Как устроены камерная и бескамерная шины

Обновлено: 30.06.2024

Шины. КАМЕРНЫЕ ИЛИ БЕСКАМЕРНЫЕ?

Однозначно — бескамерные. Почему?

Главное достоинство бескамерной шины — длительное сохранение давления при проколе, а следовательно, — безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление почти моментально, т. к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. А из бескамерной шины воздух выходит только в месте прокола, и если дыра не слишком велика (от гвоздя, например), то давление теряется очень медленно.

Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а также меньше нагревается при длительной скоростной езде.

Бескамерная шина маркируется надписью на боковине Tubeless. Камерная — Tube Type.

КАК ВЫБРАТЬ ОБУВЬ ПО СЕЗОНУ?

Классическое деление шин на сезонные классы: летние (их еще называют дорожными, или шоссейными), зимние и всесезонные. Принадлежность шины к тому или иному классу определяется массой различных критериев (состав резины, детали внутренней структуры и т. д.), главным из которых является рисунок протектора.

Летняя шина имеет относительно неглубокие протекторные канавки; выступы протектора, как правило, большой площади, и на них либо вообще нет, либо очень мало мелких прорезей (ламелей). Шина с таким рисунком производит очень мало шума, способствует экономии топлива за счет исключительно низкого сопротивления качению и служит долго; у нее максимальный ресурс по износу. Рассчитана в первую очередь на хорошие дороги и на сухую погоду.

Зимняя шина — антипод летней. Протектор у нее мощный, с крупным рисунком, с глубокими и широкими канавками, с большим количеством мелких прорезей, обеспечивающих сцепление со скользкой дорогой. По вине такого рисунка зимняя шина довольно тяжело катится и сильно шумит, кроме того, быстро изнашивается, т. к. сделана из мягкой резины.

ЧТО НАПИСАНО НА ШИНЕ?

На боковину шины наносится масса различных обозначений, многие из которых являются служебными, т. е. нужными больше самим производителям, дилерам, торговым инспекциям и проч., чем покупателям. Рассмотрим лишь маркировки, интересные потребителю, исключив те, что не требуют пояснений (название фирмы-производителя и модели шины, страна изготовления) и те, о которых говорилось выше (Radial, Tubeless, M+S и т. п.).

Типоразмерная надпись
Например, 185/70R14 86Т.

185 — ширина профиля шины, выраженная в миллиметрах. Это линейное расстояние между наружными сторонами боковин шины, измеренное при номинальном внутреннем давлении, без учета высоты рельефа маркировки.

Т — скоростная категория шины. Она обозначает максимальную скорость, на которую данная шина рассчитана (в нашем примере это 190 км/ч). Иногда скоростную категорию вводят в обозначение размера, и тогда надпись выглядит так 185/70TR14.

Условное обозначение скорости - Максимальная скорость (км/ч)
Р-150, Q-160, R-170, S-180, Т-190, H-210, V-240, W-270, Y-300

Маркировка категории скорости - Скоростные возможности шины (км/ч) ZR-свыше 240

"Е" в кружочке или DOT?

Если на шине стоит клеймо в виде буквы Е, обведенной кружочком, значит, шина сертифицирована для европейского рынка; если клеймо DOT — для американского (месте производства значения не имеет). Соответственно, оба клейма, проставленные на одной шине, означают, что шина сертифицирована для обоих рынков. Для эксплуатации в России советуем Вам покупать шины либо Е, либо двойной сертификации — Е и DOT вместе: европейские требования по некоторым параметрам, в частности, по прочности, выше американских.


Главным преимуществом бескамерных шин считается их возможность удерживать нормальный уровень давления внутри даже в случае неожиданного крупного прокола. Другими словами, даже если вы пробьете колесо в пути, вы сможете легко проехать еще несколько десятков километров, прежде чем замена колеса станет обязательной. Это не только удобно, но и безопасно: давление в колесе не падает мгновенно, а значит, вы не теряете контроль над своим автомобилем. Воздух из такой шины выходит только в месте прокола, и только тогда, когда на него наезжают.

Следующий плюс – это вес шин: бескамерные гораздо легче, что, в свою очередь, существенно снижает нагрузку на подвеску вашего авто.

Даже если вы путешествуете на большие расстояния и предпочитаете быструю езду, бескамерка гораздо меньше нагревается. Кроме того, особенности конструкции таких покрышек сводят к минимуму вероятность возможной стремительной разгерметизации.



Детальная расшифровка указанной на покрышке маркировки





Особенности бескамерки

У бескамерных шин конструкция более сложная, поскольку им приходится брать на себя не только сцепление с дорогой, но и обеспечение стабильного давления. За герметичность отвечает специальный слой резины на внутреннем кольце, а также хампы, которые надежно держат покрышку на предназначенном для нее месте.

Бескамерки приобрели популярность и потому, что имеют меньший вес. А это означает более бережное отношение к подвеске и улучшенные ходовые качества, а также экономичный расход топлива. Срок эксплуатации у шин без камеры выше, так что несколько более высокая стоимость успевает окупиться.

Можно ли считать бескамерные модели идеальными? Разумеется, нет: они не лишены недостатков. Если вы сильно повредите борта, восстановление обойдется довольно дорого. За давлением придется следить постоянно: поездка на приспущенных покрышках приводит к постепенному разрушению герметичного слоя, прилегающего к диску. Деформация диска представляет не меньшую опасность. Если он погнется, это будет иметь те же последствия, что и прокол для камерной шины.

Дальнейшее развитие идеи

Учитывая, что большинство флагманов шинного рынка отказалось от использования камеры, конструкторы направили усилия на усовершенствование моделей бескамерного типа. Уже сейчас появились покрышки, которые не только не имеют камеры, но и выглядят весьма необычно.
Накачивать шины этого типа не нужно, следить за давлением — тоже. Вместо камеры или слоя воздуха, удерживаемого герметичным слоем резины, используются особые спицы или сотовая конструкция. Прочный, но эластичный материал переплетается под причудливыми углами или образует треугольные конструкции, так что колесо прекрасно держит вес автомобиля и спокойно преодолевает препятствия. Один из самых удачных примеров — Michelin Tweel, но разработки в этом направлении ведут многие конкуренты. Судя по анонсам, новые модели будут еще легче, но их стоимость в первое время окажется очень высокой, как и у любых модных новинок.



Недостатки

Однако наряду с очевидными преимуществами, у бескамерки имеются и недостатки:

  1. Чтобы установить такие колеса, необходим определенный навык и набор специальных инструментов. Другими словами, лучше не рисковать, самостоятельно меняя колеса, а обратиться за помощью на станцию техобслуживания.
  2. Если обычные шины вы вполне можете отремонтировать самостоятельно, то ремонт бескамерных лучше поручить специалистам. Его осуществляют на специальном оборудовании квалифицированные профессионалы. К тому же за такое удовольствие придется выложить кругленькую сумму.
  3. Когда вы долго едете на спущенной (не проколотой и слегка подкачанной) покрышке, это может негативно отразиться на состоянии шины и разрушить герметизационный слой.
  4. У бескамерки многие отмечают слабую боковину. С одной стороны, это недостаток, с другой – благодаря мягкости боковой части автомобиль едет мягче. Стоит отметить, что идеальной резины не существует, а мягкая боковина отвечает за комфорт и безопасность пассажиров автомобиля во время движения.
  5. Бескамерная резина отличается уязвимостью в месте стыковки диска и самого борта шины. Так, если диск даже незначительно помнется, колесо спустит моментально. Это происходит, потому что повреждение диска вызывает нарушение герметичности соединения. Соответственно, давление внутри колеса стремительно падает.




Сравнение

В чем состоит главное отличие бескамерной шины от камерной, понятно уже из самих названий этих изделий. Камерная шина – составная. Если она установлена на колесо, мы можем видеть только ее покрышку. Под этим верхним резиновым слоем находится отдельная деталь – камера. Накачанная, она выглядит как эластичная труба, замкнутая в кольцо. Именно камера обуславливает упругость такой шины.

Бескамерная шина, в свою очередь, цельная. Почему она держит форму и не сдувается? Все дело в особенностях ее крепления на ободе колесного диска. Посадка в этом случае является настолько плотной, что утечка воздуха абсолютно исключена. Важную роль здесь играют и устройство посадочного борта шины, и конструкционные особенности самого обода. На рисунке показано строение двух типов шин:


Исключительное значение в структуре бескамерной шины имеет герметизирующий слой. Он обладает свойством обволакивать острый предмет в случае прокола. Поэтому в такой ситуации шина не спускается сразу, и автомобиль еще какое-то время может продолжать безопасное движение.

Если проколотой оказывается камерная шина, она сдувается моментально. Так происходит потому, что воздух при этом выходит не только через поврежденное место, как в случае с бескамерной шиной, но и между краями покрышки и ободом диска, где соединение не является герметичным.

Следует отметить, что во многих случаях дефект, возникший в бескамерной шине, можно быстро устранить с помощью предназначенной для этого пасты, не прибегая к демонтажу. В то же время даже незначительное повреждение камерной шины приносит большие хлопоты.

В чем разница между бескамерной и камерной шиной, если сопоставить сроки их эксплуатации? И здесь сравнение будет не в пользу камерной шины. Она изнашивается быстрей из-за сильного нагревания при вращении колеса. Виной всему является трение камеры о внутреннюю поверхность покрышки.

Мало того, повышение температуры воздуха в шине приводит к увеличению внутреннего давления. И если последнее достигает критического значения, возникает риск разрыва камеры. Это особенно относится к тем случаям, когда автомобиль движется на высокой скорости в жару. Что касается бескамерной шины, то теплопередача от нее на диск происходит гораздо эффективней ввиду отсутствия дополнительного внутреннего трения.

В чем разница между бескамерными и камерными шинами

Как следует из статьи, главное отличие между камерной и бескамерной резиной состоит в том, что у первой воздушной камеры под покрышкой, которая обеспечивает необходимое давление. Как правило, те автомобилисты, которые ездят преимущественно по городским дорогам, выбирают бескамерный вариант, тогда как любители погонять по бездорожью не всегда готовы отказаться от камерных колес.


Резюмируя все преимущества и недостатки бескамерки, можно сказать, что она обладает массой преимуществ перед камерными покрышками, именно поэтому она практически вытеснила последних с рынка. Главное – нет риска резкой разгерметизации во время движения на большой скорости, а значит, пассажир авто не подвергается аварии.

Еще одно отличие заключается в том, что бескамерка отличается более оптимальным температурным режимом – у нее отсутствует трение между покрышкой и воздушной камерой.

Как отличить бескамерную шину

Умение находить определённые различия между камерными и бескамерными шинами имеет практическое значение. Приобретя б/у автомобиль, нужно разобраться, что же надето на диски, ведь камерные и бескамерные покрышки обслуживаются совершенно по-разному, а в дороге нужно быть готовым к любому повороту событий.

Как отличить бескамерную шину

Если не брать во внимание цену, которая на бескамерные покрышки будет значительно выше, а сосредоточиться на внешнем виде и строении, то в камерных шинах внутрь покрышки вложена камера, представляющая собой трубу-кольцо. Бескамерная резина отличается от камерной отсутствием трубы и тем, что внешняя окружность у неё уплотнённая, а внутренняя представляет собой мягкое напыление.

Бескамерная резина гораздо плотнее садится на обод из-за увеличенного угла бортового носка, поэтому обеспечивается большее натяжение в области посадочной полки.

Почему спускают бескамерные шины

Вот как можно определить, камерные или бескамерные шины установлены, по внешнему виду:

В своё время бескамерная резина стала технологическим прорывом, но из-за того, что её посчитали небезопасной, массовое производство началось значительно позже изобретения. Сложность ремонта, установки бескамерной резины и недоверие к ней до сих пор останавливают некоторых водителей от использования этого типа покрышек на своём авто.

Стоимость

Стоимость бескамерки значительно превышает цену на камерные аналоги. Так, столичные магазины предлагают такие колеса за 6100–6800 рублей за единицу. В регионах можно купить резину несколько дешевле, но в любом случае цена будет превышать более традиционный камерный аналог.



Бескамерные покрышки стоят дороже камерных аналогов

Бескамерная шина – это современная разработка в области автомобилестроения, которая призвана обеспечить комфорт водителю и безопасность пассажирам во время езды.

Но принимая решение, какую резину установить, проанализируйте, в каких условиях вам предстоит эксплуатировать машину, чтобы выбрать оптимальный вариант.

Основные преимущества бескамерных шин

Бескамерные шины – это такой тип покрышек, которые имеют острый корд и максимально плотно прилегают к ободу диска, что обеспечивает герметичность. Таким образом, стенками баллона, находящегося под давлением, являются сам внешний обод диска и внутренняя часть автошин, а подобная конструкция обладает следующими преимуществами:



Устройство бескамерной шины

  • Повышенная надёжность в случае аварии, так как камерные колёса сдувались моментально после пореза или прокола. Незначительное повреждение бескамерной резины может вовсе не иметь никаких признаков, так как воздух выпускается и потеря давления происходит с очень низкой скоростью.
  • Изделие, лишённое второго слоя резины, имеет существенно меньшую массу, что экономит топливо, а также позволяет автомобилю быстрее срываться с места и останавливаться при торможении, так как инерционные силы, действующие на колесо, существенно ниже.
  • В случае прокола саморезом или другим острым предметом, когда отверстие от повреждения меньше 5 мм, ремонт производится без снятия и разборки колеса при помощи специального жгута, вымоченного в клее. Этот факт позволяет существенно сэкономить водителю время и деньги.
  • Главное условие применения данных изделий заключается в большем сроке службы. В них отсутствует внутреннее трение о резину камеры, что препятствует разрушению материала. Всё это влияет на долговечность при эксплуатации до 15…20 %, в отличие от камерных колёс.



Покрышка с камерой Важно!
Бескамерные покрышки в значительной степени удобнее и они экономят время и деньги. А также повышают безопасность во время скоростной езды как водителя, так и его пассажиров.

Камерная и бескамерная шины при общем внешнем сходстве имеют существенные различия.

Камерная шина имеет в своей структуре покрышку, камеру и вентиль для подачи воздуха, плюс колпачок – ключик. Камера выполнена из прочной резины, так как ей приходится работать в непростых условиях, в зоне знакопеременных деформаций и при высоких температурах. Слабым местом камерных шин является быстрая потеря внутреннего давления при проколе колеса, что опасно при больших скоростях движения. Плюс к этому ремонт в дорожных условиях достаточно трудоемок, сложен, требует специальной оснастки , да и не всегда, к сожалению, возможен. Вдобавок к этому, после разбортирования и ремонта камерной шины, колесо нужно снова балансировать, так как прежняя балансировка будет нарушена. Сюда также стоит отнести и общий вес колеса с камерной шиной, который заметно превышает вес с бескамерной шиной. Поэтому на сегодняшний день практически все авто производители отказались от использования камерных шин и они по сути уже не выпускаются, как впрочем, и камеры для таких шин.

Бескамерная шина имеет многослойное сложное устройство, так как помимо особой прочности и эластичности, еще и должна обладать 100% герметичностью для удержания воздуха в своей внутренней полости. Для этого бескамерная шина имеет в своей структуре помимо много слойного протектора и герметизирующий слой, в пределах 1,5 – 2.0 мм, привулканизированный к ее внутренней части. Слой состоит из синтетического и натурального каучуков с низкой газопроницаемостью.

Бескамерная шина монтируется на специальный обод, где вкупе с ним образует герметичную полость (внутренний объем), которая заполняется через вентиль, вмонтированный в обод колеса. Такая шина на своих бортах имеет специальный уплотняющий слой из резиновой смеси, в задачу которого входит обеспечение необходимой герметичности в месте посадки бортов шины на полку обода колесного диска. Соответствующую конструкцию имеют и борта шин, предназначенные для повышения натяга бортов на полке обода колесного диска.

Плюсы бескамерных шин перед камерными шинами:

* Уменьшен момент инерции и масса

* Большая надежность, так как отсутствует вероятность быстрой разгерметизации, что поднимает безопасность езды с высокой скоростью

* Сокращаются на 50-70% простои авто в пути, так как ремонт шины можно выполнить даже без демонтажа колеса

* Увеличенный в среднем на 10-12% пробег шины, относительно камерной. Это достигается благодаря щадящему температурному режиму, из-за устойчивого давления в шине и усиленной теплопередачи с шины сразу на обод колеса. Плюс к этому отсутствие трения между камерой и покрышкой.

Слабым местом бескамерных шин являются их боковины. Но это расплата за повышение комфорта при движении, а никак не экономия на составе структуры шины в ее боковине. Так именно мягкость боковой поверхности шины и дает плавность при движении по дороге, которые, как известно далеки от идеала. Когда же борт шины жесткий, то можно не боясь штурмовать бордюры и прочие препятствия, но не о каком комфорте, тогда не может быть и речи.

Нетрудно догадаться по названию, что главным характерным различием в этих шинах является то, что конструкция камерной включает сокрытую под шиной внутреннею камеру, а в бескамерной - такая особенность отсутствует.

Способы определения типа шины — бескамерная или камерная

Какие особенности имеют бескамерные и камерные шины. Главным преимуществом бескамерной шины считается то, что в случае прокола колеса, она способна сохранять относительно нормальное давление. И это равноценно повышению безопасности в дороге, ведь именно мгновенное падение давления нередко становится причиной потери управления авто и ДТП.

Кроме того, бескамерные шины:
1.Отличаются меньшим весом, что позволяет снизить нагрузку на подвеску.
2.Меньше нагреваются в случае, когда автомобиль движется долго и на большой скорости.
3.В сравнении с камерными моделями, имеют более продолжительный срок эксплуатации - в среднем на 10-12%.
4.По отзывам многих водителей, вождение с бескамерной шиной более комфортно за счет ее мягкой боковины.

Шины камерные на сегодняшний день признаны более устаревшим вариантом, однако, они привлекают многих автомобилистов невысокой стоимостью, а также тем, что зачастую универсально подходят к любым дискам.

Кроме того, при боковом повреждении, достаточно заменить всего лишь пробитую камеру, то есть заменять всю шину целиком, как в случае с бескамерной, не требуется.

Когда нужно узнать, какая это шина - камерная или бескамерная, то сделать это мгновенно не удастся. Дело в том, что внешне обе модели фактически идентичны. Поэтому остается использовать один из возможных способов.

Методы определения конструкции шин. Проще всего обратить внимание на боковую поверхность резины - именно здесь производители покрышек наносят особую маркировку:

Другой способ - осмотр ниппеля. Если он длинный - значит, внутри шины есть камера, а если очень короткий - соответственно, камеры в конструкции нет.

Возможно и по другому узнать о содержимом, используя ниппель. Для этого требуется надавить на него - если проваливается внутрь, значит, камера внутри есть. А если неподвижно остался на месте - это говорит о том, что он накрепко спаян с поверхностью шины и внутри камера отсутствует. Важно подчеркнуть, что последний способ точен лишь в случае, если колесо автомобиля несколько приспущено, то есть его внутреннее давление позволяет вдавливать ниппель внутрь.

Подводя итог, стоит добавить, что если никакой из описанных выше способов не оказался подходящим, то для определения типа шины остается лишь один путь - ее требуется разбортировать и осмотрев изнутри, абсолютно безошибочно во всем разобраться.

Читайте также: