Как поставить ведомую звезду на колесо от тачки

Обновлено: 02.07.2024

Трансмиссия велосипеда нуждается в постоянном уходе. Больше всего подвержены износу цепь и звездочки на колесе. Не застрахован от подобных поломок и односкоростной велобайк. Различие от многоскоростных моделей лишь в том, что цепь и звезды рассчитаны на более продолжительный ресурс. Рассмотрим, как снять звезду с колеса для последующей замены.

Вначале – зачем это нужно и можно ли без этого обойтись? Нет, нельзя. Частично изношенная трансмиссия ухудшает работу всего велосипеда. Поэтому звезда при поломке подлежит замене. В особенности, это актуально для звездочек, которые применяются особенно часто используются. Естественно, прежде чем заняться ремонтом, изношенную деталь нужно предварительно снять.

Варианты велосипедных звездочек на колесе

Кассеты – это расходный материал, и их приходится периодически заменять. В среднем, от 5 до 15 тыс. км езды.

Виды трансмиссий велосипеда

Настройка диапазона передач во многом зависит от стиля езды. Рассмотрим наиболее типичные случаи

Трансмиссия на даунхилл

Вероятность того, что даунхиллеру придется преодолевать крутой подъем, — небольшая. В связи с этим, у многих велосипедов DH-типа имеется только одна передняя передача. Число передач в задней кассете ограничено.

Трансмиссия на кросс-кантри

Этот стиль езды предполагает езду на достаточно длинные расстояния, причем состояние дороги, мягко говоря, разное. Количество передних звездочек – 2-3. Количество задних передач колеблется от 8 до 9. Это позволяет сохранить силы при преодолении подъемов и осуществлять быстрый спуск.

Трансмиссия на горном велосипеде (All Mountain)

В составе трансмиссии All Mountain байка имеется одна передняя звездочка в сочетании с кассетой из 11 звезд в задней части. Это делает велосипед простым в управлении, скоростным и функциональным одновременно.

Определить оптимальные настройки можно методом проб и ошибок, учитывая собственный стиль езды, размеры колес велобайка и ряд других факторов.

Порядок разборки трансмиссионной кассеты

Порядок разборки кассеты

Снять заднюю часть трансмиссии велика несложно. Набор инструментов для снятия звездочек следующий.

  • Рожковый ключ для демонтажа колеса;
  • Разводной ключ для кассеты;
  • Хлыст;
  • Съемник кассеты.

Первый этап – это демонтаж заднего колеса велосипеда. Пользуясь ключом, отвинтите гайки, затем снимите с задних звездочек цепь. Для некоторых модификаций (например, для MTB) снять колесо – это буквально минутное дело, поскольку оно закреплено на эксцентрике.

Снять гайку непросто. Придется потрудиться также, чтобы установить ее на место. После того как гайку удалось открутить, кассета отцепляется от колеса велика без усилий. Осталось лишь оценить состояние кассеты и определить, какая именно звездочка вышла из строя.

Наружные звезды могут быть сняты сразу же после того как кассета велосипеда была демонтирована. Их очищают и внимательно осматривают, оценивая степень изношенности. Изношенные – заменяют.

Как снять звездочки с колеса велосипеда – последовательность действий

Кассета велосипеда со звездами тем и отличается от трещотки, что отдельные звезды возможно заменить по отдельности. Все, что необходимо сделать, это снять изношенную деталь и заменить ее на новую. Пространство между отдельными звездами на колесе заполнено прокладками и заклепками, которые делают процесс демонтажа-монтажа более простым делом. Важно лишь не перепутать последовательность. Особенно это касается многоскоростных горных моделей.

Замена одиночных звездочек может спровоцировать сложности переключения цепи велика. Это объясняется тем, что цепь достаточно изношена по отношению к новым звездочкам. По этой причине, целесообразна одновременная замена цепи и кассеты.

Как снять звездочку с односкоростного велосипеда (синглспид)

Уход за звездочками велосипеда

Уход за звездочками

Трущиеся механизмы велосипеда надо периодически смазывать и очищать от грязи. Это продлевает рабочий ресурс трансмиссии и делает поездки более безопасными. После нескольких поездок по плохим дорогам, лесу или, тем более, бездорожью, велобайк оказывается буквально заросшим грязью. Если раму и колеса можно отмыть дочиста, то загрязнение механизма велосипеда попросту не видно. Поэтому, после подобных путешествий нелишне осмотреть велик и принять меры по чистке деталей, а, если это нужно, то и заменить изношенные комплектующие.

Почистить велосипедную кассету можно, согласно такому алгоритму.

  • Разожмите ободной тормоз. Как вариант – снимите калипер на дисковом тормозе;
  • Снимите заднее колесо;
  • Внимательно осмотрите кассету. Если она сильно загрязнена, придется снимать ее с колеса и чистить. При небольшом загрязнении можно очищать кассету велосипеда от загрязнений, не снимая с колеса;
  • Используйте для чистки специальные неширокие щеточки, которые дают возможность проникнуть между шестернями и вычистить то, чего там быть не должно. Кроме того, это значительно удобнее, чем проникать в зазоры тряпкой;
  • Для чистки зубчиков звездочек отлично подходит старая зубная щетка;
  • Протрите поверхности салфеткой, смоченной в керосине. Затем нанесите на зубцы и ямки смазку;
  • Целесообразно чистить кассету со звездами на колесе и цепь одновременно. Только таким образом можно добиться желаемого результата.

Систему чистят аналогичным образом. Колесо велосипеда снимать не надо, зато и работать нужно с предельной аккуратностью, чтобы случайно не сбить настройку переключателя.

Итоги

Звездочки – это важные детали трансмиссии. Чтобы велобайк функционировал нормально, необходимы: правильный выбор передач, тщательный и своевременный уход, замена изношенных деталей. Все это позволяет сделать поездки безопаснее, избежать неприятных неожиданностей на дороге. Что касается скоростного велика, то он действительно покажет себя скоростным, а не будет уныло тащиться на одной-единственной передаче.


Приходилось ли когда-нибудь обращать внимание на то, что у большинства советских танков каток-звездочка располагается в задней части гусеницы, в то время как у подавляющего большинства немецких танков времен Второй мировой войны он расположен в передней части. Совершенно очевидно, что между двумя типами конструкции есть некая принципиальная разница.

Чем же обусловлен выбор места установки звездочки?

Началось все в Первую мировую войну. |Фото: ubackground.com.

Ко второй поменялось мало. |Фото: militaryarms.ru.

Гусеничный движитель может иметь несколько видов компоновки – расположения и организации катков. Он также может отличаться формой гусеничных траков. Однако, так или иначе данное устройство в своем классическом виде всегда состоит из гусениц, ведущих колес, направляющих колес, поддерживающих и опорных катков. Направляющее колесо используется для натяжения гусеницы. Опорные и поддерживающие катки распределяют массу по земле и обеспечивают натяжение гусеницы соответственно. Но самое главное и интересно – это ведущие колесо, каток, который преобразует собственное вращательное движение в поступательное движение гусеничной машины.

Гусеницы имеют разное устройство. |Фото: studfile.net.

Советские танки другие. |Фото: tankist-31.livejournal.com.

Однако, какой бы вид не принимали ведущие и направляющие колеса, главное остается неизменным: при разных типах компоновки ведущие находятся то в передней части гусеницы, то в задней. Почему? На самом деле все достаточно просто. Расположение ведущего катка чаще всего определяется местом расположения трансмиссии в машине. Разделение танков по этому признаку началось еще в годы Первой мировой войны. Условно французская школа танкостроения ставила двигатель своих машин в кормовую часть и там же располагала коробку передач. Условно британская школа танкостроения пошла другим путем: англичане ставили двигатель танка в его корме, однако трансмиссию располагали в передней части. Поэтому у французских машин ведущие колеса в гусеницах были сзади, а в английских – спереди.

Все дело в месте установки коробки передач. |Фото: tsushima.su.

Американские танки похожи на немецкие. |Фото: aviarmor.net.

В середине XX века немцы и американцы делали свои танки переднеприводными, устанавливая трансмиссию в носовой части боевой машины. Это позволяло уменьшить моторный отсек, установить баки в центре, что снижало пожароопасность машины, а самое главное, сместить башню к центру корпуса. Последнее было очень важно, так как центральное расположение башни позволяло сократить качку орудия и повысить точность огня во время движения. Однако, компоновка танка с передней трансмиссией была более сложной, ресурсозатратной и дорогой, так как приходилось тянуть кардан от двигателя к коробке через весь танк. В дальнейшем это усложняло ремонт, а также добавляло танку уязвимых мест в бою: неудачное попадание могло перебить кардан и танк просто вставал мертвым грузом.

У советских танков как правило задний привод. ¦Фото: fotoload.ru.

Советы пошли по другому пути и принялись ставить трансмиссию сзади рядом с мотором. Это делало отсек с двигателем намного больше, что вынуждало выносить баки в переднюю часть. Росла пожароопасность машины. Так же приходилось смещать боевое отделение и башню вперед, что негативным образом сказывалось на точности огня боевой машины с движения. С другой стороны, советские танки были проще и дешевле в производстве, их также было проще чинить из-за близости двигателе и трансмиссии. Кроме того, не было длинного кардана, поломка которого могла сделать танк фактически бесполезным.

Почему у танков гусеничные пальцы смотрят шляпкой внутрь, а у тракторов - наружу, можно узнать из нашего видео

Когда я делал трансмиссию первого Динго с двигателем 150сс, то исходил из передаточного отношения на квадрике с таким двигателем. Там ведущее колесо было примерно в три раза больше стандартной зубчатки в гусенице снегохода. Примерно на столько я и уменьшил ведомую звёздочку в цепной передаче. На Динго получилось передача с повышением примерно 14 к12, но т.к. нагрузки на гусенице выше на проворачивание, то было решено сделать передачу 1 : 1, т.е. 14 к 14 зубьев. В вашем варианте я бы сделал приводную звезду в 1,5-2 раза меньше колеса авто или квадрика, если привод снимается непосредственно с оси ( без цепной передачи).

an59t

Ветеран

Нашёл некоторые, возможно полезные для самоделов, чертежи приводных звёзд и гусениц:
вот стандартная звезда Буран (Т 50,5мм) на 9 зубьев:
а вот это нестандарт на 11 зубьев

Вложения

8631_4b09682767cdc07093945b07d863ccaa.jpg

ДядьСаш

Ветеран

Получил в личку вот такую просьбу: "Добрый вечер Александр Петрович.

Можете рассчитать ведущую звезду 7 зубов для такой гусеницы -
http://shop.composit-tracks.com/catalog/cross-country/talon-38.html - шаг 73мм.
С уважением Вячеслав".

Написал ответ: Здравствуйте, Вячеслав. Вы просите о помощи в очень сложном, для меня, деле. Когда я открывал тему: "Вопросы конструирования самодельных гусеничных звёзд" я раскрывал в ней принцип построения профиля зуба самодельных ведущих звёзд для гусеничников- палочников. Потому как профили зубьев звёзд палочников отличаются от профилей зубьев промышленных гусениц. Так вот, для снегохода-палочника, сначала изготавливается ведущая гусеничная звезда, и уже по ней, изготавливается сама гусеница (её шаг). Само-собой разумеется, что размеры этой ведущей звезды, предварительно, высчитываются по заранее заданным параметрам, такими как: толщина ленты, высота и ширина траков и их шаг, а в результате, получается тот самый, уникальный профиль зубьев звезды. В вашем же случае, надо подгонять размеры ведущей звезды под готовую гусеницу. Я опубликую, с вашего разрешения, эту вашу просьбу в данной теме, может быть, кто-нибудь, более опытный в этом вопросе окажет вам помощь. Сразу же оговорюсь, что до сих пор, никто не смог предоставить точных расчётов размеров таких звёзд. Так что, по-любому, размеры, всё равно, придётся подгонять под вашу гусеницу. И так, жду вашего согласия на опубликование вашей просьбы.

Вопрос.
Кто может помочь в этом деле? Может кто-то уже делал такую звезду? Если не у кого нет готовых вариантов, то может поделитесь принципом построения звёзд под такие гусеницы. Я имею ввиду, из каких соображений выбирается толщина ножки зуба и его высота, а также, расстояние между ними, учитывая естественное уменьшение шага, при огибании ленты гусеницы по ведущей звезде?

э__эх

Активный участник

Вложения

DSCF4970.JPG

DSCF4965.JPG

DSCF4967.JPG

DSCF4961.JPG

bambr sns

Участник

Получил в личку вот такую просьбу: "Добрый вечер Александр Петрович.

Вопрос.
Кто может помочь в этом деле? Может кто-то уже делал такую звезду? Если не у кого нет готовых вариантов, то может поделитесь принципом построения звёзд под такие гусеницы. Я имею ввиду, из каких соображений выбирается толщина ножки зуба и его высота, а также, расстояние между ними, учитывая естественное уменьшение шага, при огибании ленты гусеницы по ведущей звезде?

Нашел в "В контакте", может чем-то поможет?


Reply

Ekaterina Mekhedova Oct 3, 2012 at 9:55 pm
Ярослав, Плохо видно, хотелось бы понять, что есть размер "а"



LikeShow likes
Reply

Yaroslav Rasskazov Oct 4, 2012 at 1:16 am
А - это расстояние от "седловины" зацепа - места, где он соприкасается со звездочкой - до места сгиба гусеницы. Впрочем, лучше учесть Вашу конструкцию гусеницы, если она отличается: выложите её

Вложения

ДядьСаш

Ветеран

Вячеслав, я, сейчас, готовлю своё обоснование того, как, тебе самому, можно подобрать необходимые размеры звёздочки. В приведённом тобой примере, мне, если честно, многое непонятно. И, главное. Эти расчёты, всё равно, надо будет подгонять неоднократно под размеры гусянки. Кстати, а она (гусянка) у тебя уже есть? Если есть - то выложи длину окна и длину перемычки, а также, высоту перемычки ( в металле) и толщину самого полотна (минимальную - она колеблется, обычно от 5-ти до 7-ми миллиметров).

bambr sns

Участник

Вячеслав, я, сейчас, готовлю своё обоснование того, как, тебе самому, можно подобрать необходимые размеры звёздочки. В приведённом тобой примере, мне, если честно, многое непонятно. И, главное. Эти расчёты, всё равно, надо будет подгонять неоднократно под размеры гусянки. Кстати, а она (гусянка) у тебя уже есть? Если есть - то выложи длину окна и длину перемычки, а также, высоту перемычки ( в металле) и толщину самого полотна (минимальную - она колеблется, обычно от 5-ти до 7-ми миллиметров).

Добрый вечер Александр Петрович. Буду очень признателен.
Мне тоже не совсем понятно, что есть размер "А"? Теоретически это разница между расчетным диаметром = шаг х количество зубьев : 3,14 и внутренним диаметром звезды ( d1 на рисунке) - одним из главных интересующих нас параметров. Видимо должна существовать зависимость размера "А" от конструкции и размеров гусеницы -
толщины полотна, толщины металлических скоб, высоты перемычек, .

Но если рассмотреть примеры звезд приведенных на этой странице:

Буран 9 зуб. Др = 50,5 Х 9 : 3,14 = 144,7
Др - Двн = 144,7 - 130 = 14,7

Буран 11зуб. Др = 50,5 х 11 : 3,14 = 176,8
Др - Двн = 176,8 - 163,5 = 13,3

Умка 8зуб. шаг 64мм. Др = 64 х 8 : 3,14 = 163
Др - Двн = 163 - 155 = 8

- зависимость не просматривается.

Гусеница есть. Доберусь до деревни все размеры померию.

Алексей96

Активный участник

Еще неплохо бы сфотографировать с разных ракурсов с линейкой.
Если не ошибаюсь эти гус. Под звёзды с комбинированным зацеплением через окно и цевку. Если не секрет что за аппарат планируется? мощность двиг.?

alexey1408

Активный участник

Видимо должна существовать зависимость размера "А" от конструкции и размеров гусеницы -
толщины полотна, толщины металлических скоб, высоты перемычек, . [/QUOTE

Внесу свои 5 копеек. Думается мне, зависимость все же есть но далеко не линейная и искать её смысла нет.
По моему легче будет определить схематично примерный диаметр впадин звездочки, а затем изготовив шаблон, хоть из фанеры подогнать под гусю.


Вот примерно обрисовал, допустим толщина полотна гуси 5мм. нейтральный слой примем за середину 2.5 мм. от края (по ней отсчитываем шаг). Толщина скобы пусть будет 2 мм. И того, диаметр звезды по впадинам 153,65мм. Но полотно гуси не будет гнутся по ровной дуге, около скоб будет небольшой излом. да и нейтральный слой вряд ли будет по середине, даже если с толщиной гуси определится, потому и надо будет подгонять под гусю.

Алексей96

Активный участник

ДядьСаш

Ветеран

. Посмотреть вложение 1142361 Кстати, а она (гусянка) у тебя уже есть? Если есть - то выложи длину окна и длину перемычки, а также, высоту перемычки ( в металле) и толщину самого полотна (минимальную - она колеблется, обычно от 5-ти до 7-ми миллиметров).

bambr sns

Участник

Еще неплохо бы сфотографировать с разных ракурсов с линейкой.
Если не ошибаюсь эти гус. Под звёзды с комбинированным зацеплением через окно и цевку. Если не секрет что за аппарат планируется? мощность двиг.?

Фото чуть позже.
Зацепление может и комбинированное т.к. 6 рядов цевок присутствуют.
На счет аппарата мыслей много, но пока только мысли.

bambr sns

Участник

Добрый вечер Александр Петрович.


1. А = 2,5 мм
2. Б = 8,5 мм
3. В = 45мм
4. Г = 28мм
5. Д = 28мм
6. Х = 16-17мм

bambr sns

Участник

Вложения

DSC07008.JPG

DSC07009.JPG

alexey1408

Активный участник

звезда1.JPG

подставил циферки и звездочку зарисовал. Но в любом случае она без подгонки не подойдет.
Надо будет подгонять диаметр по впадинам зубьев звездочки, чтоб точнее подогнать по шагу. И радиус закругления рабочей поверхности зуба, должен по касательной выходить из зацепления. Да и высоту и ширину зуба задал примерно, исходя из размеров гуси.

Вложения

звезда2.JPG

bambr sns

Участник

подставил циферки Посмотреть вложение 1142847 и звездочку зарисовал. Но в любом случае она без подгонки не подойдет.
Надо будет подгонять диаметр по впадинам зубьев звездочки, чтоб точнее подогнать по шагу. И радиус закругления рабочей поверхности зуба, должен по касательной выходить из зацепления. Да и высоту и ширину зуба задал примерно, исходя из размеров гуси. Посмотреть вложение 1142846

Получилось симпатично. Спасибо.
Поясните, для чего заложили такой люфт, длина окна 45 - длина зуба у основания 35 = 10мм?
Подождем что скажет Ветеран.

ДядьСаш

Ветеран

Получилось симпатично. Спасибо.
Поясните, для чего заложили такой люфт, длина окна 45 - длина зуба у основания 35 = 10мм?
Подождем что скажет Ветеран.

Возможно, что под определение "Ветеран" подхожу и я, тогда пора и мне что-то сказать. Вообще-то, я рассчитывал, не спеша, изложить все свои мысли графически, а потом уж и выложить всё разом. Ну, да ладно. Постепенно, буду выкладывать, по мере готовности.
Я вижу решение проблемы расчётов ведущих гусеничных звёзд не только в расчёте диаметра впадин звёздочки, но и в максимально технологичной и точной подгонке звёздочки под параметры гусеницы. Поэтому предлагаю, перед тем как изготовить саму звёздочку, во избежание мучительных переделок и подгонок, сначала изготовить шаблон, на котором, с максимальной точностью, определить этот диаметр, а заодно и, максимально выгодный, профиль зуба звёздочки. Сразу же оговорюсь. К изготовлению шаблона надо подходить с максимальной тщательностью. А именно. Сверление отверстий в шаблоне строго по РАДИУСУ, с максимально точной разметкой на семь частей по окружности. Сверление зубьев, тоже, не простое дело и, тоже, требует тщательности. На всякий случай, в ширину зуба надо заложить допуск на "разгильдяйство". Это нужно для того, чтобы устранить те неточности, которые могут возникнуть при сверловке или шаблона или зубьев, и
такие неточности можно будет устранить окончательной подгонкой (подпиливание) каждого зуба. А, чтобы не попутать (при разборке, для обточки шаблона) подогнанные по месту зубья на шаблоне, их (зубья) надо пометить.


Теперь о ширине зуба и его конусности. Термин "конусность" я придумал, возможно, что он уже применяется и без меня, не знаю. Ширину ножки зуба принимаю с оглядкой на Бурановскую звёздочку. Там (судя по картинкам) зазор между ножкой зуба и окном гусеницы, примерно = 3 мм. Про конусность зуба смотрите картинку.


На всякий случай, предвидя возможную критику моих предложений, сообщаю, что я не претендую на истину, тем более, что никогда в жизни не видел ни гусеницу, промышленную, ни звёздочку.

На червячную втулку можно временно поставить звезды для втулок торпедо, но они ставятся со значительным люфтом:


Из-за этого люфта звезда быстро изнашивается, у меня несколько звезд пришли в негодность за 30-80 км. Как аварийная замена, доехать до дома, это пригодно. Для постоянной езды - не пригодно.

Для постоянной езды есть два варианта:
- либо поставить заднее колесо со втулкой торпедо и покупать в магазинах недорогие звезды на любой вкус
- либо ставить на червячную втулку звезды для планетарных втулок. Купить их можно либо в крупных городах, лито через интернет, их цена выше раз в 6, с учетом доставки до 10 раз дороже.

Поменять звезду очень просто, но кроме новой звезды обязательно надо найти и купить хорошее каленое стопорное кольцо черного цвета, т.к. родное стопорное кольцо из светлого металла - после первого снятия расслабляется, теряет форму и впоследствии обязательно будет слетать. Пока не нашли хорошее черное стопорное кольцо родную звезду лучше не снимайте.


Если у Вас по вине расслабленного стопорного кольца начала слетать звездочка, то купите новую звездочку (старая звездочка в таких случаях обычно повреждена) и новое, хорошо пружинящее, калёное черное стопорное кольцо.

    Смена ведомой звезды:
  • Одеть на руки рабочие перчатки
  • Открутить тормозной рычаг.
  • Снять колесо.
  • Поддев плоской отверткой или ножом, вывести из паза и снять удерживающее звезду пружинистое стопорное кольцо из круглой проволоки.
  • Снять звезду
  • Осмотреть и очистить, при необходимости,посадочное место звезды.
  • Установить на место новую звезду
  • Собрать все в обратной последовательности.


Родная ведомая звезда 18Т на червячной втулке была заменена на 22Т (для звезды торпедо). Потребовалось удлинение цепи на одно звено+ещё один замок (+ 2 звена). У детского велосипеда на звезду очень слабая нагрузка, поэтому торпедовская звезда выдерживает.

Читайте также: