008 № 194н.

Приложение к Медицинским критериям — Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и прочих вероятных последствий, спровоцированных ДТП.

Приведём примеры степеней тяжести вреда, нанесённого здоровью..


  • Потеря зрения.
  • Потеря слуха.
  • Потеря речи.
  • Потеря органа или стойкое нарушение его работы.
  • Общие тяжелые патологические состояния.
  • Утрата способности к деторождению.
  • Обезображивание лица.
  • Утрата трудоспособности больше чем на 30%.

  • Продолжительное (более 21 дня) расстройство здоровья.
  • Утрата трудоспособности не более, чем на 30%.

Этапы проведения судебно-медицинской экспертизы:

  1. Изучение медицинских документов, связанных с происшествием (медкарт пострадавшего, записей врачей скорой помощи, вызванных к месту аварии, фотографий, видеозаписей, зафиксировавших детали столкновения, протокола об административном нарушении);
  2. Осмотр и опрос пострадавшего;
  3. Проведение дополнительных медицинских исследований при подозрении на наличие внутренних повреждений;
  4. Запрос дополнительных документов при необходимости;
  5. Оформление результатов экспертизы.

Если до аварии обследуемый имел заболевания и повреждения, при оценке учитывается только вред, полученный в ДТП. Для оценки последствий происшествия, приведших к психическим заболеваниям, наркомании, токсикомании, в состав комиссии судмедэкспертов включаются психиатры, наркологи, токсикологи. Если в результате ДТП прервана беременность, учитывается мнение акушера-гинеколога.

Результаты заверяются подписью эксперта или членов комиссии.

Порядок возмещения ущерба здоровью при ДТП

Мужчина держащий стопку рублей

Законом предусмотрена оплата лечения. Возмещение вреда лицам, пострадавшим в ДТП, осуществляется в соответствии с Гражданским законодательством РФ. Оно включает полную компенсацию затрат на лечение, приобретение лекарств, оплату похорон, возмещение среднего заработка за период нетрудоспособности, а также душевных страданий, полученных при аварии (морального вреда).

Подробно об ответственности водителей по возмещению вреда здоровью можно прочитать в нашей статье.

Если виновник аварии договорился с пострадавшим, все условия примирения выполнены, то даже суд не может настаивать на уголовном преследовании. Такое интересное решение принял Верховный суд.

Если все условия примирения выполнены, уголовное дело прекращается. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Некий Попов в городе Лангепас выехал на обочину и протаранил стоявший там автомобиль, за рулем которого находился некто А. В результате А. был причинен тяжкий вред здоровью, а в отношении Попова возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса. Попов свою вину в ДТП признал и приложил все усилия, чтобы примириться с пострадавшим. Он даже выплатил ему 480 тысяч рублей - такую компенсацию установил сам пострадавший. В конечном итоге договориться с пострадавшим Попову удалось. В итоге сам пострадавший ходатайствовал перед следствием о прекращении уголовного дела в отношении Попова именно по примирению сторон. И следователи в июне того же года дело прекратили.

Указание о том, что решение о прекращении дела в связи с примирением сторон является правом, а не обязанностью суда, по мнению ВС - незаконно

Однако прокуратура вернула его на доследование. Но не потому, что не было оснований для примирения. Прокурор посчитал, что не все обстоятельства, подлежащие доказыванию, были установлены. В частности, не исследована возможность создания перед Поповым препятствия, из-за которого он свернул на обочину. Это обстоятельство и вовсе бы сделало Попова невиновным в ДТП.

В суде пострадавший снова ходатайствовал освободить Попова. Однако суд это ходатайство не удовлетворил и вынес Попову обвинительный приговор. Виновника аварии приговорили к 1 году и 4 месяцам ограничения свободы, назначив в качестве дополнительного наказания лишение прав на 1 год и 4 месяца.

При этом суд пояснил свой отказ в применении примирения тем, что Попов ранее привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, что выплата Поповым потерпевшему 480 000 рублей - это не полное возмещением вреда от преступления, а также указал, что содеянное Поповым посягает на жизнь и здоровье человека и на безопасность движения и эксплуатации транспорта и тем самым создает повышенную общественную опасность для окружающих.

С судом первой инстанции согласились апелляционный суд, а также президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Но не согласился Верховный суд. Он указал, что, исходя из положений статьи 76 УК, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно при наличии указанных в этой статье условий. Одно из таких условий - примирение лица, совершившего преступление, с потерпевшим и заглаживание причиненного ему вреда. А под заглаживанием вреда следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего. При этом способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим.

Попов вину признал. Он впервые совершил преступление небольшой тяжести, а причиненный вред, определенный потерпевшим, полностью возместил. Он также принес свои извинения. Потерпевший заявил, что простил Попова, примирился с ним и не желает привлекать его к уголовной ответственности. Таким образом, все условия для освобождения Попова выполнены.

На то, что Попов ранее привлекался к административной ответственности, ВС напомнил, что человек считается ей подвергнутым в течение года. На момент первого заседания суда сроки давности прошли.

Фото: iStock

Что касается неполного возмещения - в частности, суд первой инстанции указал на состояние здоровья потерпевшего, требующего дополнительных затрат в будущем, превышающих выплаченную компенсацию, - то ВС напомнил, что размер определяется потерпевшим на момент принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела.

А указания судов первой, а также кассационной инстанций на то, что принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим является правом, а не обязанностью суда, по мнению ВС сделаны без учета требований законности, обоснованности и справедливости судебного решения.

На основании всего этого коллегия ВС отменила решения нижестоящих судов, а дело прекратила за примирением сторон. В общем, если виновник и пострадавший действительно примирились, то остальным остается с этим смириться.

Но надо напомнить, что еще несколько лет назад предлагалось исключить возможность примирения в ситуации, когда потерпевший погиб в ДТП. Ведь в таком случае примиряется не потерпевший, а его родственники. А кто знает, какие у них были отношения?

В Госдуме предложили запретить использование гаджетов за рулем:


Авария, в результате которой жизни и здоровью ее участников был причинен ущерб, является одной из самых сложных для проведения действий, направленных на ее расследование.

Чтобы полностью, с максимально возможной достоверностью, восстановить картину произошедшего ДТП, требуется очень много усилий со стороны экспертов, а главное, времени. Иногда на это может уйти более шести месяцев.

В зависимости от тяжести вреда, который в результате дорожно-транспортного происшествия получили пострадавшие лица, его можно отнести к одному из нижеследующих правонарушений:

  • причинение вреда здоровью различной степени тяжести;
  • совершение наезда на пешехода;
  • причинение смерти по неосторожности;
  • причинение смерти в результате дорожно-транспортного происшествия.

Изначально по факту ДТП, в котором имеются пострадавшие граждане, возбуждается административное, либо уголовное дело. В ходе расследования, будет установлена мера вины каждого из участников такого ДТП, а суд назначит им наказание, исходя из норм действующего законодательства.

Чтобы определить степень вреда, который был причинен здоровью пострадавшего, будет проведена специальная судебно-медицинская экспертиза.

Она изучит все медицинские документы пострадавшего, и на их основании сделает вывод о том, какой конкретно тяжести вред причинили его здоровью.

В результате, такая экспертиза может определить, что здоровью пострадавшего был причинен вред легкой или средней степени тяжести, либо тяжкий вред.

Также именно экспертиза сможет установить, явилась ли причиной смерти потерпевшего именно произошедшая авария. Кроме того, эксперты могут прийти к выводу, что в результате дорожно-транспортного происшествия, вред здоровью потерпевшего не был нанесен. В этом случае, ранее возбужденное дело будет закрыто из-за отсутствия состава правонарушения.

Наказание при ДТП с пострадавшими средней тяжести

Если в результате проведения судебно-медицинской экспертизы будет установлено, что здоровью потерпевшего был причинен вред средней степени тяжести, то в отношении лица, которое виновно в дорожно-транспортном происшествии, возбуждается дело о совершении административного правонарушения.

Подчеркнем, что чаще всего дорожно-транспортное происшествие происходит из-за того, что его виновник нарушил правила. Исходя из этого, он будет привлечен к административной ответственности не только за причинение вреда здоровью средней степени тяжести, но и за то, что совершил нарушение правил дорожного движения, что и привело к возникновению аварийной ситуации. Таким образом, он понесет сразу двойное наказание.

Давайте рассмотрим, что ожидает водителя, которого признают виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия:

  • Исходя из части 2 статьи 12.24. КоАП РФ, такому водителю, за то, что в результате совершенного им ДТП кому-то из пострадавших был причинен вред здоровью средней степени тяжести, предстоит пополнить государственную казну на сумму от десяти до двадцати пяти тысяч рублей. Кроме того, он может лишиться права управлять автотранспортным средством на срок от 18 до 24 месяцев;
  • кроме этого, гражданин, здоровью которого в результате ДТП был причинен вред средней степени тяжести, имеет право взыскать с виновника ДТП компенсацию своих затрат на восстановление здоровья.

Если гражданином, который виновен в дорожно-транспортном происшествии, был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности, то затраты, связанные с компенсационными выплатами пострадавшим, понесет его страховая компания.

Также именно страховая компания, полис ОСАГО которой имеется у лица, виновного в ДТП, обязана выплатить компенсацию за ущерб, который был причинен транспортному средству гражданина, пострадавшего в результате ДТП.

Инфо

На текущий год определены следующие максимально возможные выплаты по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности:

  • если в результате дорожно-транспортного происшествия было повреждено только одно транспортное средство — 120 тыс. руб.;
  • если повреждения были нанесены двум и более транспортным средствам — 160 тыс. руб.

Отметим, что если сумма ущерба превышает покрываемую страховкой величину, то разницу обязан выплатить виновник ДТП за счет собственных средств:

  • гражданин, здоровью которого в ходе дорожно-транспортного происшествия был причинен вред средней степени тяжести, вправе потребовать с лица, виновного в аварии, компенсировать ему моральный ущерб;
  • если в момент дорожно-транспортного происшествия у лица, виновного в нем, не было действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности, то ему предстоит компенсировать причиненный вред как здоровью потерпевшего, так и его автотранспортному средству исключительно за счет собственных средств.

Если причиненный вред не возмещается

В случае, когда гражданин, признанный виновным в ДТП, не желает добровольно выплатить полагающиеся вам денежные средства, то вам предстоит взыскать их в ходе судебных разбирательств.

В качестве основания для подачи искового заявления могут послужить следующие обстоятельства:

  • гражданин, признанный виновным в дорожно-транспортном происшествии, отказывается выплатить вам компенсацию за тот вред, который в результате ДТП был причинен вам (при наличии у него действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности);
  • гражданин, виновный в ДТП, не имеет действующего полиса ОСАГО, а выплачивать вам компенсацию за счет собственных средств отказывается;
  • размер вреда, который был причинен вашему здоровью или имуществу, превышает установленный максимальный размер страховых выплат, и вы хотите получить недостающие денежные средства непосредственно с лица, виновного в аварии.

Обращаясь в судебную инстанцию, подавайте один из следующих вариантов иска:

  • иск к страховой компании, с которой у виновника был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности, о выплате вам компенсации за вред, который виновник ДТП причинил вашему здоровью;
  • иск к непосредственному виновнику аварии. Он подается в том случае, когда у него нет действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности, либо максимальная сумма выплат по такому договору не покрывает причиненный вам ущерб.

Моральный ущерб при ДТП средней тяжести.

Что делать, если попал в ДТП без страховки не по своей вине, читайте тут.

Что делать после ДТП с пострадавшими

Действующее законодательство РФ установило четкий алгоритм действий, которые необходимо предпринять после того, как произошла авария.

Гражданам, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие, необходимо:

  • незамедлительно остановить свое автотранспортное средство;
  • включить аварийные сигналы;
  • если дорожно-транспортное происшествие случилось на трассе, то на расстоянии 30 метров от автомашины необходимо установить знак аварийной остановки. Если авария произошла в черте города, то знак устанавливается на расстоянии 15 метров;
  • не допускать перемещения объектов, так или иначе связанных с произошедшей аварией;
  • установить, пострадали ли в результате дорожно-транспортного ущерба люди, и в каком количестве;
  • определить, не препятствуют ли автомобили, пострадавшие в результате аварии, дорожному движению. Если они создают серьезную помеху для остальных участников дорожного движения, то их необходимо переместить, чтобы освободить путь движения. При этом прежде чем начать перемещение задействованных в дорожно-транспортном происшествии автомобилей, необходимо осуществить их максимально тщательную фотофиксацию, и только после этого приступить к освобождению проезжей части.

После того, как все вышеперечисленные меры будут вами приняты, позаботьтесь о том, чтобы следы ДТП сохранились как можно лучше.

Для этого целесообразно организовать объезд того места, где непосредственно произошла авария. Также это место можно оградить при помощи различных подручных средств. После этого сосредоточьтесь на поисках свидетелей происшествия и материалов его фото- и видео фиксации.

Хотя в соответствии с последними изменениями, сбор свидетельских показаний не является обязательным, лучше опросить очевидцев происшествия и зафиксировать их контактные данные. В дальнейшем, их показания могут оказаться очень полезными и помогут вам доказать свою правоту.

В случае если никто из людей в результате аварии не пострадал, водители имеют право составить и подписать так называемый европротокол.

Правила поведения

Главное, после того, как вы оказались втянуты в дорожно-транспортное происшествие — не растеряться и сохранить максимальное спокойствие.

Это поможет вам с максимальной эффективностью защитить свои права. Прежде всего, не поддавайтесь панике и оцените все случившееся трезвым взглядом. Следует обязательно проверить, в каком состоянии находятся остальные участники аварии.

Помните, что вам нельзя принимать никаких средств, даже для успокоения, если в них содержится этиловый спирт. Нарушение данного правила может привести к массе неприятных последствий.

Также не стоит поддаваться на предложение других участников ДТП решить дело без привлечения ГИБДД, если в результате аварии пострадали не только автомобили, но и люди.

На вопросы прибывших на место аварии сотрудников ГИБДД старайтесь отвечать как можно более четко и собрано. Помните, что они должны зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они не правомочны устанавливать лицо, виновное в аварии. Это находится в компетенции суда.

Авария с пострадавшими

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то действовать следует следующим образом:

  • если вы обладаете соответствующими навыками — окажите пострадавшим первую медицинскую помощь;
  • обратитесь в скорую медицинскую помощь и вызовите ее бригаду на место происшествия;
  • позвоните в органы правопорядка и сообщите о произошедшем. В случае если у вас нет средств связи, остановите проезжающий мимо транспорт и попросите его водителя передать информацию о произошедшем на ближайший пост ГИБДД;
  • если лицу, пострадавшему в результате ДТП, требуется неотложная медицинская помощь, организуйте его транспортировку до ближайшего медицинского учреждения.

В случае, когда пострадавшего необходимо в кратчайшие сроки доставить в учреждение здравоохранения, а кроме вас это сделать некому, вы имеете право покинуть место ДТП, но при этом должны соблюсти следующий порядок:

  • пострадавшего необходимо доставить в близлежащее учреждение здравоохранения;
  • передавая его медикам, необходимо сообщить все ваши контактные данные, а также номер вашего автомобиля;
  • после этого в возможно кратчайшие сроки вернитесь на место ДТП.

Если вы не обладаете соответствующими познаниями, лучше не пытайтесь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь. Ваши неумелые действия могут только ухудшить его положение.

Читайте также: