Генератор г964 3701 1 есть вывод под тахометр как его подключить

Обновлено: 05.07.2024

Первый генератор переменного тока был Г250. Его модификации применялись на автомобилях: ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, ПАЗ, Урал,Москвич.

На его базе разработаны новые модели генераторов для автомобилей ВАЗ, КамАЗ, комбайнов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники

Это была трёхфазная электрическая машина. Её корпус состоял из двух половинок, в которых устанавливались передние и задние подшипники, неподвижная обмотка статора, выпрямительный блок, щектодержатели, ротор. Основными главными элементами являлись: ротор-стальной вал 7 и статор, с их обмотками. Подвижная обмотка 9 ротора питалась от аккумуляторной батареи с мощью контактных колец и щеток, скользящих по ним-так передавался ток. Неподвижная обмотка статора 11 представляла собой 3 обмотки, соединенных звездой. Каждая обмотка имела 6 катушек, закрепленных на выступах в корпусе статора 12, сделанного из специальной электротехнической стали, хорошо проводящей магнитные потоки. Каждый свободный конец обмотки (фазы) соединялся с 2-мя диодами выпрямительного блока 13, на выходе из которых формировался положительный и отрицательный вывод генератора. Именно в обмотках статора возникал электрический ток.

П оэтому ротора часто называют обмоткой возбуждения

Есть и другие генераторы, в которых используется и зменение магнитного поля по величине , но о них мы погорим позже.

На рисунке 1 показано как меняются магнитные полюсы при вращении ротора вокруг обмоток (фаз) статора.

Диоды - это полупроводниковые электронные приборы, которые проводят ток только в одном направлении.

В нашем генераторе используется принцип возбуждения электрического тока в неподвижной обмотке с помощью создание переменного магнитного поля. То есть имеются две индуктивности. Следовательно и правило трансформатора здесь тоже будет работать

Назовём ток, протекающий по обмотке возбуждения, током первичной обмотки, а напряжение на выводах генератора -напряжением вторичной обмотки . По формуле в, что эти два параметра работы генератора прямопропорциональны. То есть, чем больше ток в обмотке возбуждения, тем выше напряжение на выходе и на оборот чем меньше сила тока в обмотке возбуждения, тем и ниже напряжение на выходе.

Этот принцип используется в регуляторах напряжения, устройствах поддерживающих напряжение бортовой сети при работе двигателя в определённых пределах. А как у меньшить силу ток. Да кратковременно разомкнуть цепь , потом сомкнуть, по аналогии с контактным прерывателем в системе зажигания.

В современных регуляторах напряжения используют свойство транзистора прерывать ток. Говоря коротко, при определенном напряжении переход коллектор-эмиттер открыт и через транзистор проходит ток. При превышении этого напряжения он закрывается и цепь обмотки возбуждения размыкается. Эти колебания происходят множество раз.

Данный регулятор работал с щеточным узлом, у которого одна щётка соединена с массой, другая через вывод "Ш" генератора подключена к выводу "Ш" реле-регулятора (РР) 362

Снимаешь пластиковую крышку генератора. Ищешь вывод обмотки, что на диодный мост идет. Причем любой из трёх.
Вот тебе и выход на тахо.

На каких-то да, от него На других от катушки. На третьих от блока управления двигателем. А вопрос то в связи с чем возник?

Тахометр на Волге от генератора это жертва универсальности. На 3110 собирались ставить три двигателя – 402, 406 и дизель. На дизеле тахометр подключать было не к чему, только к генератору.
Потом схему переделали и на машинах с разными движками выход тахометра подключался через разные клеммы приборки либо на катушку, либо к БУ двигателя. Про дизель на Волге к тому времени давно забыли.

я имею ввиду что на наших машинах стрелка гуляет а на иномарках хороших стоит себе ровнехонько, включился вентилятор, электропотребители – обороты поднялись на 50, и все это видно четко.
А мысль простая, обороты движка с генератора должно быть очень(!) примерно видно.

Ну а формула – что от нее толку? Она в данной беседе безотносительна.

Когда гулять начинает – это приближение конца генератора.

Наибольшая точность это с катушки или блока. Если ибо 4 импульса – два оборота. С генератора тоже ничего. Т.е. можно точно узнать обороты генератора, но надо учитывать проскальзывание ремня и что там в передаче ременной происходит. Но остаточно стабильый коэффициент выходит.
А так – когда схема управления изменяла обороты на каждые 100 оборотов в минуту (при прогреве хорошо видно), то стрелочка даже от генератора очень четко всё это показывает. 100 оборотов – примерно 1-1.5 толщины стрелки.

Ой, да не надо Уж из тех автовладельцев делать дебилов. Их там в автошколах учат, что для чего на приборке в авто. А убирают приборы именно из-за их бесполезности для рядового водителя. На современных иномарках даже стрелок температуры нет, только лампа перегрева.
Приводить в пример тракеров не стоит. Они на своих машинах деньги зарабатывают. И от знания того, что делается в кишочках их мастодонтов, зависит очень многое.

Миллионы обычных машин ездят по трассам и их владельцы спокойны за температуру и давление масла в КПП и мостах безо всяких приборов. Не потому ли, что это спокойствие кроется в исправных агрегатах и нормальном масле?

Дешевле. Значительно.
Как сейчас на Волгах: два комплекта датчиков. Один на приборку, второй на блок управления. Даже если оставить так, то светодиод (лампочка) дешевле стрелочного прибора в разы. Приборки собирают на микроконтроллерах, там большая часть функций вообще программно делается. Ставим коммутатор и один АЦП (обычно в приборку микроконтроллере родной есть). Если машина еще и грамотно спроектирована – то приборка половину данных в блока управления двигателем может брать. Да-да!
На ВАЗах народ уже давно приборки перешивает и коды ошибок можно в окне часов смотреть! Стелочки в обчном понимании есть, но они на шаговых двигателях сделаны. Выдергиваем разъем питания – получаем "зависшие" показания. Скорость, обороты, что там еще стрелочками.

Шкода Румстер. Синий цвет термометра – холодный мотор, красный – перегрев.
Не горит вообще – можно ехать.

все так, я просто не видел пока машин, где бы не было индикации температуры ОЖ перед глазами.
Чаще всего – по-прежнему, привычной стрелкой. Реже – графическим индикатором на панели приборов.

Так, чтобы только лампочка перегрева – я лично не встречал.

Нет. Как устроен генератор, коротко.

1. Обмотка статора, с неё как раз получают электричекство. Три выхода идут на полтора диодных моста. На этих трех выводах только и бывает переменный ток, который можно использовать для тахометра.

2. Первый диодный мост введет плюс на бортовую сеть, минус на корпус. Сделан из крупных диодов запресованных в подкову. Только постоянный ток.

3. Половинка второго моста (минус берется от первого, он общий) плюс идет на схему возбуждения. Диоды мелкие, по сравнению, они навешаны сбоку. Только постоянный ток. Вторая половинка – чтобы схема возбуждения питалась только от работающего генератора, а не была постоянно подключена к аккумулятору. Или.

4. В эту же точку подключается лампочка генератора. Другой контакт лампочки подключен на плюс в приборке. Когда генератор ничего не генерит – из приборки плюс, на схеме возбуждения в генераторе минус – лампочка горит. Генератор работает – на обоих контактах лампочки плюс, естественно она не светится.

5. Схема возбудения – она же реле регулятор – она же РР. Это регулятор, который в зависимости от поданного напряжения управляет током на обмотку ротора. Если напряжение меньше нормы – то на обмотку пускается ток, если выше – то нет. Есть ток – есть магнитное поле – генератор генерит. Нет тока – нет магниного поля – генератор просто вертушка.

Так что точка только одна, хотя выбрать её можно из одинаковых. 🙂

Двигатель какой? Ни у какого генератора схема возбуждения напрямую к аккумулятору не подключена. Она высоет аккум за несколько часов. Как минимум цепь через замок зажигания.
Что я описал – это современная схема, которая сейчас почти у всех.
У кого паровоз 402 семейства, то у него нет лампочки на приборке, как и провода для неё.

Брр. 402-й мотор, стандартная схема 1. Клемма для тахометра – снять крышку генератора, любой из трех выводов с обмотки статора. Клемма готова.

2. Лампочка зарядки. Никак не получится стандартными путями. Только переделывать генератор и схему возбуждения.

Потребуется:
Три диода на 10 ампер. Каждый подключить к своему выводу обмотки, чтобы они отдельный плюс собирали. Ключевая точка получается.
Туда же подключить клемму на лампочку. На приборку провод кинуть (приборки стандартные, вывод с лампочки есть).
Реле регулятор от генератора с 406 мотором. Клемму на лампочку – к клемме на лампочку. Щетки отпаять, провода на стандартные щетки. Минус не забыть. Типа готово.

Но мой мнение – не стоит оно того.

Я не пробовал – никак руки не дойдут.
Если решишься – отпишись, что вышло.

Тахометр – это устройство для измерения частоты вращения двигателей, валов, др. механизмов. В транспортной технике тахометр используется уже более ста лет. Как правило, его устанавливают на приборную панель. Устройство индицирует частоту вращения двигателя внутреннего сгорания во время его работы. В современных автомобилях, оснащенных электронными системами управления двигателей, он устанавливается не всегда. Однако показания тахометра позволяют выбрать наиболее подходящий режим движения. В некоторых случаях это позволяет сэкономить топливо либо, наоборот, перейти к более агрессивному стилю езды. Поэтому опытные автолюбители, профессиональные водители часто самостоятельно устанавливают приборные панели с тахометрами.

Рассмотрим, каким образом произвести самостоятельное подключение тахометра.

Как подключить тахометр от генератора

Принцип действия тахометра

В настоящее время различают тахометры:

  • Механические. К механическому тахометру информация о частоте вращения двигателя поступает с помощью вращающегося тросика, механически связанного с коленчатым валом двигателя. Сейчас такие устройства в автомобилях уже практически не применяются;
  • Электромеханические. Принцип действия электромеханических тахометров основан на преобразовании электрических импульсов с датчиков, установленных на двигателе либо с других электронных устройств. Эти сигналы преобразуются в магнитные импульсы, отклоняющие стрелку измерительного устройства подобно стрелочному вольтметру;
  • Цифровые. Цифровые тахометры применяют в составе современных компьютеризированных панелей и управляются программно-техническими средствами. Самостоятельная установка тахометра такого типа практически невозможна.

Способы включения тахометра

Информацию о частоте вращения двигателя внутреннего сгорания можно считать с:

  • генератора;
  • датчика частоты вращения коленчатого вала;
  • датчика частоты вращения распределительного вала;
  • импульса управления катушкой зажигания.

Генераторы некоторых автомобилей (например, Volkswagen T4) имеют дополнительный вывод переменного напряжения, частота которого зависит от частоты вращения двигателя. В этих машинах сигнал на тахометр подается из этой точки.

Нерационально менять генератор только для установки тахометра.

Как подключить тахометр от генератора

Схема подключения тахометра

Датчики частоты вращения коленчатого и распределительного вала работают на электромагнитном принципе. На более ранних автомобилях устанавливались датчики, использующие эффект Холла. В любом случае электрический импульс, вырабатываемый этими устройствами, имеет амплитуду не более 5В, их внутреннее сопротивление не менее 200 Ом. Для того чтобы осуществить подключение тахометра к этим датчикам, необходим дополнительный усилитель. Эффективнее всего использовать более мощный импульс, приходящий к катушке зажигания.

Система зажигания бензиновых двигателей

Управление процессами зажигания двигателей может быть организовано несколькими методами:

  • Трамблерный с одной катушкой зажигания;
  • Бестрамблерный со сдвоенной (тройной, четверной в зависимости от количества цилиндров, деленных на 2) катушкой зажигания;
  • Индивидуальный (на каждую свечу зажигания).

Во всех случаях на катушку поступает мощный импульс амплитудой 12В с прерывателя (для автомобилей до 90-х годов), транзисторного коммутатора или непосредственно с блока управления двигателя. Именно из этой точки и следует брать сигнал на тахометр.

Техническое решение

Следующей, более сложной задачей является электрическое соединение узлов. В качестве проводника следует взять многожильный медный провод сечением не менее 2 кв.мм. с полихлорвиниловой изоляцией.

Точки соединений провода к катушке зажигания зачищают, производят механическую скрутку, пропаивают и тщательно изолируют. Укладывают провод вдоль любых электрических жгутов, используя пластмассовые хомутки, в сторону перегородки отсека двигателя возле приборной панели. Ввести проводник внутрь пассажирского отсека можно рядом с любым жгутом электрических соединений. Для этого проще воспользоваться упругой струной. Наконец, соединяют проводник с сигнальным выводом тахометра. В некоторых автомобилях, предусматривающих модификации с тахометром и без него, можно просто поменять приборную панель, найти штатный проводник и подключить его к катушке зажигания.

Испытание, регулировка тахометра

Если автомобиль оборудован бестрамблерной или индивидуальной системой зажигания, подключение тахометра можно произвести к любой катушке. В этом случае показания скорости вращения двигателя (количество оборотов в минуту) будут неадекватными, так как на трамбленое зажигание импульс подается каждый такт, индивидуальное – в четыре раза реже. Однако можно градуировать измерительную шкалу по-новому.

На первом этапе испытаний заводят двигатель, проверяют работоспособность системы (отклонение стрелки на холостых оборотах). Как правило, частота оборотов в этом режиме находится в пределах 800 – 1000 об/мин.

Далее регулируют уровень показаний. Если стрелка тахометра отклоняется незначительно, можно между сигнальным проводом и массой автомобиля включить дополнительный конденсатор емкостью около 1 мкФ. Наоборот, если стрелка зашкаливает, в разрыв сигнальной цепи включить переменное сопротивление около 1 кОм и масштабировать сигнал.

Следующий этап – ходовые испытания. На заведенном двигателе достигают предельных оборотов. Стрелка тахометра не должна выходить в красную зону. В противном случае регулировку осуществляют вновь. Перед началом эксплуатации еще раз проверяют надежность соединений и изоляции. И помните, дополнительное оборудование – новые проблемы.

КЛУБ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МИКРОАВТОБУСОВ VOLKSWAGEN

Подключение тахометра к генератору.

Подключение тахометра к генератору.

Стояла приборка от Б3, приобрел родную с тахой. Только вот таха не работает. Собственно вопрос: куда на генераторе подключать проводок от тахи?
В жгуте приборки я провод нашел. На генераторе три контакта, ни от одного толку нет. Тахометр рабочий, потому как если на провод тахи подать плюс и эти провода потереть друг о друга, создавая тем самым короткие прерывания подачи напряжения то стрелка дергается. поднимается. Надеюсь понятно объяснил.
Может у меня генератор не родной еще стоит. Ведь и такое возможно.
И в одной оплетке вместе с силовым красным проводом что к гене крепится торчат еще два обычных провода, оборваны. Провод на лампочку зарядки проведен отдельно.
Я визуально помню размещение проводов на гене, может кто фото генератора сбросит для сравнения.

Тахометр довольно часто используется для измерения скорости вращения объектов, например, для определения оборотов коленчатого вала или генератора. Практически все современные модели автомобилей имеют встроенный тахометр. Если на панели управления такой прибор отсутствует или он неисправен, к генератору можно подключить отдельный тахометр.

Как подключить тахометр к генератору

  • Как подключить тахометр к генератору
  • Как сделать тахометр
  • Как поставить тахометр на юпитер
  • - тахометр;
  • - руководство по эксплуатации тахометра;
  • - изолированный провод.

Ознакомьтесь с принципом работы тахометра. Большинство электронных и электромеханических тахометров считывают число импульсов, которые поступают на катушку (в бензиновых двигателях) или с соответствующего вывода, имеющего маркировку “W” (в дизельных двигателях). При одинаковых оборотах двигателя количество импульсов, идущих с вывода генератора, примерно в шесть раз превышает число импульсов, поступающих на катушку. Если вы не уверены в правильном выборе тахометра, проконсультируйтесь у продавца, подойдет ли данный тип для вашего автомобиля.

Если автомобиль оснащен электронным блоком управления, зеленый провод подключите на тот контакт блока, от которого импульс идет на штатный тахометр. Если тахометр не предусмотрен конструкцией автомобиля, найдите контакт, от которого вывод идет на диагностическую колодку.

Для дизельного двигателя существуют специальные виды тахометров, которые подключаются непосредственно к генератору. Найдите на генераторе клемму, маркированную буквой “W” и подключите к ней входной провод.

Если указанная клемма у генератора автомобиля отсутствует, выведите ее предварительно изолированным проводом. Снимите генератор и разберите его. Вы увидите три провода, отходящих от обмотки к встроенному выпрямителю генератора. К любому из них присоедините провод и выведите его наружу. Соберите генератор, убедившись, что новый провод не касается подвижных деталей.

Присоедините к генератору остальные провода, идущие от тахометра, руководствуясь схемой (см. рисунок).

. задав вопрос на американском форуме - вы получите на него ответ, задав вопрос на еврейском форуме -в ответ вы получите на него вопрос, задав вопрос на русском форуме - в ответ вы получите долгие и пространственные рассуждения о том какой вы дурак.

на вскидку, есть "гены" с отдельной клемой (+) - от неё на прямую к тахометру (но это касается простых приборок)

Да есть контакт w, но как проверить работоспосоьность этого контаката?
Провод точно просто на прямую кидают?

Провод точно просто на прямую кидают?

есть "гены" с отдельной клемой (+) - от неё на прямую к тахометру

Чушь. Клемма "W" - это невыпрямленный сигнал одной из обмоток, с неё нужно брать сигнал на тахометр, а не с "+".

W123 240D - продан
W126, год хрен знает какой, похоже 1980, чёрный, мотор 606.962.

На специальный тахометр - да, но такие на W124 не ставились.

Чушь. Клемма "W" - это невыпрямленный сигнал одной из обмоток, с неё нужно брать сигнал на тахометр, а не с "+".

Так как подвязать приборку к генератору (приборка и гена оригинальные)

W123 Ex240D 1978г.,OM 602 АКПП, люк, эл.стеклоподъёмники, ц.з., подогрев сидений, эл.зеркала с подогревом, тахометр, кондей, гидра, ABS.

W220 S 320 CDI 2001г.

А чем не устраивает оригинальная схема подключения?

клубни Вам уже отписались,если есть выход не генераторе W-то должен быть и тахо,работающий по сигналу с этой клеммы,а такие тахо не шли на мерсы,проще задействовать штатное подключение тахо с мерса через датчик колена.

Вот номер датчика A 010 542 22 17 правда цена кусается.

W123 Ex240D 1978г.,OM 602 АКПП, люк, эл.стеклоподъёмники, ц.з., подогрев сидений, эл.зеркала с подогревом, тахометр, кондей, гидра, ABS.

W220 S 320 CDI 2001г.

Проблема в том что на 124 установили 606 тд и датчик колена снимает показания с нескольких лепестков на маховике, а не с венца как на двигателях установленных на 124 штатно. Будет ли тахометр правильно работать? И встречный вопрос провод то экранированный на сколько я знаю идет от датчика хола как варианты подключения, и схему подключения датчика-приборки подскажите тогда?

Без серьёзных переделок ни как.
А чем не устраивает оригинальная схема подключения?

Напишите варианты пожалуйста. Тахометр нужно подключить оригинальный полюбому))

Когда то находил статью на каком то западном сайте, в которой штатный тахометр подключали к генератору. Там было расписано, что перепаивалось в самом тахометре. Но к сожалению ссылку не сохранил.

W123 Ex240D 1978г.,OM 602 АКПП, люк, эл.стеклоподъёмники, ц.з., подогрев сидений, эл.зеркала с подогревом, тахометр, кондей, гидра, ABS.

W220 S 320 CDI 2001г.

Проблема в том что на 124 установили 606 тд и датчик колена снимает показания с нескольких лепестков на маховике, а не с венца как на двигателях установленных на 124 штатно. Будет ли тахометр правильно работать? И встречный вопрос провод то экранированный на сколько я знаю идет от датчика хола как варианты подключения, и схему подключения датчика-приборки подскажите тогда?

Не было на 124 вначале датчиков Холла,обычный индукционный датчик стоял на колене,а что 3 контакта,то один-экран,второй и третий провод-катушка.Если у Вас оригинальный тахо,под индукционный датчик,то должна быть фишка на тахо,в неё тупо втыкается провод от датчика.

Как разобрать и проверить генератор МТЗ: схема подключения

МТЗ – самые распространенные тракторы в России. Их используют в строительстве, обустройстве города и сельхоз работ. Периодически им необходимо обслуживание, и особенно в переборке нуждается тракторный генератор. Ниже вы узнаете основные этапы подключения, разборки и диагностики поломок.


Конструкция и принцип работы

Для начала нужно разобраться в том, где расположен генератор МТЗ. Он находится на боковинке картера и крепится на поворотном основании. В верхней точке происходит фиксация ремня генератора, который и передает крутящий момента.


Ремешок также необходим, чтобы вращать емкость с охлаждайкой. Если же он обрывается, работа всех систем автоматически прекращается.

С торцов крышки генератора находятся отверстия для наддува воздуха.

Схема из сервисного мануала выглядит так:


Сердцем агрегата выступает статор. Внутри него установлен сердечник из штампованных пластин с обмоткой.


Обмотка образует фазы, соединенные последовательно по схеме треугольник. В статоре заключен подшипник с зафиксированным валом. Он запрессован в пакет из штампованных пластин. В съемные крышки вмонтированы опоры. Мысок вала оборудован крыльчаткой-вентилятором для активного охлаждения.


В агрегате предусмотрены катушки возбуждения. На них подается ток от аккумулятора, что и вводит систему в работу.


Если аккумулятор в технике отсутствует, то можно перевести генератор в режим параллельного возбуждения. В этом случае он будет работать независимо.


Кстати, по этой причине генератор называют самовозбуждающимся.


Итак, принцип работы выглядит следующим образом:

  1. Сначала запускается ротор. Своими колебаниями он создает магнитное поле, воздействующее на статор.
  2. Электромагнитные импульсы создают в статоре трехфазный переменный ток, который в дальнейшем инвертируется в постоянный. В некоторых вариациях необходимо подключить дополнительное реле.

Схема подключения генератора


Описание процесса

Подключение генератора МТЗ 80 – процедура несложная. Делается она в несколько этапов:


А как проверить генератор на МТЗ? Нужно повернуть ключ зажигания. Если загорелась красная лампа – значит была допущена ошибка. Она говорит о недостаточном заряде. Нужно еще раз проверить схему подключения.


Проверка обмотки

Генератор на МТЗ 82 все еще не запускается, возможно, проблема не в подключении, а в самой обмотке. Тогда понадобится диагностика системы.


Для этого нужно отключить генератор от мотора и полностью зарядить аккумулятор. Итак, минус нужно бросить на контакт М, а плюс на Ш.

Если катушка исправна, лампочка будет очень тускло гореть. Яркий свет говорит о серьезных проблемах.


Также могут понадобиться дополнительные тесты:

  1. Минус на М, а плюс — на В. Необходимо в цепь включить и индикаторную лампочку. Если все хорошо, гореть она не будет. В случае пробоя диода или плюсового вывода на корпус индикация будет заметной.
  2. Минус на любой контакт переменного напряжения, а плюс на В-колодку. Результат, как и ранее, определяется по лампочке.
  3. Положительный на М, а отрицательный на переменные контакты. Если горит лампа, значит в диоде пробой.

Также не будет лишним убедится в работоспособности самой лампочки. Иногда она не горит, потому что сломана.


ТО устройства на МТЗ

Чтобы органы управления и сам генератор не выходили из строя, лучше регулярно проводить обслуживание.

В первую очередь, необходимо регулярно удалять масло и пыль, которые оседают под крышкой. Пыль лучше продувать компрессором, но подойдет и обычная ветошь. Если грязь забила щели, понадобится разборка и протирка. Делать ее нужно той же ветошью, смоченной в бензине. Вату или синтетику для уборк использовать не стоит.


Регулярно нужно осматривать клеммы на предмет окислов. Как только они появляются, их нужно удалить механически наждачной бумагой или напильником. Действовать стоит аккуратно, только чтобы снялась оксидная пленка. Также можно смазать контакты медной или силиконовой смазкой.


Периодически осматривайте крыльчатку и шкивы. Любые трещины или сколы говорят о скором капитальном ремонте. Лучше их сразу заменить, чтобы не было аварийных ситуаций. Аналогично рекомендуется проверять натяжку ремня.


После того, как подключить генератор получилось и был запущен двигатель, смотрите на контрольную лампочку. Он должна сразу же гаснуть. На некоторых тракторах МТЗ мигание вхолостую – норма, если вращение не достигло 1,4 тысячи оборотов.

Частые неполадки и их диагностика

1 Итак, контрольная лампочка не гаснет, что же делать? Не паниковать и сразу проверить натяжение ремня. Если оно в порядке – тогда необходимо проверить контакты на окислы. Если после чистки работоспособность не восстановилась, нужно проверить напряжение на выходе. Оно не должно быть ниже 12,5 вольт.


2 Если слышен посторонний шум и стук во время работы – проблема в ослаблении гайки фиксации шкива. Однако возможно и разрушение подшипника. Диагностируется обычной разборкой. Подшипник будет заметно хрустеть при износе и его понадобится заменить. Гайку можно смазать уплотнителем резьбы и покрепче затянуть.

Главное, чтобы не была нарушена посадка на шкиве. Заметить разбитое посадочное место можно по свободному движению гайки. В этом случае его нужно заменить.


3 Подшипник ни в коем случае нельзя выбивать. Можно повредит вал, а это уже капитальный ремонт. Необходим специальный съемник.


В остальном, на тракторах МТЗ редко случаются другие поломки генератора.

Как разобрать и проверить генератор МТЗ-82: схема подключения

Генератор на МТЗ-82 предназначен для подзарядки аккумулятора и поддержания работоспособности светотехники и приборов освещения. Агрегат установлен на блоке цилиндров и имеет ременной привод от вала силовой установки. При отказе оборудования батарея разряжается, что приводит к невозможности пуска двигателя (в случае использования электрического стартера).


Модели генераторов для МТЗ-82

В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:

  1. На технике выпуска до конца II квартала 1975 г. использовался агрегат модификации Г304-Д1, оборудованный реле-регулятором РР362-Б. Генератор отличается расположением коммутационных клемм на задней части корпуса.
  2. Со второй половины 1975 г. (по некоторым данным — с начала 1976 г.) стал использоваться узел модели Г306, работавший в паре с регулятором напряжения РР362-Б.
  3. В 80-е гг. стал использоваться агрегат модификации Г309, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным ресурсом деталей. На части машин применялся 700-ваттный генератор Г464, который был вытеснен изделием Г964 (и его модификациями), имеющим мощность 1000 Вт.
  4. С начала 2000-х гг. был внедрен узел модели АТ 1150.04.1 (или аналог с заводским номером 9695.3701-1), имеющий увеличенную на 11% отдачу и усовершенствованный корректор напряжения. На тракторах с кондиционером и дизельным мотором Д-245 используется агрегат 9702.3701, способный вырабатывать ток до 100 А (мощность составляет 1400 Вт).

Конструкция и принцип работы

Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.


Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.

Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.

Смонтированный внутри кожуха установки блок выпрямителя оборудован металлическим корпусом, обеспечивающим охлаждение полупроводниковых диодов в процессе работы.

Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.

После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).

Схема подключения генератора

Схема подключения генератора к бортовой сети трактора не зависит от модели оборудования.

В конструкции предусмотрены 3 или 4 выхода:

  • точка В или + применяется для коммутации положительного провода от батареи;
  • колодка М подключается к отрицательному полюсу АКБ;
  • разъем Д (используется на новых модификациях) проходит через прибор индикации зарядки и замок зажигания к положительному выходу аккумулятора;
  • штекер Ш выводится на корпус трактора (отрицательный полюс);
  • точка W встречается на части генераторов, подключается к тахометру.

Описание процесса

Генератор крепится на двигателе, затем производится регулировка натяжения ремня, после чего затягивается верхний болт фиксации. Проводка подсоединяется к выводам, расположенным на задней части агрегата, в соответствии с электрической схемой трактора. При ошибочной коммутации генератор не заработает, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампа отсутствия зарядки. После пуска мотора индикатор автоматически отключается, указывая на корректную работу системы зарядки батареи.


Проверка обмотки

Тест обмотки производится при выключенном моторе и отсоединенных от генератора кабелях. Для тестирования необходимы контрольная лампочка и заряженный аккумулятор на 12 В. Для проверки катушек возбуждения следует подать отрицательное питание на колодку М, а положительный штекер батареи замкнуть через лампу с разъемом Ш. При исправной катушке происходит падение силы тока в цепи, лампа горит тускло.

Полный накал указывает на пробой между обмотками и кожухом генератора, а отсутствие свечения сигнализирует об обрыве катушки.

Дополнительные тесты, позволяющие проверить обмотку статора и выпрямитель:

  1. Подать отрицательный сигнал на точку М, а положительный полюс соединить выводом В, включив в цепь контрольную лампу. При нормальном состоянии индикатор не горит, при повреждении диодов или пробое положительного выхода на корпус электрической машины лампа включится.
  2. Подать отрицательное питание на любой контакт переменного тока (перед выпрямителем), а положительный провод замкнуть на колодку В через контрольную лампочку. Если выпрямитель исправен, то лампа не включится, при пробое диодов прямой полярности — загорится.
  3. Подключить положительный вывод к разъемам переменного тока, а отрицательный соединить с выводом М. Если лампа горит, то необходима замена диодов обратной полярности. Также наблюдается замыкание между обмоткой статора и корпусом генератора.

Характеристики генератора

Основные технические параметры генераторов приведены в таблице.

Параметр Г304-Д1 Г309 АТ 1150.04.1
Мощность, Вт 250 1000 1150
Рабочее напряжение, В 12 14 14
Допустимая нагрузка, А 29 70 82
Частота вращения при номинальной мощности, об/мин 3600 4500 3000

ТО устройства на МТЗ

В процессе эксплуатации на генераторе оседают частицы масла и пыль, которые следует удалять чистой ветошью. Если грязь набилась во внутренние полости оборудования, то узел необходимо снять для разборки и чистки ветошью, смоченной бензином. Не допускается образование слоя окислов на клеммах или разрушение изоляции проводов бортовой сети трактора.

При пуске мотора должна гаснуть контрольная лампа (на части тракторов допускается мигание индикатора на холостом режиме, при повышении частоты до 1400 об/мин лампочка отключается).

Не допускается эксплуатация оборудования с поврежденными шкивом или крыльчаткой вентилятора. Рекомендуется периодически проверять и регулировать натяжение ремня (стрела прогиба 30 мм при нагрузке 3 кг). Чрезмерно натянутый привод перегружает подшипники ротора. По причине износа элементов нарушается нормальный зазор между вращающимся узлом и статором. Трещины или надрывы на ремне приводят к проскальзыванию привода.

Частые неполадки и их диагностика

Если после пуска мотора не гаснет контрольный индикатор, то необходимо проверить состояние и натяжение ремня. Затем следует осмотреть точки соединения проводки с клеммами на наличие окисления элементов. Если работоспособность не восстановилась, нужно проверить обмотки при помощи контрольной лампы. Дополнительное тестирование производится при помощи вольтметра на номинальном режиме работы дизеля. Напряжение на выходах не должно падать ниже 12,5 В при коммутации внешней нагрузки (например, фар головного света и габаритов).

Равномерный посторонний шум при работе оборудования возникает из-за ослабевания затяжки гайки шкива или износа шариковых подшипников. Для проверки необходимо снять ремень, рукой проверить плотность посадки шкива и прокрутить ротор. Металлические стуки или рывки указывают на износ опор и контакт между пластинами ротора и статора. При дальнейшей эксплуатации произойдет необратимое повреждение деталей.

Гайка затягивается ключом. Если в шкиве разбито посадочное отверстие, то необходимо установить новую деталь. Подшипники стягиваются с помощью винтового съемника, одновременно производится диагностика деталей генератора.

В статье описаны основные дефекты генераторов на МТЗ-82, просим читателей оставлять свои отзывы с описанием поломок и способов устранения неисправностей.

Читайте также: