Как пользоваться мультиметром автоэлектрику

Обновлено: 07.07.2024

Как понятно из названия, мультиметр служит для измерения нескольких электрических величин. Многофункциональный прибор объединяет в себе вольтметр, амперметр, омметр, прозвонку, а также может иметь дополнительные функции вроде термопары или низкочастотного генератора, проверки конденсаторов и транзисторов.

Аналоговые тестеры со шкалой и стрелкой почти не встречаются, так как давно вытеснены доступными цифровыми приборами. Последние же, помимо точности и количества режимов, отличаются по типу определения величин. Автоматические показывают результат сразу после выбора режима, в ручных нужно дополнительно выставить диапазон измерений.

Все мультиметры имеют схожую конструкцию. На передней панели располагается экран, под ним находится поворотный переключатель режимов, а чуть ниже — разъёмы для подключения щупов. В некоторых моделях есть кнопки для включения подсветки, запоминания показаний и для других дополнительных функций.

Провода с щупами, которыми нужно коснуться детали при измерении, подключаются к соответствующим разъёмам. Чёрный провод всегда к гнезду с обозначением COM, а красный — в зависимости от величины тока. Если он не превышает 200 мА, то к разъёму VΩmA, если превышает, то к 10ADC (10A MAX). В быту такие высокие токи не встречаются, поэтому в основном используется гнездо VΩmA.

Цифры на шкале указывают на максимальное значение, которое можно проверить в этом диапазоне. Например, в режиме DCV 20 измеряют постоянное напряжение от 0 до 20 В. Если оно составляет 21 В, то нужно переключиться на одну ступень выше, в положение 200. Важно выбирать диапазон в соответствии с измеряемым, иначе мультиметр испортится.

Как измерить постоянное напряжение мультиметром

Убедитесь в правильности подключения щупов.

Переключитесь в режим постоянного напряжения. Обычно он обозначается символами V с прямой и пунктирной линией или DCV.

В мультиметрах с ручным выбором диапазонов дополнительно установите примерное значение измерений, а лучше на ступень выше. Если не уверены, начинайте с максимального и постепенно понижайте.

Коснитесь щупами контактов и посмотрите на экран. Если вместе с цифрой отображается знак минус, значит, перепутана полярность: красный щуп касается минуса, а чёрный — плюса.

В ручном мультиметре, возможно, придётся подкорректировать диапазон измерений.

Если на дисплее единица, нужно повысить предел измерения, если ноль, символы OL или OVER — понизить .

Как измерить переменное напряжение мультиметром

Проверьте, что щупы подключены верно.

Включите режим переменного напряжения. Он маркируется символами V~ или ACV.

В ручных мультиметрах также установите примерное значение измерений. Лучше на одну ступень выше или на самую максимальную.

Поднесите щупы к контактам и считайте показания с дисплея.

Если мультиметр с ручным определением диапазонов и на экране единица, повысьте предел измерения, если ноль (OL, OVER) — понизьте.

Как измерить сопротивление мультиметром

Убедитесь в правильности подключения щупов.

Поставьте режим измерения сопротивления. Он обозначается символом Ω.

Если тестер ручной, выберите приблизительный диапазон измерений.

Прикоснитесь щупами к выводам резистора и посмотрите на экране его сопротивление.

На ручном мультиметре при необходимости подстройте диапазон измерений в большую или меньшую сторону.

Как проверить диод или цепь мультиметром

Вставьте щупы в правильные разъёмы мультиметра.

Переключитесь в режим прозвонки диодов, отмеченный символом стрелки с вертикальной линией.

Приложите иглы щупов к выводам диода. Мультиметр покажет на экране падение напряжения. Если поменять щупы местами, то при рабочем диоде на экране будет единица, а на неисправном — любое другое число.

В этом же режиме можно прозвонить цепь или провод, но надо предварительно обесточить их. Если целостность не нарушена, прозвучит звуковой сигнал, если есть обрыв — на экране просто отобразится единица, OL или OVER.

На некоторых мультиметрах звуковой режим прозвонки включается отдельно. Например, на чёрном тестере, как на фото выше. Этот режим обозначается символом увеличения громкости, нотой или динамиком.

Как измерить силу тока мультиметром

Присоедините щупы к нужным разъёмам мультиметра в зависимости от величины тока.

Установите режим измерения силы тока (DCA, mA).

В мультиметре с ручным выбором диапазонов установите максимальный порог.

При последовательном подключении мультиметр является частью цепи.

Последовательно подключите щупы в цепь. В отличие от напряжения и сопротивления ток измеряется не параллельно. То есть нужно не просто коснуться двух точек схемы или выводов детали, а подключить мультиметр в разрыв цепи. При параллельном включении прибор может выйти из строя!

На экране отобразится потребляемый ток. Если мультиметр ручной, то, возможно, придётся переключить диапазон для более точных результатов.

Инженер-механик, хорошо разбираюсь в технике и технологиях. Более 10 лет пользуюсь Mac и iPhone, знаю всё об экосистеме и продуктах Apple. Не только пишу, но и умею и люблю работать руками. 3 года трудился автослесарем, машину чиню только сам. Спроектировал и с нуля построил дом своими руками, накопив по ходу немало опыта. Обожаю олдскульные видеоигры и комиксы, играю на гитаре.

Тестер DT830B мультиметр

Мультиметр — это один из недорогих измерительных приборов, которым пользуются как профессионалы, так и любители ремонтирующие домашнюю проводку и электроприборы. Без него любой электрик чувствует себя как без рук. Раньше для измерения напряжения, тока, сопротивления требовалось три разных инструмента. Сейчас все это можно замерить с помощью одного универсального девайса. Пользоваться цифровым мультиметром очень легко.

Основные два правила которые нужно запомнить:

  • куда правильно подключать измерительные щупы
  • в какое положение устанавливать переключатель для замеров разных величин

Мультиметр внешний вид и разъемы

Мультиметр китайский DT830B

На фронтальной части тестера все надписи выполнены на английском языке, да еще с использованием аббревиатуры.

Что означают данные надписи:

  • OFF — прибор отключен (чтобы батарейки прибора не разрядились, устанавливайте переключатель в это положение после измерений)
  • ACV — измерение переменного U
  • DCV — измерение постоянного U
  • DCA — измерение постоянного тока
  • Ω — замер сопротивления
  • hFE — замер характеристик транзисторов
  • значок диода — прозвонка или проверка диодов

переключатель мультиметра доработка

Переключение режимов происходит при помощи центрального поворотного переключателя. В самом начале использования цифрового мультиметра рекомендуется сразу же отметить метку указателя на переключателе контрастной краской. Например вот так:

Большинство выходов из строя прибора как раз связано с неправильным выбором положения переключателя.

разъем под крону на тестер dt830b

Разъем батарейки на мультиметр dt380

Мультиметр имеет несколько разъемов для подключения щупов и всего два щупа. Поэтому важно правильно подключать щупы для измерения определенных величин, иначе можно легко спалить прибор.

Щупы для тестера dt830b

Основное нарекание вызывают именно заводские щупы идущие в комплекте с прибором. Почти каждый второй обладатель мультиметра рекомендует их заменить на более качественные. Правда при этом стоимость их может быть сопоставима со стоимостью самого тестера. В крайнем случае их можно усовершенствовать путем усиления в местах изгиба проводов и изоляции наконечников щупов.

качественные силиконовые щупы для мультиметра

Если же вы хотите себе качественные силиконовые щупы с кучей наконечников, то заказать их с бесплатной доставкой можно на Али вот здесь.

стрелочный мультиметр

Ранее широко применялись и стрелочные тестеры. Некоторые электрики даже отдают предпочтения им, считая их более надежными. Однако рядовым потребителям пользоваться ими из-за большой погрешности шкалы измерения менее удобно. Кроме того, при работе стрелочным мультиметром, обязательно нужно угадывать полярность контактов. У цифровых при не правильном подключении к полюсам, показания будут просто отображаться со знаком минус. Это штатный режим работы, который не испортит мультиметр.

Основные операции с мультиметром

Замер напряжения

замер напряжения мультиметром dt830

Как использовать цифровой мультиметр для замеров напряжения? Для этого ставите переключатель на мультиметре в соответствующее положение. Если это напряжение в розетке дома (переменное напряжение), то перещелкиваете переключатель в положение ACV. Щупы вставляете в разъемы COM и VΩmA.

Первым делом проверяйте правильность подключения разъемов. Если один из них ошибочно будет установлен в контакт 10ADC – при замере напряжения возникнет короткое замыкание.

замер постоянного напряжения мультиметром dt830

При замере постоянного напряжения (например электропроводка в машине) переключаетесь в режим DCV.

ВНИМАНИЕ: при замерах напряжения в обязательном порядке проверяйте, что шкала мультиметра выставлена правильно. Если начать замерять напряжение при включенном положении переключателя DCA, т.е на замер тока, то легко можно создать короткое замыкание непосредственно у себя в руках!

Некоторые опытные электрики советуют при замере напряжения в розетке, оба щупа держать в одной руке. При плохой изоляции щупов и их пробое, это позволит обезопасить в некоторой степени себя от поражения эл.током.

Мультиметр работает на батарейке (используется крона на 9 Вольт). Если батарейка начинает садиться, мультиметр начинает безбожно врать. В розетке вместо 220В может показаться все 300 или 100 Вольт. Поэтому, если показания прибора вас начинают сильно удивлять, в первую очередь проверьте питание. Косвенным признаком разрядки батареи могут служить хаотичные изменения показаний на дисплее, даже когда щупы не подключены к измеряемому объекту.

Замер тока

замер тока мультиметром dt830

Прибором можно замерять только силу постоянного тока. Переключатель должен быть в положении – DCA.

Будьте внимательны! При измерении тока, если Вы не знаете, примерно в каких пределах будет сила тока, лучше начать измерения, вставив щуп в разъем 10ADC, иначе замеряя ток более 200мА на разъеме VΩmA, можно легко спалить внутренний предохранитель.

Здесь щупы в отличии от замеров напряжения нужно подключать последовательно в цепь с измеряемым объектом. То есть вам придется разрывать цепь и после этого в образовавшийся разрыв подключить щупы. Делать это можно в любом удобном месте (в начале, середине, конце цепи).

крокодильчики для щупов мультиметра

Чтобы постоянно не держать руками щупы, можно использовать для присоединения крокодильчики.

Знайте, что если при измерении тока по ошибке поставить переключатель в режим ACV (замер напряжения), то с прибором с большой вероятностью ничего страшного не произойдет. А вот если наоборот, то мультиметр выйдет из строя.

Замер сопротивления

замер сопротивления мультиметром

Для измерения сопротивления переключатель ставите в положение — Ω.

Чаще всего мультиметр в режиме сопротивления используют при ремонтных работах, для проверки работоспособности бытовой техники, исправности обмоток, отсутствия замыкания в цепи.

При замерах сопротивления не касайтесь пальцами оголенных частей щупов — это скажется на точности измерений.

Прозвонка

Еще один режим работы тестера которым часто пользуются — это прозвонка.

Для чего она нужна? Например для того, чтобы найти обрыв в цепи, или наоборот — удостовериться что цепь не повреждена (проверка целостности предохранителя). Здесь уже не важен уровень сопротивления, важно понять что с самой цепью — целая она или нет.

Нужно заметить что звукового сигнала на DT830B нет.

прозвонка мультиметром dt830

У других марок как правило сигнал раздается при сопротивлении цепи не более 80 Ом. Сам режим прозвонки происходит при положении указателя – проверка диодов.

Прозвонкой также полезно проверять целостность самих щупов замыкая их друг с другом. Так как при частом использовании может произойти их повреждение, особенно в месте входа провода в трубку щупа. Обязательно перед каждым измерением убедитесь что отсутствует напряжение на том участке, куда будете подключать щупы для прозвонки, иначе можете спалить прибор или создать короткое замыкание.

Техника безопасности при работе с мультиметром

  • не производите замеры во влажном помещении
  • не переключайте пределы измерений в момент самих замеров
  • не замеряйте напряжение и силу тока, если их величины больше тех, на которые рассчитан мультиметр
  • используйте щупы с исправной изоляцией

Надеюсь данный материал помог вам ознакомиться с основными параметрами работы мультиметра. И Вы сможете безопасно и продуктивно его использовать при ремонтных работах.


О том, как пользоваться мультиметром, знает каждый электрик, однако обычному человеку тоже может понадобится воспользоваться этим прибором. Если потребовалось уточнить исправность проводки дома, радиодетали, узнать, сколько электрического тока потребляет тот или иной бытовой прибор, какова сила тока в сети или её напряжение, информация о простых измерительных манипуляциях с мультиметром будет кстати.

Напряжение и мультиметр

На заметку! Так как у переменного напряжения нет полярности, установка щупов в точно указанные разъёмы не играет никакой роли. Но если чёрный щуп попадёт на фазу, то цифра на экране может быть с минусом.

  • Проверка переключателя (он должен быть на отметке V~).
  • Установка уровня проверки (если планируется измерять переменное напряжение в электрической сети с номинальным значением в 220 Вольт, следует установить уровень проверки на чуть большее значение, например, на 236 В, а можно – на самое максимальное).
  • Вставка щупов в розетку, для напряжения тока в которой необходимо сделать проверку.

На экране электронного мультиметра появятся цифры, обозначающие искомое переменное напряжение.

На заметку! Если ошибиться полярностью, то мультиметр будет показывать отрицательное значение, но само значение будет число верное, нужно поменять щупы на батарейке местами, чтобы полярность была правильной.

Проверка силы тока

Посмотрим, как пользоваться тестером для того, чтобы узнать силу тока:

Важно! Притрагиваться руками к элементам цепи, которые не заизолированы, и концов щупа, нельзя.

Помните! Для правильного, а главное – безопасного измерения силы тока, необходимо подключать мультиметр в электрическую цепь последовательно, так как в режиме амперметра сопротивление цепи мультиметра минимально и при параллельном подключении будет короткое замыкание.


Выставив диапазон измерений, примерно соответствующий току, но немного больший, можно приступать к следующему этапу, не забывая, что прибор можно включать только в разрыв цепи (как в предыдущем примере).

Мультиметр и сопротивление

Чтобы узнать сопротивление какой-либо радиодетали, используют обычный мультиметр. Алгоритм измерения:

Если появилось несколько нулей, катушка имеет сопротивление, но предел измерений потребуется немного снизить, чтобы увидеть действительное цифровое значение сопротивления. То же нужно сделать, когда перед числовым значением на электронном мультиметре появилось число, но с нулём (нулями) вначале. При возникновении единицы, стоит наоборот, снизить выставленный номинал.

Прозвонка мультиметром

У мультиметра есть ещё несколько функций, одной из которых является так называемая прозвонка. Она применяется для поиска обрыва нулевого провода в электрической цепи.


  • установить переключатель напротив значка, обозначающего звук;
  • проверить, отключено ли питание в проверяемой электроцепи (например, для прозванивания проводки в доме необходимо отключить автомат, то есть автоматический выключатель на счётчике электроэнергии, обесточив тем самым всю цепь);
  • попеременно присоединять свободные концы щупов к двум точкам на участке цепи.

Возникновение звукового сигнала будет обозначать работающую часть провода.

Проверка радиодеталей

Если у радиолюбителя есть мультиметр цифровой, как пользоваться этим прибором для проверки работоспособности и измерения характеристик транзисторов, диодов и конденсаторов он должен знать обязательно. Тут всё очень просто:

В СОМ-гнездо следует установить чёрный щуп, в VΩmA-гнездо – красный.

На экране высветится сопротивление детали.

Если при любых положениях (как в описанном алгоритме или с обратным расположением подключённых к аноду и диоду щупов) отображается единица, это означает, что деталь сгорела. При показании, которое составляет менее единицы, диод пробит.

Видео описание

Подробнее о том, как проводится эта проверка, можно посмотреть в видео:


А вот о том, как работать с мультиметром для измерения всяческих характеристик машины, стоит узнать владельцу легкового авто. Например, напряжение переменное в электросети авто проверяют так:

Видео описание

О том, как быстро проверить автоаккумулятор мультиметром – в этом видео:


Коротко о главном

Любому автолюбителю, радиолюбителю или тому, кто сталкивается с электрическим током, работой бытовых приборов, стоит знать, как правильно пользоваться мультиметром.

Выполнив несколько простых действий, можно узнать напряжение, силу тока, сопротивление электроцепи, применив любой вид мультиметра.

Автомобильные аккумуляторы, радиодетали и электрические приборы также могут быть исследованы с помощью multimetr-тестера.

Мультиметр - очень полезный инструмент для автолюбителя и профессионального мастера. Благодаря ему возможно сэкономить не только приличные средства на замене компонентов, таких как аккумулятор, датчик калевала, форсунка, а также избежать потери времени на ожидание диагностики.

Для данной статьи мы использовали профессиональный автомобильный цифровой мультиметр iCartool IC-120.

Цифровой мультиметр iCartool IC-120

Цифровой мультиметр позволяет производить различные измерения параметров:

Как правило автомобильный мультиметр имеет ряд особенностей - защитный противоударный чехол и ряд преднастроенных диапазонов измерения.


Измерения мультиметром

Проверка силовой цепи через измерение тока

Рассмотрим самое распространенное применение мультиметра - измерение напряжения цепи. Эта операция позволяет многое рассказать о том, что происходит с данной цепью. Поясню на примере проверки работоспособности топливного насоса. Это силовая цепь, и обладая навыками проверки насоса, Вы можете проверить любую электрическую силовую цепь автомобиля - печку, вентилятор, дворник, стеклоподъёмник, обогрев и т.д.

У вас не заводится автомобиль, стартер крутит, но двигатель не пытается запуститься. Оптимальный вариант проверки запуска автомобиля – это проверить есть ли импульс искры, и есть ли подача топлива. Открутив свечу и при прокрутке поняв, что искра есть, Вы проверяете подачу топлива, и понимаете, что ее нет. К слову, на некоторых автомобилях топливная рейка оборудована ниппелем для проверки, а на некоторых придется на слух определять, - гудит ли насос. Вы пришли к тому, что насос не гудит. Проверили предохранитель - он целый. И дальше, казалось бы, очевидной замена насоса. Однако причин для его "молчания" может быть несколько, и проверка мультиметром позволит Вам определить действительно ли насос вышел из строя.

Диагностика электрической цепи мультиметром

Диагностика электрической цепи мультиметром

Если напряжение в цепи есть

Если Вы замерили напряжение сопоставимое с напряжением аккумуляторной батареи, (далее Uакб) и разница составляет не больше 1 Вольта, то не спешите с заменой топливного насоса. Часто неопытные электрики констатируют неисправность насоса уже на этом этапе. А проблема может быть в окислении проводки. Например, такое встречается на ZAZ Chance - негерметичное соединение под ковриком сгнивает постепенно. Гниение медного провода приводит к уменьшению его сечения. Без нагрузки такая цепь покажет нормальное напряжение близкое к Uакб, но при подключении потребителя будет значительно ниже. Для такой диагностики необходимо подключить штекер на место и использовать иглы для подключения к проводам с тыльной стороны разъёма, либо оставить как есть и использовать аналогичную нагрузку вместо насоса. Самый простой вариант - лампа освещения. Если по результатам такого замера мы констатируем нормальное напряжение - насос действительно вышел из строя. Если напряжение тока падает – на лицо факт повреждения проводки. Однако вернемся к ситуации, когда напряжения нет.

Диагностика электрической цепи мультиметром

Если напряжения в цепи нет

При отсутствии напряжения очевидно, что проблема в силовой цепи, а не в потребителе, и в случае с электрической цепью топливного насоса помимо обрыва причиной неисправности может быть нештатная сигнализация. Поиск обрыва проводки автомобиля лучше доверить профессионалам, или уточнить у других владельцев данной модели не сталкивались ли они с подобным. Гораздо чаще встречается отказ блокировки. Как правило, блокировку двигателя для предотвращения угона осуществляют через разрыв электрической цепи насоса. Даже если сигнализация исправна, то отказать может само реле блокировки, или плохое соединение контактов. Найдя реле блокировки и замерив входящее напряжение на клемму 30, и выходящее на клемме 87 Вы поймете является ли реле блокировки причиной отсутствия топлива в рейке. Если на клемме 30 напряжение есть, а на 87 нет, - поставьте перемычку и запишитесь в сервис где Вам была установлена сигнализация для устранения причин неисправности.

Диагностика электрической цепи топливного насоса занимает около 30 минут, а может сэкономить хорошие деньги и время благодаря описанным выше операциям.

В следующий раз мы расскажем, как с помощью мультиметра можно проверить сенсоры и исполнительные элементы двигателя.

Читайте также: