Как летит грязь из под колес велосипеда

Обновлено: 05.07.2024

Рано или поздно, но каждый из велосипедистов сталкивается с проблемой, как наилучшим образом преодолеть на велосипеде грязные, заболоченные участки дороги. Поэтому в этой статье будут даны советы, о том, как правильно и с наибольшей эффективностью преодолеть такие участки дороги.


Когда я на свой туринговый велосипед установил тонкую шоссейную, 25 миллиметров покрышку все мне говорили что по болоту и песку, на ней ехать невозможно будет. И поначалу я верил этим ребятам. Но, со временем решил проверить так ли это. Оказалось, что на шоссейной покрышке можно неплохо месить болото. Главное все правильно делать.

Что касается песка, то с ним ситуация похуже. Велосипед так и норовит застрять глубоком песке Но это смотря какая глубина песка. Я в результате таких исследований понял, что в этом деле важен опыт. И чем его больше, тем лучше.

Самая плохая грязь — это глина, либо примесь земли с глиной. Такая глина очень быстро налипает на покрышки, и контролировать велосипед становится тяжело. На такую грязь лучше брать шипованную покрышку шириной 1,75 дюйма и более. Главное помните, преодолевая такие участки Вы должны быть уверены на 100%, в работоспособности и правильном настрое заднего и переднего переключателя.

Это связано с тем что, заехав в грязь, Вы поймете, что вам быстро нужно понизить передачу, иначе Вы не выедете с этой грязи (не хватит сил выехать на данной передаче). Но нажав на рычаг на монетки передач – передача не переключалась. Я думаю, Вы понимаете о чем я.

Можно выделить шесть основных категорий-советов в таких ситуациях:

1. Скорость движения.

4. Равномерное тяговое усилие.

5. Управление рулем.

6. Выбор покрышки.

Здесь существует интересная со-зависимость. Если ехать слишком медленно — можно застрять, а если слишком быстро — можно вылететь с велосипеда. Тут нужно искать золотую середину. Если грязевой участок небольшой, можете преодолеть его не снижая скорость, а если большой — лучше скорость снизить. Как по мне, то я предпочитаю понизить до минимума передачу, и проехать препятствие на небольшой (7-10 километров час) скорости. Я лучше застряну, нежели упаду. Хотя решать Вам.

Равновесие

Для того чтобы Вы во время, в случае необходимости могли перенести вес с одной точки на другую, держите тело в расслабленном состоянии. Преодолевая грязь, перенесите большую загрузку на заднее колесо — тем самым Вы улучшите сцепку ведущего колеса, и повысите свой шанс преодолеть сухим и чистым этот участок дороги грязи. При преодолении грязи, я не советую сидеть на сиденье. Это связано с ухудшением возможности вовремя перенести свой вес в случае необходимости.

Очень важно, перед тем как заехать в грязь проложить наилучшую траекторию, по которой Вы смогли бы добраться до сухого места. Вы должны всегда просчитывать ситуацию наперед. Настройте свой мозг принимать решения быстро и правильно.

Равномерное тяговое усилие

Преодолевая грязь важно поддерживать одинаковый каденс — тяговое усилие. Помните, что сцепка колеса с поверхностью у Вас минимальна, поэтому не стоит сильно давить на педаль. Скидывать обороты также не стоит — начнете быстро останавливаться, грязь дает о себе знать. Если почувствуете, что крутить педали не хватает сил — переходите на низшую передачу. В таких ситуациях очень здорово помогают контактные педали, туклипсы. Я помню, как на своём туринге взял такой подъем в туклипсах, что сам удивился. Тяговая, постоянная сила в таком случае увеличивается.

Управление рулем

Не стоит делать резких поворотов рулем. Руль нужно держать сильно, так как его часто воротит в ту, либо иную сторону.

Выбор покрышки

Выплывает закономерный вопрос, какие покрышки лучше ведут себя в грязи тонкие либо широкие? Если горят жидкая, то тонкая покрышка прорежет ее, и доберется до твердого слоя, обеспечит хорошее сцепление, и наоборот. Главное — покрышка должна быть шипованная тогда будет легче преодолевать грязь. Но если рассматривать препятствие в виде песка — первое место займет широкая покрышка. Тонкая просто-напросто закапывается.

Вот и все советы, с которыми я с Вами хотел поделиться. Надеюсь, они помогут вам правильно преодолевать грязевые участки. Но теория это одно, главное практика. Поэтому пробуйте! Я все дальше ухожу от поездок по болоту и все ближе к трассе, но как после помню все что было ранее…. Заговорился 🙂 Все всем счастливо и до новых встреч!

Крылья для велосипеда

Статьи такого формата мы обычно начинаем с какого-то исторического очерка, где от зари велосипедостроения доходим до наших дней. С крыльями для велосипеда можно было бы поступить примерно так же… Но, думается, что летопись крыльястроения окажется довольно скучной. В общем, переходим сразу к предмету разговора.

Для начала давайте разберемся, для чего нужны брызговики на велосипеде? Если первый ответ, который пришел в голову – для защиты велосипедиста от брызг грязи, то вы будете правы. Лишь отчасти. Да, так или иначе крылья задуманы, как предмет призванный снизить риск загрязнения одежды. В зависимости от их конструкции они будут защищать лучше или хуже. С этим всё понятно, позже мы коснемся защиты райдера еще раз.

Технические причины

Второй ответ, неочевидный, заключается в том, что крылья также защищают и велосипед. Несмотря на то, что ваш байк любого уровня может быть укомплектован самыми крутыми и дорогими компонентами, это не дает 100%-й гарантии защиты этих компонентов от поездки в дождь и грязь.

Каретка, в нее от переднего колеса прилетает много и быстро. Так уже случается, хоть и редко, что уплотнения этого узла не справляются с напором грязи. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что довольно мало видов крыльев есть, справляющихся с защитой кареточного узла.

Линейка брызговиков от SKS для установки в амортизационную вилку МТБ велосипеда. Есть версии для разных размеров колес.

Где купить:

Рулевой стакан, он наверное, наиболее уязвим в мокрую погоду, если не предусмотреть его защиту. Да, там тоже есть уплотнения. Справляются со своей работой они обычно довольно неплохо. Однако немаловажную роль здесь играет вес райдера. Чем он больше, тем уязвимее для грязи этот узел. Почему? Потому, что шток вилки изгибается, что влияет на образование ненужных зазоров между стаканом и короной, куда пыль с водой и забиваются. Откуда я это знаю? С моим весом, около 65 кг, я изгибаю алюминиевый шток карбоновой вилки на шоссере. Изгибаю настолько, что даже при условии поездок исключительно в сухую погоду, со временем стакан начинает хрустеть.

Да, я думал, что просто не дотянул узел и был микролюфт, но всё оказалось довольно просто – шток гнется. Пока он гнется, в щель залетает песок. Причем, попадает он не на подшипник (у меня промышленные закрытого типа), а между конусом и короной вилки. Благо конус разрезной и почистить удается без полного разбора узла. Борются с этим недугом забиванием повышенного количества смазки… которая с течением времени вымывается.

Кстати, опыт работы в мастерской показал, что рулевые стаканы часто умирают только снизу. Верхний подшипник, как правило, остается в идеальном состоянии. Тогда как нижний имеет все признаки абразивного и коррозионного воздействия.

Подседельная труба, также весьма уязвима независимо от конструкции велосипеда. Нет, конечно, модные шоссейные крепления подседела многое решают. Но большинство велосипедистов не ездят зимой и по мокрым осенним-весенним дорогам на ракетах стоимостью с автомобиль. В большинстве случаев мы имеем алюминиевую раму с разрезанной подседельной трубой. В этот самый разрез водичка с песочком прекрасно проникают и делают свое дело. Если каретка не HollowTech II, то велика вероятность скопления воды в кареточном узле со всеми вытекающими последствиями. Сводятся последствия к медленной гибели подшипников каретки (ну, такая уже у них вот конструкция неудачная), и к прикипанию резьбы каретки к резьбе кареточного узла.

Выкрутить такое изделие всегда очень непросто, так как ржавчина расширяется и существенно уплотняет посадку резьбы. Кроме того, увеличивается коэффициент трения. Все это приводит к риску повреждения резьбы в кареточном узле рамы, и… выбросу рамы. Каретки HollowTech II выполняются из алюминия и этому эффекту не подвержены, только если не вкручены в стальную раму. Что же до уплотнения самой каретки внутри узла, то она довольно неплохая. Мне не приходилось видеть погибшие подшипники HollowTech II из-за попадания воды изнутри каретки.

Полноразмерные крылья с подсветкой. Не только спасут от грязи, но и сделают заметным ночью. Отличный выбор для города.

Где купить:

Еще один узел, который не любит грязь и влагу – амортизированные вилки. Точнее, если, то не выдерживают в первую очередь покрытия ног. В районе рабочей зоны ноги, где она обнимается пыльником итак повышенное трение, а если добавить песка, то можно считать, что потерли покрытие наждачкой. Так бывает, когда песок проникает внутрь манжеты. Характерные полоски на покрытиях ног часто свидетельствуют именно об этом.
Компания Manitou, кстати, по этой причине (так гласит легенда), свои вилки делает с обратной гориллой. То есть, всё, что прилетает в ноги на Fox или RockShox, на Manitou прилетает в гориллу. Простое техническое решение реально работает.

Трансмиссия, разумеется, тоже подвергается воздействию песка и влаги. Стоит ли говорить, что отсутствие крыльев на заднем колесе означает, что весь поток, который не прошел в подседельную трубу направится на передний переключатель, звезды и цепь?
В отдельной статье мы рассказывали, как помыть и настроить трансмиссию.

Кажется, что от темы крыльев мы ушли куда-то очень далеко. Однако все вышеописанные недуги легко предупредить установкой крыльев того или иного типа.

Эстетика

Народонаселение здесь делится на тех, кто крылья не признает, так как они уродуют велосипед и на тех, кто за крылья ратует не смотря ни на что. В первом случае есть доля правды. На МТБ крылья в основном не очень красивые. Или, сами-то брызговики могут быть очень красивыми, а на велосипеде будут смотреться ужасно. Увы и ах. Тем не менее, народ ездит.

Гравийные велосипеды (они же очень похожи на туринги и гибриды), ставшие сейчас очень популярными, часто комплектуются крыльями, которые, как это ни странно, велосипед не уродуют, а прекрасно дополняют. Крылья для шоссейных велосипедов тоже существуют. Мне известны два типа. Первый только для заднего колеса, второй для двух колес. Бытует мнение, что они сильно влияют на аэродинамику и тут спорить не буду. Даже соглашусь. Думаю, что в аэродинамической трубе проверок проводить не требуется, настолько этот факт очевиден. Впрочем, выглядят они вполне эстетично.

Виды крыльев на велосипед

Крыло на МТБ вилку (гориллу)

В общем-то да, крылья этого типа призваны защитить покрытие ног вилки и узел рулевого стакана. Они компактные, велосипед не уродуют и стоят довольно дёшево. Крепление осуществляется с помощью пластиковых хомутов (стяжек). Просто, легко, эффективно. К недостаткам можно отнести отсутствие защиты райдера из-за короткой длины.

Чаще всего крылья не идут в комплекте с новыми велосипедами, их приходится покупать дополнительно. При этом выбор велосипедных крыльев довольно широк: они отличаются размерами, материалом, дизайном, способом крепления и ценой. Причем цена может отличаться в десятки раз, и именно она часто становится решающим фактором при выборе, хотя это и не совсем правильно. Кроме того, часто крылья покупают из-за простого крепежа на велосипед и привлекательного дизайна, что тоже не совсем верно.

Покупатель наверное забывает, что главная функция крыльев - защищать велосипед от летящей из-под колес грязи, а внешний вид и способ крепления - это уже дополнительные параметры. Поэтому получается, что купив эффектные крылья и установив их на велосипед, велосипедист осознает, что во время ливня уж как-то не до эстетики, и лучше бы крылья хотя бы защищали от грязи, летящей в лицо из-под переднего колеса. После этого, велосипедист как правило идет в магазин и покупает либо новые крылья, либо модернизирует то, что есть подручными способами.

Если все же на новом велосипеде установлены крылья, то это совсем не значит, что они хорошие и защитят Вас от грязи. Возможно сразу же стоит купить новые.

А нужны ли крылья вообще?

На первый взгляд ответ очевиден - конечно нужны. Однако все не так просто. Во-первых, крылья не смогут защитить Вас на 100% от летящей из под колес грязи, какие бы хорошие они не были. Во время дождя Вы все равно будете ощущать себя, как посуда в посудомоечной машине. Зато крылья спасут Вас от грязных капель на спине после проезда по одинокой луже и от струи грязной воды из-под переднего колеса прямо в лицо.

Во-вторых, не всегда крылья удобны. Они увеличивают вес и ухудшают аэродинамику велосипеда, а также могут собирать на себе грязь, которая впоследствии может мешать движению колеса, что вынудит велосипедиста остановиться и терять время на выгребание грязи. Кроме того, крылья могут задевать за колесо или из-за особенности крепежа, или же из-за качества материала, из которого это самое крыло сделано, что тоже не является плюсом. Конечно же эти минусы особенно явственно проявляются во время соревнований, где дорога каждая секунда. Для поездок по парку на велосипеде всё это незначительно.

В-третьих, крылья могут существенно ухудшить внешний вид велосипеда. Тут уж как кому нравится, но чаще всего велосипед с крыльями выглядит хуже, чем если бы крылья на нем установлены не были.

Кроме того, крылья подходят не ко всякому виду катания. Представьте себе, например BMX с крыльями, или, например, велосипед для даунхилла, на котором стоят железные крылья. Не правда ли забавно? На самом деле крылья могут быть полезны на прогулочных городских велосипедах, туристических велосипедах и гибридах - словом там, где речь не идет о соревнованиях или каком-то экстриме. В некоторых случаях крылья ставят и на шоссейные велосипеды, но только на время тренировок. Многие могут сказать, что крылья еще подходят для кросс-кантри. Если Вы имеете ввиду неспешную покатушку по лесным или грунтовым дорожкам, то да, хотя это на самом деле это совсем и не кросс-кантри. А вот в спортивной дисциплине, которой является кросс-кантри крыльям не место.

В целом же, нужны крылья или не нужны, каждый велосипедист решает для себя сам, исходя из своих предпочтений и стиля катания.

Какими должны быть крылья?

  • Короткое переднее крыло. В этом случае грязь из-под переднего колеса летит практически во все стороны. При этом, в зависимости от длины крыла и посадки, грязь может лететь и в лицо велосипедисту.
  • Короткое заднее крыло. При этом грязь с заднего колеса по параболической траектории, высота которой зависит от скорости велосипеда вылетает наверх и падает аккурат на спину и голову велосипедиста. При этом, при достаточной скорости грязь может перелетать велосипедиста и попадать в лицо. Таким образом организуется своего рода грязевой душ, льющийся сверху на велосипед. В этом случае чистых зон и вовсе не остается, так как даже, если грязь не летит напрямую с колеса, она может попадать на велосипед уже сверху. При достаточном количестве воды на дороге велосипед напоминает водный мотоцикл с характерным фонтаном сзади.

При этом нетрудно заметить, что если у Вас короткие переднее и заднее крылья, то надеяться на них абсолютно не приходится, так как при этом весь велосипед оказывается в грязной зоне.

Итак, чтобы крылья достаточно защищали велосипедиста от грязи и воды. Они должны быть достаточно длинными. Чем длиннее крыло - тем лучше.

Конечно все вышесказанное относится к случаю, когда ширина крыла больше ширины протектора колеса, иначе грязь будет лететь во все стороны, какими бы длинными не были крылья.

Казалось бы понятно, как выбрать хорошие крылья и какими они должны быть, но и тут есть загвоздка.

  • Длинные крылья делают в подавляющем большинстве случаев из металла - а это значительная прибавка к весу.
  • Если на велосипеде установлены длинные крылья, перед велосипедистом встает проблема съезда с поребрика или иных крутых препятствий.
  • Длинные крылья требуют соответствующего крепежа минимум в трех точках и не всегда легко устанавливаются на велосипеды с дисковыми тормозами или двухподвесы.
  • Внешний вид велосипеда с длинными металлическими крыльями не всегда хорош.

Таким образом, длинные металлические крылья можно ставить на гибриды, городские велосипеды, дорожные велосипеды и шоссейники. В ином же случае следует постараться подобрать максимально длинные, но прочные пластиковые крылья. При покупке оцените, как будет лететь вода с колес, и будут ли крылья на пути у этой грязи.

Чистых сухих дорог и приятных покатушек!


72702 просмотра

Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход - купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема - у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.

Гоняя по лесу на велосипеде столкнулся с проблемой, что колёсами постоянно закидывает грязь в передний переключатель. Стандартные велосипедные крылья обычно защищают только спину, а вот механика остается беззащитной. Многие не обращают на это внимание, мол передний переклюк изначально менее ответственный чем задний, а поэтому хрен с ним. Потом промою и дело с концом. Все бы хорошо, но вот только есть тут проблема — по цепи грязь утаскивается на задний переключатель забивая его нежную механику, изнашивает ролики, забивается в цепь и приводит к отказам и нечеткому переключению. Ну и чистить все это хозяйство приходится постоянно. Я эту проблему решил в корне и радикально. Пластиковая бутылка, ножницы и пара минут времени и средство защиты готово. Пластиковый щиток, установленный между задними перьями максимально близко к колесу, надежно защитит от грязи механику переключателей, т.к. вся грязь останется на щитке. Просто и эффективно.

Но тут есть одна тонкость: щиток должен стоять так, чтобы касательная от колеса за щитком не проходила через переклюк или выше его, иначе его эффективность сильно снижается. У меня двухподвес и задние перья низкие, а у моей девушки хардтейл, но малой ростовки, поэтому тоже перья низко. В противном случае, если щиточек не спасает и касательная от колеса проходит по переклюку и выше, то в это место ставится обрезок от узкого крыла или вертикальный пластиковый щиток. У меня было так сделано на старом Stels Navigator 770 который уже давно продан и, к сожалению, я не могу вам его зафоткать, но я был не оригинален и нашел вам фотку аналогичной конструкции.

Свой задний переключатель (дешевенький Shimano Acera) я не чистил уже два сезона (с момента покупки велосипеда), а он продолжает работать близко к идеальному, чётко переключая между скоростями. Несмотря на то, что в основном я езжу по лесным тропинкам да по говнам. Цепь, кстати, тоже теперь приходится смазывать куда реже и из нее исчез противный хруст перетираемого песка.

15 комментариев: Защита переднего переключателя от грязи

Для велосипеда со стационарными крыльями проблемы не существует.
Разве что родить щиток над цепью, а то она проходит возле колеса.

Стационарные имеешь ввиду сплошное крыло от переклюка и назад?
Ну так я, например, не могу его поставить, т.к. у меня софтейл и задняя подвеска ходит ходуном, поэтому ставится крыло на подседельник (защита спины) и щиток на перья. И все путем. На цепь тоже не попадает, т.к. щиток стоит выше цепи и основная грязь слетает там. Конечно конструктив вела тут тоже играет роль, но у меня на обоих велах это прорешало. Плюсо ко всему я ни разу не видел в продаже одновременно длинное и широкое крыло. Та шняга, что продается от SKS (комплект из переднего и заднего крыла) узкое и нифига не защищает спину.

С переднего летит, да. Небольшой брызговик из резины быстро решил эту проблему, да и уменя толстая нижняя труба, изза нее переклюк практически не видно.

Конечно, а бывают и те кто ездит так, что вел превращается в сплошной комок грязи и их не спасет уже ничто. Не будем разглядывать сферических коней в ваккууме, они конечно существуют, но встречаются крайне редко.

1) Чисто дорожники с крылом в пол окружности я не видел в продаже уже много лет. ВСе что у нас продается (я живу не в москве и не в питере) это горники разной степени крутости от странных форвардов, до ультрадорогих веллеров и кон. По дефолту без крыльев вообще

2) 90% велосипедистов которых я вижу на улицах едут на МТБ
3) У 90% из них стоит говноотбойник с крепежом на подседельник.
4) Наши дороги далеки от идеала и грязи на них хватает с лихвой (особенно по обочинам или после дождя).
5) Большинство велосипедистов из тех кого я знаю не прочь прокатиться по лесу, где грязи хватает, особенно после дождя.
6) Ну и крылья с крепежом к раме по трем точкам я тоже не видел в продаже еще ни разу.

Наверное, я — редкий счастливец.
Сразу и обладатель, и свидетель существования таких девайсов у других :)

Прикинь! Я тоже сегодня увидел. Какой то стелс, явно дорожник. Они есть! Они есть! Но все равно их меньшинство, как ни крути.

прочитав статью тоже рештл сварганить себе дополнительное крыло.
получилось вполне неплохо. не дребезжит, не отваливается, не мешает.

само крыло вырезал из развалившегося офисного стула, вернее его пластиковой спинки. пластик довольно толстый, неломкий и хорошо режется ножем. рекомендую.
крепил к раме пластиковыми хомутами, продаются в хозмагазинах. рекомендую взять потолще. 3мм минимум. тонкие рвутся (на фото именно они. уже заменил).

на фото видны грязные переключатель и трос с замком. это ещё до защиты. сейчас в переключатель не попадает песок совсем.

спасибо DI HALT за идею.

я давно так сделал, как только-толкьо купил вел ((-:

Думаю многие девушки оценять такой прибамбас на своем веле — как мохнатая сидушка, или верхняя труба рамы….А сруль на меху?! Кррруто. :))))
Вообщем для фантазии по украшательству (скажем круче — модингу) вашего вела — бооольшой прррросторррр. ;)

Читайте также: