Какие параметры контролируются у колес и шин автомобиля

Обновлено: 05.07.2024

Вы выбираете комплект летних или зимних шин для вашего автомобиля, но плохо разбираетесь во всех этих цифрах и буквах? Эта проблема легко решается. В данной статье мы покажем вам, как легко и быстро понять, что означают цифры на шинах, какие параметры за ними скрываются и какие именно шины подходят для вашего авто.

Только тогда машина будет уверенно держаться на дороге, когда будет обута в резину с оптимальными техническими характеристиками, соответствующими погоде, типу покрытия и сезону.

Размер шин: что означают цифры и как правильно их читать

Маркировка автомобильных шин состоит из нескольких значений. Например, на любом колесе указывается фирма-производитель, марка резины, а также размер шин. Первые три цифры на колесе показывают размер диска (в дюймах, 1 дюйм равняется 2,54 см), насколько широкая покрышка, а также высоту профиля. Данную маркировку можно увидеть, если посмотреть на колесо с наружной стороны.

Размер шин

Фото: Shutterstock

Разберем, что означают цифры на шинах на конкретном примере колеса с маркировкой 195 60 R16. Первая цифра 195 мм – это ширина протектора. Что означает вторая цифра в маркировке шин? Она показывает, как соотносится высота протектора и ширина автопокрышки. Колесо будет отлично цепляться за покрытие, если значение этого индекса высокое. Чаще всего данный параметр водители называют высотой профиля.

Цифра, расположенная последней, означает внутренний диаметр покрышки (в дюймах). Многие владельцы авто допускают такую ошибку: покупают резину, не учитывая того, что внешние параметры изменяются.

Так, высота двух колес с маркировкой 185 65 R15 и 210 65 R15 будет разной, а посадочный диаметр один и тот же. Из-за небольших отличий в высоте профиля и ширине резины в данном примере невозможно будет монтировать шины на авто. Об этом нельзя забывать при покупке комплекта колес. Чтобы подобрать покрышки с подходящим размером, можно использовать шинный калькулятор.

Кроме того, на любом колесе нанесен еще один параметр, это допустимая скорость. Он располагается после цифр на шинах, указывающих размер покрышки. Данный индекс означает, на какую максимальную скорость рассчитана шина.

Что означают цифры в маркировке шин на наглядном примере

Что означают цифры в маркировке шин на наглядном примере

Фото: Shutterstock

Чтобы стало понятнее, что означают цифры на шинах, рассмотрим европейскую маркировку модели автопокрышки Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H.

  • Cordiant – это фирма, которая изготовила покрышку. Данная компания занимает лидирующие позиции среди производителей резины в восточноевропейских странах. Поставляет на рынок колеса под следующими брендами: Cordiant, Cordiant Professional и TyRex.
  • Sport 3 – означает, что это спортивные шины для лета, рисунок протектора асимметричный. Созданы для быстрой и агрессивной езды. Главное достоинство заключается в сниженном риске аквапланирования.
  • 225 – данная цифра на шинах означает ширину колеса в мм.
  • 65 – что означает вторая цифра в размере шин? Это показатель отношения высоты профиля к ширине, измеряется в %. Высота колеса определяется от посадочного обода до края шины. Если умножить 225 на 0,65, получится 146 мм, таков высоты профиль данной покрышки.
  • R (либо надпись Radial, расположенная в боковой части шины) означает, что перед вами радиальная шина. То есть конструкция покрышки такова, что нити корда располагаются параллельно друг другу.
  • 17 – цифра означает посадочный диаметр обода шины, измеряется в дюймах. Обратите внимание на то, чтобы этот параметр у диска и у резины совпадал.



Что означают цифры на автомобильных шинах, произведенных в США

На американских шинах можно встретить два разных вида маркировок, которые отличаются друг от друга.

Рассмотрим первую маркировку: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. Как можно увидеть, она практически не отличается от европейской. Однако перед типоразмером ставится буква P на легковых покрышках либо LT — на шинах для легких грузовых машин.

Также существует вторая маркировка, выглядит она иначе: 31х10.5 R15. В данном случае привычная европейская маркировка имела бы следующий вид: 265/75 R15. Что означают цифры на шинах с такой маркировкой (в дюймах):

  • 31 — внешний диаметр шины;
  • 5 — цифра означает ширину колеса;
  • R — буква означает, что у шины радиальная конструкция. Изначально резина выпускалась с диагональной конструкцией, но этот метод изготовления шин устарел;
  • 15 — данная цифра означает внутренний диаметр покрышки.

Стоит отметить, что если не обращать внимание на единицы измерения (непривычные нам дюймы), то американская маркировка будет понятнее и логичнее в сравнении с европейской. Ведь во втором случае высота профиля резины зависит от ширины колеса.

В американской же маркировке все проще. Для наглядности рассмотрим, что означает первая цифра в размере шин. Она показывает типоразмер, то есть внешний диаметр. Вторая цифра указывает на ширину, третья — на внутренний диаметр.

Как узнать ширину покрышки в привычных нам единицах измерения, то есть в мм? Для этого необходимо умножить ширину в дюймах 10,5 на 25,4, ведь один дюйм равняется 2,54 см. В итоге получается значение 267 мм. Поскольку данного размера нет, берем в расчет ширину покрышки 265, которая получается после округления.

Следующий шаг — узнаем высоту боковины, которая измеряется в процентах. Для этого выполняем следующие действия: из внешнего диаметра вычитаем посадочный диаметр. Затем полученное значение делим на 2. Цифру, которую получим, затем нужно разделить на ширину профиля.

Таким образом в нашем примере имеем следующее: ((31 - 15) : 2) : 10,5 = 0,76. Полученную величину надо округлить до 75. В итоге у нас будет следующая маркировка на покрышках: 265/75 R15.

Если на шине не указана высота профиля, не забывайте о том, что для легковых покрышек этот показатель равен 8082%, для грузовых 88%.

Для перевода из метрической в дюймовую систему нам понадобится выполнить вычисления:

  • Находим диаметр, для этого нужно умножить ширину покрышки 265 мм на высоту профиля 0,75. Затем получившееся значение умножить на два. В итоге вы получите 397,5. Его следует перевести в дюймы (разделив на 25,4), а затем сложить с диаметром колеса: 15,6 + 15, получится 30,6. Чтобы было удобней, необходимо округлить число в большую сторону. В конце простых математических подсчетов вы найдете диаметр автошины в дюймах.
  • Как определить ширину покрышки в дюймах? Для этого делим ширину в миллиметрах 265 на 25,4. Получаем значение 10,4 дюйма.

Итак, мы разобрались, что означают цифры на шинах с американской маркировкой 31*10,5 R15

Что означает дополнительная маркировка и буквы на боковинах шин автомобиля

Маркировка и буквы на боковинах шин автомобиля

Фото: Shutterstock

XL или Extra Load — данная надпись на колесах означает, что они усиленные, то есть индекс грузоподъемности более 3 единиц, по сравнению со стандартными покрышками с таким же размером. Проще говоря, когда на резине вы видите индекс грузоподъемности 91, а также надпись XL, значит, данная покрышка рассчитана на нагрузку не 615 кг, а 670. Для наглядности рекомендуется изучить табличку индексов грузоподъемности.

Для выполнения работы потребуется штангенциркуль с глубиномером.

Последовательность выполнения:

3. При отсутствии механических повреждений шины, пригодность ее к эксплуатации определяется высотой рисунка протектора.

Визуально определяем высоту протектора по индикаторным выступам в канавках рисунка.


Выступы имеют высоту 1,6 мм. Как только высота протектора сравняется с высотой выступа, шина подлежит замене.


4. Точно высоту протектора определяем при помощи глубиномера штангенциркуля и сравниваем степень износа шины по краям и в середине. Ускоренный износ средней части протектора свидетельствует об эксплуатации шины с повышенным давлением, по краям шины — с пониженным, а быстрей износ внутренней или наружной части протектора указывает на необходимость регулировки углов установки колес. Интенсивный износ одного из колес, возможно, вызван деформацией элементов подвески или кузова автомобиля.

— если высота протектора шин составляет менее 1,6 мм;

— с шинами, имеющими внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы) обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;

— если отсутствует гайка (болт) крепления *ли имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;

— если шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспор-тмого средства;

— если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, шипованные н нешипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

5 Появление вибрации, ощущаемой на кузове или рулевом колесе при движении автомобиля с постоянной скоростью свыше 80 км/ч, может быть следствием дисбаланса одного из колес. Для выявления причины проверяем балансировку колес в шиномонтажной мастерской. Если вибрация вызвана деформацией диска, повреждением шины или неравномерным ее износом, заменяем шину или диск.


Шины являются одним из важных элементов колеса автомобиля. Основной задачей является частичное скрадывание неровностей дороги, уменьшение шума при движении, а также снижение необходимой тяги.


Первые пневматические шины для автомобиля появились в 1847 году, тогда не нашлось возможности организовать недорогое производство. Полноценное использование началось в 1888 году, когда Джон Данлоп стал устанавливать подобные покрышки на велосипеды. Окончательно вид близкий к современному, шина приобрела в 1890 году, тогда предложили разделять камеру и покрышку, а последнюю обеспечивать каркасом.

По каким параметрам нужно подбирать шины


Выбирая покрышку смотрят на следующие параметры.

  • Индекс скорости и нагрузки.
  • Высота профиля, ширина покрышки, площадь пятна контакта.
  • Совместимость с диском вашего автомобиля. Стоит смотреть на особенности установки, шина не должна цепляться за другие элементы автомобиля.
  • Рисунок протектора.


Помимо перечисленного стоит уделять внимание и другим нюансам.

  • Стиль вождения. Для спокойных поездок по городу и спортивных заездов требуются совершенно разные варианты. Технические характеристики у них различаются.
  • Особенности эксплуатации. Для асфальта и грунтовых дорог требуются разные покрышки. Они отличаются жесткостью, протектором и другими важными параметрами. При подборе резины обязательно учитывают возможность ее использования в определенных условиях.
  • Смотрят на тип автомобиля. Внедорожник и городской седан предъявляют разные требования к шинам. Также рекомендуется подбирать с учетом нагрузки, коммерческого использования и других факторов.
  • Сезонность. В разное время года к покрышкам предъявляются разные требования.

Виды автомобильных шин по сезону эксплуатации


Летние шины


Производятся летние версии из мягкой, износостойкой резины. Это позволяет эффективно работать в условиях жары и не стираться о горячий асфальт.

Важным моментом при выборе летних шин является протектор. Он оказывает сильное влияние на управляемость и безопасность. Обычно выделяют следующие виды протектора.


  • Ассиметричный. В этом случае профиль разделен пополам, с одной стороны (обычно внутренней) для сухого асфальта, с другой стороны использован рисунок для мокрой дороги. Если вы живете в климате с неустойчивой погодой, такой протектор поможет избежать проблем.
  • Направленный. Помогает быстро отводить воду из пятна контакта. Это дает возможность минимизировать риск аквапланирования, что повышает уровень безопасности.
  • Ненаправленный рисунок. Самый простой и дешевый. Хорошо показывает себя на сухой дороге.


Зимние шины


Для зимнего сезона используют специальную резину. Ее можно эксплуатировать при температуре окружающего воздуха до +5°C. Отличительной особенностью зимней автошины, является мягкая резина. Она практически не затвердевает на морозе, что способствует сохранению управляемости. Помимо этого, на таких покрышках обязательно нарезаются ламели. Это надрезы в виде зигзага, они позволяют добиваться хорошего сцепления со снегом и льдом. Только на шипованных шинах ламели могут отсутствовать.


Выбирая зимнюю резину стоит учитывать особенности погоды в вашем регионе. Ведь дорожные условия в холодное время года могут значительно различаться.

Существует два основных вида зимней резины:

В России наиболее востребована шиповка. Она отлично себя ведет на снегу и обледенелом покрытии. Причем не просто улучшает управляемость, и значительно увеличивает эффективность торможения.

Шипов обычно от 80 до 200 штук. Это зависит от размера колеса, а также модели покрышки.

Рекордсменом на данный момент является Hakkapeliitta 8 195/65 R15 производства Nokian. На нее устанавливается 200 шипов.

Основным недостатком шипованной резины является повышенная шумность. Особенно сильно это проявляется на асфальте.


У шипованных покрышек имеются определенные требования к эксплуатации.

  • Новые следует обкатывать не менее, чем 500 км. В это время не стоит ездить быстрее, чем 60 км/ч, а также избегать резких торможений. Это нужно, чтобы избежать повреждения шипов.
  • Не рекомендуется использовать шиповку на асфальте. Если вы большую часть времени ездите по чистой дороге, приобретайте другие виды зимней резины.


Ламелизированные не имеют шипов. Отлично ведут себя в условиях больших морозов, так как резина мягкая и не дубеет при низких температурах. Хорошо показывает себя на мокром покрытии, ламели эффективно отводят воду. На снегу и обледенелой дороге проигрывают в эффективности. Оптимально подходят для регионов с мягкими зимами и большим количеством оттепелей.

Всесезонная резина


Всесезонные можно использовать круглый год. Они мягче, чем летние, жестче зимних покрышек. В резину добавляются специальные компоненты, которые противостоят истиранию при высоких температурах. Протектор используется направленный, с небольшими ламелями. Основным плюсом подобной резины является возможность сэкономить на втором комплекте. Но, стоит помнить, что оптимально использовать всесезонку использовать только в регионах с мягкими зимами.

Используя всесезонную резину стоит помнить, что она уступает практически по всем параметрам специализированным сезонным покрышкам.

Виды покрышек по условиям эксплуатации

Нужно учитывать класс по условиям эксплуатации. Узнать этот параметр можно по маркировке на боковине покрышки. Перечислим основные варианты маркировки.


  • H/P – предназначены для шоссе. Обычно имеют высокий индекс скорости.
  • H/T – твердые покрытия. Используются на асфальте, в первую очередь предназначены для города. На высоких скоростях эксплуатировать не получается.
  • A/T – универсальные покрышки. Могут применяться на любых видах покрытий, как на асфальте, так и на проселках с гравийным покрытием.
  • M/T – резина для бездорожья. К ней относят и специальные грязевые шины. Отличаются специальным протектором, который отлично взаимодействует с водой, грязью и другими нестандартными дорожными покрытиями.



Правила подбора размера автошины

Решая, какие шины выбрать большая часть водителей смотрит на размер. Его можно увидеть на боковине. Обычно она указывается в традиционной системе – LT 205/55R16 91V. При этом, из обозначения не все указывает на размеры. Чтобы не путаться приведем полную расшифровку.



Внутренний (посадочный) диаметр в редких случаях указывается в миллиметрах. Такой маркировкой до сих пор иногда пользуется Michelin.

Индекс скорости может указываться не только в конце, но и в любом другом месте маркировки.


Виды рисунка протектора

От протектора зависит управляемость автомобиля, а также уровень акустического комфорта. Поэтому, стоит внимательно подбирать покрышки по этому параметру. Всего существует четыре основные разновидности протекторов, разберем их более подробно.



Зная особенности протекторов выбрать автомобильные шины становится значительно проще.


Индекс скорости

Индекс скорости демонстрирует, при каких скоростных режимах можно эксплуатировать автомобильные шины. Также показывается на боковинах покрышек. Можно встретить следующие варианты маркировок.


  • P – 150 км/ч;
  • Q – 160 км/ч;
  • R – 170 км/ч;
  • S – 180 км/ч;
  • T – 190 км/ч;
  • H – 210 км/ч;
  • V – 240 км/ч;
  • W – 270 км/ч;
  • Y – 300 км/ч.

Если у вас легковая машина, имеет смысл приобретать покрышки с индексом S и выше, этого будет вполне достаточно.

Индекс нагрузки


Еще один параметр – индекс нагрузки. Этот параметр демонстрирует, какую нагрузку может выдержать покрышка. Для расчета, сколько массы приходится на одно колесо, максимальную массу транспортного средства делят на количество колес. Производитель указывает этот параметр на боковине, что позволяет правильно выбрать резину.

Шумность автомобильных покрышек


Уровень шумности зависит в первую очередь от особенностей протектора. Еще сравнительно недавно узнать этот параметр можно было только приобретя шину и установив ее на автомобиль. Сейчас согласно новым правилам маркировки в Евросоюзе, данную информацию указывают на стикере, который крепится на новую покрышку. В России также постепенно переходят на эту маркировку.

Указывается в виде пиктограммы на которой обозначена шина и динамик, а также есть три полоски. Уровень шума можно узнать по числу закрашенных полосок.

евроэтикетка на шине

  • Одна полоска – значительно ниже допустимого.
  • Две полоски – ниже разрешенного.
  • Три полоски – превышение нормы.


В Евросоюзе начиная с 2016 года запрещена эксплуатация автошин с тремя полосками.

Срок эксплуатации автомобильной резины

Срок эксплуатации регламентируется ГОСТ 4754-97 и 5513-97. Согласно этим документам покрышки можно использовать не больше 5 лет. Помимо этого, существует срок хранения шины. Он не должен превышать 3 года. Итого, обычный срок использования авторезины не должен превышать 8 лет с момента изготовления. Эту информацию можно увидеть на боковой стороне покрышки.


Также следует учитывать пробег. На допустимый пробег влияет модель шины, а также ее типоразмер. Для легковых автомобилей допустимый пробег колеблется в пределах 45–70 тысяч километров.

Еще один параметр, который стоит учитывать – остаточная глубина протектора. Эти данный указаны в ПДД, в разделе о допуске транспортных средств к эксплуатации.

  • Для легковых автомобилей и грузовиков с массой до 3,5 тонны минимальная глубина протектора – 1,6 мм;
  • Грузовики и прицепы с массой свыше 3,5 тонны – не менее 1 мм;
  • Мотоциклы – минимум 0,8 мм.


Мягкость состава резиновой смеси – на что влияет

Жесткость резины не относится к обязательным параметрам, производитель зачастую ее не указывает. Но, разбирая критерии выбора, стоит упомянуть и этот параметр.


Мягкая обеспечивает более качественное сцепление с мокрым покрытием. Позволяет более эффективно разгоняться и тормозить. В большей части случаев наблюдается повышение управляемости автомобиля. Комфорт поездок увеличивается.

Основной недостаток мягкой резины – повышенный уровень износа. Она стирается быстро. Также увеличивается расход топлива.

Плюсом жестких шин является более медленное стирание протектора. Снижается расход топлива. Улучшается управляемость при прохождении поворотов.


Такие покрышки более шумные. Хуже ведут себя на мокрой дороге. Снижается комфортабельность. Увеличивается тормозной путь.

На жесткость может оказывать влияние давление в шинах. Чем меньше, этот показатель, тем ниже жесткость, и соответственно усиливается износ.

Что влияет на стоимость автошин

На стоимость влияют марка и бренд, под которым выпущена покрышка. Если у вас нет особых требований к условиям эксплуатации, не стоит переплачивать.


Если стоит задача подобрать недорогие, но качественные шины, стоит обратить внимание на российских производителей. Тут есть достойные образцы.

На цену оказывает влияние размер, чем больше покрышка, тем она дороже. Причина в большем количестве материала, требующегося для выделки.

На цену может оказывать сезонность. Имеет смысл выбирать и покупать летом зимнюю резину и наоборот.

Краткие рекомендации при выборе шины на машину

Чтобы самому определить, какие нужны шины для вашего автомобиля стоит тщательно изучить все параметры. Ниже перечислим основные ответы на вопрос, как выбрать шины.


  • Приобретайте только те типоразмеры, которые рекомендованы производителем вашего автомобиля.
  • Можно приобретать не только иностранные, но и отечественные изделия. По качеству они не различаются.
  • Всесезонные стоит брать только в регионах с мягкими зимами. В остальных случаях экономия на втором комплекте резины может принести больше проблем, чем пользы.


И последнее, какими бы хорошими шины не были бы, только правильная эксплуатация позволит использовать их потенциал.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться


Кованые диски — особенности. Стоит ли брать?


Диски с бедлоками — что это: особенности конструкции


Докатка: преимущества и недостатки — правила установки и эксплуатации

Многие причины вызывают неравномерный и преждевременный износ. Ниже приведены некоторые из них: неоптимальное давление в шинах, неравномерное вращение, недостаточные навыки водителя и несоответствующие углы установки колес.

Если проводится повторная регулировка колес с учетом износа шин, следует установить угол схождения колес настолько близким к нулю, насколько это позволяют технические требования. При обнаружении износа следует произвести осмотр шин при вращении, чтобы выявить следующие дефекты:



Рис. 14.10. Диагностика износа шин: а – износ внешних сторон протектора; b – односторонний износ протектора шины; с – сильный износ в середине профиля протектора шины

Постоянная проверка состояния шин позволит своевременно обнаружить интенсивный износ и устранить его причину, что позволит избежать более серьезных последствий ( рис. 14.10 ).

Износ внешней стороны шины (передняя шина) происходит при прохождении поворотов на высоких скоростях. При наличии такого износа рекомендуется шины с передней оси переставить на заднюю ось автомобиля.

Односторонний износ протектора шины. Неправильные углы установки колес вызывают не только повышенный износ шин, особенно односторонний износ, но и способствуют снижению безопасности движения.

Сильный износ в середине профиля протектора шины. Происходит из-за частого движения автомобиля с максимальной скоростью шины, в результате чего от действия центробежных сил протектор шины становится выпуклым в центре и интенсивно изнашивается. Этот вид износа наиболее ярко проявляется на задних колесах при повышенном давлении в них.


Заваливание – это движение из стороны в сторону задней или передней части автомобиля ( рис. 14.11 ). Это явление возникает при неровном расположении металлокордного брекера в шине или при чрезмерном боковом износе шины или колеса. Особенно заметно заваливание при небольших скоростях от 8 до 48 км/ч. Оно также проявляется как шероховатость езды на скоростях от 80 до 113 км/ч.

Ходовое испытание позволяет выяснить, сзади или спереди находится шина с дефектом. При дефекте задней шины заваливание происходит в задней части автомобиля. На месте водителя возникает такое ощущение, как будто кто-то толкает автомобиль сбоку.

Возникает ощущение, что передняя часть автомобиля движется попеременно вперед и назад, как если бы на месте водителя находилась ось вращения.

При обнаружении небольшого заваливания и при невозможности определить дефектную шину выполните следующие проверки.

2. На место предполагаемых колес с дефектом установите исправные колеса, заимствованные с аналогичного автомобиля (если не удается определить, спереди или сзади происходит заваливание, начните с задней пары).

Увод – это отклонение автомобиля в движении от прямолинейного движения без воздействия на рулевое колесо. Причиной увода обычно являются:

Причиной увода могут быть недостатки технологического процесса изготовления шин. Примером могут служить дефекты размещения корда в шине.

Смещение корда от центра может вызвать появление боковой силы при прямолинейном движении по дороге. Шина катится подобно конусу.

Величину крутящего момента вправо у некоторых типов переднеприводных автомобилей, у которых длина приводных валов неодинаковая, достаточно просто определить при сильном нажатии на педаль акселератора. Крутящий момент возникает вследствие того, что правый приводной вал длиннее левого: с этим связано различие в осевом угле. Автомобили с промежуточным валом имеют почти одинаковые по длине приводные валы.

Разница в длине приводных валов является причиной большего крутящего момента на угле схождения левого переднего колеса.

2. Отметьте, на какое расстояние потребовалось повернуть рулевое колесо, чтобы удержать автомобиль для прямолинейного движения при резком ускорении.

3. Сравните полученный результат с величиной, полученной на автомобилях аналогичной марки. Наличие большого крутящего момента на рулевом колесе может быть вызвано следующими причинами:

– разбросом параметров шин и колес, которые имеют наибольшее значение при возникновении крутящего момента на рулевом колесе. Несколько уменьшенный диаметр шины переднего правого колеса вызовет правый крутящий момент и увод автомобиля вправо. Осмотрите шины на передних колесах с целью выявления различий в конструкции, размерах и фирмах-изготовителях. Если шины подобных различий не имеют, поменяйте их местами и снова испытайте автомобиль на ходу;

– любым люфтом втулки рычага управления, поперечной рулевой тяги, рулевой передачи, приводящим к выкатыванию переднего колеса, а также появлению крутящего момента, вызывающего больший угол схождения, чем на колесе с противоположной стороны автомобиля;

– заеданием или слишком плотным соединением приводных валов. Плотное соединение или большая высота дифферента приводят к вилянию передних колес на скоростях от 24 до 48 км/час;

– неправильно установленными, изношенными или ослабленными креплениями двигателя, которые вызывают появление нежелательного угла на приводных валах.


Рис. 14.12. Причины, вызывающие вибрацию при движении по ровной дороге: а – овальность шины; b – неравномерная жесткость шины по окружности; с – погнутость или овальность диска колеса

Основными причинами, вызывающими вибрацию колеса при движении автомобиля по ровной дороге, являются ( рис. 14.12 ):

Вибрации, возникающие на скоростях менее 64 км/час, обычно вызваны биением. Вибрации на скоростях более 64 км/час при движении по шоссе могут быть вызваны как дисбалансом, так и биением. Прежде, чем приступить к ремонту, необходимо провести ходовые проверки и тщательный осмотр для выявления следующих дефектов:

– повреждений шин, таких, как деформация покрышек, отслоения или утолщения вследствие ударов. Небольшие вмятины на боковинах шин не оказывают негативного влияния на качество шины и не влияют на движение.

Балансировка – простейший вид ремонта. Если возникает вибрация, необходимо ее провести в первую очередь. Сначала необходимо произвести динамическую двухплоскостную балансировку со снятием колеса. Это устранит дисбаланс шины и колеса в сборе.

Необходима также окончательная балансировка колеса на автомобиле. Этим достигается балансировка тормозного барабана, диска и декоративного колпака колеса. Если балансировка не устраняет вибрации на больших или малых скоростях, то наиболее вероятной причиной его является биение колеса. Биение может быть вызвано как дефектами шин, колес, так и неправильным креплением колеса на автомобиле. Необходимо выполнить следующие действия.

A. Замеры биения колеса при свободном вращении без нагрузки выполняются без его снятия с автомобиля. Наиболее удобен для такого измерения индикатор часового типа с роликом на конце, однако также можно применять индикатор с кнопочным наконечником. Периферийное биение (из стороны в сторону) следует измерять как можно ближе к плечевой зоне протектора. Радиальное биение должно измеряться в центре на продольном ребре протектора. Конструктивные особенности некоторых протекторов вызывают необходимость применять липкую ленту. Для лучшего контакта индикатора с протектором необходимо плотно обернуть центральную его окружность липкой лентой. При измерении радиального или осевого биения не обращайте внимания на резкие колебания стрелки индикатора, вызванные боковыми впадинами или приливами на протекторе.

Запишите максимальные показания индикатора и отметьте место наибольшего биения. Общая величина биения шины и колеса в сборе не должна превышать 1,5 мм.

B. Если при измерениях, описанных в части А, радиальное или осевое биение превышает величину 1,5 мм, следует установить шину и колесо в сборе на устройство для динамической балансировки колес и провести повторные измерения величин биения. Установку колеса на балансировочное устройство следует произвести центральным базовым отверстием. Повторяя последовательность действий, описанных в части А, измерьте величину биения шины и колеса и место максимального показания индикатора. Затем измерьте величину биения отдельно колеса. Если она превышает указанную в технических условиях, его следует заменить. Если величина радиального или осевого биения превышает 1,27 мм на протекторе шины, приступите к выполнению рекомендаций, приведенных в части С.

C. Если значения биения, приведенные в части В, превышают 1,27 мм, следует провести подгонку шины и колеса так, чтобы место наибольшего биения шины совпало с местом наименьшего биения на диске. Затем повторно накачайте шину и установите колесо на балансировочном устройстве. Проведите повторные измерения. Во многих случаях такая подгонка позволяет уменьшить величину биения в сборке до величины менее 1,27 мм.

D. Если величина биения на колесе, снятом с автомобиля, находится в допустимых пределах, в то время как измерения на этом колесе без снятия показывают величину, превышающую этот предел, то следует искать причину в способе крепления колеса на ступице. Проверните колесную сборку на две шпильки и снова измерьте биение. Следует повторить эту операцию несколько раз, чтобы найти оптимальное положение колеса на ступице.

E. Если биение не удается уменьшить до допустимой величины, снимите колесо и измерьте биение на колесных шпильках индикатором часового типа. На одной шпильке установите индикатор на ноль. Аккуратно снимите наконечник индикатора со шпильки и поверните обод так, чтобы следующая шпилька оказалась напротив наконечника. Измерьте биение на всех шпильках. Индикатор снова остановится на нуле, когда окажется напротив первой шпильки. Если биение превышает 0,76 мм, ступица и осевой вал должны быть заменены. В случае перестановки шин на колесах, а также замены шин или колес колесные сборки должны быть снова отбалансированы. Кроме несбалансированности или биения шин и колес без нагрузки, причиной вибраций могут быть колебания жесткости шин (радиальное биение шин под нагрузкой). Однако измерить величину такого биения возможно только с помощью детектора дефектов шин или полирующего устройства радиального биения нагруженных шин.

Детектор дефектов шин представляет собой барабан, медленно вращающий нагруженную шину, установленную на автомобиле. Погрешности вращения являются причиной колебания жесткости шины и могут быть измерены таким детектором.

Для диагностики вибраций также применяется метод замещения колесных сборок. Проведите замену всех первоначально стоявших сборок на сборки, о которых заранее известно, что они не имеют дефектов, и если вибрация исчезнет, приступите к последовательному измерению сборок на стоявшие первоначально. Делайте это до тех пор, пока вновь не появится вибрация. Таким образом, можно выявить шину с колебаниями жесткости, превышающими допустимые.

Читайте также: