Имеет ли право водитель автобуса проверять социальные карты

Обновлено: 02.07.2024

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

По мнению Руслана Гринберга, к этому может привести рост цен на продукты.

Первых пациентов там примут уже в первом квартале 2022 года.

Такое поручение Андрей Воробьев дал министру образования региона Илье Бронштейну.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

К сожалению, с увеличением числа контролеров неминуемо увеличится и число конфликтных ситуаций между контролерами и пассажирами. Постараемся разобраться, как пассажиру избежать конфликтных ситуаций, заодно развенчаем некоторые мифы и прольем свет на реальные права контролеров и пассажиров. Что должен и чего не должен делать безбилетный пассажир при встрече с контролером в общественном транспорте? Имеет ли право контролер высадить безбилетника, в том числе ребенка, из электрички или автобуса и в каком случае?

Содержание

Общие рекомендации↑

Если вы сомневаетесь, кто перед вами, попросите предъявить удостоверение, которое контролер обязан предъявить по первому требованию пассажира (согласно должностной инструкции, контролёру категорически запрещено осуществлять контроль, не имея служебного удостоверения).

Мы рекомендуем фиксировать общение с контролером на камеру. Как правило, под видео-запись контролеры ведут себя иначе, не зная, где в итоге может оказаться данное видео. А препятствовать фиксации/съёмке они не имеют права. Просто включите запись и положите телефон, например, в нагрудный карман (порой даже аудио-запись может сыграть существенную роль).

Также порой не лишне напомнить контролеру, что он должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами (прописано в должностной инструкции контролера). Также можете напомнить контролеру о статье 5.61 КоАП РФ - Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, ответственность для должностных лиц по данной статье предусмотрена в размере от 10 до 30 тыс. рублей (при средней заработной плате контролера в 30 тыс. рублей).

Что касается электричек, то, согласно Правилам проезда ЦППК, в электропоезде безбилетник обязан на месте оплатить проезд кассиру-контролеру либо выйти на ближайшей остановке. При этом, помимо стоимости проезда, с него также взимается сбор за оформление билета в поезде согласно действующим тарифам.

За отказ оплатить проезд и сбор безбилетному пассажиру электропоезда составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов. Также штраф могут взыскать через суд.

Если безбилетник уже вышел из поезда и был обнаружен при похождении турникетов на станции назначения, ему придется оплатить проезд и сбор за оформление проездного документа в перронной кассе.

Штраф↑

Полиция↑

Вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении эти контролеры могут только в случае отказа пассажира оплатить проезд и отказа покинуть салон транспортного средства на ближайшей остановке.

Поддельные документы↑

Штраф↑

Требовать немедленной оплаты штрафа контролеры не могут: ни наличными, ни картой. Будет составлен акт об административном правонарушении, а затем вас отпустят. После того, как вам придет уведомление о штрафе, оплатить его можно в течение 60 дней.

Документы↑

Протокол↑

Практика показывает, что контролеры очень любят сразу составлять Постановления (документ, признающий вашу вину и накладывающий наказание). Однако если вы не согласны с нарушением, то они обязаны составить Протокол (документ, фиксирующий нарушение. Не признает виновным и не накладывает никакого наказания).

Т.о. если вы не согласны с вменяемым вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола, в котором подробно опишите все причины вашего несогласия и поставьте подпись.

Важно помнить: подпись в протоколе не означает признание вами своей вины, а вот не подписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное вам правонарушение.

И кроме того, вы можете не согласиться со штрафом, и в таком случае контролёр должен составить протокол вашего несогласия. Подолжать требовать от вас деньги он права не имеет. Подробно опишите в протоколе причины вашего несогласия и поставьте на нём подпись.

Высадка несовершеннолетних безбилетников↑

Кассир-контролер, обнаружив в электричке несовершеннолетнего ребенка без сопровождения взрослого, должен в первую очередь уточнить у него возраст и маршрут.

Дети младше 7 лет↑

Если выяснится, что ребенок младше 7 лет, его передадут сотрудникам полиции – поскольку такой ребенок не может ехать без сопровождения взрослого. Кассир-контролер не имеет права высадить из электропоезда безбилетного ребенка младше 7 лет.

Если ребенку исполнилось 7 лет и у него есть действительный билет, он может ехать в электропоезде самостоятельно. Если билета нет, кассир предложит его оформить.

Такого ребенка могут высадить из электропоезда в двух случаях: если у него нет билета или он нарушает общественный порядок. При этом сделать это можно только на станции, где есть здание вокзала или павильон с зоной ожидания, билетная касса и/или возможность совершить пересадку в другой поезд с интервалом не более 1 часа. С ноября по март высаживать детей из поезда нельзя.

Если ребенок сбился с маршрута, потерялся или сообщил о преследовании, сотрудник ЦППК должен оказать ему необходимую помощь.

Старшие несовершеннолетние↑

В отношении частных перевозчиков, работающих на территории Подмосковья, каждый случай может рассматриваться индивидуально, при этом обращаться стоит напрямую к компании-перевозчику.

Также несовершеннолетние не подлежат штрафу. Нет. В соответствии со статьёй 2.3 КоАП РФ , лица моложе 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности.

Изъятие документов↑

Поддельные или чужие проездные и социальные карты у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу, могут изъять. Взамен они обязаны выдать первый экземпляр акта изъятия.

То же самое касается студенческих проездных, если у вас с собой нет студенческого билета, или он просрочен.

При этом камеры гоупро у контролеров служат средством фиксации действий кондуктора и пассажира с целью последующего использования в качестве доказательной базы при превышении должностных полномочий самим контролером, либо пассажиром. На данный момент законом это не регулируется, нет и запрета на использование таких камер, и в случае конфликтной ситуации данная запись может использоваться в качестве доказательства.

Контролеры в автобусах, троллейбусах и других видах городского электрического транспорта больше не смогут высадить безбилетного пассажира в возрасте до 16 лет, если он едет без сопровождения взрослого человека. Льготники обязаны возить с собой необходимые документы. Новые правила, записанные в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, вступили в силу 7 марта 2021 года.

 Фото: Егор Алеев/ТАСС

Фото: Сергей Михеев/РГ

Правила действуют как в городском, так и в междугороднем пассажирском транспорте.

Если ребенок едет без билета один, высадить его не могут, но если вместе со взрослым, высадят обоих. Льготники должны иметь при себе документы, подтверждающие право на льготу и предъявлять их контролерам по требованию. Если нужных документов при себе не окажется, придется оплатить проезд или сойти на ближайшей остановке. Но и во втором случае все равно пассажир обязан оплатить проезд за ту часть маршрута, которую проехал.

Контролеры также получили право проверять документы, удостоверяющие личность. То есть, например, пассажир с именным билетом обязан будет по требованию предъявить паспорт.

В целом введены единые правила контроля за наличием билетов, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади, как и ответственность за их отсутствие. Раньше правила различались в зависимости от региона. Как пояснили "Российской газете" в Минтрансе, в 63 регионах административная ответственность за безбилетный проезд была установлена региональным законодательством, что противоречило федеральному законодательству, а в 22 регионах ответственность вообще установлена не была.

Права утверждать порядок контроля за оплатой проезда, подтверждать возможность бесплатного или льготного проезда на регулярных маршрутах и устанавливать ответственность закреплены за региональными властями. На межрегиональных маршрутах, кроме смежных, устанавливать правила будет правительство России.





ЭТО НОВЫЙ ТЕКСТ , ДОБАВЛЕННЫЙ СЮДА ЛЕТОМ 2013 ГОДА :

Многие из нас пользуются наземным общественным транспортом. И иногда мы встречаемся в автобусе или троллейбусе с контролером. Уверены ли вы, что это настоящий контролер?

Пассажиру наземного общественного транспорта Москвы (ГУП Мосгортранс) необходимо знать, что на данный момент на маршрутах работают 2 типа контролеров, с разной отличительной формой, документами, и с разными правами и обязанностями.

1 тип:
Контролер из ГУП Мосгортранс .
Являются сотрудниками конкретного автобусного/троллейбусного парка или трамвайного депо. Имеют право работать только на маршрутах своего парка.
Самой важной отличительной чертой на их форме является нашивка логотипа Мосгортранса на плече, без которой вообще осуществлять контроль не имеют права.

Эти контролеры имеют право:
- Осуществлять контроль оплаты проезда (пассажир обязан показать им билет из своих рук, согласно обязанностям пассажира из Правил пользования общественным транспортом Москвы) .
- В случае выявления безбилетного проезда со стороны пассажира в тактичной форме обязать его купить один билет по действующему тарифу у них или у водителя (право выбора остается за пассажиром) , и отметить билет в валидаторе.
- В случае отказа оплатить проезд – требовать покинуть салон на ближайшей остановке (но, это не дает им права применять силу или задерживать отправление автобуса) .
- В случае отказа покинуть салон – такой контролер имеет право вызвать наряд полиции (но, удерживать силой до её приезда - права не имеет) .
- Так же, такой контролер имеет право изъять чужую социальную карту или другой льготный билет, в случае предъявления её со стороны пассажира как свой билет за проезд. Отказ предъявить содержимое карманов контролеру - НЕ дает ему права на изъятие, и должен расцениваться как обычный безбилетный проезд. Ибо даже нет доказательства того, что у пассажира карта чужая.
Такой контролер обязан предъявить служебное удостоверение пассажиру по его первому требованию, и назвать свою фамилию. Применять силу для удержания, выхватывать билеты из рук без разрешения пассажиров, хамить – права не имеют. Данных контролеров постепенно сокращают.

2 тип:
Контролер из ГКУ Организатор перевозок .
Имеют право работать на любых маршрутах Мосгортранса, указанных в наряде-задании на рабочий день. Их отличительными признаками являются шеврон "контроль на транспорте", который размещается на левом плече, и значок с индивидуальным номером, который носится на уровне груди. Значок должен быть обязательно открыт, хорошо виден издалека, с хорошо читабельным номером. Если значок спрятан – это нарушение со стороны контролера. Пока это нарушение не устранит – пассажир ему ничего не обязан (они часто любят его прятать) .

Эти контролеры имеют право:
- Осуществлять контроль оплаты проезда (пассажир обязан показать им билет из своих рук, согласно обязанностям пассажира из Правил пользования).
- В случае выявления безбилетного проезда выписать протокол об административном нарушении по документам пассажира, которые тот может предъявлять исключительно в добровольном порядке . Обязанности предъявить такой документ контролеру - у пассажира нет. Контролеры не имеют и не могут иметь лицензии на обработку персональных данных человека, и не могут гарантировать защиты этой информации (не удивляйтесь, если помимо штрафа Вам еще и задолженность по кредиту придет) . Только сотрудникам полиции человек обязан предъявлять паспорт.
- В случае отказа предъявить паспорт со стороны пассажира контролеры так же имеют права вызвать полицию. Но, не имеют права удерживать до её приезда , так или иначе, ограничивая Гражданские и Конституционные права человека.
- И, аналогично контролерам Мосгортранса - так же могут изъять чужую социальную карту в случае добровольного предъявления её со стороны пассажира.
Такой контролер так же обязан предъявить служебное удостоверение пассажиру по его первому требованию. Очень важно тут отметить, что эти контролеры любят закрывать свои ФИО каким то листком в документах. Если такое делают при Вас, надо требовать нормального предъявления документов.

Штраф на месте контролеры брать не имеют права. Так же, контролеры не имеют права удерживать пассажиров силой, выхватывать их вещи (включая билеты) и другие нарушения. В случае неадекватного поведения и применения силы со стороны контролера – пассажир имеет право на самооборону в связи с 14 статьей ГК РФ.

За нарушения контролерами для них предусмотрена ответственность.
Сообщать о некорректной работе контролеров ГУП "Мосгортранс" следует на горячую линию Мосгортранс (495) 950-42-04, их интернет-приемную на сайте или на телефоны конкретного парка или депо, где работает этот контролер. На сайте ГКУ "Организатор перевозок" тоже есть интернет-приемная. И на тех и на других можно также жаловаться в Департамент транспорта Москвы.

Вот основные отличия НАСТОЯЩИХ КОНТРОЛЕРОВ "Мосгортранса":

- Контролер обязан предъявить Вам удостоверение, которое обновляется ежеквартально . Удостоверение представляет собой заламинированую карточку размером 8х11 см с нанесением голограммы, в левом нижнем углу - фотография, заверенная печатью, на документе проставлен номер, указаны фамилия, имя, отчество владельца и имеется подпись начальника отдела кадров.
Самое большое количество удостоверений у мошенников не поддельные, а просто просроченные после их увольнения из "Мосгортранса".
- Контролеры ГУП "Мосгортранс" имеют форменную одежду черного цвета . В состав формы входит костюм, форменная рубашка, галстук, два вида головных уборов и два вида курток, используемых в зависимости от погодных условий. На костюме, рубашке и куртках нашивается логотип ГУП " Мосгортранс ".

После выявления пассажиров, нарушивших Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом в городе Москве и не имеющих соответствующих документов контролеры должны взыскивать штраф, выдать постановление-квитанцию , на которой указывают дату, время, вид транспорта, маршрут, номер машины, фамилию контролера пассажирского транспорта и его подпись. А также, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности (Ф.И.О., место регистрации, место работы и подпись). Обязать пассажира оплатить свой проезд (провоз багажа), предупредив пассажира, что постановление-квитанция не дает право на бесплатный проезд и провоз багажа ;
- при обнаружении у пассажиров поддельных или неоформленных в установленном порядке проездных билетов длительного пользования, выпускаемых ГУП "Мосгортранс" и документов, не дающих право на бесплатный проезд, контролер пассажирского транспорта обязан взыскать с пассажира штраф в установленном размере, выдать постановление-квитанцию.
При предъявлении поддельных документов пассажир препровождается в отделение милиции.

" Постановление-квитанция " является бланком строгой отчетности и представляет собой карточку размером 11x8 см. с нанесением сетки или других защитных свойств. Указанная карточка выполняется в двух экземплярах. Подписывается контролером и лицом, привлеченном к административной ответственности. Один экземпляр выдается лицу, привлеченному к административной ответственности, второй - сдается в отдел для отчета. На обоих документах проставляется номер и серия, указывается дата и время ее выдачи, должность, фамилия и инициалы контролера пассажирского транспорта, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности.

За нарушение должностной инструкции со стороны контролеров пассажирского транспорта, в том числе за грубое и нетактичное поведение с пассажирами принимаются меры административного воздействия.

Федеральным законом штрафы за безбилетный проезд в городском транспорте не предусмотрены , а, например, в Москве этот штраф введен городскими властями. Но в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) "дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации". То есть штрафовать должны не сотрудники "Мосгортранса", а особые административные комиссии или суды. Контролеры могут лишь обратиться к милиционеру, чтобы составить протокол об административном правонарушении "немедленно после выявления совершения административного правонарушения" (ч. 1 ст. 28.5 КоАПа).

Будьте бдительны: взимание денежных средств с граждан за безбилетный проезд по квитанциям, имеющим ссылку на закон г.Москвы от 30.10.02 № 53, противоречащий федеральному законодательству и утративший силу с 01.01.2008, имеются признаки правонарушения, заключающегося в хищении денежных средств граждан , осуществляющих безбилетный проезд в общественном транспорте, путем обмана под видом штрафов, которые затем, вероятно, не зачисляются (или зачисляются не в полном объеме) в бюджет.

Зачастую контролеры имеют на руках просроченные удостоверения и квитанции старого образца, а сами являются бывшими (уволенными) сотрудниками "МосГорТранса" и используют эти документы (или чужие) для личной наживы. Работают тихо, не привлекая внимания других пассажиров, не проверяют всех подряд, как раньше. Наблюдают за входящими в салон (смотрят, как они оплачивают проезд) и проверяют только тех, кто вызывает подозрения.
Конечно, ни о какой форменной одежде речь не идет.

Что нужно знать:
1. На удостоверении контролера должна быть голограмма, ФИО, фотография, печать и ОЧЕНЬ КРУПНО (приглядываться не нужно!)- срок действия удостоверения ( I , II , III или IV квартал )

2. С 15 марта 2009 г. введены новые штрафные квитанции за безбилетный проезд размером 18,5 см по вертикали и 13,5 см по горизонтали , состоят из 2-х листов - нижний (дается вам) желто-зеленый, верхний (контролеру) сине-голубой. Контролер должен полностью заполнить квитанцию по верхнему экземпляру (нижний заполнится автоматически, как под копирку), в том числе, написать свою фамилию, имя, отчество (как в удостоверении) и поставить подпись!

3.Сумма штрафа за безбилетный проезд составляет 100 рублей и не зависит от того, прошёл ли пассажир в салон без билета или по чужой социальной карте москвича. Ни изъять ее, ни заблокировать права не имеют.

4. Вы можете отказаться оплатить штраф лично контролеру, а сделать это в Сбербанке.

В соответствии с ними к категории не оплативших проезд относятся пассажиры:
- проезжающие без билета, "Социальной карты москвича" (СКМ);
- временного единого социального билета (ВЕСБ), бесплатного посадочного талона (БПТ) или единого льготного магнитного билета для льготников, проживающих на территории Московской области (ЕЛБ);
- проезжающие по билету, не прошедшему погашение устройством контроля на подвижном составе, оборудованном АСКП;
- проезжающие по "Социальной карте москвича" (СКМ), временному единому социальному билету (ВЕСБ), бесплатному посадочному талону (БПТ), единому льготному магнитному билету (ЕЛБ), принадлежащим другим лицам;
- проезжающие по проездному билету для студентов без документа, дающего право на льготу;
- проезжающие по поддельному проездному билету или документу;
- проезжающие по документам, не дающим права бесплатного проезда.

В связи с тем, что проезд по чужим документам подпадает под разряд безбилетного проезда , то штраф составляет 100 руб. (в соответствии с московским законом).

Если этот документ Вы сами предъявите контролеру, то он имеет право его изъять. Изъятие билета (документа) он должен оформить актом установленной формы , первый экземпляр которого выдать пассажиру, предъявившему указанный билет (документ). Второй экземпляр акта и изъятые документы сдать начальнику ОБК филиала в трехдневный срок для дальнейшего разбирательства.

Контролеры не имеют право сканировать личные вещи пассажира на наличие "Социальной карты москвича".

В соответствии с должностной инструкцией контролера

контролер имеет право:
- требовать предъявления проездных документов у всех пассажиров;
- взыскивать штраф (по действующему в России федеральному законодательству, контролеры не имеют права на месте взимать штраф – к Москве не относится), выдать постановление-квитанцию, на которой указывают дату, время, вид транспорта, маршрут, номер машины, фамилию контролера пассажирского транспорта и его подпись, а также, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности (Ф.И.О., место регистрации, место работы и подпись). Обязать пассажира оплатить свой проезд (провоз багажа), предупредив пассажира, что постановление-квитанция не дает право на бесплатный проезд и провоз багажа;
- изымать у граждан, предъявивших для проверки нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе СКМ или СК жителя МО, а также именные студенческие проездные билеты, не принадлежащие лицам, их предъявившим с выдачей акта установленной формы об их изъятии; Изъятие билета (документа) оформить актом установленной формы, первый экземпляр которого выдать пассажиру, предъявившему указанный билет (документ). Второй экземпляр акта и изъятые документы сдать начальнику ОБК филиала в трехдневный срок для дальнейшего разбирательства.
Контролеры не имеют право сканировать личные вещи пассажира на наличие "Социальной карты москвича".

Контролеру пассажирского транспорта категорически запрещено:
- осуществлять контроль на маршрутах с нарушением ношения формы одежды, не имея служебного удостоверения, БСК контролера и наряда-задания;
- находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического (токсического) опьянения;
- брать в залог у граждан, не оплативших свой проезд в установленном порядке, деньги, документы и личные вещи;
- при осуществлении контроля задерживать подвижной состав и насильно задерживать пассажира;
- осуществлять контроль на маршрутах, не указанных в наряде-задании, выданном ОБК филиала;
- осуществлять контроль на маршрутах в нерабочее время, в том числе во время очередного ежегодного отпуска и нахождения на больничном листе;
- осуществлять контроль на маршрутах других эксплуатационных филиалов;
- взимать штраф в размере, превышающем установленный действующим законодательством города Москвы или Российской Федерации и без выдачи лицу, допустившему правонарушение, постановления-квитанции, заполненной в установленном порядке;
- использовать БСК контролера в нерабочее время и в личных целях;
- изымать у пассажира, который предъявил контролеру во время осуществления проверки по правильности оплаты проезда нелегитимный (поддельный) проездной документ, в том числе социальную карту москвича или социальную карту жителя Московской области, а также именной студенческий проездной билет, не принадлежащие данному лицу, без составления и выдачи первого экземпляра акта установленной формы.

По вопросам, касающимся работы контролеров пассажирского транспорта, можно обращаться по телефону "горячей линии" ГУП "Мосгортранс" (495) 953-00-61 (круглосуточно), указанному в салонах подвижного состава, а также непосредственно в филиал, обслуживающий данный маршрут.

И еще (из того, что часто не исполняется):

Водитель обязан
- информировать пассажиров о проведении контроля в салоне подвижного состава;
- информировать пассажиров о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним.

Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.

Разрешается проезжать без дополнительной оплаты проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе при наличии проездного билета, погашенного в неисправном трамвае, троллейбусе, автобусе.

Запрещается находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства или психотропные вещества.

Запрещается препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров.

С 20 ноября контролеры, уличив пассажира в безбилетном проезде в наземном транспорте, должны :

- в тактичной форме или предложить "зайцу" погасить талон на проезд, если таковой имеется, или предложить купить билет у водителя;

- если пассажир отказывается выполнить эти требования, то контролер обязан также тактично попросить его покинуть салон на ближайшей остановке.

Права на другие меры воздействия контролеры не имеют.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте департамента "Мосгортранс", контролеры вправе :
- составить протокол об административном правонарушении;
- привлечь к административной ответственности (вынести постановление о привлечении к административной ответственности как в салоне подвижного состава, так и в Департаменте транспорта и связи города Москвы).

Читайте также: