Как зарядить аккумулятор иж планета 5

Обновлено: 20.05.2024

Что находится в фаре за лампочкой, чтобы она не оставалась заряженной от аккумулятора?

это новые или старые кисти.

Старый или новый — это еще не все. Очистите якорь. Кисти должны двигаться свободно… Пост 2, с. 195-196 Прога для чтения — пост 6

у меня на Яве такой же заряд, большой пепел, батарея закипает и через некоторое время включаю свет, сажусь

Если аккумулятор разряжен (и продолжает работать долго), аккумулятор потерял емкость из-за постоянной зарядки, лучше выбросить и поискать причину неисправности, затем купить новый.

Блин, снова пропал заряд на Юпитере. Сначала поменял якорь и заряд появился (пусть даже минимум). Я даже не ездил на велосипеде. Через неделю запустил, но заряда нет. И заметил, когда он начинает светиться и появляется с зарядкой, но вскоре снова пропадает. В чем причина? У меня уже заряжает все мозги вы * мля!!

Скорее всего, у вас не работает реле-регулятор, у меня в дороге была такая батарейка, хорошо, что случилось недалеко от рынка дела, поехал к Ренату и купил новое реле-регулятор на свой страх и риск и спросил, это на ему запустить барабаны. Когда запустил мот я вставил батарею и ушел, больше никогда не вспомнил о проблеме

PS Но, конечно, перед покупкой лучше попробовать поменять регулятор на известный и рабочий, ведь это совсем не дешево.

у меня на Яве такой же заряд, большой пепел, батарея закипает и через некоторое время включаю свет, сажусь

Если аккумулятор разряжен (и продолжает работать долго), аккумулятор потерял емкость из-за постоянной зарядки, лучше выбросить и поискать причину неисправности, затем купить новый.

Блин, снова пропал заряд на Юпитере. Сначала поменял якорь и заряд появился (пусть даже минимум). Я даже не ездил на велосипеде. Через неделю запустил, но заряда нет. И заметил, когда он начинает светиться и появляется с зарядкой, но вскоре снова пропадает. В чем причина? У меня уже заряжает все мозги вы * мля!!

Скорее всего, у вас не работает реле-регулятор, у меня в дороге была такая батарейка, хорошо, что случилось недалеко от рынка дела, поехал к Ренату и купил новое реле-регулятор на свой страх и риск и спросил, это на ему запустить барабаны. Когда запустил мот я вставил батарею и ушел, больше никогда не вспомнил о проблеме

PS Но, конечно, перед покупкой лучше попробовать поменять регулятор на известный и рабочий, ведь это совсем не дешево.

Ребята, помогите, у меня мот Иж-планета 5, подзарядка отсутствует! Проехал все было нормально, проблем не было, потом как-то вышел покататься и все пздт посадил аккум, сигнал заработал не вставал, фара просто перегорела, пробовал завести без толку! Поехал домой, проверил проводку, щетки, все хреново! И ТАК НЕСКОЛЬКО РАЗ, ТОГДА РАБОТАЕТ, ТОЛЬКО ТАНЦЕВАЙ! что еще нужно проверить и изменить?
заранее спасибо!

Если нет заряда на Иж Юпитер.

Эта статья написана в помощь тем автомобилистам, которые решили самостоятельно найти и устранить неисправность в системе зарядки аккумулятора на мотоциклах ИЖ 12в.

Среди специальных устройств самый распространенный тестер с функцией набора (зуммера) и измерения сопротивления пригодится, потому что на планете мотоцикла нет подзарядки. Если у вас нет этого устройства, вы можете использовать лампочку с аккумулятором для определения контакта или обрыва цепи.

При этом необходимо поставить на байк идеально заряженный аккумулятор, либо запитать бортовую сеть от другого внешнего источника питания постоянным напряжением 12 В.

Сначала проверяем напряжение при включении замка зажигания в положительный полюс реле регулятора, должно быть 12 В.

Если нет напряжения, ищем разрыв цепи от плюсовой клеммы АКБ через замок зажигания и до клеммы на реле-регуляторе.

Читайте так же

Далее меряем напряжение на щетках нет заряда Включаю зажигание, горит лампа заряда, точно так же продолжает гореть стартер, замыкаю первую катушку реле, лампа гаснет а там пока нет заряда, вторая катушка. Одна из щеток должна иметь 12 В, потому что нет заряда. Возможная причина отказа двигателя при запуске планетарной системы. Если нет — звоним проводку от реле до щеток генератора.

Следующий шаг без подзарядки Иж планета 3 | Мотоцикл. Вынимаем щетки из держателя и вызываем каждую из них с клеммы на графит. Бывает, что в месте соприкосновения проволоки с графитовым телом самой щетки контакт теряется.

Поиск и устранение неисправностей генератора

Трехфазные провода отключены от статора и обмотка звенящая (соединены между собой по схеме звезды). Почему не заряжается аккумулятор ИЖ Ю 4. | Из. Другими словами, обмотки должны звенеть друг с другом и иметь примерно одинаковое сопротивление. Если какая-либо обмотка не звучит, это означает, что есть разрыв цепи и статор не работает должным образом.

Пропала зарядка ИЖа 12 вольт Ищем!

И снова видео о дилемме зарядки аккумулятора на байках Иж. Меня часто спрашивают, с чего начать.

Что делать, если пропала зарядка на ИЖе? Как найти неисправность!

При работе на мотоцикле ИЖ с электрооборудованием на 12 вольт в первую очередь пропадает заряд аккумулятора.

Кроме того, все три фазы называются относительно тела (массы). Если он звонит, значит, в корпусе пробиты обмотки, и этот статор не работает должным образом.

Мы называем обмотку якоря (на медных кольцах) Если кольца звучат друг для друга — ну, если нет — обрыв цепи, якорь не будет работать должным образом.

Следующим шагом будет прозвонить обмотку якоря относительно корпуса якоря.

Читайте так же

Если он не люфтит, ничего страшного, если он действительно люфтит, то на корпусе проткнута обмотка, и он все равно не работает должным образом!

Все есть с генератором.

Меняются тоже легко, гайка снизу откручивается на 10 мм, сверху привариваются провода.

Это в основном все. Причем менять наугад целые узлы совершенно не стоит, причин может быть много, вплоть до банального плохого контакта на микросхемах или окисления проводов в разъеме

Редакция журнала благодарит Сергея Шарикова за любезно предоставленные материалы для статьи.

Мотоцикл Иж Юпитер

Из специальных приборов понадобится самый простой тестер с функцией прозвонки (пищалка) и измерением сопротивлений. Если данного прибора у вас нет, то можно воспользоваться лампочкой с батарейкой для определения контакта или разрыва в цепи.

При этом на мотоцикл необходимо поставить хорошо заряженный аккумулятор, либо запитать бортовую сеть от другого внешнего источника питания постоянным напряжением 12 в.
Прежде всего проверяем наличие напряжения при включенном замке зажигания на плюсовой клемме реле регулятора. Там должно быть +12в.

Напряжение на плюсовой клемме реле регулятора

Если напряжения нет, то ищем обрыв от плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания и до клеммы + на реле- регуляторе.

Далее, меряем напряжение на щетках. На одной из щёток должно быть +12в. Если нет, прозваниваем проводку от реле до щеток генератора.

Следующий шаг. Вытаскиваем щетки из держателя и прозваниваем каждую из них от клеммы до графита, Бывает такое, что в месте контакта провода с самим графитовым телом щетки пропадает контакт.

Прозваниваем щетки на мотоцикле

Поиск неисправности в генераторе

От статора отсоединяются три фазных провода и прозванивается обмотка (соединенная между собой по схеме звезда). То есть между собой обмотки должны звониться и иметь примерно одинаковое сопротивление. Если какая то обмотка не звонится, это означает, что есть обрыв и статор не исправен.

 Поиск неисправности в генераторе мотоцикла
 Поиск неисправности в генераторе мотоцикла

Далее все три фазы прозваниваются относительно корпуса (массы). Если звонится значит обмотки пробиты на корпус и такой статор не исправен.

 Поиск неисправности в генераторе мотоцикла

Якорь

Прозваниваем обмотку якоря ( на медных кольцах ). Если между собой кольца звонятся — хорошо, если нет — обрыв, якорь не исправен.

Прозваниваем обмотку якоря генератора

Следующим шагом прозванивается обмотка якоря относительно корпуса якоря.

Если не звонится — хорошо, если звонится, обмотка пробита на корпус и такой якорь не исправен!

С генератором все.

Реле регулятор

Прозваниваем реле регулятора
Прозваниваем реле регулятор

Меняются они тоже легко, снизу откручивается гайка на 10 мм сверху отпаиваются провода.

Вот в принципе и всё. И совершенно не стоит наугад менять целые узлы, причин может быть очень много, вплоть до банального плохого контакта на фишках или окисления проводов в разъеме

11

Редакция журнала благодарит Шарикова Сергея за любезно предоставленные материалы для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ или фотоотчет о путешествиях, присылайте, пожалуйста, материалы на адрес: [email protected]

В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо. К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ - Юпитер и ИЖ - Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени. Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель - регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“:)) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё - таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы. После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1. 3):

рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.

рис.2. Вариант зарядки с РР

рис.3 Цепь зажигания

Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это - то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),

которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена - качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837. А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле - регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток:))) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)

причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно - наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу:((.
(2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),

входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие - то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD - монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)

рис.7 Кот Матроскин

Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост). Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет. Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12. 13 v на аккумуляторе и 8. 9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год - два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится. А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов - это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?


Регулировку производить при включенном ближнем свете в соответствии с разметкой экрана рис. Катушка зажигания 5. В результате, на свече возникает заряд меньше 12 В, который плохо воспламеняет горючую смесь в цилиндрах. Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство Генератор ИЖ Планета 5 Устройство генератора Аккумулятор Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. ПРОВОДКА НА ИЖ(ПЛАНЕТА 5)



Провод должен быть ввернут в наконечник до упора. Схема проводки на ИЖ Планета 5: подключение приборов и органов управления Совет: хорошим подспорьем в наши дни служит видео по обслуживанию того или иного узла мотоцикла.



Она — неспособна долго удерживать настройки опережения угла зажигания, имеет провалы в работе и малую точность. Регулировку силы звучания можно производить регулировочным винтом, расположенным на корпусе.



Аккумуляторная батарея мотоциклов ИЖ 7.



Создать модулятор можно своими руками.


Элементарно о сложном Проводка ИЖ

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Как осуществить переход на бесконтактную СЗ? При заглушенном двигателе контролька горит, при заведенном гаснет.


Как можно доработать генератор? Схема зажигания ИЖ Юпитер 5 после длительного использования меняется владельцами на системы от других советских мотоциклов.



Прерыватель указателей поворотов расположив на раме под бензобаком.



Схема электропроводки ИЖ Юпитер 5 На байке пятого Юпитера стоит контактная СЗ, которая работает от аккумулятора, поэтому эксплуатация транспорта сильно зависит от степени зарядки батареи. Установку генератора производить в обратной последовательности.



Он имеет защиту от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп и ухода не требует. Для новичков штатное освещение может быть не только неудобным, но и привести к ДТП. Для этого нужно выявить, какие есть проблемы с проводкой. При этом принципиальная схема электрооборудования ИЖ Юпитер 5 сохраняется.



Обгоревшие контакты, замасленные свечи и АКБ с зарядом меньше 12 В еще более ухудшают искрообразование. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка. Зарядка ИЖ

Статья по теме: Проверка сопротивления петли фаза нуль

Отличия от второй Планеты

Для многих современных граждан информация о том, что отечественные мотопроизводители неустанно трудились над улучшением своих моделей в эпоху тотального дефицита, может оказаться неожиданной.

Обратите внимание! Факт имеет место, более того, подкреплен официальными документами, в частности 1970N04P16-17 – это исходящий номер заводского информационного бюллетеня, в котором рассказывалось о проведенных изменениях.



На фото – официальные материалы КБ Ижмаша

Мотоцикл нового поколения получил:

  1. Фонари указателей поворотов – впервые в отечественной практике;
  2. Полупроводниковое реле управления указателями поворотов (устанавливалось в фаре);
  3. Новой размерности колеса и шины (3,50х18 против прежних — 3,25х19);
  4. Новый аккумулятор увеличенной емкости марки (старый на ИЖ Планета 2 — ЗМТ-6);
  5. И, конечно же, большую мощность двигателя. Силовой агрегат теперь развивал 18 л.с.

Модификации

Но и на этом инженеры-создатели не остановились и, выпустив с конвейера пятимиллионную машину, представили модификацию ИЖ Планета 3-01.



Зеркало и дуги безопасности – отличительные особенности новой модификации

В числе нововведений следует отметить:

  1. Подножки для заднего пассажира;
  2. Дуги безопасности;
  3. Зеркало заднего вида;
  4. Руль новой конструкции.

Комментарии и отзывы

Штатный провод следует перепаять с клеммы 5 на клемму 6. Как осуществить переход на бесконтактную СЗ?



Она — неспособна долго удерживать настройки опережения угла зажигания, имеет провалы в работе и малую точность. Таким образом, выполненные изменения сделают электропроводку мотоцикла ИЖ Юпитер 5 более надежной и производительной.


Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Замок зажигания. Свеча зажигания мотоциклов ИЖ 7. Схема проводки на ИЖ Планета 5: подключение приборов и органов управления Совет: хорошим подспорьем в наши дни служит видео по обслуживанию того или иного узла мотоцикла. Устройство переработанного генератора изготовить модулятор-прерыватель электрической цепи; установить прерыватель на вал ротора или генератор. Они могут возникнуть в первичной цепи между катушкой и аккумулятором на 12 В или вызваны условиями эксплуатации. Недостатки этой системы можно перечислять очень долго, поэтому владельцы переходят на электронное зажигание, тем самым увеличивают мощность, уменьшают расход и получают ровную кривую момента и мощности. Регулировку силы звучания можно производить регулировочным винтом, расположенным на корпусе. Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство Генератор ИЖ Планета 5 Устройство генератора Аккумулятор Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Плавкий предохранитель мотоциклов ИЖ 7.

Проблемы, связанные с проводкой



Для созданной системы зажигания нужно доработать генератор ИЖ Юпитер 5, схема которого не потребует больших изменений. При эксплуатации мотоцикла ИЖ Планета 4 работа выпрямителя-регулятора сказалась в лучшую сторону. Плавкий предохранитель мотоциклов ИЖ 7. С этой задачей справится любой электрик автор видео — Viter Electronic.

Прерыватель указателей поворотов расположив на раме под бензобаком. Наконечник свечной мотоциклов ИЖ 7. Перед регулировкой мотоцикл установить на горизонтальной площадке перпендикулярно к Экрану на расстоянии 10 м. Установка зажигания мотоциклов ИЖ 7. Устанавливается дополнительный тумблер, который отключает всех потребителей, когда запускается двигатель.

Например, на нашем сайте есть материалы по обслуживанию нескольких марок и моделей, и вы сможете почерпнуть из них нужные вам сведения см. Замена головного света Поездки на Юпитере 5 ночью — это удел самых смелых и опытных байкеров. При визуальном осмотре первичной цепи можно выявить неполадки в соединениях, контактах и выключателе зажигания. Схема проводки ИЖ Планета 5











на этой картинке все подробно разжевано

БСЗ! мечта любого ижевода! Описывать весь процесс приобретения и комплектующих не буду, инфы и так много в интернете. Как все, сначала решил поставить датчик холла(ДХ), покатался норм, работает, но прогресс не стоит на месте! Нашел замену — оптический датчик BS5-2M! стоит не мало — около 250 р. вазовский коммутатор без проблем воспринимает его сигнал. красиво, но дорого, и если вылетит из строя где нибудь то песец, лучше возить с собой запасной (если все же ставите BS5 советую запаять корпус и сторону контактов аккуратно паяльником, а то может помереть от вибрации ) И напоследок несколько фото

Внешнекурковая одностволка ИЖ-5

Фото 1. Фото автора.


Фото 1. Фото автора.
Внешнекурковая одностволка ИЖ-5 — популярная, хотя и простая отечественная однозарядка второй четверти XX века.

Доступная и надежная, она сыграла большую роль в распространении казнозарядного охотничьего оружия в разных районах нашей страны.

Ее значение в становлении отечественного охотничьего хозяйства трудно переоценить.

Предназначалась она для профессиональных охотников, работавших в промысловых охотничьих хозяйствах, и охотников-любителей.

Модель ИЖ-5 фактически первая с 1920-х годов серийная одностволка Ижевского завода, ее освоение началось еще в 1924 году.

Начало массового выпуска относится к июню 1927 года, а изготавливали ее с перерывами вплоть до 1950-х годов.

В конструкции одностволки ИЖ-5 просматривается давняя однозарядная курковка Champion с крупной удлиненной колодкой, выпускаемая фирмой Iver Johnson’s Arms & Cycle Works.

Но она не единственная курковая одностволка с такой колодкой на нашем рынке, назову аналогичную курковку и фирмы Hopkins & Allen, которая ввозилась к нам в 1910-е годы. Наша одностволка ИЖ-5 оснащена крупной колодкой такой же формы, но более обтекаемой.

Соответственно конструкции однозарядная курковка ИЖ-5 оказалась сравнительно тяжелой охотничьей однозарядкой.

Основная задача при ее создании заключалась в достижении хороших показателей боя дробью одним выстрелом, что обеспечивали массивный ствол и крупная колодка. Вот почему, собственно, и просматривается сходство с аналогичной моделью Iver Johnson Champion.


На солидной, удлиненной в задней части колодке нет плоских подушек, в привычном смысле этого термина, ствол помещается между ее массивными передними боковинами. В итоге колодка получилась надежной, но и тяжелой.

Тем не менее выглядит одностволка ИЖ-5 пропорционально, хотя и представляет собой образец валового, по терминологии того времени, производства. Ложа с шейкой полупистолетной формы изготовлена из древесины березы, реже — бука.

Ствол модели ИЖ-5 оснащен двумя подствольными крюками, чем отличается от последующих ижевских одностволок. Опирается он на поперечную шарнирную ось передним подствольным крюком и запирается в колодке клином, который входит в паз в заднем подствольном крюке.

В тот период аналогичная система обозначений применялась на всех ижевских ружьях. Позже, во второй половине 1940-х годов, маркировку одностволки ИЖ-5 изменили, основные данные перенесли на подствольные крюки.

Устанавливали также ствол и меньшей длины, например 740 мм. Кстати, длина патронника на всех ружьях ИЖ-5 любого калибра равна 70,1 мм. Крупная колодка с ложей весила примерно 1,62 кг, поэтому масса длинного ствола позволяла как-то уравновесить ружье.

Образец калибра 16/70 получился довольно тяжелым для одностволки, его масса достигала почти 2,985 кг, что указывалось в техдокументации. Однако охотники мирились с ней, так как охотничьих ружей в то время не хватало.

Номинально масса ружья ИЖ-5 совпадала с массой двустволки такого же калибра, но с более короткими стволами, например, длиной 695 мм, принятой для ружья 16-го калибра.

Полезно ознакомиться с параметрами одностволки Iver Johnson Champion, указанными в прейскурантах отечественных торговых компаний начала XX века в русской системе единиц измерения.

Несмотря на разнообразные калибры, данных немного, отчасти они приблизительны, но для сравнения пригодны. Так экземпляр Iver Johnson Champion 16-го калибра со стволом длиной 810 или 757 мм весил примерно 2,87 кг, а со стволом длиной 712 мм почти 2,76 кг.

Одностволки 12-го калибра тяжелее, самый длинный ствол достигал 890 мм, а наиболее легкий образец 24-го калибра со стволом длиной 712 мм весил почти 2,46 кг.

Кучность боя дробью не менее 35% считалась нормой для ружья с такими параметрами. А при проверке стрельбой патроном, снаряженным зарядом дымного пороха массой 5,3 г и снарядом дроби № 3 массой 30 г, кучность достигала 47%.

На заводе ружье ИЖ-5 подвергали испытаниям патронами с усиленными зарядами дымного и бездымного пороха, по успешным результатам которых ставилось клеймо на подствольном крюке слева.

Для ружей меньших калибров заряды порохов, соответственно, меньше. Согласно методике того времени, испытательные патроны для одностволки ИЖ-5 снаряжались снарядами дроби, масса которых больше номинальных по калибрам.

Невысокая цена внешнекурковой одностволки ИЖ-5, хорошие показатели боя дробью и несложная конструкция привлекали к ней охотников различных районов нашей страны, в том числе отдаленных.

Тем не менее проявившиеся недостатки, обусловленные скорее недостаточно оптимизированной технологией завода, чем конструкцией, привели к тому, что уже в 1931–1932 годы в Ижевске создавали вполне совершенные казнозарядные ружья, а модель ИЖ-5 формально сняли с производства.

Формально — потому, что она изготавливалась и позже, в том числе в 1949 году, судя по сохранившейся документации и отдельным экземплярам.

К настоящему времени одностволка ИЖ-5 превратилась в весьма редкий экземпляр, в хорошем состоянии она встречается нечасто. Любители отечественного оружия, опытные охотники и даже коллекционеры интересуются ею постоянно.

Читайте также: