Как понять что стартер умирает

Обновлено: 05.07.2024

Стартер – это электромеханическое устройство, которое обеспечивает запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, для воспламенения горючей смеси.

И когда не работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен. Но прежде чем приступать к поискам причин, почему стартер не крутит нужно помнить, что данный узел работает в паре с другими системами автомобиля в общей пуско-зарядной цепи (АКБ-механизм управления запуском-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические поломки, имеющие свои отличительные черты.

Устройство стартера и принцип его действия

Конструктивно стартерный узел на авто включает в себя следующие элементы:

  1. Корпус устройства или сам электромотор. Выполнен в виде цилиндрического механизма. Внутри электродвигателя устанавливаются обмотки возбуждения, а также сердечники.
  2. Якорное устройство. Этот элемент выполняется в виде оси, изготовленной из легированной стали. На якорном устройстве устанавливается сердечник, а также коллекторные пластины.
  3. Тяговое реле. Используется для подачи напряжения на электрический моторчик стартерного узла от выключателя зажигания. Тяговое реле также предназначено для выталкивания обгонной муфты. Этот элемент оборудуется силовыми контактами, а также подвижной перемычкой. или обгонная муфта с приводной шестеренкой. Выполнен в виде роликового устройства, который осуществляет передачу крутящего момента к венцу маховика посредством шестеренки зацепления. Когда выполняется старт двигателя, бендикс отсоединяет приводную шестеренку, а также венец, что способствует сохранности стартерного узла.
  4. Щеточное устройство. Используется для подачи тока к коллекторным пластинчатым элементам якорного механизма. Щетки используются для увеличения мощности электрического моторчика, когда стартерный узел выполняет основной рабочий цикл.

На большинстве стартерных устройств конструкция аналогична, все без исключения узлы оснащаются вышеописанными элементами. Различия обычно незначительные и касаются механизма для автоматического отсоединения шестерен. Кроме того, на транспортных средствах с АКПП стартерный узел оснащается дополнительными обмотками. Они используются для предотвращения запуска силового агрегата, когда рычаг трансмиссии расположен в любом режиме, кроме нейтрали или паркинга.


Составляющие компоненты стартерного узла

Весь процесс работы устройства условно проходит несколько этапов:

  1. Подключение приводной шестеренки к венцу.
  2. Запуск стартерного механизма.
  3. Отключение маховика и приводной шестеренки.

Весь цикл работы стартерного устройства авто кратковременный, этот узел не используется при езде автомобиля, а применяется только для пуска ДВС.

Принцип действия стартерного механизма более подробно выглядит так:

  1. Водитель проворачивает ключ в выключателе зажигания в положение пуска. Начинается передача тока от аккумуляторной батареи к замку, а затем на втягивающее реле.
  2. Приводная шестеренка бендикса входит в зацепление с маховиком.
  3. Шестеренка зацепляется, что приводит к замыканию электроцепи и подаче напряжения на электрический моторчик.
  4. Производится пуск силового агрегата. В момент, когда обороты последнего будут выше оборотов стартерного узла, обгонная муфта отсоединит приводную шестеренку с валом электрического мотора.

Основные причины возникновения неисправностей

Причины неполадок стартерного устройства двигателя можно условно разделить на две категории. Это могут быть электрические либо механические поломки.

Электрические причины неполадок

Стартер нередко приходит в неисправность вследствие повреждения электроцепи, начинающейся от автомобильного аккумулятора. Признаки поломки — низкая скорость вращения коленвала либо полное отсутствие его вращения при попытке запуска мотора. Необходимо проверить такие моменты:

Можно резюмировать, что типичными для стартера являются следующие неисправности:

Причины механического характера

Эта группа поломок имеет механическое происхождение. На механические неисправности указывают такие признаки, как невозможность запуска двигателя и отсутствие вращения коленвала. Первыми признаками, которым необходимо уделить внимание, определяя неисправность, являются состояние кольца, рычага обгонной муфты, венца маховика и буферной пружинки.

В случае отсутствия работы двигателя при работе стартера возможных причин насчитывается несколько:

  • пробуксовка муфты;
  • неисправность отключающего рычага либо соскакивание его с оси;
  • неисправность буферной пружины, не выполняющей своих задач;
  • значительная степень износа поводкового кольца.

В случае скрежета во время запуска мотора есть основания подозревать износ зубцов на венце маховика. Чтобы решить проблему, следует убедиться, что ход шестерёнки регулируется правильно, и осмотреть состояние буферной пружины.

Поломки стартера нередко проявляются подозрительными звуками при работе устройства. В этом случае необходимо осмотреть моторный отсек снизу либо сверху. Вероятных причин неисправности тут четыре:

  • повреждены зубья;
  • ослаблены крепящие болты стартера;
  • изношена втулка подшипников и/или шейки якорного вала;
  • ослаблен крепёж полюса в стартере, вследствие чего стартерная часть соприкасается с якорем.

Поломки стартера могут проявиться как во время запуска этого устройства, так и уже после него. Часто встречается ситуация, когда стартер не отключается, продолжая вращение. Такая неисправность может быть вызвана одной из пяти причин:

В случае этих поломок стартера необходимо немедленно демонтировать с устройства клемму, чтобы начать поиск проблемы.

Поломки, связанные с механикой

Есть ли какие-то механические поломки, можно утверждать, когда стартер функционирует, но движок не может запуститься, так как нет вращательных движений в коленчатом вале.

Элементы, которые нужно проверить: рычаг обгонной муфты, кольцо муфты, буферная пружина, венец маховика.


Одна причина не вращения стартера коленчатого вала

При кручении стартера запуск движка не происходит, когда:

Пробуксовывается муфта, неисправен рычаг выключения либо он выскочил из оси, изношено поводковое кольцо муфты либо пружинка буфера не может выполнять свою функцию. Если при запуске слышен скрежет, то эти признаки указывают на изношенность зубиков венца маховика. Тогда нужно сделать проверку регулирования хождения шестерни и вида пружинки буфера.

Когда же вами услышан не характерный звук при работе стартера, то нужно его осмотреть из ямы и пространства под капотом, потому что вероятнее всего, появилась следующая неисправность стартера:

  • изношены втулки подшипников, а еще шейки на валу якоря;
  • ослаблены болты крепления стартера;
  • повреждены зубики;
  • внутри стартера крепление полюса ослаблено, из-за этого якорь стал его цеплять.

Но помимо того, что неисправности со стартерным устройством возникают при запуске, они еще появляются и после его запуска. Эта характерная ситуация, если стартерное устройство не отключилось, но продолжается кручение. И причиной данного проблемного вопроса бывает:

  • заел рычаг привода либо привод на якорном валу;
  • заело тяговое реле;
  • склеились контакты на тяговом реле;
  • изношены обратная пружинка отключения зажигания либо пружинка муфты свободного хождения.

Тогда нужно быстренько выключить клемму стартера либо клемму реле стартера и искать причину поломки стартерного устройства.

В случае, когда вы не встретились с указанными выше неисправностями, но при запуске движка стартерное устройство все же ведет себя странно, то нужно присмотреться к признакам, которые сулят скорую поломку:


Поломка стартера заключалась в узле щеток

  1. После запуска, опаздывая вышел из зацепления. Появилась изношенность на зубиках в шестерне бендикса или венца маховика.
  2. Стартер стал вращаться трудно, однако аккумуляторное устройство заряжено. Данное срабатывание укажет, что изношены щеточки либо же появилась выработка подшипника.

Возможности эксплуатации стартера примерно 70-200 тысяч километров, и для долгой службы вашей автомашине, время от времени, необходимо проводить профилактику.

Для самой верной проверки вашего стартера и последующего ремонта советуем узнать технические свойства определенной модельки. Главными из которых являются: номинальное напряжение и его мощность, потребляемый ток и возникающий крутящий момент, а также частота вращения вала.

Наиболее типичные проблемы со стартером, возможные их причины и пути устранения

Неисправности системы пуска и их последствия

Все неисправности, связанные с работой стартера, можно разделить на три обобщенные группы в зависимости от участка системы пуска, на котором они возникли.

  1. Стартер не включается
  2. Стартер крутит, но не схватывает
  3. Стартер крутит, схватывает, но не заводится

Каждая из этих ситуаций в итоге приводит к одной проблеме – невозможности запустить машину. Однако в том, что автомобиль не заводится, стартер виноват далеко не всегда.

Стартер не включается

Вы поворачиваете ключ зажигания, а в ответ – жалобные щелчки втягивающего реле, якорь не вращается.

Причины могут быть разными: разряженный или вышедший из строя АКБ, окисление на клеммах, плохой контакт в системе зажигания, обрыв или замыкание обмоток, заедание якоря.

В первую очередь исключите варианты, не связанные с работой стартера. Если дело все-таки в нем, полностью разберите агрегат и поочередно проверьте каждую из возможных причин, почему не крутит стартер. Исправность реле можно установить с помощью вольтметра или амперметра, помещенных в питание обмотки: сила тока и напряжение не должны превышать соответственно 23А и 9В. Для выявления замыкания обмоток существует специальный тестер, лампочка на котором загорается при обнаружении напряжения.

Стартер крутит, но не схватывает

При включении стартера якорь крутится, но коленвал не вращается. При этом может появиться скрежет от шестерни, которой не удается войти в зацепление.

Причины: поломка или заедание бендикса, недостаток смазки, износ подшипников, разрушение шестерни или зубьев венца маховика, неверный ход шестерни, ослабление крепления стартера.

Чтобы определить, отчего именно не схватывает стартер, внимательно осмотрите все элементы на предмет дефектов, предварительно вымыв и высушив запчасти (и при необходимости смазав). Обнаруженные царапины и зацепки можно устранить шлифовкой (или зачистить наждачной бумагой), однако мы советуем все же заменить изношенную деталь на новую.

Стартер крутит, схватывает, но машина не заводится

Скорее всего, причина кроется в нарушении работы других систем и узлов. Но возможны и такие варианты:

— коленвал крутится слишком медленно;

— стартер просто не отключается вовремя, тем самым не давая автомобилю до конца завестись.

Спровоцировать первое состояние могут все те же неполадки в обмотке, замыкания в коллекторе, износ щеток, поломка, разрядка или окисление выводов АКБ и т.д.

Ситуация, когда после пуска двигателя стартер не отключается, вероятнее всего, свидетельствует о заедании реле, неисправности возвратной пружины обгонной муфты или нарушениях замка зажигания.

Проверка и ремонт

Как сказано выше, сломаться механизм может по разным причинам. Поэтому ремонт стартера автомобиля должен производиться в соответствии с итогами диагностики. Перед тем, как отремонтировать стартер, необходимо запастись всеми нужными инструментами и комплектом для ремонта. Ремкомплект стартера можно приобрести в любом автомобильном магазине. Если вы не знаете, как разобрать стартер, попробуйте воспользоваться сервисным мануалом к авто, но обычно в этом нет ничего сложного.

В первую очередь, ремонт стартера автомобиля включает в себя диагностику реле. При подаче напряжения на плюсовой вывод обмотки должен раздаться щелчок — тот звук будет свидетельством работоспособности реле, при этом бендикс узла должен переместиться. На подключенном экране омметра при этом будет показано замыкание контактов. Если этого не произошло, то ремонт стартера автомобиля сводится к откручиванию болтов и замене реле.


Новое втягивающее реле для авто

Щетки

Ремонт грузовых стартеров или для легковых машин может свестись к замене щеток. Замена щеток стартера осуществляется путем демонтажа задней крышки, при этом, даже если щеточный узел не износился, специалисты все равно советуют его менять. Разборка стартера покажет, что щетки расположены в задней части моторчика, при этом если одна из них ломается, это приведет к неработоспособности узла в целом. Для демонтажа необходимо выкрутить клеммы и извлечь пружинки.

Статор

Переборка стартера включает в себя проверку статора, при помощи омметра необходимо произвести его диагностику на пробой, при этом полученные показатели должны составлять не меньше 10 кОм. Если полученные показания другие, то ремонт стартеров иномарок или отечественных авто заключается в замене статора. В некоторых случаях, если на авто используется редукторный механизм, может потребоваться замена стартера в сборе, поскольку конструктивные особенности такого устройства не позволяют выполнить его ремонт.

Ротор

Починить стартер можно путем замены ротора, чтобы добраться до него, потребуется открутить шпильки, фиксирующие две части электромотора. Сделав это, можно произвести демонтаж узла полностью, заранее демонтировав стопорное кольцо с шайбой. Прежде чем заменить ротор, нужно уделить время проверку обмоток, при наличии следов копоти на них нужно осуществить замена якоря. Также проверьте коллектор — на нем может быть небольшой налет, но иногда его большой слой является причиной невозможности запуска механизма. Ремонт стартера своими руками в данном случае будет заключаться в очистке коллектора с использованием наждачки.

Далее, производится проверка механической составляющей. Если вы пропустите какую-то поломке, впоследствии это может стать причиной более серьезной проблемы, так что если вы не уверены в своих силах, то единственное, что вам может помочь, это замена стартера. В некоторых случаях локализовать неисправность поможет замена втулок стартера. Такая необходимость возникает редко, но иногда замена втулки стартера действительно помогает решить проблему.

Сборка

Сборка стартера является завершающим этапом ремонта. Прежде чем собрать стартер, вал, редуктор, якорь и втулки нужно смазывать. Чем же можно смазать стартер перед тем, как его собирать? Для этого может использоваться графитовая смазка, Литол, моторная жидкость. Сборка и установка стартера осуществляется в обратной последовательности, после монтажа необходимо произвести проверку работоспособности узла.

Чтобы удостовериться в том, что ремонт был произведен правильно, на корпус механизма нужно подать минус, а на обмотку — плюс. Если после подключения бендикс может перемещаться вперед и назад, при этом контакты реле замыкаются нормально, это свидетельствует о том, что механизм полностью рабочий. После подачи плюса на электродвигатель, моторчик должно вращаться равномерно, какие-либо шумы и звуки при этом должны отсутствовать. Если звуков нет, то механизм ставится на место.

В том случае, если вы допустили какие-либо ошибки в сборке механизма, эксплуатировать транспортное средство не рекомендуется. В противном случае вы можете столкнуться с проблемой где-то в дороге, а хуже всего будет, если она настигнет водителя при езде за городом по трассе. Поэтому если вы сомневаетесь в том, что все сделано правильно или в процессе выполнения работ были допущены ошибки, лучше будет проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Поверьте — лучше один раз немного заплатить, но быть уверенным в том, что машина будет работать нормально, чем сэкономить и столкнуться с более высокими затратами на ремонт.

Рассмотрим все возможные неисправности стартера которые делятся на электрические и механические, каждая из них имеет определенные симптомы, благодаря которым достаточно легко определить род поломки. Так же расскажем как опрелить неисправность стартера.

neispravnosti startera

Содержание:

Стартер представляет собой тяговый электродвигатель постоянного тока. С помощью него заводится двигатель автомобиля.

Поэтому в случае неисправности этого узла завести машину будет сложно или вообще невозможно.

Также нужно помнить, что проблемы с запуском не всегда возникают по вине стартера.

Причиной могут служить также вышедший из строя или разряженный аккумулятор, неполадки в системе подачи топлива.

Но хороший автомеханик легко определит в чем дело.

Принцип работы стартера и его устройство

Стартер – это электродвигатель с приводом, обеспечивающим его соединение с ротором двигателя. Через него устройство раскручивает мотор внутреннего сгорания.

Поршневая группа приходит в движение, происходит компрессия и воспламенение топливной смеси в камере сгорания. После этого двигатель начинает работать самостоятельно.

Современные стартеры достаточно просты по устройству.

Они состоят из нескольких деталей:

  1. Корпус с обмотками статора.
  2. Носок корпуса (не на всех моделях).
  3. Бендикс.
  4. Ротор.
  5. Втягивающее реле.
  6. Щеточный узел.
  7. Задняя крышка.
  8. Вилка.
  9. В некоторых моделях также имеется редуктор, увеличивающий скорость вращения шестеренки бендикса.

ustroistvo startera

Чтобы завести мотор, первым делом водитель включает стартер поворотом ключа в замке зажигания, запуская следующую цепь процессов:

  1. При замыкании контактов на замке, в него подается ток на втягивающее реле стартера.
  2. В реле возбуждается магнитное поле, которое втягивает в корпус шток, сжимая при этом пружину.
  3. На конце штока находится контактная пластина из меди, с силой прижимающаяся к медным контактам, один из которых подсоединен к обмоткам электродвигателя стартера, а второй – непосредственно к плюсовому выводу аккумулятора.
  4. При замыкании контактов на обмотки подается ток и ротор стартера приводится во вращение.
  5. Одновременно с замыканием контактов, втягивающее реле с помощью вилку выдвигает вперед бендикс, шестеренка которого входит в зацепление с зубцами на венце маховика. Маховик раскручивается, поршни приходят во вращение и двигатель запускается.
  6. Чтобы после начала работы двигателя стартер не стал тормозить двигатель, бендикс имеет устройство, позволяющее вращаться ему только в одном направлении, проскальзывая в другом. Это позволяет маховику свободно крутиться, обгоняя вращение бендикса.
  7. После выключения стартера поворотом ключа, подача тока на обмотки реле прерывается, магнитная сила исчезает. Шток возвращается в обычное положение под воздействием обратной пружины, что приводит к размыканию питающих контактов стартера и выводу шестеренки бендикса из зацепления с венцом маховика.

Электрические причины неисправности

При неисправностях этого типа свидетельствует о том, что стартер или совсем не крутится или вращается неохотно.

Первым делом нужно проверить следующее:

Если при повороте ключа не слышно щелчка втягивающего реле, то на него не идет напряжение, пропала масса или реле вышло из строя.

Если щелчок есть, но стартер не крутится или делает это медленно, а АКБ хорошо заряжен, то деталь придется снимать для проверки и разборки.

Самые частые электрические неисправности:

  1. Изношенные, неплотно прилегающие к коллекторному кольцу щетки.
  2. Выгоревший коллектор.
  3. Неисправность втягивающего реле.
  4. Замыкание или обрыв обмоток статора или ротора.

iznohenie scetki

Изношенные щетки, нуждающиеся в замене.

Электрические проблемы решаются путем замены поломанного узла. Отремонтировать обмотки, реле, ротор можно, но стоить это будет намного дороже, чем замена.

Механические неисправности

В основном механические проблемы проявляют себя тем, что стартер работает, но коленвал не вращается.

Однако есть одно исключение – изношенные вкладыши подшипника скольжения.

В этом случае может исчезнуть зазор между ротором и обмоткой статора и стартер перестанет вращаться вообще.

Эта поломка определяется после снятия узла – достаточно попробовать – не ходит ли в носке вал ротора.

Если вращение есть, но на коленвал оно не переделается, виноваты могут быть следующие детали:

  • Сносились ролики в зажимном устройстве бендикса.
  • Износились зубцы шестеренки бендикса.
  • Сломалась подающая вилка.
  • На венце маховика двигателя обломалось несколько зубцов.

Проблема с маховиком определяется по скрежету при запуске. Особенно характерно, когда маховик приходит во вращение и тут же перестает крутиться с возникновением скрежета.

Часто проблема в износившейся вилке, которая соскочила со своего места и не выдвигает бендикс вперед.

На стартер подается мощный ток, поэтому пятаки контактов подвергаются значительному воздействию искровой коррозии.

Через некоторое время их поверхность выгорает, со временем приводя к отсутствию контакта.

podgorevhie pjtki startera

Подгоревшие пятаки контактов.

Подгоревшие контакты – самая распространенная причина того, что стартер перестает крутить или то вращается, то нет, при этом реле исправно срабатывает.

Для ремонта нужно:

  • Снять крышку реле, для этого нужно выкрутить крепеж, удалить гайки на медных болтах, также понадобится распаять контакты и развальцевать корпус отверткой.
  • С помощью наждачной бумаги тщательно очистить выгоревшие контакты.
  • При сильной коррозии контакты чистятся при помощи наждачного круга или нуждаются в полной замене.
  • Контактную пластину на штоке достаточно повернуть гладкой обратной стороной.

Иногда случается ситуация, когда стартер не отключается, а продолжает работать несмотря на разомкнутые контакты в замке зажигания.

Это происходит по вине:

  • Заедания втягивающего реле.
  • Слипшихся контактов на реле.
  • Рычага привода (заевшего, слетевшего с креплений).
  • Обратная пружина ослабла или сломалась.

Для починки придется глушить мотор, и снимать узел для разборки.

Обычно о скорых проблемах со стартером можно узнать заранее, если быть внимательным.

О будущей поломке могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • Включить стартер удается только после нескольких поворотов ключа. При этом звук втягивающего реле слышен. Пора чистить подгоревшие контакты.
  • Стартер с трудом крутит маховик, при этом аккумулятор исправен и хорошо заряжен. Скорее всего стерлись щетки, выгорел коллекторный узел или из-за выработки подшипника появилось биение ротора.
  • При выключении питания стартера он не сразу выходит из зацепления с маховиком. Причинами могут быть износившиеся зубцы шестерни маховика или бендикса, а также ослабшая возвратная пружина.

Как определить неисправность стартера

Большинство поломок стартера достаточно легко определяются по характерным признакам.

Для удобства наиболее распространенные неисправности узла и их симптомы сведены в таблицу:

Симптомы неисправности Суть проблемы Причина появления
Стартер исправно крутится, но маховик стоит на месте

Часто задаваемые вопросы

Какие у стартера могут быть неисправности?

Ответ: Все поломки делятся на электрические и механические. Электрические связаны с окислением и подгоранием контактов, замыканием в обмотках, обрыве кабелей.

Основные 5 механических следующие:

  1. Износ щеток.
  2. Износившиеся втулки подшипников.
  3. Поломка бендикса.
  4. Заедание бендикса в винтовой нарезке на якоре.
  5. Ослабшая возвратная пружина или соскочившая вилка подачи бендикса.

Когда менять стартер?

Ответ: Стартер – узел, хорошо поддающийся восстановлению. Меняют его обычно, когда ремонт уже проводился не раз, а количество поломок становится излишне частым.

Также пора купить новый, если:

  • На корпусе или крышках появились трещины или сколы.
  • Заклинил ротор.
  • Сгорела обмотка статора.

Почему не вращается стартер?

Ответ: В первую очередь нужно проверить аккумулятор – часто виноват он из-за недозаряда, недостаточной плотности электролита, его утечки, старения пластин.

В самом стартере самые частые причины – это:

  • Окисленные клеммы на батарее и подсоединении к стартеру.
  • Замыкания в обмотках статора или ротора.
  • Поломка втягивающего реле.
  • Заклинивший ротор.
  • Чрезмерный износ втулок.
  • Критический износ щеток.

Как понять, что щетки износились?

Ответ: Обычно при изношенных щетках стартер начинает работать нестабильно, включаясь после нескольких попыток, причем даже заработав, он может внезапно перестать работать.

Иногда слышны треск или небольшой стук, от стартера немного пахнет гарью. Реле срабатывает, что определяется по характерному щелчку, но стартер остается неподвижным.

Как понять, что износились втулки?

Ответ: На снятом стартере попробуйте пошевелить вал на носке. Если износ есть, то вал будет чуть ходить из стороны в сторону.

Также появляются следы задевания ротора за обмотки стартера. В особо запущенных случаях якорь могут сгореть статор и якорь.

Иногда якорь заклинивает и не проворачивается вообще или сделать это можно только со значительным усилием.

Не пытайтесь сами поменять втулки, для этого нужен опыт. Даже минимальный перекос приведет к тому, что ротор будет тяжело вращаться и стартер быстро сгорит после ремонта.

Стартер то вращается, то нет. Почему это происходит?

Ответ: Обычно такое поведение связано с неисправностью втягивающего реле, а точнее в подгоревших щетках контакта.

Проверить это очень легко. Достаточно замкнуть контакты стартера напрямую, например, отверткой.

Только не забудьте поставить автомобиль на нейтральную передачу, иначе машина поедет. Вторая возможная причина – сильный износ щеток.

Заключение

Стартер в зависимости от модели имеет ресурс 70-200 тысяч километров общего пробега автомобиля, зависит он от состояния двигателя, электросистемы.

Ресурс может быть серьезно продлен при условии периодической профилактики и немедленного облуживания узла при появлении первых признаков неисправности или ненормальной работы.

Стартер и генератор – два важнейших узла современного автомобиля, поломка которых приводит к невозможности пользоваться транспортным средством. По крайней мере, комфортно. Поэтому рекомендуем автомобилистам не только следить за появлением тревожных симптомов возможной поломки этих агрегатов, но и внимательно взвешивать все за и против относительно ремонтных мероприятий

Ремонтировать или менять?

Однако ремонтные мероприятия не всегда целесообразны, даже учитывая тот факт, что покупка нового стартера значительно дороже среднестатистического ремонта.

Лучше сразу устанавливать новый стартер, если вы отъездили со старым 10 лет, и он уже близок к полной отработке ресурса. Не исключено, что даже замена щеток или подшипников в старом агрегате только на пару месяцев продлит его жизнь, и вы будете ездить с ожиданием критической поломки в любой момент.

Обратная ситуация – неисправности в новом стартере. Если все дело, например, всего лишь в бендиксе, который легко заменить, то покупать весь узел целиком в этом случае, как правило, не имеет смысла.

Какие симптомы намекают на визит на СТО?

Во-вторых, следите за звуком, когда запускается стартер. Если при неработающем якоре слышны щелчки, возможно, источник проблем кроется в подаче электричества, окисленных контактах или реле. Лязг при запуске говорит о другом – проблемах с маховиком, втягивающем реле или зубчатым валом. Шум реле при неработающем якоре говорит о критичном износе щеток или замыкании обмотки.

В-третьих, следите за работой узла. Если он вращается слишком медленно – не исключен пробой, плохие контакты на клеммах, севшая АКБ, слишком густое или подобранное не по сезону масло. Если стартер не вращает коленвал, пусть мастера проверят реле, бендикс, вилку. Если при повороте замка зажигания не происходит вообще ничего – проверьте напряжение в сети и состояние втягивающего реле.

К кому обращаться за ремонтом и заменой стартера?

Оптимальным вариантом может стать не ближайшая СТО, а профильный сервис. Как минимум, у них в наличие будут стартеры и комплектующие для оперативной замены, а время работ будет сведено к минимуму – часто диагностику и устранение неисправности мастера проводят уже в течение часа. Как бонус – возможность приобрести в таких сервисах недорогие восстановленные агрегаты или сдать неработающий стартер на запчасти.

Стартер автомобиля – это часть электрического оснащения современных машин. Он обеспечивает нужную для пуска двигателя частоту вращения коленчатого вала. Это двигатель постоянного тока, черпающий свою энергию от батареи аккумулятора.

Ищем неисправности в стартере своими руками

Признаки неисправности стартера Проверка стартера без снятияКак снять стартер Как проверить стартер с помощью аккумулятора, диагностика релеКак проверить якорь и щетки Диагностика бендикса

Признаки неисправности стартера

Если вы заметили, что стартер не крутит мотор или крутит недостаточно быстро для запуска – это говорит о неисправности электрического характера. Проверьте, начав от аккумулятора всю цепь.

О симптомах механических скажет не работающий двигатель при работающем стартере, скрежет во время пуска и гул при работе. Здесь необходимо осмотреть: рычаг обгонной муфты, кольцо муфты, буферная пружина, венец маховика.

Признаки, сулящие скорый выход из строя: стартер срабатывает не сразу - после пары попыток повернуть ключ; поздно выходит из зацепления; работает натужно при полностью заряженном аккумуляторе.

Важно! Как можно чаще проверяйте стартер и связанные с ним компоненты на работоспособность. Стартер может прослужить до 200 тыс. км. пробега, если вы будете с умом его эксплуатировать. Своевременная диагностика и профилактика значительно увеличат его жизненный ресурс.

Проверка стартера без снятия

Рассмотрим, как проверить стартер, не снимая.

При повороте ключа зажигания стартер не крутит, но слышны щелчки тягового реле при заряженной батарее - неисправны контакты реле или двигатель стартера. Если же щелчки не прослушиваются, значит, поломано тяговое реле или случился обрыв в электрической цепи реле.

Когда двигатель стартера крутит медленно, обратите внимание на напряжение – оно должно быть не менее 12 В.

Знаете ли вы? Электрический стартер применяется в автомобилях с 1920 года.

Как снять стартер

Для того чтобы снять стартер, вам понадобиться помощник и подъёмник. Если нет ни того, ни другого проводите процедуру собственноручно, она займёт около часа вашего времени. Далее действуйте по следующей инструкции:

Отсоедините аккумулятор и снимите защиту двигателя.

Найдите под капотом и выверните верхний болт крепления стартера.

Затем переместитесь под машину. Открутите гайку, фиксирующую основной плюсовой провод на втягивающем реле, а затем — гайку провода управления реле.

Снимите гайку крепления минусовых проводов к стартеру, после выкручивайте нижний крепёжный болт стартера.

Теперь выбирайтесь из-под машины. Под капотом, найдите и выкрутите верхний болт стартера. Снимайте стартер со стороны воздушного фильтра (со стороны аккумулятора будет мешать проводка).

Перед проведением снятия, убедитесь, что двигатель остыл. В противном случае, вы рискуете получить ожёг.

Как проверить стартер с помощью аккумулятора, диагностика реле

До того, как проверять стартер, не снимая с машины, убедитесь в том, что батарея аккумулятора в порядке. Можно это сделать с помощью мультиметра. Если с аккумулятором всё в порядке, можно приступать к проверке. Операция будет проводиться, с помощью вольтметра.

Перед тем, как проверить втягивающее реле стартера, найдите его плюсовую клемму. Это толстый провод, идущий от аккумулятора к болту на стартере. На эту клемму и оденьте щуп красного (плюсового) провода прибора, а провод чёрного цвета подсоедините к массе автомобиля.

Для успешной проверки пригласите помощника, который на этом этапе повернёт ключ зажигания. Если с механизмом нет проблем - стрелка вольтметра покажет напряжение 12 В, а стартер выдаст щелчки. Если значение прибора будет меньшим, то проблема в замке зажигания так, как аккумулятор уже проверен.

Можно проверить стартер другим прибором. Если вы не знаете, как прозвонить стартер мультиметром, ниже приведена небольшая инструкция.

Для проверки поставьте прибор в горизонтальное положение и установите стрелку мультиметра на ноль. Определите градуировку источника напряжения и переведите переключатели значений прибора в нужные вам режимы. Обязательно осмотрите все провода на предмет их целостности.

Если всё хорошо, замкните концы прибора на проверяемом участке и пронаблюдайте реакцию стрелок. Если прибор цифровой значения видны на дисплее.

Помните! На тестируемом участке должно отсутствовать напряжение до начала проверки.

Как проверить якорь и щетки

Чтобы проверить, целы ли щётки, возьмите 12-вольтовую лампочку. Её провода подсоедините к держателю и к массе щёток. Если лампочка загорится – это признак поломки, и щётки придётся заменить.

Работа под большой нагрузкой, может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, кроме визуального осмотра, можно проверить якорь стартера мультиметром. Проверка заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.

Для проверки величины сопротивления нужная цепь подключается на выходные клеммы мультиметра, установленного в режим омметра. Исправная жила покажет сопротивление, близкое нулю, а её изоляция – значение, стремящееся к бесконечности. Таково общее правило проверки проводов и кабелей.

Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:

засохла или загустела смазка;

на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.

Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить.

Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.

Стартер это электромеханическая деталь автомобиля, отвечающая за запуск двигателя. Состоит он из трех деталей:

  • втягивающее реле;
  • двигатель;
  • бендикс.


Предпосылки к неисправностям стартера

Симптомы плохого стартера могут проявляться самыми разными способами. Поэтому когда вы ощущаете, что автомобиль не работает на прежнем уровне, в первую очередь проверьте техническое состояние стартера. Ниже указаны основные симптомы неисправности стартера.

Неисправности стартера в большинстве случаев наблюдаются при износе его деталей. Речь идет о подшипниках, щетках или шестернях. Даже самые незначительные технические повреждения способны привести к электрическим неисправностям. Например, при образовании даже небольшого люфта подшипника может появиться замыкание обмотки.

Это было касательно механических повреждений. Но что касается электрических, то к ним можно отнести обрыв электрической цепи и сгорание контактов. В таких случаях помочь может лишь замена обгоревших элементов.

Правильный уход за стартером

Для избегания неприятных ситуаций на дороге, связанных с поломками стартера, лучше всего проводить периодическую проверку. К тому же, существуют некоторые правила по уходу за стартером, которые помогут продлить его службу. К ним относятся:

  • включайте стартер не более чем на 10 секунд;
  • при очень низких температурах желательно сначала проворачивать коленчатый вал вручную, при помощи рукоятки. Затем можно запускать стартер;
  • проводите периодическую чистку деталей стартера, коллектора и проводки;
  • не забывайте также время от времени чистить приводное устройство.

Казалось бы, несложные правила, однако они могут продлить жизнь вашего стартера и АКБ на много лет.

Читайте также: