Как разобрать вентилятор gmc

Обновлено: 30.06.2024

На вентилятор в блоке питания компьютера обычно не обращают внимания. До тех пор, пока уровень шума не достигнет раздражающего значения. И бывает так, что сделать уже ничего нельзя. Между тем, при должном уходе жизнь и бесшумную работу узла вращения можно значительно продлить. Следует лишь уделять ему внимание и не жалеть несколько капель смазки.

Какие подшипники ставят на вентиляторы БП

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипникаУровень шумаРесурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием)В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастаетЗаявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка)НизкийДо 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного маслаВ исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение.В исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки.НизкийЗаявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) - в кулерах применяются только узлы радиальной конструкцииОтносительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольженияЗаявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкойСамый низкийЗаявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник каченияНизкийДо 160000 часов в жестких условиях эксплуатации

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Когда и зачем необходима смазка кулеров

При достаточном многообразии узлов вращения, применяемых в кулерах, вентиляторы по этому параметру можно разделить на группы:

  • с подшипниками скольжения;
  • с подшипниками качения;
  • комбинированные (на одном конце оси скольжения, на другом качения).

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.

Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:

  • к повышенному шуму;
  • увеличению энергопотребления;
  • увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.

В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.

Каким маслом смазывать кулер компьютера

Самый популярный и распространенный состав, которым можно смазать зашумевший вентилятор в блоке питания компьютера – специальная смазка на основе силикона. Его достоинство – густая консистенция, позволяющая долго не вытекать из полостей подшипника и создавать устойчивую пленку для гидродинамического режима. Также такие смазки имеют неплохую проникаемость и невысокую стоимость.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если подобного состава под рукой нет, можно рассмотреть и другие варианты. Скорее всего, они будут отличаться как качеством смазки, так и долговечностью не в лучшую сторону, но в качестве скорой помощи вполне подойдут.

Неплохие результаты дают смазки со средней текучестью. Такими свойствами обладают моторное и трансмиссионное масла автомобиля. Первое будет более жидким и создаст меньшее сопротивление вращению, а второе лучше заполнит зазоры. Эти составы легко найти в хозяйстве любого автомобилиста.

Также можно применять твердые жиры (литол, солидол и т.п.). Наносить их нелегко, придется вдавливать с усилием. Зато они отлично смазывают и долго держатся. Правда, создают заметное сопротивление при работе.

Машинное масло (для швейных машинок и т.п.) хорошо смазывает, но быстро выдавливается. Неплохие результаты дает графитовая смазка (на загущенной основе).

Самостоятельное приготовление смазки для кулера

В сети можно найти рекомендации по изготовлению сухой графитовой смазки для вентилятора. Для этого надо просто хорошо измельчить кусочек графита – от карандаша или графитовой щетки электродвигателя.

На самом деле это вариант не лучший, хотя смазывающие и нагрузочные свойства такого порошка будут отличными, а температурная устойчивость завышенной. Излишки сухого порошка во время работы будут разлетаться и проникать везде, в том числе на токоведущие и изолирующие детали. Хорошая электропроводность графита приведет к выходу электродвигателя из строя (на этом принципе даже созданы бомбы для разрушения промышленных электростанций). Но можно смешать порошок с синтетическим моторным маслом в пропорции 50/50. Получится неплохой смазочный состав.

Можно ли использовать wd 40

Существует соблазн использовать для смазки кулера компьютерного блока питания популярный состав WD-40. Удобная упаковка в аэрозольном баллоне, доступность (продается в любом автомагазине), сверхтекучесть (может проникнуть в самые труднодоступные места), небольшое сопротивление работе механизма – все это делает смазку привлекательной для поставленных целей.

На самом деле идея не лучшая. Состав содержит менее 15% легких смазочных масел, остальное - растворители (в основном, керосин). Основное предназначение WD-40 – очистка подвижных соединений от ржавчины и других загрязнений. Смазочные свойства смеси слабоваты, слой масла на поверхности получается тонким, его нагрузочная способность невелика и держится на трущихся поверхностях недолго.

Тем не менее, в Интернете можно встретить отзывы об удачных попытках смазки подшипников вентиляторов с помощью WD-40. При этом даже поклонники состава признают, что эффект по сравнению с другими маслами получается недолгим. Напрашивается вывод, что вреда от WD не будет, но результат не гарантирован.

Возможно, неплохим вариантом будет сначала промыть место контакта трущихся деталей от загрязнений и старой смазки с помощью WD-40, а потом использовать новое масло.

Как разобрать и смазать кулер

Для доступа к трущимся поверхностям придется разобрать вентилятор БП компьютера. В первую очередь надо острым ножом или тонкой отверткой снять этикетку. Она держится на клеевом слое, поэтому удаляется легко.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Дальше может быть еще резиновая пробка, а может не быть. Если есть, ее надо удалить тем же инструментом. Там можно обнаружить разрезную шайбу. Ее удалять надо аккуратно, чтобы она не улетела.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

После удаления шайбы можно снять ось с крыльчаткой и получить доступ к узлам вращения.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Внести смазку можно в зависимости от ее вязкости:

  • из масленки с узким носиком;
  • с помощью шприца;
  • набрав небольшое количество на узкую отвертку и заложив смазку непосредственно на трущуюся поверхность.

Количество масла должно быть небольшим – при работе излишек выдавится и забрызгает все вокруг.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Потом кулер надо собрать в обратном порядке.

Чем заменить износившуюся пластиковую шайбу

Вместо разрезной металлической шайбы в недорогих моделях часто устанавливают шайбу из пластика. Если она износилась или не удалось ее снять без повреждения, ее можно изготовить из пластиковой карты (ненужной банковской, скидочной или проездного билета). Тем же способом можно воспользоваться, если при разборке потерялась металлическая шайба.

Еще совет – если потерялось или износилось резиновое кольцо и нет кулера-донора, подходящее уплотнение можно найти под клапаном в газовой зажигалке. Размеры колец в разных моделях зажигалок могут отличаться, поэтому, возможно, придется подобрать нужное из нескольких вариантов.

Что делать когда вентилятор неразборный или на гарантии

Если подшипник неразборный или разбирать его нельзя из-за гарантийных обязательств продавца, но очень хочется его смазать, то может сработать вариант с WD-40 или с несколькими каплями масла, растворенными в керосине или солярке. Не разбирая вентилятор, даже не снимая его с блока питания, можно через штатную трубочку баллончика с составом или с помощью шприца ввести смазку как можно ближе к вращающемуся узлу.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если есть возможность демонтировать кулер с БП, несъемную крышку можно высверлить.

Дальнейшая разборка не отличается от предыдущего варианта. При сборке получившееся отверстие можно просто заклеить изолентой.


Для наглядности рекомендуем к просмотру серию тематических видеороликов.

Вентилятор в блоке питания требует ухода. При периодической смазке он прослужит долго и бесшумно. Надо лишь следить за его техническим состоянием и вовремя смазывать трущиеся детали.



Как разобрать, смазать, а потом собрать вентилятор, если он начал шуметь больше обычного. Если один из вентиляторов, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки.
В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения — шарикоподшипники. Есть ещё варианты, когда вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках

В таких вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже. В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки.

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения

На схеме ниже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.

вентилятор на подшипнике скольжения

1 крыльчатка,
2 корпус,
3 постоянный магнит,
4 печатная плата с элементами управления,
5 статор с обмотками,
6 стопорное кольцо,
7 вал,
8, 10 маслосбойные кольца,
9 втулка подшипника.

Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора:


Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).


Удаляем фирменную этикетку

Далее острым скальпелем расширяем зазор стопорной шайбы. Вставляем в зазор тонкую отвёртку и раздвигаем концы шайбы в разные стороны.


расширяем зазор стопорной шайбы

Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Настоятельно рекомендуется перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани. Это предотвратит потерю шайбы.


Удаляем стопорную шайбу

Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.


Удаляем резиновое кольцо

Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.


Удаляем второе резиновое кольцо

Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.


Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала

Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.


Вставляем вал в подшипник

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслосбойное кольцо.


Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.


Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала

После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.


Устанавливаем на место заглушку и фирменную этикетку

Масло для смазки подшипников скольжения

Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 0
Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 1
Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 2
Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 3
Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 4
Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 5
Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 6

Ваш компьютер издает много шума? А еще вы обнаружили, что системный блок перегревается? Такие признаки указывают на то, что вентилятор охлаждения неисправен.

Чтобы выявить причину неисправности, необходимо первым делом выяснить, почему шумит компьютер. В большинстве случаев сильный шум создают те части в системном блоке, которые движутся.

Мы говорим в первую очередь про вентиляторы охлаждения. Они, увы, нагреваются. И приходит такое время, когда смазка в них высыхает. Если ее нет, то детали сильно изнашиваются. Также повышается вибрация. Она и передается на металлический корпус системного блока, выступающий в данном случае резонатором. В результате компьютер создает много шума.

Причина нагрева и шума также в том, что изнашиваются подшипники. Чтобы решить проблему, необходимо провести смазку вентилятора смазывающей жидкостью. Сгодится любая из них, которая есть под рукой.

Но смазка, которая образует специальную маслянистую пленку, со временем загрязняется. Также она может испариться. В итоге это ведет к увеличению трения между шариками. Что делать? Далее мы поговорим о том, как разобрать кулер компьютера и чем его смазать.

Выбор подходящей смазки для кулера

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 1

Свойства смазочных материалов, которые используются в вентиляторах компьютерных кулеров, таковы, что от них во многом зависит, как долго будет служить оборудование. Если подберешь неправильную смазку, то это может привести к тому, что появятся шумы, вибрация. А закончится это тем, что узел выйдет из строя.

Профилактика в данном случае многое значит. И потому важно вовремя смазывать кулер компьютера или ноутбука. Но только надо знать, чем смазывать.

Кулеры можно смазывать инертной кремний-органикой. Это силиконовая смазка. Она представляет собой смесь силикона и тефлона.

Оптимальным вариантом можно считать применение силиконовой смазки от производителя. Она рассчитана примерно на 5 лет, а потом она высыхает. Если такой смазки нет, то сгодится Литол-24. Так называется тугоплавкая смазка. Она хороша тем, что не боится нагрева.

Солидол – тоже хорошая смазка. Принцип действия такой же. Синтетическое или полусинтетическое машинное масло имеет такое свойство. Оно создает поверхностную пленку. Причем при любой температуре. Вот почему шума становится меньше. Да и износ уменьшается.

ВАЖНО! У автомобилистов солидол всегда найдется. Ведь есть остатки в канистрах. Рекомендуем такую смазку применять вместе с Литолом-24.

А WD-40 хорош тем, что им можно смазывать неразборные кулеры. Трубочку, которая присоединенная к баллончику, удобно вводить в зазор, который образуется между корпусом и крыльчаткой.

Соблюдайте такие правила:

- Трубочку нужно ввести, как можно глубже. Тогда смазка обязательно попадет в подшипники, а не распылится вся в зазоре.
- Когда вводите смазку через зазор между крыльчаткой и корпусом, то не переусердствуйте. Большие усилия могут привести к повреждению детали.
- Если после того, как была произведена смазка, проблемы останутся, то процедуру нужно повторить.

Что нельзя использовать для смазки?

К печальным последствиям приводит использование масла животного или растительного происхождения. Будь то масло кукурузное, оливковое, подсолнечное. Оно застывает. Постепенно в нем накапливается грязь. В результате вентилятор ломается.

ВАЖНО! Не рекомендуем применять графитовую смазку. Это абразив. Его частички будут вызывать трение при работе. В результате бронзовая обойма подшипника скольжения сотрется. Вентилятор выйдет из строя. Возможно даже короткое замыкание, поскольку графит -- это проводник электричества.

Разновидности подшипников

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 2

Перед тем, как делать разборку и смазку, необходимо узнать тип подшипника, используемый в кулере. Это оказывает влияние на выбор масла и метод смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники нашли применение следующие подшипники:

- Скольжения (sleeve bearing) — это самый распространенный и самый простой вид. В его составе втулка и вращающийся вал. Втулка имеет покрытие. Это антифрикционный материал. Для их смазки подходит WD-40.

- Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing). Есть специфические нарезки на втулке оси. Благодаря им осуществляется рециркуляция смазки.

- Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения. В нем вал вращается в слое жидкого вещества. Он удерживается внутри втулки, поскольку при работе появляется разница в давлении.

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 3

- Качения (ball bearing, ceramic bearing). В его составе пара колец (шариков), тело качения и сепаратор. Материалом может служить керамика. Для подшипников качения используют консистентную смазку (силиконовую).

- Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличается от других тем, что у него много жидкости (смазки). Для того, чтобы уменьшить износ, вал центрируется с помощью постоянного магнита, установленного в основание.

- Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Предусмотрена защита от пыли, которая соответствует IP6X. Есть также специальный слот, предназначенный для восстановленного масла. Все это ведет к увеличению сроков эксплуатации вентилятора.

- Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — усовершенствованный подшипник скольжения. Для того, чтобы продлить срок службы, вал покрывают полиоксиметиленом. Ведь у него маленький коэффициент трения скольжения.

ВАЖНО! Смазку кулера начинают с того, что избавляются от грязи. Также удаляют старую смазку. Для такой работы можно использовать салфетку или ватные палочки.

Их нужно предварительно смочить в спирте. Может сгодиться и любой другой растворитель. Тонким слоем затем нужно нанести новую смазку на части подшипника, которые трутся.

Как снять вентилятор?

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 4

Когда снимаешь процессорный кулер, то будь осторожен. Неаккуратность может привести к тому, что будет поврежден чип и окружающие элементы. Крепление вентиляторов осуществляется двумя методами: с использованием замков или болтов. Имейте в виду, что есть и несъемные вентиляторы.

В том случае, когда кулер крепится к радиатору защелками, то их нужно отогнуть и извлечь из замков. Потом вам предстоит отсоединить питание от материнской платы. С болтами все аналогично. И нужно открутить отверткой и снять вентилятор.

Если конструкция несъемная, то возможна лишь поверхностная очистка.

Когда нужно снять вентилятор с блока питания, то откручиваем его от корпуса, отсоединяем все провода. Потом откручиваем крышку и вытаскиваем кулер. Необходимо запомнить, как стоит вентилятор. Тогда, когда процедура подойдет к концу, вы будете точно знать, как его поставить в исходное положение.

В некоторых БП провод питания нет возможности отсоединить. Ведь его припаяли к плате. Это означает, что вам доведется работать в стесненных условиях.

ВАЖНО! Для снятия кулера с видеокарты нужно извлечь ее из слота материнской платы. Потом с помощью тонкой отвертки открутить болты системы охлаждения. В зависимости от того, какая модель видеокарты, кулер бывает встроен в радиатор или закреплен на болты. Вам необходим лишь сам вентилятор.

Как разобрать кулер?

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 5

- Со стороны, где расположены провода, отклеиваем этикетку.
- Вооружившись острым предметом, поддеваем резиновую пробку и снимаем ее.
- Снимаем стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. С этой целью кончик ножа или тонкой отвертки вставляем в прорезь и поворачиваем на 90°, чтобы оно раздвинулось. Затем кольцо приподнимаем.
- Убираем уплотнительное резиновое кольцо, которое обрамляет стержень.
- Отсоединяем крыльчатку от рамки вентилятора.
- И теперь уже моно приступить к чистке и смазке.

Без разборки

Если нужна смазка кулера без разборки, то снимаем его с компьютера, отклеиваем верхнюю наклейку и извлекаем защитную накладку. Затем необходимо осторожно оттянуть вверх лопасти. В зазор, который будет образован, нужно покапать из пипетки. Для этих целей можно использовать также шприц.

ВАЖНО! Потом вращаем лопасти руками лопасти. Это нужно для того, чтобы смазка разошлась. Операцию нужно повторить.

Процедура смазки своими руками

Правила разборки, чистки и смазки вентилятора компьютера Фото 6

Берем Литол-24 на кончик чего-то тонкого. Будь то отвертка или нож. Вдавливаем его в смазочное отверстие. Сверху добавьте 2-3 капли швейного масла. Заполняем отверстие тем же Литолом-24. Масло образует масляную пленку.

Уверяем, что такой состав продержится примерно 3-4 года работы, если работать даже по 12-15 часов в день. Такой состав нисколько не хуже силиконовой смазки.

Когда будете делать повторную смазку, то после применения Литола нужно будет избавиться от его затвердевших остатков. Для этого нужно будет разобрать кулер более основательно. То есть придется снимать ось.

Полезные советы

Перед тем, как разбирать и смазывать кулер, нужно продуть его и почистить. На нем не должно быть пыли.

Рекомендуем фотографировать каждый этап работы и делать пометки маркером. Тогда, когда нужно будет сделать обратную сборку, вы не запутаетесь.

При выборе смазки важно учитывать ее тугоплавкость, как и способность создавать масляную пленку.

ВАЖНО! Есть резон сравнить характеристики нескольких смазок и подобрать ту, которая вам больше всего понравилась. Почитайте, что пишут про смазку на самых разных ресурсах в глобальной сети. Ведь при обновлении ассортимента производитель иногда меняет характеристики.

Постоянно проводите чистку и смазку вентилятора. В противном случае он быстро сломается.

Вы конечно молодцы, что обратили внимание на тот факт, что подшипники бывают разные, но в чем разница и можно ли их все смазывать? Данный момент не совсем понятен.

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Подшипник качения на корпусе обозначается словом BALL. Такой подшипник можно разобрать тонкой иглой. На нём также есть стопорное кольцо, которое фиксирует крышку, закрывающую шарики. Открыв эту крышку осматриваем состояние смазки и при необходимости добавляем её.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Читайте также: