Как влияет утомленное состояние водителя

Обновлено: 07.07.2024

В последние несколько лет увеличилось число несчастных случаев на дорогах, связанных с переутомлением водителя. Засыпание за рулем является серьезной проблемой, и беспокоит специалистов по всему миру.

Вот, например, что говорят по поводу засыпания западные коллеги:

Действительно, в США ⅕ часть всех дорожно-транспортных происшествий приходится на случаи, связанные с переутомлением водителя. Это примерно 8000 смертей ежегодно. В России дела обстоят не лучше: на российских дорогах 7 из 10 инцидентов происходит из-за потери внимания водителя. Важно, что о проблеме до сих пор не принято говорить открыто: слишком тревожно, слишком неинтересно и банально. Но мы считаем, что чтобы победить врага, нужно знать его в лицо, и называем вещи своими именами.

Сама по себе усталость — это истощение организма, которое не дает человеку возможности нормально функционировать. Главными причинами усталости считаются недостаток сна, длительные периоды физических и / или умственных нагрузок, длительные периоды бодрствования.

Недосып, плохое качество сна или его отсутствие напрямую связаны с высокой утомляемостью.

Сейчас специалисты выделяют 4 вида нарушения сна и то, как они влияют на вождение автомобиля:

  • Возникает, когда человек уже чувствует усталость, но пытается бодрствовать и одновременно выполняет какую-то монотонную задачу: например, ведет машину или смотрит в экран компьютера.
  • Обычно длится от 2 до 30 секунд (если сравнивать с движением на дорогах, то на скорости 60 км / ч автомобиль проезжает футбольное поле (100 метров) всего за 5 секунд).
  • Характерен на рассвете и в середине дня (после 12:00).

Апноэ во сне

Возникает, когда ткань задней стенки глотки блокирует дыхательные пути. Несмотря на то, что апноэ случается, когда человек спит, это оказывает в целом негативное влияние на общее состояние человека, и может повышать усталость водителя.

Бессонница есть у 34% населения мира. Человек, страдающей бессонницей, может иметь трудности с засыпанием, пробуждением и в целом иметь плохое качество сна. Это также сказывается на здоровьи и на общем уровне утомляемости водителя.

Нарколепсия

Нарколепсией называют расстройство, характеризующееся нарушением сна в виде неконтролируемых приступов дневной сонливости. Это достаточно редкое заболевание, и ему в равной степени подвержены как мужчины, так и женщины.

Мне трудно поддерживать одинаковую скорость автомобиля;

Многие автомобили обгоняют меня без предупреждения;

Другие автомобили / водители действуют мне на нервы;

Я закрываю глаза, потому что могу ясно видеть предметы;

Мне постоянно хочется открыть окно, чтобы подышать свежим воздухом;

Я еду по обочине дороги, не замечая этого;

Я по ошибке (или без причины) нажимаю на тормоз;

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНС-ПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / TRAFFIC ACCIDENT / TRAFFIC POLICE / TRAFFIC RULES / CAUSES OF TRAFFIC ACCIDENT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шиенкова Анна Сергеевна, Подгайный Андрей Михайлович

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шиенкова Анна Сергеевна, Подгайный Андрей Михайлович

Использование психологических факторов при обучении водителей, анализ их воздействия на безопасность движения

Fatigue at the wheel as a threat to road safety

Шиенкова Анна Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент,

Подгайный Андрей Михайлович

Anna S. Shienkova

Candidate of Law Sciences,

Head of Department

Bodies of Internal Affairs,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

Andrey M. Podgayny

Candidate of Law Sciences,

Deputy Chief Departments

of Administrative Activities

Bodies of Internal Affairs,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

за рулем как угроза безопасности дорожного движения

Fatigue at the wheel

as a threat to road safety

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожная полиция, правила дорожного движения, причины дорожно-транспортного происшествия.

Keywords: traffic accident, traffic police, traffic rules, causes of traffic accident.

Основная причина серьезных дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом - превышение скорости. При этом с превышением скорости связаны травмы, опасные обгоны и невнимательность. Однако в официальной статистике не отражается, как часто невнимательность и переутомление становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Очень часто опасные ситуации завершаются благополучно. Однако, если происходит дорожно-транспортное происшествие, то в качестве причин очень редко называется невнимательность.

Согласно данным проведенного опроса 42 % водителей автомобиля однажды попадали в сложную ситуацию в результате отвлечения. 11 % из них совершили в связи с этим наезд на другой

Полиции очень сложно определить усталость водителя. Трудность заключается в том, что нет точного определения состояния усталости.

Например, в 2018 году сотрудники транспортного отделения земли Верхняя Австрия исследовали

Было опрошено 200 водителей в г. Краснодаре.

Данное исследование продолжается одиннадцать минут. В минуту прибор измеряет 82 раза изменение размера зрачка. Самая большая трудность при измерении состоит в том, что не определено предельное (граничное) значение. Замедленная реакция зрачков указывает на то, что водитель, вероятно, уставший, но доказательства нет. При этом не учитывается, что усталость не стойкое состояние: внимательность и тонус возбуждения колеблются: несмотря на усталость, уровень возбуждения может быть время от времени таким же высоким, как после отдыха.

диагностировать. Для выявления этой болезни требуется комплексный метод тестирования. Действие и симптомы почти у всех пациентов различны. Это очень затрудняет определение годности к вождению.

Существуют различные технические средства, с помощью которых можно помешать засыпанию водителя за рулем. Большинство приборов регистрирует ослабление мышечного тонуса в шейном отделе позвоночника. Мышцы ослабевают -голова наклоняется вперед; приборы это регистрируют и подают сигнал тревоги. Такие предупредительные сигнальные приборы могут приободрить водителей в поездках в ночное время или в особенно длительных поездках. Вследствие этого, опасность представляет только состояние увеличивающегося изнеможения.

С помощью приборов нельзя изменить состояние усталости. Водитель должен как можно раньше распознать признаки усталости, серьезно к этому отнестись и действовать: остановиться и отдохнуть. Психологи рекомендуют для водителей, которые находятся долгое время в пути, пользоваться методами, позволяющими относительно быстро отдохнуть. В случае не очень сильного изнеможения помогает кратковременная остановка, которая позволит отдохнуть и недолго вздремнуть.

Для сохранения бодрости за рулем можно употреблять напитки, содержащие кофеин. Однако эти напитки в основном действуют в течение короткого периода времени. Причем определенная доза таких напитков оказывает обратное действие. В результате передозировки кофеина, например, кофе, усталость у некоторых водителей усиливается.

К группе повышенного риска относятся водители грузовых автомобилей, несмотря на совершенствование электронного контроля.

Ответственность, свойственная водителям грузовых автомобилей и автобусов, часто недооце-нивается.Водитель грузового автомобиля находится в пути в любую погоду, преодолевая трудности интенсивного движения. При этом води-

тель постоянно принимает решение о скорости движения, о необходимости обгона и многие другие.

Способность человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств определяется в основном такими качествами как:

- ловкость, выносливость, хорошие физическое развитие и координация движения;

- легкостью образования и изменения двигательных навыков;

- достаточно высокая степень развития функций органов чувств, особенно органов слуха, мышечного чувства и зрения;

- скорость и точность сенсомоторных реакций;

- точность и быстрота определения пространственных отношений и скорости движения;

- широкое распределение, быстрота переключения и устойчивость внимания;

- достаточно хорошая зрительная память, а также высокая степень готовности памяти;

- смелость, решительность и настойчивость;

- склонность к техническому мышлению, технике, интерес к профессиональной работе водителя;

- дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и самообладание;

- сообразительность и инициативность;

- развитое воображение, умение рефлексировать и предвидеть действия иных участников дорожного движения [с. 309].

По какой бы причине водитель не совершил ДТП (не справился с управлением, сознательно на-

3. Василенко В.А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. 2013. № 2.

4. Пеньшин Н.В. Физиология водителя и ее влияние на безопасность дорожного движения / Н.В. Пеньшин, В.Ю. Ивлев // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1.

рушил или не знал Правила дорожного движения), все эти происшествия имеют общий признак: водитель не желал совершить ДТП и, даже нарушая Правила, думал, что сможет безопасно выполнить маневр. Можно выделить следующие главные причины ДТП.

Водителем неправильно прогнозировалось изменение дорожной ситуации. К примеру, водитель рассчитывал, что имеющегося в запасе пространства и времени хватит для успешного выполнения маневра, однако они оказались недостаточными.

Водителем не была замечена опасность. К примеру, при выполнении маневра, не был замечен мешающий выполнению маневра и, кроме того, пользующийся преимуществом автомобиль.

Водитель вовремя не среагировал на появившееся препятствие.

Водителем был потерян контроль над собой из-за негативного воздействия раздражающих внешних факторов (безобразного поведения иного водителя, затора на дороге и т.д.) на него [с. 60].

Указанные причины выступают следствием недостаточной физиологической подготовленности человека для управления транспортным средством.

Перечисленные факторы могут быть следствием физиологического состояния водителя в конкретный момент. Следовательно, водитель, управляя транспортным средством, должен достаточно длительное время поддерживать психическое состояние, при котором более качественно и, кроме того, быстро происходит восприятие информации. Отклонение от нормы психического состояния затрудняет процессы восприятия, а также переработки информации, увеличивая тем самым вероятность ошибок в действиях водителя.


Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью. Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя, при утомлении, а иногда в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

Утомление водителя проявляется в снижении безопасности движения, оно оказывает негативное влияние на все основные функции восприятия и другие психофизиологические качества водителя. В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия: увеличиваются его пороги, снижаются контрастная чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения. Из-за ослабления качеств восприятия ухудшается и его организация, особенно устойчивость переключения внимания. Водитель в течение большего времени концентрирует внимание на отдельных объектах, в том числе на тех, которые в этом не нуждаются, что влечет увеличение времени на обнаружение особенно неожиданных сигналов.

При утомлении ослабевает память, и поэтому в конце длительной поездки наблюдается резкое увеличение средних значений не только времени обнаружения сигнала, но и скорости переработки информации. В этой фазе характерен наибольший разброс величин времени реакции, т. е. возможны нежелательные как чрезмерно замедленная, так и очень быстрая реакции.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков, это, в частности, проявляется в изменении рабочей позы: более глубокая посадка с типичным наклоном корпуса вперед или заваливанием назад, что затрудняет пользование рулевым колесом, педалями и рычагами, ухудшает обзор дороги и наблюдение за приборами. У утомленного водителя нарушается точность выполнения приемов управления, наблюдаются неоправданно частые повороты рулевого колеса и пропуски необходимых корректирующих действий.

Как показывают исследования процесса развития утомления у водителей, оно обнаруживается уже на 4—5 ч вождения, явно ощущается на 6—8 ч и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне. Если приходится находиться за рулем более 9 ч, то из-за резкого падения работоспособности опасность ДТП сильно возрастает. Вероятно поэтому более половины всех дорожных происшествий оказывается связанным с переутомлением водителей. Причем особенно сильно проявляется утомление, когда водитель садится за руль не выспавшись.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Вместе с тем безопасность вождения в начале развития утомления некоторое время может и не снижаться, так как волевым усилием человек может заставить себя ехать с теми же количественными и качественными показателями. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении дорожной обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но в этом случае от него потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в учащении сердцебиения, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т. д. Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда несмотря на возрастающие усилия возникают ошибки, пропуски необходимых действий, снижение производительности труда по количественным и качественным показателям. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. При любой деятельности, выполняемой с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Поэтому люди творческого труда (художники, ученые, изобретатели и др.) иногда работают много часов без перерывов, не чувствуя усталости.

Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления. При недостатке информации интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному утомлению.

Имеет также значение характер поступающей информации и отношение к ней человека. Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или опасности. Именно поэтому, в продолжительной поездке по трассе водитель испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем рядом сидящий пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, нежели бездействующего пассажира.

Сонливость и засыпание водителя за рулем — наиболее опасные проявления утомления, которые нередко приводят к ДТП. Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у водителя появляется сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.


Как влияет утомленное состояние водителя на его внимание и реакцию?

Наша автошкола, имеющая учебные классы в Екатеринбурге, заработала свою положительную репутацию среди других похожих образовательных учреждений за счет положительных отзывов наших клиентов, демократичной стоимости обучения и высокого качества предоставляемых услуг. На сайте вы найдете фото нашей автошколы, расписание занятий групп, возможность потренироваться в решении билетов ПДД онлайн, цены на обучение и многое другое. Мы поможем вам обучиться на права - недорого и качественно !

Ссылки

Адреса офисов в Екатеринбурге

© Автошкола Профессионал 2022 | Все права защищены и охраняются в соответствии с законодательством Россйиской Федерации

Вся информация находящаяся на данном сайте, может быть использована только с разрешения администрации сайта. Нарушение данного правила повлечет за собой меры предусмотренные статьей 146 УК РФ. Заполняя и отправляя формы на этом сайте, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности персональных данных

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 1

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 2

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 3

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 4

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 5


Сплошная двойная линия разметки 1.3 применяется для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре и более полос движения. Допускается в некоторых случаях наносить такую линию на дорогах с двумя или тремя полосами. Правила запрещают пересекать ее во всех случаях (Приложение 2).

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 6

Черные контурные стрелки, нанесенные на зеленый сигнал светофора, информируют, что в ином направлении, в данном случае направо, движение регулируется дополнительной секцией (п. 6.4).

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 7

Перед началом движения водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или не исправны - рукой. Вытянутая в сторону левая рука соответствует сигналу левого поворота. Следовательно, водитель информирует Вас о своем намерении начать движение с обочины (п. 8.1).

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 8


Знак 4.3 "Круговое движение" информирует о том, что на данном перекрестке организовано круговое движение. При въезде на такие перекрестки не обязательно занимать крайнее правое положение на проезжей части (п. 8.5). Что касается выезда с перекрестка, то здесь действует общее для всех перекрестков правило - для поворота направо необходимо занять крайнее правое положение (п. 8.6). Следовательно, легковой автомобиль может двигаться только по кругу.

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 9

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 10


Правила запрещают в населенных пунктах движение со скоростью более 60 км/ч, в том числе при обгоне, за исключением тех мест, где установлены знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости", допускающие более высокие предельные скорости движения (п. 10.2).

Правильный ответ:
Только если установлены дорожные знаки, разрешающие движение со скоростью более 60 км/ч.

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 11

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 12


Вопрос:
Сплошную же можно пересекать только в экстренной ситуации, а говорится о "стоянке".
Ответ:
Разметку 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Вопрос:
Но ведь стоянка вне населенного пункта разрешена только в специально отведенных для этого местах?
Ответ:
"Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства (п. 1.2). Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. (п. 12.3).
В вопросе речь не идет о длительном отдыхе, поэтому правильный ответ - 1. Можно.

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 13

В случае когда регулировщик расположен к Вам левым или правым боком, а его руки опущены либо вытянуты в стороны, движение разрешено прямо и направо (п. 6.10). Чтобы повернуть налево, необходимо дождаться разрешающего сигнала регулировщика, остановившись перед стоп-линией (п. 6.13).

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 14

Руководствуясь правилами проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог, Вы должны уступить дорогу приближающемуся справа грузовому автомобилю, который, в свою очередь, обязан уступить дорогу трамваю, имеющему преимущество перед безрельсовыми ТС (п. 13.11). При этом водитель грузового автомобиля имеет право выехать на пересекаемую проезжую часть.

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 15

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 16

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 17

В светлое время суток для обозначения ТС водитель может использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар (п. 19.4), кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости (п. 19.1).

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 18

Разрешается ли устанавливать на одну ось легкового автомобиля шины с различными рисунками протектора?

Рисунок протектора существенно влияет на сцепление шин с дорогой, поэтому запрещается устанавливать на одну ось шины с различными рисунками протектора (Перечень, п. 5.5).

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 19

Картинка к вопросу


Билет 31 - Вопрос 20

Читайте также: