Как зафиксировать коленвал вольво

Обновлено: 02.07.2024

Если вы столкнулись с проблемой, как открутить болт шкива коленвала, эта статья для вас. Мы подробно опишем данный процесс, чтобы вы смогли легко и быстро демонтировать шкив коленчатого вала, а затем заняться его ремонтом.

Как отвернуть болт шкива коленвала: почему все так сложно?

Знающий автомобилист тратит на процесс демонтажа шкива коленчатого вала, как правило, не более четверти часа. А вот неопытные водители при попытке снять эту деталь самостоятельно сталкиваются с множеством проблем, которые они зачастую банально не могут решить. Инструкция по проведению ремонтных работ и техобслуживанию любого современного транспортного средства содержит исчерпывающую информацию о процессе демонтажа, но, к сожалению, она не помогает автолюбителям.

Фото шкива коленвала, skygarage.ru

Все автопроизводители и специалисты автосервисов с большим усилием производят закрутку гайки либо болта шкива коленчатого вала (на одних моделях ТС механизм держится на болте, в других – на гайке).

На фото - болт шкива коленвала, lll-c.com

Как открутить болт шкива коленвала – решаем проблему

При помощи болта обычно крепятся шкивы переднеприводных авто. В таких ТС шкив ориентирован перпендикулярно оси машины, что, конечно же, затрудняет ремонтные работы (добраться до крепления весьма непросто). Чтобы максимально быстро и без затруднений открутить болт, желательно заранее подготовить:

Фото - как открутить болт шкива коленвала, calibra-club.ru

Процесс при наличии указанных приспособлений выглядит следующим образом:

На фото - как отвернуть болт шкива коленвала, sc-finec.ru

Рассказывать о том, как затянуть шкив коленвала и вернуть авто в состояние до ремонта, думается, не требуется. Все операции выполняются в обратном порядке.

Как открутить гайку шкива коленвала?

Чтобы снять ее, нужно забраться под машину и ключом с удлинителем попытаться открутить элемент. В тех случаях, когда он категорически не поддается, КПП следует поставить на нейтралку, снять насвечники, упереть ключ с рычагом в лонжерон либо пол, подать импульс поворотом в замке зажигания ключа. После такой процедуры гайка легко срывается с первой или второй попытки.

На фото - гайка шкива коленвала, faqnissan.ru

Коленчатая опора шатунов, которая создаёт крутящий момент — не ровная или единая деталь, а нескольких соединённых вместе отдельных элементов. Из-за такой конструкции появляется сильный осевой люфт внутри блока, способный нарушить работу мотора. Чтобы исключить его и стабилизировать вращение, конструкторы придумали стопорить устройство специальными подшипниками скольжения. Полукольца коленвала, так они называются, берут на себя большие нагрузки, поэтому изнашиваются в скором времени.

Полукольца коленвала

Назначение, где располагаются

Полукольца или полумесяцы, шайбы — называют их по-разному, имеют особое предназначение. Они удерживают коленвал от осевого смещения или продольного люфта. По сути, это подшипники специального типа, устанавливающие необходимый зазор.

В классическом 4-цилиндровом двигателе коленчатый вал имеет минимум 5 опорных точек или коренных шеек. Площадь их контакта достаточно велика. Это увеличивает силу трения, которая становится ещё больше при касании щёчек с опорами. Чтобы минимизировать конструктивный дисбаланс, шейки делаются шире опор. Но такое решение вызывает продольный люфт, что априори недопустимо, так как детали КШМ начинают от этого выходить из строя раньше срока.

Металлические стопоры в виде полумесяца — как раз и есть то самое эффективное решение, позволяющее оставить классическую конструкцию, при этом, исключая осевое смещение. Подшипник этот отличается от стандартного вкладыша наличием боковых упоров или буртиков. Поверхности зон, которыми коленвал соприкасается с ними — также видоизменены. В частности, сделаны под кольцо.

Металлические стопоры в виде полумесяца

Для снижения продольного люфта подходят также шайбы — неразъёмные кольца, устанавливаемые строго в специально предназначенное для них место. Однако такие стопорные элементы редко используются, так как стопорные подшипники плотнее примыкают к поверхностям, равномернее истираются, более просты для монтажа и съёма. Да и самое главное — шайба устанавливается только на задней коренной шейке, а полумесяцы можно ставить на любую шейку.

Конструктивно стопорный элемент очень прост. Основа из сплошного бронзового или стального материала, на который, в некоторых случаях, наносится антифрикционный защитный слой. Обязательно предусмотрены канавки или выемки для свободного пропуска смазки, а также особые штифты, усиливающие фиксацию.

Упорные полукольца располагают между опорой блока и щётками коленвала. Здесь они в максимальной степени удерживают его от осевого перемещения, люфта. Устанавливают на различных шейках. Например, у ВАЗ-2106 — на 5-м коренном подшипнике, который со стороны маховика первый. А вообще, по такой схеме:

  • передний — на третьей или одной из центральных шеек;
  • задний — на задней шейке.

Используются при этом либо 2, либо 4 полукольца. Если применяют два, то они ставятся в выемках нижней крышки бугеля. А если четыре — верхней опоры и съёмного бугеля (как на моторах тракторов). Бывают также силовые агрегаты с одним стопорным полумесяцем коленвала или просто шайбой.

В каких случаях нужна замена

Полукольца — материал расходный. При истирании их нужно заменять. Иначе постепенно увеличивающийся горизонтальный люфт шатунной опоры ещё больше ускорит поломку. Детали окончательно износятся и перестанут выполнять свои функции. А это уже грозит поломками в поршневой группе. Бывает и так, что от сильного люфта коленчатой детали ломается блок цилиндров. Поэтому замена полуколец коленвала должна проводиться вовремя, как только появляется симптом.

Вторая опасность износа — без стопорных шайб вал начнёт шлифовать крышку опоры, которая отлита вместе с БЦ. Заметное повреждение блока, крышки — это дополнительный, но обязательный ремонт. Поэтому так важно своевременно устранять поломку, а вернее износ стопорных деталей. Например, при стачивании соседних зон БЦ установка полуколец коленвала закончится быстрым их истиранием. Хорошо, что не очень заметные повреждения шеек устраняются расточкой, а посадочного места — зачисткой шабером. Большой осевой зазор удастся компенсировать уже ремонтными шайбами, толщина которых больше стандартных на 0,127 мм.

Диагностика неисправности

Диагностику упорных деталей проводят обычно после 120-тысячного пробега мотора. Она состоит из трёх шагов.

  1. Осмотреть ДВС визуально на подтёки масла. Если они имеются, это уже косвенный признак. Плохо зафиксированный коленвал выдавливает сальник, отвечающий за герметизацию. И смазка начинает вытекать.
  2. Расшатать шкив генератора монтажной лопаткой, уперев один конец инструмента в кузов. Допустимый осевой люфт не должен превышать 0,35 мм.
  3. Нажать на педаль муфты из салона автомобиля. Коленчатый вал при этом не должен перемещаться вперёд. Иначе — это самый верный признак поломки упорных полуколец.

Осевые перемещения коленвала вызывают громкий нерегулярный стук, который опытные мотористы умеют различать.

Причины износа, выпадение полуколец

Бывает, что при разборе двигателя в картерном поддоне обнаруживаются упорные шайбы. На коленвале же, в том месте, где эти детали должны находиться — заметна выработка. Выпадать детали могут из-за следующего:

  • недавно провели капитальный, текущий ремонт двигателя, без соблюдения последовательности установки элементов;
  • после сборки перепутаны крышки коренных опор;
  • сильно износилось заднее полукольцо, так как неправильно установили местами металлокерамические и сталеалюминиевие типы детали — также это происходит при низком качестве упорных полумесяцев, материал которых не соответствует технической документации.

Вообще, основной износ полуколец происходит при выжиме муфты. Особенно на холодный двигатель зимой и долгом простое под светофором с выжатым сцеплением. Таким образом, причина износа может быть связана с недостаточной квалификацией водителя автомобиля.

Дело в том, что выжим сцепления передаёт всю нагрузку от вилки именно на соответствующее полукольцо коленвала. Встречаются даже водители с большим стажем, которые постоянно держат ногу на сцеплении. Но для этого имеется специальная площадка, где левая нога должна отдыхать.

Необходимый инструмент + расходные материалы

Обязательные инструменты, которые понадобятся в ходе работы:

  • набор гаечных ключей и головок;
  • комплект отвёрток;
  • динамометрический ключ для правильной затяжки болтов;
  • плоский щуп для замера осевого люфта, а еще лучше — специальный индикатор со шкалой;
  • чистая тряпка.

специальный индикатор для замера осевого люфта со шкалой

  • новые полукольца;
  • прокладка поддона;
  • герметик.

Замену опорных полуколец обычно сопровождают с обновлением моторного масла, установкой новой прокладки поддона картера и другими сопутствующими операциями.

В продаже встречается три размера упорных шайб. Стандартный на 2.31, первый ремонтный и второй ремонтный (2,437 и 2,56 соответственно). Поэтому надо сначала уточнить, какие размеры подходят для двигателя вашего автомобиля. Обычно, детали стандартного или номинального размера ставят на новые или мало изношенные моторы. А ремонтные, с увеличенной толщиной — для компенсации изношенных частей опоры и вала, то есть, на старые и порядком изношенные ДВС.

Какие полукольца лучше, виды

Штатно устанавливаются обычно детали разных материалов — со стороны ГРМ сталеалюминиевое или бронзовое кольцо, а со стороны маховика — металлокерамическое (жёлтого цвета), бронзовое, медное. В продаже, как правило, чаще встречается металлокерамический вариант. Если изделие оригинального производства, то одна упорная шайба покрывается антифрикционным слоем.

Специалисты рекомендуют устанавливать бронзовые изделия. Но выбор зависит исключительно от предпочтений самого владельца. Главное — обратить внимание на прорези, которые должны быть на деталях. Они предназначены для свободной подачи масла к коленвалу.

А вот еще информация по материалу изготовления:

  • бронзовые цельные — в защитном покрытии не нуждаются;
  • сталеалюминиевые, покрытые сплавом алюминия;
  • металлокерамические с бронзографитовым напылением.

Выбор изделия должен подразумевать также обязательный нюанс — износу во время работы двигателя подвергается не только упорный элемент, но и поверхность коленвала. Поэтому крайне важно правильно суметь подобрать размер стопора, тип и заводской номер. Обязательно, чтобы детали целиком отвечали штатным требованиям и покрывались специальным защитным слоем.

Полукольца из разного материала

Как правило, точный размер определяется ещё до непосредственного процесса замены. Однако это умеет делать только специалист, сумевший по косвенным признакам составить картину, царящую внутри блока. Другими словами, насколько изношены посадочные гнёзда, и какого размера шайбы нужно ставить. Поэтому в обычных условиях, когда установка производится своими руками, приходится определять это в ходе работы. Если после монтажа полуколец замер плоским щупом показал значение люфта выше стандартного — 0,06-0,26 мм или 0,35 мм, стопорные элементы надо менять на один размер выше.

Видео: как ставить новые стопоры коленвала

В ролике показано, как правильно ставить полукольца. Моторист рассказывает о секретах грамотного монтажа и особенностях проверки осевого люфта. Последнее делается индикатором и обычной отвёрткой.

Процесс замены

Чтобы правильно осуществить замену, надо действовать строго по инструкции, выполняя шаги последовательно:

  • поставить машину на яму или эстакаду, застопорить колёса;
  • скинуть защиту двигателя;
  • слить моторное масло;
  • открутить болты и снять картерный поддон вместе с прокладкой — держится на 16 крепежах;
  • вытащить среднюю крышку коренного подшипника — крепится болтами;
  • установить новые шайбы, смазанные небольшим количеством моторного масла, канавками в сторону упорных поверхностей коленвала, выталкивая ими старые полукольца;
  • поставить крышку обратно, затянуть динамометрическим ключом моментом, соответствующим данному узлу (приводится в технической литературе к каждому двигателю);
  • проверить осевой зазор вала плоским щупом — не должен превышать 0,06-0,26 мм.

Установка полуколец

Чтобы облегчить монтаж, надо перемещать отвёрткой коленвал и одновременно упирать новые полукольца своими концами в старые детали. Так удастся быстрее выдавить их, а запчасти ремкомплекта сядут на свои места.

При установке полуколец, их прорези или выемки должны смотреть внутрь, на коленвал.

Замена сальников

Если по причине осевого смещения были выдавлены коленвальные сальники, придётся оба заменить новыми. Один устанавливается со стороны шкива, второй — маховика. Крайне важно заменять первый уплотнитель, который со стороны ГРМ. Потому что, масло будет вытекать, попадать на ремень. А это серьёзный риск проскакивания на один, несколько зубьев или ещё хуже — обрыва. Что произойдёт, известно: надо будет уже менять клапана, так как загнутся или поломаются стержни от встречи с поршнями.

Передний сальник удастся заменить со стороны газораспределительного механизма. Нужно будет снять защитный кожух, ремень, зубчатый шкив коленвала. Потом удалить манжету, установить новую. А вот задний сальник меняется сложнее. Надо демонтировать КПП и сцепление. После удаления манжеты — тщательно очистить посадочное место, и только потом вмонтировать новое изделие.

Убедиться в правильности сборки и монтажа полуколец на завершающем этапе обязательно. Для этого коленвал прокручивается от руки — вращение должно продолжиться на автомате (0,5 оборота), быть плавным, без каких-либо заеданий.


Как можно загубить вольвовский мотор? Рецепт вполне прост – меняется масло Кастрол строго по регламенту каждые 20 000 км. При этом не проверяется уровень, и соответственно не доливается масло в течение межсервисного пробега. Игнорируется состояние радиаторов, не снимаем их и не моем. При соблюдении этих требований рано или поздно всё образуется.



На этом белом Вольво s60 катастрофа наступила через 130 000 км. Если бы владелец активней крутил мотор до отсечки, то можно запросто сократить интервал вдвое или втрое. И тут не понятно, мотор заведомо слаб и не жизнеспособен к реалиям эксплуатации, или наоборот живуч, не смотря ни на что?



Проблема обнаружилась, когда владелец приехал менять масло в один из профильных сервисов на западе Москвы. В чёрном чёрном масле мастера обнаружили присутствие стружки. А когда завели мотор послышался нездоровый стук.



Сложно сказать, почему те же сервисмены не обратили ранее внимание владельца на состояние радиаторов и не посоветовали чаще менять масло и следить за его уровнем. То ли это незнание специфики марки, то ли преступное равнодушие.



Когда машина оказалась у меня, все худшие опасения подтвердились. Масло ниже уровня, густое, чёрное и со стружкой. Сняв поддон, а затем и клапанную крышку, тихонечко охерели от увиденного. Все масляные каналы и ниши циркуляции забиты густой чёрной мазутной консистенцией.



Открутив скобы крепления шатунов, стали видны глубокие задиры на вкладышах и шейках коленвала, особенно на пятом и четвертом цилиндрах. Именно каналы этих цилиндров оказались полностью забиты мазутом, и смазка не поступала к нагруженным трущимся элементам. Когда коленвал был демонтирован, та же самая картина повторилась на коренных шейках и на ответных вкладышах. Причём некоторые вкладыши оказались протёрты даже в осевом направлении. Но настоящий сюрприз ждал впереди. Мы не сразу его обнаружили.



После снятия коленвала пришли к решению его проточить, а вкладыши заменить на ремонтные. Через день позвонили из мастерской и прислали фотографию настоящей катастрофы. На шейке пятого шатуна обнаружилась осевая трещина. Причём шейку даже проточили, но трещина не исчезла. Оставлять такой коленвал нет никакого смысла. Сложность заключается в том, что бюджет ремонта ограничен. В него никак не вписывается стоимость нового коленвала. А найти живой вал б/у на пятицилиндровый вольвовский мотор объёмом два литра не так просто. Но мы нашли и даже по разумной цене.



После того, как проблема коленвала решена, всё остальное предсказуемо и вполне решаемо. Для начала очищаем от нагара, грязи и отложений все детали. Особое внимание уделяем каналам циркуляции масла в блоке цилиндров и в гбц.



Разбирая головку блока, обнаружили не до конца затянутую свечу на том же злополучном пятом цилиндре. Как и предполагалось, все маслосъёмные колпачки давно выгорели, стали деревянными и хрупкими, что так же является одной из причин повышенного расхода масла. Вместе с заменой маслосъёмных колпачков очищаем от нагара и притираем клапана. После притирки обязательный тест на утечку с бензином.


И так подведём итог. Если вовремя не менять масло, не следить за его уровнем и не мыть радиаторы, то однажды приехав на плановое ТО, можно легко попасть на капитальный ремонт мотора с заменой калевала, а то и всего агрегата. Кроме коленвала мы заменили шатунные и коренные вкладыши, маслосъёмные колпачки, прокладки впуска, выпуска и гбц, сальники распредвала и коленвала. Поэтому своевременно делайте техническое обслуживание и доверяйте свой автомобиль только проверенным специалистам!

На страницу этой статьи вас скорее всего привел вопрос, как открутить болт шкива коленвала. У многих, кто сталкивается с этим первый раз возникает проблема. Как же зафиксировать коленчатый вал от проворачивания с болтом. Способов отвинчивания данного злощастного болта есть масса, и опытные мотористы их знают. Так же и приспособления специальные есть для этого дела, но стоят они каких-то заоблачных денег. Поэтому, мы поделимся с вами парой секретов как это сделать у себя в гараже имея минимальный набор инструмента.

Основные трудности с откручиванием болта

Болт крепления шкива вкручивается в сам коленчатый вал. От сюда и начинается основная проблема с его извлечением. При попытке его демонтажа, болт прокручивается вместе с коленом. Происходит это как на откручивании так и на зажатии.

Откручивание шкива

Внимание! Перед откручиванием удостоверьтесь что у вас правая резьба, иначе все ваши попытки могут быть бесполезны. На некоторых моторах ставят вместо обычной правой, левую.

Первое что может прийти в голову, использование специального инструмента который будет фиксировать шкив от прокручивания. В принципе, можно воспользоваться таким приспособлением, но его нужно для начала купить или сделать самостоятельно. Как первый так и второй вариант нас не устраивает, поэтому переходим сразу к следующему шагу.

Как открутить болт шкива коленвала

Первый метод больше подойдет к тем у кого есть помощник в гараже или сосед в кооперативе. Вам нужно попросить его сесть за руль автомобиля. Затем, включить четвертую передачу в коробке и зажать тормоз до упора. Таким образом, коленчатый вал полностью заблокируется и у вас будет возможность открутить его.

Внимание! Нужно в данный момент следить за метками ГРМ. Если тормозная система вашего автомобиля слабая и не достаточно хорошо держит возможны проблемы. Колено может прокрутиться в сторону откручивания на несколько градусов.

После откручивания смотрим еще раз метки и радуемся полученному результату.

Бывают случаи когда помощника нету, а демонтировать болт нужно очень срочно. В таком случае можно попробовать второй вариант. Во-первых, установите автомобиль на ровную поверхность, желательно на асфальт. Во-вторых, если у вас переднеприводный автомобиль, ваше второе колесо должно стоять обязательно на земле.

Затягиваем ручник до упора, ставим так же передачу и пытаемся отвинтить болт. Если же этого не достаточно, и колесо все равно проворачивается делаем следующие действия. Если болт шкива у вас с правой стороны, значит вам нужно нагрузить максимально левую. Ставим еще один домкрат под заднее правое колесо, что бы максимально нагрузить два левых колеса. Одно будет отвечать за полную фиксацию автомобиля, а второе за фиксацию колена.

Сомнительные методы

Есть методы которые мы бы не советовали использовать в данном случае. К примеру, некоторые умельцы, для фиксации колеса вставляют длинную отвертку в тормозной диск. Так как она проходит через тормозной суппорт то может запросто что-то повредить.

Некоторые пытаются зафиксировать маховик, вставляя в него различные монтировки, отвертки и прочие предметы. Так же сомнительный способ, ведь ту же монтировку нужно кому-то держать. А если есть второй человек, почему бы не воспользоваться более легким методом который мы описали выше.

Видео

Читайте также: