Как прокрутить двигатель стартером

Обновлено: 30.06.2024

Предыстория: после холодов (во время которых стертер бодренько крутил коленвал даже при невыжатом сцеплении, но двигатель не заводился) потеплело и я решил завестись. Сначала не очень удавалось, потом таки стало схватывать, но аккумулятор был уже дохленький и не в силах провернуть коленвал. Я попросил мужика-соседа прикурить (это было позавчера рано утром). Стартер начал сперва бодренько вращать двигатель, потом "схватило", обороты поднялись почти до 900 (по штатному тахометру), но когда я отпустил стартер, все заглохло. Потом больше даже с прикуриванием стартер никак не мог провернуть двигатель. Я решил, что это и мой аккумулятор, и аккумулятор "прикуривателя" подсели, решил отнести аккумулятор домой и зарядить его. Целый день он заряжался, но вечером стартер опять почти не смог провернуть коленвал (ну то есть он слегка его все же проворачивал, но при этом скорость была просто маленькая, потом вообще все вращение прекращалось). Я решил повторить попытку, ночь аккумулятор заряжался, но наутро история повторилась. Я решил, что это аккумулятор сдох совсем и надо купить новый. Однако с новым аккумулятором было все то же самое!

Когда-то на Жигулях у меня было нечто подобное (тогда новый аккумулятор, правда, после ночной стоянки, в 17-18 градусный мороз не мог вращать стартер). Тогда все вылечилось заменой втягивающего реле.

Вчера вечером я снял стартер, разобрал его, но никакого криминала не обнаружил. Щетки целые; на роторе никаких следов выгорания; сопротивление (измеренное цифровым тестером) между болтами втягивающего реле при нажатии пимпочки внутри практически нулевое (то есть не отличается от сопротивления при соединении проводов тестера между собой). Сам стартер нормально вращается (вхолостую, при подсоединении проводов напрямую, минуя втягивающее) от зарядного устройства.

Получается, что проблема в двигателе - коленвал (или распредвал, или еще что-то) вращается очень туго. Что это может быть? Могли гидрики как-то заклинить/перекоситься?

В принципе еще при морозе минус 20 с лишним я не мог провернуть распредвал вместе с коленвалом, вращая ключом болт распредвала - машина катилась вперед, но вал не вращался. Но тогда я списывал это на мороз, густое масло, подпирающие распредвал из-за этого гидрики и т.п. Однако сейчас, когда в Москве минус 14, я тоже не могу провернуть распредвал (каюсь, я пока не снимал ремень ГРМ и поэтому не знаю, что именно тормозит вращение - коленвал, распредвал или что-то еще). Что может быть причиной? Какие варианты проверять, на что обратить внимание?

меня напрягло то, что у тебя мотор - ПФ то ест ьсамый чувствительный к перепаду напряжения впрыск.
Могу допустить, что сгорел очередной мозг. При этом форсунки начинают лить бензина на полную мощность. Как следствие -не крутится коленчатый вал. Вывинти свечи, и покрути. Только смотри, что бы перед капотом никого не было.
[em]Надеюсь, я ошибся:-)[/em]

+1 Самое простое - поставить на ручник, выкрутить свечи, поддомкратить одно колесо, 5-ю передачу и крутить за поддомкраченное колесо.

Руками почуствуешь в чем сопротивление. Когда нет давления в камере сгорания, вся система должна проворачиваться достаточно легко. Ну а дальше - по результатам, ремень ГРМ снимать - крутить отдельно коленвал или еще чего.

в моей практике точнее- у моих клиентов с этими моторами ремни не рвались:-)
При снятом ремне колено крутится свободно, то есть клапана споршнями невстречаются. но это, повторяю - при заглушенном двигателе.

Объясни поподробнее, почему из-за бензина не крутится коленвал.

Разве может мозг сгореть из-за низкого напряжения?

Кстати, я правильно понимаю, что если реле 32 вынуть, то мозг отключится, и форсунки не будут лить бензин, и искры не будет?

поподробнее потмоу что его за секунду наливает столько, сколько влезает в камеру сгорания. Это уже не бензиновоздушная смесь, а жидкость, которую невозможнос сжать.

>
[strong]> Разве может мозг сгореть из-за низкого напряжения?[/strong]
//я тебе не зря указал на моджель мотора. она прославлена тем, что из-за плохой массы, потери напряжения или мелкой неисправности проводки мозг сгорает "на ура". Я с этим сталкивался не раз в своей практике, и в конфе об этом не раз писалось.
Доходило до нелепостей:ремонтировали дворники, а завести машину после этого не смогли.
>
[strong]> Кстати, я правильно понимаю, что если реле 32 вынуть, то мозг отключится, и форсунки не будут лить бензин, и искры не будет?[/strong]
***вот этого я не знаю. Да и если я прав, отключение форсунок ничего не даст, сначала надо удалить бензин из камеры сгорания.Но проверить мою версию легко, я уже описал процедуру.
>

ну уж за секунду не нальет, чуть подольше ;) > потмоу что его за секунду наливает столько, сколько влезает в камеру сгорания.

Форсунки примерно 180cc/min. Всего их четыре штуки. 180*4/60 = 12 кубиков в секунду. Итого где-то секунд 5 надо, чтобы налить объем достаточный для непрокручивания КВ. А полная камера секунд за 30-40 только нальется.

Тогда версия отпадает А гидрики могло как-то перекосить/заклинить, чтобы они так подперли распредвал, что заблокировали его?

не торопись вовсене обязательно наполнять всю камеру, что бы колену уже трудно было провернуться.
Тебе что, [strong]трудно [/strong]вывернуть сейчас свечи?
Или ты просто проводишь опрос, кто больше версий выдвинет?

+1. выкрутив свечку сразу две версии убиваешь Во1ых, бензин проверишь. Во2ых, может быть повезет, поршни окажутся в среднем положении, тогда версия встречи поршней с клапанами тоже отпадет.

Прямо сейчас я не могу сделать ничего Машина возле дома, а я на работе. Поэтому пока собираю версии - что проверить.

Почему стартер не крутит на горячую

Причина поломкиЧто делать
Износ втулокЗаменить
Ухудшение контактовПочистить, подтянуть, смазать контакты
Снижение сопротивления изоляции обмотки статора/ротораПроверить сопротивление изоляции. Устраняется заменой обмотки
Контактные пластины во втягивающем релеПочистить либо заменить “пятаки”
Грязь и пыль в корпусе стартераОчистить внутреннюю полость, ротор / статор / контакты / крышку
Износ щетокПочистить щетки или замена щеточного узла

Почему на горячую не крутит стартер

Проверка стартера выполняется только с полностью заряженным аккумулятором. Если стартер не может прокрутить двигатель на горячую либо прокручивает очень медленно возможно у вас просто слабый АКБ.

Причин почему не крутит стартер на горячую может быть 5 и все почти все они характерны для автомобилей с большим пробегом.


Что делать если не крутит стартер на горячем двигателе

Если стартер не может прокрутить двигатель на горячую, то нужно демонтировать его и выполнить проверку. Алгоритм диагностики будет следующим:


Поскольку на все эти процедуры необходимо время чтобы снять и разобрать узел, то в качестве временного действия, выйти из ситуации и все же запустить горячий двигатель с такой проблемой стартера помогут методы аварийного запуска.

Как запустить двигатель если стартер не заводится на горячую

Когда стартер не крутит на горячую, но нужно ехать, существует пара аварийных методов запуска стартера. Заключаются они в принудительном замыкании контактов стартера напрямую в обход цепи замка зажигания. Они сработают лишь в случае проблем с втягивающим, контактами и незначительном износе втулок, при других причинах придется ждать его остывания.


Расположение клемм стартера

Первый, и самый часто используемый, — замкнуть контакты отверткой либо другим металлическим предметом. При включенном зажигании достаточно просто замкнуть контакты на корпусе стартера. Контакты находятся на внешней стороне корпуса стартера, к ним подходят провода. Замыкать нужно клемму от аккумулятора (силовой провод, +12 Вольт) и клемму старта мотора стартера. К клемме зажигания притрагиваться нельзя, как нельзя коротить +12 В на корпус стартера!

Заключение

Стартер, перед тем как он скоро совсем выйдет из строя, начинает не крутит двигатель на горячую. Также проблемы с запуском могут возникнуть при слабых проводах и контактах. Поэтому, чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, необходимо следить за ним и его проводкой.

Бывает так, что вчера все было хорошо, а сегодня машина не заводится! Это всегда внезапно, особенно когда речь идет о стартере. Из этой статьи вы узнаете основные причины его неисправностей, а также способы их устранения.


Как понять, что стартер не крутит

Очень просто: если вы прокручиваете ключ в замке – ничего не происходит. Иногда стартер жужжит, но не крутит двигатель, а иногда звуков нет вообще.

Во втором случае винить также можно аккумулятор, но если слышите нетипичные для автомобиля звуки – вероятнее всего проблема в стартерном узле.


Почему не крутит стартер

Причин, почему не крутит стартер – много, поэтому рассматривать их нужно глубинно и по отдельности.

Низкий заряд аккумулятора


Из-за слабого заряда, которого хватает только на реле, воспроизводятся только характерные щелчки.

В этом случае необходимо проверить заряд АКБ мультиметром. Он не должен быть ниже 12 В. Если он упал слишком низко – зарядите его. Особенно часто эта неисправность встречается в мороз.


Окисление контактной группы

В этом случае стартер не срабатывает либо работает медленно. Появление окислов на стальных контактах — нормальный процесс, происходящий под воздействием влаги из воздуха.

Зимой, особенно в температурно нестабильных регионах, окисление встречается особенно часто.

Образовываться они могут на:




Ржавчина не пропускает электрический ток, чем и обусловлена неисправность. Окислы лучше снять механически мелкой наждачной бумагой. Чтобы они не образовывались в дальнейшем – используйте медную или графитную смазку.

Проблемы в цепи управления

Характерный симптом: при повороте ключа машина не заводится, никаких звуков и движений не наблюдается. Вообще, проблема встречается редко, но проверить ее необходимо.

Из-за перегорания замка или обрыва провода на втягивающее реле не поступает ток. Стартер запустится физически неспособен, т.к. из цепи он исключен.

Зачастую замок ломается из-за перемерзания, поэтому зимой проблема особенно актуальна, если гараж неотапливаемый.


Диагностируется просто: тестером проверьте, есть ли напряжение на втягивающем реле в процессе зажигания. Если ток присутствует – все хорошо и поломка не в этой группе. Если нет – придется искать виновного и заменять.

Поломка втягивающего реле

Ситуация аналогичная предыдущей: стартер не издает звуков и признаков движения. Проблема тоже похожая: на него не поступает ток из аккумулятора.

Обратите внимание, что характерных щелчков при этом не будет. Как завести машину в таком случае?

Проще всего – полная замена реле. Оно стоит недорого и продается в автомагах: смотрите номер на корпусе или покупайте по модели автомобиля.


Некоторые виды реле стартера разборные. В этом случае можно разобрать корпус и осмотреть контакты. Часто на них образуется нагар, который и препятствует движению тока. Его можно счистить шкуркой и покрыть медной смазкой.

Если сгорели пятаки – ремонт не имеет смысла, и остается только замена.

Износ щеток

Если реле щелкает, но работает, а стартер не крутит – возможно проблема в щетках. Они представляют собой графитовые столбики, а их задача – передача тока внутри якоря. Зимой их износ сильнее, т.к. требуется больше мощности для запуска.

Щетка – это расходник с заложенным сроком эксплуатации. Достаточно вытащить их из стартера и купить аналогичные.


Пробой обмотки якоря

Неприятная поломка стартера, при которой понадобится полноценная замена. Из-за перенапряжения проволока перегорает, поэтому цепь обрывается. В этом случае слышен щелчок, но вот движения нет.

Поломка встречается достаточно редко, но является естественной для некоторых видов автомобилей. В бюджетной категории нередко встречается стружка между витками обмотки, что приводит к замыканию, перегреву и обрыву.


В мороз пробои часто появляются из-за перемерзания лака. Он трескается и создает внутренние замыкания, что приводит к перегоранию.

Отклейка магнита

Еще одна причина, почему стартер не крутится – отклейка магнитов, которая в ряда агрегатов заменяет обмотку. Если клей отсырел или пересох, то пластина смещается, что нарушает электромагнитную цепь. Отклейка обычно происходит из-за перемерзания липкого слоя.


Для приклейки понадобится специальный клей. Он схватывает довольно быстро, а сделать это можно самостоятельно. Обратите внимание, зимой заниматься подклейкой в неотапливаемом гараже не стоит – из-за мороза клей может не застыть.

Клин муфты

В этом случае в муфту попадает смазка из-за чего бендикс не может перейти в рабочее состояние. Проблема достаточно редкая и, как правило, встречается в период оттепели.


Лечится заменой бендикса и очисткой муфты от смазки. В некоторых случаях можно прокрутить стартер, но не более 5-7 секунд! Очень легко сточить зубья, после чего понадобится замена.

Изношенность втулок и подшипников


Ротор же при нагреве чуть расширяется, отчего начинает давить на сломанные стенки, а после остывания на морозе деформируется. В итоге возможно расклинивание и остановка.

Единственный выход – полная замена, которую лучше производить в СТО: для этого понадобится съемник и пресс.

Изношенность зубов бендикса

В этом случае вращение происходит с громким скрежетом и металлическим скрипом. Дефект естественный, т.к. со временем из-за высокого трения происходит стачивание.


Аналогичная проблема встречается и с венцом маховика, который расположен рядом с бендиксом. Решается проблема аналогично, но замена производится заметно сложнее.

Бендикс

Ремонт

Легкий запуск двигателя автомобиля возможен только при условии безупречной работы каждой детали, передающей крутящий момент от стартера к коленвалу. Бендикс стартера является одним из важнейших элементов этой системы. Каждому владельцу машины важно не только получить исчерпывающие сведения о техническом устройстве и принципе работы этого механизма, но и научиться определять его неисправность.

Что такое бендикс на стартере и для чего он нужен

Бендикс стартера – это устройство, принцип действия которого похож на работу сцепления, устанавливаемого в трансмиссию автомобиля с механической коробкой передач. В отличие от более массивной системы, которая служит для плавной передачи крутящего момента от коленвала к колесам, обгонная муфта на стартере выполняет свою функцию крайне малое количество времени. Кроме того, разъединение с ведомой шестеренкой, которая находится на маховике коленвала, должно осуществляться в самом начале самостоятельной работы стартера. Эти требования и обуславливают особенности конструкции бендикса.

От состояния бендикса стартера зависит не только возможность легкого и быстрого запуска автомобиля. Существенные отклонения в работе этой детали могут привести к выходу из строя шестерней, по которым передается крутящий момент на коленвал. Практически всегда, если выходит из строя одна часть, скоро выйдут и сопрягаемые с ней детали.

Устройство бендикса стартера

Бендикс является компактной деталью, устанавливаемой на вал стартера. Этот элемент изготавливается из прочного металлического сплава. Детали приходится работать при повышенных механических нагрузках, что и объясняет необходимость в использовании износостойких материалов.

Устройство бендикса следующее:

  • Ведущая и ведомая обоймы.
  • Кожух.
  • Опорные чашки.
  • Прижимная пружина.
  • Ролики.
  • Пружины роликов.

Обоймы между собой механически соединяются за счет роликов, которые прижимаются пружинами и загоняют их в узкие каналы конструкции. Благодаря этой особенности муфта начинает работать только в момент запуска двигателя. После раскрутки двигателя муфта сразу выключается, как только мотор начинает работать самостоятельно.

Устройство бендикса

Принцип работы бендикса

Как работает бендикс стартера

Бендикс на стартере работает следующим образом:

  • В момент, когда включается зажигание и ключ перемещается в крайнее положение, электрический ток подается от аккумулятора на двигатель стартера.
  • Электродвигатель стартера начинает вращаться и приводить в движение вал, на котором находятся винтовые насечки, по которым муфта под собственным весом перемещается. В результате происходит зацепление ведущей шестерни, находящейся на бендиксе с шестерней маховика.
  • После запуска двигателя шестерня бендикса начинает быстро вращаться и перемещаться внутрь корпуса стартера.

Стабильность работы механизма бендикса объясняется также наличием буферной пружины, которая в значительной степени смягчает момент соприкосновения ведущей шестерни со шлицами маховика.

Признаки неисправности бендикса стартера

Бендикс стартера является очень надежной деталью, но при длительной эксплуатации автомобиля этот механизм также может выйти из строя. Практически всегда такое нежелательное событие предваряется различными проявлениями, которые невозможно не заметить. Наиболее характерные признаки неисправности бендикса:

  • Шум во время запуска двигателя.
  • Коленвал двигателя не вращается.

Если бендикс не полностью неисправен, то признак неправильной работы детали может проявляться периодически. Иногда, этот элемент входит в зацепление с ведомой шестерней, но после непродолжительной работы соскальзывает с характерным звуковым эффектом.

При наличии признаков неисправности бендикса не следует откладывать ремонт надолго. Если вовремя поврежденная деталь не будет отремонтирована или заменена, то потребуется выполнить более сложную операцию, связанную с установкой новой шестерни маховика, повреждение которой не позволит нормально эксплуатировать автомобиль, даже после покупки и монтажа новой обгонной муфты.

Неисправный бендикс

Возможные причины поломки

Обгонная муфта стартера состоит из небольшого количества деталей, поэтому причин поломок может быть несколько. Наиболее часто изнашиваются внутренние ролики. Уменьшение диаметра этих деталей приводит к невозможности надежного зацепления подвижных элементов. Иногда, на роликах могут образовываться плоские поверхности, которые также препятствуют нормальной работе муфты.

Все рабочие поверхности, входящие в зацепление, могут со временем изнашиваться. Такие неисправности бендикса стартера являются естественными, но при их наличии деталь восстановлению не подлежит.

Как проверить бендикс стартера

Если двигатель автомобиля не заводится либо момент пуска сопровождается неприятными металлическими звуками, то, прежде чем принимать решение о ремонте или замене, необходимо проверить бендикс стартера. Первоначальный этап диагностики может основываться именно на слуховом восприятии неправильной работы этой детали. Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо находиться в непосредственной близости от двигателя, поэтому рекомендуется к мероприятию по звуковому определению качества работы бендикса привлечь помощника. Если в момент запуска двигателя электромотор стартера работает, и со стороны расположения этой детали доносится металлический скрежет, то, с высокой вероятностью, обгонная муфта является неисправной.

Как проверить бендикс стартера

Не следует полагаться только на свой слуховой орган при проверке бендикса. После обнаружения шумов, локализованных в области расположения стартера, необходимо демонтировать эту деталь и тщательно осмотреть. Первое действие, которое позволяет сразу определить возможность дельнейшего использования детали, представляет собой проворачивание ведущей шестерни в различных направлениях. Если подвижный элемент вращается в обе стороны, то бендикс необходимо будет поменять. Наличие слизанных зубьев также говорит о невозможности дальнейшей эксплуатации детали. При наличии люфта на якоре, а также чрезмерного износа вилки бендикс потребуется заменить новой деталью.

Ремонт бендикса стартера

Стоимость нового бендикса даже на дорогие марки автомобилей является относительно невысокой, но в качестве эксперимента, можно попытаться восстановить деталь своими руками. Следует отметить тот факт, что при наличии чрезмерного износа обойм ремонтная операция является практически невозможной. Нарастить металл этих деталей нельзя, но если в муфте подверглись изменению геометрии только ролики, то можно отремонтировать деталь, заменив эти элементы подходящими по диаметру отрезками металла. С этой целью могут быть использованы, например, куски сверл подходящего диаметра или подходящие по размеру фрагменты гвоздей. В последнем случае для повышения прочности металла рекомендуется закалить его таким образом, чтобы внешняя поверхность приобрела большую прочность, а внутри металл не был слишком хрупким.

При поломке пружин роликов или прижимной пружины, также можно подобрать детали подходящей жесткости и диаметра для замены. При наличии еще одной неисправной детали возможна комбинация элементов таким образом, чтобы в результате получить один исправный бендикс. Наличие нескольких поломанных элементов существенно увеличивает возможность подобных заимствований хорошо сохранившихся элементов.

Бендикс в разобранном виде

Как разобрать бендикс

Если принято решение заняться ремонтом бендикса стартера, то потребуется разобрать эту деталь. Выполняется эта операция следующим образом:

  • Снять стартер с автомобиля. Перед выполнением этой операции следует отсоединить клеммы аккумулятора, открутить крепежные элементы и отсоединить провода от детали.
  • Открутить болты крепления стартера и разобрать корпус.
  • Снять втягивающее реле.
  • Разобрать бендикс.

Для того чтобы разобрать бендикс необходимо снять стопорное кольцо, удалить шайбу и разъединить внешнюю и внутреннюю часть элемента. Перед сборкой шестерни бендикса необходимо вымыть в ацетоне, высушить и смазать температурной смазкой.

Как поменять бендикс на стартере

Установить новую деталь взамен изношенной намного проще и правильнее. Если приобретается оригинальная запчасть, то после правильно выполненной работы, продолжительность эксплуатации узла может исчисляться годами. На первоначальной стадии ремонта, все операции идентичны с ремонтом узла своими руками. Потребуется также аккуратно снять стартер, разобрать его и отсоединить бендикс. Разбирать деталь не обязательно, сразу после выполнения демонтажных работ можно будет приступить непосредственно к установке нового бендикса.

Замена бендикса стартера

После того, как старая деталь будет уделана, работы по установке нового бендикса осуществляются в такой последовательности:

  • Смазать температурной смазкой вал.
  • Установить деталь на вал.
  • Надеть на вал шайбу и стопорное кольцо.

Сложности при установке бендикса могут часто наблюдаться при установке стопорного кольца. Эта деталь может быть помещена на место с использованием рожковых ключей или раздвижных пассатиж. При выполнении этой операции следует соблюдать осторожность, ведь упругий элемент может отпружинить на значительное расстояние.

Как снять бендикс

Как снять бендикс

Некоторые сложности могут также наблюдаться при снятии стопорного кольца, удерживающего бендикс на валу. Для выполнения этой работы рекомендуется применить специальную оправку. При ее отсутствии, для выполнения операции можно использовать тонкие отвертки, а также круглогубцы, которые следует применить в качестве съемника.

Бендикс стартера является очень важной деталью автомобиля, но стоит эта запчасть относительно недорого. Например, для автомобилей Ваз можно приобрести новую деталь менее чем за 1 тыс. рублей. При появлении первых признаков неисправности бендикса рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис для выполнения ремонтных работ либо самостоятельно выполнить установку новой запчасти. Несвоевременное проведение восстановительной операции может привести к очень нежелательным последствиям. Отсутствие надежного привода между стартером и коленвалом может стать наиболее опасным в момент, когда потребуется быстро завести двигатель в экстренной ситуации.

Читайте также: