Как правильно прокладывать провода под автозвук

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос, как подключить колонки к магнитоле, волнует меломанов, которые приобрели автомобиль с хорошей звуковой системой. Они хотят, чтобы музыка их окружала везде, покупая себе дорогие аудиоплееры и наушники, чтобы чувствовать качественный звук. Не всегда хватает этих устройств, и они постепенно перетягивают акустику прямиком в автомобиль, используя в качестве раздающего устройства встроенную в машину магнитолу. Звук воспроизводят мощные устройства, специально откалиброванные под любимый жанр и формат музыки.

Людям сложно разобраться, как подключить колонки к автомобильному проигрывателю. Потребуется провести провода, чтобы правильно подключить домашние колонки в машину. Можно подключить несколько колонок, используя для этих целей колонки от музыкального центра и специальный усилитель.

Выбор колонок

Какие колонки лучше поставить в машину, зависит от потребностей владельца авто. Можно воспользоваться обыкновенными домашними, подсоединяя их по цифровому входу миниджек непосредственно к приборной панели, минуя сложные внутренние интерфейсы. Для любителей объемного звука потребуется купить специальные акустические колонки, чтобы создавать атмосферу в транспортном средстве. Можно использовать портативную колонку, подключив ее по bluetooth.

Выбор колонок

Выбор колонок будет зависеть как от потребностей человека, так и от его денежных средств. Можно использовать колонки от музыкального центра, а можно потратить больше денег и купить новые, чтобы было комфортно для автомобилиста.


Установка усилителя в машину своими руками

А теперь о том, как установить усилитель в машину.

  1. Крепим саморезами или болтами усилитель в выбранном месте.
  2. Следующим этапом является подключение усилителя к магнитоле. Если устройство четырехканальное, то потребуется два межблочных провода, если двухканальное, то нужен один провод.
  3. После этого усилитель подключается к источнику питания. Массу можно найти на корпусе машины.
  4. Подключаем управляющий провод.
  5. На промежутке АКБ-усилитель рекомендуется установить конденсатор. Он предотвратит разрядку батареи, а также выход из строя аппаратуры.
  6. Затем подключаем к аппарату все колонки и сабвуфер. При подключении соблюдайте полярность, а также обеспечьте надежное закрепление проводов, так как от вибраций они отходят и контакт теряется.

Что понадобится

Чтобы установить колонки к автомагнитоле, потребуется следующий список инструментов и предметов для взаимодействия с ними:

  • Плоскогубцы и другие инструменты, чтобы откусывать ненужные элементы изоляции и всего, что с ней связано. Можно использовать строительные ножницы, однако они быстро придут в негодность.
  • Перед установкой колонок покупают специальные кабели в качестве запасных средств. В зависимости от типа колонок эти кабели будут соединять интерфейсы устройств. Так, например, для простых колонок от музыкального центра подсоединяются провода с интерфейсом миниджек. Что касается всего остального, то нужно смотреть по ситуации, так как аппаратура может быть разной.
  • Нужно будет достать сами колонки, вытащив их из музыкального центра и превратив их в колонки для автомагнитолы. Они подключаются через интерфейсы. Этими интерфейсами являются mini jack, тюльпан или HDMI. Последний используется в продвинутых профессиональных устройствах.
  • Стоит присмотреться к нескольким тестовым аудиозаписям, чтобы можно было оперативно и быстро проверить работоспособность тех или иных устройств, если подключить их к ресиверу.

Непосредственное подключение



Схема фишки магнитолы

Важно после соединения тщательно изолировать провода, чтобы не случилось поломок из-за замыкания. Для надежности соединения проводки скрепляют хомутом из пластмассы.

Во всех салонах на консолях либо на панелях приборов существуют места для монтирования магнитолы. В некоторых авто такие места спрятаны под панелью декоративной. И, прежде чем приступить к установке автомагнитолы, панель следует снять, открутив ее отверткой.

Получится отсек. Из него надо вытащить ответные проводки, которые необходимы, чтобы подсоединить к системе автомагнитолу Pioneer. После этого присоединяйте проводки либо разъемы, как показано на фото схемы. И только теперь Пионер следует устанавливать в лот, на его посадочное место.

Видео

Схема подключения

Первым делом производится подключение динамиков к магнитоле. Что касается основных устройств, то схема подключения колонок имеется в открытом доступе в сети интернет. Посмотреть ее можно, вбив соответствующий поисковый запрос в Яндекс или Google. Спросив у опытных специалистов и мастеров, которые разбираются в вопросе, можно быстро узнать, как правильно подключить передние колонки, а также задние динамики для включения эффекта объемного звука.

Схема автозвука

В остальном установка периферийных устройств в автомобиль не должна вызывать у человека затруднений, так как тут все интуитивно понятно. Разобраться в этом вопросе сможет каждый, кто хоть немного разбирается в компьютерной и автомобильной технике.

Что нужно знать о маркировке проводов?

Подключение автомагнитолы пионер своими руками необходимо начинать с изучения маркировки проводов. Прежде всего, в комплектацию магнитолы входят 2 стандартных соединительных разъема типа ISO. Разъемы состоят из группы контактов из 8 шт. каждый. Один из них служит для подключения силовой цепи, а другой для акустики. Подключение пионера можно осуществить двумя способами.

В первом случае необходимо будет купить специальный переходник для соединения. Обычно поступают гораздо проще: разъем просто отсоединяют от проводов, а их соединяют с ответной частью посредством скручивания проводов.

Для подключения автомагнитолы, равно, как и для подключения приемников других фирм-изготовителей, используют стандартную схему. Магнитола имеет ряд проводов различного цвета. Давайте рассмотрим, для чего они предназначены, и каким образом соединяются между собой.

Широкий провод желтого цвета подключается к аккумуляторной батарее в обязательном порядке через предохранитель, а через замок зажигания подключается такой же красный провод, чтобы магнитола работала только, когда он включен.


Недопустимо соединение между собой этих двух проводов, поскольку такое соединение может вызвать быструю разрядку аккумулятора. Толстый провод черного цвета служит минусовым, и крепится к корпусу автомобиля.

Каждый провод имеет свой цвет

и выполняет определенные функции. Белый провод с синей полосой отвечает за работу антенны, сабвуфера и усилителя. Провод серого цвета подключается к плюсовой клемме переднего правого динамика, а такой же провод с продольной черной полосой соединяется с минусовой клеммой этого динамика. Соответственно, провод белого цвета идет на плюсовую клемму левого переднего динамика, а с черной полосой белый провод подключается к минусу этого же динамика.

Теперь переходим к подключению динамиков, расположенных сзади. К заднему динамику слева подключается зеленый провод к плюсовой клемме, а провод зеленого цвета с черной полосой к минусу динамика. И, наконец, провод фиолетового цвета подключаем к заднему правому динамику к плюсу, а с черной полосой фиолетовый провод к минусовой клемме.


Процесс подключения

Разобравшись, как установить колонки в машину, можно быстро решить данную проблему. Задние колонки к магнитоле подключаются путем использования соответствующего разветвителя формата миниджек. Для людей, которые умеют паять, есть возможность сделать это с разъемом, расширить его функционал.

Подключить колонку в машине, если она 1, можно и более простым способом, используя линейный выход миниджек, расположенный на приборной панели. Для того чтобы подключить 6 колонок, потребуются специальные разветвители либо прямое подключение через материнскую плату устройства.

Подключить колонку к магнитоле в машине сможет каждый, в этом нет ничего сложного. Нужно только постараться и не порвать провода, пытаясь усилить колонки без усилителя. Последний процесс проводится и с помощью программного обеспечения. Нужно скачать соответствующий плагин, который путем тонкой настройки усиливает сигнал, идущий от основного устройства непосредственно к периферии.

Соединение проводов

Процесс разделяется на следующие этапы.

Подготовительный этап

Он включает в себя приведение в нормальный вид автомобиля вместе с его интерьером. Провода нужно аккуратно отсоединить, а те, что могут повлиять на работу комплектов для установки, нужно, наоборот, подсоединить, обеспечив лучшую работу. Для этого отмечаем расположение дверей и вырезаем отверстия. Отверстия будут зависеть от количества самих динамиков, которые нужно вывести по периферии. Задние концы основных кабелей сопоставляем друг с другом, чтобы не было путаницы.

Особенности изоляции

Изоляция проводится либо встроенными в магнитолу и музыкальный центр средствами, либо путем покупки соответствующих шлангов и других изоляционных элементов.

В том случае, если изоляция была нарушена, нужно срочно начать перепаивать проводку, используя канифоль вместе с оловом.

Для большей изоляции необходимо перевязать все изолентой.

Прокладываем проводку

Для этого применяется традиционный способ, который заключается в отодвигании кожуха автомобиля и создании внутри него специального отверстия. Через это отверстие и просовывается вся проводка.

Маркировка проводов

Создание меток на проводах — важный этап, реализовать который можно, используя изоленту разного цвета. Каждому цвету соответствует 1 контакт. Для маркировки стоит пользоваться как изолентой, так и фломастерами разных цветов.

Подключаем динамики

Подключение динамиков к автомагнитоле является важным этапом в прокладывании акустических приборов и всего, что к ним относится. Подключить колонки к магнитоле в машине можно, применяя необходимые инструменты, такие как нож, киянка и обыкновенные плоскогубцы. Сам процесс нужно проводить максимально подготовленным, чтобы ничего не повредить в автомобиле.

Расположение динамиков

Расположение динамиков должно строго соответствовать их спецификации. Так, например, динамики для низких частот всегда располагаются сзади, чтобы создавать эффект объемного звука максимально эффективно. Если устройство предназначено специально для автомобиля, то на них обязательно установлена малозаметная маркировка, которая дает возможность устанавливающему их человеку не запутаться во время работы.

Завершающие работы

К завершающим работам можно отнести тестирование акустической системы. Несколькими абзацами выше было упомянуто, что нужно скачать несколько треков различной тональности и качества, чтобы понять, правильно ли были установлены те или иные динамики и полноценные колонки. Тестирование можно провести за несколько минут и не обязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, чтобы ощущать качественно сделанную работу. Главное, чтобы звук был чистым, и нравился владельцу.

Тестирование акустической системы

Если работа делается с участием других людей, то стоит обратить внимание посторонних на качество звука, чтобы они оценили проделанную работу. Не стоит засиживаться в автомобиле, тестируя систему, так нужно понимать, насколько громко работает установленная периферия и за пределами транспортного средства.

Так просто, как, что подключения динамики или сабвуфер на автомобильный усилитель в магнитоле

Ссылки на нас в социальных сетях: Вконтакте Алексей Вконтакте Василий Drive2.

, что этот кабель НИКОГДА не должен быть проложен близко к силовому кабелю, так как он может вызывать посторонние шумы и помехи, что несовместимо с высококачественным звуком, для которого была начата вся эта работа.

Последний шаг — это подключение динамика от усилителя к динамикам. Сложности могут возникнуть при прокладке провода к динамикам, расположенным в дверце автомобиля. Время от времени производители не оставляют запасные клеммы в дверных переходниках. В этом случае

необходимо просверлить дополнительные отверстия для акустических кабельных каналов и установить дополнительные резиновые муфты в дверные стойки. Что делать, если через динамики слышны внешние динамики?

Различные шумы и шумы являются сигналом усилитель звука

Практически всегда при постройке аудиосистемы в автомобиле затраты сильно превышают план. И итоговая сумма для новичка может очень существенно увеличиться и стать большим сюрпризом. Это может затянуть установку или заставить неправильно сэкономить на в процессе, что может негативно сказаться на общем результате.

автозвук для новичков

Именно поэтому сегодня я разберем неочевидные на первый взгляд вещи, которые требуют вложений. Чтобы вы были готовы и заранее правильно распределяли имеющийся бюджет при проектировании своей будущей аудио системы.

Не нужно четко принимать суммы, которые будут в этом материале. Цены очень условные и служат только для общего понимания соотношения затрат, а каждый частный случай, разумеется, может сильно отличаться.

Выбор компонентов

В самом начале нужно подобрать динамики, усилитель и сабвуфер в машину. Пусть это будет самый тривиальный набор.


Давайте допустим, что акустика будет стоить 5 000, Сабвуфер тоже 5 000 и усилитель для всего этого 10 000. Итого получилось 20 000 ₽. Ок, вроде не сильно дорого и сумма приемлемая, можно потянуть.

После этого покупаются или заказываются вышеуказанные компоненты и остается только все это поставить.

Доставка


Но так как это очень большой разброс в зависимости от ситуации, да и оплата доставки вещь в принципе очевидная, по этому эти траты опустим. Просто имейте ввиду возможное их наличие.

Шумоизоляция

Давайте перейдем к первым дополнительным вложениям. Пожалуй, один из основополагающих моментов! Если вы решили менять акустику, то провести аудиоподготовку дверей, то есть сделать шумоизоляцию это просто-таки необходимая процедура.

шумоизоляция дверей

В случае же, если у вас на это не хватает средств, но вы покупаете новые динамики, то лучше поступите наоборот – сделайте шумоизоляцию, а уже потом думайте про замену акустики. Так как это разительно увеличит качество даже штатной аудиосистемы, а также подготовит фундамент для любых будущих апгрейдов.

Математика довольно простая. В данном примере это около 20% процентов от стоимости компонентов, а если этого не делать, то вы в потенциале теряете больше 50 % качества!

При максимальной экономии и проведении этих работ самостоятельно, затраты на материалы для передних дверей составят около 3 000 ₽. Благо, что видео инструкций и гайдов по разборке дверей в сети с избытком.

Питание аудиосистемы

Усилитель нужно будет подключить к аккумулятору, для чего потребуется проводка для подачи питания, как правило до багажника.


Для этого можно приобрести установочный набор. Он подойдет для небольших мощностей, и будет стоить около 2000 ₽ за хороший. Ну а если система помощнее и требует сечения проводов от 35 квадратных миллиметров, то такой набор найти достаточно сложно. И все придется покупать отдельно. Здесь мы рассмотрим именно этот пример.

По длине это как правило 5 метров плюсового провода от аккумулятора до усилителя в багажнике и 1 метр минуса, но лучше взять 2 — обрезки подойдут для дубляжа минуса под капотом и для генератора, если это потребуется. К проводам понадобится предохранитель (лучше с запасным) и держатель для него.

Держатель предохранителя

Держатель с предохранителем

Кабели питания бывают так называемые Брендовые (под этим названием объединяются специализированные кабели для прокладки в автомобиле) и индустриальные — различные аналоги КГ или ПВ, прямое назначение которых далеко от автозвука.

Каждый решает сам, что выбрать. К сожалению, цена на брендовые провода кусается, хотя взамен вы получаете приятный внешний вид, удобство монтажа в труднодоступных или ограниченных пространствах. Эти кабели в свою очередь также подразделяются на луженую медь, медь, обмененный алюминий, алюминий. Обращайте на это внимание при покупке.

Ну а индустриальные провода — это сердито, очень неудобно, но на порядок дешевле.

кабели автозвук

Так примерная цена за метр медного брендового кабеля с мягкой качественной изоляцией сечением 50 квадратных миллиметров будет около 1000 ₽, в то время как какой-нибудь хороший КГ обойдется в до 500. Как видите разница существенная.

В итоге стоимость легко посчитать умножив цену на длину. Давайте возьмем вариант с КГ Всего 7 метров , плюс держатель и предохранители пусть грубо это будет 4000 ₽.

Еще нужны наконечники под обжим, либо специализированные клеммы на аккумулятор, чтобы все это присоединить. Что именно выбрать решает каждый сам исходя из визуальных, бюджетных и других предпочтений. Но наконечники в данном случае будут дешевле.

предохранитель под капотом

Так же для безопасности понадобится гофра для защиты проводки под капотом и в местах, где есть опасность перетирания изоляции. Берите черную и не берите светлую, она менее гибкая и трескается на морозе. Еще понадобится изолента и термоусадка для приличия.

Ну а если хочется это сделать максимально по фэншую, то тут уже добавляется змеиная оплетка, и термоусадка клеевая.

Давайте здесь тоже возьмем все самое простое и отрядим для этого рублей 500.

Это что касается минимума по силовой проводке. Ну а если у вас несколько усилителей, то тут дополнительно понадобятся дистрибьютеры или делители с предохранителями в случае, если сечение кабеля меняется. Про дополнительное питание мы тут, разумеется, не говорим.

Акустическая проводка

Дальше идет акустическая проводка. В случае, если у вас простая двухкомпонентная акустика с кроссоверами, рассчитывайте примерно 12 метров кабеля для мидбасов и около 2х метров для твиттеров, в зависимости от расположения, конечно. Если усиление планируется поканальное или динамиков у вас будет больше, то отталкивайтесь от их расположения и способа подключения.


В качестве акустического провода можно взять специализированный, а можно сэкономить и взять технический (например ПВС), соответствующего сечения. Возможно, он будет не так удобен в прокладке, но это не сравнится с возней с КГ, при этом разницы в звучании не будет. Скажу даже, есть вариант, что меди в таких будет больше.

Возьмем что-то среднее, пусть это будет около 1000 ₽.

Межблочные провода (RCA)

Также нужно передать сигнал от магнитолы до усилителя. Если у вас на магнитоле есть достаточное количество линейных выходов, то вам понадобятся межблочные кабели, в количестве равном количеству каналов, которые вам нужны. Допустим это 2 (левый правый) для фронта, который будет работать с кроссовером и два для сабвуфера.

Подключение усилителя

Тут для нашего простенького примера давайте возьмем бюджетный вариант и заложим 1500 на обе пары межблоков.

О том, что делать если нет линейных выходов будет отдельный материал.

Корпус для сабвуфера

Для нашего низкочастотного динамика нужен корпус, если конечно это не фриэйр. Его можно приобрести уже готовый, универсальный. Допустим, что средний корпус для 12 дюймового сабвуфера обойдется в 4000 ₽.

Также его можно сделать самостоятельно. Так вы сможете сделать корпус с учетом ваших музыкальных предпочтений и параметров самого динамика. Это выгодно отразится на звучании баса. К тому же, даже при простой, но аккуратной сборке по материалам и конструкции такой корпус скорее всего, будет лучше покупного.


В этом случае понадобится чертеж корпуса для сабвуфера. Вы можете попробовать сделать расчет самостоятельно, эта статья может помочь вам в этом — Как рассчитать корпус для сабвуфера.

Ну а если у вас нет времени, или какие-то другие причины, то чертёж можно заказать. Вот страничка для этого — Заказать расчет корпуса для сабвуфера

Для изготовления вам понадобится материал (фанера или необработанный МДФ), как правило от 18 миллиметров, а еще саморезы, клей (например ПВА), терминал для подключения проводов или что-то, что его заменит. На сайте есть хорошая статься о том как сделать корпус самостоятельно — Корпус для сабвуфера своими руками

Но просто для удобства подсчетов давайте примем сумму 4000 ₽.

Итоги

Ну вот мы и подошли финишу. Давайте подытожим.

  • Компоненты: 20 000 ₽
  • Шумоизоляция: + 3000
  • Силовая проводка: + 4 500
  • Акустическая проводка: + 1000
  • Межблочные кабели: + 1500
  • Корпус для сабвуфера: + 4000

Итого: 34 000 ₽

И это при самом простом варианте. Как видите бюджет оказался гораздо больше, чем предполагалось вначале.

Это, кстати, без учета мелких клемм, болтиков для возможного крепления усилителя, держателей, хомутов и свёрл, змеиной оплетки, возможных услуг, например по распилу фанеры или обжиму наконечников, дополнительного питания при необходимости ну и так далее.

Держите в голове этим моменты, если собираетесь строить свою первую систему и тогда вам удастся правильнее распределить свой бюджет, и конечная сумма не станет для вас сюрпризом.

Как видите, если сообщить человеку не знакомому с автозвуком стоимость только аудиотехники в своей системе, то он будет знать только о части всех затрат.

толщина акустических кабелей

Стингеровский акустический луженый кабель.

Сначала мы послушаем динамик с сечением 1.3 квадрата, потом сечением 2.6, 3.9, а затем с самым максимальным сечением 5.2 кв. мм. Посмотрим, будет ли какая-нибудь разница.

В мире автозвука бытует какое-то определенное мнение, которое уже сложилось и, в принципе, я этим мнением всегда пользовался. Что, как правило, на мидбасы в автомобиле применяют акустический кабель сечением 2*2.5, на среднечастотные динамики, твитеры кабеля сечением 1.5 кв, может быть 1 кв. мм. И на сабуфер, как правило, применяют кабель толщиной от 3-х квадратов и выше. То есть, это общепринятые рамки, по которым действуют большинство установщиков и они описаны во всевозможных изданиях и на форумах.

сечение акустического провода для динамиков таблица



Сегодня я хочу вместе с Вами убедиться в том, что данный подбор сечения актуален и правилен. Фактически, сегодня мы не будем замерять толщину кабелей, подавать какие-то синусы и мерить разницу на входе и выходе этого кабеля – заниматься всякой такой "белибердой". Мы сделаем по-другому: мы возьмем динамик, сложим все провода, посмотрим, как динамик будет играть при максимальном сечении при длине провода 6 метров, это стандарт практически для любого автомобиля и затем поглядим, как этот же динамик будет играть при сечении 1.3 квадрата. Возможно, вообще такое произойдет, что разницы не будет никакой. И фактически будет выходить, что целесообразно даже на мидбасы кидать очень тонкий провод и он будет работать вполне адекватно. Честно говорю, перед тестом я не знаю, какие будут результаты. Точнее знаю, что какая-то разница должна быть, но мне трудно предположить, в какой степени эта разница будет. Обратите внимание, что мы сегодня не будем тестировать один акустический кабель с другим. Какой-нибудь ПВС с дорогим кабелем AudioQuest, к примеру. Мы будем тестировать один и тот же кабель, просто с разным сечением. Я вот взял для своего теста Stinger кабель, можно было взять любой другой. В принципе, Вы можете провести такой тест в домашних или гаражных условиях и посмотреть, что произойдет у Вас.

Все это мы будем слушать непосредственно на автомобильном динамике более-менее усредненном, но в нашем случае это не так важно, какой именно это будет динамик. Я постараюсь подобрать динамик по мощности выше среднего.

Естественно, тест акустических кабелей я тоже как-нибудь проведу, возьму кабель дорогой и дешевый, но потом. В сегодняшнем выпуске мы просто проведем банальный эксперимент, поняв, имеет ли смысл переплачивать за толстый акустический кабель на мидбасы или на твиттеры, и получим ли мы в связи с этим более высокую отдачу в итоге на динамики, твиттеры или среднечастотники. И, естественно, попробуем услышать, будет ли какое-то изменение в качестве сигнала.

Перед тем, как мы начнем этот тест, я хочу вам напомнить, что мы находимся в городе Москва, занимаемся подбором грамотных и качественных музыкальных систем в ваш автомобиль. Также занимаемся ремонтом акустики – автомобильной и домашней, усилителей и сабуферов. И я занимаюсь настройкой музыкальных процессорных автомобильных систем. И по телефону Вы всегда можете со мной связаться, если у вас появились какие-нибудь вопросы. На телефоне также висит все время Whats App и Viber.


реклама бутикара

Итак, смысл теста очень простой. У нас обычная допотопная пионерская башка, вполне себе играбельная.

Она будет подключена к такому же простому допотопному усилителю Герц.



И непосредственно с него мы пустим сигнал на некий динамик, некий мидбас, который будет широкую полосу играть в 10-ти литровом объеме. В данном случае, в каком объеме будет играть динамик, нам не столько актуально, потому что в первую очередь нужно услышать просто разницу, которая будет и будет ли она вообще на мидбасе.

Мы подключили вот таким колхозным методом сразу все четыре провода длиной 6 метров, каждый из них сечением 1.3 кв, я имею в виду четыре-это пара плюс и минус, и подключили все это к нашему ящику и динамику.

Динамик у нас десять раз после ремонта, уже испытательный. Динамик PHD FB серии, он может играть отлично и в малом ящике, и в двери, поэтому для нашей цели он более чем подойдет. И играет он относительно высоко для мидбаса, поэтому мы будем слышать достаточно широкий диапазон частот.


Пойдем по такому пути- сперва послушаем на всех четырех кабелях, а потом сразу выдернем три из них, оставив один и поймем, есть ли какая-нибудь разница между сечением 5.2 и 1.3 квадрата , который у нас получится.

Громкость я выставлю одну и то же на магнитофоне, соответственно, если изменится уровень громкости динамика от изменения сечения, уже будет понятно.


pioneer 2 din магнитола

Ну и микрофон я вот таким колхоз методом зацепил стационарно. Посмотрим, что из этого получится.

Итак, первый тест мы провели, это сечение 1.3 кв.мм против 5.2 кв. мм. Разница есть, она очень большая и она слышима. О чем это говорит? О том, что те самые аудиофилы, которые настоятельно рекомендуют применять провода достаточно большого и, может даже показаться, необоснованно большого акустического сечения на колонки, они все-таки правы.



Это действительно играет роль и значимую. Улучшение качества звука происходило на всем диапазоне и в первую очередь на басовой составляющей. Бас на сечении 1.3 кв. мм был гораздо более слабым, чем на 5.2 кв. мм.

Сейчас я попробую сделать второй заход и провести эксперимент. Это будет сечение 2.6 кв. мм. против 5.2. Этот эксперимент более интересный, потому что обычно именно сечение 2.6 кв. мм и применяют для того, чтобы подключить фронтальные мидбасы. Посмотрим, что из этого выйдет. Причем обратите внимание, в основном штатная проводка в автомобилях, даже в премиум сегментах Мерседесах, Лексусах, - это акустические кабеля безумно тонкие. И перед тем, как я делал этот тест, один из установщиков мне говорил, что все это чушь, что, немцы такие тупые, раз такие тонкие провода применяют, наверняка никакой разницы не будет. Как оказалось, разница все же есть, а немцы не тупые просто накой чёрт им тратить деньги на металл если и так сойдёт?

Теперь более актуально будет понять разницу между сечением 2.6 и 5.2 и потом постараюсь что-нибудь придумать и попытаться в усилитель запихнуть кабель еще более толстый, то есть возьму все кабеля, которые есть, разных отрезков, понять, что будет, если возьмем какое-нибудь нереальное акустическое сечение. Произойдет ли улучшение звука по сравнению с кабелем 5.2 кв.мм, к примеру.

Итак, второй заход. Причем, есть такой интересный момент, например, есть усилитель за 15000, четырехканальник, и усилитель той же фирмы, но за 30000. Разница между этими двумя усилителями по звуку будет меньше, чем разница, которую я сейчас услышал между сечением 1.3 кв.мм и 5.2 кв. мм. Понимаете, насколько важно не экономить при покупке акустического кабеля? Раньше я действовал как все, то есть, брал какую-то общепринятую непонятную таблицу, и действовал по этой схеме и людям ставил. Сейчас я свое мнение пересмотрю и, скорее всего, буду людям советовать что-то другое.

Но сначала проверю, как себя будет вести сечение 2.6 кв. мм против 5.2 кв. мм. Обратите внимание, что зачастую бывает так – когда мы заходим в двери акустическим кабелем, то мы не всегда можем туда протянуть сечение 5.2 кв. мм. И многие так и скажут, что если окажется, что нужно брать толстый провод, то как мне его уложить. Но здесь не забывайте один момент, что когда наш звуковой сигнал доходит до динамика, он поступает на клеммы, на подводящие провода, которые ведут к катушке. Эти подводящие провода у любого динамика очень тонкие.


подводящий провод динамика

Другой вопрос, что их отрезок от клемм до катушки крайне маленький, поэтому сильной роли он не играет. Поэтому, если у вас акустический кабель очень толстый приходит к двери, внутри двери он немножко уменьшается и потом опять идет толстый, то это не очень хорошо, но это не означает, что в таком случае ваш кабель можно приравнять к тонкому.


В любом случае, увеличение сечения кабеля будет влиять на то, как ваша музыкальная система будет играть.

Итак, перейдем теперь к тесту. Результат такой: разницы практически нет или она очень слабо уловима. С сечением 5.2 кв. мм. чуть получше стало с суббасом, динамик сейчас играет в широкую полосу, в ящике, он даже пытается забраться 20-40 Грц и звук на данной высоте более выражен. Можно сделать вывод, что общепринятое сечение для классического мидбаса 2.5 кв. мм – это оптимально, но не лучший вариант. При этом, если Вы проложите кабель даже в два раза толще, 5.2 кв. мм., то это будет лучше. Другой вопрос, насколько это будет рационально, сказать уже сложно. Если между сечением 1.3 и 5.2 кв. мм. разница была колоссальная, и, я думаю, такая же разница будет между 1.3 и 2.6 кв. мм., то прокладка кабелей сечением 2.6 кв. мм. будет допустима. Но, при этом, если Вы возьмете кабель большего сечения, хуже не будет и по басу вы получите чуть лучший результат.

По большому счету, общепринятые мнения в нашем тесте подтвеждаются. Но я не ожидал, что разница будет такой колоссальной между сечением 1.3 и 2.6 кв. мм. К выводу приходим простому – на мидбасы применять кабель большого сечения есть смысл. И сечение в 5.2 кв. мм. так же логично.

Я думаю, сейчас не будет смысла положить более толстый кабель, силовой, например, вместо акустического, чтобы услышать разницу. Потому что 5.2 кв.мм. уже тяжело будет в автомобиле применить, поскольку это будет достаточно толстый кабель. Плюс с увеличением сечения мы попробовали уже, подключали 1, 2, 3, 4 кабеля и мы поняли, что уже от сечения 2.6 кв. мм. с увеличением разница в приросте небольшая. Даже если мы возьмем кабель сечением 10 кв. мм.- разницы практически не будет. Но, при этом, вы должны понять такую вещь – мы взяли динамик по мощности выше среднего. Это классический 16-тый мидбас, которых большинство. Если Вы будете брать динамик размером 20 см, более мощный, или супер мощный 16-тый мидбас, или даже сдвоенную пару мидбасов в двери, то Вы должны и сечение так же пропорционально увеличивать. Например, если мы вставим в двери сабы 6*9, что я очень люблю, чтобы получать фронтальный бас и при этом динамик работает как мидбас в трехполосной системе, то сечение должно быть минимум 4 кв. мм. Учтите этот момент.


phd mf 69

А сейчас мы попробуем сделать уже другой тест, поскольку с мидбасами уже все ясно. Мы попробуем взять обычный твитер и поглядеть, что будет при подключении акустического кабеля меньшего и большого сечения при работе с ВЧ-звеном. Твитер возьмем PHD silk, достаточно универсальный для двух и трех полосной системы, в среднем ценовом сегменте.


phd af silk
сечение акустических кабелей

Вот очередной наш колхоз. Через кроссовер мы прикрутили наш твитер сечением 1.3 кв. Минус просто разомкнули, вернее плюс это оказался, но это не важно.

Когда буду прислонять кабеля и убирать, будет ли слышна эта разница на ВЧ-звене между 1.3 и 5.2. кв. Итак, в итоге, не то, чтобы никакой разницы, а вообще ничего не происходит. Замыкая на мидбасе, было сразу слышно при изменении любого сечения, подключены или нет кабеля. Здесь же не происходит ничего. Поэтому, я думаю, сечение 1.3 кв. мм. для твитера является достаточным. Жаль, я не подготовил какой-нибудь более тонкий кабель, чтобы все-таки найти ту грань, когда твитер будет работать плохо, чтобы была хоть какая-нибудь разница. Сейчас попробую взять тонкий алюминиевый кабель и увидим, будет ли какая-нибудь разница между ним и стингеровским кабелем сечением 1.3 кв. мм. Итак, что смог, то нашел. Вот такой тонкий кабель, сечение неизвестное, на вид где-то 0.7 кв.мм. Не смотрите, что на вид он медный, производят все хитрые китайцы, красить алюминиевые провода гуашью они научились.


Значит, у нас тот самый медный кабель 1.3 кв. и алюминиевый на вид 0.7 кв. Посмотрим, будет ли разница на ВЧ.

Итак, по видимому, общепринятое мнение снова подтверждается. Мы пробовали сечение 1.3 и 5.2. на твитер. Разницы никакой не услышали. А вот когда мы взяли кабель 1.3 кв. мм и алюминиевый примерно 0.7 кв.мм., то разница оказалось очень значимой. На медном кабеле 1.3 кв. твитер играл ниже по частотному диапазону, слегка громче, при этом немного более детально и вниз он забирался гораздо больше. Может, это особенность непосредственно самого кабеля, того, что один был медный, другой алюминиевый? Но, думаю, не только в этом было дело, а в том, что мы чуть ли не в три-четыре раза уменьшили сечение. У нас получается, что адекватное сечение для работы твитера 1-1.3 кв. мм. Это общепринятое мнение и , на мой взгляд, так и есть.

А сейчас мы проведем другой эксперимент. Возьмем 10-ти сантиметровый среднечастотник PHD, один из наиболее мощных на рынке автозвука, и попробуем провести эксперимент на нем точно такой же.

phd cf 4


Посмотрим, какое сечение будет наиболее оптимально для такого среднечастотника. Так же возьмем 1.3, 5.2 и допустим 2.6 кв. мм. И снова будем по очереди ихи присоединять. Итог – разницы не было никакой. Что сечение 1.3,что 5.2 на среднечастотник даже запредельно мощный никаким образом не повлияло, ни на средние частоты, ни на их нижнюю границу. Мы выставили срез на среднечастотник снизу где-то в районе 200 Гц и второй порядок, для того, чтобы его защитить и тест был честным. Повторюсь, разницы между изменением сечения не было никакой.

Подведя итоги, что можно сказать, сечение кабеля играет роль и значимую, но это касается именно мидбаса в составе двух или трехполосной системы. С изменением сечения на мидбасах от 1.3 кв до 5.2 кв. мм включительно, с каждым шажком (1.3, 2.6, 3.8, 5.2 кв. мм) происходило изменение в качестве звучания. При этом, с сечением выше 3.2 кв. разница была тонкоуловимой, но она была.

Можно сделать вывод: оптимальное сечение для классического мидбаса мощностью чуть выше средней - это примерно 3 кв.мм. Для среднечастотника и для твитера сечение выше 1.3 кв. не изменит ровным счетом ничего в автомобиле. Если Вы покупаете кабель на среднечастотный динамик сечением 2.5 кв. и не пытаетесь сэкономить, купив, допустим, провод 1.3 кв., то вы выбрасываете деньги на ветер.

Я еще ожидал, что если на твитер 1.3 кв. с головой, то, поскольку у нас среднечастотник достаточно мощный, то с изменением сечения произойдут изменения в звуке. По факту оказалось – изменений никаких. Я думаю, это вызвано тем, что когда мы запускали среднечастотник, то мы устанавливали срез в районе 200-300 Гц. Самый низ динамик не играл, за счет этого нагрузка на кабель, по всей видимости, падала. Поэтому изменение сечения выше 1.3 кв. ни на что не влияла.

В итоге получилось, что общепринятое на рынке мнение подтвердилось, к моему удивлению. Оно подтвердилось со значительно большей разницей, чем я ожидал. Например, я не ожидал, что на мидбасе сечение 1.3 и 5.2 кв. будет такая большая разница. Изменяя громкость даже магнитофону, увеличивая её, пытаясь компенсировать ту потерю громкости, которая происходила при переходе на 1.3 кв, звук оставался по басам не таким акцентрированным, как при сечении 5.2.

К сожалению, здесь, в помещении протестировать сабуфер качественно сложно. Но, тем не менее, я прихожу к выводу, что для сабуферов с высокой мощностью применять акустический кабель достаточно толстый не просто желательно, а необходимо. Я очень часто видел инсталляции, где сабуфер, даже 10-ти дюймовый, мощностью 150 Ватт, был подключен к кабелям сечением 2.5 кв. Мне очень часто приезжает на настройку машины, где так все это дело подключено. Я рекомендовал бы обратить на это внимание и теперь буду настаивать и просить на сабуферные динамики применять акустический кабель сечением минимум от 5 кв. мм. И я уверен, даже не тестируя, а опираясь на сегодняшние результаты, что это будет актуально. И не только потому, что там динамик намного мощнее, но и потому, что он играет самый перегруженный низкочастотный тракт, который загружает кабель максимально.

А я надеюсь, что такой небольшой тест был для вас полезным. Я ожидал, что будут какие-нибудь крайне неожиданные результаты и я буду радостно об этом говорить, но оказалось, что общепринятое мнение подтвердилось. Ну, и стоит передать большой пламенный привет производителям автомобилей, которые по-прежнему пытаются озвучить свои автомобили и штатные системы проводами толщиной с человеческий волос. Хотя мне что-то подсказывает, что если мы даже заменим провод на более толстый, никакой сильной разницы не будет - поскольку штатный звук как был унылым, так он и останется еще надолго.

При замене магнитолы в автомобиле не нужно менять или докупать проводку — штатной вполне достаточно. А при установке дополнительного усилителя мощности или активного сабвуфера потребуется определённый комплект кабелей. Во-первых, потому что бóльшая мощность требует большего сечения кабелей, а во-вторых, потому что кабеля нужно прокладывать в другое место (усилитель обычно устанавливается под сиденьем или в багажнике). В этой статье мы рассмотрим виды кабелей, выясним чем они отличаются и подскажем как подобрать комплект проводки, подходящий для вашей аудиосистемы.


Как и практически в любой другой технической сфере, выбор и покупку автопроводки нужно начинать с небольшой "теории". К автомобильному усилителю должно подходить три вида кабелей:

1) силовые, доставляют усилителю электрический ток с напряжением 12 вольт (при заведённом двигателе 13,7 - 14,2 вольт);

2) сигнальные межблочники (коаксиальные), их функция передать низковольтный звуковой сигнал с предусилителя (магнитолы) до внешнего усилителя;

3) акустические кабели, проводят усиленный сигнал к динамикам.

У всех усилителей три клеммы подключения питания (+, - и REM). Последняя клемма служит для подключения кабеля, который управляет включением/выключением усилителя. Специально, чтобы усилитель постоянно не питался от АКБ и и не разряжал ее. Этот кабель называется управляющим (remote).

Силовые и акустические кабели имеют одинаковое строение, а отличаются только изоляцией и сечением (количеством жил, проводящих ток, или, говоря проще, толщиной кабеля). На их ценообразование влияет несколько факторов. В первую очередь — материал изготовления. В основном в автозвуке используются медные и алюминиевые, а также существуют кабели из серебра и стали. Самые дорогие кабели — серебряные, медные — немного дешевле, кабели из алюминия и стали — наиболее доступные.

Материалы, из которых изготовлены кабели

Серебряные кабели. Многожильный серебряный акустический кабель с высокой степенью очистки 99,99% редко встречается в продаже как и медный посеребрённый (где каждая медная жилка кабеля покрыта слоем серебра). Серебро как проводник имеет лучшую проводимость, но среди любителей качественного звука бытует мнение, что серебряные провода приукрашивают верхний диапазон частот. Для акустики с не очень чувствительной пищалкой использование серебряных кабелей (как акустических, так и межблочных) пойдёт на пользу для компенсации этого недостатка — для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). И всё же большинство энтузиастов предпочитают озвучивать свою акустику медными акустическими кабелями, так как они считаются нейтральными с точки зрения звука и являются более дешевыми, чем из серебра.

Медные кабели. Среди медных кабелей лучшими являются решения из бескислородной меди с высокой степенью очистки 99,9999% (OFC). Потому что они имеют низкое сопротивление к протекающему по ним переменному току (в акустических кабелях) и постоянному току (в силовых кабелях). С такими кабелями система будет работать оптимально — звучание будет громким и качественным.

Лужёная медь. Медные кабели могут иметь цвет алюминия, если они лужёные. Лужение кабеля сплавом олова (иногда с добавками серебра), защищает его от контакта с окружающей средой. Кабель, покрытый тонким слоем олова, лучше поддается пайке и не окисляется, что важно для условий использования кабелей в автомобиле (где повышенная влажность, перепады температуры и вибрация). В общем, лужёная медь более долговечна в подобных условиях.

Алюминиевые кабели. Китайские алюминиевые провода привлекают внимание покупателей большим ассортиментом, низкой ценой и яркой изоляцией кабелей. Кроме того, они меньше весят, чем медные. На этом плюсы алюминиевых кабелей заканчиваются. Алюминий имеет в два раза более высокое удельное сопротивление, чем медь. И чтобы обеспечить усилитель достаточным питанием нужно использовать алюминиевые кабели почти в два раза толще медных. Например, для нормального питания автомобильного усилителя (с номинальной мощностью 50 Вт на 4 канала) от АКБ хватит медного силового кабеля с сечением 10 мм², а алюминиевый кабель должен иметь сечение 21 мм².

По сравнению с медными кабелями, алюминиевые значительно быстрее окисляются, и в первую очередь на соединениях. В основном автомобильные соединения (на усилителях, дистрибьюторах, сабвуферах) используются в виде винтовых зажимов, которые не могут долго фиксировать алюминиевый кабель. Ведь алюминий под давлением сплющивается, что приводит к увеличению сопротивления в месте контакта, нагреву и ускоренному окислению кабеля. Вследствие этого, спустя некоторое время аудиосистема играет хуже и тише, а затем и вовсе может перестать работать. Это исправляется в лучшем случае чисткой соединений, а в худшем — заменой кабелей (теперь уже, скорее всего, на медные), так как сгнившие алюминиевые провода стали короче и не достают до соединительных клемм.

Алюминиевая проводка (при изгибе кабеля) более хрупкая, чем медная. Поэтому при замене автомобиля, демонтируя музыкальную систему из продаваемой машины, алюминиевые кабели можно не доставать. Слежавшиеся провода переломаются при демонтаже или при их установке в новое авто. В результате, будет жалко времени и денег, потраченных за выполненные этой работы.

Отличить алюминиевые кабели от медных с первого взгляда тяжело, так как продаются в основном провода из омеднённого алюминия. Существует два способа омеднения алюминиевых кабелей, которые имеют одинаковую аббревиатуру ССА. Сopper Coated Aluminium (алюминий, покрытый медью) и Сopper Clad Aluminium (алюминий, плакированный медью). Кабели первого типа содержат 9% меди (очень тонкий поверхностный слой) и 91% алюминия, а более сложная технология плакирования медью позволяет сделать более качественные кабели с содержанием 30% меди и 70% алюминия.

Отличить медный кабель от омеднённого можно на срезе: последний будет внутри серебристого цвета. А содержание меди в кабеле визуально определить тяжело. Стоит учесть цену кабелей — омеднённый кабель плакированным методом будет стоить дороже. Например, кабели c 30% содержанием меди есть у компании Sound Quest, которая является дочерним предприятием американской Stinger. А последняя предлагает владельцам машин акустические и силовые кабели только из бескислородной меди или луженой меди с сплавом серебра с оловом. Китайские производители (Mystery, Kicx, Autofun и др.) предлагают больший ассортимент кабелей с 9% содержанием меди.

Изоляция проводов

Кабели покрывают изоляцией с двумя целями. Первая: не допустить контакт проводника с металлом. Вторая: защита провода от воздействия внешней среды и повышение его прочности. В автомобилях используются провода в силиконовой изоляции. Диапазон температуры долгосрочного использования силикона от −60 °C до 180 °C градусов (а кратковременный — до 220 °C).

Подбор сечения силового кабеля

В сравнительной таблице сечений указаны соответствующие значения в двух системах. А также номинал предохранителя (находящийся под капотом не далее 40 см от клеммы АКБ), который защищает кабель от перегрева, а не усилитель, как многие ошибочно считают.

Площадь сечения, кв. мм Калибр кабеля AWG Макс. номинал предохранителя, А
0,5 20 5
0,75 18 7,5
1 17 10
1,5 15 15
2,5 13 25
4 11 30
6 9 40
8 8 50
10 7 60
16 5 80
20 4 100
25 3 125
30 2 150
50 0 200
70 000 250
95 0000 300

Кабель, отвечающий за включение и выключение усилителя (в разъёме магнитолы он синий) может иметь сечение (0,75-1,5 мм²) так как пропускает малый ток. В некоторых дешёвых межблочных кабелях этот провод идёт в комплекте (соединён с изоляцией), но использовать его не желательно, ведь он очень тонкий (0,25-0,5 мм²) и легко переламывается при прокладке межблочников или при его износе со временем. Так что лучше протянуть этот кабель отдельно, причём вместе с силовыми кабелями, а не звуковыми (сигнальными и акустическими).

Подбор сечения акустического кабеля

Учтите, что чем толще кабель, тем меньше у него сопротивление к прохождению звукового сигнала (в виде переменного тока). Использованию толстых акустических кабелей в автомобиле может помешать несколько факторов: сложность в их прокладке (например, через дверные переходы), более высокая их стоимость и не очень заметное влияние на звучание кабелей с низким сопротивлением.

Межблочные (сигнальные) кабели

Кабели, соединяющие магнитолу и усилитель, называют межблочными (потому что они находятся между двумя блоками). Эти кабели должны передавать низкоуровневый звуковой сигнал с минимальными потерями. На их ценообразование влияет качество изготовления, защищённость от помех и точность передачи музыкального материала.

Межблочные кабели обычно имеют конструкцию — коаксиальная или витая пара. Чаще используются коаксиальные кабели, где центральная жила находится точно по центру одного или нескольких экранов. Как в антенном телевизионном кабеле. Межблочные кабели чувствительны к электромагнитным наводкам, создаваемых силовыми проводами, поэтому их экранируют.

Совет, что бы не поймать, электромагнитные наводки, сигнальный кабель лучше прокладывать подальше от силовой проводки, создающей эти наводки.


Кабели Tchernov Audio — качественные решения для систем высокого уровня

Ещё одним способом защиты межблочных кабелей от электромагнитных наводок является скручивание двух жил кабеля (витая пара). Такой вид защиты от наводок использует компания Stinger почти для всей линейки своих межблочных кабелей. Конструкция в виде витой пары применяется и для акустических проводов, но редко. Так как по акустическому кабелю идет высокий уровень сигнала (10-20 вольт), и пойманные наводки от работающего двигателя слишком малы по уровню, чтобы водитель и пассажиры их услышали. А для межблочников, пропускающих низкоуровневый сигнал (2-4 вольта), такие наводки могут ухудшить звучание.

Самый простой способ (в собранной аудиосистеме) убрать пойманный фон запущенного двигателя — понизить чувствительность (Level) входа на усилителе (если он был выкручен на максимум или больше половины).

Итак, при выборе межблочного автомобильного кабеля играет роль:

1) помехозащищенность (один или несколько экранов, а лучше витая пара в нескольких экранах);

2) материал сигнальных проводников (серебро, медь, алюминий, сталь). Данную информацию можно иногда узнать из технических характеристик, указываемых производителями. Это особенно актуально для неразборных моделей с RCA-коннекторами;

Разделение межблочных кабелей на ценовые категории

Слабое место всех бюджетных межблочных кабелей — это некачественное соединение кабеля с RCA-коннекторами, которые легко отламываются в процессе использования. Поэтому такие кабеля можно назвать одноразовыми. Модели средней ценовой категории имеют надёжные RCA-коннекторы, достойную помехозащищённость и удовлетворительную передачу аудиосигнала. Топовые модели кабелей могут иметь четыре уровня защиты от помех. У них жилы из серебра или посеребрённой меди, передающие звук без потерь, и RCA-коннекторы, которые очень надёжно фиксируются в разъемах.

Выбор ножа для туризма, охоты и рыбалки
Хороший нож пригодится в походе, на охоте, при ремонте и множестве других жизненных ситуаций.

Неубиваемая пятерка. Рейтинг защищенных телефонов
Боитесь взять свой дорогой смартфон в поход или на море? Может быть пора купить защищенный смартфон?

Секреты подключения и настройки автоусилителей
Правильно подключить и настроить усилитель также не просто как и выбрать модель для покупки.

Читайте также: