Как должен быть одет водитель скорой помощи при отсутствии изолированной кабины

Обновлено: 07.07.2024

Транспортировка больного с подозрением на коронавирусную инфекцию должна проходить незамедлительно на спецтранспорте, сопровождение контактировавших с пациентов не допускается, а бригада медиков проходит санитарную обработку после транспортировки, следует из временных рекомендаций по лечению коронавируса, опубликованных на сайте Минздрава РФ.

Минздрав в четверг опубликовал на своем сайте и направил в регионы временные рекомендации по лечению коронавирусной инфекции.

Медицинская эвакуация больных должна осуществляться незамедлительно на специализированном транспорте с соблюдением строгого противоэпидемического режима, уточняется в рекомендациях.

Больному во время транспортировки надевают маску, водитель, осуществляющий перевозку при наличии изолированной кабины, должен быть одет в комбинезон, при отсутствии ее - в защитную одежду, отмечается в документе.

"Стекло и воздуховоды между кабиной водителя и салоном автомобиля герметично заклеиваются упаковочной липкой лентой типа "скотч", - добавляется в рекомендациях.

Транспортировка двух и более больных на одной машине не допускается, как и перевозка в одной машине лиц, контактировавших с больным, уточняется в документе.

После госпитализации инфекционного больного брига обязана пройти санитарную обработку, следует из рекомендаций.

"За членами бригад, проводивших медицинскую эвакуацию, устанавливается наблюдение на срок, равный инкубационному периоду подозреваемой инфекции", - поясняется в документе.

Власти Китая 31 декабря 2019 года сообщили Всемирной организации здравоохранения о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань, расположенном в центральной части страны (провинция Хубэй). Специалисты установили возбудителя болезни – это коронавирус 2019-nCoV.

По последним данным госкомитета здравоохранения КНР, общее число заболевших пневмонией, вызванной новым типом коронавируса в Китае, достигло 7711 человек, из них 170 скончались. За пределами материкового Китая случаи заражения зафиксированы в Гонконге, Макао, на Тайване; в Таиланде, Японии, Южной Корее, США, Канаде, Вьетнаме, Сингапуре, Непале, Франции, Австралии, Малайзии, Финляндии.

Учет рабочего времени водителей скорой помощи

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочим считаются время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Поскольку труд водителей скорой помощи специфичен, расскажем, какие режимы работы предполагаются для него.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (ч. 2 ст. 239 ТК РФ). В частности, Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение).

Как можно учитывать рабочее время?

Трудовым законодательством предусмотрены различные режимы рабочего времени: сменная работа, режим гибкого рабочего времени, неполное рабочее время и т. д. В одном учреждении работники могут работать по различным режимам. Поэтому очень важно вести точный учет рабочего времени. Варианты учета представлены в виде схемы.

Способы учета рабочего времени

Поденный учет применяется, когда ежедневная продолжительность работы одинакова, то есть установленная норма не может меняться в разные дни недели и время, отработанное сверх этой нормы, признается сверхурочным и подлежит компенсации

Недельный учет (учетный период составляет неделю) применяется, если в зависимости от специфики работы может быть соблюдена только ее еженедельная продолжительность, а время ежедневной работы или смены регулируется графиком

Суммированный учет (учетный период месяц, квартал, год) применяется в случае невозможности соблюдения ежедневной или еженедельной нормы рабочего времени

Поскольку для водителей скорой помощи соблюсти ежедневную продолжительность рабочего времени фактически проблематично, оптимальным вариантом является суммированный учет рабочего времени (подробно о нем чуть ниже).

Для учета рабочего времени применяются табели, в которых содержится информация о фактически отработанном времени каждым сотрудником, а также о времени отсутствия на работе (прогул, болезнь, отпуск или иные причины). Напомним, что Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н утвержден табель учета использования рабочего времени – форма 0504421.

Вопрос

Как должен вестись табель учета рабочего времени?

Приказом № 52н утверждена не только форма табеля, но и рекомендации по его заполнению.

Во-первых, табель учета использования рабочего времени ведется лицами, назначенными приказом по учреждению. Это нужно делать ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий и других структурных подразделений), обособленных подразделений (филиалов).

Во-вторых, табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц и в нем регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, или фактические затраты рабочего времени.

Медицинская организация может заполнять табель двумя способами:

  • путем сплошной регистрации;
  • путем регистрации случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.

Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Табель может заполняться так. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – их условные обозначения. В нижней части строки указываются также часы работы в ночное время.

Если у одного работника будет два вида отклонений в один день, данные в нижней части строки записываются в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. Например, если водитель отработал свою смену 10 часов и привлекался к сверхурочной работе в этот день, необходимо одновременно проставлять и код Ф (фактически отработанные часы), и код С(сверхурочные часы) – С. Следовательно, в нижней строке нужно указать 10/2, где перед косой чертой будет отражено количество отработанных часов в пределах нормы, а после – количество часов, отработанных сверхурочно.

При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется.

Заполненный табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов. Табель используется для составления расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401).

Вопрос

Как правильно производится корректировка табеля?

При обнаружении факта неотражения отклонений или неполноты сведений об учете рабочего времени лицо, ответственное за составление табеля, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий табель, составленный с учетом изменений, в порядке и сроки, которые предусмотрены документооборотом учреждения.

При этом данные корректирующего табеля служат основанием для перерасчета заработной платы за календарные месяцы, предшествующие текущему месяцу ее начисления.

Отметим, что при заполнении табеля применяются условные обозначения. Учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Кроме того, отражать рабочее время водителей можно при помощи путевых листов, форма которых разрабатывается медицинским учреждением самостоятельно. Главное, чтобы в такой форме были предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, например сведения об автомобиле и водителе.

В путевой лист включаются, в частности, дата и время (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, дата и время (до минут) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке.

Графики работы водителя скорой помощи.

Чаще всего работники выездных бригад скорой медицинской помощи трудятся посменно или по скользящему графику в режиме гибкого рабочего времени. Согласно ст. 103 ТК РФ сменный режим работы вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Сменная работа осуществляется в соответствии с графиком сменности, который должен быть доведен до работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

С графиком работы в режиме гибкого рабочего времени все гораздо проще: он разрабатывается в учреждении с соблюдением нормы рабочего времени и доводится до сведения работников. Причем в данном случае никакие сроки по уведомлению работников соблюдать не надо.

В графике следует определить время начала и окончания работы, продолжительность смен и время междусменного отдыха.

График работы или сменности должен быть составлен и введен в действие приказом руководителя.

Составляя тот или иной график, нужно учитывать нормы Положения и помнить, что для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

  • 40 часов в неделю;
  • 8 часов в день (смену), а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

Водителям скорой помощи продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Согласно п. 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

  • времени управления автомобилем;
  • времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • времени простоев не по вине водителя;
  • времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • иного времени, предусмотренного законодательством РФ.

Время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. Однако, если в организации суммированный учет рабочего времени, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения).

Составляя график, следует помнить и о времени отдыха. Так, водителям скорой помощи должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Такой перерыв обычно устанавливается в середине рабочей смены (ст. 108 ТК РФ, п. 24 Положения).

При определенной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

К сведению

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На регулярных перевозках продолжительность такого отдыха может быть сокращена до 9 часов с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены. Для этого необходимо письменное заявление работника, которое подлежит согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени.

Естественно, что при таких режимах работы соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени проблематично. Поэтому для водителей вводится суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

По общему правилу учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца. Водители – особая категория, поэтому в силу п. 8 Положения им устанавливается учетный период, длинною в месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

В силу ст. 99 ТК РФ сверхурочными при суммированном учете будут часы, отработанные сверх нормы за учетный период.

Вопрос

Как определить норму рабочего времени в учетном периоде?

Поскольку при суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов, нужно организовать работу так, чтобы норма рабочего времени была отработана сотрудниками за установленный учетный период. При этом продолжительность работы может меняться как в каждом из дней, так и в каждой неделе учетного периода. Увеличение времени работы в какие-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели учетного периода. Например, при учетном периоде один месяц и нормальной продолжительности рабочего времени сотрудник в апреле 2018 года должен отработать 167 часов. При суммированном учете неважно, отработал он в определенную неделю 40 часов или нет.

Для расчета нормы рабочего времени на месяц воспользуемся Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н [1] .

Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

  • при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов;
  • при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом. Продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т. д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Например, норма рабочего времени на май 2018 года при нормальной продолжительности рабочей недели составит 159 часов (40 ч. / 5 дн. x 20 раб. дн. - 1 ч.). Отметим, что аналогичным образом рассчитывается норма рабочего времени на иной учетный период, например квартал или год.

При подсчете нормы рабочих часов за учетный период из него исключается время, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы, – ежегодный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, период временной нетрудоспособности, учебный отпуск и т. д. В таких случаях норма рабочего времени уменьшается на количество часов отсутствия.

Как ввести суммированный учет рабочего времени?

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 104 ТК РФ). Этот локальный акт в силу ст. 190 ТК РФ утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, определенном ст. 372 ТК РФ. Именно в правилах следует указать продолжительность учетного периода, а также перечень должностей работников, в отношении которых возможно введение суммированного учета.

Если изначально суммированный учет установлен не был, в правила внутреннего трудового распорядка необходимо внести изменения на основании приказа руководителя и в порядке, предусмотренном для их утверждения, то есть с учетом мнения представительного органа работников. Кроме того, если суммированный учет определяется работнику в течение его трудовой деятельности, об этом работника следует уведомить за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ, так как внесение изменений связано со сменой режима работы.

Водители скорой медицинской помощи работают в сменном режиме или по скользящему графику. При этом для них вводится суммированный учет рабочего времени. Для того чтобы определить величину отработки нормы рабочего времени или переработки, применяют табель учета использования рабочего времени – форма 0504421 и путевой лист.


Методические рекомендации "Общие принципы приема обращений от населения, поступающих на станции (отделения) скорой медицинской помощи, и определения повода для вызова скорой медицинской помощи"

- обеспечение круглосуточного централизованного приема вызовов скорой медицинской помощи;
- сортировка обоснованности вызовов скорой медицинской помощи по поводам вызова, срочности и профильности направления выездных бригад скорой медицинской помощи;
- незамедлительная передача вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, все обращения (вызовы), поступающие на станции (отделения) скорой медицинской помощи, должны пройти сортировку, по результатам которой будет выявлено наличие или отсутствие в поступившем обращении повода для вызова скорой медицинской помощи.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) болевой синдром;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
а) внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни;
б) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Каждый из перечисленных поводов для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме включает группу заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи. В этой связи поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть детализированы с учетом предполагаемых заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи, а также с учетом факта происшествия (например, теракт, ДТП, пожар, и т.п.), предполагающего наличие пострадавших, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи, на месте происшествия. Детализированные поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть утверждены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или локальными нормативными актами медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
С целью определения повода для вызова скорой медицинской помощи при поступлении обращения на станцию (отделение) скорой медицинской помощи сначала целесообразно определить первичный повод обращения, исходя из которого можно сразу выявить наличие повода для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме или начать проведение дополнительного опроса вызывающего абонента для уточнения нуждаемости пациента в оказании скорой медицинской помощи.
В таблице 1 в качестве примера приведен перечень первичных поводов обращения, используемый в работе одной из станций скорой медицинской помощи Российской Федерации.

Первичный повод Открытые вопросы (не информативные) Закрытые или альтернативные вопросы
Боль в ноге Что у вас с ногой? Нога не стала бледной или посиневшей?
Кашель Какой у ребенка кашель? Лающего кашля, осиплости голоса нет?
Рвота Чем рвота? Рвота кровью или пищей?

При необходимости диспетчер может передать обращение (переключить разговор с вызывающим абонентом) соответствующему специалисту станции (отделения) скорой медицинской помощи в целях предоставления следующих рекомендаций:
- выполнение мероприятий по оказанию первой помощи до прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи;
- организация встречи выездной бригады скорой медицинской помощи и обеспечение работникам выездной бригады скорой медицинской помощи беспрепятственный доступ к пациенту, а также содействие созданию безопасных условий для оказания пациенту скорой медицинской помощи, включая принятие мер к изоляции домашних животных;
- обращение пациента в соответствующую медицинскую организацию с предоставлением её адреса и телефона (при отсутствии повода к вызову скорой медицинской помощи или повода для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме), если пациент изъявляет желание самостоятельно обратиться в данную медицинскую организацию.
Диспетчер при наличии возможности может самостоятельно предоставить вызывающему абоненту перечисленные рекомендации.

Дополнительные рекомендации диспетчеру при разговоре с вызывающим
абонентом:

Рекомендуемые требования к информационной системе станции
(отделения) скорой медицинской помощи, осуществляющей в электронном
виде прием и сортировку поступающих обращений

Одновременно больного с подозрением на инсульт и больного с инфекционным заболеванием на КТ?

Ответы на вопрос:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388 н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (с изменениями и дополнениями) запрещает подобную транспортировку на одной машине скорой помощи этих больных

Транспортировка двух и более больных на одной машине не допускается, как и перевозка в одной машине лиц, контактировавших с больным,

Если имеет место факт одновременной перевозки, больного с подозрением на инсульт и больного с инфекционным заболеванием на КТ,то подобная перевозка является грубейшим нарушением санитарно-эпидемиологических норм, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция) По факту такой перевозки нужно на основании ст.10 ФЗ О прокуратуре РФ писать жалобу в прокуратуру

Бригада для перевозки инфекционного больного, должна состоять из врача и двух помощников (фельдшер, санитар), обученных требованиям соблюдения противоэпидемического режима и прошедших дополнительный инструктаж по вопросам дезинфекции.

Больной транспортируется в маске со всеми мерами предосторожности. Водитель транспортного средства, в котором осуществляется медицинская эвакуация, при наличии изолированной кабины должен быть одет в комбинезон, при отсутствии ее - в защитную одежду.

Водители (фельдшера-водители, санитары-водители) санитарного транспорта работают в защитной одежде в установленном порядке.

Стекло и воздуховоды между кабиной водителя и салоном автомобиля герметично заклеиваются упаковочной липкой лентой типа "скотч".

Сотрудники скорой медицинской помощи совместно с врачом-инфекционистом в средствах индивидуальной защиты определяют количество и очередность эвакуации больных.

Уточняют маршрут эвакуации больного в медицинскую организацию. Транспортировка двух и более инфекционных больных на одной машине не допускается. Перевозка контактировавших с больными лиц вместе с больным на одной автомашине не допускается.[/quote]

В июне 2013 г. года Минздрав России утвердил новый порядок оказания медицинских услуг этой службой (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи") (далее — новый Порядок). Новые правила вступили в силу с 1 января 2014 года.

Что принципиально нового?

Многие положения действующего в настоящее время Порядка оказания скорой медицинской помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179, далее - Порядок) остались неизменными, но были конкретизированы и дополнены. К основным новшествам можно отнести следующие.1. Уточнены критерии оказания экстренной и неотложной скорой медицинской помощи.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются следующие состояния, представляющие угрозу для жизни:

  • нарушения сознания;
  • нарушения дыхания;
  • нарушения системы кровообращения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • внезапный болевой синдром;
  • внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов;
  • травмы любой этиологии;
  • термические и химические ожоги;
  • внезапные кровотечения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • роды, угроза прерывания беременности;
  • дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

(п. 11 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

"Скорая" и сейчас работает в таких форматах, однако новый Порядок внес ясность в критерии их определения. Неотложная.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

  • внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

(п. 13 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

Неотложная или экстренная форма оказания скорой помощи имеет значение для определения очередности вызовов. Так, новый Порядок расставил приоритеты, уточнив, что в случае поступления вызова "скорой" в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме (п. 12 нового Порядка). Определяет, в какой форме должна быть оказана медицинская помощь, принимающий вызов медицинский сотрудник.

Уточнены состав и профиль бригад скорой медицинской помощи. Действующий Порядок предусматривает работу как общепрофильных, так и специализированных бригад скорой помощи, однако состав и порядок их деятельности определены только схематично (п. 20, п. 25 Порядка).

П. 5 Приложения № 2 к новому Порядку закрепляет виды специализированных бригад (бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические) и определяет, что специализированную бригаду должна вызвать общепрофильная бригада в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами (п. 17 Приложения № 2). Конечно, специализированная бригада может быть направлена больному и сразу после поступления вызова, решение об этом принимает фельдшер или медсестра по приему вызовов (п.7, п. 8 Нового порядка).

Детально прописаны правила эвакуации пациента.

В частности, определено:

  • кто принимает решение об эвакуации (медицинский работник выездной бригады "скорой" либо руководитель, его заместитель по лечебной работе или дежурный врач в случае, если в медицинской организации отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи);
  • по каким критериям определяется медицинская организация, куда доставят больного (исходя из тяжести его состояния, минимальной транспортной доступности до местоположения медицинской организации и ее профиля);
  • какие действия должны выполнять сотрудники выездной бригады во время эвакуации больного (мониторинг состояния функций организма пациента и оказание необходимой медицинской помощи);
  • в каких случаях необходима авиаперевозка пациента (противопоказания к эвакуации наземным транспортом, удаленность места происшествия от медицинской организации, масштабы происшествия и т. д.).

Утверждены новые стандарты оборудования машин и станций скорой медицинской помощи.Теперь оснащение машин "скорой" учитывает появление новых видов медицинской техники и позволяет применять современные медицинские технологии. Так, в распоряжении бригад скорой помощи должны будут появиться устройства контроля качества проведения непрямого массажа сердца с голосовыми подсказками, аппараты искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных, спинальные щиты с устройством для фиксации головы и т. д. (Приложение № 5 к новому Порядку).

Кроме того, на машины скорой помощи должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС.

Финансирование скорой медицинской помощи

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который вызвал живейший интерес еще на стадии создания соответствующего законопроекта и внесения в Госдуму (интрига заключалась и в том, что разрабатывался документ Правительством РФ, а нижней палате парламента был представлен группой депутатов). Были закреплены правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, а пациенты приобрели право свободно выбрать не только страховую компанию, но и медицинскую организацию, а также конкретного врача.

С 2013 года в систему ОМС была включена и служба скорой медицинской помощи. Это означает, что теперь расходы на оказание медицинских услуг бригадами скорой помощи возмещаются за счет средств ФОМС (так называемая "одноканальная" система финансирования), а не напрямую из соответствующих бюджетов, как это было раньше. Сделано это было для того, чтобы эффективнее расходовать государственные средства, увязав их с объемом оказанных медицинских услуг, а также оценить качество работы бригады "скорой".

Сразу возникает вопрос о том, как это отразится на пациентах, особенно не имеющих полиса ОМС. Государственные гарантии оказания медицинской помощи предусматривают, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). А в конце декабря 2012 года Минздрав России пояснил, что финансовое обеспечение скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования гражданам обеспечивается за счет бюджетных средств региона (письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Это означает, что даже если у гражданина нет медицинского полиса, бригада скорой помощи приедет и окажет ему помощь бесплатно, и, что немаловажно, впоследствии никто не будет требовать от такого гражданина возмещения расходов государства.

Кстати, для пациентов, недовольных качеством оказанной бригадой скорой помощи услуги или ответом диспетчера, это нововведение расширило круг инстанций для обжалования. Теперь в случае оказания услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании застрахованное лицо вправе обратиться к страховой компании, выдавшей ему полис ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг (ранее существовала возможность обжалования качества оказанных услуг только внутри медицинской системы или в судебном порядке). В случае установления факта нарушения прав пациента медицинская организация будет обязана возместить ущерб (приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию").

К платным медицинским услугам, оказываемой скорой, относятся транспортировка больных, не нуждающихся в экстренной или неотложной медицинской помощи, обслуживание общественных и спортивно-массовых мероприятий, транспортировка крови в лабораторию и т.д. Параллельно с государственной службой скорой мед.помощи существуют и платные. Вызвать платную государственную "скорую" может и гражданин, имеющий полис ДМС, при условии наличия договора между соответствующей страховой компанией и станцией скорой помощи. В этом случае он не будет платить, а оплатит страховая компания.

Как будет развиваться служба скорой медицинской помощи в дальнейшем

Основные направления совершенствования оказания скорой медпомощи закреплены в государственной программе "Развитие здравоохранения" (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р). К ним относятся, в частности, следующие:

Совершенствование системы управления вызовами.Сегодня оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Это не всегда дает хорошие результаты работы бригад скорой помощи и позволяет оперативно оказать медицинские услуги больным.

Для устранения этого недостатка планируется повсеместно внедрить автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов. На Станции скорой медицинской помощи г.Белгорода она функционирует с 2005 г. Система позволяет оперативно зарегистрировать поступивший вызов, исключить направление по одному и тому же вызову двух бригад скорой помощи, определить местоположение машины и зафиксировать затраченное на вызов время, быстро сгенерировать статистическую информацию по деятельности станции скорой медпомощи и т. д.

Еще одним решением этой проблемы должна стать единая диспетчерская служба, которая к 2020 году должна появиться во всех регионах. Она позволяет наладить слаженную работу региональных и местных служб скорой помощи и ввести единый для них номер телефона — 112.

Устранение функций, не свойственных скорой помощи.Не секрет, что сейчас "скорая" выполняет навязанные ей задачи, за выполнение которых должны отвечать другие службы — обычная транспортировка больных (прежде всего — на аппаратное очищение крови при почечной недостаточности), доставка специалистов и препаратов крови и т.д. С этой проблемой тесно увязана и другая — часто пациенты не понимают, в каких случаях необходим вызов скорой помощи, а когда она не может или не имеет права помочь (например, острая зубная боль или необходимость получения больничного листа) и следует обратиться в поликлинику. За заведомо ложный вызов "скорой" налагается административный штраф в размере от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. (ст. 19.12 КоАП РФ).

Переоснащение карет скорой помощи и обновление автопарка.Планируется, что к 2020 году вообще не должно остаться машин скорой помощи старше пяти лет.

Читайте также: