Характерные ошибки допускаемые водителями при работе на пожарных насосах

Обновлено: 05.07.2024

Правила по охране труда при работе и техническом обслуживании ПНС. Подготовка к работе и особенности эксплуатации ПНС в различное время года. Обкатка и постановка ПНС в боевой расчет.

Особенности использования, техническое обслуживание, ремонт и хранение ПНС.

Тема3.5 Техническое обслуживание и ремонт ПНС

Особенности технического обслуживания и ремонта, периодичность и трудоемкость выполняемых работ.

Руководяще и нормативные документы по организации и проведению технического обслуживания и ремонта ПНС.

Тема 3.6 Эксплуатационные неисправности и способы их устранения

Изменение технического состояния механизмов ПНС в процессе эксплуатации. Характерные причины и признаки изменения технического состояния: двигателей, ходовой части, трансмиссии и другого специального оборудования.

Порядок и способы устранения технических неисправностей.

Тема 3.7 Работа на пожарной насосной станции

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных насосных станциях. Схемы забора воды.








Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Особенности управления пожарными автомобилями, оборудованными специальными световыми и звуковыми сигналами при следовании на выполнение оперативных заданий.

Порядок допуска водителей к работе на АЦ и АНР.

Ознакомление с положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Правила устройства и безопасной эксплуатации автоцистерн.

Виды ответственности за допущенные нарушения и аварии при выполнении работ в процессе эксплуатации АЦ и АНР.

2. ОХРАНА ТРУДА

Тема 2.2. Правила безопасности при работе на АЦ и АНР.

Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях. Правила пожарной безопасности. Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте АЦ и АНР.

Тема 2.2 Обязанности водителей при работе на АЦ и АНР.

Требования к техническому состоянию АЦ и АНР. Техника безопасности при установке автоцистерн на различные водоисточники, использовании стационарного лафетного ствола, подачи воды на стационарный лафетный ствол при движении АЦ.

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Тема 3.1 Классификация пожарной и аварийно-спасательной техники. Устройство и тактико-технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники

Классификация основных пожарных автомобилей общего и целевого применения. Назначение, марки, тактико-технические данные пожарных автомобилей, имеющихся на вооружении в подразделениях ФПС.

Классификация, назначение, тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей.

Вспомогательные и приспособленные пожарные автомобили для целей пожаротушения: назначение, тактико-технические характеристики, порядок использования на пожарах, авариях, чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях автономной длительной работы.

Изучение тактико-технических возможностей основных и специальных пожарных автомобилей.

Тема 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР

Схемы дополнительных трансмиссий. Коробка отбора мощности: назначение, устройство, принцип действия, виды. Дополнительный привод управления сцеплением. Техническое обслуживание трансмиссий.

Тема 3.3 Насосные агрегаты пожарных АЦ и АНР

Виды насосов и их классификация. Факторы, влияющие на работу насосов. Насосы объёмного типа: классификация, принцип работы и физическая зависимость. Струйные насосы: классификация, принцип работы и физическая зависимость. Центробежный насос: классификация, принцип работы и физическая зависимость.

Устройство центробежных насосов, их обслуживание, эксплуатация. Схемы забора воды различными видами насосов. Технические характеристики насосов, применяемых в пожарной охране.

Тема 3.4 Размещение пожарно-технического оборудования и вооружения на пожарных АЦ и АНР

Ручной и немеханизированный пожарный инструмент: лопаты, багры, крюки, топоры, пилы. Комплект для резки электропроводов “диэлектрический комплект” (ножницы, резиновый коврик, галоши (боты), рукавицы), ножницы для резки оконных решеток.

Назначение, краткая характеристика и порядок применения пожарно-технического вооружения и оборудования. Уход и сбережение. Порядок и сроки испытания ручного пожарного инструмента. Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и пожарно-техническому вооружению при эксплуатации.

Аварийно-спасательный инструмент (электрический, пневматический, гидравлический и специальный) и оборудование.

Виды ручных пожарных лестниц. Назначение и устройство ручных пожарных лестниц. Область и правила применения каждой ручной пожарной лестницы. Основные технические характеристики ручных пожарных лестниц. Возможные неисправности в процессе работы с лестницами, их причины и способы устранения. Требования правил по охране труда при работе с ручными пожарными лестницами.

Соединительные рукавные головки, прокладки, задержки, зажимы, сёдла, мостики, их назначение, устройство и порядок применения.

Пожарные стволы для подачи воды (перекрывные, распылители, комбинированные, лафетные), насадки и их назначение.

Приборы для получения воздушно – механической пены.

Размещение пожарно-технического вооружения и оборудования в кабине, отсеках кузовов, на крыше автоцистерны.

Табель положенности боевого расчета на пожарной автоцистерне.

Тема 3.5 Система дополнительного охлаждения двигателя пожарных АЦ и АНР

Виды охлаждения двигателей пожарных автомобилей. Теплообменник: назначение, принцип работы, устройство. Дополнительные системы охлаждения различных механизмов пожарного автомобиля (двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, гидроусилитель руля, бензобак). Дополнительный обогрев цистерны и насосного отсека в зимний период эксплуатации.

Техническое обслуживание системы охлаждения.

Тема 3.6 Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР

Классификация и применение вакуумных систем. Газоструйные вакуумные системы пожарных автомобилей с карбюраторным двигателем. Двухступенчатый вакуумный насос для пожарных автомобилей с дизельным двигателем. Вакуумные системы с пластинчатыми насосами. Вакуумные системы с водокольцевым насосом.

Эксплуатация вакуумных систем. Техническое обслуживание вакуумных систем. Неисправности вакуумных систем и причины их возникновения.

Тема 3.7 Органы управления. Контрольно-измерительные приборы пожарных АЦ и АНР

Основные неисправности рулевого управления, тормозной системы. Техническое обслуживание органов управления. Контрольно-измерительные приборы используемые на АЦ и АНР.

Тема 3.8 Емкости для огнетушащих веществ пожарных автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях

Цистерны для воды, её устройство. Баки для пенообразователя, их устройство.

Тема 3.9 Дополнительное электрооборудование пожарных АЦ и АНР

Размещение дополнительного электрооборудования на пожарных АЦ и АНР. Неисправности электрооборудования. Техническое обслуживание электрооборудования.

Тема 3.10 Кузов пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля и их специальное оборудование

Составные части кузова пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля. Кабина пожарной автоцистерны. Техническое обслуживание кузова пожарной АЦ и АНР.

Тема 3.11 Диагностирование пожарной техники и её специальных агрегатов

Параметры технического диагностирования пожарных автомобилей. Классификация диагностических параметров. Методы и средства диагностирования.

Оценка общего технического состояния пожарного автомобиля. Диагностирование двигателя, электрооборудования, тормозной системы, ходовой части, рулевого оборудования, трансмиссии, специальных агрегатов пожарного автомобиля.

Тема 3.12 Техническое обслуживание и ремонт пожарной техники

Назначение и принципиальные основы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Организация технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Место проведения технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей. Работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей. Правила охраны труда при выполнении технического обслуживания и ремонта автоцистерн.

Тема 3.13 Техническая документация пожарного автомобиля. Нормы расхода горюче-смазочных материалов

Основная техническая документация, отражающая работу пожарных автомобилей. Пути повышения экономичности горюче смазочных материалов. Влияние технического обслуживания пожарных автомобилей на экономию горюче-смазочных материалов. Нормы расхода горюче смазочных материалов.

Тема 3.14 Радиостанции и порядок ведения радиообмена

Виды радиостанций, вывозимых на пожарных автомобилях. Принцип работы радиостанций. Основные правила ведения радиообмена. Требования радиодисциплины.

Тема 3.15 Работа на пожарных автоцистернах

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных автоцистернах. Схемы забора воды.

К эксплуатации пожарной насосной станции могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

19.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, не включив стояночную тормозную систему и не установив противооткатные упоры;

работать на пожарной насосной станции, находящейся в неисправном состоянии.

19.3.2.В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

19.3.3.Подача воды в напорную рукавную линию от насосной станции во избежание разрыва рукавов от гидравлического удара должна осуществляться постепенным открытием вентилей напорных патрубков насоса. Запрещается резкое повышение давления на насосе при работе рукавной линии.

19.3.4.Во время работы, технического обслуживания и ремонта автомобиля необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЯХ (АСА)

20.1. Аварийно-спасательные автомобили предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, специального оборудования и инструмента, средств связи и освещения, средств защиты личного состава.

для освещения мест тушения пожара и аварий;

вентиляции и нормализации воздушной среды в зоне работы спасателей;

вскрытия и разборки различных конструкций с помощью механизированного инструмента и оборудования;

сбора и ликвидации химически активных (агрессивных) веществ, ПАВ и нефтепродуктов, а также для экстренного перекрытия аварийных участков истечения жидкостей;

осуществления электрозащитных работ на пожарах и авариях;

определения радиационной обстановки и химического загрязнения на месте аварии,

тушения локальных пожаров;

проведения аварийно-спасательных работ на воде;

оказания доврачебной помощи пострадавшим при авариях.

В состав боевого расчета входят: водитель, двое пожарных.

Правила охраны труда при работе с пожарными насосами конспект мчс


Пожарные насосы относятся к центробежным насосам, основной работающей частью которых является колесо с профилированными лопатками.

Устанавливаются насосы в систему подачи воды пожарных машин из открытых водоемов или из автоцистерны.

При работе с насосными агрегатами должны соблюдаться требования безопасности, разработанные на основании следующих документов:

Особенности работы с пожарным насосом

Перед началом работы с системой подачи воды следует произвести заливку воды в насос. Игнорирование данного условия приводит к недостаточному действию центробежной силы, как следствие неправильной работе всей системы, к снижению КПД насоса. Под производительностью пожарного насоса понимается количество подаваемой жидкости в единицу времени.

При осуществлении забора воды от внешних источников (водоемов, озер, речек и т. д.) необходимо выполнить ряд действий по запуску газоструйного вакуум-аппарата. Работа насоса должна контролироваться водителями по определенным параметрам, а именно:

1. Обороты двигателя должны создавать достаточное разряжение.
2. Не допускать преждевременного снижения оборотов до полного закрытия вакуумного затвора.
3. Не допускать повышенного давления при открытых напорных патрубках.
4. Запрещено преждевременно закрывать вакуумный затвор и резкое открывать задвижки напорного патрубка.
5. Не включать и не выключать газоструйный вакуум-аппарат при работе двигателя на высоких оборотах.
6. Плавно включать сцепление при большой частоте вращающегося вала двигателя.

Заполнение автоцистерны водой

Порядок действий аналогичен предыдущему, за исключением того, что открыть следует вентиль цистерны, а не задвижку напорного патрубка. Задача водителя поддерживать давление в насосе 1,5-2,0 кгс/см2, выключить сцепление сразу после появления воды из переливной трубы, предварительно убавив подачу газа, закрыть вентиль цистерны. Увеличение давления допустимо только при открытой крышке верхнего люка цистерны.

Подключение к гидранту

• установить колонку, соединить напорно-всасывающие рукава к всасывающему насосу;
• сливной кран, вентили насоса должны быть закрыты;
• открыть клапан гидранта и шиберы пожарной колонки;
• включить насос, предварительно выпустив воздух через вакуумный затвор;
• открыть задвижку напорного патрубка и поддерживать давление;
• не допускать перегрева, открыть вентили дополнительного охлаждения при необходимости.

• вращать центральным ключом при открытых шиберах;
• выключать сцепление при больших оборотах двигателя;
• резко выключать сцепление.

Обслуживание насоса

Зимой для запуска пожарного насоса необходимо включить обогрев насосного отсека и выключить системы дополнительного охлаждения. После забора воды в насос рекомендуется закрыть дверцу отсека. При прекращении подачи воды на длительное время, производят слив воды из насоса, отсоединяют рукава, задвижка остается открытой с одной стороны. В целях недопущения замерзания воды в трубке, которая соединяет затвор с вакуум-аппаратом, по окончании забора воды производят слив воды из трубки, повернув ручку вакуумного затвора на себя. После работы вода полностью сливается из насоса.

ТО и проверка на герметичность и производительность насоса производится в соответствии с инструкциями к пожарному оборудованию.

Вакуум-системы центробежных пожарных насосов. Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема. Особенности ухода за пожарными насосами в различное время года, проверка на герметичность и производительность. Требования правил охраны труда при работе с пожарными насосами. Водопенные коммуникации пожарного автомобиля. Правила получения и подачи воздушно-механической пены средней и низкой кратности. Пожарный гидроэлеватор Г-600А – назначение и принцип действия, технические характеристики, порядок использования при различных гидроэлеваторных схемах. Дополнительный

Вакуумная система

Вакуумная система предназначена для создания необходимого разрежения во всасывающей линии и насосной установке, обеспечивающего заполнение указанных систем водой при заборе её из открытого водоема. Вакуумная система размещается в насосном отсеке, является автономной системой и состоит (см. рис. 9) из следующих основных узлов:

  • вакуумного насоса 17, обеспечивающего вакуумирование всасывающей линии и насосной установки;
  • пульта управления 6 вакуумным насосом;
  • вакуумного клапана 21, обеспечивающего перекрытие всасывающего воздухопровода 8 при работе АВС в автоматическом режиме;
  • датчика заполнения 19, предназначенного для подачи сигнала в пульт управления 6 о завершении процесса заполнения водой пожарного насоса 1 насосной установки;
  • вакуумного затвора (крана) 3.

Вакуумный насос 17 закреплен на кронштейне цистерны 4 пожарной АЦ. В качестве привода вакуумного насоса используется электродвигатель. Подключение электродвигателя осуществляется силовыми кабелями 2, 5, 11. Плюсовой провод подключается к клемме стартера автомобиля в месте подключения плюсового вывода аккумуляторной батареи. Минусовый провод соединен с шасси автомобиля.

Воздух из полости насосной установки через всасывающий воздухопровод 8 забирается вакуумным насосом 17 и выбрасывается в атмосферу по выхлопному воздухопроводу 10.

Смазка вакуумного насоса осуществляется маслом, которое подается во всасывающую полость насоса по трубке 13 из масляного бачка 15, закрепленного на кожухе вакуумного насоса прижимной пластиной 16.

Крепление воздухопроводов 8, 10, трубки 13 к штуцерам производится хомутами 12, 14. Воздуховод 10 дополнительно закреплен на сухотрубе 9 хомутом 18.

Открытие и закрытие вакуумного клапана 21 осуществляется с помощью троса 7. В некоторых модификациях АВС вакуумный клапан 21 (и трос 7 соответственно) может отсутствовать, что не влияет на работоспособность вакуумной системы.

Вакуумный затвор 3 предназначен для перекрытия всасывающего воздухопровода 8 после выключения (автоматического или ручного) вакуумного насоса.

ВНИМАНИЕ! Вакуумный клапан не рассчитан на давление, развиваемое пожарным насосом, поэтому вакуумный затвор должен быть закрыт до включения пожарного насоса во избежание попадания воды в вакуумный насос!

Вакуумный затвор модели АЦ 002-МИ (с пожарным насосом ПН-40УВ) имеет прозрачный глазок с гнездом 20 патрона подсветки, обеспечивающий визуальное наблюдение за заполнением вакуумного затвора водой, как в автоматическом, так и в ручном режиме работы вакуумного насоса. Вакуумный затвор модели АЦ 002-МИ-01 (с НЦПК) не имеет прозрачного глазка.

Особенности конструкции и эксплуатации АВС приведены в руководстве по эксплуатации вакуумного насоса КШИН.063711.012 РЭ или пожарного насоса НЦПК КШИН.062223.002РЭ

Рисунок 9 – Вакуумная система

1 – насос пожарный, 2,5 – кабель силовой “-12В”; 3 – вакуумный затвор, 4 – цистерна, 6 – пульт управления АБС, 7 – трос управления вакуумным клапаном, 8 – воздухопровод всасывающий, 9 – сухотруб, 10 – воздухопровод выхлопной 11 – кабель силовой “+ 12В”, 12, 14 – хомут; 13 – трубка маслопровода, 15 – масляный бачок, 16 – пластина прижимная, 17 – вакуумный насос (АВС-01Э), 18 – хомут прижимной, 19 – датчик заполнения. 20 – гнезда патрона подсушки вакуумного затвора, 21 – вакуумный клапан.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОВЕРОК ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АЦ

Что проверяется и при помощи какого инструмента, приборов и оборудования.

Методика проверки

  1. Время забора воды из водоема с момента включения вакуумной системы (открытия вакуумного затвора) до появления воды в глазке вакуумного затвора при высоте всасывания 7-7,5 м и всасывающей линии длиной 8 м. Время не должно превышать 40
  2. Работа пеносмесителя. Проверить работу пеносмесителя забором воды вместо пенообразователя из внешней емкости через шланг диаметром 32 мм длиной 4 м при каждом положении дозатора (1, 2. 3, 4, 5).

Время опорожнения контрольного объема в 100л должно соответствовать:

Порядок работы

Установка АЦ на пожаре

АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем – пенобаком, укомплектованной ПТВ.

По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.

Убедившись в правильности выбора места, необходимо:

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы.

Работа от цистерны

При работе от цистерны необходимо:

Работа от водоема

При работе от водоема необходимо:

При работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран высокого давления и включить ступень высокого давления согласно РЭ на НЦПК.

Работа от гидранта

При работе от гидранта необходимо:

  • открыть крюком из состава ПТВ крышку колодца гидранта;
  • установить пожарную колонку на гидрант и присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник;
  • соединить колонку с водосборником при помощи напорно-всасывающих рукавов диаметром 75 мм длиной 4 м;
  • открыть клапаны гидранта и колонки, открыть одну из напорных задвижек (вентилей] для выпуска воздуха, заполнить насос водой;
  • открыть плавно напорные задвижки (вентили), увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса.

Подача воздушно механической пены

К напорным рукавам присоединяют пеногенераторы.

При подаче воздушно-механической пены необходимо поддерживать давление в насосе нормального давления в пределах (0,7-0,8) МПа [(7-8) кгс/см 2 ], при достижении этого давления необходимо установить указательную стрелку пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных пеногенераторов.

Для образования воздушно-механической пены воду в насос можно забирать из цистерны, водоема или гидранта, а пенообразователь – из пенобака или сторонней емкости.

Забор пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны

При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.2 настоящего РЭ, при этом до открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открывания напорных задвижек (вентилей) насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Забор пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.3 или 10.4. При заборе воды из гидранта давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см 2 ), давление регулируют заслонкой, встроенный в водосборник, а также клапанами пожарной колонки.

До открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открытия напорных задвижек насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Гидроэлеватор Г-600 – предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 метров и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100 м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубины (5…10 см.). Это свойство гидроэлеваторов позволяет использовать их для откачки воды, пролитой при тушении пожара.

1 – колено; 2 – камера; 3 – решетка; 4 – сопло 5 – диффузор; 6 – головка соединительная ГМ-80; 7 – головка соединительная ГМ-70

Гидроэлеватор Г-600 состоит из корпуса, на котором шпильками закреплены колено 1 и диффузор 5 со смесительной камерой. Внутри корпуса установлен конический насадок 4, через который проходит поток рабочей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточни­ка через всасывающую сетку 3 поступает в вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидкости перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидроэлеватора и диффузора муфтовые соединительные головки.

Техническая характеристика гидроэлеватора Г-600

  • Производительность при давлении в напорной линии перед гидроэлеватором 0,8 МПа (8 кгс/см 2 ), не менее 600 л/мин
  • Рабочий расход воды при давлении 0,8 МПа (8 кгс/см 2 ), 550 л/мин
  • Рабочее давление, …… 0,2… 1,2 МПа (кгс/см 2 )
  • Давление за гидроэлеватором при производительности 600 л/мин, не менее 0,17 МПа (кгс/см 2 )
  • Условный проход, мм, патрубка:
  • входного……70
  • выходного….80
  • Габариты, мм., не более:
  • длина 680
  • ширина 290
  • высота 160
  • Масса, кг, не более 5,6

Подача воды из автоцистерны от открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора осуществляется по различным схемам. По наиболее распространенной схе­ме, изображенной на рис., емкость для воды пожарной автоцистерны используют как промежуточную.

Забор и подачу воды по такой схеме осуществляют в сле­дующем порядке:

Способ, показанный на рис. 2, а, применяют для подачи на тушение одного ствола диаметром 19 или 13 мм.

В случаях когда необходимо подавать воду на туше­ние пожаров через два ствола (расход до 10л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня воды в емкости и стабильной работы насосной установки, необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость через люк (рис. 2,6). Для насосов ПН-40 в этом случае достаточно исполь­зовать водосборник, на один патрубок которого установ­лена заглушка, а к другому подсоединен рукав от гидроэлеватора (рис. 2, в). Во время запуска вакуумный клапан должен быть открыт для выпуска воздуха. После запуска такой системы необходимо закрыть задвижку от цистерны и затем подать воду к стволам,

а – при подаче одного ствола; б – при подаче двух стволов (диаметр трубо­провода из цистерны в насос недостаточен); в – при подаче двух стволов с применением водосборника; г, д – при подаче трех стволов

В некоторых случаях устанавливают разветвление перед водосборником, через которое выпускают воздух при запуске системы, воздух в насос не попадает, что ускоряет запуск системы.

При подаче воды на пожар в количестве 10…20 л/с используют два гидроэлеватора, включаемые параллельно (рис. 2, г, д). Запускают в работу гидроэлеваторы поочередно: сначала один, потом другой.

Наиболее характерными ошибками при работе с гидроэлеваторами являются:

  • перекручивание и перегибы рукавов при прокладке рукавных линий;
  • резкое открывание напорных задвижек при подаче воды к стволам;
  • снижение давления в рукавной линии от гидроэлеватора к водосборнику на всасывающей полости насоса;
  • при использовании водосборника подача воды к стволам при открытой задвижке на трубопроводе от емкости цистерны;
  • неполное открывание напорной задвижки на насосе при подаче воды к гидроэлеватору при запуске;
  • превышение предельного расстояния до водоисточника.

При использовании гидроэлеваторов для забора и по­дачи воды к пожару необходимо знать количество воды, необходимое для запуска системы. Воды в емкости должно быть достаточно для заполнения всей рукавной систе­мы до гидроэлеватора и от него к насосу. С учетом продолжительности запуска системы расчетный объем воды должен быть с коэффициентом запаса не менее двух.

Данные по объему воды в одном пожарном рукаве длиной 20 м при диаметре рукава: 51 мм – 40 л; 66 мм – 70 л и 77 мм – 95 л.

При техническом обслуживании гидроэлеваторов необходимо проверять; наличие и исправность резиновых прокладок в соединительных головках; крепление и чистоту решеток во всасывающем отверстии; плотность фланцевых соединений и затяжку гаек; чистоту отверстия конического насадка.

Установите ПА согласно схеме на водоисточник, мерную емкость наполнить водой\, включить насос, устанговить перепад напора и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 мм. вод. ст., включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной ёмкости определить расход подсасываемой воды, сравнить это значение с нормативным.

Нормативные значения параметров пеносмесителя.

Проверка обратного клапана пеносмесителя

Для проверки обратного клапана необходимо:

· Открыть задвижку “из цестерны” и заполнить насос водой;

· Закрыть задвижку и”из цестерны”

· Открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;

· Открыть пробковый кран пеносмесителя;

· Установить дозатор в положение “5”;

· Увеличить обороты насоса и довести давление в насосе до 6 атм.;

· Проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию)

· Резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить сцепление;

· Проверить работу обратного клапана – обратный клапан должен закрыться.

Еслс из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан не исправен.

Охрана труда

Инструктажи

В системе ГПС предусматриваются следующие виды инструктажей:

первичный на рабочем месте;

1. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит специалист по охране труда или иное должностное лицо подразделения ГПС, на которое приказом его руководителя возложены обязанности по проведению инструктажа.

— Вводный инструктаж по охране труда проводится со всем личным составом подразделений ГПС, принятым на службу (работу), независимо от их образования, стажа работы по профессии, прикомандированными, курсантами и слушателями образовательных учреждений и учебных подразделений, прибывшими на стажировку, а также с личным составом пожарно-технических образовательных и научно-исследовательских учреждений МЧС России перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, полигонах, с отметкой в Журнале учета проведенных инструктажей по охране труда с личным составом[i] (приложение 1).

— Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программе, разработанной территориальным органом управления ГПС, со всем личным составом подразделений ГПС индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится также:

с личным составом, впервые и вновь принятым на службу (работу);

со всем личным составом, переводимым из одного подразделения ГПС в другое;

с личным составом, выполняющим новую для них работу, командированными, временными сотрудниками (работниками);

с курсантами и слушателями, прибывшими на стажировку, перед выполнением новых видов работ, а также перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, полигонах и т.д.

— Повторный инструктаж с руководителями, средним и старшим начальствующим составом органов управления и подразделений ГПС, образовательных и научно-исследовательских организаций проводится не реже одного раза в полугодие.

Диспетчеры (радиотелефонисты) проходят повторный инструктаж в соответствии с требованиями Наставления по службе связи со сдачей экзаменов на знание настоящих Правил.

— Внеплановый инструктаж проводится с личным составом подразделений ГПС:

при введении новых стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

при замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента;

при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 дней;

при нарушении личным составом требований безопасности труда, которые могут привести или привели к гибели людей, травмам, аварии, взрыву, пожару, отравлению;

по требованию органов надзора.

Запись о проведении внепланового инструктажа заносится в Журнал инструктажей.

— Целевой инструктаж проводят начальники подразделений ГПС или лица, указанные в п. 1, при выполнении личным составом этих подразделений разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, с отметкой о нем в Журнале инструктажей.

Пеносмеситель ПС-5: испытания, разборка, сборка, устройство, проверка и принцип работы

Пеносмеситель ПС-5 – предназначен для дозирования пенообразователя подаваемого в рукавные линии от пожарного насоса, а так же для равномерной его подачи и перемешивания с водой.

Проверка работы

По методике,необходимо выполнить следующее:

  • установить ПА на водоисточник,
  • мерную емкость наполнить водой,
  • включить насос,
  • установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м. вод. ст.,
  • включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды, сравнить это значение с нормативным.

Параметры нормативных значений

На пожарных насосах устанавливают пеносмесители ПС-5. Дозатор ПС-5 имеет 5 радиальных отверстий диаметрами, рассчитанных на дозировку пенообразователя при работе соответственно 1, 2, 3, 4, 5 генераторов ГПС-600 или стволов СВП.

Расход воды, эжектируемый пеносмесителем. л/с.

Схема проверки пеносмесителя от посторонней емкости

Проверка обратного клапана

Для проверки обратного клапана необходимо:

  1. выключить сцепление;
  2. открыть задвижку “из цистерны” и заполнить насос водой;
  3. закрыть задвижку “из цистерны”;
  4. открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней емкости;
  5. открыть пробковый кран пеноомесителя;
  6. установить дозатор в положение “5”;
  7. включить сцепление;
  8. увеличить обороты насоса и довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кто/см, кв.)
  9. проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней емкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);
  10. резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить оцепление;
  11. проверить работу обратного клапана – обратный клапан должен закрыться. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней емкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.

Снятие и демонтаж без разборки насоса

Отвернуть гайки, крепящие фланец 5 и отвернуть гайки болтов) соединяющих корпус крана 4 и корпус пеносмесителя 13; опустить корпус пеносмесителя в отверстие крышки насоса; снять прокладку между корпусами крана и пеноомесителя; отвернуть гайки) крепящие корпус крана; снять корпус пеносмесителя.

Разборка и сборка

Отвернуть гайку, снять маховичок 11 и стрелку 5, отвернуть винты, крепящие шкалу 12, снять шкалу; вытянуть дозатор 9, отвернуть гайки болтов, крепящие пробку крана 4; снять корпус; вытянуть сопло 8; отвернуть гайки, крепящие крышку клапана 10; снять крышку и клапан.

Сборка пеносмесителя и его присоединение к насосу производится в обратном порядке.

Насос ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем

1- насос; 2 коллектор; 3- пеносмеситель; 4- кольцо.

Пеносмеситель

Устройство пеносмесителя схема

Промывка пеносмесителя. Проверка пожарного насоса на вакуум. Вакуумная система пожарного автомобиля

Пеносмеситель это – устройство с дозатором для введения в воду пенообразующих и смачивающих добавок, дозатор используемый в пеносмесителе предназначен для дозирования (вводатребуемого количества) пенообразователя (добавок) в поток воды.

Промывка

Пеносмеситель промывается после каждой работы чистой водой. Для этого, не меняя режима работы насоса, необходимо:

  1. Пенные стволы (генераторы) вывести из очага пожара.
  2. Закрыть вентиль из пенобака (6).
  3. Открыть вентиль (5) для промывки.
  4. Дождаться, когда из ствола (генератора) пойдет чистая пода.
  5. Закрыть вентиль (5) и выключить насос.
  6. Закрыть пробковый кран пеносмесителя .

В случаях, когда в баке нет воды, ее подсасывают из внешней емкости, (ведро, бак и т.д.), как и пенообразователь в описанном выше пособии. Воду можно также подать под небольшим напором от водопровода через ствол КРБ в штуцер.

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе: Подача воды на промывку от этого же насоса без работы на слив.

Проверка пожарного насоса на вакуум

  1. Закрыть заглушку на всасывающем штуцере, сливной краник и другие вентили.
  2. Включить вакуум-аппарат.
  3. Открыть (на себя) вакуум-клапан.
  4. Прибавить газ.
  5. Дождаться, когда стрелка вакуумметра достигнет наибольших показаний. — Закрыть вакуум-клапан.
  6. Сбросить газ.
  7. Проверить показания вакуумметра.
  8. Разрежение должно быть не менее 550 мм. рт. ст.

Падение вакуума не должно превышать 100 мм рт. ст. за 2,5 мин.

Дополнения и пояснения.

Это будет соответствовать 550 мм рт. ст. или 7,5 м вод. ст., а при падении вакуума движение стрелки не должно быть заметно невооруженным глазом.

  1. Хорошие показатели при проверке насоса на вакуум еще не гарантируют безотказной работы, т.к. заглушка насоса уплотняется резиновой прокладкой, а соединение всасывающих рукавов конусами. Для полной гарантии проверка насоса на вакуум должна проводиться 2 раза: сначала проверить один насос, а потом с двумя всасывающими рукавами. Заглушка ставится на конец всасывающей линии вместо сетки. Время, необходимое для создания вакуума, будет значительно больше. Остальные требования те же, что и при проверке одного насоса.

Вакуумная система пожарного автомобиля ЗиЛ

  1. Корпус газоструйного вакуум-аппарата.
  2. Выхлопная труба двигателя.
  3. Резонатор сирены
  4. Заслонки
  5. Трубопровод.
  6. Отверстие для продувки системы после работы.
  7. Корпус вакуум-клапана.
  8. Валик кулачковый.
  9. Смотровой глазок.
  10. Нижний клапан.
  11. Диффузор.
  12. Сопло.

При проверке насоса на вакуум встречаются следующие признаки неисправностей:

  • а) вакуумметр не показывает разрежения;
  • б) разрежение есть, но меньше нормы;
  • в) разрежение создается медленно;
  • г) разрежение создается, но быстро падает;

А) когда вакуумметр не показывает разрежение, надо: убедиться, что вакуумметр исправен.

Например, заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе:

  1. опресовать насос водой от водопровода или другого насоса.
  2. осмотреть насос под давлением и устранить течь.

Если герметичность насоса хорошая, открыть вакуум-клапан и вентиль из цистерны. Создать насосом давление 4—5 атм. и под этим давлением осмотреть всю вакуумную систему.

Из диффузоров вакуум-аппарата должна выходить компактная струя воды. В местах соединений и по длине трубопровода не должно быть течи. Выход воды через ось заслонки указывает на то, что сопло сгорело и требует замены или установлено в диффузоре не по центру.

Проверить исправность заслонки вакуум-аппарата, а при совмещенной конструкции (на автомобилях ЗИЛ) и у сирены. При исправных заслонках во время работы вакуум-аппарата газы в глушитель сирену проходить не должны. Кроме этого, момент перекрывания заслонок должен четко прослушиваться.

Б) когда разрежение есть, но ниже нормы:

  1. Создать разрежение сколько возможно, закрыть вакуум-кланан и выключить вакуум-аппарат.
  2. В случае падения стрелки вакуумметра спрессовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум.
  3. Если стрелка вакуумметра не падает, проверить исправность вакуумной системы подачей воды под давлением через открытый вакуум-клапан, как это описано выше в пункте 2-а.
  4. И, в последнюю очередь, проверить исправность вакуумметра путем его замены.

В) разрежение создается до нормы, но медленно. Причиной может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения вакуум-клапана или неполного открытия клапана вследствие износа кулачка и штока.

  1. Состояние проходного сечения определяется по выходу воды из диффузора при подаче ее давлением через открытый вакуум-клапан.
  2. Износ кулачкового валика определяется по люфту покачиванием рукоятки вакуум-клапана.
  3. Одновременно, при включенной лампочке, в смотровой глазок по сжатию пружины просматривается ход клапана.
  4. Засорение самого вакуум-аппарата встречается только на автомобилях ПМГ первых выпусков из-за малого зазора между соплом и диффузором.
  5. Если вода через систему проходит плохо, надо снять и разобрать вакуум-клапан, прочистить его, отремонтировать кулачковый валик, подрезать точно по клапану резиновые, прокладки. После сборки все проверить снова.

Г) разрежение создается, но после выключения вакуум-аппарата быстро падает.

  1. Опрессовать насос водой и устранить течи.
  2. Если при опрессовке течи не обнаруживается, надо разобрать вакуум-клапан и проверить плотность посадки нижнего клапана.

Опресовка насоса при помощи пеносмесителя

Для выявления неплотностей в насосе производится его опрессовка под давлением 0,5-10 атм. от водопровода или другого насоса.

В ряде случаев такой возможности нет, поэтому необходимо использовать другой способ.

При проверке пеносмесителя во всасывающем штуцере насоса создается подпор. Если перед выключением насоса штуцер 7 закрыть пробкой, а затем сбросить газ и выключить сцепление, давление из всасывающего штуцера распределяется равномерно по всему насосу и его коммуникациям. Таким образом, при исправном пеносмесителе в насосе можно создать давление до 5 атм. и опрессовать его.

Большие неплотности можно обнаружить простым заполнением насоса водой из цистерны.

Работа по подаче воды или пены лафетными пожарными стволами может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при стоянке на боевой позиции, что значительно повышает тактические возможности пожарных автомобилей. Управление работой лафетного ствола осуществляется из кабины водителя.

При работе лафетного ствола на месте последовательность операций такая:

— до выезда из гаража у пожарных автоцистерн на базовых шасси ЗИЛ-131 с насосами НП-40У подтянуть заглушки на всасывающих патрубках пожарного насоса и открыть вентиль на трубопроводе, соединяющем цистерну с пожарным центробежным насосом;

— по прибытии к месту тушения пожара включить насос и открыть вентиль подачи воды в лафетный ствол;

— увеличить частоту вращения вала насоса и установить давление по манометру 6 ати.

На пожарной автоцистерне АЦ-40(375)-Ц-1 для подачи воды в лафетный ствол необходимо:

— открыть напорный клапан, соединяющий пожарный насос с лафетным стволом, и всасывающий клапан;

— включить пожарный насос и установить режим работы лафетного ствола.

Управление лафетным пожарным стволом на этой автоцистерне может производиться с помощью золотникового распространителя гидравлического привода или вручную. При работе вручную необходимо открыть игольчатые клапаны на золотниковом распределителе. Работа лафетным стволом на ходу осуществляется на первой или второй передаче коробки передач основной трансмиссии.

4. Подача воздушно-механической пены

4.1. Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник (см. рис. 1):

— присоединить выкидной рукав и пеногенератор ГПС-600;

— проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного крана и других вентилей;

— открыть вентиль из цистерны;

— выпустить воздух через вакуум-клапан до заполнения насоса водой (как при подаче воды) и закрыть его;

— установить дозу краном (6);

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— открыть вентиль из пенобака (8);

— прибавить газ до 3—4 атмосфер по манометру и поработать насосом 3—4 сек;

— открыть задвижку напорного патрубка;

— прибавить давление до 4—6 атмосфер.

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

Те же, что и при подаче воды из цистерны

Дополнения и пояснения

1. Выдержка работающего насоса перед подачей воды в линию делается для накопления нужной концентрации пенобразователя. В этом случае из ствола (генератора) обеспечивается сразу выход качественной пены без потерь воды.

2. Для подсоса пенообразователя достаточно держать на насосе 3—-4 атмосферы. Поскольку большое давление затрудняет открывание задвижки напорного патрубка, рабочий режим 4—6 атмосфер лучше устанавливать после его открытия.

Подача пены с установкой автомобиля на водоем

Взять воду из водоема любым из способов, описанных в 1 разделе и дать ее в линию к пенному стволу (генератору ГПС-600):

— установить рабочее давление 4—6 атмосфер;

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— установить дозу краном (6);

— открыть вентиль из пенобака (8)

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

1. Те же, что и при подаче воды.

2. Дополнительно — включение пеносмесителя раньше, чем будет открыт напорный патрубок насоса

Дополнения и пояснения

Работать насосом при закрытых выкидных штуцерах для накопления дозы нельзя, так как при этом происходит обрыв водяного столба.

4.3. Подача пены с установкой автомобиля на гидрант

— установить автомобиль на гидрант;

— присоединить напорную линию со стволом (воздушно-пенным или генератором ГПС) и открыть напорный патрубок;

— открыть полностью гидрант и шиберы на колонке;

— включить насос и дать в линию давление 4—6 атмосфер.

Если после этого давление во всасывающем патрубке насоса будет выше 2 атмосфер, его надо убавить прикрытием вентилей колонки и снова отрегулировать давление на выходе насоса;

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— открыть вентиль из пенобака (8);

— установить дозу краном (6).

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

1. Попытка регулировать подпор воды при закрытом напорном патрубке или регулировка его при выключенном насосе.

2. Открывание вентиля из пенобака раньше, чем на насосе будет создано необходимое давление.

Дополнения и пояснения

1. При подпоре воды более 2-х атмосфер пеносмеситель работать не будет, но и меньше 1 атмосферы подпор оставить не желательно, так как во время работы давление в водопроводе может снизиться.

2. В тех случаях, когда ограничить подпор нечем (например, при неисправном шибере), для работы пеносмесителя необходимо повысить напор на выходе насоса, при этом он должен быть на 1 атмосферу больше 2-кратного подпора.

Например, при подпоре от гидранта 4 атмосферы для нормальной работы пеносмесителя необходимо создать давление не менее 9 атмосфер из расчета 4 атмХ2+1=9 атм.

Подача пены с забором пенообразователя от внешней емкости

— снять пробку со штуцера (10) (см. рис. 1) и на ее место присоединить дюритовый шланг;

— второй конец шланга опустить в емкость с пенообразователем;

— забрать воду из водоисточника и подать ее в напорную линию под давлением 4—6 атмосфер;

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— установить дозу краном (6).

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

Те же, что и при подаче воды.

Дополнения и пояснения

1. Данный способ применяется в тех случаях, когда в баке автомобиля пенообразователя нет или недостаточно. Наиболее вероятно применение его с установкой автомобиля на гидрант или водоем, т. к. при работе от цистерны емкости пенобака достаточно.

2. При работе от посторонней емкости требуется плотное закрывание дозирующего крана, особенно при заборе воды из водоема. Если дозирующий кран не перекрывается, то в насос вместо воды будет подаваться один пенообразователь.

Промывка пеносмесителя

Пеносмеситель промывается после каждой работы чистой водой, для этого, не меняя режима работы насоса, необходимо:

— пенные стволы (генераторы) вывести из очага пожара;

— закрыть вентиль из пенобака (2);

— открыть вентиль (9) для промывки, несколько раз повернуть дозатор пеносмесителя и пробковый кран;

— дождаться, когда из ствола (генератора) пойдет чистая вода;

— закрыть вентиль (9) и выключить насос;

— закрыть пробковый кран пеносмесителя (4).

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

Подача воды на промывку от этого же насоса без работы на слив.

Дополнения и пояснения

В случае, когда в баке нет воды, ее подсасывают из внешней емкости (ведро, бак и т. п.), как и пенообразователь в описанном выше способе.

Читайте также: