Какие приборы сигнализации вы знаете

Обновлено: 02.07.2024

Система освещения предназначена для обеспечения безопасного движения автомобиля в темное время суток. В систему освещения входят фары, задние фонари, фонари освещения заднего номерного знака, фонари освещения салона и багажного отделения, а также лампы освещения моторного отсека и вещевого ящика.

Система световой сигнализации предназначена для предупреждения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, а также об аварийной остановке. В систему световой сигнализации входят передние сигнальные фонари, задние сигнальные фонари, боковые повторители сигналов поворота, контрольные лампы в комбинации приборов, электронное реле-прерыватель, а также выключатели. Отражатели стоп-сигналов имеют красный цвет, сигналов фонарей поворота — оранжевый цвет.

Правые и левые указатели поворотов включаются рычагом, который расположен под рулевым колесом. При этом левые и правые сигнальные и контрольные лампы горят мигающим цветом. Частота мигания достигает 60-120 раз в минуту, мигание происходит за счет специального электронного реле-прерывателя, которое встроено в электрическую цепь. После выхода автомобиля из поворота рычаг выключения сигналов поворота автоматически возвращается в свое исходное положение. Если контрольная лампа в комбинации приборов мигает с удвоенной частотой, то это означает, что одна из сигнальных ламп не горит или реле-прерыватель находится в неисправном состоянии.

При вынужденной остановке из-за неисправности автомобиля включается аварийная сигнализация нажатием соответствующей кнопки. При включении аварийной сигнализации начинают гореть с удвоенной интенсивностью все сигнальные лампы указателя поворотов и сигнальная лампа в комбинации приборов. Цепь аварийной сигнализации проходит, минуя выключатель зажигания, поэтому сигнализация работает при любом положении ключа зажигания.

Фары автомобиля состоят из лампы основного и габаритного света, сблокированных с фонарями указателя поворота. Спереди фары находится рассеиватель из бесцветного стекла. С внутренней стороны рассеивателя расположена сложная система линз и призм. В задней части фар установлен рефлектор, изготовленный из стали. Рефлектор покрыт термостойким лаком и тонким слоем алюминия для создания зеркальной поверхности. В рефлекторе перед лампой установлен экран, который обеспечивает более четкую границу пучка ближнего света. В лампе фары находятся две нити накаливания. Одна нить (60 Вт) для дальнего света, другая (55 Вт) — для ближнего света. Нить дальнего света расположена в фокусе рефлектора и дает узкий пучок света параллельно дороге на большое расстояние. Нить ближнего света выведена вперед из фокуса и закрыта металлическим экраном, который препятствует распространению ближнего света наверх. Направление пучка света, испускаемого фарами, можно регулировать в вертикальной и горизонтальной плоскости при помощи специальных регулировочных винтов. Для регулировки пучка света фар в зависимости от нагрузки предназначен специальный гидрокорректор, который установлен в кабине водителя.

Гидрокорректор включает в себя рабочий цилиндр, исполнительные цилиндры и соединительные трубки. Рабочий цилиндр установлен на приборной панели, исполнительные цилиндры закреплены на фарах. Все цилиндры и соединительные трубки гидрокорректора заполнены низкозамерзающей жидкостью. Механизм гидрокорректора не разборный и в случае поломки полностью заменяется на новый.

Задний фонарь состоит из основания, на котором закреплена лампа, рассеивателя, а также защитного кожуха. Фонарь крепится к кузову автомобиля при помощи гаек. Он имеет секции с лампами габаритного света, света заднего хода, сигналов торможения и поворота, а также секции для противотуманного фонаря. Основание представляет собой платформу для ламп и выводной клеммы, которая предназначена для подключения колодки с пучком проводов. Рассеиватель заднего фонаря имеет встроенный отражатель. Правый фонарь представляет собой зеркальное отражение левого.

Стоп-сигнал служит для предупреждения движущегося сзади транспорта о торможении автомобиля. Обычно стоп-сигнал конструктивно объединяется с задним фонарем. Включается стоп-сигнал автоматически; при нажатии водителя на тормозную педаль в заднем фонаре ярко загорается лампочка, хорошо видимая через красное (на фонарях с насадкой СМУ — синее) стекло даже при солнечном свете.

Для приведения в действие стоп-сигнала используются включатели с гидравлическим или пневматическим приводом.

Включатель с гидравлическим приводом приводится в действие давлением тормозной жидкости при нажатии на тормозную педаль. Под действием давления жидкости диафрагма 1 прогибается и перемещает металлический контактный диск 2, контакты замыкаются — ток поступает в нить лампы стоп-сигнала. При отпускании педали диафрагма и контактный диск под действием пружины 4 возвращаются в исходное положение — контакты 3 размыкаются.

blank

Рис. Включатель стоп-сигнала с гидравлическим приводом: 1 — диафрагма; 2 — контактный диск; 3 — контакт; 4 — пружина

Включатель с пневматическим приводом по своему устройству подобен включателю с гидравлическим приводом, по отличается тем, что на диафрагму действует не тормозная жидкость, а сжатый воздух.

Указатели поворота, устанавливаемые по два сзади и спереди автомобиля, включаются водителем при помощи рычажка в кабине. При этом в цепь ламп вводится специальный прерыватель тока, вызывающий мигание лампы, что позволяет хорошо отличить сигнал указателя поворота от других сигналов.

Звуковой сигнал вибрационного типа состоит из корпуса 1, на котором укреплены электромагнит с обмоткой 3 и подвижной якорь 5 со стержнем 4, с которым плотно соединена мембрана 2. Другой конец стержня якоря соединен пружинной пластиной 8 с гайками 6 регулировки тона сигнала, навинченными на стержень 4. На корпусе сигнала установлены изолированные одна от другой контактные пластины 7 и 9, параллельно которым включен конденсатор 10, уменьшающий обгорание контактов. Подвижная контактная пластина 7 при замкнутых контактах соприкасается с гайкой 6.

blank

Рис. Схема устройства и действия звукового сигнала: а — устройство сигнала; б — схема действия сигнала; 1 — корпус; 2 — мембрана; 3 — обмотка электромагнита; 4 — стержень; 5 — якорь; 6 — гайка регулировки тона сигнала; 7 и 9 — контактные пластины; 8 — пружинная пластина; 10 — конденсатор

Корпус сигнала закрывается полусферической крышкой. В передней части сигнала укреплены рупор или крышка мембраны.

Когда кнопка сигнала на рулевом колесе включена, ток поступает через замкнутые контакты пластин 7 и 9 в обмотку 3 электромагнита. Магнитное .поле обмотки притягивает якорь 5, преодолевая упругость мембраны. При этом гайка 6 размыкает контакты пластин 7 и 9 и магнитное поле исчезает; якорь под действием мембраны возвращается в исходное положение, контакты снова замыкаются и т.д. При нажатой кнопке мембрана все время колеблется. сигнал звучит.

Охранная сигнализация представляет собой электронное устройство, которое устанавливают на каком-либо объекте недвижимости. Оно подаёт сигнал о проникновении в помещение. Сигнализацией оборудуют любое здание, частный жилой дом, дачу, гараж, офис, промышленный объект. Электронные системы призваны защитить недвижимость от взлома и краж. Какие виды охранной сигнализации предлагают специалисты?

Основная схема

Сигнализацию устанавливают самостоятельно или пользуются услугами охранных компаний. Она может быть простой или сложной, затрагивать все помещения в здании, приусадебный участок. Какой бы ни была система, её работа сводится к одной схеме:

  • датчики;
  • ПКП;
  • исполнительные устройства.

В помещении устанавливают датчики, которые реагируют на звук, тепло, вибрацию. Это основные 3 вида устройств, с помощью которых улавливается признаки присутствия нежелательного гостя в помещении.

Охранная сигнализация: виды

Датчики улавливают сигнал и передают его на ПКП (приёмно-контрольный прибор). Это электронное устройство, которое осуществляет контроль над всей охранной электроникой. Полученный сигнал обрабатывается и передаётся на исполнительное устройство, заставляет его работать.

Исполнительное устройство может быть в виде сирены или светового сигнала, комбинированной команды. Оно может оповещать охранную компанию о проникновении в жилище, передавая сигнал на пульт управления, на телефон владельца недвижимости.

В зависимости от принципа работы исполнительного устройства, различают 3 основные вида охранной сигнализации: автономную, индивидуальную и пультовую. Для защиты недвижимости или участка выбирают наиболее приемлемую систему.

Автономная

Охранная автономная сигнализация является самой недорогой защитой имущества и недвижимости. Её можно установить самостоятельно. Комплект приобретают в соответствующей торговой точке. Покупаются датчики, располагаются в точках наиболее вероятных для проникновения. Это могут быть окна, двери, стены, крыша и другие элементы постройки.

Если случается проникновение, система подаёт локальный сигнал: зазвучит громкая сирена или замигают лампы. Чаще всего срабатывают оба сигнала. Их слышат и видят окружающие или владелец охраняемого объекта, если он находится от него недалеко.

Автономную систему устанавливают обычно на гаражах, небольших дачных домиках, если рядом постоянно живут соседи, которые могут позвонить хозяину недвижимости и сообщить о проникновении.

Сигнализацию данного вида используют магазины, рестораны, кафе, в любом здании, где имеется штатный охранник. Исполнительным устройством в данной ситуации является не только сирена, лампы и прожектора, но и пульт охранника. Он имеет возможность, быстро обойти здание, найти причину тревоги или позвонить в полицию, сообщить о проникновении.

Среди недостатков автономной охраны отмечается локальная направленность. Вблизи должен быть человек, который увидит и услышит сигнал. Обвинять кого-либо за порчу имущества будет некого, если неприятель не обнаружился за короткое время.

В торговой точке, в ресторане или на предприятии, ответ спросят с охранника или со сторожа. Отключают сигналы в ручном режиме.

Индивидуальная

Индивидуальный вид охранной сигнализации повторяет автономную, но сигнал может подаваться лично хозяину имущества. Установить её сложнее и дороже, но владелец объекта может провести систему самостоятельно. Оборудование приобретают в специализированном магазине.

  • Датчики стандартные, улавливают звук, инфракрасное излучение, вибрацию.
  • Они передают информацию на ПКП. Для индивидуальной сигнализации приобретают прибор с возможностью программирования. Он может передавать на телефон картинку с видеокамеры, фото, СМС, отправлять письмо на почту.
  • ПКП оснащён GSM.

Индивидуальная охранная сигнализация, так же как и автономная может функционировать, если здание подключено к электросети. В противном случае ПКП и датчики не смогут связаться между собой, не передадут оповещение на телефон или на компьютер.

Систему устанавливают в частных домах, гаражах, на объектах, где есть охранник. Требуется присутствие человека, который может быстро отреагировать на сигнал о проникновении.

Ещё один недостаток автономной и индивидуальной охраны заключается в том, что датчики могут работать только в тёплом помещении. Практически у всех приборов имеется ограничение по температурному режиму. Для охранной сигнализации выбирают устройства с возможностью функционировать при заниженных температурах.

Пультовая

Пультовую систему защиты устанавливает охранная компания или полиция. Схема у данного вида сигнализации остаётся прежней, но оповещение о том, что на объект совершено проникновение, получает оператор или сотрудник полиции. На пульт передаётся сигнал, письмо, фото, видео.

На экране компьютера оператор видит схему здания и точки расположения датчиков. Он определяет, какой прибор сработал, в каком месте совершён взлом. Заглушить сигнал злоумышленники не смогут. В охранной организации предусмотрена группа быстрого реагирования. Она приедет в течение короткого времени на вызов системы.

Пультовую охранную сигнализацию устанавливают предприятия, в которых нет сторожей, недвижимость составляет большую ценность. Систему используют в квартирах, в частных домах и дачах, если владельцы отсутствуют долгое время. Её проводят ювелирные магазины, банки, супермаркеты.

За данный вид услуг взимается абонентская плата. С компанией заключается договор об охране недвижимости и имущества.

Охранная сигнализация: виды

Если причиной операции стала простая забывчивость владельца, то это может расцениваться, как ложный вызов, который придётся оплатить. С пультовым видом охранной сигнализации следует быть осторожным.

Каждый тип охраны имеет свои преимущества и недостатки. Систему выбирают в зависимости от надёжности, стоимости, удобства использования. Автономная и индивидуальная защита имеет место, если в здании есть охранник или поблизости находятся добрые соседи. Пультовая сигнализация является самой надёжной, но её придётся оплачивать.

Приборы и датчики являются основными компонентами аппаратуры систем охранной сигнализации. В данном материале речь пойдет о приемно-контрольных приборах или панелях (ПКП), их назначении, принципе действия, устройстве и применении.

  • контроля состояния шлейфов (датчиков) системы;
  • индикации режимов работы аппаратуры;
  • формирования (в некоторых случаях и передачи) тревожных и служебных извещений;
  • управления другим оборудованием и системами.

Приемно контрольные приборы охранной сигнализации

В зависимости от количества подключаемых шлейфов сигнализации (ШС) охранные приборы подразделяются на устройства с малой —до 5, средней — от 5 до 20 и большой — свыше 20 шлейфов информационной емкости. Данное подразделение, на мой взгляд, достаточно условно.

Гораздо больший интерес представляют функциональные возможности приемно-контрольных панелей. Некоторые из них рассмотрены ниже.

Тактика постановки на охрану.

Некоторое время назад ПКП не баловали своих пользователей большим набором опций. Поэтому самой популярной была тактика постановки под охрану "с открытой дверью". То есть прибор переключался в охранный режим после восстановления шлейфа сигнализации. Пока входная дверь была открыта шлейф сигнализации находился в разомкнутом состоянии.

После того как персонал покидал помещение, на приемно контрольный прибор при открытой двери подавали питание, после чего ответственных за сдачу помещения покидал объект и закрывал дверь. ПКП переходил в рабочий режим после чего любое нарушение шлейфа сигнализации вызывало сигнал тревоги.

  • задержки взятия под охрану;
  • сдачи с помощью кодовых устройств.

Суть первого способа состоит в том, что при включении устройства оно некоторое определенное время не реагирует на состояние ШС. По его истечении ПКП переходит в режим охраны. Если вдруг за время отведенное на выход персонал не успел покинуть помещение, то сигнализация под охрану либо не возьмется, либо перейдет в тревожный режим. При этом все действия придется повторить с начала.

Второй вариант более удобен, поскольку позволяет осуществлять управление с помощью ключей Touch Memory, набора цифровых кодов на специальной панели или использованием proxi карт.

Возможности программирования режимов работы и типов шлейфов.

  • объединения ШС в группы по различным принципам, например, функциональному назначению;
  • индивидуальное программирования типов шлейфов и их групп;
  • определение тактики охраны и работы исполнительных устройств.

ВИДЫ ПРИБОРОВ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

"Классические" исполнения ПКП контролируют два состояния одного или нескольких шлейфов: "норма", соответствующих режиму охраны и "тревога". Последний может быть вызван обрывом или замыканием ШС, вызванным как попыткой проникновения на охраняемых объект, так и другими причинами, которые относятся к категории ложных срабатываний.

  • низкая информативность;
  • невозможность точной локализации места срабатывания.

Этого лишены устройства адресной охранной сигнализации. Они позволяют подключать к одной двухпроводной линии порядка 100 (определяется типом конкретного ПКП) датчиков сигнализации.

Каждый из них однозначно идентифицируется прибором за счет уникального адресы. Цифровой способ передачи данных значительно повышает информативность шлейфа и, как следствие, надежность охранной системы.

Поскольку реализация адресного принципа требует применения микропроцессорного управления, то такие панели обладают возможностями создавать различные виды охранных зон, гибко их конфигурировать и организовывать взаимодействие с другими типами исполнительных устройств.

Удачным представителем таких систем является адресная система безопасности "Орион".

Не забывайте — при использовании адресных систем должна быть обеспечена совместимость приемно контрольной аппаратуры и охранных датчиков (извещателей).

Беспроводные (радиоканальные) приемно контрольные приборы.

По сути своей они представляют собой приемники радиочастот с набором определенных контрольных функций. Многие "серьезные" радиоканальные системы имеют в своем составе комплект устройств с различным пакетом опций. Например, панель контроля и управления может работать с проводными шлейфами и одновременно поддерживать интерфейсное подключение радиоприемного устройства (РПУ).

В этом случае РПУ осуществляет только прием информации и передачу ее для дальнейшей обработке контрольной панели. Это позволяет создавать различные по сложности и возможностям охранные системы, пригодные для установки на дачах, в частных домах или квартирах.

МОНТАЖ И УСТАНОВКА ПКП

  • пожаро- и электробезопасность;
  • минимальный риск несанкционированного доступа к органам управления и коммутационным устройствам ПКП;
  • надежность и эффективность работы системы сигнализации.

Первый момент достигается установкой прибора на несгораемых поверхностях, выполнением подключений к электрической сети проводами соответствующего сечения имеющими качественную изоляцию. Если конструкция изделия требует выполнения заземления, то пренебрегать этим мероприятием не следует.

Обратите внимание — к любому прибору прилагается инструкция по его монтажу и установке, которая может иметь индивидуальные особенности, для конкретного типа аппаратуры.

Поскольку ПКП является оборудованием в котором соседствуют силовые (220 В) и слаботочные цепи, то чрезвычайно важно исключить возможность электрического контакта между ними. Как правило, предприятие изготовитель предусматривает защиту от подобного рода неприятностей, но лишний раз напомнить об этом не мешает.

Ограничение доступа к ПКП.

  • в охраняемое время;
  • в течении периода, когда сигнализация снята с охраны.
  • во первых — ПКП должен устанавливаться внутри охраняемого объекта;
  • во-вторых — подходы к нему нужно защитить датчиком движения.

Для того чтобы защитить приборы в неохраняемое время их следует устанавливать в помещениях с ограниченным доступом посторонних лиц. Кроме того можно произвести монтаж ПКП в запираемом металлическом шкафу. Как дополнительная мера защиты — оборудование этого шкафа сигнализацией и подключением ее на пульт охраны в круглосуточном режиме.

Кстати, многие устройства оборудованы датчиками вскрытия корпуса, так что можно сдавать под постоянную охрану сам приемно контрольный прибор. Следует заметить, что последние способы актуальны для особо важных объектов.

ВЫБОР ПРИБОРОВ ДЛЯ СИСТЕМ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

По большому счету, выбор приемно-контрольного прибора следует производить с учетом соответствия его возможностей требованиям, предъявляемым к системе сигнализации. Все это уже было рассмотрено ранее, поэтому ограничусь конспективным перечислением основных моментов.

Информационная емкость.

Для дачи или квартиры вполне достаточно ПКП с количеством подключаемых шлейфов сигнализации от 2-х до 4-х. Для более крупных объектов выбор емкости следует производить индивидуально, но в любом случае, при количестве ШС более 20 лучше использовать адресные системы сигнализации.

Кстати, адресные панели не оборудованы встроенными системами индикации состояния шлейфов, поскольку как таковые они отсутствуют. Однако, информация о состоянии охранных зон нужны, поэтому при выборе таких устройств стоит приобрести специальные блоки индикации.

Следующий момент — способ постановки под охрану.

Здесь лучше выбирать криптостойкие варианты. Для большинства объектов оптимальным будет установка считывателя Touch Memory, тем более, что большинство современных приборов поддерживают такую тактику сдачи/снятия. Другие варианты либо менее надежны, либо менее удобны. Поэтому, как показывает практика, используются значительно реже.

Несколько слов про выбор корпуса прибора.

При отсутствии заземления металлический корпус потенциально опасен с точки зрения возможности поражения электрическим током.

Электропитание.

Приборы охранной сигнализации могут иметь встроенный блок питания (подключается непосредственно к сети 220В и имеет собственный аккумулятор для обеспечения бесперебойной работы), а также запитываться от внешнего блока.

Первый тип ПКП имеет, как правило, дополнительный выход напряжения 12 Вольт для подключения питания датчиков сигнализации. Однако, его нагрузочная способность невелика.

Поэтому, при монтаже сигнализации на небольших объектах прибор с питанием от сети может обеспечить некоторую экономию на дополнительном блоке питания. Для систем с большим количеством энергопотребляющих извещателей этот момент не принципиален.

© 2014-2022 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.

К вспомогательному электрооборудованию относится группа приборов и устройств, обеспечивающих звуковую сигнализацию, отопление и вентиляцию места водителя и пассажирского салона, очистку стекол и световых приборов, подъем и опускание стекол, радиоприем, радиосвязь и другие вспомогательные функции.

ПРИБОРЫ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Звуковые сигналы предназначены для оповещения других участников движения о приближении транспортного средства или о состоянии его агрегатов, а также о срабатывании охранной сигнализации. Исходя из этого, звуковые сигналы могут быть подразделены по следующим признакам:

  • 1) приборы внешней сигнализации, передающие информацию другим участникам движения;
  • 2) приборы внутренней сигнализации, передающие информацию водителю о выходе контролируемых показателей работы систем за установленные пределы.

В зависимости от источника энергии внешние звуковые сигналы могут быть электрическими вибрационными или пневматическими.

По характеристикам звучания внешние электрические вибрационные звуковые сигналы могут быть подразделены на шумовые и тональные. Конструктивные схемы таких сигналов могут быть выполнены в двух разновидноетях: с рупорным резонатором или с дисковым резонатором. При этом шумовые сигналы оснащаются дисковым резонатором, а тональные — рупорным.

На современных транспортных машинах устанавливается комплект из двух звуковых сигналов — одного низкого и одного высокого тона. На легковых автомобилях представительского класса устанавливается комплект из трех сигналов — одного низкого и двух высокого тона. После установки на автомобиль сигналы настраиваются на требуемую звуковую частоту и включаются одновременно. В некоторых случаях на автомобили особо малого класса устанавливается один звуковой сигнал с дисковым резонатором. Частотный диапазон действия звуковых сигналов обычно находится в пределах 300. 600 Гд. Разница основных частот звука сигналов низкого и высокого тонов составляет 70. 100 Гц. Однако, по данным [11], наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы с частотным спектром в пределах 1800. 3550 Гц. Звуковое давление внешних сигналов находится в пределах 105. 125 дБА. Превышение указанных пределов может травмировать органы слуха человека.

Для исключения влияния массы автомобиля на звуковые характеристики сигнала применяется его упругая подвеска. Вихревое движение воздуха, возникающее при движении автомобиля, уменьшает расстояние слышимости сигнала; тем более ощутимо, чем выше скорость автомобиля.

Питание звуковых сигналов осуществляется от бортовой сети номинальным напряжением 12 или 24 В в повторно-кратковременном режиме с длительностью рабочего цикла 5 с. Основными исполнительными элементами таких сигналов являются электромагнит с катушкой, подключенной к сети питания через контакты прерывателя и якорь электромагнита, соединенный со звукоизлучающей мембраной. В редких случаях при наличии в бортовой сети переменного тока, например на мопедах или легких мотоциклах, могут применяться сигналы с мембраной, реагирующей на изменение амплитуды и частоты переменного тока в силовой катушке.

Питание катушки электромагнита 3 (рис. 6.15) подается через контакты прерывателя 7. Возникающий в катушке 3 магнитный поток притягивает якорь 4 к сердечнику 5. При этом перемещающийся выступ якоря действует на держатель 6 подвижного контакта прерывателя и разрывает цепь питания катушки 3 электромагнита. После этого под действием упругой силы мембрана возвращается в исходное состояние, в результате чего контакты прерывателя замыкаются и цикл повторяется. Для уменьшения искрения между контактами прерывателя может быть включен конденсатор емкостью 0,4. 0,6 мкФ.

Звуковая частота шумового сигнала с дисковым резонатором в значительной мере зависит от толщины мембраны. Увеличение толщины мембраны вызывает снижение частоты звуковых колебаний, и наоборот, снижение толщины мембраны приводит к увеличению частоты звуковых колебаний.

Регулировка звуковой частоты шумового сигнала осуществляется поворотом винта, расположенного на его задней крышке. При этом регулировочный винт изменяет амплитуду хода подвижного контакта прерывателя. Принципиально рабочий процесс тонального звукового сигнала (рис. 6.16) аналогичен действию шумового сигнала. Основное его отличие состоит в том, что резонатором его сигнала является столб воздуха, находящийся в рупоре.

Эффект рупорного резонатора образуется под давлением мембраны 6 на столб воздуха, находящийся в полости между корпусом резонатора 7 и крышкой 8. Конфигурация резонатора 7 обеспечивает взаимное наложение частот колебаний мембраны 6 и воздушного столба в рупоре. Этим достигается значительное увеличение амплитуды звуковых колебаний определенной частоты. Для повышения эффекта резонансного наложения частот осуществляется расширение конца рупорного резонатора. Настройка тонального сигнала на требуемую звуковую частоту осуществляется путем изменения хода подвижного контакта


Шумовой сигнал С304 с дисковым резонатором:

1 — корпус; 2 — ярмо электромагнита; 3 — электромагнитная катушка; 4 — якорь; 5 — сердечник; 6 — держатель подвижного контакта прерывателя; 7 — контакты прерывателя; 8 — мембрана; 9 — крышка мембраны; 10 — дисковый резонатор.


Тональный звуковой сигнал С308 с рупорным резонатором:

1 — корпус; 2 — сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — катушка электромагнита; 5 — ярмо электромагнита; 6 — мембрана; 7 — корпус рупорного резонатора; 8 — крышка резонатора.


Схема включения звуковых сигналов:

К,Рс — контакты реле включения сигналов; Кнс — кнопка управления звуковыми сигналами; Тс — тональный сигнал; Шс — шумовой сигнал; Б — аккумуляторная батарея; Рс — реле включения сигналов.

прерывателя. При этом определенное значение имеет объем воздуха, находящегося в рупоре.

В сравнении с шумовыми сигналами, потребляющими ток порядка 4. 6 А, тональные сигналы потребляют ток до 10 А, в связи с чем их включение посредством механических кнопок оказывается нежелательным. Для включения таких сигналов (рис. 6.17) используются промежуточные реле.

При нажатии на кнопку управления сигналами Кнс подается электропитание на обмотку реле включения сигналов Рс. Возникающая при этом магнитодвижущая сила притягивает якорек реле и замыкает контакты этого реле КгРс, чем обеспечивается подача тока к контактам звуковых сигналов Тс и Шс и их параллельное включение. Такое решение позволяет направлять относительно большой ток, порядка 20. 30 А, потребляемый звуковыми сигналами, через контакты реле Рс, чем обеспечивается разгрузка контактов кнопки Кнс. Через контакты кнопки управления сигналами проходит небольшой ток, потребляемый обмоткой реле Рс, порядка 1 А, что позволяет снизить вероятность отказа цепи включения сигналов из-за окисления контактов кнопки от искрения. Для обеспечения постоянной готовности звуковых сигналов к работе цепь управления работой звуковых сигналов обычно не защищается от короткого замыкания посредством включения плавких предохранителей, так как существующая вероятность их перегорания значительно снижает надежность системы. В некоторых случаях для защиты цепи используются термобиметаллические предохранители, имеющие в сравнении с плавкими больший период задержки размыкании цепи при перегрузках по току.

Читайте также: