Где снимали солярис тарковского

Обновлено: 07.07.2024

Вспомним, как 45 лет назад создавался один из шедевров Андрея Тарковского: анти-Кубрик, съемки в Токио, дефицитный Kodak, эффект невесомости и вырезанная зеркальная комната

Подготовка: сценарий и кастинг, Лем и Кубрик

Параллельно с работой над сценарием Тарковский искал актеров. Самым сложным для режиссера был выбор исполнительницы роли Хари, которой, в отличие от книги, отводилась едва ли не главная роль. В 1970 году Тарковский видел в качестве основной претендентки шведскую актрису и любимицу Ингмара Бергмана Биби Андерссон. Также рассматривались первая жена Тарковского Ирма Рауш и Алла Демидова. Однако ближе к съемкам режиссер решил, что более подходящей кандидатурой будет Наталья Бондарчук, несмотря на всего лишь двадцатилетний возраст и скромную актерскую практику. И Тарковский не ошибся. Позже он даже замечал, что Бондарчук удалось на площадке затмить более опытных коллег. В их числе оказались Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий и постоянные актеры Тарковского Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Баниониса и Ярвета, выходцев из Прибалтики, потом пришлось переозвучивать из-за их сильного акцента. Владимир Заманский озвучил Баниониса, а Владимир Татосов — Ярвета.

Тарковский отбирал актеров таким образом, чтобы они максимально совпадали со своими персонажами. По той же причине в эпизодах и массовке у режиссера также играли типажно близкие люди. Например, в эпизоде международного симпозиума снимались настоящие иностранцы.

Локации и декорации: от Звенигорода до Токио

Визуальное решение: Kodak, один дубль и Возрождение

В основе визуального решения картины лежит противопоставление Земли и космической станции. По словам Юсова, снимая земные эпизоды, авторы пытались разглядеть и запечатлеть на пленке фактуры, связанные с природой: водоросли, деревья, воду, траву и так далее. Станция же и другая планета связаны с искусственными и более грубыми фактурами. По тому же принципу в кадре постоянно сталкиваются теплые и холодные оттенки, цвета земли и неба. Доминирующим при этом является желтый цвет — цвет Соляриса.

Спецэффекты: невесомость, инфраэкран и комбинированные съемки

В продолжение темы полетов — ракета. После ряда неудачных дизайнов ее позаимствовали с военного полигона, где обнаружился подходящий макет. Его доработали в духе работ художников-супрематистов. Взлет ракеты визуально сопровождался пламенем и дымом, но в действительности обеспечивался подъемом вручную на тросах.

Что касается главного спецэффекта фильма — Океана — то в его создании принимал участие оператор комбинированных съемок Василий Севостьянов. Чтобы добиться необходимого образа, химики пробовали всевозможные составы, включавшие ацетон, алюминиевую пудру, красители, а также различные способы подсвечивания. С учетом комбинированных съемок необходимо было добиться микроскопической фактурности предметов. Кроме того, чтобы при проекции движение Океана замедлялось, использовалась ускоренная съемка. Снимали Океан в тазу на столе, а потом комбинировали материал с другими кадрами.


2) Тот самый пруд в низине, на который можно любоваться со смотровой площадки у обители.

Часть зимних эпизодов также в той долине под монастырём в сочетании с картиной Питера Брейгеля "Охотники на снегу".


3) Вслушайтесь в мелодию Иоганна Баха и одновременно смотрите на сам пейзаж лета 2019 года августовской поры.


4) Стас приобщается к искусству.


5) Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича.


6) Расположен Саввино-Сторожевский монастырь на высокой горе Стороже над долиной Москва-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы на момент конца XIV века.


7) В самом низу у подножья холма Сторожа из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по которому совершали паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все отечественные правители: великие князья, цари и императоры. Сейчас эта дорога известна как Рублёво-Успенское шоссе.
Стас едет на паломничество оздоровляться :))


8) Стас забрался на вершину горы Сторожа. Царь горы, если он помнит такую передачу эпохи 1 срока Владимира Путина.


9) Стены обители второй половины XVII века общей длиной в 700 метров.


10)


11)


12) Я в 2019 году.


Для сравнения в 2011 из предыдущего репортажа.


13) Ещё и такой.


14)


15) Зайдём во внутрь монастыря. Надвратный храм Живоначальной Троицы 1652 года постройки,


16) А справа - невероятно живописные Царицыны палаты 1650-1652 гг. постройки для 1 жены Алексея Михайловича Марии Милославской, матери царевны Софьи (регента или регентши при малолетних Петра I и Ивана V), бабушки императрицы Анны Иоановны. После её смерти, царь Алексей Михайлович женился на матери будущего Петра I Натальи Нарышкиной.


17)


18) Братский корпус.


19)


20)


21) За цветами - Житная башня, исторически служившая для хранения зерна.


22) Жилой корпус Духовных училищ, сооружённый в 1820-х гг.


23) Угрюмые паломники.


25) Надвратный храм Живоначальной Троицы проекта архитектора Ильи Шарутина 1650 года.


27) Собор Рождества Богородицы в стиле раннемосковского зодчества 1404–1405 гг. постройки.


28) Подловил священнослужителя.


29) Небольшая узенькая улочка между стенами обители у Красной башни и Царицыных палат формами окон Италию напомнило.


30) Красная башня, здесь же главный вход в обитель — Святые ворота


31) По итогам тогдашней поездки Стас окончательно поправился после того, как его сбила машина с велосипеда. Лечебный вояж Стаса удался.
Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока. Благодаря вашей поддержке, в журнале создаются эти публикации, а я у меня приятное и интересное хобби.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev



Отлично читается название туннеля.
33:15


Опоры в туннеле дополнительно укрепили
33:19

В реальности туннель выглядит гораздо веселее, тем более, что сверху расположен красивейший дворец Акасака. Световые окна туннеля выходят прямо в дворцовый парк. Впрочем, в тот момент дворец был на длительном капитальном ремонте.
33:23

Проемы закрыли звукоизоляцией
33:44

Вылетаем к рву Бенкей, остаткам старинной запруды, тамэике.
33:49

Милые сдвоенные башенки строительной фирмы Kajima не дожили совсем немного, их снесли в 2011 и поставили одну похожую, но более крупную. Справа видно два шпиля: совсем крайний — это радиовышка на небоскребе, а тот что дальше — Токийская телебашня. Сейчас ее совсем загородили дома.
34:06

А вот здоровеннейший отель Akasaka Excel Hotel Tokyu вполне себе до наших дней дожил. Светящееся табло нынче завешено тряпочкой с предупреждением о, кажется, ремонте дороги.
34:16

Запомните вот это здание прямо над дорогой, с балкончиками — на него съемочная группа забиралась несколько раз. Сейчас на его месте стоит огромный Совет префектур, в нем работают представители всех регионов Японии. Раньше это было министерство внутренних дел. Но новое здание построили только в 1999, а что было до него — непонятно. Но съемочную группу в него пустили. Может, просто гостиница была.
34:28

Вьезжаем в тоннель Тиёда…
34:53

…и на этой тоннельной развязке черно-белое кино заканчивается…
35:12

…и вскоре начинается цветное.


А это уже совсем другое место, движемся от Токийской телебашни в сторону российского посольства по внутреннему кольцу С1.
36:04

В фильме эстакады выглядят много лучше, чем сейчас — еще бы, их построили всего за шесть лет до этого, к олимпиаде 1964 года.
36:11

Собственно, Тарковский их и углядел на брошюре, выпущенной к олимпиаде.

Дорожная табличка почти не изменилась, только добавилась латиница.
36:16

Характерный токийский многоквартирный дом с уступами, популярная в столице форма, прошел капремонт.
36:28

И на этом заканчивается второй прогон, аккурат возле поворота к посольству.
Интересно, что табличка в туннеле за 45 лет не изменилась, это она же. Но на пленке плохо видно, что в туннеле висит еще и традиционная чугунная таблица с названием (на других тоннелях тоже).
36:46


Затем идет коротенький проезд в обратном направлении по первому туннелю, снова под дворцом Акасака. На современном фото хорошо видно чугунную таблицу.
37:09

Идентифицировать этот тоннель было сложнее, у него когда-то провели косметический ремонт, закрыв желтую плитку белой. Но на торцах и в проемах она сохранилась.
37:30

Третий прогон обрывается, не доходя до выезда в сторону Синдзюку.
37:37

А дальше идет какой-то совсем безобразный монтаж:

Вначале четыре секунды проезда по туннелю Акасака (еще раз!), но уже черно-белые:
37:41

А потом ДВЕНАДЦАТЬ КАДРИКОВ (то есть полсекунды) выезда из туннеля на улицу Роппонги. То есть если долго-долго ехать по второму туннелю Тиёда, никуда не сворачивая, то выедешь здесь.

37:43

Вот так оно снаружи сейчас выглядит:



А потом сьемочная группа вечером вернулась к перекрестку Акасака-Мицуке, на который приехала в конце первого прогона, развернулась и начала снимать с того здания над тоннелем:

Вначале сняла перекресток (дорога, по которой приехали, вдоль пруда — справа), только отзеркалила его справа и слева, перекрыв темный пруд справа.
37:44


Затем прокатилась на машине по трассе налево:
37:51


…а потом еще раз сняла тот же перекресток в мультиэкспозиции, чтобы дорожное движение казалось гуще:
38:03


Так это место выглядит сейчас на гуглокартах:


И если посмотреть карту всех перемещений, то получается, что они катались туда-сюда по одной и той же дороге.

А теперь о странном.

(14 октября 1971 г., Москва)
10-го вернулись из Японии. Устал я до последней степени. И нервы издергались неимоверно. Впечатлений масса. Но о них сразу лучше не писать. Пусть уляжется. Кое-что сняли для проездов Бертона по Городу

(23 октября 1971 г.)
… Япония, конечно, страна удивительная, ничего общего нет в ней ни с Европой, ни с Америкой. Великая страна – никто не берет на чай. Безработных нет. Токио – город замечательный. Ни одной фабричной трубы, ни одного дома, который был бы похож на другой. В смысле архитектуры Япония, конечно, страна передовая. Вежливый, воспитанный народ. В Токио вместе с Иокогамой – 22 миллиона человек. Но такой бессмысленной толчеи, как в Москве, там нет.
=======

В поездку было заявлено четыре человека, но тем не менее Дворжецкого в машине снимали в студии, в рир-проекции. Интересно, кто же ездил, кроме режиссера и оператора? И чего они так издергались?

История про сьемки в Осаке появилась оттого, что в изначальной заявке Тарковский просил командировку на осакскую выставку ЭКСПО-70.

Хотя если бы его отпустили, вместо города будущего был бы полный цирк:



К тому же командировку оформляли так долго, что в Японию он приехал ровно через год после того, как выставка закончилась (она шла с 15 марта по 13 сентября 1970).

Для параноиков можно отметить, что на дороге, по которой каталась съемочная группа, стоит просто ВСЁ (кроме министерства обороны) — и императорский дворец, и парламент, и министерства, и резиденция премьера, и телебашня,так что ГРУ было, наверное, счастливо ^^


Действие фильма происходят в далеком будущем. Наука Соляристика, изучающая далекую планету Солярис, зашла в тупик. Крис Кельвин, вылетев на Солярис, хочет выяснить, есть ли смысл продолжать научную миссию на этой планете. Он должен прибыть на научную станцию, где уже несколько лет проживают ученые Сарториус, Снаут и Гибарян. Прибыв на станцию, Крис видит, что люди измучены и постоянно наблюдают необычные явления: перед ними являются материальные воплощения их воспоминаний. Из-за этого Гибарян покончил с собой… Пока Крис спит, это явление приходит и к нему, в образе давно погибшей жены Хари. Крис стоит перед выбором: уничтожить двойника (хотя до этого никому не удавалось это сделать) или жить с ним, как с близким человеком. И пока ученые спорят, решая этот вопрос, Кельвин все больше привязывается к двойнику своей погибшей жены. Хари понимает, что своим появлением она причиняет Кельвину страдания, но соглашается на продолжение отношений.

Наука? Чепуха! В этой ситуации все одинаково беспомощны. Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало. Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которая ему не нужна.

Человеку нужен человек!

Стыд – вот чувство, которое спасёт человечество.

— Ну вот я тебя люблю. Но любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину. До сего момента человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка.

А может мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?


Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа.


Герой фильма однажды утром обнаруживает свою жену, много лет назад покончившую жизнь самоубийством. Так что он реализует не столько своё желание, сколько чувство вины. Она не обладает полноценным бытием и страдает от провалов в памяти, потому что она знает только то, что он знает, что она знает. Она — это просто его воплощённая фантазия. И её подлинная любовь к нему выражается в отчаянных попытках уничтожить себя: отравиться и т. д., просто чтобы освободить пространство, потому что она догадывается, что этого хочет он. Но от призрачного, нереального присутствия избавиться гораздо труднее, чем от живого человека. Оно преследует тебя как собственная тень.


Призы и награды

- Диплом участия на II смотрe современного киноискусства социалистических стран в Карловых Варах (Чехословакия) (1972);



Тарковский говорил, что искусство существует только потому, что мир неблагополучен, что нужны преодоления.


Наталья Бондарчук рассказывает, что во ВГИКе тогда прошёл слух, что Тарковский – гений. Никто его фильмов не видел, но все знали, что он гений.


Любопытно, что первоначально Тарковского не хотели принимать во ВГИК. Только благодаря настойчивости Михаила Ромма Андрея приняли.


Позже, Михаил Ромм сказал об Андрее Кончаловском, что тот может стать мастером, а про Андрея Тарковского – что он может стать гением.


Чем труднее живётся художнику, тем интереснее сам художник. А жил Тарковский всегда не легко. Андрей был обречён на страдание. Долгое время он жил без дома. У него было 11 тысяч рублей (советских) долгу и ни копейки в кармане.


Андрей подходил не догматично к объяснению жизни человеческого духа. Он был человек верующий, хотя, возможно, вера его была космична.


После первых проб, Тарковский не утвердил Бондарчук. И только спустя полгода, когда перепробовал уже сотню актрис, он вдруг по-новому увидел Наталью и утвердил на роль.


Если режиссёр не будет любить свою главную героиню, то у него не получится снять фильм про любовь, и не про любовь тоже не получится.


Когда Хари прорывается сквозь металлическую дверь к своему возлюбленному, вряд ли кого-то это может не потрясти!


Чтобы жениться на Бондарчук, Тарковский хотел развестись с Кизиловой. Но Лариса пригрозила, что он больше никогда не увидит сына.


Наталья Бондарчук, по её словам, была страстно влюблена в Андрея. Возможно, именно благодаря этому сцена прорыва через дверь и сцена воскрешения Хари особенно удались.


Сегодня такой фильм был бы невозможен. Закономерно, что молодое поколение фильмы Тарковского понять не может. Ведь в них речь идёт о растревоженной совести. Молодые в совесть не верят, угрызения совести называют депрессией и надеются, что от мук совести их вылечит психоаналитик.


Одни считают, что совесть это голос Бога в человеческом сердце. Другие полагают, что совесть это химера. Третьи убеждены – совесть это результат нейро-лингвистического программирования человеческого сознания.


Сегодня люди предпочитают не вспоминать о совести. Никто, или почти никто, не откажется от богатства ради чистой совести.


Большинство хотят быть бессовестно богатыми. Деньги людям дороже совести. Люди выбирают жить по лжи; правде они предпочитают деньги. Даже когда неправы, будут оправдываться и лгать до последнего.


Но существует ли Высшая Справедливость? Справедливо ли устроено мироздание? Что есть добро и что есть зло? И если не всё равно, как поступать, то КТО и КАК оценивает наши поступки?


От решения этого вопроса вся жизнь человека зависит. Это ключевой вопрос человеческого существования!

Профессор Сарториус напоминает Фауста, он ищет совесть в органике человека, и не найдя, отрицает её существование.

И только Крис Кельвин выдерживает испытание, которое посылает ему океан Соляриса в образе возлюбленной Хари.

Хари – незасыпающая совесть. Благодаря Хари Крис понимает, что любовь важнее науки, любовь превыше всего.


Когда я увидел, как Хари раздирает двери, чтобы соединиться с любимым, я понял, на что способна женщина. Мужчина на такое не способен!


Исполнительница роли Хари Наталья Бондарчук вспоминает: «Прикажи он броситься в огонь – бросилась бы не раздумывая. Но в мир Тарковского я вписывалась как что-то идеальное, неземное, поэтому
долгое время ни о какой физической связи между нами не было и речи…


Он был противником эмансипации, и считал, что соприкосновение женщины с социумом должно происходить только в целях устроения личного (любовного) счастья и семейного быта.


И, наконец, введение в визуальную, звуковую и смысловую канву фильма религиозных аллюзий (притча о блудном сыне, Pietà Микеланджело, фа-минорная Хоральная прелюдия И.С. Баха, в основе которой лежит протестантская молитва) — всего того, что Ст. Лем, убеждённый материалист и атеист, не мог принять — создаёт неповторимое и оригинальное произведение, независимое от первоисточника и равноценное ему. Неслучайно с тех пор, как фильм вышел на экраны, рассуждения о романе Лема не обходятся без упоминания фильма Тарковского.

Читайте также: