Если нет разметки водитель должен сам определить количество полос

Обновлено: 04.07.2024

Как действовать водителю, если на дороге нет никакой разметки?

Все мы привыкли ориентироваться на дорожную разметку. Это доходит до автоматизма: водители на подсознательном уровне избегают наезжать на сплошные линии и не задумываясь пересекают прерывистые. Однако встречаются такие участки пути (иногда довольно протяженные), где никакой разметки нет. На периферии нашей страны подобное можно увидеть очень часто. Бывает и так, что новый асфальт положили, движение транспорта по нему разрешили, а вот нанести линии еще не успели.

Здесь автомобилисты оказываются перед дилеммой: можно ли в этом случае выезжать на встречную полосу? Вопрос встает особенно остро, если водители помнят, что до ремонта дорожного покрытия в данном месте проходила сплошная разметка. Так как же поступить?

Начнем с того, что Правила дорожного движения допускают отсутствие линий: они не обязательны. Если разметки нет, то, согласно пункту 9.1 ПДД, водитель самостоятельно определяет количество полос на полотне. При этом исходить нужно из ширины дороги и размеров транспортных средств. Также следует учитывать, что между автомобилями должен оставаться боковой интервал, достаточный для безопасного разъезда.

Если до ремонта полотно состояло из трех полос и средняя использовалась для езды в обоих направлениях, то при отсутствии разметки такая дорога все равно мысленно делится пополам. При этом считается, что левая половина служит для встречного транспортного потока, а правая − для попутного.

Итак, необходимо оценить ширину проезжей части и визуально определить, где находится середина. На эту воображаемую линию и следует ориентироваться.

Обгон без разметки


Источник изображения: Яндекс.Коллекция

Важно помнить про дорожные символы. Даже если линии пока не нанесли, запрет на обгон может устанавливаться знаками 3.20 и 3.22. И тогда неважно, есть разметка, или же ее нет. В этом случае выезд на левую сторону дорожного полотна будет квалифицироваться по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. На основании этой нормы водителю назначается либо штраф (5000 рублей), либо лишение права управления транспортом (на 4-6 месяцев).

Помните, что даже если на полотне нет ни линий, ни знаков, располагать на нем автомобиль нужно правильно. За движение по левой стороне двухполосной дороги без разметки тоже предусмотрено наказание. Водитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1,5 тысячи рублей.

При движении нужно учитывать сужения и расширения проезжей части. Если край полотна, к примеру, засыпан снегом, то площадь, непригодная для езды, при определении количества полос в расчет не берется. Карманы для остановки автобусов, полосы для разгона и торможения также не учитываются.

Ширина полос устанавливается ГОСТом. В населенном пункте полоса не может быть у́же 2,75 м, за городом − менее 3 м. При споре с инспектором ГИБДД целесообразно произвести замер. Часто это помогает избежать несправедливого наказания.

Если сравнивать дорожное движение с симфонией, во время исполнения которой все музыканты подчиняются одним и тем же правилам, то проезжая часть и полоса движения окажутся нотными листами, разметкой, которая задает направление игры. И крайне важно понимать сколько полос движения на дороге, чтобы движение было правильным и безопасным.

Определение количества полос

ПДД регламентируют несколько ситуаций, в которых водителю придется самостоятельно определять количество полос движения.

Знаки

Нужно запомнить всего 4 знака, чтобы правильно определять количество полос:

Научим определять, сколько полос движения на дороге

Научим определять, сколько полос движения на дороге

Чаще всего используются 5.15.1 и 5.15.2, которые указывают количество полос и направление движения по ним.

Научим определять, сколько полос движения на дороге

Помимо движения вперед, они разрешают повороты и развороты и вешаются на такой высоте, чтобы водители могли заранее распланировать маневр. На оживленных маршрутах предпочтение отдается знакам 5.15.2, как более информативным.

5.15.7 определяет направление, в котором нужно двигаться по полосам. Чаще всего на нем изображено больше 2 стрелок, однако 5.15.7 встречается и с 2 полосами. Такие знаки устанавливаются на двухполостных дорогах, если водители могут воспринимать дорогу неоднозначно и принимать из-за этого неоправданные решения.

Все знаки синего цвета, прямоугольной формы, со схематичным обозначением полос и стрелками.

Кстати, в ПДД отдельно оговорен приоритет знаков над разметкой, так что если разметки нет, она плохо видна или попросту противоречит знаку, то у последнего приоритет в определении количества полос.

Разметка

С помощью разметки проще всего определить сколько полос движения на дороге, потому что в этом случае не придется ничего анализировать, достаточно мельком посмотреть по сторонам. Для такого случая предусмотрено 3 вида разметки: 1.1, 1.5 и 1.6.

Научим определять, сколько полос движения на дороге

Сплошная горизонтальная 1.1 находится внутри дороги, практически никогда не выходит на края полотна и категорически запрещена для пересечения. Также 1.1 ограничивает опасные участки дороги, например, аварийную часть поворота направо, чтобы у водителей не было желания выехать на встречную полосу.

1.5 и 1.6 – это прерывистые белые линии. Для маневра такую полосу пересекать разрешается, разница между ними только в том, что 1.6 (у которой белый пунктир длиннее) сигнализирует о скором появлении сплошной разметки.

Часто встречаются полосы, на которых есть только одна разметка, которая делит движение на 2 противоположных полосы. В этом случае определение зависит от единственной полосы. Если это 1.1, то количество полос не может быть больше 2, даже если все говорит об обратном. Это непреложное правило.

Разметка 1.3, которая состоит из 2 сплошных линий делит только большие дороги, на которых подразумеваются минимум 4 стандартных полосы или несколько очень широких, более 375 сантиметров.

Без знаков и разметки

Бывают ситуации, когда на дорожном полотне вовсе нет ни знаков, ни разметки. Тогда водителю придется рассчитывать количество полос самостоятельно. В ПДД указано, что водитель сопоставляет ширину дороги, размеры автомашин, своей и других участников движения, а также минимальное безопасное расстояние движения между ними.

Если на проезжей части нет ни разметок, ни знаков, то вся полнота ответственности на правой половине дороги лежит на водителе, который самостоятельно определяет и допустимое для потока количество полос и методы взаимодействия с другими участниками движения.

Важно избегать ситуаций, подобных той, что показана ниже:

Научим определять, сколько полос движения на дороге

Алгоритм определения

  1. Знаки в приоритете, поэтому необходимо первым делом поискать взглядом знаки категории 5.15 (синие, с белыми стрелками).
  2. Если знаков нет, ориентация осуществляется по разметке.
  3. Если разметка не видна или её попросту нет, то решение о разделении дороги на полосы принимает сам водитель, ориентируясь на собственный стаж вождения, ширину дороги, габариты автомобилей и логику дорожного движения.
  4. Без разметки езда осуществляется только по выбранной части дороги. При наличии сплошной, которая делит движение, запрещено осуществлять маневры и обгон по встречной.

Штрафы за движение не по полосам

Движение по разделительной линии, игнорирование полосы – 500 рублей.

Маневры, осуществляемые между полосами, которые проводятся без поворотных сигналов – 500 рублей. Сумма штрафа вырастет, если маневр совмещен с обгоном там, где обгон запрещен правилами.

Если водитель повернет на перекрестке из полосы, закрытой для поворота, штраф составит 1500 рублей.

Несмотря на то, что выезд на встречную тоже можно отнести к игнорированию полосы, он может привести к аварийной ситуации и поэтому облагается более серьезными штрафами, от 1500 рублей, если нужно объехать препятствие до лишения прав на год, если на встречной произошел обгон.

Проезд по трамвайным путям равен выезду на встречную, со всеми вытекающими из этого штрафами.

Примеры из практики

Отсутствие разметки на полотне, за перекрестком 2 полосы. При повороте на перекрестке, водитель предполагает, что находится в левой полосе и во время поворота получает удар на стык водительской двери и крыла. Виновным в аварии признан этот водитель, потому что было оставлено слишком много места слева, а следующий за ним участник движения мог интерпретировать дорогу как четырехполосную (что и случилось в итоге).

Часто при отсутствии разметки сотрудники ГИБДД принимают свои решения о количестве полос, основываясь на личном опыте и конъюнктуре момента. Например, при сдаче вождения ученик предположил, что полотно без знаков и разметки можно разделить на две полосы. Сместившись к середине, осуществил маневр и получил списание баллов, потому что сотрудник ГИБДД утверждал, что дорогу нужно было интерпретировать как трехполосную. Вышло так, что ученик занял не левую полосу своей половины дороги, а часть правой и часть средней полосы.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Небольших дорожек в нашей стране – многие тысяч километров. Весной часть из них превращается в настоящий танкодром, лишённый всяческих признаков разметки. Этим нередко пользуются нечестные сотрудники ГИБДД, устраивающие ловлю водителей, якобы движущихся по встречке. Объясняем, как не попасться и что нужно знать о встречке без разметки.

Пересечение сплошной линии разметки в настоящее время, напомним, в соответствии с 4 частью статьи 12.15 КоАП РФ, карается административным штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на срок от четырёх до шести месяцев. Как правило, штраф используется лишь при фиксации нарушения автоматической камерой. Во всех прочих случаях нарушителей лишают прав.

Первое и главное, что нужно помнить водителям, – знак всегда является приоритетным по отношению к разметке. Иными словами, если на каком-то участке дороги без каких бы то ни было признаков разметки стоит знак, запрещающий выезд на встречную полосу движения, и водитель при этом идёт на обгон другого транспортного средства, лишения прав избежать не получится.

По теме

При отсутствии различимой разметки начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников рекомендует водителям руководствоваться простым правилом: если идентифицировать линию разметки, разделяющую транспортные потоки встречного направления, по объективной или субъективной причине невозможно, следует по умолчанию считать, что её пересечение запрещено. Также он заостряет внимание на том, что, в соответствии с пунктом 9.2 ПДД, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Даже в случае отсутствия запрещающих знаков и признаков разметки лишить за выезд на встречку легко можно при ловле в определённых местах. К таковым относятся подъёмы, пешеходные переходы, мосты и путепроводы, железнодорожные переезды, перекрёстки и так далее. Оспорить такую встречку вы, скорее всего, не сможете даже через суд, поскольку обстоятельства будут свидетельствовать против вас.

Особое внимание водителям следует уделить пункту 9.1 ПДД. А сказано в нём следующее: "Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъём, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)".

По теме

Трактовать это можно следующим образом. Если полос движения на дороге две, а разделительной линии нет, определять границу своей и встречной полос вы должны самостоятельно. При отсутствии запрещающих знаков выезжать на встречку для обгона или объезда препятствия вы можете. При четырёх и более полосах при отсутствии разделительной линии нужно не просто определять середину дороги, но и в принципе на встречку не выезжать. Чтобы было понятнее, дорога с двумя полосами движения имеет ширину порядка шести метров, а с четырьмя – 12. Бывают и три полосы. В этом случае ширина дороги составляет примерно девять метров.

Теперь обратимся к самой разметке. Допустимая степень износа дорожной разметки регламентируется требованиями пункта 4.6 ГОСТ Р 51256-99 и пункта 5.4 ГОСТ Р 51256-2011. Согласно этим пунктам, разрушение линий продольной разметки из красок не должно превышать 50%, а из долговечных материалов - 25% по площади. Если разметка нечитаема, линии регулирования дорожного движения должны быть обновлены.

В случае явных проблем с читаемостью разметки пойманному на нарушении водителю стоит заострить внимание на состоянии разметки, а именно, обратиться в местную администрацию или в профильный отдел дорожной службы с запросом об износе дорожной разметки на дату правонарушения. В запросе следует попросить оценить соответствие нанесённых линий требованиям ГОСТ Р 52289-2004.

По теме

Хорошим подспорьем, помогающим водителю доказать, что выезда на встречную полосу через нечитаемую разметку не было, является обычный видеорегистратор. В случае обвинения в совершении правонарушения рекомендуется зафиксировать на видео отсутствие видимой разметки и, что особенно важно, дублирующих разметку знаков. С такими материалами можно смело обращаться в суд. В административном протоколе рекомендуется указать причину своего несогласия с вменяемым правонарушением. Разумеется, нужно составить схему с замерами ширины проезжей части, а также заострить внимание на ГОСТе Р 51256-2011, регламентирующем технические требования к дорожной разметке.

Ну а чтобы не попасться на неочевидной встречке, лучше всего максимально перестраховаться и не идти на необдуманный обгон или объезд препятствий. При малейших сомнениях в своей правоте, стоит доехать до следующего перекрёстка или знака, разрешающего обгон.

Полоса у нас в России 3,5 м значит 3 полосы. В Германии например в Японии 3м, у нас тоже так хотят сделать, чтоб удешевить строительство.

Водитель сам должен определить количество полос, если не знаков (разметки), определяющих это. Написано в ПДД.

9.1 Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств) .

9.4 Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 "Автомагистраль" или 5.3 "Дорога для автомобилей" или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.


Позавчера едем с ученицей по городу. До экзамена два занятия, все, что необходимо разучили, скажем так, провожу свой личный экзамен. Эдакий дембельский аккорд, так сказать.
Дорога достаточно широкая, скорость в районе 50, через 250 метров поворачивать, прижались чуть правее, кто хочет — объезжает. Метров через 50 дорога сузится и немного повернет правее. В городе все об этом знают и сложно найти того, кто полезет опережать.


Фото из Яндекс-панорам, машина не моя))))
Примерно как на фото, позади вылетает Фокус и обходит нас слева, дорога начинает сужаться, плюс встречка и опережающая машина подрезая нас, цепляет нам левое крыло. Останавливаемся.
На машине восклицательный знак. Выхожу. Из той машины выходит блондинка и начинает кричать, мол, куда дергали руль? Объясняю — ехали прямо, а она сместилась в нашу сторону. По вмятинам на моем крыле и ее прекрасно видно. что смещалась именно ее машина. Если б смещались мы — ударили б не крылом, а бампером ( углом машины). Посыпались угрозы, мол, как решать будем. Крики — дебилы, выучите ПДД и т.д. Не вопрос, говорю, вызывайте ГИБДД.
Пока достаю знак, выставляю — она кому-то названивает. Периодически что-то кричит в нашу сторону. Вызываем ГИБДД, ждем. Подходим к ней, начинаю объяснять, мол, девушка, вы не правы, дальше не слушает — орет.
Обращаю внимание, что сзади у нее восклицательный знак, улыбаюсь от ситуации — вероятно, сама не так давно отучилась и сама мысль о том, что она въехала в учебную машину, ОНА — ВОДИТЕЛЬ и тут какой-то ученик, ее корёжит…
В общем, отпускаю ученика, за это время подъезжают несколько… даже не кавказцев, вероятнее, арабов. И пытаются мне сесть на уши… шлю куда подальше, пытаются задержать ученика и кричат, что ей нельзя никуда идти. ведь машиной управляла она… Пытаюсь объяснить, что обучающий вождению и есть водитель, но тщетно. Шлем их в известном направлении, ученица уходит, ждем ГИБДД.
Приезжает машина, инспектор начинает опрашивать, объясняю, мол, ехали прямо. никому не мешали. Это чудо полезло на опережение ( да, полосу разметки зацепило, но доказательств нет), хотя по сути это был обгон через сплошную. Она с пеной у рта доказывает обратное.
Останавливаю ее монолог словами — Девушка. а сколько полос Вы видите?
Она — две!
Я — полоса попутного направления одна.
Она — вы слепой? Две машины вмещается, значит полосы две, просто разметка не нанесена!
Я — если посредине полоса разметки нет, а больше разметки нет, значит полоса считается одна.
Она — Вы дебил?
Вмешивается инспектор. мол, девушка — полоса одна! Дальше инспектор проверяет у меня ВСЕ документы. Удостоверение, Свидетельство, доки на газ, доки на доп.педали и даже вспоминает про путевые листы, чтоб там была вписана именно эта ученица, чтоб стояла ее подпись, плюс вспоминает про мой диплом, дающий право обучения вождению. Все есть, уходит. К слову — это единственный раз, когда сотрудники ГИБДД вообще вспомнили все эти документы. До этого достаточно было дыхнуть))))
Они уходят оформляться к нему в машину, я сижу в машине аварийного комиссара, оформился, выхожу из машины — арабы кому-то все названивают. Через 5 минут приезжает еще три ГИБДДшных машины, куча гаишников и ощущение, что это не две вмятины на двух крыльях, а минимум двадцать трупов. Бегают вокруг двух машин, смотрят, обсуждают. Подходит комиссар, курим, рассказывает, мол, гаишник устал ей тыкать носом в правила и объяснять, что она не имела права вас опережать. Проконсультировался со всеми приехавшими, там без вариантов. После чего она ему заявила, мол, может обоюдку оформим?
Подхожу, объясняю, что можно вместо обоюдки оформить ей лишение на пол года… И без проблем, и даже видеофиксация не понадобится. Трехминутные дебаты, гаишник подтверждает ей сказанное, гаишники разъезжаются, арабы исчезают, девушка просит прощения и уговаривает решить все дело неправильным расположением транспортных средств на проезжей части и обойтись полторашкой штрафа. Естественно, вину целиком и полностью признает. При этом стою вспоминаю, как она скакала вокруг машины и доказывала какой я дебил и что правил не знаю…
Через 5 минут сидит и удивляется, мол, а на ПЛК тоже одна полоса в каждом направлении? Мы с гаишником — да! Она — так там все едут в два ряда. Мы — нарушают… Полное ощущение, что у нее в глазах резко мир перевернулся… Фото ПЛК


Так вот к чему все это… Господа, если посредине есть полоса разметки, разделяющая потоки, а больше никаких разделительных нет — значит несмотря на ширину имеется только по одной полосе в каждую сторону.
Насколько помню, ширина полосы должна быть не менее 3,7м. Две полосы, соответственно — 7,4. А обычная ширина подобных полос, по крайней мере, у нас в Курсе — 6-6,5м… Получается ОЧЕНЬ широкая 1 полоса, но не две! На такой дороге легко поместятся 2 машины, но это ОДНА полоса!
И в таком случае уже любая машина, вышедшая на опережение — нарушает правила, ибо в 1 полосе двигаться должен 1 автомобиль, а, соответственно, вышедший на опережение и будет виноват, независимо прижимался ли опережаемый к бордюру, или ехал посредине. Он мог ехать как угодно, сути это не меняет.
К собственному удивлению. опросив многих знакомых с большим опытом вождения, узнал, что многим сие неведомо…

Читайте также: