Как проверить катушку зажигания газ 24

Обновлено: 05.07.2024

Катушка зажигания – повышает ток, приходящий от сети машины. За счет этого тока, происходит появление искры на свечах. От ее исправности зависит пуск и работа мотора.

Принцип работы

Принцип работы катушки зажигания прост. Возгорание топлива в бензиновых моторах происходит за счет искры от свечи. Эта искра создается катушкой зажигания. Фактически, она является трансформатором, преобразует слабый ток в сильный разряд.

Прерыватель – распределитель замыкая кратковременно контакты катушки со свечами, дает поочередно искру на все свечи мотора. Искра воспламеняет топливо в цилиндрах, сгорание топлива двигает поршни, мотор заводится.

Перебои в работе катушки, несвоевременная подача искры, слабая искра – вызывают нестабильную работу мотора и затрудненный запуск. Двигатель вообще может не заводиться.

Катушка сделана из сердечника и пары обмоток. Первичная состоит из 100-150 витков, вторичная 5-15 тысяч витков. Проходя через обмотки, слабый ток превращается в мощный разряд.

Принцип работы катушки зажигания

Признаки неисправностей

Понять, что неисправна катушка, помогают такие признаки:

Признаки неисправности катушки зажигания похожи на признаки, вызванные неисправностью свечи и прерывателя-распределителя. Поэтому начинать проверку рекомендуется с них.

Причины неисправностей

Причины поломки могут быть разные, подразделяются на следующие группы:

  1. Механическое повреждение. Неизбежное старение, вызвавшее нарушение изоляции. Протекание масла сквозь уплотнения, которое нарушает изоляцию.
  2. Перегрев. Перегрев снижает сроки эксплуатации любых деталей. Контролировать его сложно. Следите за температурой по датчику в салоне, используйте качественный тосол, не допускайте утечек и закипания мотора.
  3. Вибрации. Возникновение вибраций особенно вредно для катушки. Для их снижения, нужно периодически проверять подушки мотора (менять изношенные), и устранять перебои в его работе.
  4. Брак или не подходящие свечи. Еще одной причиной поломки может стать использование некачественных свечей, либо, не соответствующих системе зажигания.
  5. Нарушение контакта. Причиной становится окисление контактов, вызванное попаданием влаги. Виной всему дождливая погода или неаккуратность при мытье автомобиля. Зимой окисление может вызвать состав, которым посыпают дороги против гололеда.

Проверяем катушку зажигания

Вот наиболее простые и доступные способы, как проверить катушку зажигания:

  • Осмотр. Иногда, неисправность можно определить по внешнему виду. Повреждение корпуса, оплавление или появление горелого запаха – это признаки неисправности.
  • Проверка наличия искры. Преимуществом способа является возможность проверки в любых условиях, не требует спец инструмента и навыков. Недостатком является не стопроцентная точность и наличие помощника. Для проверки снимают провод с одной свечи, и подключают к нему запасную, рабочую свечку. Если нет запасной, выкручивают одну их свечей мотора.

Поворачивают ключ зажигания во второе положение и смотрят за свечой. Одному человеку сделать это одновременно не получится. Ярко-фиолетовая искра между электродами свечи – означает исправность катушки. Желтоватая искра или ее отсутствие, свидетельствуют о неполадках катушки.

ВАЖНО: При проверке системы зажигания, следует соблюдать осторожность. Работать в толстых резиновых перчатках, и не касаться токонесущих элементов, чтобы не ударило током.

Щупами измерителя прикасаются к выходам первичной обмотки. Значение сопротивления в пределах 0,5-5,5 Ом (смотрите по справочнику для вашего автомобиля). Повторите процедуру для вторичной обмотки. Здесь значение будет 6-15 кОм (точнее по справочнику).

Проверка обмоток катушки зажигания

Значение ниже нормы, означает пробой изоляции в обмотке. Слишком высокое сопротивление, означает обрыв контакта. В обоих случаях, следует заменить катушку.

ВАЖНО: При проверке сопротивления, соблюдайте полярность, как на рисунке. Иначе, вы получите неправильные значения.

Заключение

Проверка исправности катушки – дело не сложное, с ним справится каждый владелец машины. Наиболее эффективной, считается проверка изоляции обмоток, при снятой катушке. Любая проблема с катушкой решается ее заменой. Используйте только качественные детали, соответствующие вашему автомобилю и остерегайтесь подделок.

Катушка зажигания в устройстве автомобиля играет роль элемента, который обеспечивает высокое напряжение для образования искры свечой. Она работает по принципу повышающего трансформатора. Принцип работы предопределяет ответ на вопрос, как проверить катушку зажигания в профилактических целях для избегания выхода из строя автомобильного оборудования или в случае неисправностей.

Проверка катушки зажигания

Как работает катушка зажигания в автомобиле

Низковольтное напряжение поступает от АКБ или от генератора, его необходимо преобразовать в высоковольтное. КЗ генерирует высоковольтный электрический импульс на свече, которая затем запаливает топливно-воздушную смесь, что приводит к работе двигателя внутреннего сгорания.

Это обеспечивается двумя видами обмотки – первичной с малым числом витков толстого провода, рассчитанной на низкое напряжение порядка 12 в, и вторичной из тонкого провода с большим числом витков. На вторичной возникает высокий уровень напряжения от 25 до 30 тыс. в. Существуют устройства с незамкнутым и замкнутым магнитопроводом.

Виды катушек зажигания

Виды катушек зажигания

  1. Индивидуальная, штекерная, на цилиндр. Не требует высоковольтных проводов. Устанавливается, как правило, над свечой зажигания в свечной колодец. Импульс создается непосредственно на свече. Представляет собой компактное устройство, не занимающее много места.
  2. Классическая маслонаполненная катушка с трамблером-распределителем. Это старая модель, в современном автомобилестроении уже почти не применяется.
    В ней индуцированное напряжение по соответствующему кабелю идет к трамблеру – прерывателю-распределителю зажигания, а оттуда – к свечам.
  3. Система катушек зажигания, объединенных в общем корпусе. Иное название – рейки. Вариант без проводов, аналогичный индивидуальному, но отдельные катушки собраны в общем основании.
  4. Модуль зажигания составляется из нескольких катушек. Они задают импульсы высокого напряжения, которые идут каждый к своей свече по выводам. Возможна попарная передача импульса.

Например, на Альфа Ромео к каждому цилиндру может идти две свечи, а высоковольтном модуль – с двумя вторичными обмотками. Появился вместе с инжекторными двигателями. Работает в контакте с ЭБУ – Электронным блоком управления двигателем, который распределяет импульсы. Различаются одно искровые и двухискровые модули.

Позднее был внедрен бесконтактный метод зажигания. Контакты трамблера были заменены на электронные коммутаторы для автоматического отключения тока. В настоящее время работают под управлением электронных систем.

Катушка зажигания альфаромео

Еще катушки различаются:

  • По тому, есть контакт или нет (контактные или бесконтактные). К первому типу принадлежат классические устройства с трамблером, который снабжен контактами, ко второму – все остальные.
  • По количеству свечей зажигания. По этому параметру КЗ делятся на общие или индивидуальные. То есть импульс идет к одной свече или к нескольким.

Все варианты, кроме классического масляного, относятся к сухому типу, они заливаются компаундом – смесью различных электроизоляционных веществ, например, эпоксидной смолой.

Любая система зажигания отличается своими особыми характеристиками, они влияют на износ устройств и возможные поломки. Например, у индивидуальных КЗ сердечник есть у первичной обмотки, вторичная – внешнего вида. Она совместима с электронным зажиганием, в конструкции присутствует диод для отсечения тока.

Когда выводов два или несколько, напряжение идет к нескольким цилиндрам, это влияет на результаты проверки: приходится учитывать, что на вторичной обмотке получаемые данные будут одинаковыми для всех выводов.

Как проверить катушку зажигания

Катушк зажигания ваз

Катушка зажигания ВАЗ – схема

Предотвратить отказ оборудования или его плохую работу можно, проводя периодический контроль за показателями КЗ.
Как проверить бобину на работоспособность подскажут различные методы диагностики. Процесс проверки для современных автомобилей примерно одинаков.

Визуальный вариант

Первое, что проводят, чтобы понять состояние катушки зажигания – их осматривают зрительно. Для этого придется снять КЗ с применением торцевого ключа на 10 либо Torx E8.

На что надо смотреть:

  • на возможные трещины и повреждения корпуса и резинового колпачка,
  • на пластиковые части – нет ли вытекания массы или оплавления,
  • на положение пружины внутри узла.

Простой метод – смена места

Есть еще один простой способ диагностики катушек – поменять их местами. Неисправный блок вызывает пропуск зажигания на конкретном цилиндре, это хорошо заметно. На дисплее авто с автоматизированной системой управления видна ошибка «P0302.

Проверка катушки разрядником

Проверка катушки разрядником

Искровой разрядник – несложное устройство с контактами и проводом, который подключается на массу.
Расстояние между контактами можно регулировать: выставляется зазор, такой же как в свече зажигания – 2-3 мм или 20-30 мм для высоковольтной части КЗ. Особенность проверки разрядником – не просто проверка свечой на наличие искры, а выяснение, как проходит работа под нагрузкой.

  1. ИКЗ отсоединяют от свечи.
  2. На нее устанавливают искровой разрядник.
  3. Подают массу от контакта аккумулятора к разряднику. Используют провод.
  4. Стартером включают коленвал в движение.
  5. Наблюдают за искрой. Наличие ее говорит об исправности КЗ зажигания.

Как прозвонить ИКЗ мультиметром

Для определения электрического сопротивления в первичной и вторичной обмотках индивидуальной катушки – ИКЗ – проводят проверку мультиметром-тестером.

Чтобы прозвонить ВАЗ, важно найти информацию об индуктивности первичной обмотки, энергии тока, длительности искры. Они нужны для сравнения с теми, что получаются во время измерения.

Последовательность действий следующая:

  • сначала выясняется уровень напряжения на выводах,
  • затем промеряется сопротивление

Определение напряжения на выводе проводов

Как прозвонить икз мультиметром 2

  1. Снять катушку с двигателя. Для этого от нее отсоединяется колодка с проводами.
    В некоторых автомобилях бренда Lada, например, с мотором H4M, приходится снимать впускной трубопровод.
  2. Включить зажигание. Провести измерение напряжения на колодке 3. Это один из выходов первичной обмотки.
    Показатель напряжения не должен быть менее 12 В. При обнаружении меньшего значения, приходится сделать вывод о неисправности проводов питания или ЭБУ.
    Более простой вариант – если разряжена аккумуляторная батарея.
  3. Выключить зажигание.

Определение сопротивления катушки зажигания

  1. Проводится в режиме Омметра.
    Мультиметр ставится на измерение сопротивления в пределах 200 ом.
    Проверяется погрешность прибора смыканием щупов, та величина, которая видна на дисплее будет вычитаться из конечных показателей.
  2. Проверка первичной обмотки соприкосновением щупа прибора с контактами 1 и 3.
    Это как раз выходы этой обмотки, поэтому сопротивление между ними мало – порядка 1 ом.
  3. Проверка сопротивления между выводами 1-2 и 2-3, то есть между выводами первичной и вторичной обмотки.
    Оно должно быть максимальным, поскольку во втором виде напряжение достигает десятков тысяч В.
  4. Проверка катушки зажигания мультиметром в режиме Омметра во вторичной обмотке.
    Для этого прибор настраивают на 2000 кОм (2 МОм).
    Красный щуп соприкасается с пружиной внутри колпачка, черный идет к выводу 2.
  5. Показатель будет характеризовать сопротивление вторичной обмотки.
    Принимается во внимание нагрев КЗ, чтобы получить адекватные показатели она должна быть остывшей.

Цифры сопротивления зависят от типа катушек:
Для цилиндрической катушки зажигания сопротивление на первичной обмотке – 05,-2,0 Ом, на вторичной – 8,0-19,0 кОм.
Для одноискровой или индивидуальной (ИКЗ) – на первичной – 0,3–1,0 Ом, на вторичной: 8,0–15,0 кОм.

Профессиональный метод тестирования КЗ предполагает использование специального стенда для проверки. При необходимости проводится компьютерная диагностика.

Поломки катушки зажигания: как опознать и отремонтировать

Поломки катушки зажигания

В качестве основных причин неисправностей можно выделить:

  • Попадание воды либо короткое замыкание могут привести к сгоранию обмотки.
  • Излишний нагрев приводит к неправильному искрообразованию, оно вызывает потерю разряда на двух обмотках.
  • Перегрев катушки может возникнуть как результат старения.
  • Малый заряд АКБ приводит к износу деталей и выходу из строя сердечника.
  • Сбои в изоляции проводов в результате механических или иных нагрузок влекут за собой падение напряжения и возможное замыкание.
  • Корродирование клемм снижает проводимость.
  • Пробои в корпусе приводят к нарушению внутренней изоляции.
  • В индивидуальном варианте катушек плохо закрепленный узел и вибрационные воздействия имеют в качестве следствия плохой контакт наконечников.
  • Неисправный модуль зажигания, а также нарушения в ЭБУ приводят к перегреву катушки.
  • Плохой контакт массы или его отсутствие вызывает неисправности.

Список можно продолжить. Все варианты можно свести к основным группам причин нарушений в работе катушек зажигания:

Механические Возникают в результате износа, протекания масла, деформационных воздействий.
Повреждения контактного соединения Причина –попадание влаги из-за дождя или езды по лужам. Зимой вместе с водой попадают реагенты.
Излишний нагрев и перегревание Свойственно для индивидуального типа.
Контроль перегрева возможен с помощью охлаждающей жидкости, но пользоваться следует с осторожностью.
Вибрационные воздействия Особенно страдают индивидуальный вариант.
Источник вибрации – ГБЦ, головка блока цилиндров.
Стоит следить за равномерной работой мотора, без детонации.

Диагностировать неисправности можно по внешним признакам, таким, как невозможность завести мотор, притом, что заряд аккумулятора вполне достаточный.

Другие показатели:

  • ошибка на приборной панели – блок управления выходит в аварийный режим,
  • зажигание работает с пропусками – через раз,
  • потеря мощности и плохое ускорение,
  • излишнее нагревание катушки,
  • запах гари от нее.

При осмотре КЗ видны следы электопробоя, контакты могут выглядеть подгоревшими, заметны остатки термического перегрева, загрязненность корпуса и другие проблемы. Рассмотрим, как избежать или отремонтировать, если неполадки возникли.

Неисправность в виде пробоя проводки

Пробой проводки катушки зажигания и свечей

Неправильно работающая свеча

При обнаружении неправильно работающей свечи – если искра сбоит, ее необходимо заменить. Правильно работающая свеча выдает перебои – необходимо проверять провода высокого напряжения. Провод заменен, но сбои продолжаются – необходимо проверить трамблер для классического вида КЗ.

Далее проверяется катушка. В инжекторных авто сразу приступают к диагностике ИКЗ. Ремонт или замена проводятся применительно к тому уровню, где обнаружена неисправность.

Перегоревшее добавочное сопротивление

Перегоревшее добавочное сопротивление

Перегоревший резистор в классическом варианте КЗ перематывают вручную.

  • Его демонтируют, запомнив расположение проводов.
  • Для обмотки подойдет стальной провод: сталь Ст0, диаметр 0,4 мм, длина порядка 140 см.
  • Намотанную спираль закрепляют заклепками к контактным пластинам,
  • Провод укладывается в желоб керамической части,
  • Заливается эпоксидной смолой или жидким стеклом.

Проверяют сопротивление мультиметром, чтобы оно не превышало 1, 4 Ом.

Поломка корпуса и крышки

Нарушение кормуса катушки зажигания

Поврежденную крышку можно заменить, для этого развальцовывают края корпуса, убирают старую, ставят новую. После этого ее закрепляют по краям. Некоторые умельцы умудряются восстанавливать трещины заливкой эпоксидной смолы с наполнителем. Это получается, но считается, что ненадолго.

Сопротивление между массой и выводом для провода за пределами нормы

Как прозвонить икз мультиметром

В этих локациях сопротивление должно быть около 1,2 мОм. Если оно значительно отличается, это означает плохое прохождение тока высоковольтного импульса.

  • Для изменения ситуации ножовкой по металлу спиливают пластиковый наконечник контакта. к нему приходится добираться он расположен глубоко.
  • Затем надфилем удаляют пластик на контакте до желтого слоя эпоксидки.
  • В этом месте будет виден дефект присоединения – он недостаточен или вовсе отсутствует между проводом обмотки и контактным пятаком.

Способ исправления очевиден – пайка контакта. После этого конструкция собирается в исходное положение. Спиленный наконечник устанавливают, стык заливают эпоксидной смолой близко к основанию.

Замена катушки зажигания

Существует алгоритм замены КЗ:

  1. Отсоединение АКБ.
  2. Демонтаж КЗ, сначала отсоединяют контакты, центральный провод, ведущий к распределителю. Запоминают или фиксируют на бумаге расположение проводов.
  3. Убирают гайки крепления корпуса. Иногда их можно просто ослабить и легко вынуть узел.
  4. На освободившееся место устанавливают новую катушку, закрепляют гайками, присоединяют провода.
  5. После этого можно подключить аккумулятор.

На что обратить внимание:

Проверка бобины зажигания на работоспособность

Проверка бобины зажигания на работоспособность

Под проверкой бобины зажигания на работоспособность иногда понимают длительный процесс – внешний осмотр и проведение серии тестов на стендовом оборудовании. Они устанавливаются в автосервисах и дилерских центрах. Тестирование проводится с помощью специальных приборов.

Основные способы диагностики:

  • искра не свече,
  • перемещение катушек,
  • проверка искровым разрядником,
  • измерение напряжения и сопротивления мультиметром.

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Повреждение обмотки изоляции – межвитковое замыкание

Сопротивление слишком большое

Обрыв в обмотке – замените катушку. Перемотка нецелесообразна.

Для индивидуальных катушек:

  1. Первая обмотка – показания те же.
  2. Вторая обмотка – показания сопротивления будут одинаковыми на обеих выводах.

Для двоичных катушек замеры сопротивления обмотки делаются на всех выводах.

4. Проверка с помощью осциллографа

Осциллограф – специфический прибор, который есть далеко не у каждого, хотя приобрести его сегодня не проблема.

В особо тяжелых случаях, когда перечисленные выше способы не дают полную информацию и не позволяют выявить неисправность, осциллограф будет к стати.

Особенно поможет прибор при выявлении межвиткового замыкания в вторичной обмотки высокого напряжения.

С помощью устройства можно углубленно продиагностировать всю систему зажигания включая и катушки. Для выполнения диагностики потребуется специальный софт.

Выявление проблемы происходит по импульсах осциллограммы.


На второй свече видно напряжение пробоя

Дело в том, что исправная катушка зажигания во вторичной обмотке накапливает энергию, которая обеспечивает формирование качественной искры на свечах.

При ее пробое формирование такой искры не возможно, так как энергия быстро покидает обмотку.

Как итог – пропуски зажигания, особенно это ощущается на больших оборотах двигателя.


  1. Момент открытия силового транзистора. Ток проходит через первичную обмотку, а во вторичной, за счет электромагнитного поля, начинает накапливаться энергия.
  2. Момент закрытия силового транзистора. Ток перестает проходить через первичную обмотку, а во второй, за счет накопленного электромагнитного поля, происходит резкий скачек напряжения в несколько киловольт. В этот момент в свече происходит искра.
  3. Отображение время горения искры.
  4. Затухающие колебания, происходит уменьшение напряжения.

Осциллограф позволяет быстро выявить проблемную индивидуальную катушку зажигания. Это основной плюс метода.

Проверка катушки на ВАЗ 2101-2110

Сначала рассмотрим последовательность действий по проверке на автомобилях ВАЗ. Причем проверка на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2110 карбюратор не отличается, разница только в показаниях.

Далее сам процесс проверки:

Тестирование модуля зажигания на ВАЗ-2110 инжектор

На инжекторных авто, к примеру, ВАЗ-2110 проверка модуля производятся несколько иначе.

Последовательность проверки такова:


Проверка на Lanos, Таврия, Reno Megane

Разница в проверке модуля зажигания на Daewoo Lanos ничем не отличается от тестирования модуля ВАЗ-2110.

Отличия сводятся только к сопротивлению вторичной обмотки на выводах модуля. У Lanos сопротивление вторичных обмоток исправного модуля должно находиться в диапазоне 5,0-6,0 кОм.

А вот на Таврия Славута используется модуль, который проверяется, как и на Daewoo Lanos. Порядок проверки модуля зажигания на многих иномарках идентичен указанным способам. На том же Reno Megane модуль тоже проверяется замером сопротивления вторичных обмоток.

Коротко можно подвести итог. Катушку зажигания проверить не сложно при условии, что есть определенные навыки и необходимые диагностические приборы.

Самый доступный способ, который целесообразно применить на первом этапе диагностики, измерение сопротивления изоляции на двух обмотках.

Дальше уже идите от простого к сложному, вплоть для использования осциллографа, но к этому делу лучше подключить специалиста.

В этой статье будут даны практические советы по проверке катушки зажигания. Сделать это проще, чем думают многие водители, обращаться на сто не нужно, проверить катушку можно вообще без приборов. Я уже не однократно писал на канале об этом, но недавно знакомый автоэлектрик, показал мне самодельный тестер катушек, сделать его очень просто.

Проверить катушку проще пареной репы, что бы это сделать, не нужны вообще ни какие приборы, каждый даже не опытный водитель, может ее проверить за 1 минуту. Но удивляет то, что далеко не на каждом сто знают, как это сделать. Есть много историй на эту тему. Например, приезжает водитель и говорит, приора дергается при разгоне, был на двух сто, на одном поменяли бензонасос, на другом дмрв. Выложил 5 тысяч, а толку ноль.

Рывки и провалы при разгоне, это верные признаки неисправности катушки, ее в этом случае нужно проверять в первую очередь. Водитель говорит, ее прозванивали мультиметром. Но проверять катушку мультиметром это тоже самое, что есть борщ вилкой. С помощью мультиметра можно проверить сопротивление обмоток, а то, для чего катушка нужна, это создание высокого напряжения и искры, с помощью него проверить, не получиться.

На приоре оказалась не исправна одна индивидуальная катушка зажигания, проверил я ее вообще без приборов.

Но бывает и наоборот, покупают новую катушку не проверив старую, меняют ее, но оказывается что причина не в ней. В поисках не исправности методом тыка, можно поменять все датчики, потратить приличную сумму денег, но так и не добиться результата.

Еще одна история, как то один мой знакомый долго искал причину (целую неделю), почему не заводится бензопила. Решил ему помочь, спрашиваю, катушку проверял, говорит да на свече искра есть.

А вот это и есть самая большая ошибка практически всех водителей, это проверять искру на свечном зазоре.

На канале много информации на эту тему, но для тех кто не знает, коротко расскажу еще раз, почему это ошибка.

Напряжение, которое выдает катушка, зависит от зазора, который нужно пробить искре (чем больше зазор, тем больше напряжение) и от давления окружающей среды. Например, при атмосферном давлении 1 миллиметр зазора создает искру 1 киловольт (1000 вольт), 2 миллиметра, 2 киловольта и так далее. Если давление будет больше, то и пробивное напряжение увеличится, при том же зазоре.

Давление в цилиндре работающего двигателя зависит от нагрузки, оно может подскакивать максимум, до 15-16 атмосфер (при разгоне авто и при пуске двигателя).

Читайте также: