Как не попасть в дтп на мото

Обновлено: 16.05.2024

На сегодняшний день мототранспорт имеет высокую популярность, как среди молодых парней, так и мужчин постарше. Но, как ни странно, и первые, и вторые регулярно попадают в аварии. О статистике ДТП с участием мотоциклов и основных причинах этих происшествий вы сможете узнать в этой статье.

Статистика ДТП с участием мотоцикла Основные причины происшествий Ответственность за ДТП с участием мотоцикла Ответственность автомобилиста Ответственность мотоциклиста Ответственность пешехода Наказание Независимая экспертиза Ремонтvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Статистика ДТП с участием мотоцикла

Статистика ДТП проводится в целях оценивания безопасности и аварийности на дороге. С её помощью пытаются выяснить самые распространённые причины аварий с участием мотоциклов и факторы, которые влияют на смертность. В таких статистических данных отображаются изменения на протяжении многих периодов. В этом году в России наблюдается уменьшение числа происшествий при участии мотоциклистов, чем за прошлый год (приблизительно на 4%).

Важно заметить, что после 2015 года количество смертельных ДТП уменьшилось практически на 16%. Также согласно данным в большинстве аварий виновны водители двухколёсных средств передвижений, которые нарушают ПДД. Большая вероятность, что они даже не имеют прав категории А.

Важно! Именно по причине несоблюдения основных требований, описанных в правилах дорожного движения, мотоциклисты чаще всего и гибнут.

Большинство мотоциклистов, которые попали в аварии, — это люди 18–25 лет, а также те, кому уже за 30. Это связано с потребительскими качествами, ведь молодёжь в юном возрасте предпочитает мотоцикл, как первый транспорт, а вторая категория приобретает двухколёсный транспорт как дополнительное средство. Согласно статистике ДТП с мотоциклами, гораздо чаще в аварии попадают спортивные байки, а также, как ни странно, скутеры, ведь водители двигаются хаотически.

Важно! Использования шлема не мешает воспринимать звуки и видеть дорогу, не мешает концентрации на пути, но защищает голову и шейные позвонки от сильных повреждений.

Основные причины происшествий

Основные причины аварий с участием мотоцикла:

Также причинами могут быть столкновения с животными (по этой причине происходит всего 1% процент ДТП с участиями мототехники, но и он существенный), плохая видимость из-за погоды, утечка топлива и невнимательность мотоциклиста.

Ответственность за ДТП с участием мотоцикла

Ответственными за ДТП при участии мотоцикла могут быть разные стороны: мотоциклисты, автомобилисты, а также пешеходы.

Ответственность для водителя авто назначается таким же образом, как и для водителя мотоцикла. Она зависит от числа пострадавших и серьёзности урона для средства передвижения.

Виновник обязан покрыть затраты за утраченную через нетрудоспособность заработную плату, на лечение или погребение, за моральный ущерб.

Виновников сразу же привлекают к уголовной или административной ответственности:

в случае, когда ДТП привело к смерти или нанесён серьёзный ущерб здоровью, наказание будет установлено в соотношении ст. 264 УК; в случае причинения увечья несерьёзной тяжести, дело будет рассматриваться в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ. В таком случае водителя лишают прав или заставляют выплачивать деньги.

Соответственно Уголовному кодексу устанавливают такую форму наказания:

гибель нескольких людей — 7 лет лишения свободы; смерть одного гражданина — 5 лет; нанесение серьёзного вреда — 2 года.

В ситуации если в ДТП участвовал несовершеннолетний, то к ответственности привлекаются родители (ст. 5.35 КоАП). К тому же, если управление мототранспортом совершалось личностью, которой не исполнилось 16 лет, то это влечёт за собой большую вероятность, что именно этого человека и признают виновным в ДТП. В случае, если мотоциклисту нет 14 лет, то гражданско-правовая ответственность проходит соответственно ст. 1073 ГК, а если виновнику 14–18 лет, то ст. 1074. Необходимо учитывать ст. 1079 ГК.

Если у мотоцикла нет страховки или он не состоит на учёте, то водитель обязан возместить штраф в окладе 500–800 рублей.

При условии, если пешеход получил травмы по своей вине, то мотоциклист не привлекается ни к административной, ни к уголовной ответственности. Но стоит учитывать ст. 1064 ГК, где говорится, что водитель мототранспорта должен возместить расходы на лечение пешехода, потому как владеет средством более травмоопасным. Если же пешеход всё-таки виновен в ДТП, то по ст. 12.29 части 1 КоАП он должен быть привлечён к уголовной ответственности и обязан разместить расходы за повреждение мотоцикла.

Знаете ли вы? Восемь лет назад в Нью-Йорке был протест байкеров, которые отрицали закон об необходимости ношения защитных шлемов во время поездки на мотоцикле. Один из участников не справился с управлением и умер, сильно ударившись головой об землю. Медики диагностировали, что он мог бы выжить, если бы на нём был шлем.

Мотоциклисты — это полноценные участники дорожного движения, поэтому и отвечают они по такой статье, как и автомобилисты. В том случае, если в аварии, которая привела к летальному исходу или сильным повреждениям, виновен мотоциклист, то на него возлагается уголовная ответственность (лишение свободы) и оплата штрафа около 200 тыс. рублей за моральный ущерб. Особь может ответить по статье, если в её силах было избежание ДТП, но она не сделала этого, и это повлекло некоторые последствия.

Наказание при ДТП со смертельным исходом устанавливается в согласии со 264 статьёй УК:

Когда были не соблюдены ПДД и ДТП случилось из-за мотоциклиста, в ходе которого кто-то погиб, то водителя лишают свободы на 5 лет и на 3 года лишают права сесть за руль мотоцикла.Если же по итогу аварии человек одержал тяжёлые увечья, то водителя могут лишить свободы на срок до 3-х лет или же он обязан выполнять принудительные работы сроком до 2-х лет. Кроме этого, водителя могут лишить прав водить мотоцикл или же арестовать на 6 месяцев.

Рекомендуем для прочтения:

Разбор ДТП при повороте налево и направо

Что обязан делать водитель в случае ДТП: правила поведения, возможные разногласия

Обязательные действия при попадании в ДТП

Кто чаще попадает в аварии по статистике ДТП — мужчины или женщины

Чтобы при ДТП с мотоциклом выяснить причину столкновений, глобальность ущерба, необходимо провести независимую экспертизу. Такую экспертизу может провести лишь эксперт-техник, который профессионально оценит те или иные повреждения. В том случае, если мотоцикл застрахован, то и экспертизу проводит страховая компания. Если же нет, то вызывают специальные службы. Тогда её стоимость будет не меньше 5 тыс. рублей, но у самой компании должна быть специальная лицензия.

Сам процесс происходит по таким этапам:

Осмотр внешних частей мотоцикла, их оценка и характеристика повреждений.Частичный разбор мотоцикла. Оценивание повреждений главных агрегатов.Вероятность появления скрытых поломок.Повреждения обмундирования мотоциклиста.

Комплексная проверка начинается с исследования условий ДТП, применяя справку ГИБДД и протокол ДТП. Для экспертизы используют профессиональные приборы для диагностики повреждений.

Ремонт включает в себе такие процессы:

сварка пластиковых запчастей. Такие конструкции во время падения страдают больше всего. После сварки элементы окрашивают и устанавливают на транспортное средство; восстановление формы рамы. В этом процессе поправляются бугеля, вилки и траверсы, что требует необходимого специального оборудования; ремонт основных агрегатов мотоцикла. Эту работу в сервисе выполнять проще всего, но иногда необходимы дорогостоящие детали, изготовление которых приходится ждать некоторое время. После выполнения всех работ мотоцикл полностью собирается и окрашивается.

В итоге, статистика аварий с участием водителей мототранспорта немного стала улучшаться в этом году. Но мотоциклисты обязаны соблюдать правила дорожного движения, для избежания ДТП, ведь всё же такие аварии не редкость и причины у них самые различные.


Слепые зоны на дорогах

Выезд со двора

Проблема:


Выезд машин со двора – одна из самых опасных ситуаций на дороге. С главной дороги эти повороты и так просматриваются плохо, а они могут быть ещё загорожены припаркованными рядом машинами или заслонены деревьями. На большой скорости увидеть выезжающую машину и затормозить практически нереально. Мотоциклист врезается в бампер автомобиля, переворачивается и вылетает из седла. Уцелеть после такой аварии очень трудно.

Решение:

Невозможно предугадать, выедет ли машина из ближайшего двора или нет. Поэтому лучший способ уберечься – быть всегда начеку. Приближающийся поворот – это повод сбросить скорость и положить руку на рычаг тормоза: так в случае появления машины вам понадобиться меньше времени, чтобы затормозить. Не забывайте, что ехать лучше по той части полосы, откуда видны все повороты во двор.

Слепая зона за другим автомобилем

Проблема:


Маленькие габариты байка могут стать большой проблемой на дороге. Заметить мотоциклиста за автобусом, грузовиком, фургоном или просто внедорожником бывает очень трудно. При повороте со встречной полосы налево водитель автомобиля может проявить невнимательность, решив, что за автобусом никого нет. Он повернёт и на большой скорости влетит в ваш мотоцикл. Виновным признают его, однако вам, возможно, уже будет всё равно.

Решение:

Избегайте крупных транспортных средств. Если одно из них оказалось перед вами на дороге, ни в коем случае не приближайтесь к нему вплотную. Лучше держитесь на безопасном расстоянии, а при первой возможности перестройтесь в другую полосу. Это снизит вашу скорость, но позволит другим водителям видеть вас.

Невидимый автомобиль

Проблема:


Если мотоциклист едет справа от крупногабаритного транспорта – автобуса или грузовика – он совершенно не видит, что происходит на левой части дороги. Поэтому, когда какой-то автомобиль на перекрёстке слева решит повернуть налево и встроиться перед мотоциклистом, ни один из них не будет готов к встрече. Из-за грузовика или автобуса, закрывающего обзор, у мотоциклиста не будет времени на торможение, и авария станет неизбежной.

Решение:

Всегда помните о тех, кто собирается повернуть налево. Они представляют самую большую опасность на дорогах. Чтобы видеть их вовремя, никогда не прижимайтесь вплотную к другим автомобилям. Если же ваш обзор загораживает какое-то большое транспортное средство, постарайтесь обогнать его или остаться позади. Если же сделать это невозможно, максимально снизьте скорость и будьте готовы затормозить, в случае опасности.

Неправильное предсказание чужих действий

Стадное чувство или проблемы от второй машины

Проблема:


Часто бывает, что вслед за первой машиной, повернувшей на перекрёстке, стоящие за ней автомобили тоже решают повернуть. Представьте себе, что вы ждёте очередь проехать на перекрёстке. Слева резко выезжает автомобиль, и вы притормаживаете, чтобы пропустить его. Наконец автомобиль проезжает, и вы нажимаете педаль газа, отправляя ваш мотоцикл вперёд. Но внезапно стоящие за проехавшим автомобилем машины тоже начинают поворачивать и выскакивают на дорогу. Вы не успеваете затормозить и врезаетесь в один из них.

Решение:

Причин, по которым те водители тоже решили повернуть, может быть несколько. Возможно, сработало стадное чувство, и автомобилисты просто решили повторить вслед за первым. А возможно, они неправильно оценили вашу скорость и легкомысленно понадеялись на случай. В любом случае вы должны ожидать подобных ситуаций: будьте готовы, что вслед за одной машиной повернут и другие. Положите руку на рычаг тормоза и приготовьтесь к экстренному торможению.

Неправильная оценка поведения водителя

Проблема:


Мотоциклист едет по дороге, но внезапно водитель с противоположной полосы начинает поворачивать налево. Ситуация опасная, но автомобиль должен успеть повернуть до того, как мотоциклист приблизится. Но водитель замечает несущийся на него байк и в панике резко жмёт на педаль тормоза. Происходит столкновение.

Решение:

Хочется верить, что в критической ситуации каждый водитель умеет мыслить хладнокровно, однако это не так. Поэтому не стоит пытаться проскочить между машинами – лучше сразу готовьтесь к экстренному торможению. Будьте наготове, держите руку на тормозе, и в случае опасности у вас будет больше шансов избежать ДТП.

Враги справа

Проблема:


По дороге едет автомобиль, а чуть подальше за ним – мотоцикл, который безуспешно пытается обогнать впереди идущий транспорт. Наконец, мотоциклисту выпадает удачный шанс и он, включив огни, нажимает на газ, чтобы обойти машину слева. Но он находится в мёртвой зоне водителя, а может быть водитель слишком рассеян и невнимателен. Неважно, почему, но автомобиль резко поворачивает налево. Байк не успевает затормозить и врезается в бампер – ДТП.

Решение:

Чтобы избежать подобных ситуаций, всегда осматривайте дорогу на наличие съездов, поворотов, ворот или дворов. Каждая возможность повернуть рассматривается, как потенциальная опасность. Мало ли, что придёт в голову непутёвому водителю. Поэтому, каждый раз, когда вы видите поворот, готовьтесь к экстренному торможению. Можно принажать на рычаг переднего тормоза – это сократит тормозной путь в случае опасности. И конечно же, не стоит ехать вплотную к автомобилю в надежде, что водитель вас заметит.

Вы думали вас пропускают

Проблема:


Нерегулируемый перекрёсток. Водитель и мотоциклист встретились глазами, и мотоциклист убедился, что его заметили. Он нажимает на педаль газа, чтобы проехать вперёд, однако в этот же момент водитель автомобиля делает то же самое и врезается в бок байка. Конечно же, в такой ситуации мотоциклист получит серьёзные повреждения, хотя он был уверен, что его видят и пропускают.

Решение:

Дело в том, что многие автомобилисты считают, будто мотоциклы всегда обязаны их пропускать. Но проблема может быть не только в этом: вполне возможно, что водитель принял движение вашего шлема за приглашение проехать или движение вашей ноги за намерение притормозить. Всегда будьте готовы к неожиданным действиям других водителей. Смотрите на их поведение, пытайтесь предугадать их действия, но всё равно держите руку на тормозе для экстренного торможения.

Неверное истолкование сигналов фар

Проблема:


Если несколько поворотов в одну сторону расположены на дороге друг за другом, то заранее включённые поворотники могут сбить водителей с толку. Они могут решить, что вы хотите свернуть на заправку, к магазину или во двор, из-за чего возникнет аварийная ситуация. Однако и поздно зажжённые фары создают проблемы на дорогах, так как другие автомобилисты могут не понять, собираетесь ли вы поворачивать или проезжать прямо.

Решение:

Прежде, чем включить поворотники, осмотрите дорогу и убедитесь, что другие водители поймут вас правильно. Сбросьте скорость и, на всякий случай, положите руку на рычаг переднего тормоза. Если есть вероятность недопонимания, повремените с включением фар или вовсе остановитесь и взмахом руки пропустите другие машины. Конечно, это займёт больше времени, но так у вас будет больше шансов выжить в городе.

Ловушки на дорогах

Когда вы на мотоцикле, опасность представляют не только неумелые водители, но и сами дороги. Из-за того, что у мотоцикла только 2 колеса, и каждое из них очень чувствительно, любая яма или кочка может оказаться фатальной. Поэтому важно следить не только за машинами и другим транспортом, но и за состоянием дорог.

Скользкая краска

Проблема:


Часто стрелки на дорогах, указывающие направление движения, делаются из специального износостойкого материала с добавлением пластмассы. Они совершенно безопасны в обычное время, но, как только на них попадает хоть немного воды или бензина, они становятся очень скользкими. Машинам такие стрелки не страшны, но вот для мотоциклистов они представляют серьёзную угрозу, особенно на дорогах с уклоном вниз.

Решение:

Предупреждён – значит вооружён. Лучший способ избежать аварии – объезжать подобные стрелки. Обычно они занимают не всю ширину дороги, так что есть возможность не задеть колёсами опасный материал. Если же объехать его не удаётся, готовьтесь к экстренному торможению. Заезжая на стрелку, будьте готовы к тому, что ваш мотоцикл потеряет сцепление с дорогой и начнёт вилять. Положите руку на рычаг заранее, а в случае, если байк начнёт скользить, жмите на тормоз изо всех сил.

Неожиданные ямы

Проблема:


Хорошие дороги – это не то, чем может гордиться наша страна. Однако, если колесо машины попадёт в яму, худшее, что может случиться – это повреждение некоторых её частей и пробка на дороге. Если же в такую яму попадёт мотоцикл, то его переднее колесо провалится, мотоцикл перевернётся, и водитель вряд ли сумеет удержаться в седле. Обычно ямы на дорогах хорошо заметны, но если они прикрыты металлическим листом или если на улице нет достаточного освещения, они вполне могут стать неприятным сюрпризом.

Решение:

Старайтесь держаться на достаточном расстоянии от автомобиля впереди, чтобы видеть состояние дороги. Не утыкайтесь в бампер автомобиля, а перед тем, как нажать на газ, проверяйте дорогу на наличие каких-то неровностей. Также не забывайте смотреть на колёса других машин: если вы видите, что какое-то из них провалилось или подпрыгнуло, это повод проявить осторожность.

Песок после зимы

Проблема:


Зимой большую часть замёрзших дорог посыпают песком, чтобы они были менее скользкими. Но наступает весна, лёд тает, а песок остаётся на дорогах до тех пор, пока колёса проезжающих мимо автомобилей не разнесут его по городу. На этом песке легко может поскользнуться мотоцикл: колёса начнёт мотать из стороны в сторону, и удержать байк в вертикальном положении будет непросто.

Решение:

Чаще всего такой песок оказывается сдвинут ближе к бордюрам, однако он может встретиться и на середине дороги. Самый эффективный способ избежать проблем – объехать песок. Если же такой возможности нет, то сбросьте скорость, положите руку на тормоз и отклоните корпус назад. Ваша задача – провезти мотоцикл по песку как можно ровнее, не позволяя ему заваливаться на бок или вилять. Главное – не менять скорость, не делать резких рывков и не тормозить.

Мокрые дороги после дождя

Проблема:


Мало кто любит ездить на мотоцикле под дождём, когда капли на визоре мешают обзору, а мокрая одежда прилипает к телу. Поэтому большинство байкеров при первых признаках дождя прибавляют скорость, чтобы поскорее добраться до укрытия. Но это ошибка: на мокрой дороге сцепление становится хуже, мотоцикл начинает заносить на поворотах, а управление теряется. Из-за воды увеличивается тормозной путь, что может оказаться неожиданностью для начинающих мотоциклистов.

Решение:

Дорожные работы

Проблема:


Участок дороги, на котором ведутся какие-то работы, следует проезжать с повышенным вниманием. Там мотоцикл может ожидать много неожиданностей: скользкие люки и металлические листы, на которых байк теряет сцепление с дорогой, ямы и кочки, рассыпанный песок или другие неприятные материалы. Неопытный водитель может легко растеряться и попасть в аварию.

Решение:

Если есть такая возможность – выберите путь, не проходящий через дорожные работы. Если же других вариантов нет, то сбросьте скорость до минимума, а в случае экстренного торможения пользуйтесь преимущественно передним тормозом – он сделает ваш тормозной путь короче.

Опасности на светофорах

Опасность светофоров заключается в том, что на них приходится тормозить, а затем снова разгоняться. Причём оба этих действия иногда необходимо выполнять очень быстро и точно. Особенно это касается перекрёстков, где малейшая ошибка может привести к серьёзному ДТП. Поэтому так важно не только знать все нюансы движения транспорта на перекрёстках, но и уметь быстро оценивать ситуацию и принимать верное решение.

Удар в спину

Проблема:


Мотоциклист едет на большой скорости по свободной дороге и впереди видит перекрёсток. Он собирается проехать, но внезапно на светофоре загорается жёлтый свет, так что водитель бьёт по тормозам. И в ту же секунду он получает удар сзади от не успевшего остановиться автомобиля. Дело в том, что из-за резкого торможения мотоциклиста, следующий за ним водитель не подготовился и не смог затормозить вовремя.

Решение:

Внезапный красный

Проблема:


На улицах до сих пор существуют перекрёстки, на которых светофоры работают вразнобой. Зелёной волны нет, так что цвета меняются совершенно непредсказуемо. В таких условиях очень просто не успеть пересечь линию до того, как зажжётся красный, и застрять на середине дороги с оживлённым движением. Такая ситуация очень опасна, так как любой автомобиль может сбить байк, замерший посреди улицы.

Решение:

Чтобы предугадать переключение огней светофора, всегда смотрите на светофоры для пешеходов. Обычно они гаснут на несколько секунд раньше, чем загорается зелёный для машин. Это делается для того, чтобы все люди успели уйти с дороги. Глядя на изменение цветов на пешеходных светофорах, можно предугадать появление красного на светофорах для машин, и, благодаря этому, избежать аварийных ситуаций.

Зоны повышенного риска

К сожалению, в каждом городе есть места, на которых соблюдение ПДД регулируется нестрого, из-за чего нарушения совершает практически каждый второй водитель. В таких местах требуется повышенная концентрация, и полагаться следует не на опыт вождения, а на умение здраво оценить дорожную ситуацию целиком и предугадать возможные действия других водителей.

Парковка

Проблема:


Парковки практически не регулируются: камеры там весят очень редко, так что наказать нарушителей невозможно. Поэтому многие водители закрывают глаза на правила и начинают ездить так, как удобно им, из-за чего мотоциклист может попасть в неприятное положение, оказавшись зажатым между несколькими автомобилями.

Решение:

Единственный способ уберечься от аварий в нерегулируемых местах – это быть предельно сосредоточенным. Сбросьте скорость до минимума, а руку постоянно держите на рычаге переднего тормоза. Будьте готовы к аварийному торможению.

Круговой перекрёсток

Проблема:


Основные нарушения на круговых перекрёстках случаются на въездах и выездах, когда водители спешат перестроиться и забывают про ПДД, повергая чужие жизни опасности. Для мотоциклистов, заехавших на круговой перекрёсток, есть и другой повод для беспокойства – повороты. Начинающему байкеру достаточно чуть-чуть напутать с углом наклона мотоцикла, чтобы тот не вписался в поворот и слетел с дороги.

Решение:

Будьте предельно внимательно и притормаживайте возле каждого съезда. Для выезда с кругового перекрёстка перестраивайтесь заранее, а если не успеваете – лучше проехать ещё один круг. Не разгоняйтесь. Центробежная сила обязательно попытается уронить ваш мотоцикл, а это может привести к серьёзным последствиям.


Предупрежден — значит вооружен!

Мотоцикл-призрак

Наиболее частая ситуация. Водитель поворачивает налево и не видит едущего прямо встречного мотоциклиста. Иногда подобное происходит и при выезде с прилегающей дороги. Смотришь на видео и просто поражаешься. Вот он, байк, отлично виден! Однако водитель упорно не замечает его и закрывает путь. Причин тому несколько.

— Человек за рулем привыкает к габаритам автомобилей и не идентифицирует более компактный мотоцикл как опасность. В былые времена на российских дорогах ближний свет фар днем был обязателен только для мотоциклистов. Они и выделялись на дороге. После введения обязательного использования фар на всех транспортных средствах байки в потоке затерялись. Впрочем, такие аварии распространены не только в России, но и во всем мире.

— Мотоцикл может ехать с высокой скоростью, что опять же не всегда можно понять. Вроде бы еще далеко, а через пару секунд возникает непосредственный контакт.

— На многополосной дороге мотоцикл может закрывать другое транспортное средство. Другая распространенная ситуация: байк на высокой скорости выскакивает из-за машины на многополосной дороге.


В такой аварии однозначно виноват водитель автомобиля: он оплачивает ущерб. Если травмы серьезные, то дело переходит в уголовную плоскость. Высокая скорость мотоцикла не станет серьезным аргументом для следствия и суда. Необходима причинно-следственная связь между нарушением и аварией, а ДТП произошло по той причине, что водитель автомобиля перегородил дорогу.

Единственный способ уберечься от такой аварии: совершать маневры медленно и перед поворотом дважды смотреть в ту сторону, откуда может появиться опасность. А возникнуть она может как спереди, так и сзади. Поэтому при повороте налево смотрите как в лобовое стекло, так и в зеркало заднего вида.

Особенно аккуратно поворачивайте в плотном потоке машин. На видео выше водитель легковушки поворачивал в полумертвой пробке, когда все окружающие стояли. Мотоцикл, летящий между машинами, появился совсем неожиданно. Да, мотоциклист действовал необдуманно, но виновным в этой аварии, вероятнее всего, окажется водитель автомобиля.

Боковой интервал

Как можно на пустой дороге въехать в едущую рядом машину? А вот так, запросто! От такой аварии не убережешься. Хотя принцип трех Д — Дай Дорогу Дураку — актуален всегда. Мораль такова: никогда не прижимайтесь к байку, по возможности держитесь от него подальше.

Как уже было сказано, уровень водительского мастерства байкеров оставляет желать лучшего. В мотошколах натаскивают на сдачу экзаменов, требования которых далеки от дорожной реальности. Достаточно вспомнить, что все маневрирование происходит на малой скорости. Реально уже на 60 км/ч методы руления требуются совершенно иные. Вот и бьется народ почем зря.

Есть важный психологический момент. В крови мотоциклиста, особенно начинающего, кипит адреналин. Даже тихоня начинает проявлять агрессию, зачастую необоснованную. Автомобиль вильнул и чуть не задел мотоцикл? Такого нужно догнать, долбануть в дверь, а то и зеркало разбить. Дальнейшее развитие сюжета непредсказуемо, но чаще всего это вовсе не сказка со счастливым концом. Помните, переживший смертельную опасность человек не всегда адекватен. Берегите свои нервы и не конфликтуйте, даже если оппонент неправ. Если же нанесен материальный ущерб, то постарайтесь запомнить номер, записать очевидцев и вызывайте полицию. Закон в этом случае на вашей стороне.

Держи дистанцию

Для любого водителя едущий впереди мотоцикл уже становится опасностью. Не жмитесь к нему, держите дистанцию. На этом видео байк упал совершенно неожиданно, и хорошо, что следовавший за ним автомобиль успел остановиться.

Мотоциклист ехал прямо за микроавтобусом, остановка перед пешеходным переходом для него оказалась совершенно неожиданной. Хорошо, что скорости были невысоки. Ко всему прочему байкеру повезло. Он вывалился на встречную полосу и спасла его лишь отличная реакция водителя, мгновенно среагировавшего на внезапно возникшее препятствие. Стоит отметить, что российские ПДД в случае возникновения опасности обязывают лишь жать на тормоз. Если бы водитель действовал именно так, то байкер наверняка получил бы серьезные травмы.

Как правило, тормозной путь мотоцикла больше, чем автомобиля. Поэтому если за вами едет мотоциклист, по возможности тормозите заблаговременно и аккуратно. Понятно, что при таком попутном столкновении виновным окажется мотоциклист. Но нужна ли вам лишняя нервотрепка?

По узкой тропинке

Практика показывает, что к неожиданной встрече может быть не готов не только автомобилист, но и его собрат-байкер. И для него мчащийся между рядами байк порой оказывается неприятной неожиданностью. В общем, всем стоит маневрировать медленно и смотреть дважды на дорогу. Самим мотоциклистам — в том числе.

Указатель поворота

Без запаса прочности

Одни не уступают дорогу из-за личных амбиций. Другие попадают в ДТП из-за банального неумения. Водитель машины, судя по всему, просто не видел байк и плавно перестраивался. Ехал тихонько и вроде бы был абсолютно безопасен для окружающих. Его намерения и траектория движения были видны всем. В том числе и байкеру. Мотоциклист мог бы притормозить и пропустить. Вместо этого он принял ошибочное решение: поддал газу и попытался обогнуть машину слева. Вероятнее всего, в ДТП будет виноват водитель автомобиля. Хотя если отвлечься от правил, то виноват мотоциклист — он неверно рассчитал маневр.

Разница скоростей

Другой вариант непонимания друг друга участниками движения из-за разных габаритов и скоростей. Нередко авария происходит следующим образом: в вялотекущем потоке водитель выбирает место для парковки и, завидев свободное пространство, поворачивает. Вроде бы только что смотрел в зеркало заднего вида — никого там не было. Если за ним свистит мотоцикл, то байкер просто не успевает среагировать. В такой аварии не важна абсолютная скорость. Критической становится разность скоростей. Если мотоциклист опережает поток более чем на 30 км/ч, жди беды: любой простейший, но неожиданный маневр окружающих становится смертельно опасным для байкера. Часто мотоциклист получает серьезные травмы: бьется об машину по касательной, как бильярдный шар меняет траекторию движения и улетает в какую-то преграду — столб, стоящий автомобиль и т. д. Столкновение неожиданное, скорость снизить не удается. Удар страшный, последствия трагические.

При маневрировании на малой скорости не расслабляйтесь и контролируйте ситуацию, перед совершением маневра дважды смотрите в зеркала.

Опасные места

Мотоцикл менее устойчив, чем автомобиль — колес-то всего два. На видео мотоциклист ехал хорошо и чувствовал себя королем дороги. Лихо проскочил по встречным трамвайным путям, потом вклинился в поток. Но рельсы оказались неожиданно скользкими. К тому же он, похоже, именно на них слегка притормозил.

Байк может упасть совершенно неожиданно, поскользнувшись на гравии, трамвайных путях (особенно при повороте на них), опавшей листве. Особых травм в этом случае мотоциклист не получает, но есть опасность наезда сзади. Так что еще раз вспоминаем о необходимости держать дистанцию.

Открытие дверей

Другая классика мотоаварий — внезапно открывшаяся дверь. Особенно часто это происходит в пробке. Все стоит намертво, водитель ковыряет в носу или тупит в смартфоне. В зеркало заднего вида смотрел уже не раз и не два. Чувство опасности отбито наглухо. Водитель расслаблен и открывает дверь не глядя. Иногда так могут поступать и пассажиры. Вина открывшего дверь однозначна, но тем не менее находятся несогласные. Они заявляют, что мотоциклист не соблюдал безопасный интервал и сам виновен в случившемся. Однако не существует четкого понятия безопасного интервала. Поэтому ПДД не запрещают двигаться в одной полосе двум транспортным средствам параллельно. Главное, чтобы не пересекали сплошную линию разметки.

Мораль проста: перед открытием двери смотрите в зеркала и блокируйте все двери при движении. Это защитит как от воров, так и от необдуманных действий пассажиров.

Встречный удар

Вот еще авария, в которую попал начинающий байкер. Он входил в поворот на вполне допустимой скорости. Но боялся, судорожно сжимал руль и смотрел на едущий навстречу автомобиль. В него он и въехал! Его не научили в мотошколе простой истине: всегда смотри на дорогу, взгляд должен упираться в выход из поворота! И машина, и мотоцикл всегда едут туда, куда смотрит водитель. Кстати, такой алгоритм действий актуален не только на дороге, но и в бизнесе, да и вообще в жизни. Всегда просматривай свой путь, не бойся и не отвлекайся. Тогда все получится!

Число ДТП с участием мотоциклистов в России снижается, но это по-прежнему самые страшные аварии. В ГИБДД говорят, что мотоциклисту достаточно падения на скорости 10–20 км/ч, чтобы сломать руку или ногу, а в случае отсутствия защитного мотошлема — получить черепно-мозговую травму. При таком ДТП важно быстро среагировать, чтобы спасти человеку жизнь. Специалисты Московского учебного центра Федеральной противопожарной службы имени Героя Советского Союза С.И. Постевого рассказали, что нужно делать, если вы увидели ДТП с мотоциклом.

Обозначить место аварии

Для начала нужно обеспечить безопасность места происшествия, чтобы здесь не произошли новые ДТП, и люди, работающие на аварии, не пострадали.

Если вы на машине, ее нужно поставить перед местом ДТП, немного под углом к дороге — так, чтобы при возможном ударе она вылетела на обочину, а не на встречную полосу. Если вы на мотоцикле, его также нужно поставить немного по диагонали: так водителям будет проще его идентифицировать.

Перед своей машиной или мотоциклом поставить аварийный знак, а чуть подальше — еще один. Это даст другим водителям запас времени, чтобы сориентироваться: если кто-то не заметит первый знак, он увидит второй, а если и это не поможет — он влетит в вашу машину, но при этом вы не пострадаете. Когда авария произошла на повороте, знак надо ставить перед ним, чтобы поворачивающие могли увидеть его издалека.

Включить "аварийку" и поставить сигнальный фонарь, если он есть. Это привлечет дополнительное внимание, особенно в темноте. На мотоциклах можно сжать ручку тормоза и зафиксировать ее скотчем или пластырем. Этот сигнал намного ярче, чем габаритные огни.

Надеть светоотражающий жилет, чтобы в темноте вас заметили. В учебном центре также рекомендуют пришивать светоотражающую полосу на брюки, чтобы проезжающие увидели вас, даже если вы стоите на коленях. Также можно использовать светоотражающие повязки и браслеты.

Вызвать помощь

Оценить ситуацию и вызвать скорую помощь: четко назвать адрес, сообщить, что произошло мото-ДТП, назвать количество пострадавших и их примерный возраст.

Если есть разлив топлива, необходимо сразу позвонить в "101". Бригада тут же выдвинется по указанному адресу. Параллельно пойдет сигнал в скорую, которая будет направлена к месту аварии вместе с пожарно-спасательными подразделениями и ГИБДД.

Если у вас нет специальных навыков и пострадавшим напрямую ничего не угрожает, не стоит предпринимать никаких действий — ожидайте приезда скорой.

Постарайтесь найти свидетелей — кого-то, кто мог бы находиться рядом с вами в это время. Можно остановить проезжающую машину и попросить об этом.

Позаботиться о собственной безопасности

Бывают ситуации, когда подходить к пострадавшему опасно и делать это должны только специалисты. Например, оставайтесь в стороне, если разлилось топливо, иначе вы сами можете пострадать.

Будьте осторожны, если у него кровотечение. Пострадавший может быть носителем вирусных заболеваний, которые передаются через кровь. А у вас на руках и других открытых частях тела могут оказаться мелкие ссадины, царапины и микроповреждения, через которые вирус может попасть к вам в организм. Поэтому если там брызжет кровь и уже образовалась лужа, а вы в легкой блузке и сандалиях, не подходите. Решили осмотреть пострадавшего? Наденьте резиновые перчатки, даже если явного кровотечения нет — на экипировке и черной одежде крови не видно.

Кроме того, у перчаток есть одно свойство: когда вы в них, это сигнал для окружающих, что вы — человек, который оказывает помощь. Это спасает от необоснованной агрессии, допустим, если прибывшие друзья мотоциклиста начинают искать виновника аварии.

Оценить состояние пострадавшего

Когда вы подошли к пострадавшему, нужно выяснить, в сознании ли он. Возьмитесь за "подбородок" шлема, зафиксируйте его и аккуратно поднимите забрало, чтобы голова и сам шлем не сдвинулись. Снимать шлем не надо: у человека может быть перелом шейного отдела позвоночника, и неумелыми действиями ему легко навредить.

Начните разговаривать. Можно слегка потрогать за плечи и спросить: "Что случилось? Помощь нужна?" Продолжайте с ним разговаривать: ему больно и страшно, а присутствие рядом человека немного успокаивает. Только не нужно говорить, как в кино, что все будет хорошо, ведь вы не можете этого гарантировать. Можно сказать что-то типа "мы постараемся тебе помочь, я вызвал скорую, надо подождать".

Затем нужно понять, что с ним. Для этого его надо ощупать. Только обязательно сообщайте ему, что вы делаете: "Давай я ощупаю тебя аккуратно. Вот здесь больно?" Там, где больно, скорее всего, перелом, который также ощущается при прощупывании. Тогда человека лучше лишний раз не двигать.

Если есть кровотечение, на перчатках останутся следы или вы услышите хлюпанье. Чтобы остановить кровь, можно зажать место руками выше раны или наложить повязку.

Если пострадавшему нигде не больно, но голова кружится и в глазах темнеет, значит, он теряет сознание. Нужно попросить, чтобы он подложил руки под шлем и перевернулся на бок. Это возможно, только если у него нет переломов.

Запоминайте, что он говорит о своих ощущениях: где болит, чувствует ли конечности, кружится ли голова — эта информация поможет врачам, если к их приезду он потеряет сознание.

Пострадавший без сознания — глаза закрыты, на вопросы не отвечает — это опасная ситуация. Есть два варианта действий. Первый: все-таки снять шлем и запрокинуть ему голову назад. Но это нужно делать вдвоем и осторожно, поэтому если никогда не пробовали — не пытайтесь. Второй: перевернуть на бок. Но с переломом таза его лучше не двигать. Если не уверены — не делайте ничего.

Читайте также: