Как заклеить покрышку на мотоцикле

Обновлено: 04.07.2024

Подробно рассказываем, почему ремонт жгутом – почти начисто лишённое смысла занятие, ведущее к большим неприятностям. Самостоятельное латание дыр и попытка сэкономить приведут лишь к увеличению трат. Такой ремонт небезопасен.

Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта шин – они прокалываются саморезами, гвоздями и прочими колюще-режущими предметами, невесть откуда взявшимися на дороге, в результате чего теряют герметичность. Именно в этот момент перед автовладельцами встаёт дилемма: сэкономить и самостоятельно поставить китайский жгут, купленный в автомагазине за пару сотен рублей, или отвезти колесо в шиномонтажную мастерскую, затратив на это немало времени и гораздо больше средств. В этом материале мы подробно рассказываем, почему ремонт жгутом – совершенно бессмысленное занятие, ведущее к большим неприятностям.

Как устроена легковая шина

Прежде чем озадачивать вас особенностями ремонта автомобильных покрышек, в двух словах напомним, как они устроены.

Снаружи шина делится на протектор (рабочую часть с рисунком, расположенную на поверхности диаметра), боковину или плечо и посадочный бортик (утолщение по внутреннему кругу, которое заправляется за края колёсного диска).

По теме

На этом месте сразу оговоримся, что полноценному ремонту подлежат лишь проколы в протекторе шины, но никак не боковины или разрушения силовой структуры посадочного бортика. Почему, мы подробно рассказывали в отдельном материале.

Внутри любая покрышка устроена весьма замысловато. У неё есть многослойный силовой каркас: нити корда (обычно выполняются из синтетических материалов вроде лавсана или капрона) чередуются со слоями резины. Также большинство современных шин для повышения долговечности и надёжности усилены стальной нитью, покрытой сверху латунью. Волокна корда расположены определённым образом по отношению друг к другу. Резина, которой покрыты силовые слои покрышки, придаёт эластичность и снимает внутренние напряжения. Энергия от ударов благодаря брекеру и корду распределяется по покрышке равномерно, по всей поверхности, за счёт чего быстро гасится.

Что происходит при проколе

При проколе покрышки силовая структура шины, как правило, не разрушается: острый предмет, протыкая мягкую резину, проходит между нитями корда, раздвигая их в стороны. Если в колесо попадает гвоздь или подобный предмет, водители долгое время и вовсе могут его не замечать – покрышка сохраняет герметичность и очень медленно подтравливает воздух. До тех пор, пока посторонний предмет не будет замечен и извлечён.

Ремонт жгутами

А теперь перейдём к главному, непосредственно технологии ремонта жгутами. Вне зависимости от того, какой именно набор жгутов окажется в вашем распоряжении, технология ремонта всегда будет одинаковой: для ремонта покрышки потребуется заполнить отверстие ремонтным шнуром, предварительно расширив брешь специальным приспособлением. Жгут, смазанный клеем-активатором, заправляется в отверстие специальной иглой.

По теме

Особенно сильно страдают шины при повреждении металлокорда: порванные нити создают разветвлённую сеть микроскопических каналов, по которым воздух из колеса начинает убегать в атмосферу. Заделать такие микропроколы не в силах ни один герметик. И это лишь сопутствующая неприятность – помимо неё вы со временем получите всё то же расслоение покрышки и её вздутие. Не сразу, через несколько сотен или тысяч километров.

Шнуры бывают трёх типов – однокомпонентные синтетические волокна, пропитанные каучуком, резиновые жгуты с адгезивным слоем (высококачественные, но сложные в монтаже) и кордовые. Первые профессиональные ремонтники считают абсолютно непригодными, вторые – достаточно качественными, но сложными в монтаже (не раздвигают корд и принимают форму отверстия, но часто рвутся при установке), а третьи приводящими к проблемам – раздвигают брекер шины, что ведёт к расслоению резины в беговой части. Иными словами, применение любого типа ремонтных жгутов нецелесообразно и даже опасно.

Как быть

Замена, ремонт, балансировка мотоколес самостоятельно

Какие колеса бывают для мототехники

Какие колеса бывают для мото

Мотоцикл — весьма универсальное транспортное средство, в зависимости от его типа могут использоваться покрышки с разными протекторами. Резина для современных двухколесных транспортных средств бывает:

дорожная

Резина данного типа сугубо гражданская, создана для возможности передвижения со средней скоростью по дорогам общего пользования. Протектор имеет необходимое количество ламелей для обеспечения надежного сцепления даже в сильный дождь.

Дорожная мото резина

дорожно-спортивная

Дорожно-спортивные шины быстро прогреваются, что позволяет мотоциклисту уверенно держать повышенную скорость. Расплачиваться за это приходится ухудшенной маневренностью в дождь.

Дорожно-спортивная моторезина

туристическая

Туристические мотопокрышки позволяют неплохо себя чувствовать на асфальте, но и не бояться съехать с него при необходимости. Здесь протектор имеет четкий однообразный рисунок, направленность которого призвана облегчить движение по грязи.

Туристическая моторезина

внедорожная

Внедорожная моторезина

Выбирается тип покрышек, исходя из условий использования мотоцикла, его мощности, времени года.

О маркировке шин более подробно можно узнать ТУТ, а сколько качать по модели мотоцикла ТУТ!

Когда надо менять покрышки, колеса

Когда менять покрышки, колеса

В эксплуатации мототехники характерная черта — 99% их владельцев не ездят зимой, поэтому со сменой сезона замена покрышки на мотоцикле не производится. Хотя, шипованную резину для мотоциклов выпускают — особой популярностью она не пользуется. Исходя из этого смена резины происходит в нескольких случаях:

  • разрыв или прокол покрышки;
  • старение;
  • естественный износ протектора;

прокол покрышки

Разрыв или прокол покрышки особенно опасен в случае использования на мотоцикле бескамерных шин, возможен взрыв колеса, что чревато потерей управления транспортным средством. Причина появления трещин обычно — езда на дорожной резине по пересеченной местности, либо заезды на бордюры, ступени и т.д. А регулярные нагрузки и большие пробеги способствуют увеличению трещин, что приводит к тому, что шина становится негодной.

Проколы покрышок

старение покрышки

Старение мотопокрышок

износ покрышки

Границы износа протектора для каждой модели покрышки прописаны изготовителем. При этом для разных моделей, в зависимости от типа шины, это значение может кардинально отличаться. Поэтому, выбирая колеса для своего мотоцикла, стоит делать поправку на вероятные условия езды. Нужно помнить, что ПДД регламентирует минимальные допустимые границы остатка протектора. Так, высота рисунка протектора для законного передвижения по дорогам общего пользования не должна быть менее 0.8 мм.

Износ мотопокрышок

Что нужно для замены

Что нужно для замены мото колес

1. Для замены шин потребуется весьма нехитрый набор приспособлений, инструментов, который лучше один раз приобрести и потом использовать по необходимости. В первую очередь, чтобы поддевать резину, потребуется монтировка, а лучше две, так как одному, без помощника, намного удобнее управляться двумя.

Что нужно для замены мото колес-монтировка

Мыло с водой нужно смешивать в неравных пропорциях, чтобы получилась густая жидкость.

Вместо мыльного раствора можно использовать специальные смазки, но на самом деле это нецелесообразно, они намного дороже, а необходимость в них раз в несколько лет.

Смазки для снятия мотоколеса самому

3. Помимо этого, потребуется специальный колпачок, чтобы выкрутить ниппель, быстро выпустить воздух из колеса.

Специальный колпачок

4. Еще нужен обычный набор инструментов. Замена колес на скутере или мотоцикле сложнее, чем на автомобиле, где для снятия покрышки нужно открутить 4-5 болтов. Здесь придется повозиться, желательно обзавестись инструкцией от производителя для правильного разбора необходимых узлов.

Наборы инструментов для замены колес

Замена резины на мотоцикле своими руками

Если коротко пройти по алгоритму замены покрышки, то он состоит из следующих пунктов:

  • снятие колеса с мотоцикла;
  • спуск воздуха, отделение шины от обода;
  • извлечение камеры, съем покрышки с диска;
  • установка новой шины на диск;
  • монтаж колеса в сборе на транспортное средство.

Теперь по порядку. В первую очередь нужно разобраться со снятием колеса с мотоцикла, менять резину приходится на переднем, и на заднем колесе. Лучше сначала уделить внимание заводской документации, чтобы по незнанию не испортить что-то. Нужно иметь ввиду, что снимать передний диск проще заднего, для этого не нужно демонтировать цепь и другие приводные механизмы. На примере переднего колеса и разберем.

Замена шины мотоцикла.

В первую очередь нужно ослабить оси крепления колес, пока транспортное средство еще стоит на земле. После этого нужно поставить мотоцикл на некую подставку так, чтобы передняя часть была вывешена над землей. При этом байк надо жестко зафиксировать во избежание его падения, пока он будет стоять без переднего колеса. Далее нужно аккуратно открутить все крепежи, демонтировать диск с шиной с мотоцикла.

Разбортирование своими руками.

Установка новой шины

Укладка камеры в покрышку.

Как снять шину с диска в дороге

Как ремонтировать колеса своими силами

Легкосплавные мотоциклетные диски, особенно те, что со спицами, крайне легко гнутся от попаданий в неровности дороги. Нужно отдавать себе отчет, что сильно деформированный обод починить нельзя, лучше его заменить. А выполнять ремонт спицованных мотоколес самостоятельно вообще не рекомендуется, ведь можно столкнутся с такими проблемами:

  1. Потребуется много специфического инструмента, который не обязательно потребуется в будущем.
  2. Нужны специфические знания, понимание того, какое действие к какому результату приведет.
  3. Можно окончательно испортить немного деформированный диск.

Не подлежащее ремонту мотоколесо.

  • 1.2 – 2 мм для чопперов, эндуро и отечественных мотоциклов;
  • 0.5 мм для дорожных мотоциклов;
  • 0.2 мм для спортивных мотоциклов.

Спицованное колесо мотоцикла.

Теперь нужно с той стороны, которая не имеет отметины, ослабить спицы, а с противоположной – наоборот, затянуть их. В центральной части деформированной дуги обода следует затянуть спицу на 4-5 оборотов и, двигаясь в обе стороны, затягивать каждую из них на четверть оборота меньше. После этого нужно проверить натянулись ли сами собой те ослабленные спицы, с другой стороны. Если нет – затяжку нужно повторить в той же последовательности.

После всех действий придется снова установить колесо в стенд и проверить, как изменилась ситуация. Навряд ли с первого раза получится сделать правильно. Нужно учитывать, что для подобных действий придется разбортировать колесо, разобрать мотоцикл, на все это уйдет много времени. Если скутер нужен каждый день, и вы раньше никогда не сталкивались с подобным ремонтом, то однозначно лучше обратиться к специалистам, чтобы не терять свое время зря.

Регулировка спиц своими руками.

Вывод

Есть свои плюсы и минусы как в самостоятельной замене, так и при обращении в специализированные мотоциклетные шиномонтажи. Положительные моменты при замене своими руками это:

При этом есть и очевидные минусы. Во-первых – придется потратить больше времени, особенно тому, кто делает это в первый раз. Еще нужно купить весь необходимый инструмент. А если нет гаража или другого помещения, то придется заниматься этим на улице, что не очень удобно. И самый большой минус – у себя в гараже нет стенда для балансировки колес, и сделать полноценную и качественную замену шин не получится. Тем не менее, есть один важный момент – в отличие от машины, у мотоцикла нет запасного колеса, и в дальней дороге опыт замены своими руками будет весьма полезен.

С другой стороны, обратившись к профессионалам, вы получите:

  • экономию своего времени;
  • скорость замены;
  • применение узконаправленного инструмента.

Ремонт мотоциклетных шин осуществляется в стационарных условиях и в пути. В стационарных условиях ремонт шин производится в специализированных мотохозяйствах, в которых имеется значительный парк мотоциклов. В основном это спецмотобазы, в которых мотоциклы применяются для перевозки небольших грузов (до 200 кг) и мотобазы Государственной автомобильной инспекции. В обоих случаях используются мотоциклы с колясками производства Ирбитского и Киевского мотозаводов.

В каждом крупном мотохозяйстве имеется шиноремонтный участок, оборудованный приспособлениями для горячей вулканизации и другого ремонта шин.

В дорожных условиях шины ремонтирует водитель мотоцикла.

После остановки мотоцикла необходимо:

  • снять колесо;
  • размонтировать покрышку, пользуясь специальными монтажными лопатками, прилагаемыми в комплект инструмента;
  • вытащить поврежденную камеру.

При наличии запасной камеры (или запасного колеса) поврежденную камеру рекомендуется ремонтировать при возвращении в гараж. Если поврежденную камеру необходимо отремонтировать на месте, надо проделать следующие операции:

  • внимательно осмотреть покрышку (со стороны протектора и изнутри) и удалить предмет, вызвавший повреждение камеры;
  • убедиться, что не повреждено место крепления вентиля к камере;
  • при помощи насоса подкачать камеру, определить место прокола и обозначить его.

Часто оказывается, что падение давления в шине произошло в результате утечки воздуха в месте крепления металлического вентиля (из-за слабой затяжки гайки) или через неплотно завинченный, а возможно поврежденный золотник. В этом случае гайку (или золотник) нужно затянуть. Поврежденный золотник заменить.

  • подготовить для ремонта имеющийся в мотоаптечке ремкомплект для заклеивания камеры — резиновые заплатки, резиновый клей, наждачную бумагу (или терку). Резиновые заплатки должны быть проложены целлофаном для предохранения от загрязнения и замасливания;
  • аккуратно вырезать заплатку необходимого размера;
  • протереть ремонтируемый участок камеры чистым бензином;
  • наждачной бумагой или теркой тщательно зачистить участок камеры в месте повреждения;
  • вторично протереть зачищенный участок камеры чистым бензином и смазать тонким слоем резинового клея;
  • предварительно сняв целлофан с одной стороны заплатки, также зачистить ее, протереть бензином и смазать клеем;
  • дать клею просохнуть в течение 10—15 мин и вторично нанести слой клея;
  • после вторичной сушки аккуратно наложить заплатку, тщательно прижать ее и выдержать в таком состоянии в течение 15—20 мин.

После этого отремонтированную камеру можно монтировать.

Если при осмотре камеры окажется, что вентиль вырван полностью или произошло частичное разрушение резины в месте его крепления, ремонт следует производить в следующем порядке (в дорожных условиях можно ремонтировать только камеры, снабженные металлическими вентилями типов УК и МК):

  • отвернуть гайку, закрепляющую вентиль в камере, снять шайбу (случай частичного вырыва вентиля);
  • аккуратно, стараясь не увеличить повреждение камеры, вытащить вентиль из камеры;
  • заклеить заплаткой вентильное отверстие и поврежденный участок камеры (порядок тот же, что и при ремонте проколов);
  • на расстоянии не меньше 20 см от отремонтированного места вырезать по центру бандажной части камеры отверстие диаметром 4—6 мм;
  • аккуратно, не разорвав отверстия, завести пятку вентиля внутрь камеры;
  • надеть шайбу (обязательно вогнутой стороной к камере) и тщательно завинтить гайку.

Поэтому рекомендуется иметь с собой в пути, особенно при дальних поездках, дорожный вулканизатор и пользоваться им в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией.

Покрышки с кольцевым разрушением боковины по всей окружности вследствие езды при пониженном давлении ремонту не подлежат. При незначительном местном разлохмачивании или разрушении нитей корда как временная мера (только при необходимости доехать до гаража) допускается применение резиновых или чеферных (прорезиненная ткань, прикладывается в мотоаптечку) манжет. Манжету нужно вырезать в соответствии с размером ремонтируемого участка покрышки и наклеить в той же последовательности, что и заплатку на камеру.

При помощи манжет допускается только временный дорожный ремонт покрышек, имеющих небольшие, длиной не более 1—2 см, сквозные механические повреждения.

Категорически запрещается отремонтированные при помощи манжет покрышки устанавливать на переднее колесо, так как это может привести к аварии.

Во всех случаях после ремонта покрышек при помощи временных манжет скорость движения на них должна быть значительно снижена, особенно в жаркую погоду. Эта мера вызвана следующими причинами: во время движения мотоцикла шина нагревается и подвергается динамическим нагрузкам. Отремонтированный при помощи манжет участок покрышки ослаблен и под действием нагрузок на шину и температуры во время движения возможно более обширное разрушение каркаса покрышки, сопровождающееся разрывом камеры. При мгновенном падении давления и движении на большой скорости мотоцикл теряет устойчивость, что может привести к аварии.

По этой же причине категорически запрещается ремонтировать и устанавливать на мотоцикл покрышки, имеющие сквозные повреждения больших, чем указано выше, размеров.

Покрышки даже с незначительными разрушениями каркаса, особенно сквозными, к дальнейшей эксплуатации не пригодны и в мотохозяйствах подлежат списанию и сдаче в утиль.

При неумелом монтаже шин на обод происходит частичный или полный разрыв проволок бортового кольца. Эксплуатация таких покрышек также недопустима, так как в этом случае при движении мотоцикла произойдет разбортовка покрышки, что может привести к аварии.

Для начала необходимо эту дырку определить. Если вы с этим справились, и определили место прокола и у вас проснулся явный интерес к шиномонтажу, тогда действуем: зачищаем место прокола шкуркой и вокруг него в радиусе 2-2,5 сантиметра, далее обезжириваем данное место.

После этого можно воспользоваться набором для ремонта камер, которые продаются в любом магазине автозапчастей следующим образом: отдираем защитную пленку с заплаты (на ней уже нанесен слой клея), затем прикладываем заплату к зачищенному месту, после чего быстро раскатываем заплату валиком с целью удаления воздуха из-под нее. Далее даем высохнуть и проверяем камеру, накачав ее.

Только надо быть внимательным: самоклеящиеся заплаты есть не во всех ремонтных комплектах. Если в комплекте помимо пачки заплат есть ещё и небольшой тюбик, то придётся намазывать. — 7 лет назад

Читайте также: