Гэс на волге список по порядку

Обновлено: 02.07.2024

Волжская гидроэлектростанция сегодня — крупнейшая в европейской части России, а в 1960-е годы, после запуска в эксплуатацию, была крупнейшей в мире, причем не только среди гидроэлектростанций, но и среди электростанций вообще. Волжская ГЭС входит в Волжско-Камский каскад и является его последней, восьмой, ступенью, а также самой мощной ГЭС каскада.

Волжская ГЭС начала работу в 1958 году, в 1961-м была официально введена в эксплуатацию

ГЭС (гидроэлектростанция) — электростанция, преобразующая энергию водных масс в электроэнергию. ГЭС строятся на реках с постоянным притоком воды для наполнения плотины и водохранилища. Принцип работы: напор воды поступает на лопасти гидротурбины, которая приводит в действие генераторы, вырабатывающие электроэнергию. Напор воды обеспечивается с помощью плотины. Плюсы: дешевая энергия от возобновляемого источника, отсутствие вредных выбросов, простое надежное оборудование. Минусы: затопление пахотных земель, вред экологии — загрязнение рек, снижение численности рыб, исчезновение мест гнездования птиц и другие.

У Волжской ГЭС было несколько имен: Сталинградская, Волгоградская, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС

Идея строительства на Волге каскада гидроэлектростанций появилась еще в 1920-е годы при разработке Государственного плана электрификации России (плана ГОЭЛРО). Предполагалось, что Сталинградская ГЭС решит сразу несколько задач: будет снабжать электроэнергией Нижнее Поволжье и Донбасс, поможет объединению энергосистем Центра, Поволжья и Юга, улучшит климатические условия Прикаспийской низменности и сыграет роль в создании глубоководного пути на всей Нижней Волге, от Саратова до Астрахани.

Важной частью подготовительного этапа было разминирование площадки строительства ГЭС и дна Волги (1950 г.)

Строительство открытых распределительных устройств (ОРУ) на Сталинградской ГЭС

На подготовительном этапе началось сооружение жилья для строителей ГЭС. На левом берегу Волги и острове Зеленом уже в начале 1950 года активно строились жилые дома и дороги. В сентябре в Сталинград приехали начальник строительства Федор Логинов и его заместители. В октябре была налажена паромная переправа через Волгу, от Спартановки до Верхней Ахтубы.

Вид сверху на затопленный котлован Сталинградской ГЭС (октябрь 1958 г.)

Федор Георгиевич Логинов (1900–1958) — гидростроитель, начальник строительства Сталинградской ГЭС с 1950 по 1954 годы, основатель города Волжского Волгоградской области. В дальнейшем — министр строительства электростанций СССР, первый замминистра энергетики СССР. До пуска Волжской ГЭС не дожил.

Федор Логинов с сыном

На территории ГЭС установлена мемориальная доска, посвященная памяти Александра Александрова

Во многом стройка новой ГЭС была уникальна. Стройплощадка занимала 12 километров. Для переправки грузов с одного берега на другой на высоте 40 метров была построена канатная дорога. Такой способ доставки стройматериалов использовался впервые, в дальнейшем его применяли при строительстве других плотин.

Канатная дорога для переправки грузов через Волгу

Специально для строительства Сталинградской ГЭС был собран гигантский экскаватор с ковшом объемом 18 кубометров. Котлован, выкопанный под будущую ГЭС, также поражал размерами: 1 км в длину, 500 метров в ширину и 40 метров в глубину. Первый грунт в котловане был вынут в 1952 году.

Строительство Сталинградского гидроузла

В мае 1951 года на левом берегу огородили площадку для заложения плотины, шлюза и гидростанции, начали строить железнодорожные пути для подъезда к местам строительных работ. Вскоре началась прокладка линии электропередачи с правого берега на левый.

Строящаяся ГЭС получала оборудование со всей страны: турбины и генераторы — из Ленинграда, электрооборудование — из Свердловска и Запорожья, различные машины из Москвы, Ташкента, Челябинска, Харькова, лес — из Карелии. Около 1500 предприятий снабжали грандиозную стройку всем необходимым.

Работать на стройке века считалось престижным. Многие осваивали новые специальности прямо на площадке — за год на строительстве Сталинградской ГЭС было подготовлено 2500 специалистов различных профессий. А вскоре, 1 сентября 1951 года, здесь открылся гидротехнический техникум. На строительство ГЭС приезжали комсомольцы, но основную рабочую силу составляли заключенные Ахтубинского ИТЛ,

Установка статора гидротурбины в кратер агрегата (1957 г.)

Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь был организован в августе 1950 года специально для строительства Сталинградской ГЭС. По некоторым данным, здесь находилось порядка 25 000 заключенных, преимущественно осужденных за преступления легкой степени тяжести. Закрылся после амнистии 1953 года.

1958 год стал самым ответственным и напряженным в истории строительства Сталинградской ГЭС. В октябре -декабре 1958 года был затоплен котлован, перекрыта Волга и пущены первые гидроагрегаты.

Перекрытие Волги (1958 г.)

10 сентября 1961 года Волжской ГЭС был дан торжественный пуск в промышленную эксплуатацию. На объект приехала правительственная комиссия во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, тогда же ГЭС получила новое название — Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС.

Торжественный пуск ГЭС (1961 г.)

В честь открытия ГЭС у въезда на плотину в 1961 году был установлен памятник строителям коммунизма — в первую очередь имелись в виду, конечно, гидростроители, возводившие Волжскую ГЭС. Подробнее об истории памятника читайте в нашем специальном материале.

Строитель коммунизма более 50 лет приветствует всех въезжающих на плотину

Еще до своего открытия Сталинградская ГЭС привлекала внимание всего мира. Сюда приезжали главы государств и политики, звезды отечественного и зарубежного кинематографа, здесь проходили концерты известных певцов.

Оперный певец народный артист СССР Сергей Лемешев выступает перед строителями ГЭС (1958 г.)

Принцесса Ирана Ашраф Пехлеви

Народный артист Юрий Никулин с супругой в машинном зале ГЭС (1970-е г.)

Советская актриса Зинаида Кириенко на Сталинградской ГЭС (1957 г.)

В те годы было принято украшать крупные сооружения государственного значения произведениями монументального искусства. Для создания панно на Волжской ГЭС были привлечены лучшие художники СССР: группе волгоградцев, в числе которых был Михаил Пышта, предстояло соревноваться с именитыми московскими монументалистами. Победителем стал волжский коллектив авторов: Михаил Пышта, Николай Бароха, Юрий Боско, Александр Петров, Дмитрий Панкратов.

Жизнеутверждающее панно сохранилось до сих пор

Внутри Волжской ГЭС

На Волжской ГЭС работают целыми династиями, а за долгий самоотверженный труд можно получить именную звезду. На местной Аллее звезд.

Именной звезды удостоился Алексей Тахишков — бригадир-монтажник Сталинградской ГЭС

Кроме неоспоримой индустриальной пользы, Волжская ГЭС, как и любая другая гидроэлектростанция, не лучшим образом влияет на экологию, в частности, на воспроизводство рыб. Для компенсации подобного вреда при строительстве ГЭС был сооружен шахтный рыбоподъемник, который позволял идущим на нерест рыбам проходить плотину.

Волжская ГЭС была построена рекордно быстро

Со временем не слишком высокая эффективность рыбоподъемника стала снижаться, и в 1989 году он был выведен из эксплуатации. Кроме этого используется искусственное разведение рыб — внутри плотины сейчас располагается Волгоградский осетровый рыборазводный завод, который функционирует круглый год. Здесь выращиваются мальки осетровых рыб, которые затем отпускаются в Волгу.

Турбинный зал внутри Волжской ГЭС

Знаменитый советский военачальник Семен Буденный посетил Волжскую ГЭС в 1966 году

Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди тоже бывал на Волжской ГЭС(1955 г.)

В 1958 году концерт прошел прямо в котловане

Местонахождение: река Волга, между Волгоградом (Тракторозаводский район) и Волжским.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Известно, что Волжская ГЭС у Волгограда является крупнейшей в Европе гидро-электростанцией. Так вот этот монстр, что практически полностью уничтожил популяцию осетровых на Волге и активно мешает судоходству, вырабатывает вовсе не так уж и много электроэнергии. Всего порядка 11 млн. киловатт/час в год. Для справки: Пермская ГРЭС, работающая на газе и не наносящая природе большого вреда, вырабатывает в год более 14 млн. киловатт/час.

И не верьте тем придуркам, что кудахчут прА рыбоподъемники. Запомните простую истину - любая ГЭС есть убийца рыбы. Рыба убивается либо в стоке, лишенная возможности дышать, либо перемалывается в турбинах. Вот просто фарш выходит. И это знают все рыбаки - у стоков ГЭС самый лучший клев - рыба пожирает убитую ГЭС рыбу.

И все не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Коли сносить ту же Волховскую ГЭС, то на Волхове на два года не будет сквозного судоходства. При сносе же Волжской ГЭС судоходство на Волге остановится года на четыре, а это подкосит поволжское сельское хозяйство - вывоз зерна в основном осуществляется по Волге, потом по каналу Волга-Дон, а потом на Новороссийск, где происходит перевалка зерна на океанские корабли. Т.е. самые хлебородные регионы России будут отрезаны от путей экспорта на четыре года минимум. А надо будет еще и мост через Волгу строить, чтобы заменить мостовой переход по плотине Волжской ГЭС. И чистить новый фарватер Волги. Так что так просто эти монстры не снесешь.

И не нужно верить угрюмкам, что в пасмурном пароксизме бубнят о том, что "Волховсая ГЭС играет важную регулирующую роль, поддерживая глубину фарватера на Волхове на уровне 4 метров". Это - бред сивой кобылы. Дело в том, что до революции главным противником строительства ГЭС на Волхове было МПС. В ведении МПС находились тогда не только железные дороги, но и водные пути, а равно и морские порты. Так вот Волхов был чрезвычайно важной водной артерией, где велись систематические наблюдения за глубиной фарватера. Мерку осуществляли по всей длине реки летом, а публиковались данные в "Журнале МПС" обычно зимой. Так вот в этом журнале за 1913 год опубликованы данные промерки глубин волховского фарватера. На всем протяжении реки, а Волхов судоходен от истока (озеро Ильмень) до впадения в Ладогу, глубина фарватера была в пределах от 5 до 6 саженей, т.е. 3,5 - 4 метра. Так что никакого влияния на "глубину фарватера" Волховская ГЭС не оказывает. Она только затрудняет судоходство - тратится время на прохождения шлюза (его, кстати, в первоначальном проекте вообще не было), а равно накладываются ограничения на размер судов - не всякий корабль пройдет через этот шлюз. Ну, и рыбе, конечно, она вредит. Тут, правда, не так все печально, как на Волжской ГЭС, рыба все-таки в основном живой проходит, но оглушенной рыбы около Волховской ГЭС богато плавает, рыбаки соврать не дадут.

И последнее. Сносить Волжскую ГЭС всяко придется. Она просто в не таком уж и далеком будущем станет опасной. Тут дело в том, что строили ее с 1950 по 1961 год. А тогда воровали цемент из бетона просто нещадно. Если сейчас взять пробы бетона, из которого построена эта ГЭС, то он окажется куда ниже той сортности, нежели заявлена в проекте и документации.

Куда же девали ворованный цемент? А он шел на строительство колхозами и совхозами коровников и дорог т.н. "хозспособом". Т.е. без выделения на эти объекты плановых лимитов. Было такое право у колхозов и совхозов покупать на стороне стройматериал без выделения лимитов. Ко времени строительства Волжской ГЭС относится бум строительства в тамошних местах всевозможных объектов хозяйственного и культурно-бытового назначения.

Вид фасада вестибюля станции "Площадь мира" до обвала козырька

И воровали по всей стране. На строительстве метро воровали. В середине 80-х стало затапливать станцию метро "Автово" в Питере. И станция эта практически на поверхности. Сунулись смотреть в чем причина - марка бетона ниже заявленной сортности. 10 июня 1999 года в Питере рухнул козырек у станции метро "Площадь мира", ныне "Сенная площадь", задавило людей. Сунулись - не хватает арматуры и недовложения цемента в бетонную смесь. И спросить не с кого - все виновники уже успели благополучно помереть в своих кроватях, оставив своим наследникам дачи и квартиры, купленные с уворованного цемента. И скоро эта Волжская ГЭС из бетона с недовложениями начнет трещать.

Кстати, пример с воровством цемента и арматуры при крупном строительстве в СССР сталинского разлива наглядно показывает всю ошибочность тезиса: "При Сталине порядок был, потому что сажали!" Сажать сажали, но в основном за колоски и анекдоты, ну, еще уголовников, но баблонавты и при Сталине жили весьма даже неплохо. Весь вопрос в том, чтобы не попасться, а попасться тут сложно - нужен разрушающий контроль (теперь он более щадящий), а это обходится элементарно - дал на лапу человечку и все.

Целиком и полностью поддерживаю идею очищения Волги от некоторых ГЭС. Дело не только в рыбе, но и в "цветении воды".

Аварии, подобной нынешней, не было ни на одной из российских ГЭС. Всего на территории страны работает 102 гидроэлектростанции мощностью свыше 100 МВт. "Власть" рассказывает о десяти самых больших и мощных.

Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего мощностью 6721 МВт расположена на реке Енисей в Хакасии. Строительство началось 12 сентября 1968 года, последний гидроагрегат введен в строй 25 декабря 1985 года. Бетонная арочно-гравитационная плотина имеет высоту 245 м и длину 1074 м. В 2008 году выработка электроэнергии с учетом производительности входящей в комплекс Майнской ГЭС составила 19,9 млрд кВт ч. 75% вырабатываемой энергии потребляет Саянский алюминиевый завод. В 1998 году в прогнозе МЧС была названа потенциально опасным объектом из-за рискованных изменений конструкции. Принадлежит ОАО "Русгидро".

Красноярская ГЭС мощностью 6000 МВт расположена в 40 км от Красноярска вверх по течению Енисея. Строительство началось 8 августа 1959 года, закончилось в 1972 году. На гравитационной плотине (общая длина составляет 1072,5 м, максимальная высота — 128 м) установлен единственный в России судоподъемник, позволяющий судам проходить через плотину. В среднем в год вырабатывает 20,4 млрд кВт ч электроэнергии. Основной потребитель — Красноярский алюминиевый завод. К 1995 году степень износа гидроагрегатов Красноярской ГЭС приблизилась к 50%, после чего было принято решение о модернизации станции. Принадлежит компании En+ Group Олега Дерипаски.

Братская ГЭС имени 50-летия Великого Октября мощностью 4500 МВт перекрывает реку Ангару в районе города Братска (Иркутская область). Строительство, начатое 21 декабря 1954 года, было объявлено ударной комсомольской стройкой. В 1967 году Госкомиссия приняла ГЭС с оценкой "отлично". Поэт Евгений Евтушенко посвятил станции поэму "Братская ГЭС". Плотина гравитационного типа имеет длину 924 м и максимальную высоту 124,5 м. Большую часть вырабатываемой электроэнергии (22,6 млрд кВт ч в год) потребляет Братский алюминиевый завод. В 2006 году на ГЭС начата замена старых рабочих колес гидротурбин. Принадлежит ОАО "Иркутскэнерго", 40% акций которого у государства, другим крупным пакетом акций в интересах En+ Group управляет энергокомпания "Евросибэнерго".

Усть-Илимская ГЭС (мощность — 3840 МВт) представляет собой бетонную гравитационную плотину длиной 1475 м и высотой 105 м, перекрывающую Ангару в районе Усть-Илимска (Иркутская область). Строительство началось в 1963 году, последний агрегат станции был включен в сеть в конце марта 1979 года. Всего на станции установлено 16 гидроагрегатов, дающих 20,7 кВт ч электроэнергии в год. Основные потребители — Братский алюминиевый завод, Иркутский алюминиевый завод, Иркутский авиастроительный завод. Принадлежит ОАО "Иркутскэнерго".

Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2551 МВт является крупнейшей гидроэлектростанцией Европы. Станция, состоящая из бетонной водосливной и земляной намывной плотин, расположена на Волге в Волгоградской области. Общая длина плотин — 3974 м, максимальная высота — 47 м. На строительстве станции, начатом 22 августа 1953 года, трудились 26 тыс. заключенных Ахтубинского исправительно-трудового лагеря. В эксплуатацию ГЭС была принята правительственной комиссией 10 сентября 1961 года. Выработка электроэнергии за 2008 год составила 11,8 млрд кВт ч. ГЭС связана с объединенными энергосистемами центра и юга. В 2002 году зафиксирован износ оборудования ГЭС порядка 85%, к концу 2007 года на ней была произведена реконструкция десяти гидроагрегатов. Является филиалом "Русгидро".

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Волгоград, гэс]

волжская гэс, электростанция, с высоты

1. ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки: советским инженерам и строителям потребовалось всего 6 лет, чтобы запустить первый гидроагрегат тогда еще Сталинградской ГЭС, а окончательно строительство было завершено в 1961 году. Сразу после запуска это была крупнейшая гидроэлектростанция в мире. Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединил между собой крупные энергосистемы Центра, Поволжья, Юга.

волжская гэс, электростанция, с высоты

волжская гэс, электростанция, панно

3. Сегодня ГЭС является одним их основных звеньев единой энергетической системы европейской части России, выработанная электроэнергия обеспечивает энергией и светом центральные и южные районы России.

волжская гэс, электростанция, лэп, с высоты

4. На станции установлено 22 гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами.

волжская гэс, машзал, турбины, гидротурбины, машинный зал

5. Шахта турбины.

волжская гэс, шахта турбины, турбины

6. Установленная мощность станции составляет 2671 МВт.

волжская гэс, турбины, машзал, машинный зал

7. Здание Волжской ГЭС.

волжская гэс, электростанция

8. Паводковый весенний водосброс.

волжская гэс, водосброс, паводок, водосливная плотина

9. Длина водосливной плотины составляет 725 м. Всего имеется 27 водосливных пролётов, ещё в одном пролёте расположен рыбоподъёмник.

волжская гэс, водосброс

10. Водосливные пролёты перекрываются плоскими затворами, оперирование затворами производится при помощи двух козловых кранов грузоподъёмностью 125 тонн.

волжская гэс, водосброс, водосливная плотина

11. Через плотину во время весеннего паводка проходит до двух миллиардов кубометров воды в сутки.

волжская гэс, водосброс

12. По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы, поэтому она не только вырабатывает энергию, но и служит переправой через Волгу. Общая длина гидроузла составляет 5 километров.

волжская гэс, электростанция, с высоты

13. Для пропуска речных судов через гидроузел был построен двухлинейный шлюз. Он поднимает суда на 26-метровую высоту, чтобы они могли пройти из Волги в водохранилище.

Читайте также: