Как вывести в ремонт секцию шин

Обновлено: 02.07.2024

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ КОМПЛЕКТНЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ 6-10 кВ

Срок действия установлен с 01.01.84
до 01.01.89.*
__________________
* О дате окончания действия см. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.

РАЗРАБОТАНО РЭУ "Брестэнерго"

УТВЕРЖДЕНО Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем

Заместитель начальника К.М.Антипов 30.12.83

Настоящая Типовая инструкция по эксплуатации и ремонту комплектных распределительных устройств 6-10 кВ предназначена для персонала, обслуживающего комплектные распределительные устройства на напряжение 6-10 кВ.

В Типовой инструкции приведены данные по обслуживанию и ремонту комплектных распределительных устройств.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Указания настоящей Типовой инструкции предназначены для персонала, обслуживающего электроустановки с комплектными распределительными устройствами (КРУ) на напряжение 6-10 кВ с воздушной, полимерной (в том числе эпоксидной) и фарфоровой изоляцией.

1.3. Комплектные распределительные устройства на объекте должны быть смонтированы согласно заводским инструкциям и проекту и приняты в эксплуатацию в соответствии с требованиями СНиП III-3-81 "Электрические устройства. Правила организации и производства работ. Приемка в эксплуатацию" и местными инструктивными материалами на приемку оборудования.

1.4. Эксплуатация шкафов КРУ должна вестись в соответствии с требованиями действующих руководящих документов (Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, Норм испытания электрооборудования, директивных документов Минэнерго СССР и др.) и указаниями настоящей Типовой инструкции. Основные неисправности КРУ и способы их устранения приведены в приложении 1.

1.5. Для обеспечения надежной работы КРУ должны удовлетворять следующим дополнительным требованиям:

1.5.1. Каждый шкаф КРУ должен иметь на корпусе порядковый номер, назначение присоединения и единое диспетчерское наименование. Шкафы КРУ двустороннего обслуживания должны иметь указанные надписи с двух сторон. При наличии возможного питания шкафа от второго источника рекомендуется нанести на него отличительную метку (например, красную полосу).

1.5.2. При наличии в электроустановке нескольких секций КРУ между ними на крышках с обеих сторон межсекционных ячеек на высоте около 0,5 м должны быть надписи с обозначением секций.

1.5.3. На все низковольтные аппараты (автоматы, переключатели, реле и т.п.) и розетки должны быть нанесены надписи, указывающие их функциональное назначение и, при необходимости, номинальные или предельные данные (ток, напряжение). Вторичные цепи должны маркироваться влагостойкой краской в соответствии с исполнительными монтажными схемами. Шкалы приборов должны иметь отметки, соответствующие номинальным данным присоединений.

1.5.4. Для обеспечения нормальных условий работы аппаратов в релейном отсеке (отсеке управления) и отсеке масляного выключателя КРУ наружной установки (КРУН) должны быть установлены нагревательные устройства, управляемые, по возможности, автоматически (от датчиков, температуры, влажности). Мощность нагревательных устройств должна быть выбрана исходя из условий экономичности, а при автоматизации их включения - из условия минимального количества срабатываний включающей аппаратуры.

1.5.5. Температура воздуха в КРУ не должна превышать предельных значений, определяемых ГОСТ 14693-77 для данной категории размещения или встраиваемой комплектующей аппаратуры.

Для уменьшения нагрева КРУН в летнее время рекомендуется их наружную поверхность окрашивать белой краской (например, эмалью ПФ-115 ГОСТ 6465-76). При установке шкафов КРУН в южных районах страны рекомендуется выполнять защиту их поверхности от перегрева специальными экранами, устанавливаемыми над крышей.

1.5.6. С целью предотвращения затекания воды в КРУН их крыша и стены должны быть уплотнены. Сварные швы, крепящие патрубки для крепления проходных изоляторов наружной установки должны быть сплошными, без щелей и покрашены. Токоведущие шины этих изоляторов не должны иметь нарушения уплотнений.

Стыки шкафов, двери, крышки должны иметь надежное уплотнение. Щели в днищах шкафов, проходы кабелей должны быть уплотнены и залиты эпоксидной или кровельной смолой, а нижние жалюзи закрыты. При наличии гидрофобных покрытий на изоляции верхние жалюзи могут быть открыты для лучшего удаления взрывоопасных газов.

Некоторые способы уплотнения шкафов КРУ приведены в приложении 2.

1.5.7. Металлические части конструкций шкафов должны иметь сплошное антикоррозионное покрытие. Резьбовые, трущиеся поверхности должны быть покрыты смазками:

- контактные соединения покрываются тонким слоем чистой смазки, например, технического вазелина (ГОСТ 782-69), ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74) и др.;

- подвижные и неподвижные электрические контакты покрываются техническим вазелином;

- трущиеся детали механизмов КРУ покрываются низкотемпературной смазкой, например, ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73).

1.5.8. Шкафы КРУ должны быть по возможности оборудованы устройствами дистанционного управления выключателями. При отсутствии устройств дистанционного включения рекомендуется смонтировать их в первую очередь для выключателей ВМП-10П, ВМПП-10, ВМГ-133 и ВМГ-10 с пружинными и пружинно-грузовыми приводами. Пример исполнения такого устройства с помощью переносного пульта и шлангового кабеля, подключаемого к розетке приведен в приложении 3.

1.5.9. Во избежание образования цементной пыли полы коридора ЗРУ должны быть окрашены, не разрушаться при перемещении тележек.

1.5.10. На КРУ должна вестись техническая и ремонтная документация, в которую заносятся все сведения о ремонтах и испытаниях КРУ и их элементов.

2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КРУ

2.1. К обслуживанию КРУ допускается специально обученный технический и оперативный персонал, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике безопасности и знающий конструкцию и особенности эксплуатации КРУ.

2.2. Исходя из условий безопасности к КРУ предъявляются следующие требования.

2.2.1. Двери шкафов КРУ должны быть оборудованы замками и иметь надежные петли, предотвращающие их срыв при дуговых замыканиях внутри ячеек. Обе двери коридора обслуживания шкафов КРУН и двери ЗРУ с КРУ должны иметь легко открывающиеся изнутри замки (запоры), позволяющие персоналу в случае повреждений КРУ легко выйти наружу.

2.2.2. Фасадные двери всех шкафов КРУ должны быть нормально закрытыми, а фасадные перегородки уплотнены (съемные крышки надежно закреплены, стекла смотровых окон вставлены, проемы закрыты и т.п.). Нарушение этих требований представляет опасность для персонала при дуговых замыканиях внутри КРУ.

2.2.3. Шторки КРУ с выкатными тележками должны автоматически закрываться при выкатывании тележек и иметь приспособления для их запирания. На шторках должны быть нанесены предупредительные надписи в соответствии с требованиями ПТБ.

2.2.4. Шкафы КРУ должны быть заземлены (сваркой или болтовыми соединениями). На конструкции КРУ должны быть болтовые зажимы, а на токоведущих шинах при необходимости оставлены незакрашенные места для подключения переносных заземлений.

2.2.5. Корпус выкатных тележек шкафов КРУ с выдвижными элементами должен иметь не менее двух непрерывных надежных электрических контактов с корпусом шкафа в рабочем, контрольном и промежуточном положении тележки.

2.2.6. Рукоятки приводов заземляющих ножей КРУ должны быть окрашены в красный цвет.

2.2.7. Объем блокировочных устройств КРУ определяется требованиями "Сборника директивных материалов. Электротехническая часть" СМ., СПО Союзтехэнерго, 1983) и проектом на данную электроустановку. В частности, в шкафах КРУ с выкатными тележками должны быть выполнены следующие виды блокировок, запрещающих:

а) перемещение тележки из рабочего положения в контрольное, а также из контрольного в рабочее при включенном выключателе;

б) перемещение тележки из контрольного положения тележки в рабочее при включенном заземляющем разъединителе;

в) включение выключателя при нахождении тележки в промежутке между рабочим и контрольным положениями;

г) вкатывание и выкатывание тележек с разъединяющими контактами под нагрузкой (шкафы без выключателей);

д) включение заземляющих разъединителей сборных шин, если тележки с выключателями вводов рабочего и резервного питания находятся в рабочем положении;

е) перевод тележек ввода рабочего и резервного питания в рабочее положение при включенном заземляющем разъединителе сборных шин;

ж), включение заземляющего разъединителя в шкафу секционирования при рабочем положении секционного выключателя.

2.2.8. В шкафах КРУ со стационарным размещением аппаратов должны быть выполнены следующие виды блокировок, запрещающих:

а) включение и отключение разъединителей при включенном выключателе;

б) включение основных ножей разъединителя при включенных заземляющих ножах и включение заземляющих ножей при включенных основных;

в) включение заземляющего разъединителя сборных шин при включенном положении выключателей (разъединителей) ввода и секционных и включение последних при включенном положении заземляющего разъединителя сборных шин. Допускается при сложности выполнения блокировки запирание заземляющих разъединителей сборных шин на специальный замок;

г) открывание дверей высоковольтного отсека (при отсутствии сетчатого ограждения) при наличии напряжения в отсеке.

2.2.10. Кроме того, в соответствии с проектной схемой шкафы КРУ могут иметь блокировочные устройства с внешними коммутационными аппаратами (отделителями и разъединителями на стороне высшего напряжения и т.п.).

2.3. Персоналу, обслуживающему КРУ, необходимо знать, что в КРУ некоторых серий имеется ряд мест, опасных для персонала. Наиболее опасны из них:

- шкафы трансформаторов СН, серии К-У1* ранних выпусков, у которых трансформатор подсоединяется через разъединитель РВФ-10 к сборным шинам. Это приводит к тому, что при наличии на них напряжения разъединитель в другом отсеке оставался под напряжением;

* Здесь и далее серии шкафов КРУ приведены в соответствии с оригиналом. - Примечание "КОДЕКС".

- шкафы серии К-ХШ (выпусков до 1968 г.), у которых верхние разъединяющие контакты не закрывались горизонтальными шторками при выкатывании тележки, что не позволяет работать на трансформаторах тока из-за возможного приближения к верхним разъединяющим контактам;

- шкафы СБРУН, не имеющие блокировки разъединителей с дверьми (сетчатыми ограждениями).

Дополнительные правила техники безопасности при обслуживании КРУ должны быть указаны в местных инструкциях.

2.4. При обслуживании КРУ помимо общих должны соблюдаться следующие правила техники безопасности.

2.4.1. При обслуживании КРУ запрещается:

а) проникать без снятия напряжения и наложения заземления на токоведущие части в высоковольтную часть ячейки для работы на ней;

б) производить демонтаж защитных шторок, блокировочных устройств и перегородок между отсеками ячейки;

в) производить работы на выключателе или приводе при взведенном положении рабочих пружин и включенных цепях управления выключателем;

г) накладывать заземления (включать заземляющие разъединители) без видимого разрыва токоведущей цепи или без проверки отсутствия напряжения;

д) использовать основные ножи разъединителей в качестве заземляющих, когда заземление токоведущих частей происходит автоматически при отключении разъединителя;

е) открывать выхлопные (разгрузочные) клапаны, так как это может привести к ошибочному отключению выключателя;

ж) хранить в коридоре обслуживания КРУ и ЗРУ легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества и горючие предметы;

з) производить плановые осмотры КРУН во время грозы и дождя.

2.4.2. Для производства работ на выкатной тележке КРУ необходимо:

а) отключить выключатель данного присоединения;

б) выкатить тележку в ремонтное положение;

в) запереть дверцы шкафа, а при их отсутствии - автоматические шторки;

г) на дверцах шкафа вывесить плакат "Не включать - работают люди", а при их отсутствии - на верхней шторке "Стой, высокое напряжение!", "Не включать - работают люди".

2.4.3. Для производства кратковременных работ в отсеке, где находилась тележка КРУ, необходимо:

а) запереть на замок защитные шторки, закрывающие отсеки с токоведущими частями, которые находятся под напряжением;

б) вывесить плакаты: на шторках "Стой, высокое напряжение!", в отсеке - "Работать здесь".

2.4.4. При работах в КРУ в отсеках кабельных и воздушных линий (например, на трансформаторах тока) необходимо:

- выкатить тележку в ремонтное или контрольное (в КРУ с двусторонним обслуживанием) положение;

- зафиксировать тележку в контрольном положении;

- убедиться в отсутствии напряжения;

- включить заземляющий разъединитель при отсутствии напряжения со стороны линии;

- вывесить плакат "Не включать - работают люди" на тележке, находящейся в контрольном положении;

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

Это может быть связано с тем, что в режиме ремонта одного из ТН цепи напряжения резервных защит АТ переведены на чужой ТН. После деления шин вы теряете ТН и резервные защиты АТ становятся неработоспособными. Но это только мои мысли, данную логику закладывало какое-то АО энерго. Надо их трусить.

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

Вывод ТН без вывода СШ сопровождается переводом ДЗШ в режим работы по нефиксированной первичной схеме. ШСВ теряет свою актуальность, поэтому, резервные защиты АТ переводят с отключения ШСВ на отключение собственного (автотрансформаторного) выключателя. Таким образом, с первой выдержкой времени от резервных защит отключается автотрансформаторный выключатель.

1.Переводить ДЗШ в режим без фиксации в этом случае давно запрещено—было соответствующее письмо РДУ.
2. При наличии 2-х комплектов резервных защит на ст. 110и220кВ каждый из которых направлен и в сторону АТ и в сторону шин, отказ одного из них не критичен, по моему.
Может есть еще какие то подводные камни. Пишу инструкцию по обслуживанию РЗиА. Этот пункт есть в вышестоящей инструкции. Я считаю его ненужным, но может я чего то не понимаю.

1.Переводить ДЗШ в режим без фиксации в этом случае давно запрещено—было соответствующее письмо РДУ.

Если при выводе ТН, ДЗШ работает по фиксированной схеме, тогда ШСВ остается в работе, и действие всех защит в том числе резервные защиты АТ на отключение ШСВ сохраняются.

А разве эти переводы ТН не связаны с МТЗ с пуком по напряжению, ведь именно такая защита и является резервной практически на всех ТР или АТ?! Бывает ещё ДЗ (блокировка 1-й ст. и работа остальных), но там вообще всё понятно, но такая защита применяется гораздо реже.
А как, извиняюсь, действие-бездействие ДЗШ связано с наличием-отсутствием ТН на защищаемой системе или секции шин? Как связано именно с самим принципом действия ДЗШ?
По моему, при вводе-выводе ТН в отношении с ДЗШ должно быть как с действиями любых другим присоединением: линия, ОВ-ОСШ, Тр/АТ, ШР, СТК .
Понятно, что кроме наличия основной РЗ - ДЗШ(ДЗТ) ещё и должна быть резервная и пока переводим со своего на чужой ТН типа теряется надёжность, но что поделаешь, а если это не планово, а ТН тупо загнулся или вот-вот загнётся.

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

Только при отключении ШСВ остаётся без цепей ли напряжения ДЗ АТГ (при выведенном ТН)

Кстати, Вы очень правы. Как правило, ДЗ питается от ТН 10 кВ.

Кстати, Вы очень правы. Как правило, ДЗ питается от ТН 10 кВ.

У них, похоже, исключение из правила, иначе, нет смысла выводить из работы отключение ШСВ от резервных защит при отключении ТН.

А мне здесь видится такая штука (хотя тоже из области предположений).
Насколько помню из опыта работы в эксплуатации резервные защиты АТ с первой выдержкой выдержкой времени действовали на отключение ШСМВ (то есть, деление ОРУ), со второй - отключение ввода соответствующей стороны, с третьей - отключение АТ со всех сторон. Предположим вариант. При неисправности ТН отрабатывает дистанционная защита, отключает ШСВ. При этом остаются обесточенными цепи напряжения на смежной секции (системе шин). В результате со второй выдержкой времени гасим все ОРУ.
Но здесь нужно с головой и схемами относиться к проблеме. Упоминал здесь как-то об одном прецеденте. Пересматриваю типовые бланки переключений на ОРУ-110 своей ТЭЦ. Обнаруживаю некоторую непонятку. Вослед с включением ЗН на развилке ШР идет установка ПЗ в той самой точке. Обращаюсь к разработчику этого документа за разъяснениями. Получаю феногминальный ответ: а так Степан писал. Степан Сергеевич Дитмаров - великолепный оперативщик, знаток классики оперативных переключений, в течение чуть ли не сорока лет занимал должность замначальника электроцеха по оперативной работе. Но, как оказалось, соответствующие заземляющие ножи появились после его ухода на пенсию.
Так что указания указаниями, а головой думать нужно

Пишу инструкцию по обслуживанию РЗиА. Этот пункт есть в вышестоящей инструкции.

Если так писать инструкцию, то можно не одну подстанцию спалить.
Вы напишите, что за схема или даже схемы, какие защиты и их особенности. И уверены ли Вы что эти самые защиты, получают напряжение от этого самого ТН, а не ТН в РУ других напряжений или например на ТН ОСШ?

Но здесь нужно с головой и схемами относиться к проблеме.

13 Ответ от rimsasha 2020-09-01 09:51:57

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

Есть такая мысль - при отключении СВ, теряется электрическая связь между секциями, а значит все защиты ВЛ на секции с выведенным ТН работают неправильно, так как подключены к чужому ТН (ТН после отключения СВ в "чужой" системе).
Вот и не надо отключать СВ, что бы не терять электрическую связь с ТН-ом.

14 Ответ от shenya 2020-09-01 19:02:11

Насколько помню из опыта работы в эксплуатации резервные защиты АТ с первой выдержкой выдержкой времени действовали на отключение ШСМВ (то есть, деление ОРУ), со второй - отключение ввода соответствующей стороны, с третьей - отключение АТ со всех сторон. Предположим вариант. При неисправности ТН отрабатывает дистанционная защита, отключает ШСВ. При этом остаются обесточенными цепи напряжения на смежной секции (системе шин). В результате со второй выдержкой времени гасим все ОРУ.

Но если не отключаем ШСВ, то с 2-ой выдержкой времени точно отключим оба АТ, а если отключаем, то тут 50 на 50. Скорее всего действительно боятся ложной работы защит линий при исчезновении цепей напряжения. Хотя если на ПС нет транзитных линий, то при отключении АТ нам уже все равно, а вот при наличии транзита - надо думать.
А вот г. Lekarь очень хочется нахамить в ответ. Воспитание не позволяет.

15 Ответ от Lekarь 2020-09-01 21:00:22

А вот г. Lekarь очень хочется нахамить в ответ. Воспитание не позволяет.

Какое воспитание? Оно Вам позволяет задавать вопросы без исходных данных, включая схему и прочее, а нахамить не позволяет? Возьмите и нахамите. Перенесу как-нибудь.
Мне иногда приходится читать инструкции, написанные таким вот образом. И те кто их писал, не особо задумываются, что по их инструкциям работают люди.

16 Ответ от Bogatikov 2020-09-02 04:36:20

Вообще вопрос интересный.
Долго голову ломал, но, вроде, логика прослеживается.
Работа резервных защит АТ это либо отказа ДЗШ, либо отказ защит какой-то линии. В данном режиме при выводе отключения секционника мы потеряем оба АТ, погасим ПС с голов, но дальше сработает АПВ. Если КЗ устранилось, при включенном секционнике мы восстановим все транзиты и питание тупиковых потребителей.
И ещё не вижу повода ругаться - рабочие моменты.

17 Ответ от scherenkov 2020-09-02 08:05:45 (2020-09-02 08:16:27 отредактировано scherenkov)

Вообще вопрос интересный.
Долго голову ломал, но, вроде, логика прослеживается.
Работа резервных защит АТ это либо отказа ДЗШ, либо отказ защит какой-то линии. В данном режиме при выводе отключения секционника мы потеряем оба АТ, погасим ПС с голов, но дальше сработает АПВ. Если КЗ устранилось, при включенном секционнике мы восстановим все транзиты и питание тупиковых потребителей.
И ещё не вижу повода ругаться - рабочие моменты.

Полностью с Вами согласен насчет рабочих моментов. Сегодня добрался до компьютера и посмотрел оперативные указания по РЗА РДУ (правда, десятилетней давности, что не очень важно). Вот выписка из них по поводу вывода из работа ТН одной из систем (секций) шин:
1. Ремонт ТН 110-220 кВ, как правило, совмещать с ремонтом системы (секции) шин, к которой подключен ТН.
2. Цепи напряжения перевести на оставшийся в работе ТН.
3. Схема ПС, ДЗШ, УРОВ остаются по фиксированной схеме. При этом присоединения, включенные на СШ без ТН, – включены условно.
4. Вывести действие резервных защит трансформаторов, АТ и блоков генератор-трансформатор на отключение ШСВ (СВ) 110-220 кВ.
5. Выполнить указания раздела 9. (Это для ПС со схемой "мостика")
6. При раздельной работе СШ на ПС отключение ТН любой СШ с переводом цепей напряжения на оставшийся в работе ТН не допускается.

Похоже shenja сформулировал вопрос на основе подобных указаний. Вопрос оказался непростым. Все участвовавшие в обсуждении ошибались в предположениях, в том числе, и я. В данных указаниях есть некоторые противоречия. В п. 3 допускается разделение СШ, в п. 4 не допускается. Но, похоже, эти пункты написаны для разных нештатных ситуаций. На данный момент склоняюсь к объяснению, высказанному Bogatikovым в последнем его посте.

1. Вывод в ремонт(ввод в работу) оборудования ЭЭС

Отключение и включение воздушных и кабельных линий
Последовательность операций при отключении линии (рис. ):
1. Отключить устройство АПВ;
2. Отключить выключатель;
3. Отключить линейный, а затем шинный разъединитель.
При включении линии сначала включают шинный разъединитель на
соответствующую систему шин, затем линейный разъединитель,
выключатель и АПВ линии.
Пояснения:
Автоматические устройства (АПВ, АВР и др.) обычно выводятся из
работы перед отключением выключателя, на который они
воздействуют, а вводятся в работу после включения выключателя;
Очередность операций с линейными разъединителями и шинными
разъединителями объясняется необходимостью уменьшения
последствий повреждений, которые могут иметь место при ошибках
персонала.Допустим, что по ошибке отключают под нагрузкой
линейный разъединитель. Возникшее при этом КЗ устранится
автоматическим отключением выключателя линии. Отключение же
под нагрузкой шинного разъединителя вызовет отключение сборных
шин, и последствия будут более тяжелыми;
В закрытых РУ 6-10 кВ, где линейные (кабельные) разъединители
располагаются невысоко от пола, а шинные разъединители на
большом расстоянии от оператора целесообразно при отключении
первыми отключать не линейный разъединитель, а шинный
разъединитель.

2. Вывод в ремонт(ввод в работу) оборудования ЭЭС

Отключение и включение силовых трансформаторов и
автотрансформаторов
Отключение трехобмоточного трансформатора или автотрансформатора
выполняют в следующей последовательности:
1. Отключают выключатели со стороны низкого, среднего и высокого напряжений;
2. Отключают трансформаторные и шинные разъединители со стороны низшего
напряжения, а затем в той же последовательности со стороны среднего и
высокого напряжений (последовательность может быть иной и зависит от
местных условий).
Для включения трансформатора необходимо включить шинные и
трансформаторные разъединители с каждой из трех сторон, а затем включить
выключатели высокого, среднего и низшего напряжения.
Отключение и включение отделителей и разъединителей ненагруженных
трансформаторов 110-220 кВ, имеющих неполную изоляцию нейтралей,
выполняют при предварительном глухом заземлении нейтрали, если она была
разземлена и защищена вентильным разрядником.
Если к нейтрали обмотки 35 кВ был подключен дугогасящий реактор (ДГР), то
отключение трансформатора следует начинать с отключения ДГР. Это
устраняет появление опасных перенапряжений в случае неодновременного
размыкания контактов выключателя 35 кВ.

3. Отключение и включение силовых трансформаторов и автотрансформаторов

1.
2.
3.
4.
Такой порядок отключения трансформаторов
и
автотрансформаторов
обусловлен
следующим. Если отключить трансформатор
Т1 (рис.) ошибочно с высокой стороны, то
будем иметь негативные последствия:
Оставшийся
в работе трансформатор Т2
загрузится суммарным током нагрузки и еще
дополнительно
током
намагничивания
отключенного трансформатора Т1.
Будет иметь место обратная трансформация у
трансформатора Т1.
Если
бы
трансформатор
Т1
был
трехобмоточным, т.е. Т1-110/35/10, то из-за
обратной трансформации будет питание сети
35 кВ через обмотку 10 кВ Т1, как правило,
пониженным напряжением.
При ошибочном отключении трехобмоточного
трансформатора с высокой стороны на
однотрансформаторной
подстанции
произойдет погашение потребителей СН и НН.
При ошибочном, но правильном отключении с
низкой стороны потеряли бы потребителей
только НН.
110 кВ
Т1
ВС-10
ТСН1
ТСН2
10 кВ
А1
Р1
Т2
ТН1
СА
СР
380 В
А2
ТН2
Р2

4. Последовательность основных операций и действий при откл-нии и вкл-нии эл.цепей на подстанциях, выполненных по упрощ. схемам

1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
Отключение линии Л1 (рис. 2)
На ПС А отключают В1 и линейные
разъединители;
На ПС Б отключают ЛР1. При этом с
линии снимают напряжение. В данном
случае персонал должен знать, что
отключение зарядного тока линии
допустимо.
Включение линии Л1
На ПС А включают линейные
разъединители и затем выключатель линию опробуют напряжением. Подачу
напряжения на линию осуществляют с
помощью выключателя, чтобы убедиться
в отсутствии на ней заземлений, которые
могли забыть ремонтный персонал;
Отключают выключатель - с линии
снимают напряжение;
С привода выключателя отключают
оперативный ток;
На ПС Б проверяют (указателем
напряжения) отсутствие напряжения на
вводе линии и включат разъединители
ЛР1 - на линию подают напряжение;
На ПС А включают оперативный ток на
провод и выключают выключатель линию ставят под нагрузку.
Рис 2. Схема блоков трансформатор-линия
с отделителями и неавтоматической
перемычкой со стороны линии
(проходная подстанция)

5. Последовательность основных операций и действий при откл-нии и вкл-нии эл.цепей на подстанциях, выполненных по упрощ. схемам

Отключение трансформатора Т1 для
вывода его в ремонт (рис. 3)
( Включены АПВ выключателей 10 кВ
трансформаторов, АВР СВ и
отделителей 110 кВ )
1. Переводят питание нагрузки
собственных нужд ( 0.4 кВ ) полностью
на ТСН2. Отключают рубильник или
снимают предохранители со стороны 0.4
кВ ТСН1, чтобы исключить возможность
обратной трансформации;
2. Настраивают ДГР2 на суммарный
зарядный ток отходящих от шин 10 кВ
линий и отключают разъединитель ДГР1;
3. Автоматические регуляторы напряжения
Т1 и Т2 переключают с автоматического
на дистанционное управление.
Переводят РПН Т1 в положение,
одинаковое с положением Т2;
4. Отключают АВР отделителя 110 кВ и при
необходимости ( в соответствии с
инструкцией ) АПВ В3 и АВР СВ;
5. Включают СВ 10 кВ и после проверки на
нем нагрузки отключают В3
трансформатора Т1;
Рис. 3. Схема мостика с автоматическим
отделителем в перемычке
(отпаечная подстанция)

6. Последовательность основных операций и действий при откл-нии и вкл-нии эл.цепей на подстанциях, выполненных по упрощ. схемам

6. Переключают АРКТ(автоматический
регулятор коэффициентов
трансформации) Т2 с дистанционного на
автоматическое регулирование;
7. РПН Т1 устанавливают в положение,
соответствующее номинальному
напряжению, если оно было выше
номинального, и отключают АРКТ;
8. Проверяют, отключен ли ВЗ, и тележку с
выключателем устанавливают в
ремонтное положение;
9. Включают заземляющий разъединитель
в нейтрали обмотки 110 кВ Т1;
10. Дистанционно отключают ОД1 отключают намагничивающий ток Т1;
11. Отключают линейные разъединители
ЛР1 и разъединители в перемычке РП;
12. При подготовке рабочего места
выполняют комплекс мероприятий,
предусмотренных правилами
безопасности.
Рис. 3. Схема мостика с автоматическим
отделителем в перемычке
(отпаечная подстанция)

7. Последовательность основных операций и действий на подстанциях с двумя рабочими системами сборных шин при выводе одной из них в

ремонт
В нормальных условиях эксплуатации обе системы шин должны, как
правило, находиться в работе. Это повышает надёжность электроснабжения
потребителей, т. к. при коротком замыкании и отключении защитой одной из
системы шин другая остается в работе.
Для ремонта система шин освобождается путём перевода (переключения)
всех её присоединений на другую систему шин, остающуюся в работе.
Необходимым условием перевода является равенство потенциалов обеих
систем шин.
В схемах с ШСВ это условие обеспечивается включением ШСВ, электрически
соединяющего между собой обе системы шин. В тоже время ШСВ шунтирует
при переводе каждую пару ШР, принадлежащих одному присоединению. В
этом случае включение одних ШР при включенных других, а также
отключение одних из двух включенных на обе системы шин разъединителей
переводимого присоединения не представляет опасности, поскольку
шунтирующая их цепь ШСВ обладает ничтожно малым сопротивлением и,
следовательно, падение напряжения на нём будет небольшим. Тогда и
разность потенциалов между подвижными и неподвижными контактами
разъединителя при их коммутации будет такой незначительной, что дуги
между ними не возникнет.

8. Последовательность основных операций и действий на подстанциях с двумя рабочими системами шин при выводе одной из них в ремонт

Выводе в ремонт I системы шин (рис. 4):
1. Включают ШСВ;
2. ДЗШ переводят в режим работы с
нарушением фиксации присоединений;
3. Отключают автоматические выключатели
(автоматы), установленные в цепях
управления ШСВ и его защит;
4. Отключают АПВ шин;
5. В РУ проверяют включен ли ШСВ и его
разъединители;
6. Включают ШР всех переводимых
присоединений на II систему шин и проверяют
хорошо ли включен каждый из них;
7. Отключают ШР переводимых присоединений
от выводимой в ремонт I системы шин и
проверяют положение каждого разъединителя;
8. На щите управления (на релейном щите)
переключают питание цепей напряжения
защит, автоматических устройств и
измерительных приборов на ТН II системы
шин, если оно не переключается
автоматически;
9. Включают автоматы в цепях управления ШСВ
и его защит;
10. Проверяют, нет ли нагрузки на ШСВ, и
отключают его, снимая тем самым
напряжение с I системы шин;
11. Включают АПВ шин.
Рис. 4. Схема первичных соединений
с двумя рабочими системами
сборных шин
Замечание по п. 3: С привода ШСВ и его
защит снимался оперативный ток при
переводе присоединений, чтобы
исключить случайность и фиксировать
ШСВ во включенном положении на все
время перевода.

9. Последовательность основных операций и действий на подстанциях с двумя рабочими системами шин при выводе одной из них в ремонт

12. На ключе управления ШСВ вывешивают
плакат "Не включать - работают люди";
13. В РУ проверяют, находится ли ШСВ в
отключенном положении, и отключают его ШР
I системы шин. В случае необходимости
отключают также ШР ШСВ от II (рабочей)
системы шин;
14. Отключают ШР ТН I системы шин и снимают
предохранители (отключают рубильники) со
стороны его обмоток НН. Шкаф, где
расположены предохранители (рубильники),
запирают и на нём вывешивают плакат "Не
включать - работают люди";
15. Запирают на замок приводы всех ШР I
системы шин. На приводах вывешивают
плакаты "Не включать - работают люди";
16. Проверяют, отсутствует ли напряжение на
токоведущих частях, где должны
накладываться защитные заземления.
Включают заземляющие ножи или
накладывают переносные заземления, где
нет стационарных заземляющих ножей.
17. В зависимости от местных условий и
характера работ выполняют необходимые
мероприятия, обеспечивающие безопасные
условия труда ремонтного персонала
(устанавливают ограждения, вывешивают
плакаты на месте работ и т. д.).
18. Проводят допуск ремонтных бригад к работе.
Рис. 4. Схема первичных соединений
с двумя рабочими системами
сборных шин

10. Последовательность основных групп операций при выводе в ремонт выключателей при различных схемах подстанций

• Ремонт выключателей 6-35 кВ производится при отключенных
(выведенных из работы) электрических цепях, т. к. времени для
ремонта требуется немного (не более одного дня).
• Ремонт выключателей 110 кВ и выше требует значительно большего
времени и обычно проводится с сохранением электрических цепей в
работе, а вывод в ремонт выключателей этих цепей осуществляется
одним из следующих способов:
- при схеме с одним выключателем на цепь и двумя системами шин
выключатели цепи заменяют ШСВ на всё время ремонта;
- при схеме с одним выключателем на цепь, одной или двумя
основными и обходной системами шин, электрическую цепь
включают на обходную систему шин и её выключатель заменяют
обходным.

11. Основные группы операций при замене выключателя электрической цепи ШСВ

1.
2.
3.
4.
5.
Основные группы операций при замене
выключателя электрической цепи ШСВ
Включают ШСВ.
Все цепи, кроме той, выключатель который должен
выводиться в ремонт, переводят на одну рабочую
систему шин.
На рис. 5 электрическая цепь с выводимым в ремонт
выключателем показана включенной на I систему шин
(все остальные цепи переведены на II систему шин).
Показано также нормальное (до начала вывода в
ремонт выключателя) использование вторичных
обмоток ТТ для питания цепей РЗ и измерительных
приборов (рис. 5, а).
Теперь, когда выводимый в ремонт выключатель и ШСВ
оказались последовательно включенными в одной и той
же цепи (через них проходит один и тот же рабочий ток),
появилась возможность проверки защит рабочим током
при их переводе с одного выключателя на другой.
Для этого устройства РЗ поочерёдно выводят из работы
и переключают с ТТ выводимого в ремонт выключателя
на ТТ ШСВ. Питание цепей напряжения защит обычно
переключают на ТН II СШ, на которую включают все
остальные эл.цепи. Действие защит по цепям
оперативного тока переключают на ШСВ; защиты
включают в работу и опробуют на отключение ШСВ. При
этом включение ШСВ производят действием АПВ.
Использование обмоток (вторичных) ТТ ШСВ показано
на рис. 5, б.
После переключения защит на ШСВ электрическую цепь
отключают с обеих сторон и заземляют. Выводимый в
ремонт выключатель (часто вместе с линейным
разъединителем) отсоединяют и на его место
устанавливают заранее заготовленные перемычки из
провода (рис. 5, в), восстанавливая таким образом
электрическую цепь.
По окончании работ по установке перемычек с
электрической цепи снимают защитные заземления и
включают её шинными разъединителями (если
линейные разъединители выведены из схемы) на
резервную (I) СШ. Цепь вводят в работу включением
ШСВ (рис. 5, г).
Рис. 5. Основные этапы замены
выключателя присоединения ШСВ

12. Основные группы операций при замене выключателя электрической цепи ШСВ

Замечания:
1. В том случае, когда защиты, имеющиеся
на ШСВ, могут полноценно заменить
защиты электрической цепи,
переключение её защит на ТТ ШСВ не
производят. После вывода из схемы
выключателя электрической цепи
включают в работу с защитами ШСВ,
которые потом проверяются под
нагрузкой. Вносят изменения лишь в
схему ДЗШ. Из схемы исключают цепи ТТ
выведенного в ремонт выключателя и
вводят цепи ТТ ШСВ в качестве ТТ
электрической цепи.
2. При отключении той или иной защиты
для её перевода и проверки
оперативный персонал должен каждый
раз отключить пуск УРОВ от этой защиты,
чтобы предотвратить возможность её
срабатывания.
3. На узловых подстанциях во время
отключения ДЗШ для работ в её цепях
должны вводиться измерения на
резервных защитах транзитных
электрических цепей.

13. Основные группы операций по замене выключателя электрической цепи обходным выключателем

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Если обходной выключатель (ОВ) отключен, а его
разъединители включены на обходную и рабочую СШ, от
которой питается данная электрическая цепь, то включением
ОВ с минимальными уставками на его защитах и включенной
по оперативным цепям ДЗШ обходную систему шин
опробуют напряжением (рис. 6, а).
После проверки наличия напряжения на ОСШ ОВ отключают.
На защитах ОВ устанавливают уставки защит цепи.
Подают напряжение на ОСШ включением на неё
разъединителей цепи, выключатель которого выводят в
ремонт (рис. 6, б).Отключают быстродействующие защиты
цепи (ДФЗ, ДЗЛ).
При помощи испытательных блоков (БИ) в схему ДЗШ вводят
цепи ТТ ОВ (если не были подключены к схеме ДЗШ, чтобы
при опробовании напряжением ОСШ входила в зону её
действия ). В противном случае при КЗ на ОСШ эта защита
реагировать не будет.
Включают ОВ с уставками на его защитах,
соответствующими уставкам защит электрической цепи, и
тут же отключают выводимый в ремонт выключатель (рис. 6,
в).
Отключают ДЗШ и из ее схемы исключают цепи
трансформатора тока отключенного выключателя. Защиту
проверяют под нагрузкой и включают в работу. При
необходимости с выводимого в ремонт выключателя
переводят на ОВ быстродействующие защиты (ДФЗ, ДЗЛ и
т.д.), которые затем проверяют под нагрузкой и включают в
работу. Поверяют исправность оперативных цепей и
включают в работу АПВ и УРОВ.
Выводимый в ремонт выключатель отключают с обеих
сторон разъединителями и заземляют (рис.2.7, г)
Рис. 6. Основные этапы замены
выключателя присоединения ОВ

6.7.3. Отключение генератора. Переводят нагрузку (разгружают) с отключаемого генератора на другие. Для этого плавно снижают до нуля активную и реактивную мощности отключаемого генератора, воздействуя соответственно на сервомотор регулятора турбины и одновременно на шунтовой реостат возбуждения. Одновременно увеличивают нагрузку на другие генераторы станции, отключают выключатель генератора, снимают его возбуждение, отключив АГП. Отключают шинный разъединитель.

6.7.4. Включение генератора. Включают шинный разъединитель, включают возбудитель и поднимают напряжение до номинального. Затем, при выполнении всех условий синхронизации (равенство частот и напряжений и совпадение векторов напряжений по фазе), включают выключатель генератора.

6.7.5. Перевод всех присоединений с одной системы сборных шин на другую. Необходимым условием для перевода является равенство потенциалов обеих систем шин. Равенство потенциала соблюдается, если ШСВ включен. ШСВ шунтирует при переводе каждую пару включенных на обе системы шин разъединителей, принадлежащих одной цепи. В этих условиях создается параллельная цепь и включение, а затем отключение разъединителей одной цепи не представляет опасности.

Если система шин была в резерве или ремонте, то включением ШСВ проверяют ее исправность. Убедившись, что система шин исправна (ШСВ не отключился), включают шинные разъединители всех переводимых присоединений (при отсутствии электродвигательных приводов разъединителей) на эту систему, отключают шинные разъединители всех переводимых присоединений от второй системы шин. Если вторая система шин выводится в ремонт, отключают ШСВ и разъединитель ШСВ от первой системы шин. При наличии электродвигательных приводов разъединителей допускается поочередный перевод присоединений [9].

6.7.6. Вывод в ремонт выключателя цепи ГРУ с заменой его шиносоединительным (рис.6.3). Этот способ применяется в схемах с одним выключателем на цепь и двумя системами шин и иногда его называют “запетлением”. Для выполнения “запетления” требуется непродолжительное отключение цепи для установки перемычки. Для этого отключают выключатель, снимают напряжение, устанавливают перемычку, как показано на рис. 6.3, включают шинный разъединитель присоединений на резервную систему и включают ШСВ. Вариант по рис. 6.3.а) применяется как в закрытых так и в открытых РУ. В открытых РУ применяют иногда вариант по рис. 6.3.б).


6.7.7. Вывод в ремонт выключателя цепи с заменой его обходным выключателем. В случае замены выключателя цепи обходным вывод и ввод выключателя в работу производится без отключения цепи.

Основные этапы переключений:

1. Опробовать обходную систему шин с помощью обходного выключателя от той системы шин, на которую включено присоединение с выводимым в ремонт выключателем (включить и отключить обходной выключатель).

2. Включить обходной разъединитель цепи, выключатель которой выводится в ремонт.

3. Включить обходной выключатель.

4. Отключить выводимый в ремонт выключатель, отключить линейный и шинный разъединители.

5. Релейную защиту обходного выключателя настроить на параметры линии, выключатель которой заменен обходным.

6.8. Задание на работу

1. Вывести в ремонт первую (или вторую) секцию шин генераторного напряжения.

2. Вывести в ремонт первую (или вторую) систему сборных шин 110 кВ.

3. Вывести в ремонт выключатель Q1 (или Q3) генератора Г1 (или Г2).

4. Вывести в ремонт выключатель Q4 (или Q7) трансформатора связи, замена выключателя шиносоединительным невозможна.

5. Вывести в ремонт выключатель Q4 (или Q7) трансформатора связи, заменив его на время ремонта шиносоединительным выключателем Q5 (или Q6).

6. Вывести в ремонт выключатель любой отходящей линии 110 кВ.

7. Вывести в ремонт любой из выключателей цепей трансформаторов Т1, Т2, Т3, Т4, Т5 на стороне 110 кВ.

8. Вывести в ремонт выключатель Q19 (или Q20, или Q21) мостика 220 кВ.

9. Вывести в ремонт шинный разъединитель QS1 (или QS11) линейного реактора.

Читайте также: