Где стоит крест иисуса христа

Обновлено: 19.05.2024

Одним из самых важных и почитаемых праздников православия является праздник Воздвижения Креста Господня. Он посвящен великому событию – обнаружению и установке на Голгофе великой святыни христианского мира.

Все мероприятия по обнаружению Креста были организованы царицей Еленой – матерью императора Константина Великого. В 326 году она отправилась из Рима на поиски Креста на территории Иерусалима. И найдя Крест, а также другие орудия, использованные для казни Господа, она привезла их в Европу, чтобы сделать доступными для поклонения христианам.

Как был обнаружен Крест Господень?

После того, как Христос умер и воскрес на третий день, никому и в голову не приходило сохранять Крест для потомков. Удивительно, что его, вообще, удалось сохранить. Никому в то время не хотелось оказывать почести этому страшному, мучительному орудию для умерщвления людей. Это сегодня, когда казнь через распятие не применяется нигде в мире, мы можем воспринимать крест как символ нашей религии. А в первые века после смерти Христа это было то же самое, как если бы сегодня мы поклонялись современным орудиям убийства. Например, веревке при повешении, ружью при расстреле, или электрическому стулу. Это нам кажется диким и невозможным. Также и крест в то время был подобным орудием умерщвления, не более.

Но затем, по воле Божьей, пришло осознание того, что крест является символом спасения Иисусом Христом нашего человечества. Крест стал аналогом распятия и смерти богочеловека за грехи людей, победы Его над дьяволом.

А с 313 года христианство стало уже не подпольным вероучением, преследуемым властями, а официальной религией императорского дома. И Константин с его матерью Еленой стали всячески распространять Евангелие на территории своей империи. Для того, чтобы иметь осязаемые свидетельства и символы христианства, Елена и отправилась на поиски Креста Господня в Палестину. Императорское семейство после явления на небе Креста Господня беспрекословно верило в силу этой святыни. Именно поэтому поиски были направлены, прежде всего, на обнаружение древа.

Но как определить, на каком из трех древ был распят Господь? Для этого к каждому Кресту по очереди приложили тяжело больного человека. И вдруг он поднялся после прикосновения к одному из обнаруженных крестов. Это было чудом, после которого императрица Елена и Патриарх Макарий велели воздвигнуть (поставить) Крест, чтобы святыню увидели все люди, собравшиеся на Голгофе. Отсюда и был провозглашен праздник Воздвижения Креста Господня.

Где Крест Господень находится сейчас?

После того, как подлинность Креста была установлена, и святыня обретена христианами, Елена оставила меньшую его часть в Иерусалиме, а большую увезла в Рим. По пути она посещала монастыри и храмы, которые были основаны в период правления Константина. В каждом из них она отделяла частицы от Креста и передавала на хранение, почитание и для исцеления людей. Это были совсем малые частицы. Большая часть Креста осталась в Риме, а другой фрагмент перенесен в Константинополь.

Конечно, по прошествии 18 веков, сложно судить, какие изначально это были части и как их отделяли от Креста. Но то, что их постоянно пытались похитить или отделить от них еще дополнительные части, это несомненно подтвержденный факт.

К 4 веку частицы Креста Господня были во многих храмах и даже у частных лиц в домах. Но в наше время, суммировав все известные святыни, которые существуют в мире, исследователи установили, что получается не более 2 килограмм древа от того огромного креста, который изможденный побоями и постом Иисус даже не в силах был нести сам.

Для хранения частиц Древа используются специальные ковчеги – реликварии. Они имели вид распятий или коробочек, в которые были вложены частицы Креста.

Самые крупные – иерусалимская, римская и константинопольская части хранились в храмах в ставротеках. Их судьба не всегда была благополучной. Особенно иерусалимская часть – она много раз была в разных руках. В 7 веке ее забрали персы, затем византийцы, после них – арабы. После этого эту часть разделили и отправили в храмы Европы. Это сделали, чтобы иноверцы не уничтожили ее. В Иерусалиме осталась малая доля, которая была полностью утрачена в 12 веке после того, как мусульмане захватили город.

Константинопольская часть хранилась в храме до 13 века, пока крестоносцы не увезли ее в Европу во время Четвертого похода. Ставротека с Древом Господним была перевезена в женский монастырь на территории современной Германии. По сей день она находится в епископстве Лимбург. Это один из крупнейших фрагментов длиной 48 сантиметров.

Римская часть Креста Господня самая благополучная. Царица Елена построила для нее специальную церковь, в которой она на протяжении тысячелетий хранится и в наши дни.

В России также есть части Креста Господня, привезенные в разное время паломниками из Европы и Иерусалима. Самый крупный из них – в музеях Московского Кремля. Есть частицы в Троице-Сергиевой Лавре, Зачатьевском монастыре и других местах.

Заключение

Крест Господень – материальное подтверждение того, что искупительная жертва Иисуса Христа для нашего спасения была принесена. Хранить эту святыню обязано все человечество, чтобы иметь связь с событиями, произошедшими почти 2000 лет назад на Голгофе ради жизни на Земле.

Рассматривая ретроспективно историю Рима, можно сделать вывод, что священный камень даже если находился у римлян в начале их истории, то впоследствии он был утерян. Об этом говорит тот факт, что Гелиогабал привез камень из Сирии. О том, насколько важным он считал это, говорит и то, что камень к этому моменту в Риме отсутствовал, и то, что его возвращению придавалось большое значение, и то, что это событие Гелиогабал даже запечатлел на золотой монете. Но очень сомнительно, что камень Гелиогабала был настоящим, уже потому, что он описывается как черный. И, похоже, что священного камня в Римской империи все же долгое время не было, даже несмотря на создание церкви Петра.

Начать эту тему стоит, пожалуй, с легенды о воздвижении креста Господня. По преданию, Елена, мать императора Константина, в 326 г. в результате раскопок обнаружила крест, на котором был распят Иисус. Крест при обретении предстоятелем воздвигали (т. е. поднимали), обращая его ко всем сторонам света. Иконография воздвижения имеет свои традиции: симметрично фигуре поднимающего крест предстоятеля в белых одеждах стоят два человека. Но есть и особенности: на некоторых иконах крест слишком мал, чтобы на нем кого-то можно было распять.


Ярославская икона наиболее интересна, поскольку изображение фактически заключено в белый треугольник, похожий на пирамиду. Но есть и еще более странная икона Крестовоздвиженского храма (Ярославль), где крест находится в столпе-камне.


Икона Крестовоздвиженского храма (Ярославль)

Несомненно, напрашивается аналогия с мечом в камне, тем более что меч также довольно часто изображался на иконах. В частности, на одной из икон крещения Иисуса с неба на голову Иисуса направлен не луч, а именно меч:

Конечно, меч по форме является крестом, а потому ничего удивительного в этом нет. Очень вероятно, что когда речь идет о кресте, на котором был распят Иисус, на самом деле подразумевается именно крест в камне, а не деревянный крест. Изображение креста в камне является традиционным для Армении, правда, существует мнение, что традиция эта зародилась задолго до христианства. Как бы то ни было, тысячи хачкаров (каменных столпов с изображением креста) находятся на территории современной Армении.



Французская миниатюра, XIII в.

В общей системе мироздания центр оси-креста должен был быть центром Вселенной, именно там находится философский камень мироздания, впоследствии, как мы рассматривали выше, представленный в мифологии не только Мировой горой, но и ее заменой у некоторых народов на Мировое древо.

Если верить легенде, то крест пролежал около трехсот лет в земле и не сгнил. Возможно ли это? Крест, описываемый христианами, – это всего лишь две доски, не покрытые краской для лучшей сохранности, ведь их делали не для красоты. Как они могли остаться невредимыми? Можно было бы сослаться на святость креста Иисуса, однако, по преданию, Елена нашла на месте казни три креста, а не один. Но святым мог быть только один крест, а остальные должны были сгнить…

Впоследствии, как говорит легенда, в VII в., когда Иерусалим был захвачен мусульманами, крест исчез окончательно. Правда, несколько тамплиеров позже утверждали, что закопали его. Снова закопали? Неужели они не знали, что дерево гниет, и свою святыню повторно подвергли такому риску?

Считается, что сохранились и гвозди, – вероятно, автор легенды не знал, что гвозди ржавеют сами и способствуют скорейшей порче дерева, в котором находятся.

Что же делает Елена после обретения креста? Она делит его на две части. Сразу возникают два вопроса: во-первых, если речь шла о том, что Елена была христианкой, то она совершила чудовищное святотатство, разломав святой предмет. Как можно было разделить крест на две части? Отделив одну доску[124] от другой, разумеется. Во-вторых, согласно преданию, одну часть, т. е. доску, она оставила в Иерусалиме, а вторую отвезла в подарок своему сыну Константину, которую он то ли поместил в золотой ларец (хороших размеров должен был быть ларец, надо сказать, – от 1,5 до 2,5 м в длину), то ли встроил в одну из своих статуй.

Кстати, в отношении статуи Константина есть легенда: арианин Филосторгий утверждал, что христиане в Константинополе воздавали божественные почести статуе Константина. Вот и возникает вопрос, кого пыталась обожествить Елена – сына или еврейского мессию, тем более что на остатках гигантской статуи Константина можно опознать так называемый жест Иоанна Крестителя, впоследствии неоднократно воспроизводимый различными художниками, включая Леонардо да Винчи.

Все это очень похоже на выдумку, конечно, но в каждой сказке есть доля правды, иначе сказки-то и не придумываются.


Первые иконы с распятым, но торжествующим Христом датируются VI–VII вв., при том, что есть более ранние тексты Евангелий. Почему? Это говорит о том, что распятие в Евангелиях не подразумевало реальности распятия.

Так, в письме Климента, епископа Александрийского, написанном около 200 г.[125], говорится, что в Александрии были одновременно три Евангелия от

В этом письме звучит мнение, что история или ритуалика, изложенные в каноническом Евангелии Марка, далеки от реальных и написаны специально для широких масс, а для избранных имелось иное учение.

Краеугольный камень, как мы уже упоминали, не стоит трактовать исключительно аллегорически, памятуя о роли священных камней в древности.

Надо сказать, что камни присутствуют практически на каждом этапе жизнеописания Иисуса. Это:

– камень, на котором он молился и постился 40 дней;

– камень помазания, на котором тело Христа готовили к погребению;

– камень в Гефсиманском саду, на котором молился Иисус Христос;

– камень последнего искушения;

– камень, который закрывал вход в гробницу;

– камень, с которого он вознесся;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Камень миропомазания и Животворящий огонь на Пасху

Камень миропомазания и Животворящий огонь на Пасху У подножия Голгофы находился сад Иосифа Аримафейского, тайного ученика Иисуса Христа. В этом саду возвышалась гора, в которой высечена была погребальная пещера. Такие пещеры и спустя много столетий после смерти

Мальтийский Крест

Мальтийский Крест Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники. Первоначально Орден возник как

Меч и крест

Меч и крест В начале XV столетия у Витовта не было возможности последовательно проводить политику захвата и подчинения Руси. Ведь на северо-западных рубежах Великого княжества Литовского шла непрерывная война с немцами Ливонского ордена.В 1409 г. Жмудь подняла восстание

Рыцарский крест

Рыцарский крест (Ritterkreuz), нацистская награда за доблесть, гитлеровский вариант Железного креста. По указу Гитлера от 1 сентября 1939, в связи с началом 2-й мировой войны, возобновлялось награждение Железным крестом военнослужащих германской армии, однако была изменена

Железный крест

4.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина

4.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина Косой русский крест Андрея Первозванного = крест Святого Иакова из перекрещенных сучковатых древесных стволов мы видим и над рыцарскими

Крест и менора

АССИЗСКИЙ КРЕСТ

АССИЗСКИЙ КРЕСТ В 70-х гг. прошлого века мне довелось часто выезжать в Европу. Многие страны и города оставили в моей памяти яркий след, но были и совсем необычные поездки, навсегда запавшие в мою душу.В начале октября 1978 г. я уехала в Италию, маршрут по которой был заранее

Крест и камень

Крест и камень Спустя некоторое время после похорон перед родственниками покойного неизменно встает чрезвычайно важная проблема: какое именно надгробие установить на могиле? Казалось бы — что тут раздумывать? — решение таковой проблемы зависит единственно от

1.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина

1.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина Косой русский крест Андрея Первозванного = крест Святого Иакова из перекрещенных сучковатых древесных стволов мы видим и над рыцарскими

Крест Животворящий

Крест Животворящий Рассматривая ретроспективно историю Рима, можно сделать вывод, что священный камень даже если находился у римлян в начале их истории, то впоследствии он был утерян. Об этом говорит тот факт, что Гелиогабал привез камень из Сирии. О том, насколько важным

Крест

Крест Один из древнейших культовых сакральных (солнечных) знаков. Символ небесного огня, вечной жизни. Крест считался самым сильным оберегом. Он символизирует четыре стороны Вселенной, четыре измерения, четыре стихии, времена года. Со гласно евангельской легенде, на

годеново животворящий крест чудеса исцеления

В селе Годеново Ярославской области находится Животворящий Крест, от которого происходят чудеса и исцеления. Хотя святыня была широко известна и раньше, но в связи с событиями на Украине Крест прославился с новой силой.

Годеновский Животворящий Крест – уникальное явление в нашей жизни, заслуживающее отдельного внимания. Его происхождение и связанные с ним исторические явления сопровождаются удивительными и необъяснимыми событиями.

Годеновский животворящий крест: описание святыни

Крест – это особый символ, который выбрал Бог, чтобы искупить человечество от греха и смерти. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня празднуется всеми историческими церквями 14 и 27 сентября соответственно, в зависимости от календаря.

Знаменует этот день воспоминание, когда Константинопольской царицей Еленой был обретен Крест Спасителя. Крест животворящего древа обнаружил себя именно тем, что исцелил мертвого, когда царица Елена прикладывала все три голгофских креста к покойнику – церемония проходила мимо места раскопок – чтобы узнать какой из них Господский. С этих пор начинается изображение святыни для поклонения христианами. Таким был и Годеновский крест.

События происходили в 1423 году – за 20 лет до захвата Византийской империи турецкими завоевателями. Существует версия, что Крест таинственным образом переместился именно оттуда, выбрав, таким образом, новое место для заступничества и благоволения Божьего. Догадка подтверждается еще и тем, что крест выполнен именно в том стиле, в котором выполнялись подобные работы константинопольскими мастерами. Кто знает, может быть, именно благодаря этому событию Россию в первый раз назвали преемницей Византии.

С тех пор прошло множество событий, и сегодня на месте явления Животворящего Древа Креста Господня стоит храм в честь Иоанна Златоуста, в котором хранится святыня по сей день. Непрекращающиеся явления чудес побуждает людей делать копии с Креста и уносить их с собой в города и страны.

Таким образом, список пришел и в Крым – случилось это накануне Майдана. Когда было еще все спокойно, в Севастополе готовились торжественно встретить святыню, которую уже изготавливали иконописцы. 13 декабря 2013 года, во время, когда на Украине началась кровавая бойня, Крест торжественно встретили и установили в главном соборе Севастополя – Владимирском, усыпальнице русских генералов. После этих событий произошло чудо – Крым бескровно перешел в состав России. Следом была изготовлена копия для Луганска – обитель, в которой находится Крест, чудесным образом избежала попадания снаряда и цела по сей день.

Животворящий Крест Господень: чудеса

Специальная книга со свидетельствами чудес и исцелений, которые присылают люди со всех концов света, хранится у сестер подворья Переславского Никольского монастыря в Годеново. Люди часто прилагают к своему свидетельству об исцелении документ соответствующего медицинского заключения. Таким образом, возле святыни сформировалась целая энциклопедия удивительных событий, которые имеют под собой подтверждающие документы. Ознакомиться с этой книгой можно у монахинь в с. Годеново.

О некоторых историях настоятельница монастыря игумения Евстолия рассказала лично:

Животворящий Крест в Годеново: как доехать

годеново животворящий крест чудеса исцеления

Посетить святыню можно через паломнические службы или самостоятельно. Выбрать первый вариант совсем несложно, так как святыня расположена в необычном месте – как сам Переславль Залесский, находящийся в нескольких километрах от Годенова, так и Кострома, которая, как правило, включает подобный маршрут – популярное место паломничества.

Все эти места – кладезь духовной мудрости России. Здесь расположено множество старинных монастырей и храмов, богатых историей и своими древними чудотворными иконами, мощами и, конечно же, Животворящим Крестом. В 60 км от Переславля находится Сергиев Посад – усыпальница Сергия Радонежского. С другой стороны – Ярославль, входящий в Золотое Кольцо России.

Само Годеново находится посередине между Ростовом (20 км) и Переславлем (40 км) вдалеке от трассы. Чтобы добраться до села нужно остановиться в ближайшем к нему городке – Петровском. Именно отсюда ходят автобусы. При самостоятельном выезде из Москвы можно воспользоваться электричкой или поездом. Прямой электрички нет, поэтому выбирая этот вид транспорта, потребуется пересадка, чтобы доехать до ближайших городов.

При выезде из другого города будет удобно добираться прямиком до Петровского, расположенного по Ярославскому шоссе. Отсюда и ходит автобус до храма с Животворящим Крестом. Из крупных городов добраться до конечного пункта можно автобусом с пересадкой – вокзал и автовокзал находятся в городах, как правило, недалеко друг от друга.

Молитва Честному Животворящему Кресту Господню

Текст молитвы Животворящему Кресту, переведенный на современный русский язык:

Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Смотрите видео о Животворящем Кресте в Годеново.

Даже для людей, далеких от церкви факт того, что Животворящий Крест в с. Годеново производит чудеса и исцеления – неоспоримый факт. Свидетельств столько, что из них обязательно найдется одно, открывающее сердце и убеждающее человека в непреложности такого явления. Множество людей именно так и находят свой путь к Богу – через явное свидетельство Его присутствия в своей жизни.


Люди у креста.

(Мф. 27; Мк. 15; Лк. 23; Ин. 19)

Изучайте Библию благоговейно и честно. Старайтесь сложить все имеющиеся фрагменты и смотрите на всю получающуюся картину каждого божественного эпизода. Будьте усердны. Очистите своё сердце от всякой предубеждённости! Дайте Богу сказать вам, во что верить. Не заставляйте Библию говорить то, что она не говорит.

Те, что отсутствовали

Иуда. Иуды не было у креста! Его история — наихудшая из всех человеческих историй! Бог думает и действует не так, как человек. Никто не демонстрирует это лучше, чем Иуда. При одном звуке его имени мурашки начинают бегать у нас по спине.

Мало кто был так же благословлён, как Иуда. Он ходил с Иисусом целых три года. Он имел особые привилегии, но не воспользовался ими. Он не мог ничему научиться; он не мог признать свою неправоту; он не мог раскаяться. Говоря напрямик, Иуда не мог принять благодати Иисуса. Иуде было доступно лишь сожаление, идущее от гордости, но не покаяние, даруемое благодатью.

Остальные апостолы. Одиннадцать из двенадцати апостолов не были замечены возле креста. Иуда покончил с собой, а десять попрятались. Только Иоанн прошёл весь путь… но у нас нет информации о том, говорил ли он что-нибудь у креста. Иисус заслуживал большего! А мы поступили бы лучше?

Хотя апостолов и не было у креста, Иисус всё равно простил и использовал апостолов. Это даёт нам надежду! Апостолы попросту сбежали Мф. 26:56; Мк. 14:50; см. (Зах. 13:7). Мы, верующие, верим, что Бог знает, что делает! Может, апостолы не вынесли бы креста? Может, их переполнила боль и мука? Библия не делает упора на страдании Иисуса. Библия подчёркивает значение крови, смерти ради нашего спасения и воскресении.

Мария, Марта и Лазарь. Эти трое конкретно не упоминаются ни у креста, ни у могилы, ни в горнице (см., например, Мф. 27:55, 56, 61; Мк. 15:40, 47; Лк. 23:49, 55; 24:10; Ин. 19:25; Деян. 1:13, 14). Их имён мы не найдём ни в Деяниях, ни в Посланиях. С этими людьми Иисус провёл Свои последние дни. Он любил их (Ин. 11:5).

Как часто ты меньше всего влияния имеешь на тех, кого любишь и на кого тратишь больше всего усилий. Может, эти трое и так уже слишком много пережили (Ин. 11:1–44)? Отмечается, что воскрешение Лазаря ускорило распятие Иисуса. Может, они думали, что их жизнь будет подвергаться опасности, если они будут замечены у креста? Может, для них было слишком рискованно оставаться с Иисусом?

Прочие. Были ли там физические братья Иисуса? Они были в горнице (Деян. 1:13, 14), но их не было рядом с матерью у креста. Иоанн был, а их не было (Ин. 19:25–27).

А Варавва был? Мы бы назвали его террористом (Мк. 15:7; Лк. 23:18, 19). Пилат был шокирован, что иудеи предпочли освободить Варавву, а не Иисуса (Мф. 27:15–23; Мк. 15:6–14; Лк. 23:17–23). Как по-вашему, что он должен был сделать?

А что те, многие люди, которых исцелил Иисус? Они были? Может, они были слишком смущены или им было слишком стыдно присутствовать?

Те, что присутствовали

Симон киринеянин. Когда человеческая сторона Иисуса ослабела, под рукой оказался Симон. Иисус не смог дальше нести крест, поэтому процессии, направлявшейся к Голгофе, пришлось задержаться. Симону было приказано донести крест до Голгофы (Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26).

Симону было приказано нести крест Иисуса. Каково Божье провидение! Этот человек преодолел сотни километров, совершая религиозное паломничество, которое бывает раз в жизни. Неожиданно ему приказывают нести крест арестанта.

Марк вставляет интересное примечание. Он говорит, что Симон был отцом Александра и Руфа. В Рим. 16:13 Павел приветствует некоего Руфа (Мк. 15:21). Возможно, что он был отцом того Руфа, которого Павел упоминает в Рим. 16:13, но с уверенностью сказать этого нельзя.

Симон и подумать не мог, что его всё ещё будут знать сегодня, через две тысячи лет. Какими бы ни были его мысли и мотивы, его имя навсегда останется в Библии и в истории. Мы должны быть благодарны Симону за то, что он понёс крест, когда Иисус уже едва держался на ногах. Симон понёс поперечину. Спасибо тебе, Симон. Бог всегда благословляет оказывающих помощь Его Сыну.

Женщины. Cочувствующие, убитые горем женщины (Лк. 23:27–31) оплакивали Иисуса, когда Он двигался к Голгофе. Иисус дал им пугающее откровение. Они скоро будут плакать о себе. Иерусалим распял Иисуса, но Бог позволит, чтобы римские завоеватели разрушили Иерусалим (67–70 гг. н.э.).

Женщины были там. Они не убежали. Они любили. Они смотрели с глубоким чувством; они переживали за Иисуса. Позже женщины помогали при погребении Иисуса и дежурили у гроба (Мф. 27:55–61; Мк. 15:40–47; Лк. 23:49–56). Да благословит Бог добрых женщин, любящих Иисуса!

Мария, мать Иисуса, стояла, убитая горем, у креста. Нас не удивляет, что она была там. Из всех людей — кто будет с вами независимо ни от чего? Ваша мать! Друзья, подобные Петру, отрекаются и разбегаются, но добрые матери всегда будут с вами. Иисус не мог отменить крест; Мария не могла оставить своего сына. Она до конца не понимала, что Он делал, но она стояла у подножия креста.

Какой здесь содержится урок? В духовных вопросах физическая семья не имеет значения. Бог нелицеприятен (Деян. 10:34). В честь семьи Иисуса не трубили фанфары. Мария, братья Иисуса, Его сёстры должны были покориться евангелию, как и все остальные! Как все, они должны были стать последователями Иисуса, и они стали ими. Они присутствовали на молитве в известной горнице перед тем, как была произнесена первая евангельская проповедь (Деян. 1:13, 14). Иосиф, усыновивший Иисуса, верно исполнил то, что ему было велено. Мария осталась верна своему Сыну, а позже — церкви. Теперь Мария либо изгоняется из сердец, либо обожествляется. Она не получила божественно привилегированного положения, но она была благословлена чрезвычайно (см. Лк. 11:27, 28): её Сын стал её Спасителем! (См. Деян. 1:14). После книги Деяний Мария больше не упоминается в Писаниях.

У креста были и другие женщины, любившие Иисуса. Там была Мария Магдалина. Иисус по Своём воскресении явился первой Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов (Мк. 16:9; Лк. 8:2). Там была ещё и третья Мария — мать Иакова и Иосии (Мк. 15:40). Ещё у креста была Саломия, мать Иакова и Иоанна, а также Иоанна (Лк. 24:10). Женщины из Галилеи (Мф. 27:55; Мк. 15:40, 41; Лк. 23:49, 55) держались ближе к кресту. Вообще женщины последними ушли от креста и были первыми у гробницы. Хвала Богу за добрых женщин!

Распятый злодей. Прочтите Лк. 23:39–43. Этот разбойник восхищает нас. Ничто так не обнажает наши мысли, как этот разбойник. Готовы ли мы думать и быть при этом честными перед собой?

Разбойник был спасён. Иисус умер вместе с грешниками за грешников. Живя на земле, Иисус имел власть прощать грех (Мф. 9:4–6; Мк. 2:8–11; Лк. 5:22–24). Он умирал, но Он не был мёртв — Он даровал спасение этому человеку.

Тот вор умер при Моисеевом законе, а мы живём при законе Христа (Гал. 6:2). Когда вор умер, Иисус ещё не воскрес из мёртвых; Он ещё не дал Своё Великое поручение (Мф. 28:18–20; Мк. 16:15, 16). На то время Святой Дух ещё не пришёл; люди ещё не получили повеления креститься, чтобы стать христианами. Церковь ещё не была установлена. (Это произошло в день Пятидесятницы; см. Деян. 2). Никто сегодня не может быть спасён так, как был спасён разбойник!

Иосиф Аримафейский и Никодим. Иосиф из Аримафеи и Никодим смело попросили отдать им тело Христа (Мф. 27:57–61; Мк. 15:42–47; Лк. 23:50–56; Ин. 19:38–42). Мы благодарны им за то, что они похоронили Иисуса.

Слишком много людей думает так же, как эти двое. Иосиф и Никодим думали, что они вносят ценный вклад. Два человека, которые могли бы сделать так много, сделали так мало! Они только востребовали мёртвое тело человека, в которого они втайне верили, когда Он был жив. Иисус просит нас отдать Ему нашу жизнь; мы же готовы порой только умастить благовониями Его тело! Нам не сказано что стало дальше с Иосифом и Никодимом. Их действие, и правда, требовало определённой смелости, но нужно истинное мужество, чтобы исповедать Иисуса и сделать Его тем, что Он есть на самом деле, — Господом.

Некоторые для проигранного дела готовы сделать больше, чем для живой надежды. Легче похоронить мёртвого, чем покориться живому Господу.


Иконография Креста очень многообразна. Формы и наполненность их усложнялась веками. И Крестов стало очень много. Каждый может выбрать по вкусу. Но Крест Христов был один. Только один!

И традиция изображения Распятия показывает ясно, как был распят на Своем Кресте Господь. Руки простерты вдоль верхней перекладины и пригвождены к ней, ноги прибиты гвоздями к вертикальному столбу, что врыт в каменистую почву. Над головой Распятого — табличка с надписанием.

Традиция распинания на кресте

Вообще-то, распинали римляне по-разному. Мы имеем массу свидетельств, что не всегда этот вид казни был классическим. Например, когда распинать приходилось огромное количество людей, то для этого могли использовать что угодно: столбы, деревья, стены домов, двери.

При исследовании Туринской плащаницы было обнаружено, что пригвождение рук происходило в районе запястья. А найденный в Палестине в захоронении распятого юноши фрагмент пяточной кости, говорит нам, что прибивать ноги могли и одним большим гвоздем в пяточную кость через деревянные досточки. Пожалуй, на этом заканчиваются артефакты, свидетельствующие о древней казни римлян, которую они переняли от карфагенцев.

Но главным в этой казни было само умерщвление посредством удушения. Это и был принцип изуверства на столь ужасной виселице!
Распятие во все времена было самой позорной казнью.

Обычно распинали людей обнаженными, часто обливали тела испражнениями или помоями, чтобы рой мух одолевал несчастных. В распятых нередко кидали камни, умножая кровоточащие раны. Под мучениками на крестах устраивали гнусные представления, которыми унижали достоинство человека.

Казнь на кресте свидетельствовала о полной беспомощности казнимого. В древние времена беспомощных не любили, они становились объектом нападок и унижения.

Почему царица Елена искала орудие казни?

И вот теперь представим женщину, прожившую 80 лет в таком вот восприятии этой казни, которая вдруг полюбила орудие смерти другого человека. Крест!

Для меня всегда стоял вопрос: почему царица Елена, престарелая мать императора Константина, вдруг организовала экспедицию в Элию Капитолину (нынешний Иерусалим) ради одного: найти Крест Христов?! Что именно эту женщину привлекало в такой задаче? Найти орудие казни? Да. Казни Иисуса Христа. Но почему именно орудие казни? Почему не другие артефакты она спешила найти?

Предание и описание Евсевия Кессарийского приоткрывают нам особенности первых письменно зафиксированных раскопок царицы. Она сама не отходила от места раскопок, не только надзирая, но и деятельно участвуя. Престарелая матрона восседала на курульном месте под большим зонтом весь день, невзирая на палящее солнце. Она с интересом наблюдала за работой нанятых копателей, ободряя их мелкими и легкими, как лепестки, золотыми монетами, которые бросала в мусор, что им надлежало выгрести из брошенной цистерны. И это заставляло их быстрее выкидывать мусор, чтобы добраться до желаемого золота.

Свидетельства того, что обретенный Крест — Христов

Огромная цистерна, где проводились археологические раскопки, была вырублена при Ироде Великом, когда возводились стены вокруг Иерусалима. Но после строительства вода оказалась не востребована, и цистерна стала засоряться мусором. Ее местонахождение у Голгофы (традиционного для Иерусалима места казни) определило участь братской могилы для невостребованных казненных тел, которые сбрасывались в цистерну римлянами вместе с патибулумом (перекладиной, к которой пригвождались руки распятых). Т.е. римляне обычно не вынимали гвозди из рук казненных и хоронили их пригвожденными к перекладине.

Гвозди вынимали только родственники убитых, если им удавалось получить тела мертвецов.

Дело в том, что гвозди были бронзовыми и загибались с обратной стороны дерева. Разогнуть их, чтобы вынуть из деревянной перекладины и из тела, было трудно.
В общем, в цистерне за века собралось много костей и патибулумов. Столбы же (статикулум), на которые воздвигали перекладины (патибулум) для распятия, обычно на месте казни стояли постоянно.

Когда Спаситель нес, согласно евангелистам, Свой Крест по Иерусалиму, то речь шла только о верхней перекладине (патибулум), которую по римской традиции тоже называли крукс, т.е. крест.

Его и нашли для царицы Елены в заброшенной цистерне в 326 году от Воплощения Бога Слова. Дело в том, что не только найденная рядом табличка на трех языках “Иисус Назарянин Царь Иудейский” свидетельствовала о настоящем Кресте Господнем, а и то, что из патибулума были вынуты гвозди! Такие перекладины встречались редко, и единственная была возле найденной титулус (таблицы с надписанием). Прочие патибулумы были с гвоздями и останками распятых.

Итак, Крест найден. Принесен царице вместе с титулусом и гвоздями. Дальше епископ Макарий испытывает его вместе с другими крукс на теле покойницы. Та воскресает от прикосновения истинного Древа Животворящего. И это становится поводом для ликования царицы и всей христианской общины. Но вопрос остался открытым: почему для Елены было необходимо найти именно Крест?

Почему именно Его Креста так важно было коснуться?

Боюсь дать исчерпывающий ответ. Но мне видится, что святая Елена, как и древние христиане, видели утверждение веры в жертвенном исповедании. И пламенная проповедь апостола Павла о Кресте была квинтессенцией Христианства того времени.

Для царицы, как и для прочих христиан, было важно коснуться орудия казни их Учителя, как лобзали они орудия казни тех, кто последовал за Учителем. Это был первоисточник их веры. Ведь Господь пострадал для того, чтобы христиане верили и обрели спасение. Орудие казни стало терять значение позора. Раз Он, Христос, был реально распят и Тело Его было снято с Креста и положено в гробницу, значит дальше события развивались в Евангельском ключе обетования. И царственной старухе важно было незадолго перед смертью коснуться символа ее веры, чтобы не бояться. Ее исповедание случилось в этом акте обнаружения главнейшего артефакта ее души — она нашла Крест!

Все остальные находки: Гроб, Голгофа, Вертеп Рождества, Темница Христова, — были обнаружены, раскопаны позже. Но прежде епископ Иерусалима воздвигал перед народом Крест, на котором ранее были пригвожденные руки Христовы — Воскресшего затем Спасителя. И народ восклицал великую молитву: “Господи, помилуй!”.

Обнаружение Креста было важно не только для матери императора. С извлечением этой реликвии из грязи веков стало многое меняться. И уже император Константин запрещает в Империи крестную казнь. А Распятие Христово постепенно приобретает смысл прямо противоположный прежнему — позорному. Со временем над Распятием на иконах на титулусе стали писать краткую надпись: “Царь Славы”. Эта надпись обновила сознание людей в отношении не просто Креста Господня, а самой миссии Принесшего на землю Евангелие. Теперь это не нищий проповедник возвещает невиданные вещи, а Сам Владыка твари царственно зовет с Собой в вечные обители радости Своего Царства. И Крест — лествица в Небо. Он становится сокровищем каждого христианского сердца, которое не прячут в темных сокровищницах, но жаждут воспользоваться им, чтобы Христова победа была реализована в каждом верном.

Потому праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в древности праздновался на уровне Пасхи. И царица Елена стала именоваться равноапостольной. Она не многое проповедовала словесно. Но ее проповедью стало многотрудное обретение стержня всякой христианской проповеди — Креста.

Читайте также: