Как получить категорию вождения м

Обновлено: 03.05.2024

Скутеры по определению правил дорожного движения относятся к мопедам, рабочий объем двигателей которых не должен превышать 50 см кубических.

В каком порядке присваивается

Если водительское удостоверение оформляется впервые, то сдавать на категорию М можно с 16 лет, пройдя теоретические и практические экзамены. Управлять средством можно сразу после получения прав, не дожидаясь наступления 18 лет. Подробнее о получении категории M здесь.

Если будущему водителю уже исполнилось 18 лет, то он может освоить любую категорию прав, дополнительно получив отметку в водительском удостоверении о возможности управлять ТС категории М. Отдельно получать права только М нет смысла, т.к. при желании управлять другим ТС потребуется переоформление водительских документов и пересдача экзаменов, а также сбор всех сопровождающих документов.

Для водителей с действующими правами

Что означает категория М в современном водительском удостоверении? Какие транспортные средства относятся к категории М? На чём можно и нельзя ездить её обладателю? Чем она отличается от А и А1? Кому и как сдать на категорию М? На все вопросы ответы в статье.

Что обозначает категория водительских прав М

С 2014 года в таблице на задней стороне водительского удостоверения появились новые литеры. В их числе категория М. Против неё рисунок или пиктограмма, изображающая мопед, мотороллер, мокик.

Права категории М

В то же время есть категории А и А1 с крупным и более мелким мотоциклами. До 2014 года такая дифференциация отсутствовала. Поскольку для введения новых категорий должны быть серьёзные основания, требуется разобраться в вопросе с использованием в качестве аргументов законов, стандартов и прочих нормативных документов.

Нормативная база

Раз речь зашла об официальных нормативах, надо составить их перечень, на который в дальнейшем можно будет ссылаться и использовать для доказательства того, что можно или нельзя.

    , регламентирующий безопасность движения на дорогах , устанавливающий требования к квадрициклам , устанавливающий требования, в том числе к двухколесному мототранспорту . Устанавливает медицинские требования к водителям
  1. Конституция – её положения тоже будут использованы для аргументации. Вообще-то её положено ставить на первое место, но ввиду того, что упоминание будет слишком общим…

Каждый из перечисленных документов имеет силу закона. Изложенные в нём требования обязательны для исполнения. В случае обнаружения пробелов будут даны комментарии с рассмотрением возможных вариантов.

Разница между категорией М и А

В законе [1] мотоциклы категории А, мопеды категории М, сюда же входят и лёгкие квадрициклы.

Теперь нужно выяснить чем отличаются транспортные средства, перечисленные в категориях прав, к каким категориям до скольки кубов и киловатт относятся мопеды и квадрициклы. Информация находится в стандарте [2]:

  • Мопеды двух- и трёхколёсные должны иметь мотор с объёмом цилиндров до 50 кубиков (куб. см) или мощностью до 4 кВт (5,3 л. с.) и имеющие возможность разгоняться до скорости не больше 50 км/ч
  • Мотоциклы – двухколёсные или трёхколёсные, если с коляской – имеют мотор объёмней 50 кубиков и мощнее 4 кВт, с наибольшей скоростью выше 50 км/ч.

В стандарте [3] говорится о квадрициклах. Среди них лёгкие с массой до 350 кг, объём мотора до 50 кубиков, мощность до 4 кВт и скорость до 45 км/ч.

Исходя из приведённых данных, можно заключить: всё, что на двух колёсах, мощнее 4 кВт, с объёмом мотора больше 50 куб. см и ездит быстрее 50 км/ч – мотоциклы с категорией А или А1. То, что убирается в ограничения – мопеды с литерой М.

Для четырёхколёсной техники скорость ограничивается 45 км/ч, масса – 350 кг. Убирается в границы – лёгкий квадрицикл, категория М, превышает – А или А1.

На чем можно ездить с категорией М

После детального разбора отличий в законе и ПДД категории М и А можно ещё раз повторить, чем можно управлять владельцу водительского удостоверения, до скольки кубов категория М (а также киловатт, килограмм, км/ч).

На чем ездить запрещено

Теперь о запретном. В предыдущем пункте были конкретно очерчены границы дозволенного, того что можно водить с открытой категорией М. Всё, что выходит за эти рамки, находится под запретом. Разумеется, речь не идёт о магистральных тягачах. Имеется в виду запрещение управления:

  • Мотоциклами, начиная с лёгких с мотором объёмом, больше 50 кубиков, мощностью выше 4 кВт, скоростью быстрее 50 км/ч
  • Квадрициклами тяжелее 350 кг, с мотором объёмом, больше 50 кубиков, мощностью выше 4 кВт, скоростью быстрее 45 км/ч
  • Легковыми автомобилями, поскольку они не вписываются в рамки лёгких квадрициклов.

Для всего перечисленного необходимо открывать в правах категорию А1, А или даже В.

Действительны ли права старого образца

В водительских удостоверениях выдаваемых раньше 2014 года полностью отсутствовали категории М, А1. Вместо, вернее до них была только литера А. С появлением нововведений стали задавать вопрос надо ли менять права, чтобы управлять мопедами и квадрициклами с открытой мотокатегорией А?

Права до 2014 года

Как гласит Конституция [5], закон необратим. Следовательно, ранее, до введения изменений полученное водительское удостоверение продолжает действовать в полном объёме до истечения срока действия.

После окончания срока выдаётся новое удостоверение. Сдавать какие-либо экзамены при этом не требуется.

Требования для получения удостоверения

Для того чтобы получить права с категорией М кандидат не должен иметь ограничений по состоянию здоровья.

Предъявляемые требования содержатся в постановлении [4]. Конкретный перечень зависит от особенностей конструкции ТС.

Стандарт [2] не конкретизирует посадку водителя квадрицикла – верхом или, как в автомобиле, и вид руля – автомобильная баранка или мотоциклетный руль.

Если посадка или рулевое управление, как на мотоцикле, набор требований изложен в пункте I. Критичным является отсутствие 2 и больше фаланг пальцев на руках и укорочение ноги больше, чем на 6 см.

Медсправка категории М

В каком возрасте можно получить права категории М

Возможность открытия категорий в водительском удостоверении дифференцирована по возрастам. Чем тяжелее и мощнее транспортное средство, тем старше должен быть водитель к моменту получения права им управлять.

Возраст кандидатов на каждую из имеющихся категорий установлен в ст. 26 закона [1].

В частности, для категории М, дающей право вождения мопедов и лёгких квадрициклов, он равен 16 годам.

Необходимые документы для получения категории М

В этом вопросе всё стандартно, никаких неожиданных моментов. Для того чтобы получить права впервые или открыть новую категорию нужны:

  • Паспорт или другой документ, имеющий равную силу
  • Справку, подтверждающую отсутствие ограничений по медицинской части
  • Документ о прохождении обучения, если таковое обязательно и имело место
  • Имеющееся ВУ – при наличии
  • Справки об оплате положенных пошлин
  • 2 фотографии 3*4, если снимки не делаются на месте.
  • Весь комплект вместе с заявлением подаётся в РЭО ГИБДД. Если всё соответствует, водительский документ выдаётся в течение часа-двух.

Нужно ли открывать категорию М, если открыта категория А или категория В

Это интересный момент. Обладателям водительских прав с открытой категорией А разрешается управление транспортом подкатегорий А1 и В1 с мотоциклетными посадкой и рулём. Имеющие литеру В или ВС могут управлять В1 кроме тех, что с мотоциклетными посадкой или рулём. Логично распространить это правило и на М, но…

Внимание! Далее сказано, что все категории, указанные в статье, разрешают управление транспортом, относящимся к М. Вот так.

Сомневающиеся могут убедиться в достоверности прочитанного, заглянув в п. 7 ст. 25 закона [1].

Примечание. В 25 статье говорится обо всех возможных категориях, поэтому, следуя букве закона, управлять мопедами и лёгкими квадрициклами (М) могут обладатели прав с любой категорией – от А до Е, включая трамваи и троллейбусы.

Можно ли открыть категорию М без категории А

Чтобы разрешить сомнения, следует снова заглянуть в первоисточники – законодательство. Уже упомянутая 25 статья закона [1] не обязывает кандидата в водители вместе с категорией М открывать А или какую-нибудь другую. Значит, ответ надо искать на месте в учебных организациях. Если они предоставляют курс обучения конкретно для М, вопрос решён. Если только А или В, придётся получать то, что дают, а ездить на том, что есть.

Этапы обучения на водительские права категории М

В соответствии со статьёй 25 закона [1] перед тем, как открыть категорию М обязательно предварительное обучение. Возможность самостоятельной подготовки не предусмотрена. Учебный процесс обычно стандартный – лекции по правилам движения, устройству ТС, медподготовке, практические занятия.

Конкретные объём и программа определяются руководством автошколы.

Далее внутренние испытания. При успешной сдаче – экзамен в ГИБДД и получение прав.

Сколько стоят права на скутер, мопед, квадрицикл

Денежный вопрос определяется реальными затратами и рыночным спросом. Цена колеблется от региона к региону и меняется по мере общей инфляции. Например, в Нижнем Новгороде за курс просят 7000 рублей, а в Самаре целых 10000.

Стоимость обучения

Особенности получения и сдачи экзамена

Мопеды и лёгкие квадрициклы (мотоциклы тоже) не приспособлены для установки дублирующих органов управления. На них нельзя ездить с инструктором, некому страховать курсанта от фатальных ошибок. В связи с этим учебная езда проводится только на автодроме. Выполняются определённые, предусмотренные программой упражнения без выезда в город на реальную автодорогу.

Теоретический экзамен в ГИБДД

Теоретический экзамен

Практический экзамен на получение категории М

Практика, как уже отмечалось, сдаётся на автодроме. Требуется продемонстрировать умение трогаться с места, останавливаться, маневрировать, ориентироваться по зеркалам заднего вида. Иногда экзаменатор может потребовать проверить готовность ТС к выезду – давление в шинах, работу тормозов, светосигнальных приборов, если они есть.

Управление мопедом или скутером проще, чем управление автомобилем. Но, чтобы сесть за руль, вам придется получить права категории М. Эта категория предусмотрена для ТС, имеющих низкую мощность. Для транспорта с классическим двигателем объем не должен превышать 50 кубических сантиметров, а для электрических – мощность до 4-х киловатт. Еще одним требованием, является ограничение по максимальной скорости движения до 50 км/ч.

фото 1

К транспорту категории М относятся:

  • Мопеды;
  • Скутеры;
  • Минибайки;
  • Квадроциклы;
  • Велосипеды с электродвигателем и т.д.

Важно! Управление этими ТС без водительских прав с открытой категорией М запрещено. Для мотоциклов категория М не подходит - для этого нужны права А либо А1.

Для молодых людей, которые желают получить водительские права на скутер, актуальным является вопрос возрастного ограничения. Согласно действующему законодательству, получить удостоверения водителя с категорией М может лицо в возрасте не моложе 16 лет.

Порядок получения категории М

Чтобы не получить штраф от инспекторов ГИБДД за управление скутером без водительского удостоверения, любому гражданину необходимо получить права с открытой категорией М. Для этого нужно собрать пакет документов и пройти процедуру получения права на вождение транспортного средства.

Перечень документов

Полный пакет документов, который необходимо предоставить в территориальное управление ГИБДД, следующий:

  1. Заявление на выдачу водительского удостоверения с обязательным указанием требуемой категории (заполняется на бланке, который можно скачать в интернете либо получить в отделении ГИБДД).
  2. Свидетельство, подтверждающее прохождение обучения управлению соответствующим типом транспорта в автошколе.
  3. Медицинскую карточку с отметками врачей, у которых необходимо пройти медосмотр в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Квитанцию, подтверждающие оплату пошлины за получение удостоверения водителя.
  5. Паспорт владельца транспортного средства.

Требования для получения удостоверения

Для получения водительского удостоверения категории М существует ряд обязательных требований:

  1. Прохождение врачебной комиссии в аккредитованном медицинском учреждении. Доктора должны дать заключения о состоянии здоровья, на основании которых будет выдано общее заключение.
  2. Обучение в автошколе, имеющей лицензию на обучение езде на соответствующем транспорте. По окончании обучения, стажер проходит внутреннее тестирование и получает свидетельство, подтверждающее, что он прошел обучение и может быть допущен к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.
  3. Подача документов в управление ГИБДД по месту обучения с оплатой государственной пошлины.
  4. Сдача экзамена в ГИБДД.

Экзамен-тестирование в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. В список теоретических вопросов будут включены:

  • основы ПДД;
  • особенности управления автотранспортом;
  • порядок общения, разрешенного при езде на данном виде автотранспорта;
  • степень ответственности за правонарушения и управление скутером при отсутствии разрешительной документации.
  • движение в рамках ограниченной зоны, разгон, торможение и разворот;
  • основы маневрирования и движения по восьмерке;
  • прочие требования инспекторов.

Нужно ли открывать категорию М если открыта категория А или категория В

Если же вместо категории В у водителя открыта категория В1, инспектор ГИБДД может затребовать наличия отметки М в правах.

Выводы

Человек, управляющее мопедом или скутером, становится полноценным участником дорожного движения, и должен отвечать за свои действия и безопасность. Поэтому для управления легким двухколесным транспортом с ограничением скорости в 50 км/ч, он должен пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение категории М.

Получение удостоверения с действующей категорией М, которая позволяет управлять мопедом или скутером разрешено с 16 лет. Сдать на права в 14-15 лет нельзя. Обучение и сдача теста в ГИБДД для претендентов на открытие этой водительской категории, производится в том же порядке, и по тем же правилам, что и при получении водительских удостоверений для других категорий.

Не так давно внесённые изменения в Федеральном законе, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, позволили ввести несколько новых категорий водительских удостоверений. Они предполагают обязательное получение прав для управления определёнными транспортными средствами.

Езда на скутере

Теперь актуальный перечень состоит из 16 категорий, в числе которых впервые появилось наименование категории М. Она создана специально для водителей мопедов и скутеров.

Такое нововведение призвано для снижения уровня аварийности с участием этого вида колёсного транспорта, которым чаще всего управляют несовершеннолетние, либо же лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Ранее для мопеда или скутера права не требовались. Но теперь их получение станет обязательной процедурой.

Что означает категория М

С 2019 года действует закон о введении новой категории, позволяющей управлять соответствующими видами транспортных средств. Её не существовало ранее, и теперь она получила обозначение М. Но не все пока знают, что открывает эта категория и для чего ставить в правах такую отметку.

Но большинство поддерживает новую категорию. Это адекватное и во многом долгожданное решение, поскольку появление новых прав позволит несколько снизить уровень аварийности на дорогах. Следует детальнее изучить сведения, приведённые в новом законе о безопасности движения.

Нововведение распространяется на маломощные двух и трёхколёсные ТС, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров. Под эту категорию попали скутеры и мопеды, включая модели маленьких габаритов, но с указанными показателями мощности.

Подобное новшество было ожидаемым и во многом правильным. Очень часто на российских дорогах происходят аварии и ДТП, непосредственными участниками, а зачастую виновниками, становятся малолетние граждане на ТС, для управления которыми ранее разрешение не требовалось. Потому каждый желающий даже без опыта и знаний хотя бы теории о правилах безопасности, мог сесть за руль и выехать на дороги общего пользования.

Новая категория подразумевает, что управлять мопедом или скутером теперь можно исключительно при условии предварительного получения полноценного водительского удостоверения, которое могут выдавать с 16 лет. Для начала водителю требуется пройти обучение по теоретической части, после чего сдать практические экзамены, успешно пройти медицинскую комиссию и подтвердить полученные навыки путём сдачи экзамена уже непосредственно в ГИБДД.

Все, кто получает права М, становятся полноценными и полноправными участниками дорожного движения. Это означает, что они получают не только соответствующие права и привилегии, но также несут ответственность за совершённые правонарушения. К ним применяется закон по всей строгости, без каких-либо исключений.

Также получение прав на управление ТС, входящими в понятие категории М, обязаны оформить страховку по системе ОСАГО.

Важно понимать, что М распространяется только на маломощный транспорт типа мопедов и скутеров с объёмом двигателя не более 50 кубических сантиметров. Если же объём составляет от 51 до 125 кубических сантиметров, тогда предусмотрено открытие другой категории. А именно А1, которая распространяется на мотоциклы.

Некоторые уверены, что при сдаче экзаменов на более сложные категории, нежели М, она будет проставляться в правах автоматически. Достаточно лишь написать соответствующее заявление. Такая схема действовала раньше, но теперь её отменили.

Даже при наличии прав с отметкой В или А1, водителю всё равно придётся пройти экзамен по теории и практике, чтобы дополнительно иметь возможность управлять мопедом или скутером. Только после успешной сдачи экзаменов пишется заявление в ГИБДД и права обновляются. Но есть исключение. Если с момента сдачи на предыдущую категорию прошло менее 3 месяцев, заявитель имеет право предъявить результаты предыдущего теста по теории, а также ранее оформленную медицинскую справку.

Категории транспортных средств

М считается начальной и наиболее простой категорией, но и она требует знаний теории и успешного прохождения практических испытаний. Такие права разрешается получать с 16 лет. Как и с отметкой А1. А вот следующую по иерархии категорию А для мотоциклов (более 125 кубических сантиметров) получают только в 18 лет и старше.

Касательно новой категории прав с обозначением М в водительском удостоверении можно добавить следующее:

  • Чтобы пройти обучение в автошколе, а затем сдать экзамены в ГИБДД, разрешение со стороны родителей, либо лиц, которые их заменяют, не требуется.
  • Будущий водитель имеет право начать обучение в 15 лет. Но при условии, что к моменту завершения обучения ему уже исполнится 16.
  • На М действуют самые низкие расценки за обучение. В среднем цена составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Но бывают и более дорогие курсы.
  • За оформление водительского документа предусмотрена госпошлина. Её размер составляет 2 тысячи рублей на ламинированной карточке.
  • Чтобы получить права на бланке потребуется заплатить 500 рублей.
  • Обучение длится от 1 до 3 месяцев, включая теорию и практику.
  • Медицинская справка после оформления считается действительной 2 года.

Все эти нюансы важно знать тем, кто планирует получить свои первые водительские права и иметь разрешение на управление мопедом или скутером с ограниченным рамками категории М объёмом двигателя.

Процедура получения

Теперь уже известно, когда и со скольки лет будущему водителю можно получить желанную и новую категорию М. Начиная с 2019 года, действует новый закон, делающий оформление специальной категории для управления скутерами и мопедами обязательной процедурой.

Чтобы получить этот документ и открыть новую категорию с обозначением М, нужна последовательная и поэтапная процедура. Существует стандартизированный перечень того, что нужно сделать. А именно:

  • получить свидетельство в автошколе;
  • подтвердить навыки в присутствии инспектора ГИБДД;
  • оплатить и получить права.

Всю процедуру можно разделить на несколько основных этапов.

Тут важно соблюдать последовательность, а также ответственно подходить к выполнению каждого из требований:

  • пройти проверку состояния здоровья;
  • записаться в автошколу и пройти курс обучения;
  • сдать теорию и практику в автошколе;
  • сдать экзамены при ГИБДД.

Теперь каждый из этапов следует внимательнее рассмотреть отдельно.

Медицинская комиссия

Перед тем как получать водительские права категории М, каждый будущий водитель обязан подтвердить отсутствие проблем со здоровьем. Для этого предусмотрено прохождение медицинской комиссии.

Многих интересует, где именно можно и нужно проходить подобные процедуры. Зачастую люди пользуются услугами государственных медучреждений. Но также существуют частные клиники, имеющие соответствующую лицензию. Это следует уточнить непосредственно в месте потенциального прохождения медицинской комиссии. Также многие, кто прошёл через эти этапы, советуют взять в клинике копию лицензии.

Категории мототранспорта

Помимо прохождения стандартизированного списка врачей и получения их одобрений, в рамках прохождения проверки обязательно оформляется специальный документ. Называется он форма 083/у-89. Без неё вам никто не выдаст водительские права и даже не допустит к началу обучения. При подаче документов в автошколу, а также для последующего тестирования в ГИБДД, эта форма будет обязательным компонентом пакета предъявляемых документов.

Само медицинское учреждение обязано иметь сертификат допуска и разрешение на проведение профосмотров. В государственных поликлиниках с этим проблем зачастую нет. А вот частные учреждения далеко не все имеют такие разрешения. Хотя попадаются мошенники, продающие поддельные справки с печатями и подписями.

Здесь лучше не пытаться никого обмануть. Да, ничего приятного в очередях и осмотрах нет. Но это дополнительная возможность проверить состояние собственного здоровья.

В указанной форме прописан полный перечень врачей и специалистов, которых предстоит пройти в рамках оформления справки для поступления в автошколу.

Есть некоторый перечень заболеваний и проблем, с которыми человека не допустят к управлению транспортными средствами, попадающими в юрисдикцию новой категории М:

  • Близорукость. Здесь действуют ограничения на более 8 диоптрий, когда разница в параметрах между глазами составляет 3 единицы и более.
  • Операции. Вы не получите справку, если в течение последних 3 месяцев вам делали операцию на глазах.
  • Также к управлению не допускают людей, у которых диагностирован дальтонизм.
  • При отсутствии конечностей управлять ТС нельзя. Это касается даже тех ситуаций, когда нет фаланги даже на одной руке.
  • К числу недопустимых заболеваний относятся проблемы с работой вестибулярного аппарата.
  • Любые заболевания сердца, имеющие хронический характер, станут преградой для получения прав.
  • Различные сложные проблемы гинекологического характера не позволяют садиться за руль мопеда или скутера.

Но тут важно понимать, что каждое из представленных заболеваний рассматривается индивидуально. Окончательное решение принимает коллегия врачей по результатам комплексной проверки.

Если у человека имеются признаки одного и более заболеваний, перечень которых утверждён Минздравом, его не допустят к обучению в автошколе. А потому он не сможет получить водительское удостоверение.

Автошкола

Далее о том, как всё проходит в автошколе. При успешном прохождении медицинской комиссии, человек, чтобы получить собственные права нововведённой категории М, должен записаться в автошколу.

Автошколы созданы для того, чтобы получать теоретические и практические навыки. Это важная и обязательная подготовка перед тестами, проводимыми уже непосредственно в ГИБДД. Только эта инстанция определяет, выдавать вам категорию M или нет.

Но сначала вы записываетесь на курсы, предоставляете пакет документов в виде паспорта, медицинской справки и квитанции об оплате. Дополнительный перечень бумаг может иметь отличительные особенности, в зависимости от автошколы. Но зачастую нужно подтвердить свой возраст, состояние здоровья, а также внести предусмотренную плату.

Далее вы дожидаетесь набора группы, либо присоединяетесь к уже сформированной. Сам процесс обучения занимает от 1 до 3 месяцев. Это также индивидуально и зависит от конкретной автошколы и её программы.

В рамках обучения будущим водителям предстоит освоить теоретическую часть. Причём она мало чем отличается от той теории, которую изучают при получении категории В. Это дополнительное преимущество для тех, кто в будущем планирует пересесть с мопеда или скутера на полноценный автомобиль.

Параллельно с теорией, ученики проводят практические занятия, изучают устройство транспортного средства, учат технику безопасности, обучаются нюансам управления в условиях, приближенных к реальным.

Сначала практика проводится на специально оснащённом полигоне. Затем ученик и инструктор переходят на закрытые дороги, что позволяет лучше освоиться и выехать уже в город.

Минимальная продолжительность обучения по теоретической части составляет 126 часов. Также ученик обязан провести минимум 50 часов практических занятий.

Перед тем как наконец-то получить свои права новой категории М, нужно подвести итоги обучения. Это процедура подразумевает сдачу теоретической части с последующим практическим экзаменом. При успешном исходе вы получаете соответствующий сертификат или свидетельство. Полученный документ входит в общий пакет при подаче бумаг в ГИБДД.

Обязательно сохраните полученное в автошколе свидетельство. Вообще его хранят в течение всей жизни. Этот документ выступает фактически единственным подтверждением того, что вы знаете теорию ПДД и подтвердили это путём сдачи соответствующих экзаменов.

Скутер

ГИБДД

Это финишная прямая. Но наиболее ответственная и сложная. Перед тем как открыть себе категорию М в правах, придётся снова сдавать теорию и практику. Но уже в присутствии более требовательного инспектора ГИБДД.

Сначала нужно подготовить пакет документов. Иначе никто к прохождению экзаменов вас не допустит. Подавать бумаги можно по месту регистрации или проживания. Это не принципиально важно, поскольку граждане РФ могут сдавать экзамены в любом подходящем им отделении ГИБДД.

В пакет документов обязательно должны входить следующие бумаги:

  • Специальное заявление. Бланк и образец доступны непосредственно в отделении. Но в наше время намного проще скачать бланк через официальный сайт ведомства. Там же вы найдёте правильно заполненный образец, по которому нужно ориентироваться.
  • Свидетельство из автошколы. Этот документ подтверждает, что ученик успешно прошёл курс обучения. Он подтвердил свои теоретические знания, а также практические навыки в рамках полигона и при поездках в городских условиях.
  • Медицинская справка. В графе каждого из специалистов должна стоять подпись и пометка о том, что человек годен.
  • Квитанция. Согласно действующим правилам и законам, для получения прав любой категории нужно заплатить государственную пошлину. Если вы хотите получить обычный бланк, он обойдётся в 500 рублей. Современная ламинированная карточка стоит уже 2 тысячи рублей. Но второй вариант предпочтительнее.
  • Документы, подтверждающие личность и место регистрации.

Да, сдавать экзамен можно в любом отделении ГИБДД. Но при отсутствии регистрации в РФ могут возникнуть некоторые сложности. Плюс лучше обращаться именно по месту вашего проживания, чтобы избежать дополнительных сложностей.

Несмотря на действующие законы, иногда граждане сталкиваются с отказами и нежеланием сотрудников ГИБДД принимать документы. Тут уже действуйте по обстоятельствам. В последнее время такая проблема становится всё менее актуальной.

Поскольку далеко не все впервые сдают на права, имея за плечами другие категории, перед допуском к экзамену важно погасить все имеющиеся задолженности по штрафам ПДД при их наличии. Также если по судебному решению гражданина лишали прав, следует предъявить документ, подтверждающий факт отмены судебного постановления. Если за экзаменуемым будут числиться долги, тогда его не допустят к проверке теоретических знаний и практических навыков. То есть рассчитывать на получение удостоверения не приходится.

Задачей инспекторов ГИБДД, которые проводят экзаменацию, является убедиться в том, что кандидат на получение прав категории М:

  • знает и понимает ответственность за управление ТС без разрешения;
  • осознаёт ответственность за правонарушения;
  • знаком со всеми правилами дорожного движения;
  • владеет навыками общения в условиях дорог общего пользования;
  • соблюдает технику безопасности применительно к транспортному средству категории М;
  • обладает минимальными навыками обслуживания скутера или мопеда на случай внезапной поломки;
  • умеет управлять указанными транспортными средствами.

Хотя многие считают именно практический экзамен самым важным, пренебрегать знаниями теоретической части ни в коем случае нельзя. Если в рамках тестирования инспектор поймёт, что теорию экзаменуемый не знает, перейти к практической части он не сможет.

Что же касается практики, то здесь будущему водителю мопеда или скутера сначала предстоит показать свои навыки на специальном полигоне, выполняя ряд упражнений, а затем уже подтвердить умения в реальных городских условиях.

Далее остаётся только получить документ. Обычно на это уходит 1-2 дня после подачи заявления.

Не забывайте, что после выдачи удостоверение будет действовать в течение 10 лет. Если истечёт срок, либо вы потеряете документ (утрата или кража), тогда в отделение ГИБДД повторно приносится перечисленный пакет документов, и права выдаются уже без сдачи экзаменов. Нужно лишь сделать фотографию и явиться за правами в указанное время.

Что будет при отсутствии прав

Как уже говорилось ранее, при получении категории М водитель получает не только привилегии, но и несёт соответствующий уровень ответственности как полноправный участник дорожного движения.

Если у вас отсутствуют права нужной категории при остановке мопеда или скутера инспектором, то наказание может составить от 5 до 15 тысяч рублей. Это солидный штраф, избежать которого будет крайне проблематично.

Некоторые считают, что можно ездить с правами более высоких категорий типа А1, А или В, управляя при этом мопедом или скутером объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров. И якобы в такой ситуации при предъявлении имеющихся прав никакого наказания не последует.

Это сильное заблуждение, которое нужно пояснить. Существует особая категория техники, для управления которой нужна специальная категория. В рассматриваемой ситуации это категория М. Соответствующая отметка в удостоверении говорит о том, что человек прошёл обучение и успешно сдал все экзамены. При её отсутствии нарушение приравнивается к отсутствию разрешительного документа. И не имеет никакого значения, что у вас права с пометками А1, А или В. Вы управляете ТС, которое соответствует требованиям категории М в водительских удостоверениях. Если это правило нарушено, следует солидный денежный штраф.

Да, ответственность при нарушении со стороны 16-летнего водителя перекладывается на родителей, либо лиц, их заменяющих.

Отсутствие прав или нужной пометки о присвоении категории М считается серьёзным правонарушением. Оспорить его через суд практически нереально. Придётся оплатить указанную сумму.

Нововведение в виде появления категории М достаточно быстро начало исправлять крайне плохую статистику. Количество малолетних участников движения, передвигающихся на мопедах и скутерах без прав, значительно уменьшилось. А те, кто выезжает на дороги, знает ПДД и обладает хотя бы минимальными навыками вождения, полученными в рамках обучения с инструкторами. Потому водители стали более дисциплинированными, аккуратными и ответственными.

Образцы выдаваемых на сегодняшний день водительских прав поражают обилием новых категорий. Разобраться в их значении, часто, не под силу даже опытному автолюбителю. Помимо привычных – B, C, и D, появились другие буквы, обозначающие разрешение на управление определёнными видами транспортных средств.

Так, например, в 2013 году, было принято решение о введении категории М. Новая строка в удостоверении, указывает на то, что, обладатель прав с открытой данной категорией может по достижении 16 лет, управлять мопедом с объёмом двигателя до 50 куб. см, а также легким квадроциклом.

Чтобы получить заветный документ с такой отметкой, нужно обязательно пройти обучение в автошколе, и сдать официальные экзамены инспектору ГИБДД. Только вышеперечисленные процедуры, открывают свободное перемещение на скутерах по городским улицам, и не приведут к наложению штрафных санкций, и изъятию транспортного средства дорожным инспектором.

Зачем нужна категория М

Основной базой для ужесточения закона и обязательного получения водительских прав, послужили постоянные нарушения ПДД и многочисленные аварийные ситуации, которые создавались несовершеннолетними нарушителями. Удешевление и доступность бюджетной мототехники, повлияла на то, что, в распоряжении неопытных людей оказалось огромное количество небольших мопедов и компактных мини вездеходов. Не имея достаточных навыков управления, они повсеместно разъезжали по всем автомагистралям подвергая опасности жизнь всех участников дорожного движения.

Не было никакой возможности призвать к ответственности нерадивых водителей, устраивавших гонки на общественных трассах. Нововведение позволило ужесточить контроль за безопасным движением, и сохранило тысячи молодых судеб. Теперь каждый водитель небольшого мопеда, должен в обязательном порядке иметь водительские права с категорией М, и обязан предоставить их к проверке, по первому требованию проверяющих органов.

В чем разница между категорией М и А, А1

Главным отличием категории М, от уже имевшихся А и А1, является объём двигателя транспортных средств.

Очевидно, что новая графа заняла пустующую нишу, которая до недавнего времени не учитывалась. Как показала практика, усовершенствование технического прогресса и новые модели современной мототехники, не оставили выбора законодательным органам. Легкие скутеры, развивающие скорость до 80 километров в час, стали полноправными участниками дорожного движения, и потребовали соблюдения всех необходимых формальностей, которые давно уже приняты за образец в других странах.

категория М

Как получить права категории М

Наличие водительских прав с открытой более высокой категорией, не требует повторной сдачи экзаменов. Знание ПДД, и подтверждённое умение управлять обычным мотоциклом, подразумевает то, что, опытный водитель имеет достаточно практических навыков.

Неопытных владельцев легкой мототехники, которые желают свободно передвигаться по любым дорогам ждут следующие процедуры:

  • Запись в автошколу.
  • Прохождение обучения, включающего в себя теорию и практические уроки вождения от инструктора.
  • Сдача внутренних экзаменов.
  • Сдача экзаменов в МРЭО, и получение водительского удостоверения.

Только после этого можно будет управлять мопедом и квадроциклом на законных основаниях, не привлекая к себе внимания проверяющих инстанций. Время обязательного курса обучения составляет один, два месяца. Стоимость услуги варьируется каждым учебным учреждением индивидуально.

После изучения теории, и прохождении практики на городских улицах выдаются права международного образца с открытой категорией М. Они дают возможность свободного, безопасного передвижения на мопеде или скутере по автотрассам, всех без исключения стран.

Читайте также: