Как найти стартер на автодоке

Обновлено: 05.07.2024

Что из этого вышло и как можно провести диагностику стартера только при помощи аккумулятора и двух проводов, мультиметр электрик забыл на работе, расскажет специалист своей сферы. Теория подкреплю наглядным видео.

Это руководство подойдет для многих моделей, как отечественного автопрома, так и иностранного. Кстати, тестировали агрегат фирмы Bosch. Принцип работы, подключения и даже клеммы на них везде одинаковые.

Что проверяется таким способом

Он состоит из трех основных частей – втягивающее реле, электродвигатель и бендикс. То есть, подобным приемом можно проверить электрическую часть стартера. Если будут найдены дефекты в каком-то из его узлов, то нужно осмотреть его детально.

Поэтому, сначала проверим втягивающее реле, затем электродвигатель. Бендикс проверяется на разобранном агрегате. Об этом поговорим в следующей статье, если это вам будет интересно – пишите в комментариях.

Проверка втягивающего реле

Так как заниматься диагностикой стартера неудобно под капотом, его демонтируем. Найти втягивающее просто – оно меньше по размерам, чем электродвигатель. На нем нет бендикса, к нему подключаются основные провода.

Поэтому, при замыкании управляющего контакта втягивающего реле и соединении корпуса стартера с минусовым проводом АКБ, образуется электрическая цепь. Через нее ток течет через обмотку реле обмотки якоря электродвигателя, запуская его.

При замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен "вылететь" и электродвигатель стартера крутиться

При замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен "вылететь" и электродвигатель стартера крутиться

Признаки неисправностей

Эта неисправность проявляется по-разному:

Или частота его вращения может не измениться, останется такой же низкой, как до замыкания отверткой силового болта и управляющей клеммы. Это признаки:

  • Контактная пластина втягивающего реле не замыкает силовые контакты.
  • Они обгорели, оплавились, нет цепи между силовыми болтами внутри реле.

При всех этих признаках неисправностей втягивающего реле, его нужно дополнительно проверять мультиметром. Как это правильно сделано я описал подробно в этой статье .

Проверка электродвигателя стартера

Втягивающее реле не должно сработать, бендикс не вылетает, электродвигатель начинает крутиться с большими оборотами. В этом случае все в порядке, работает исправно.

Признаки неисправности

Двигатель не запускается:

Электродвигатель запустился, но работает на маленьких оборотах;

При всех этих признаках необходимо разбирать электродвигатель. Визуальная проверка щеточного аппарата, контактного кольца и силового провода поможет выявить неисправность.

В случае со стартером Опель Кадет моего друга, прижимные пружинки щеток выпали с пазов. Они перестали плотно прижиматься к контактам обмоток якоря. В результате цепь была, но скорость вращения ротора электродвигателя была очень низкой. Его можно было остановить отверткой.

Вывод

При отказе пускового устройства становится актуальной информация, где находится и как снять стартер своими силами. Основными проблемами являются нижнее расположение этого узла (сложно достать при открытом капоте) и наличие электрической части (клеммы придется отключить). Наличие ямы или ручного подъемника резко облегчает задачу, так как обеспечивает доступ снизу.

Где находится стартёр?

Рис. 1 Демонтаж стартера

Пусковое устройство необходимо для запуска ДВС за счет раскручивания маховика. Поэтому перед тем, как снять стартер логично искать его возле коленвала, то есть под двигателем, со стороны водительского сиденья. В зацепление с маховиком входит бендикс, поэтому посадочные отверстия под болты крепления расположены с противоположной стороны пускового устройства.

Расположение стартера на ДВС

В зависимости от конструкции этого узла, ДВС и компоновки агрегатов под капотом авто замена стартера занимает до двух часов. То есть, снимается он минут за 20, в лучшем случае.

Где находится стартёр?

Рис. 2 Расположение стартера на ДВС

Существуют варианты крепления корпуса 2 или 3 болтами, что влияет на трудоемкость процесса, соответственно.

Демонтаж стартера

Существует несколько вариантов, как снять стартер с двигателя. Выбор преимущественно зависит от наличия у автовладельца гаража с ямой и свободного времени для того, чтобы замена стартера была произведена своими силами.

Лучше всего организовать доступ к этому узлу с двух сторон, сняв нижнюю защиту двигателя, и частично демонтировав систему воздушного охлаждения, убрав батарею АКБ. Это возможно в сервисе на подъемнике или в гараже на яме. Однако, даже в ее отсутствии ремонт стартера вполне возможен, но с увеличением трудозатрат и времени работ.

На яме или подъемнике

Перед тем, как снять стартер своими силами, необходимо загнать машину на яму, чтобы обеспечить доступ к болтам крепления защиты ДВС снизу. Эта деталь из толстостенной листовой стали крепится в 4 точках, проблем с откручиванием обычно не возникает, поскольку ее снимают очень часто во время обслуживания автомобиля. При необходимости резьбовые части обрабатываются предварительно смазкой WD-40.

Где находится стартёр?

Рис. 3 Обеспечение доступа снизу

Внимание: В ряде случаев работе мешает накладка, защищающая глушитель, которую тоже придется снять. На иномарках под защитой двигателя может стоять дублирующая пластина из полимерного материала, так же подлежащая демонтажу.

Начинается замена стартера с демонтажа этого узла запуска ДВС, однако при снятой защите удобно откручивать только нижний болт. Верхние крепежные элементы проще выкручивать сверху. Для этого, в зависимости от компоновки агрегатов и узлов машины под капотом, придется снять:

  • клеммы с аккумулятора (в любом случае);
  • вытащить АКБ наружу;
  • демонтировать при необходимости корпус воздушного фильтра;
  • открутить кронштейн, на котором крепится патрубок охлаждения.

Где находится стартёр?

Рис. 4 Обеспечение доступа со стороны капота сверху

После чего, работы продолжаются в яме:

Работы продолжаются сверху, со стороны капота автомобиля:

  • откручиваются два или один оставшийся верхний болт ключом на 13;
  • стартер за корпус отводится в сторону пассажирского сиденья, чтобы бендикс вышел из посадочного места возле маховика;
  • вытаскивается этот узел через верх.

Где находится стартёр?

Рис. 5 Демонтаж стартера на яме

В зависимости от типа ДВС операции демонтажа стартера могут изменяться:

  • двигатель С-типа – классический демонтаж по вышеописанной схеме;
  • двигатель F-типа – вначале своими руками демонтируются крепежные болты стартера, затем снимается защита, отсоединяется опора ДВС задняя;
  • двигатель V8 – при наличии 16 клапанов снимается защита, выкручиваются болты крепления стартера, демонтируется правое переднее колесо и усиление коллектора системы выхлопа, снимается задняя опора двигателя.

С подобными нюансами знакомы сотрудники СТО, поэтому замену стартера рекомендуется производить специалистам.

Без ямы

В отсутствие гаража, ямы или при внезапном отказе электростартёр можно снять через капот. Особенностями процесса являются:

Где находится стартёр?

Рис. 6 Демонтаж стартера без ямы

В последующем время работ немного снижается за счет получения автовладельцем некоторого опыта. При необходимости может использоваться домкрат или ручные самодельные подъемники, например, как на нижнем фото. Это актуально, если потребуется снять переднее колесо со стороны пассажира.

Где находится стартёр?

Рис. 7 Ручной самодельный подъемник для легкового авто

Таким образом, для рядных двигателей демонтаж стартера в принципе сложностей не представляет, даже если осуществляется собственными силами. Аккумулятор необходимо снять в любом случае, чтобы обезопасить проведение работ. При сложной компоновке узлов под капотом, эксплуатации V-образных ДВС рекомендуется посетить СТО.

Стартер 186

Стартер 186

Стартер 186

HI S114837
HI S114837A
KR STH0021YJ
SUZ 3110090J00
WPS 19701N

SUZUKI Marine DF100T 4-Stroke 118.9ci - 100HP 2001-2009/ SUZUKI Marine DF115T 4-Stroke 118.9ci - 115HP 2002-2009 / SUZUKI Marine DF140T 4-Stroke 124.7ci - 140HP 2001-2008 / SUZUKI Marine DF90TL 4-Stroke 118.9ci - 90HP

STA0396

Стартер STA0396

Стартер STA0396

Стартер STA0396

CG 110479
HC JS396
KR STA0396BS
KR STA0396KR
KR STA0396TH
KR STA0396YJ
MD MC107012
MD MC107023

STA0448

Стартер STA0448

Стартер STA0448

Стартер STA0448

CG 115674
MD MG250448
MD TM000A08601
VA YGA000061
VOLV F13210170

STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

Стартер STA0922

BO 0986024150
CG 111306
HC JS922
HD 3610023060
HD 3610023061
KR STA0922BA
KR STA0922RD
MD BN3610023000

STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

Стартер STA0923

BO 0986022780
CAS CST32102GS
CG 111307
HC JS923
HD 3610023161
KR STA0923BA
MD BN3610023100
MI MP112056

STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

Стартер STA1000

BO 0986018721
CG 110808
CG 111377
CG 112215
HC JS1000
HD 361002Y100
KR STA1000KR
MD MC109028

STA1004

Стартер STA1004

Стартер STA1004

Стартер STA1004

CG 111380
DR DRS3159N
HC JS1004
KR STM1004
KR STM1004BA
MI M1T73381
MI M1T73381ZC
VA 600065

HYUNDAI Elantra I 1.8i 16V J1 1992-1995 1836ccm G4CN AT/ HYUNDAI Sonata II 2.0i Y2 1991-1993 1997ccm G4CP AT/ HYUNDAI Sonata III 1.8i Y3 1993-1998 1796ccm G4CM AT/ KIA Joice 2.0 1999-2003 1998ccm Mazda AT/ MITSUBISHI Eclipse I 1.8 D2.. 1989-1994 1755ccm 4G63 AT/ MITSUBISHI Eclipse I 2.0 D2.. 1989-1994 1997ccm 4G63 AT MITSUBISHI Galant IV 2.0 E3.. 1989-1993 1997ccm 4G63 AT/ MITSUBISHI Galant IV 2.0 GTi 16V E3.. 1987-1990 1997ccm 4G63 AT/ MITSUBISHI Space Wagon II 2.0 4WD N3 N4 1992-1998 1997ccm 4G63 AT/ MITSUBISHI Space Wagon II 2.4 N3 N4 1992-1998 2349ccm 4G64 AT

STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

Стартер STA1303

BO 0986022601
CG 112322
HC JS1303
HD 3610002550
HD 3610002555
KR STA1303BA
KR STA1303KR
MD 3610002560

Способы проверки стартера своими руками

После появления первых признаков поломки стартера , нужно срочно провести его полную диагностику. А как самостоятельно проверить стартер? – Проще некуда, в этой процедуре самое сложное – снять его с автомобиля.

Я вам докажу в этой статье, что проверить снятый стартер сможет любой владелец автомобиля, даже простым аккумулятором. И покажу, как это правильно сделать.

Комплексная проверка работоспособности аккумулятором

Прежде чем проверить стартера аккумулятором, его нужно снять. На каждом автомобиле это делается по-своему, поэтому нет смысла описывать эту процедуру. Постарайтесь запомнить, какие провода и куда подключаются. Это понадобиться для диагностики и обратного монтажа его под капот.

Для проведения проверки работоспособности стартера аккумулятором, понадобиться три провода с зажимами. Один из них подключаем к минусовой клемме АКБ, а второй его конец к корпусу снятого стартера.

Комплексная проверка стартера от аккумулятора

В этот момент должно произойти вот что:

Если в ходе проверки силового реле обнаружилось, что оно исправное, а электродвигатель не запустился, то переходим к следующему шагу. Будем проверять электрический двигатель.

Из опыта могу отметить. Если стартер не крутит на автомобиле, а отлично работает при проверке на столе, то есть, при нагрузке он проявляет признаки неисправности, а на холостом ходе нет. Значит проблема кроется не в силовом реле. Чаще всего поломка находится в электромоторе или бендиксе.

Как проверить электромотор стартера

Для этого его нужно отделить от силового реле и проверять отдельно, разобрав на элементы. А он состоит из:

  1. Контактных щеток, которые передают ток от реле на якорь двигателя.
  2. Коллектор, состоящий из токопроводящих пластин, по которым двигаются щётки.
  3. Обмоток якоря и постоянных магнитов, которые приклеенные к внутренней стороне статора (корпуса) стартера.

Начнем с самого простого – осмотра состояния постоянных магнитов. Заглядываем внутрь, магниты должны быть надежно приклеенными к корпусу. На них не должно быть трещин, сколов и других повреждений.

с чего начинать проверку электродвигателя стартера

Некоторые стартерные статоры имеют внутри себя обмотку, два конца которой выходят плюсовыми щетками на щекодержатель. В отличие от стартеров с постоянными магнитами, ток от силового реле передается на электродвигатель не на щеточный узел, а через косу на обмотки статора.

При подачи на них напряжения, они начинают работать как электромагнит. А выводы обмоток выполнены в виде токопроводящих щеток. Которые передают ток на коллектор якоря.

Как проверить обмотки статора стартера

Как проверить обмотки статора

Одним щупом касаемся к одной щётке, а вторым к корпусу электромотора. Так проверяем стартер на короткое замыкание обмоток его статора на корпус. То же самое проделываем со второй щёткой и гибким проводом. Если мультиметр пищит – короткое замыкание на корпус.

Щупами мультиметра касаемся щёток. Так проверяем обрыв в обмотках статора. Если прибор пищит, значит, повреждений нет, обмотка целая. Оставляем один щуп на щётке, а второй переносим на гибкий провод. Затем, первый щуп переносим на вторую щётку. Так последовательно прозваниваем обмотки статора на обрыв.

Таким же образом можно проверить стартер и его обмотки контрольной лампой. Если лампа загорается, то короткое замыкание на корпус. Если она не горит, когда диагностируем обрыв в обмотках – нарушена проволока в её витках.

Как проверить щеточный узел стартера

Вторым этапом проверяем контактные щетки стартера. Это можно сделать как контрольной лампой и аккумулятором, так и мультиметром.

Но первым делом осматриваем щеточный узел. Между плюсовыми и минусовыми площадками должна быть надежная изоляция. Она может быть из картона или пластика. Если она нарушена, то будет замыкание между плюсовой и минусовой пластиной. Оно выведет из строя втягивающее реле, и стартер будет неработоспособный.

Проверяем изоляцию на щеточном аппарате стартера

Если с изоляцией всё хорошо, то проверяем пружинки щеток. Они должны их надежно прижимать к коллектору якоря. Если пружины поломаны или утратили свою упругость, то не будет надежного контакта. А значит, электромотор в полную мощность крутить не будет.

Проверяем щеточный узел стартера мультиметром и лампой

Переносим щуп на контакт узла с корпусом, вторым касаемся по очереди две другие щетки. Если не было писка мультиметра, значит, обрыв в минусовой цепи щеточного узла. Ремонтировать его не целесообразно, лучше заменить на новый.

Как проверить щетки стартера мультиметром и контрольной лампой

Таким же образом можно проверить контрольной лампой, если нет мультиметра. Подключаем лампу к аккумулятору и повторяем те же операции, как со щупами прибора. Если лампочка не горит, значит, есть обрыв в плюсовой или минусовой части щеточного узла.

Как тестировать обмотки якоря

Для проверки якоря стартера применяется несколько этапов:

  1. Обрыв в обмотках.
  2. Замыкание на вал и сердечник якоря.

Это можно сделать как мультиметром, так и контрольной лампой. Так как действия одинаковые, расскажем про проверку прибором.

Проверка обмоток якоря стартера мультиметром на обрыв

Так же проверяется целостность обмоток контрольной лампой. Если лампочка загорается на каждой из контактных площадок, значит, обмотка целая.

Проверяем замыкание на сердечник или вал

Таким же образом проверяем замыкание на сердечник. Один щуп на сердечнике, второй на коллекторе. Так же проходимся по всем контактным площадкам. Если есть писк, значит, обмотки якоря замыкают на сердечник.

Как проверить замыкание обмоток якоря на сердечник и вал мультиметром и лампой

Существует еще один способ – проверка обмоток лампой на 220 В

Подключаем в разрыв цепи 220 В лампу на 100 Вт. Один конец провода этой цепи приматываем к валу якоря, второй, который идет к лампочке, касаемся к контактным площадкам коллектора. Если лампа загорается, есть пробой витков обмотки и якоря.

Проверка обмоток якоря стартера лампой на замыкание с сердечником лампой на 220 вольт

Я не советую этим методом проверять стартер. Для этого нужно поместить якорь в диэлектрик, а на руки надеть диэлектрические перчатки и иметь определенные навыки. Одним словом – этот способ не подходит для диагностики стартера в домашних условиях.

Видео, как проверить самостоятельно обмотки якоря стартера:

Проверка межвиткового замыкания

Тестируем якорь стартера на межвитковое замыкание

Тестируем бендикс

Если вы подписчики моего сайта, то уже знаете из устройства стартера , что бендикс может вращаться только в одну сторону. При попытке провернуть его в другую сторону, он заклинит. Благодаря этой особенности, можно проверить бендикс на снятом стартере.

Снимаем его с вала якоря, освобождаем от вилки втягивающего реле. Одной рукой держим за нижнее основание и пытаемся провернуть шестерню в одну сторону. Если она свободно вращается в обе стороны, то он неисправный и его нужно заменить. Хотя есть умельцы, которые восстанавливают его работоспособность.

Как проверить бендикс стартера

Если этот тест прошел успешно и бендикс крутиться только в одну сторону, то осматриваем его. Его шестерня должна быть целой, каждый из её зубьев не должен иметь следов повреждения или деформации. Если есть, то деталь под замену.

Видео, как проверить бендикс в гаражных условиях:

Поведем итог

Я смог доказать, что при такой диагностике самым трудным может оказаться процесс снятия стартера с автомобиля? – Если нет, напишите в комментариях свое мнение.

Такие методы проверки работоспособности подходят не только для автомобилей классического автопрома, как ВАЗ, но и на иномарках их можно успешно применять. В большинстве случаев устройство стартеров везде одинаковое, поэтому способы диагностики везде схожие.

Всем спасибо за внимание. Если остались вопросы, то задайте их в комментариях. Я буду рад помочь вам.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: